РП по родной литературе ООО (русской) (5-10 классы)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа-интернат № 10, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

ПРИНЯТО
решением методического объединения
учителей социально- гуманитарного цикла
Протокол №1 от 26.08.2024 г.

СОГЛАСОВАНО
с зам. директора по УВР
27.08. 2024 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Родная литература (русская)»
для основного общего образования
Срок освоения программы: 6 лет (5-10 классы)

Составитель программы: Замышляева Марина Евгеньевна

Екатеринбург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» на уровне
основного общего образования составлена в соответствии с реализацией Федерального
закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минобрнауки России от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по учебному предмету
«Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная
литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по
общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского языка
и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(РУССКАЯ)»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет
широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и
духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы
русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на
внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям
и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой
среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический
потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную
российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного
отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования
культуры межнационального общения. Как часть предметной области «Родной язык и
родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с
предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)»
способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры,
коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет «Родная
литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного
предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Специфика курса родной русской литературы обусловлена:




отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их
национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер,
обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых
литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение
потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического,
средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный
предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые
изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на
изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого
изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и
литература».
Содержание программы по родной русской литературе не включает

произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить
литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с
дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной
литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы
и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в
соответствии со спецификой курса.
В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три
содержательные линии (три проблемно-тематических блока):




«Россия — родина моя»;
«Русские традиции»;
«Русский характер — русская душа».
Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания
курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах
предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления
национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и
проблематике. Например, поэты народов России о русском и родном языках; новогодние
традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе
народов России и др.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной
школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и
хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает
произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие
вечные проблемы и ценности.
Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с
выделенными сквозными линиями (например: родные просторы — русский лес — берёза).
Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы,
связанные с национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов
(например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.).
В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на
различном литературно-художественном материале показать, как важные для
национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении
длительного времени — вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта,
милосердие).
В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения,
включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы,
отражённые средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это
позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(РУССКАЯ)»
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на
сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в
образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской
литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою
специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а
также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных
регионах Российской Федерации.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение
следующих целей:









воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать
произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным
самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к
многонациональному народу России;
формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание
ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского
народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и
приобщение к его культурному наследию;
осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к
свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской
культуры;
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых
для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном
российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих
задач:

















приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации;
осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей,
формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм
художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в
русской литературе;
получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в
контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их
взаимовлияния;
выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской
литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и
оценки по поводу прочитанного;
формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности;
накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и
обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской
литературы;
формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской
литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, многоаспектного диалога;
развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа,
обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет,
и др.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» на этапе основного
общего в 5-10 классах выделяется по 17 часов в год (из расчёта 0,5 учебного часа в
неделю). В некоторых классах в случае необходимости возможно увеличение до 34 часа в
год (по 1 часу в неделю).

Особенности распределения программного материала по годам обучения.
Распределение программного материала учебного предмета «Родная литература (русская)»
в АООП ООО 1 варианта соответствует ПООП ООО.
Программный материал учебного предмета «Родная литература (русская)» в АООП ООО 2
варианта распределяется на шесть лет: 5, 6, 7, 8, 9, 10 классы. Перераспределение
содержания учебного курса обусловлено потребностью в дополнительном времени,
необходимом для изучения материала, вызывающего у слабовидящих обучающихся особые
затруднения, а также для развития у них компенсаторных способов действий и
дальнейшему обучению их использованию.
9 класс: Раздел 3. «Русский характер — русская душа» перенесен в 10 класс
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Раздел 1. Россия — Родина моя
Преданья старины глубокой
Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе (не
менее пяти произведений).
Русские народные и литературные сказки (не менее двух произведений). Например:
«Лиса и медведь» (русская народная сказка), К. Г. Паустовский «Дремучий медведь».
Города земли русской
Москва в произведениях русских писателей
Стихотворения (не менее двух). Например: А. С. Пушкин «На тихих берегах Москвы…»,
М. Ю. Лермонтов «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…», Л. Н. Мартынов «Красные
ворота» и др.
А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».
Родные просторы
Русский лес
Стихотворения (не менее двух). Например: А. В. Кольцов «Лес», В. А. Рождественский
«Берёза», В. А. Солоухин «Седьмую ночь без перерыва…» и др.
И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».
Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира
Рождество
Стихотворения (не менее двух). Например: Б. Л. Пастернак «Рождественская звезда»
(фрагмент), В. Д. Берестов «Перед Рождеством» и др.
А. И. Куприн. «Бедный принц».
Н. Д. Телешов. «Ёлка Митрича».
Тепло родного дома
Семейные ценности
И. А. Крылов. Басни (одно произведение по выбору). Например: «Дерево» и др.
И. А. Бунин. «Снежный бык».
В. И. Белов. «Скворцы».

Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина
Отечественная война 1812 года
Стихотворения (не менее двух). Например: Ф. Н. Глинка «Авангардная песнь», Д. В.
Давыдов «Партизан» (отрывок) и др.
Загадки русской души
Парадоксы русского характера
К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).
Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».
О ваших ровесниках
Школьные контрольные
К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Лишь слову жизнь дана
Родной язык, родная речь
Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бунин «Слово», В. Г. Гордейчев
«Родная речь» и др.
6 КЛАСС
Раздел 1. Россия — Родина моя
Преданья старины глубокой
Богатыри и богатырство
Былины (одна былина по выбору). Например: «Илья Муромец и Святогор».
Былинные сюжеты и герои в русской литературе
Стихотворения (не менее одного). Например: И. А. Бунин «Святогор и Илья».
М. М. Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской
Русский Север
С. Г. Писахов. «Ледяна колокольня» (не менее одной главы по выбору, например:
«Морожены песни»).
Б. В. Шергин. «Поморские были и сказания» (не менее двух глав по выбору, например:
«Детство в Архангельске», «Миша Ласкин»).
Родные просторы
Зима в русской поэзии
Стихотворения (не менее двух). Например: И. С. Никитин «Встреча Зимы», А. А. Блок
«Снег да снег. Всю избу занесло…», Н. М. Рубцов «Первый снег» и др.
По мотивам русских сказок о зиме
Е. Л. Шварц. «Два брата».
Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира
Масленица
Стихотворения (не менее двух). Например: М. Ю. Лермонтов «Посреди небесных тел…»,
А. Д. Дементьев «Прощёное воскресенье» и др.
А. П. Чехов. «Блины».
Тэффи. «Блины».

Тепло родного дома
Всюду родимую Русь узнаю
Стихотворения (не менее одного). Например: В. А. Рождественский «Русская природа» и
др.
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина
Оборона Севастополя
Стихотворения (не менее трех). Например: А. Н. Апухтин «Солдатская песня о
Севастополе», А. А. Фет «Севастопольское братское кладбище», Рюрик Ивнев
«Севастополь» и др.
Загадки русской души
Чудеса нужно делать своими руками
Стихотворения (не менее одного). Например: Ф. И. Тютчев «Чему бы жизнь нас ни
учила…» и др.
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках
Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился»,
«Кирпичные острова»).
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (один фрагмент по выбору).
Лишь слову жизнь дана
На русском дышим языке
Стихотворения (не менее двух). Например: К. Д. Бальмонт «Русский язык», Ю. П. Мориц
«Язык обид — язык не русский…» и др.
7 КЛАСС
Раздел 1. Россия — Родина моя
Преданья старины глубокой
Русские народные песни
Исторические и лирические песни (не менее двух). Например: «На заре то было, братцы,
на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…» и др.
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).
Стихотворения (не менее двух). Например: И. З. Суриков «Я ли в поле да не травушка
была…», А. К. Толстой «Моя душа летит приветом…» и др.
Города земли русской
Сибирский край
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (одна глава по выбору, например «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы
Русское поле

Стихотворения (не менее двух). Например: И. С. Никитин «Поле», И. А. Гофф «Русское
поле» и др.
Д. В. Григорович. «Пахарь» (не менее одной главы по выбору).
Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира
Пасха
Стихотворения (не менее двух). Например: К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве», А.
С. Хомяков «Кремлевская заутреня на Пасху», А. А. Фет «Христос Воскресе!» (П. П.
Боткину).
А. П. Чехов. «Казак».
Тепло родного дома
Русские мастера
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони» (не менее двух миниатюр по выбору).
Ф. А. Абрамов. «Дом» (один фрагмент по выбору).
Стихотворения (не менее одного). Например: Р. И. Рождественский «О мастерах» и др.
Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина
На Первой мировой войне
Стихотворения (не менее двух). Например: С. М. Городецкий «Воздушный витязь», Н. С.
Гумилёв «Наступление», «Война» и др.
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души
Долюшка женская
Стихотворения (не менее двух). Например: Ф. И. Тютчев «Русской женщине», Н. А.
Некрасов «Внимая ужасам войны…», Ю. В.
Друнина «И откуда вдруг берутся силы…», В. М. Тушнова «Вот говорят: Россия…» и
др.
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».
О ваших ровесниках
Взрослые детские проблемы
А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (не менее двух глав по выбору, например,
«Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Лишь слову жизнь дана
Такого языка на свете не бывало
Стихотворения (не менее одного). Например: Вс. Рождественский «В родной поэзии
совсем не старовер…» и др.
8 КЛАСС
Раздел 1. Россия — Родина моя
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин
Стихотворения (не менее одного). Например: С. Н. Марков «Сусанин», О. А. Ильина «Во
время грозного и злого поединка…» и др.
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (не менее двух глав по выбору).

Города земли русской
По Золотому кольцу
Стихотворения (не менее трёх). Например: Ф. К. Сологуб
«Сквозь туман едва заметный…», М. А. Кузмин «Я знаю вас не понаслышке…», И. И.
Кобзев «Поездка в Суздаль», В. А. Степанов «Золотое кольцо» и др.
Родные просторы
Волга — русская река
Русские народные песни о Волге (одна по выбору). Например: «Уж ты, Волга-река,
Волга-матушка!..», «Вниз по матушке по Волге…» и др.
Стихотворения (не менее двух). Например: Н. А. Некрасов «Люблю я краткой той
поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»), В. С. Высоцкий «Песня о Волге» и др.
В. В. Розанов. «Русский Нил» (один фрагмент по выбору).
Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира
Троица
Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бунин «Троица», С. А. Есенин
«Троицыно утро, утренний канон…», Н. И. Рыленков «Возможно ль высказать без
слов…» и др.
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (две главы по выбору).
Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина
Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (не менее двух глав по выбору).
Загадки русской души
Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках
Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (не менее одной главы по выбору).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (не менее одной главы по выбору).
Лишь слову жизнь дана
Язык поэзии
Стихотворения (не менее одного). Например: И. Ф. Анненский «Третий мучительный
сонет» и др.
Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
9 КЛАСС

Раздел 1. Россия — Родина моя
Преданья старины глубокой
Гроза двенадцатого года
Русские народные песни об Отечественной войне 1812 года (не менее одной).
Например: «Как не две тученьки не две грозныя…»
Стихотворения (не менее двух). Например: В. А. Жуковский «Певец во стане русских
воинов» (в сокращении), А. С. Пушкин «Полководец», «Бородинская годовщина», М. И.
Цветаева «Генералам двенадцатого года» и др.
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (один фрагмент по выбору).
Города земли русской
Петербург в русской литературе
Стихотворения (не менее трёх). Например: А. С. Пушкин «Город пышный, город
бедный…», О. Э. Мандельштам «Петербургские строфы», А. А. Ахматова «Стихи о
Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»), Д. С. Самойлов «Над Невой» («Весь город
в плавных разворотах…») и др.
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (одна глава по выбору, например,
«Фонарики-сударики»).
Родные просторы
Степь раздольная
Русские народные песни о степи (одна по выбору). Например: «Уж ты, степь ли моя,
степь Моздокская…», «Ах ты, степь широкая…» и др.
Стихотворения (не менее двух). Например: П. А. Вяземский «Степь», И. З. Суриков «В
степи» и др.
А. П. Чехов. «Степь» (один фрагмент по выбору).
Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира
Августовские Спасы
Стихотворения (не менее трёх). Например: К. Д. Бальмонт «Первый спас», Б. А.
Ахмадулина «Ночь упаданья яблок», Е. А. Евтушенко «Само упало яблоко с небес…» и
др.
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (две главы по выбору).
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).
Раздел 3. Русский характер — русская душа. (перенесен в 10 класс)
10 КЛАСС
Раздел 1. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина
Великая Отечественная война
Стихотворения (не менее двух). Например: Н. П. Майоров «Мы», М. В. Кульчицкий
«Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..» и др.
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души

Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках
Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (не менее одного фрагмента по выбору).
Лишь слову жизнь дана
«Припадаю к великой реке…»
Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бродский «Мой народ», С. А. Каргашин
«Я — русский! Спасибо, Господи!..» и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в основной школе
направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература
(русская)» на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы
основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература
(русская)» на уровне основного общего образования должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:










готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей
программы основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней);
Патриотического воспитания:






осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране;
Духовно-нравственного воспитания:






ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
Эстетического воспитания:






восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:












осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека;
Трудового воспитания:



установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, реализующей программы основного общего образования,







города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
Экологического воспитания:








ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной среды;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
Ценности научного познания:






ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:








освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях,
в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;






умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые
решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать
в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:










выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений
по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:











использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:










применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой
и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
1) Общение:












воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:










понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;




оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
1) Самоорганизация:









выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:








владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:






различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
4) Принятие себя и других:







осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
1) Выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и
поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа

в контексте диалога культур с другими народами России; осознавать ключевые для
русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о
Москве как столице России и о русском лесе;
2) иметь начальные представления о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; о русских национальных традициях в рождественских
произведениях и произведениях о семейных ценностях;
3) иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и
загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года,
о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;
4) владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на
основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате
ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями
других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения;
5) иметь начальные представления о проектно-исследовательской деятельности,
оформлении и предъявлении её результатов, владеть элементарными умениями работы с
разными источниками информации.
6 КЛАСС
1) Выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской
литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте
героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики,
проблематики, образов; осознавать ключевые для русского национального сознания
культурные и нравственные смыслы в произведениях о русском севере и русской зиме;
2) иметь представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России, о русских национальных традициях в произведениях о русской масленице,
о родном крае и русском доме;
3) иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и
загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне 1853—1856
годов, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности
и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;
4) владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на
основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате
ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством
учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других
искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;
5) владеть начальными навыками осуществления самостоятельной проектноисследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными
источниками информации и простейшими способами её обработки и презентации.
7 КЛАСС
1) Выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных
песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской
литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа; осознавать
ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в
произведениях о сибирском крае и русском поле;
2) иметь устойчивые представления о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; русских национальных традициях в произведениях о
православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;
3)иметь понятие о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и
героизма в произведениях о защите

Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать
подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;
4) владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по
предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора
читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и
собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной
характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;
5) владеть умениями самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и
оформления её результатов, навыками работы с разными источниками информации и
основными способами её обработки и презентации.
8 КЛАСС
1) Выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о
легендарных героях земли Русской для развития представлений о нравственных идеалах
русского народа; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и
нравственные смыслы в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке
Волге;
2) иметь устойчивые представления о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; русских национальных традициях в произведениях о
православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;
3) иметь понятие о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском
человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской
поэзии;
4) владеть умением давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ
фольклорного и литературного текста и воспринимать художественный текст как послание
автора читателю, современнику и потомку; создавать развёрнутые историко-культурные
комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа
эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения
словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать
произведения для внеклассного чтения;
5) владеть умениями самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и
оформления её результатов, навыками работы с разными источниками информации и
основными способами её обработки и презентации.
9 КЛАСС
1) Выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных
жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о
нравственных идеалах русского народа; осознавать ключевые для русского национального
сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях об образе Петербурга и
российской степи в русской литературе;
2) понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность русской
литературы и культуры в контексте культур народов России; осознавать роль русских
национальных традиций в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме
как вечной ценности
3) осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать
самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста;
создавать развёрнутые историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства и их воплощение в других искусствах; самостоятельно

формировать круг внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную
цели чтения художественной литературы;
4) осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и
оформлять её результаты, владеть навыками работы с разными источниками информации
и различными способами её обработки и презентации.
10 КЛАСС
1) Осмысливать характерные черты русского национального характера в произведениях
о Великой Отечественной войне, о судьбах русских эмигрантов в литературе русского
зарубежья; выделять нравственные проблемы в книгах о прощании с детством;
2) осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать
самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста;
создавать развёрнутые историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства и их воплощение в других искусствах; самостоятельно
формировать круг внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную
цели чтения художественной литературы;
3) осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и
оформлять её результаты, владеть навыками работы с разными источниками информации
и различными способами её обработки и презентации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».