Учебный план НОО_2023-2024

УТВЕРЖДЕН
Приказом директора
ГБОУ СО «ЕШИ № 10»
Бузань. М.Д.
от 01. 09. 2023 № 112-ОД

Учебный план
Уровень образования: начальное общее образование
2023-2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования для слабовидящих и слепых
обучающихся разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями);
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №
1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья" (с изменениями);
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования.
5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом
Минпросвещения России от 22.03.2021 №115 (приказ вступает в силу с 01.09.2021 и
действует до 01.09.2027);
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 "Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников"
(Зарегистрирован 01.11.2022 № 70799)
Учебный план является частью образовательной программы образовательного
учреждения. Образовательное учреждение разрабатывает образовательные программы в
соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и с учетом
примерных адаптированных основных образовательных программ начального общего
образования обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп.
Нормативные сроки освоения образовательных программ начального общего
образования увеличены на один год.
Обучающиеся на уровне начального общего образования по ФГОС начального
общего образования обучающихся с ОВЗ (3 и 4 вариант обучения), имеющие сложный
дефект, при переходе в основную школу продолжат обучение по ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 №1599.
Учебный план состоит из 2 частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.

Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по
классам.
Обязательная часть примерного учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего
образования:
формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным,
национальным и этнокультурным ценностям;
готовность обучающихся к продолжению образования;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
личностное развитие слабовидящего обучающегося с легкой умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
в
соответствии
с
его
индивидуальностью;
минимизацию негативного влияния слабовидения сочетающегося с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на развитие обучающегося и
профилактику возникновения вторичных отклонений.
Специфика учебного плана школы-интерната определяется целями и задачами
реализуемой
в
школе
образовательной
программы.
Часы
компонента
общеобразовательного учреждения в учебном плане использованы на увеличение
количества часов, отводимых на отдельные предметы и курсы.
В связи с переходом на пятилетнее обучение по адаптированной основной
образовательной программе начального общего образования для слепых и слабовидящих детей

(вариант 3.2 и 4.2) вводится нумерация:
I/1а класс – первый год обучения
II/2а класс – второй год обучения
III/ 3а, 3б классы - третий год обучения
IV/ 4б класс – четвертый год обучения
V/4в класс – пятый год обучения
4а класс – четвертый год обучения (вариант 4.1).
В связи с переходом на пятилетнее обучение по адаптированной основной
образовательной программе начального общего образования для слепых и слабовидящих
обучающихся с умственной отсталостью (вариант 4.3) вводится нумерация:
1б класс – первый год обучения
3в класс – третий год обучения
4г класс – четвертый год обучения
4д и 4е классы – пятый год обучения.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования
составляет 34 недели, в 1 классе - 33 недели.
Продолжительность учебных четвертей составляет: 1 четверть - 8 учебных недель
(для 1-5 классов); 2 четверть - 8 учебных недель (для 1-5 классов); 3 четверть - 10 учебных
недель (для 2-5 классов), 9 учебных недель (для 1 классов); 4 четверть - 8 учебных недель
(для 1-5 классов).
Продолжительность каникул составляет:
по окончании 1 четверти (осенние каникулы) - 9 календарных дней (для 1-5 классов);
по окончании 2 четверти (зимние каникулы) - 9 календарных дней (для 1-5 классов);
дополнительные каникулы - 9 календарных дней (для 1 классов);
по окончании 3 четверти (весенние каникулы) - 9 календарных дней (для 1-5 классов);
по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель.

Продолжительность урока не должна превышать 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут,
большой перемены (после 2 или 3 урока) - 20-30 минут.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью
должна составлять не менее 20-30 минут,
Продолжительность урока во 2-5- х классах - 40 минут, в 1 классе - 35 минут в 1
полугодии, 40 минут - во 2 полугодии. Продолжительность перемен между уроками 10
минут, после 1-го и 2-го уроков - по 20 минут.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и один раз в неделю - 5
уроков, за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2-5 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет
урока физической культуры.
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену,
-обучение в первом полугодии: в сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35 минут
каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе-мае - по 4
урока в день по 40 минут каждый;
- предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Занятия начинаются не ранее 8 часов утра.
Учебный план обеспечен общеобразовательными программами, методической
литературой и учебными пособиями, рекомендованными и допущенными для работы
Министерством просвещения Российской Федерации.
Учебный план дан в четырех вариантах:
1. Учебный план начального общего образования слабовидящих обучающихся вариант
4.1. (4 класс);
2. Учебный план начального общего образования слепых и слабовидящихобучающихся,
вариант 3.2, вариант 4.2.(1 - 5 классы)
3. Учебный план начального общего образования слепых и слабовидящих обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 3.3.,
вариант 4.3. (1-5 классы).
4. Учебный план начального общего образования слепых обучающихся с
умственнойотсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными
нарушениямив развитии) вариант 3.4. (1 и 5 классы).

Учебный план начального общего образования
слабовидящих обучающихся (вариант 4.1)
Предметные области

Русский язык и литературное чтение
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)
Основы религиозных культур и светской
этики

Учебные
предметы
Русский язык
Литературное
чтение
Иностранный
язык (английский)
Математика
Окружающий мир

Основы
религиозных
культур
и
светской этики
Искусство
Изобразительное
искусство
Музыка
Технология
Технология
Физическая культура
Физическая
культура
(Адаптивная
физическая
культура)
Часть
учебного
плана,
формируемая
участниками
образовательных отношений при 5-ти дневной учебной неделе
Всего часов по учебному плану
Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной
учебной неделе
Внеурочная деятельность
Коррекционно-развивающая область
Ритмика
Адаптивная физическая культура
Развитие зрительного восприятия
Социально-бытовая ориентировка
Предметно-пространственная ориентировка
Развитие коммуникативной деятельности
Другие направления внеурочной деятельности
Социальное
«Разговоры о важном»
Общеинтеллектуальное

Класс
4-а класс
5
4
2
4
2
1

1
1
1
2

0
23
23

4-а класс
10
6
1
1
1
1
1
1
4
1

В гостях у книжки
Общекультурное
«Волшебное превращение бумаги»
«Веселые нотки»
Всего

1
1
1
33

Обязательные предметные области и учебные предметы учебного плана (вариант
4.1) соответствуют положениям федерального учебного плана в ФОП НОО.
Во внеурочную область учебного плана включаются коррекционно-развивающие
занятия по программе коррекционной работы в объеме 5 часов в неделю на одного
обучающегося (пункт 3.4.16. Санитарно-эпидемиологических требований).

Учебный план АООП НОО для слабовидящих обучающихся (варианты 4.2, 3.2).
Предметные
области

Учебные
предметы
Классы
I/1а
Русский язык и
Русский язык
5
литературное
Литературное
4
чтение
чтение
Иностранный язык
Иностранный
язык
Математика
и Математика
4
информатика
Обществознание и Окружающий
2
естествознание
мир
(Окружающий мир)
Основы
Основы
религиозных
религиозных
культур и светской культур
и
этики
светской этики
Искусство
Изобразительное
1
искусство
Тифлографика
Технология
Физическая
культура

Музыка
Технология
Физическая
культура
(Адаптивная
физическая
культура)

Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Окружающий мир
Технология
Максимально допустимая недельная
нагрузка
Внеурочная деятельность
Обязательные занятия по программе
коррекционной работы
Ритмика

Класс
II/2а
5
4

III/3а
4
4

III/3б
4
4

IV4б
4
4

V/4в Всего
4
26
3
23

-

2

2

2

2

8

4

4

4

4

4

24

2

2

2

1

1

10

-

-

-

-

1

1

1

1

1

1

1

6

1
1
2

1
1
2

1
1
2

1
1
2

1
1
2

1
1
2

6
6
12

20
1

20
3

21
2

21
2

20
3

20
3

122
14

1
1
1

1

1

1

1
1

1

1

1
1

1
21

1
23

23

23

23

23

4
2
5
1
2
136

10
6

10
6

10
6

10
6

10
6

10
6

60
36

1

1

1

1

1

1

6

Адаптивная физическая культура
1
Развитие зрительного восприятия
1
Социально-бытовая ориентировка
1
Предметно-пространственная
1
ориентировка
Развитие коммуникативной
1
деятельности
Коррекционно-развивающие
4
занятия и другие направления
внеурочной деятельности
Социальное
«Разговоры о важном»
1
Общеинтеллектуальное
В гостях у книжки
1
Общекультурное
«Волшебное превращение бумаги»
1
«Веселые нотки»
1
31
Всего

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

6
6
6
6

1

1

1

1

1

6

4

4

4

4

4

24

1

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

6

1
1
33

1
1
33

1
1
33

1
1
33

1
1
33

6
6
196

Обязательная часть содержит перечень учебных предметов: Русский язык,
Литературное чтение, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство,
Музыка, Технология, Физическая культура (Адаптивная физическая культура).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей слепых и слабовидящих
обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся может быть использовано на увеличение учебных
часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части.
В учебном плане дополнительно представлены занятия в коррекционноразвивающей области.
Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы:
социально-бытовую ориентировку, предметно-пространственную ориентировку, развитие
зрительного восприятия, развитие коммуникативной деятельности, ритмику, адаптивную
физическую культуру, которые являются обязательными и проводятся в форме групповых
и индивидуальных коррекционных занятий.
В соответствии с письмом Министерства Просвещения РФ «Об отмене
методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры» от
21.12.2022г.
третий час реализуется за счет часов внеурочной деятельности коррекционного курса «Адаптивная физическая культура».
Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую
учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области
осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов
на коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в
течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Учебный
план
предусматривают
подгрупповые
и
индивидуальные
коррекционныезанятия, направленные на преодоление или ослабление недостатков
психического и физического развития слепых, слабовидящих
обучающихся и

профилактику возникновения отклонений засчет расширения познавательных
возможностей.
Работа по коррекционным курсам включает в себя два вида занятий: обязательные
подгрупповые и индивидуальные занятия. Выбор вида занятия обуславливается
количеством слепых или слабовидящих обучающихся, и индивидуальными
особенностями их развития. При делении обучающихся класса на подгруппы возможно
объединение учащихся из параллельных или смежных классов. Индивидуальные и
подгрупповые занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время.
Спортивно-оздоровительное направление реализуется: в организации и проведении
утренней зарядки, динамической паузы, проводимой во время большой перемены
(подвижные игры в спортивном зале), участие обучающихся в спортивных мероприятиях
школы (в соответствии с планом школы), организации ежедневных прогулок на свежем
воздухе.
Духовно-нравственное
направление
реализуется
за
счет
Программы
воспитательной работы, тематических классных часов, общешкольных уроков, экскурсий,
библиотечных часов, музейных часов (регламентируется рабочей программой
воспитателя, планом работы музея школы, библиотеки, общешкольным годовым планом
внеурочной работы); организация и проведение предметных недель, участие
обучающихся в фестивалях, творческих конкурсах, в мероприятиях при реализации
годовых планов работы ДК ВОС, областной библиотеки для слепых.
Социальное направление: проведение занятий «Разговоры о важном».
Общеинтеллектуальное направление: проведение развивающих занятий «В гостях
у книжки».
Общекультурное направление: проведение занятий «Веселые нотки», «Волшебное
превращение бумаги».
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательной деятельности. Слепым и слабовидящим
обучающимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий,
направленных на их развитие.
Увеличение часов на изучение учебного предмета «Русский язык» необходимо, так
как данный предмет даёт фундамент для овладения умениями и навыками по всем другим
дисциплинам, изучаемым в школе, формирует целостные смысловые основания
самоопределения человека в социуме и обеспечивают стартовые возможности для детей с
ОВЗ для продолжения образования.Нарушения зрения или его отсутствие выступают той
проблемной зоной, при которой у обучающихся снижается темп работы на уроках, что
требует дополнительного времени для качественного усвоения материала.
Увеличение часов на изучение учебного предмета «Окружающий мир».
Увеличение времени на 1 час помогает учащимся с нарушением зрения скорректировать
недостатки знаний и представлений об окружающем мире, их познавательные
возможности и интересы.
Увеличение часов на изучение учебного предмета «Литературное чтение» связано с
психофизическими особенностями обучающихся с ОВЗ, такими, как низкий темп чтения,
обусловленный состоянием зрительного анализатора, нарушения устной речи. Кроме того,
от того, как обучающийся умеет прочитать и понять прочитанное, зависит качественное
усвоение и других предметов.
Увеличение часов на изучение учебного предмета «Математика» связано с тем, что
детям с нарушениями зрения данный предмет даёт фундамент для овладения умениями и
навыками по всем другим дисциплинам, изучаемым в школе. Нарушения зрения или его
отсутствие выступают той проблемной зоной, при которой у учащихся снижается темп
работы на уроках, что требует дополнительного времени для качественного усвоения
материала.

На основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.
N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", п.26.
«В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по
адаптированным общеобразовательным программам, допускается совместное обучение
слепых и слабовидящих учащихся».
В ГБОУ «ЕШИ» №10 слепые и слабовидящие учащиеся обучаются в одном классе.
Для данной категории учащихся реализуется один учебный план, в котором присутствует
предмет образовательной области «Искусство» - «Изобразительное искусство
(Тифлографика)», как наиболее полно отражающий содержание данной области для
данной категории детей. В рабочих программах, разрабатываемых педагогами,
индивидуализация содержания предмета для слепых и слабовидящих заключается в
уточнении предметных результатов и описании деятельности учащихся.

Учебный план АООП НОО для слабовидящих обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (варианты 4.3, 3.3).
Предметные
области

Учебные
Количество часов в неделю
предметы/классы I/1б
II
III/3в IV/4г V/4д, 4е
Обязательная часть
Язык и речевая Русский язык
5
5
4
4
4
практика
Чтение
4
4
4
4
4
(литературное
чтение)
Математика
Математика
4
4
4
4
4
Естествознание
Окружающий мир
2
1
1
1
1
Искусство
Рисование
1
1
1
1
1
Тифлографика
Музыка
1
1
1
1
1
Технология
Ручной труд
1
2
2
2
2
Физическая
Физическая
2
2
2
2
2
культура
культура
(Адаптивная
физическая
культура)
Итого
20
20
19
19
19
Часть, формируемая участниками
1
3
4
4
4
образовательных отношений
Чтение
1
1
1
1
Русский язык
1
1
1
Окружающий мир
1
1
1
1
Развитие психомоторики и сенсорных
1
1
1
1
1
процессов
Максимально допустимая недельная 21
23
23
23
23
нагрузка
Внеурочная деятельность
10
10
10
10
10
Обязательные занятия по программе
5
5
5
5
5
коррекционной работы
Ритмика
1
1
1
1
1
Адаптивная физическая культура
1
1
1
1
1
Социально-бытовая и пространственная
2
2
2
2
2
ориентировка
Социально-коммуникативное развитие
1
1
1
1
1
Коррекционно-развивающие занятия
5
5
5
5
5
и другие направления внеурочной

Всего
22
20

20
6
5
5
9
10

97
16
4
3
4
5
113
50
25
5
5
2
5
25

деятельности
Нравственное
«Разговоры о важном»
«Добрые сказки»
Социальное
«Обо мне и моей стране»
Общекультурное
«Веселые нотки»
«Волшебное превращение бумаги»
Всего

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

5
5

1

1

1

1

1

5

1
1
31

1
1
33

1
1
33

1
1
33

1
1
33

5
5
163

Учебный план для слепых и слабовидящих учащихся с легкой умственной отсталостью
(3.3. и 4.3.) определяет основные образовательные направления, перечень учебных предметов,
их распределение по годам обучения с учетом специфики обучения умственно отсталых
учащихся и максимально допустимой нагрузки часов. Срок освоения учебных программ 5 лет в
соответствии ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ № 1598 от 19.12.2014.
Обязательная часть содержит перечень учебных предметов: русский язык, чтение
(литературное чтение), математика, окружающий мир, музыка, рисование/тифлографика,
ручной труд, физическая культура (адаптивная физическая культура).
На основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования", п.26. «В образовательной
организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным
общеобразовательным программам, допускается совместное обучение слепых и слабовидящих
учащихся».
В ГБОУ «ЕШИ» №10 слепые и слабовидящие учащиеся с легкой умственной отсталостью
обучаются в одном классе. Для данной категории учащихся реализуется один учебный план, в
котором присутствует предмет образовательной области «Искусство» - «Рисование
(Тифлографика)», как наиболее полно отражающий содержание данной области для данной
категории детей. В рабочих программах, разрабатываемых педагогами, индивидуализация
содержания предмета для слепых и слабовидящих заключается в уточнении предметных
результатов и описании деятельности учащихся.
Часть
учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
включает:
- коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
- увеличение часов на учебные предметы «Чтение», «Русский язык», «Окружающий мир». внеурочную деятельность, реализующуюся посредством таких направлений работы как
нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное,
спортивнооздоровительное и другие, доступные для данной группы обучающихся, и, обеспечивающую
личностное развитие слабовидящих обучающихся;
- коррекционно-развивающую область, коррекционные курсы которой направлены на
минимизацию негативного влияния слабовидения на результат обучения и профилактику
возникновения вторичных отклонений в развитии.
Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы:
ритмику, социально-бытовую и пространственную ориентировку, социально-коммуникативное
развитие, адаптивную физическую культуру, которые являются обязательными и проводятся в
форме групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Спортивно-оздоровительное направление реализуется: в организации и проведении
утренней зарядки, динамической паузы, проводимой во время большой перемены (подвижные
игры в спортивном зале), участие обучающихся в спортивных мероприятиях школы (в
соответствии с планом школы), организации ежедневных прогулок на свежем воздухе.

Духовно-нравственное направление реализуется за счет Программы воспитательной
работы, тематических классных часов, общешкольных уроков, экскурсий, библиотечных часов,
музейных часов (регламентируется рабочей программой воспитателя, планом работы музея
школы, библиотеки, общешкольным годовым планом внеурочной работы); организация и
проведение предметных недель, участие обучающихся в фестивалях, творческих конкурсах, в
мероприятиях при реализации годовых планов работы ДК ВОС, областной библиотеки для
слепых.
Социальное направление: проведение занятий «Обо мне и моей стране».
Нравственное направление: «Разговоры о важном», «Добрые сказки».
Общекультурное направление: проведение занятий «Веселые нотки», «Волшебное
превращение бумаги».
Учебный план АООП НОО для слепых обучающиеся
с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и ТМНР (вариант 3.4).
Предметные области

Язык и речевая практика
Математика
Окружающий мир

Искусство

Учебные предметы

Русский язык
Чтение
Устная речь
Математические представления
Окружающий мир (Окружающий
природный мир Окружающий
социальный мир
Жизнедеятельность человека и
самообслуживание)
Изобразительное
искусство
(Тифлографика)
Музыка и движение
Ручной труд
Адаптивная физическая культура

Технология
Физическая культура
Итого
Часть, формируемая образовательных отношений
участниками
Устная речь
Окружающий мир
Музыка и движение
Максимально допустимая нагрузка недельная
Внеурочная деятельность
Обязательные занятия по коррекционной программе
Ритмика
Социально-бытовая ориентировка
Социально-коммуникативное развитие
Сенсорное развитие
Двигательное развитие
Предметно-практические действия

Классы
I

V

3
3
2
3
3

3
4
1
3
3

1

1

1
2
2
20
1

1
2
2
20
3

1

1
1
1
23
10
7
1
1
1
1
1
1

21
10
7

Основы пространственной ориентировки
Другие направления внеурочной деятельности
Общекультурное
«Музыка для всех»
Социальное
«Я познаю мир»
Нравственное
«Игра»
Всего

1
3
1
1

31

1
33

Вариант 3.4 предназначен для образования слепых обучающихся, имеющих,
помимо слепоты, другие тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР):
умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может
сочетаться с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами
аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы и быть различной степени тяжести,
быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими
расстройствами.
Вариант 3.4 предполагает, что слепой обучающийся с умственной отсталостью
(умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) получает образование, которое по содержанию и
итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с
содержанием и итоговыми достижениями слепых сверстников, не имеющих
дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки.
Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: 5 лет.
Обязательная часть содержит перечень учебных предметов: Русский язык, Чтение,
Устная речь, Математические представления, Окружающий природный мир,
Окружающий социальный мир, Жизнедеятельность человека и самообслуживание,
Изобразительное искусство (Тифлографика), Музыка и движение, Ручной труд,
Адаптивная физическая культура.
Вариативная часть учебного плана предусматривает:
1. Увеличение часов на изучение предмета «Устная речь», так как особенностью данной
категории детей являются затруднения способов коммуникации, проблемы с выражением
своих мыслей и желаний. Понимание и использование речи происходит с запаздыванием.
Большее внимание следует уделять формированию способности общаться, налаживать
контакты, умению отвечать на вопросы взрослого и сверстника, поддерживать
стремление, самому задать вопрос, проявить инициативу.
2. Увеличение количества часов на изучение предмета «Окружающий мир» обусловлено
отставанием развития сенсорного восприятия, что в условиях зрительной депривации
негативно сказывается на формировании представлений об окружающем мире, помогает
скорректировать недостатки знаний и представлений об окружающем мире, их
познавательные возможности и интересы.
3. Увеличение количества часов на изучение предмета «Музыка и движение» помогает
развитию эмоциональной и двигательной отзывчивости на музыку.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
включает:
 факультативные курсы, обеспечивающие реализацию индивидуальных особых
образовательных потребностей слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью и ТМНР (увеличение количества часов на предметы: устная
речь, музыка и движение, окружающий мир).



внеурочную деятельность, реализующуюся посредством таких направлений работы
как нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное и другие направления, доступные для обучающихся данной группы
и, обеспечивающую личностное развитие слепых обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью и ТМНР;
 коррекционно-развивающую область, коррекционные курсы которой направлены на
минимизацию негативного влияния отсутствия или глубокого нарушения зрения и
интеллектуальной недостаточности на результат обучения и профилактику
возникновения вторичных отклонений в развитии.
Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы:
ритмику, сенсорное развитие, предметно-практические действия, двигательное развитие,
социально-бытовую ориентировку, основы пространственной ориентировки, социальнокоммуникативное развитие, которые являются обязательными и проводятся в форме
групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Внеурочная деятельность реализуется через проведение занятий:
- Общекультурное направление – «Музыка для всех;
- Социальное - «Я познаю мир»;
- Нравственноенаправление – «Игра».
На основе данного учебного плана составляются индивидуальные учебные планы
для обучающихся на дому.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».