Пояснительная записка. Данная программа рассчитана на обучающихся 1 классов и направлена на освоение обучающимися и воспитанниками основной образовательной программы начального общего образования через внеурочную деятельность в соответствии ФГОС НОО. Программа курса «Хочу всё знать» ориентирована на повышение и развитие качества мыслительной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В программе рассматривается обучение и воспитание как единое целое. Развитие логического мышления имеет крепкие связи с успехами детей в усвоении учебного материала. Более того, высокий уровень развития логического мышления на старте школьного обучения особенно важен для успешного изучения учебных дисциплин в последующем. Таким образом, проблема формирования интеллектуальной и познавательной активности в современной начальной школе актуальна. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни. Нормативно-правовой основой рабочей программы «Хочу всё знать» является: - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации». - Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. - Национальный проект «Образование» 01.01.2019 - 31.12.2024: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка». - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009 г. - Программа воспитания обучающихся ГБОУ СО «ЕШИ №10. - Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ Департамента государственной политик в сфере воспитания детей и молодёжи от 18 августа 2017 года N 09-1672. Цель программы: создание условий для оптимального развития детей с нарушением зрительного анализатора и развитие их творческого потенциала, развитие познавательных способностей, обучающихся на основе системы развивающих занятий. Задачи: - создание условий для осознания школьниками ценности учения и познания видов творческой деятельности; - формирование ценностного отношения к учению, развитие познавательного интереса, «умений учиться»; - выявление и реализация творческих способностей обучающихся, создание на занятиях ситуации успеха; - развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения. Место курса внеурочной деятельности «Хочу всё знать» Программа реализуется в работе со школьниками 1 классов 1 раз в неделю. В 1 классе 33 ч. Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, художественное творчество, досуговое общение. Применяются также различные формы фронтальные, групповые, индивидуальные. работы (по характеру отношений): Используемые педагогические технологии: -гуманно-личностные технологии; -технология сотрудничества; -технология активизации творческой деятельности; -игровые технологии. Используемые современные информационные и мультимедийные технологии: информационно-комуникативные технологии, DVD, мультимедийные презентации. Методы реализации программы: -словесные (рассказ, беседа, лекция); наглядные (иллюстрации- зрительные, слуховые, демонстрации); -практические (рассказ, инсценировка); -репродуктивные и поисковые (повторение, выполнение творческих заданий, создание проблемных ситуаций и поиск их решений); -самостоятельной работы учащихся; -стимулирование интереса и развития мотивации (создание ситуаций занимательности, успеха, эмоционально-нравственных переживаний, убеждение); -самопознания (анализ, жизненные аналогии, олицетворение, эмоционально-образное высказывание, Я-сообщение, беседа, сюжетно-ролевые игры); -творческого самовыражения. В процессе обучения используются следующие средства: - наглядно-образные (аудио-видеозаписи, иллюстрации, мультфильмы, презентации); - действенно-практические (дидактические задания). Основные формы проведения занятий: этические и познавательные беседы, тренинги, практикумы, смотры-конкурсы, конкурсы, викторины, занимательные игры, задачи-шутки, изучение детских энциклопедий, просмотр и обсуждение видеоматериалов, выполнение творческих заданий: проектных, исследовательских, креативных. Взаимосвязь с программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рабочей программы воспитания ГБОУ СО «ЕШИ №10». Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося. Это проявляется: -в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в рабочей программе воспитания; -в возможности включения школьников в деятельность, организуемую образовательной организацией в рамках модуля «Урочная деятельность» программы воспитания; -в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на её основе детских и взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается рабочей программой воспитания. Программа внеурочной деятельности «Хочу всё знать» основывается на принципах: Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который является собой высшей целью стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности. Программа духовнонравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального идеала. Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовнонравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация – устойчивое отожествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действительными средствами нравственного воспитания ребёнка. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другим значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребёнка со значимым другим. Содержанием этого педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей. Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована. Механизмы реализации этой идеи в Концепции определены как национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, разделяемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную задачу. (Что есть Отечество? Семья? Милосердие? Закон? Честь?) Понимание – этот ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Хочу всё знать» Личностными результатами являются следующие умения: -овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении; -формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; -формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников. Метапредметными результатами изучения курса «Хочу формирование следующих универсальных учебных действий. всё знать» являются Регулятивные УУД: -Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. -Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий). Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные УУД: -Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. -Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. -Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в специальной литературе -Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие, умение объяснять мир. Коммуникативные УУД: -Слушать и понимать речь других. -Вступать в беседу на уроке и в жизни. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. -Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах. Предметные результатами изучения курса является сформированность следующих умений: -Самостоятельно пополнять знания по математике, русскому языку, окружающему миру. -Пользоваться справочной и дополнительной литературой. -Выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение. -Повышение интеллектуального уровня учащихся. -Повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце учебного года. Содержание курса внеурочной деятельности «Хочу всё знать» Задания на развитие внимания (10 ч) К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного рода способствует формированию таких жизненно важных умений, как: умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двухтрехходовые задачи. Задания на развитие памяти (10 ч) В раздел включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени. Задания на развитие и совершенствование воображения (3 ч) Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера: - дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения; - выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; - вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); - выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; - выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка; - деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных; - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур. Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел). Задания на развитие мышления (10 ч) Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в разделе приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания). Задания на развитие внимания Задания на развитие памяти Задания на развитие совершенствование воображения Проходят лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполняют упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. Осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Увеличивают объем зрительного и слухового запоминания, развивают смысловую память, восприятие и наблюдательность. и Дорисовывают несложные композиции из геометрических тел или линий. Выбирают фигуры нужной формы для восстановления целого. Вычерчиваю фигуры из нескольких частей. Складывают и перекладывают спички с целью составления заданных фигур. Работают с изографами (словами, записанными буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммами (предметом, изображенным с помощью чисел). Задания на развитие мышления Учатся строить правильные понятиями, учатся комбинировать и планировать. Учатся выполнять алгоритмические предписания (шаговое выполнение задания). суждения Тематическое планирование первый год обучения (33 часа) № 1 2 3 4 5 Наименование разделов и тем Количес программы тво часов Незнайка развивает 1 познавательные способности. Игра «Выполни по образцу». Концентрируем внимание. Игра 1 «Раскрась фигуру» Буратино тренирует внимание. 1 Игры «Составь новые слова». «Внимание» Тренируем слуховую память. 1 Игра «Найди фигуру» Тренируем зрительную память. 1 Игра «Запомни и нарисуй» Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://multiurok.ru/files/kartoteka-igr-iuprazhnenii-dlia-detei-shkolnogo-v.html 1 https://uchi.ru/teachers/lk/main способн https://uchi.ru/ https://infourok.ru/sbornik-igr-dlyarazvitiya-vnimaniya-mladshih-shkolnikov421846.html https://infourok.ru/sbornik-igr-dlyarazvitiya-vnimaniya-mladshih-shkolnikov421846.html https://infourok.ru/sbornik-igr-iuprazhneniy-na-razvitie-pamyati- 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Задания Красной Шапочки. Игра «Найди буквенную закономерность» Развиваем внимание. Игры «Найди разбойника» «Незаконченные рисунки» Развиваем логическое мышление. Угадай фамилии мальчиков. Игра «Найди лишнее» Концентрируем внимание. Составляем новые слова. Игра «Сравни зайчиков» Тренируем внимание. Найди отличия. Игра «Лабиринт» 1 Золушка тренирует слуховую память. Игра «Найди слова в цепочках» Тренировка зрительной памяти. Игра «Составь новые слова» Ответь быстро на вопросы. Поиск закономерностей. Дорисуй недостающие фигуры. Игра «Магические треугольники» Совершенствуем воображение. Игры «Помоги Винни-Пуху», «Художник» Развиваем логическое мышление. Игра «Шифровальщики» Концентрируем внимание. Игры «Найди цыплёнка» «Лабиринт» 1 1 1 https://урок.рф/library/uprazhneniya_na_raz vitie_mishleniya_mladshih_shkolnikov_143 542.html 1 https://урок.рф/library/uprazhneniya_na_raz vitie_mishleniya_mladshih_shkolnikov_143 542.html https://nsportal.ru/nachalnayashkola/fizkultura/2017/02/27/igry-navnimanie https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitierechi/2022/01/06/kartoteka-uprazhneniydlya-razvitiya-sluhovoy-pamyati https://infourok.ru/vneurochka-na-temutrenirovka-zritelnoj-pamyati-v-1-klasse5038905.html 1 1 1 https://logiclike.com/math-logic/1klass/zakonomernosti 1 https://multiurok.ru/files/kartotekadidakticheskie-igry-na-razvitievoobrazh.html https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2020/10/12/igry-na-razvitiemyshleniya https://ped-kopilka.ru/blogs/galinadmitrievna-klincova/informacija-dljaroditelei-pervoklasnikov-na-temu-bank-igrna-razvitie-vnimanija.html https://ped-kopilka.ru/blogs/galinadmitrievna-klincova/informacija-dljaroditelei-pervoklasnikov-na-temu-bank-igrna-razvitie-vnimanija.html https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitierechi/2022/01/06/kartoteka-uprazhneniydlya-razvitiya-sluhovoy-pamyati https://infourok.ru/vneurochka-na-temutrenirovka-zritelnoj-pamyati-v-1-klasse5038905.html 1 1 17 Тренируем внимание. 1 Расшифруй слова. Игра «Магический квадрат» 18 Тренируем слуховую память. Игры «Ответь быстро» «Так же, как…» Тренируем зрительную память. Запомни и нарисуй. Игра «Отгадай слово» Поиск закономерностей. Назови номер фигуры. Игра «Отгадай слово» Совершенствуем воображение. Дорисуй маски. Игра «Разгадай кроссворд» 19 20 21 mladshego-shkolnika-2362958.html https://infourok.ru/sbornik-igr-iuprazhneniy-na-razvitie-pamyatimladshego-shkolnika-2362958.html https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/pr ochee/zadaniia_dlia_razvitiia_pamiati_vnim aniia_myshleniia_mladshikh_shkolnikov 1 1 1 https://logiclike.com/math-logic/1klass/zakonomernosti 1 https://multiurok.ru/files/kartotekadidakticheskie-igry-na-razvitievoobrazh.html 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Развиваем логическое 1 мышление. Кто длиннее всех? Отгадываем ребусы Концентрируем внимание. Игра 1 «Что изменилось?» Тренируем внимание. 1 Произнеси слова наоборот. Игра «Отгадай сказочного героя» Тренируем слуховую память. 1 Помоги Незнайке правильно написать слова. Игра «Составим новые слова» Тренируем зрительную память. 1 Запомни и нарисуй Поиск закономерностей. Заполни пустые квадраты. Игра «Четвёртый лишний» Совершенствуем воображение. Нарисуй слово схематично. Отгадываем кроссворды Развиваем логическое мышление. Игры «Помоги обезьянкам узнать своё имя». «Найди фигуру» Концентрируем внимание. Игры «Кому звонил Чебурашка» «Зашифруй слова» 1 1 1 1 Тренируем слуховую память. 1 Ответь на вопросы. Игра «Расшифруй пословицу» Тренируем зрительную память. 1 Игра «Найди 10 отличий» Конкурс эрудитов Итого 1 33 часа https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2020/10/12/igry-na-razvitiemyshleniya https://ped-kopilka.ru/blogs/galinadmitrievna-klincova/informacija-dljaroditelei-pervoklasnikov-na-temu-bank-igrna-razvitie-vnimanija.html https://ped-kopilka.ru/blogs/galinadmitrievna-klincova/informacija-dljaroditelei-pervoklasnikov-na-temu-bank-igrna-razvitie-vnimanija.html https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitierechi/2022/01/06/kartoteka-uprazhneniydlya-razvitiya-sluhovoy-pamyati https://infourok.ru/vneurochka-na-temutrenirovka-zritelnoj-pamyati-v-1-klasse5038905.html https://logiclike.com/math-logic/1klass/zakonomernosti https://multiurok.ru/files/kartotekadidakticheskie-igry-na-razvitievoobrazh.html https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2020/10/12/igry-na-razvitiemyshleniya https://ped-kopilka.ru/blogs/galinadmitrievna-klincova/informacija-dljaroditelei-pervoklasnikov-na-temu-bank-igrna-razvitie-vnimanija.html https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitierechi/2022/01/06/kartoteka-uprazhneniydlya-razvitiya-sluhovoy-pamyati https://infourok.ru/vneurochka-na-temutrenirovka-zritelnoj-pamyati-v-1-klasse5038905.html https://uchi.ru/ Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работа в парах, конкурсы, подвижные игры. Методические материалы для учителя: 1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. 2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. 3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.