Пояснительная записка При современных условиях гуманизации общества повышается роль трудового и эстетического воспитания, как значимых факторов в формировании творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Усиление роли личностного фактора в развитии современного общества предполагает и радикальную перестройку системы социализации детей с ограниченными возможностями в целях создания условий формирования полноценной, социально активной личности, способной естественно интегрироваться в общество. Существует немало оригинальных концепций эстетического воспитания в процессе трудовой деятельности. Однако, несмотря на достоинства, данные концепции не могут эффективно быть использованы в работе с больными детьми без учета специфики работы в условиях специального общеобразовательного учреждения - школы-интерната для детей с проблемами зрения. Известно, что при нарушении зрительных функций у детей страдают процессы восприятия, формирования представлений, наглядно-образное мышление, происходят изменения в развитии двигательных функций (в быстроте, координации, точности, темпе, соразмерности движений). Нарушение зрения отражается и на психо- эмоциональном состоянии ребенка. Ограничиваются возможности овладения социальным опытом. Обедненный чувственный и социальный опыт обуславливают недостатки в развитии речи, памяти. Опыт и исследования реабилитологов, тифлопедагогов, тифлопсихологов свидетельствуют о большом значении эстетического и трудового воспитания в формировании личности детей с ограниченными возможностями зрения, способствуют процессу их социальной реабилитации. Актуальность трудовой деятельности учащихся и воспитанников, в том числе и декоративно-прикладного творчества в коррекционной школе для слабовидящих детей видится в том, что она способствует совершенствованию согласованности между собой различных функций человеческого организма (зрения, мышления, осязания, движения); психических процессов (внимания, воображения, памяти). Данная программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей с учетом их индивидуальных особенностей. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага- первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливаются еще и тем, что данный материал дает большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времен, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат и др. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку и многое, многое другое , что интересует ребёнка. Ребенок самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал – бумага – приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. Программа создана с учетом опыта работы автора по общеобразовательной программе начального трудового обучения и организации внеклассных занятий по трудовой деятельности для слабовидящих детей. Также рассмотрены дополнительные образовательные программы по трудовой деятельности: Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», Н. М. Конышева «Художественный труд». Эти программы, отражают лишь одно или два направления в творчестве из бумаги. Предлагаемая же программа представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному». В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, модульное оригами, конструирование, мозаика, аппликация). Трудовая подготовка обеспечивает условия качественного усвоения других предметов школьного учебного плана: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка, литературного чтения, обеспечивая их пропедевтику, участие школьников в проектной и творческой деятельности. Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально – эстетического, духовно – нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся. Программа рассчитана на 4 года обучения для обучающихся 1 - 4 классов и составляет 34 часа в год. Цель данной программы: создание условий для самореализации слабовидящих детей в области декоративно – прикладного творчества через занятия бумагопластикой. Задачи программы: Обучающие: прививать интерес к декоративно – прикладному искусству, бумагопластике; формировать умение использовать различные технические приёмы при работе с бумагой; отрабатывать практические навыки работы с инструментами. Развивающие: развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребёнка; внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ; развивать творческий потенциал ребёнка, его познавательную активность; развитие мелкой моторики рук и глазомера. Воспитательные: воспитывать стремление творить своими руками; воспитывать терпение и упорство; прививать коммуникативную культуру, чувство уважения к людям, толерантность, умение работать в группе; создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками; воспитание эстетического вкуса через восприятие зрительного ряда. Кроме традиционных задач, стоящих перед преподавателями массовых школ, в процессе занятий решаются и специфические, связанные с особенностями здоровья детей с ограниченным зрением: Коррекционные: коррекция различных нарушений познавательной, эмоциональной, волевой сфер. Коррекционное действие связано с тем, что обучающийся стремится к самореализации в творчестве, которое требует от ребёнка координации всех психических сил и способствует лучшему пониманию происходящего вокруг и внутри себя. Двигательно – моторные: развитие двигательной координации , пластики рук, раскованности локтевого сустава, мелкой моторики рук. Одновременно координируется работа пальцев и мозга, повышается активность правого (творческого) полушария головного мозга и уравновешивается работа обоих полушарий. Всё это приобретает особую значимость в связи с тем , что из-за недостаточной ориентации в пространстве дети скованы, ограничены в двигательных проявлениях. Вербальные: обогащение словарного запаса, выражение с помощью слов характера заданий, пользование специальной терминологией, знание технологических операций, выражение ощущений, возникших в результате выполнения и анализа творческой работы с помощью словесных характеристик. Терапевтические: повышение общего самочувствия, развитие оптимистического мироощущения, уменьшение напряженности, смягчение болезненных переживаний, повышение контактности, одним словом, направленные на повышение и стабилизацию психо – эмоционального состояния. Нормативно-правовой основой рабочей программы «Волшебное превращение бумаги» является: - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в Российской Федерации". - Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. - Национальный проект «Образование» 01.01.2019 - 31.12.2024:«Современная школа», «Успех каждого ребёнка». - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009 г. - Программа воспитания обучающихся ГБОУ СО «ЕШИ №10. - Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ Департамента государственной политик в сфере воспитания детей и молодёжи от 18 августа 2017 года N 09-1672. Программа основана на следующих принципах: Гуманистический – создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение). «Гуманистическая суть коррекционно-развивающего процесса выражается в том, что педагог помогает ребенку-инвалиду преодолеть свое инвалидное состояние, неуверенность в себе, осознать самоценность своего «Я», приобрести внутреннюю свободу, избавить от комплексов социального несоответствия». Культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут. Коммуникативный – позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативно – речевые навыки. Патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру). Природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя. Творчества – предусматривает живую, самостоятельную деятельность учащихся, органично сочетающуюся с процессом сотворчества в системе «учитель-ученик». Выгодский Л. С. писал: «Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок может выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». - принципы государственной политики РФ в области образования доступность, адаптивность к особенностям обучающихся с ОВЗ (гуманистический характер, общедоступность, адаптивность к уровням и особенностям развития обучающихся и др.); - принцип учета возрастных и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; - принцип коррекционной направленности образовательного процесса; - принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентированный на развитие личности обучающегося; - принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения слабовидящими обучающимися всеми видами доступной им предметнопрактической, познавательной, коммуникативной деятельности; - принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков в различные жизненные ситуации; - принцип сотрудничества с семьей. В основу данной программы положены: - примерная программа по внеурочной деятельности «Волшебная бумага» (1 – 4 класс) Т.В.Соколова, 2008 год При разработке программы ориентирами также являлись: Образовательная программа по курсу «Технология» Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»; Образовательная программа Н. М. Конышева «Художественный труд»; Требования к оформлению рабочих программ, утвержденных методическим советом ГКОУ СО ЕШИ № 10; Требования к специфике обучения детей с нарушениями в развитии. Планируемыми результатами освоения программы внеурочной деятельности выступают личностные и метапредметные результаты. Личностные результаты: 1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению истории и культуре других народов. 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты: 1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления. 2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 4. Использование знаково- символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио- , видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. 6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Содержание программы: Первый год обучения Тема 1. Модульное оригами (21 час). История развития техники модульного оригами. Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Волшебные свойства бумаги. Базовая форма модульного оригами «Треугольник». Виды модульного оригами на основе базовой формы «Треугольник» с элементами аппликации. Композиции: «Пчела», «Заяц», «Лебедь», «Дед Мороз», «Снеговик». Новогодние снежинки. Композиции: «Котенок», «Сова», «Букет цветов». Выставка творческих работ. Практическая работа: Выполнение композиций в технике модульного оригами, выставка. Тема 2. Аппликация (12 часов). История возникновения техники аппликации. Работа по трафарету, способы скрепления деталей. Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету. Предметные аппликации из геометрических фигур: «Клоун», «Страус», «Рыбка». Полуобъемная аппликация. Виды. Приемы крепления деталей. Аппликации: «Маки», «Букет цветов», «Лягушки на болоте». Второй год обучения Тема 1. Техническое моделирование (15 часов). История возникновения технического моделирования. Знакомство с миром профессий. Плоскостное моделирование из квадрата бумаги. Игрушки-дергунчики: «Медведьлесоруб», «Филин с подвижными глазами», «Утята», «Веселый гном». Конструирование животных из спичечных коробков. Модели транспортных средств из различных коробочек. Тема 2. Игрушки (19 часов). История возникновения игрушек. Виды игрушек. Плоскостная игрушка «Чебурашка». Игрушка из овала «Пингвин». Плоскостные игрушки- неваляшки: «Заяц», «Медведь», «Клоун». Игрушки из трубчатых деталей: «Снежинка», «Ракета». Полуобъемная звезда из шестиугольника. Игрушки, в основе которых шестиугольная призма: «Львенок», «Дед Мороз», «Снегурочка», «Лиса», «Ангел», «Котенок», «Филин». Творческая работа «Моя игрушка». Выставка творческих работ. Практическая работа: Изготовление игрушек с использованием технического моделирования, выставка. Третий год обучения Тема 1. Квиллинг (11 часов). История возникновения техники квиллинга. Материалы и инструменты. Правила работы с бумагой в технике квиллинга. Композиции: «Фрукты», «Цветы и бабочки», «Подсолнухи», объемная композиция: «Поросенок», «Снежинки». Тема 2.Объемное торцевание бумагой ( 18 часов). История возникновения техники. Приемы работы. Материалы и инструменты. Композиции: «Георгин», «Снеговик», «Тигренок». Выставка творческих работ. Практическая работа: Выполнение композиций в данных техниках, выставка. Четвертый год обучения Тема 1. Объемное конструирование из бумаги (27 часов). Материалы и инструменты. Приемы работы. Композиции: «Букет», «Корзина с тюльпанами», «Аист», «Орел», «Матрешки», «Букет гвоздик». Творческая работа. Практическая работа: Практическая работа в технике объемного конструирования из бумаги, выставка. Тема 2. Бумагопластика (7 часов). Изготовление изделий на основе шара. Виды кусудам. История появления кусудам и их значение в японской культуре. Приемы складывания кусудам. Цветочная кусудама. Выставка творческих работ. Практическая работа: Выполнение композиций в технике кусудам, выставка. Формы проведения занятий: Беседы, из которых дети узнают много новой информации, Практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, Экскурсии на выставки прикладного творчества, Чтение книг, Участие в творческих тематических выставках, а также в областных конкурсах и фестивалях («Ручейки добра», «Пасхальный перезвон» и др.), Участие в благотворительных акциях и акциях милосердия («Ангел надежды»и др.), Тематические праздники, Творческие презентации, Творческие проекты, Проведение творческих часов совместно с родителями, Ярмарки, Конкурсы, Фестивали, Экскурсии, Творческие интегрированные занятия с использованием музыкального сопровождения В ходе реализации программы используются следующие формы работы: Фронтальная - Огромное значение при работе со слабовидящими детьми имеет правильная организация занятия с учетом всех современных методических и гигиенических требований, комфортных и благоприятных условий. На занятиях проводятся специальные упражнения по развитию зрительного восприятия. Офтальмологическая пауза, обыгрываемая игровым моментом. Большое коррекционное значение имеет проговаривание специальных терминов, названий операций при анализе объекта труда, знакомстве с технологической и инструкционной картой. Это развивает речь учащихся, позволяет вовремя исправить неточности и скорректировать план работы. Групповая – Дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создает условия для позитивно направленных: самопознания, эстетического самоопределения, художественно – творческой самореализации. Игровая – Ролевые игры позволяют детям углублять и расширять свои личностные качества: смелость, решительность, организованность и т. д. и соотносить их с личностными качествами своих товарищей, производя оценку и анализ своих действий и сопоставляя их с реальными действиями в жизни. Индивидуальная – Главным достоинством индивидуального обучения применительно к трудовой деятельности то, что она позволяет полностью адаптировать содержание, методы, темпы деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операции при решении конкретных технологических задач; наблюдать за его продвижением от незнания к знанию, от неумения к умению, вовремя вносить необходимую коррекцию в трудовую операцию; приспосабливаться к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации. При этом необходимо «оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен». Используемые педагогические технологии гуманно-личностные технологии технология сотрудничества технология развивающего обучения технология активизации творческой деятельности игровые технологии технология модульного обучения разноуровневое обучение индивидуализация обучения Используемые современные информационные и мультимедийные технологии ( Просмотр ирезентаций и познавательных фильмов. Просмотр технологического изготовления изделий и др.) А также различные методы реализации программы: Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, дискуссия); Наглядный (иллюстрации, наблюдение, работа по образцу, самостоятельное использование технологических карт изготовления изделия); Практический (самостоятельное выполнение работ по инструкционным картам, схемам); Репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); Частично – поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом); Стимулирования интереса и развития мотивации (побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Создание ситуации «успеха», эмоционально – нравственных переживаний; помогают игровые формы, дидактические и ролевые игры, путешествия и т. д.) Творческого самовыражения (самостоятельное выполнение творческих заданий, защита творческих и исследовательских проектов). В процессе обучения используются следующие средства: - словесно-логические (учебные пособия, литература по искусству, технологические карты по выполнению работ, образцы изделий); - наглядно-образные (аудио- видеозаписи, просмотр мультипликационных и познавательных фильмов, иллюстрации, технологические карты, выполнение обучающих операций педагогом, раздаточный материал); - действенно-практические (инструменты и приспособления, шаблоны, образцы изделий, творческие задания). Календарно-тематическое планирование: Учебно – тематический план программы дополнительного художественного образования детей, ГКОУ СО ЕШИ № 10 «Волшебное превращение бумаги» № Наименование разделов, блоков, Количество часов ЦОР/ЭОР п/п тем теории практик и Модульное оригами. 7 14 1. История развития техники 1 https://rutube.ru/video/38fd2f модульного оригами. 713b689eaccb86c2a10ccdb9ea/ 1 6. Азбука оригами. Какую бумагу 1 лучше использовать. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. 1 Волшебные свойства бумаги. 1 Базовая форма модульного оригами «Треугольник». Виды модульного оригами на основе1 базовой формы «Треугольник» с элементами аппликации. Композиция «Пчела». 7. Композиция «Заяц». 1 8. Композиция «Лебедь». 1 9. Композиция «Дед Мороз». 1 2. 3. 4. 5. 10. Композиция «Снеговик». 11. Новогодние снежинки. 1 2 1 https://rutube.ru/video/b6621d00b8 1cc66ab5114ba492dda536/?r=wd 1 https://rutube.ru/video/6ec282eb79 af9bc3c9d080036c664868/?r=wd https://rutube.ru/video/fa43a28cfe6 5bfc15b8eb7d33e68714a/?r=wd https://vk.com/video35822250_456243347 https://rutube.ru/video/725b8be97a 3789238117bad741fb2191/?r=wd 1 13. Композиция «Сова». 1 1 https://rutube.ru/video/7c76581b25 04e19be38dbe22a571483b/?r=wd https://rutube.ru/video/15536bc73ff 66fa4aba1274c20481a28/?r=wd https://rutube.ru/video/edf532267c a051db764fe7f92b1aaf06/?r=wd https://rutube.ru/video/b2b6d57571 7ea306e9ce4411c4c16eae/?r=wd 1 12. Композиция «Котенок». 14. Композиция «Букет цветов». https://youtu.be/uz4tJFJwi_A?si=p M2km2MGSx6gEyOH 2 15. Выставка творческих работ. 1 4 II. Аппликация. 16. История возникновения техники 1 аппликации. 17. Работа по трафарету, способы 1 скрепления деталей. 18. Вырезание геометрических фигур 1 без трафарета, по трафарету. 19. Предметная аппликация из геометрических фигур «Клоун». 20. Предметная аппликация из кружков цветной бумаги «Страус». 21. Предметная аппликация с творческим заданием «Рыбка». 22. Полуобъемная аппликация. Виды. 1 Приемы крепления деталей. 23. Аппликация «Маки». 8 24. Аппликация «Букет цветов». 1 25. Аппликация «Лягушки на болоте». 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 III 11 12 13 14 15 Итого: 12 Второй год обучения Техническое моделирование. 4 История возникновения 1 технического моделирования. Знакомство с миром профессий. 1 Плоскостное моделирование из квадрата бумаги. Игрушка – дергунчик «Медведьлесоруб». Игрушка – дергунчик «Филин с подвижными глазами». Игрушка – дергунчик «Утята». Игрушка – дергунчик «Веселый гном». Конструирование животных из 1 спичечных коробков. Модели транспортных средств из 1 различных коробочек. Игрушки. 2 История возникновения игрушек. 2 Виды игрушек. Плоскостная игрушка «Чебурашка». Игрушка из овала «Пингвин». Плоскостная игрушка-неваляшка «Заяц». Плоскостная игрушка-неваляшка «Медведь». 1 https://rutube.ru/video/d3d1761e2f b42d3b3c9ea466a2068025/?r=wd https://rutube.ru/video/3b2eb11d57 5c1b76861e7efa35669ae3/?r=wd 1 1 https://youtu.be/Ixjllmg9xiI?si=Q1 rojLJiAjzziIdk 1 1 https://rutube.ru/video/6ced6b5a3d 393e82b5dfb5339451789e/?r=wd 1 https://rutube.ru/video/65c0be8b13 b28026fceedc972fd1b064/?r=wd https://rutube.ru/video/1dcf228f153 7c76250d375e8be1f9d15/?r=wd https://rutube.ru/video/02200997ad f52a49f6f4e8c1d4d3d19e/?r=wd 21 11 2 1 https://rutube.ru/video/30ed801f30 aaa9f16f87ac6dc1235c0f/?r=wd 1 1 1 3 2 17 1 1 1 1 https://rutube.ru/video/b1bbd3adde e5c5d4a34bd60026a82a1b/?r=wd https://vk.com/video51302751_456239223 16 Плоскостная игрушка-неваляшка «Клоун». 17 Игрушка из трубчатых деталей «Снежинка». 18 Игрушка из трубчатых деталей «Ракета». 19 Полуобъемная звезда из шестиугольника. 20 Игрушка, в основе которой шестиугольная призма «Львенок». 21 Игрушка, в основе которой шестиугольная призма «Дед Мороз». 22 Игрушка, в основе которой шестиугольная призма «Снегурочка». 23 Игрушка, в основе которой шестиугольная призма «Лиса». 24 Игрушка, в основе которой шестиугольная призма «Ангел». 25 Игрушка, в основе которой шестиугольная призма «Котенок». 26 Игрушка, в основе которой шестиугольная призма «Филин». 27 Творческая работа «Моя игрушка». 28 Выставка творческих работ Итого: 4 Третий год обучения Квиллинг. 5 1 История возникновения техники 1 квиллинга. Материалы и инструменты. 2 Правила работы с бумагой в технике квиллинга. 3 Композиция «Фрукты». 1 1 Композиция «Цветы и бабочки». 1 Композиция «Подсолнухи». 1 Объемная композиция «Поросенок».1 Композиция «Снежинки». Объемное торцевание бумагой. 4 8 История возникновения техники. 1 Приемы работы. Материалы и инструменты. 9 Композиция «Георгин». 1 10 Композиция «Снеговик». 1 11 Композиция «Тигренок». 1 12 Выставка творческих работ Итого: 9 Четвертый год обучения Объемное конструирование из 6 бумаги. 2 2 2 2 14 1 4 5 6 7 https://smotrim.ru/video/2576725 1 1 1 1 1 https://youtu.be/GOaV6F2KIAw?si =zsvYBDOz_D-2jTRk 1 1 1 1 1 1 1 30 11 1 https://youtu.be/0F8seBSISbU?si= vgCENIo5HGo1bIeN 1 1 5 3 4 1 25 21 https://youtu.be/l6g22YE4hqE?si= F6jr7WPxiEBGWSJB 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Материалы и инструменты. Приемы работы. Композиция «Букет». 1 Композиция «Корзина с 1 тюльпанами». Композиция «Аист». 1 Композиция «Орел». 1 Композиция «Матрешки». 1 Композиция «Букет гвоздик». 1 Творческая работа Бумагопластика 3 Изготовление изделий на основе 1 шара. Виды кусудам. История появления кусудам и их 1 значение в японской культуре. Приемы складывания кусудам. Цветочная кусудама. 1 Выставка творческих работ. Итого: 10 1 https://rutube.ru/video/4094ac82ba 1d1bda5aa9de6f6a0c407d/?r=wd 2 2 4 4 4 2 2 4 https://rutube.ru/video/a0963a345c d606beb5f3b798f9ddf6b7/?r=wd https://rutube.ru/video/7c1447c14a 20475b24061335c8a794e2/?r=wd 1 2 1 24 Формы и виды контроля Виды контроля содержание методы Вводный Области интересов и Беседы, наблюдение, склонностей. Уровень просмотр творческих ЗУНов по искусству. работ учащихся Текущий Освоение учебного Творческие и материала по темам, практические разделам задания, выполнение образцов, упражнения Творческий потенциал Наблюдение, игры, учащихся упражнения. Участие в школьных, городских, областных выставках. Оценка Наблюдение, самостоятельности, проектная возможностей, деятельность способность к самоконтролю Коррекция Успешность выполнения Индивидуальные учащимися задач учебнозанятия, помощь в тематического плана самореализации, самоконтроле Итоговый Контроль выполнения Зачетные, творческие поставленных задач. работы. Создание Уровень творческого роста портфолио учащихся. Выполнение творческого проекта Сроки контроля Сентябрь По каждой теме Ноябрь Декабрь В течение года 1 раз в полугодие В течение года Апрель Май Мониторинг образовательных результатов и творческих достижений обучающихся осуществляется в следующих формах: коллективные занятия, контрольные занятия, участие на внеклассных мероприятиях, участие на школьных, районных, городских, областных конкурсах, фестивалях, выставках детского художественного творчества Прослеживание индивидуально-личностного развития обучающихся осуществляется в процессе педагогического мониторинга: наблюдение за личностным ростом детей, индивидуальная карта развития обучающихся, анализ наблюдений и результаты коллективных обсуждений, самостоятельное выполнение творческих работ, творческое самовыражение, инициатива участия в разных мероприятиях. Список литературы 1. Алексеев О. Л. Теоретические основы учебной тифлотехники. – Екатеринбург: 1992. 2. Амоков В. Б. Искусство аппликации. – М.: Школьная пресса, 2002. 3. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Рольф Аким, 1999. 4. Батраков С. Н. Эстетическое начало в деятельности педагога. /Психологические аспекты гуманизации педагогического процесса/ - Ярославль: 1991. 5. Васильева Л., - Гангнус. Уроки занимательного труда. – М.: Педагогика, 1987. 6. Власова Т. А. Каждому ребенку – надлежащие условия воспитания и обучения. Хрестоматия. Дети с нарушением в развитии. – М.: 1995. 7. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1999. 8. Выгодский Л. С. Мышление и речь. – М.: 1998. 9. Выгодский Л. С. Психология искусства. – М.: 1968. 10. Выгонов В. В. Изделия из бумаги. – М.: Издательский дом МС, 2001. 11. Глущенко А. Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. 12. Границкая А. С. Научиться думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. – М. Просвещение, 1991. 13. Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2002. 14. Инге Унт Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990. 15. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. – М.: ЗАО «ЭДИПРЕССКОНЛИГА», 2004. 16. Корнеева Г. М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. – Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001. 17. Литвак А. Г. Тифлопсихология. – М,: 1985. 18. Лурье Н. Б. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими школьниками. Из опыта работы. – М.: 1979. 19. Максимова Н. М., Колобова Т. Г. Аппликация. – М.: ООО фирма «Издательство АСТ», 1998. 20. Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: «Академия развития», 2001. 21. Неменский Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. – М.: 1987. 22. Организация учебных занятий в специальных общеобразовательных школахинтернатах для слабовидящих детей. – М., 1978. 23. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая реабилитация инвалидов средствами творческой деятельности. – М., 2000. 24. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушенным зрением. Методическое пособие под ред. Плаксиной Н. И. – М.,1995. 25. Солнцева Л. И. Теоретические и практические аспекты коррекционновоспитательной работы в школе для слепых на современном этапе. Журнал «Дефектология»: № 2, 1990. 26. Стернина Э. М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих школьников. – Л.,1980. 27. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способностей человека. – М.,1996. 28. Эстетическое воспитание лиц с глубоким нарушением зрения. – М.,1989. 29. Якунин Г. А., Ермаков В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 1990.