25.06.2024
Должностная инструкция
учителя-дефектолога (тифлопедагога)
государственного
бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области
«Екатеринбургская школа-интернат № 10, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
I. Общие положения
1. На должность
учителя-дефектолога назначается лицо, имеющее высшее образование (бакалавриат,
специалитет, магистратура) по профилю деятельности или высшее образование
(бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений
подготовки высшего образования "Образование и педагогические науки",
"Психологические науки" и дополнительное профессиональное образование
- программа профессиональной переподготовки по направлению "Работа с
обучающимися с нарушениями зрения".
2. К
педагогической деятельности не допускаются лица:
- лишенные права
заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную
силу приговором суда;
- имеющие или
имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены
законодательством Российской Федерации;
- признанные
недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- имеющие
заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
3. Назначение на
должность учителя-дефектолога, а также освобождение от нее производится
приказом руководителя организации.
4.
Учитель-дефектолог должен знать:
4.1.
Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов,
детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с
нарушениями зрения
4.2. Законы и
нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие
образовательную деятельность
4.3. Законы и
нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую
деятельность учителя-дефектолога (тифлопедагога)
4.4. Федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные
программы, в том числе адаптированные
4.5. Теории,
закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования
обучающихся с нарушениями зрения
4.6. Основы
поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения,
особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации
адаптированных образовательных программ обучающихся с нарушениями зрения
4.7.
Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при нарушениях зрения
4.8. Клинико-психолого-педагогические
особенности слепых, слабовидящих обучающихся разного возраста, обучающихся с
функциональными нарушениями зрения, в том числе с комплексными нарушениями (с
нарушениями речи, слуха, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического
развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами
аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития)
4.9.
Медико-биологические основы, тифлопедагогические и офтальмологические
классификации нарушений зрения
4.10. Общие,
специфические и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся с
нарушениями зрения разных возрастных групп и способы их реализации
4.11. Направления
и содержание коррекционно-развивающих занятий, уроков по адаптированным
образовательным программам, программам коррекционной работы для обучающихся с
нарушениями зрения
4.12. Принципы и
подходы к реализации коррекционно-развивающих технологий в образовании
обучающихся с нарушениями зрения
4.13. Пути
достижения и способы оценки результатов освоения адаптированных образовательных
программ, программ коррекционной работы обучающимися с нарушениями зрения с
учетом их индивидуально-типологических особенностей
4.14.
Методические и теоретические основы, принципы и требования к организации
инклюзивного обучения обучающихся с нарушениями зрения
4.15. Специальные
тифлопедагогические технологии коррекционно-развивающего обучения обучающихся с
нарушениями зрения, технологии невизуального доступа к информации, в том числе
к цифровым образовательным ресурсам
4.16. Основы
чтения и письма рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля; основы и принципы
изготовления и использования рельефно-графических пособий для обучающихся с
нарушениями зрения
4.17.
Офтальмо-эргономические основы организации образовательного процесса; приемы
безопасного сопровождения обучающихся с нарушениями зрения
4.18. Правила
пользования тифлотехническими средствами и ассистивными технологиями для
обучающихся с нарушениями зрения
4.19. Основы
проектной и исследовательской деятельности учителя-дефектолога
4.20. Основы
самоорганизации и саморазвития учителя-дефектолога
4.21. Основы
дифференциальной психолого-педагогической диагностики, в том числе диагностики
обучающихся с нарушениями зрения в процессе образования, методы и методики
диагностической работы, диагностический инструментарий, методы анализа
полученных данных, правила организации
4.22. Организация
и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии,
психолого-педагогического консилиума образовательной организации
4.23. Клинические
основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога (тифлопедагога)
4.24. Содержание
деятельности и функции участников сопровождения обучающихся с нарушениями
зрения (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога)
4.25. Влияние
депривационных условий и аномальных психосоциальных ситуаций на развитие
обучающихся с нарушениями зрения
4.26. Основы
семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений
4.27. Основы
общей и профессиональной этики учителя-дефектолога (тифлопедагога),
конфликтологии и медиации
4.28. Требования
к оформлению психолого-педагогической документации по вопросам педагогического
сопровождения обучающихся с нарушениями зрения
4.29. Основные
направления комплексной реабилитации инвалидов, детей-инвалидов по зрению
4.30.
Теоретические основы, принципы безбарьерной среды, требования к ее организации
при нарушениях зрения
4.31. Специальные
условия психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с
нарушениями зрения с учетом варианта развития и индивидуальных особенностей
4.32. Способы
предупреждения и коррекции (минимизации) нежелательных, недопустимых форм
поведения обучающихся с нарушениями зрения
4.33. Общие
вопросы организации тифлопедагогической помощи в разных институциональных
условиях
4.34. Технологии
и методы профилактики социальной дезадаптации детей и взрослых с нарушениями
зрения
4.35. Основы
продуктивной коммуникации и командного взаимодействия при оказании
психолого-педагогической помощи детям и взрослым с нарушениями зрения
5. Учитель-дефектолог
подчиняется непосредственно заместителю
директора по УВР.
6. На время
отсутствия учителя-дефектолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет
лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает
соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.
II. Функции и
должностные обязанности
В обязанности учителя-дефектолога входит:
7.
Организация специальных условий
образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования
обучающимися с нарушениями зрения на разных уровнях образования:
- Разработка, корректировка, реализация совместно адаптированных
образовательных программ, программ коррекционной работы с обучающимися с
нарушениями зрения
- Организация специальной образовательной среды для обучающихся с
нарушениями зрения с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей
обучающихся, формы реализации адаптированных образовательных программ, программ
коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных
технологий и электронного обучения
- Организация деятельности обучающихся с нарушениями зрения по освоению
содержания адаптированных образовательных программ, программ коррекционной
работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и
электронного обучения
- Организация деятельности слепых, слабовидящих обучающихся по
овладению рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля
- Создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий
включения обучающихся с нарушениями зрения в образовательный процесс с учетом
их особых образовательных потребностей, особенностей здоровья
- Проведение коррекционно-развивающих занятий, уроков с обучающимися с
нарушениями зрения, предусмотренных адаптированной образовательной программой,
программой коррекционной работы
- Отбор программно-методических и учебно-дидактических материалов и их
использование в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания
обучающихся с нарушениями зрения
- Контроль и оценка достижений обучающихся с нарушениями зрения с
оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения
адаптированной образовательной программы, программы коррекционной работы
- Сопровождение в образовательном процессе обучающихся с нарушениями
зрения, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве
- Обеспечение при реализации адаптированных образовательных программ,
программ коррекционной работы соблюдения требований профилактического
охранительного режима, учитывающего допустимые зрительные нагрузки для
обучающихся с нарушениями зрения в соответствии с индивидуальными медицинскими
рекомендациями
- Реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование
социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с нарушениями
зрения к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе
8. Педагогическое сопровождение участников
образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных
потребностей обучающихся с нарушениями зрения, профилактики и коррекции
нарушений развития:
- Выявление обучающихся с нарушениями зрения, испытывающих трудности в
обучении, для организации их индивидуального психолого-педагогического
сопровождения
- Планирование и проведение тифлопедагогического обследования
обучающихся с нарушениями зрения с учетом возраста и особых образовательных
потребностей
- Составление заключения по результатам тифлопедагогической диагностики
обучающихся с нарушениями зрения и его обсуждение с заинтересованными
участниками образовательного процесса
- Консультирование всех участников образовательных отношений по
вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, выбора
образовательного маршрута, профессиональной ориентации обучающихся с
нарушениями зрения, в том числе консультирование родителей (законных представителей)
в форме обучающих занятий
- Проведение совместно с заинтересованными участниками образовательного
процесса коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических
мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений познавательной и
коммуникативной деятельности обучающихся с нарушениями зрения
- Планирование и реализация совместно с участниками образовательных
отношений деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально
недопустимого поведения обучающихся с нарушениями зрения
- Ведение совместно со специалистами, вовлеченными в образовательный
процесс, профессиональной документации по вопросам педагогического
сопровождения обучающихся с нарушениями зрения
9. Психолого-педагогическая помощь обучающимся с нарушениями зрения в
их социальной адаптации и реабилитации:
- Определение направлений и содержания, методов и средств реализации
мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых
с нарушениями зрения с целью повышения качества жизни и социальной адаптации
- Содействие активному включению в реабилитационный (абилитационный)
процесс родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями зрения
- Развитие у детей и взрослых с нарушениями зрения компетенций,
необходимых для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в
более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта,
социальных контактов с окружающими людьми
- Организация активного сотрудничества детей с нарушениями зрения с
окружающими в разных видах деятельности, формирование детского коллектива, в
том числе в условиях инклюзивного обучения
- Проведение мероприятий по развитию мобильности, ориентировки в
пространстве и самостоятельности детей и взрослых с нарушениями зрения с
использованием вспомогательных технических средств и ассистивных технологий
- Проведение мероприятий по профессиональной ориентации и
профессиональному самоопределению детей и взрослых с нарушениями зрения
III. Права
11. Учитель-дефектолог имеет право:
11.1 Запрашивать
и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к
вопросам своей деятельности.
11.2. Повышать
квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)
11.3. Принимать
участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
11.4.
Планировать, определять направления и отбирать содержание
коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями
зрения в соответствии с их особыми образовательными потребностями,
особенностями здоровья.
11.5. Применять в
образовательном процессе специальные образовательные средства и ресурсы, в том
числе тифлотехнические устройства, дидактические средства, цифровые
образовательные ресурсы, с учетом особых образовательных потребностей,
индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями зрения.
11.6.
Адаптировать образовательные средства и технологии, в том числе
контрольно-оценочные материалы и процедуры, к возможностям и потребностям
обучающихся с нарушениями зрения.
11.7. Проводить
тифлопедагогическое обследование обучающихся с нарушениями зрения.
11.8.
Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам
сопровождения обучающихся с нарушениями зрения и членов их семей.
11.9. Защищать
профессиональную честь и достоинство, свои интересы самостоятельно или через
представителей, в том числе адвоката.
IV. Ответственность
12. Учитель-дефектолог
несет ответственность:
12.1. За
ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей,
предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных
действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
12.2. За
правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в
пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским
законодательством Российской Федерации.
12.3. За
причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым
и гражданским законодательством Российской Федерации.
5. Заключительные положения
13. Настоящая должностная инструкция
разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового
кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и
дополнениями), профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13
марта 2023 г. №136н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые
отношения.
13.1.
Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией
осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт
ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается
подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей
инструкции, и в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.06.2024
Дата обновления: 25.06.2024
Дата публикации: 25.06.2024