В гостях у сказки

Пояснительная записка.
Данная программа рассчитана на учащихся 1-2 классов и направлена на освоения
обучающимися и воспитанниками основной образовательной программы начального
общего образования через внеурочную деятельность в соответствии ФГОС НОО.
Младший школьник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален,
чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны.
Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ
познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя ребенка в народный язык, мы
открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке
содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни
народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Слабовидящие дети имеют ограниченный опыт чтения, в силу своих особенностей,
поэтому очень важно слабовидящим первоклассникам привить любовь к чтению. Многие
слабовидящие дети не посещают детский сад, а родители не всегда могут уделить
должное внимание развитию чтения детей, в связи с этим и возникла необходимость
реализации в школе программы «В гостях у сказки» для обучающихся 1 – 2 классов.
Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы,
лучшими сказками для детей шести – семи лет являются сказки о животных, которые
вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на
победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
Нормативно-правовой основой рабочей программы «В гостях у сказки» является:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в
Российской Федерации".
- Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ
О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся.
- Национальный проект «Образование» 01.01.2019 - 31.12.2024:«Современная
школа», «Успех каждого ребёнка».
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, 2009 г.
- Программа воспитания обучающихся ГБОУ СО «ЕШИ №10.
- Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ
Департамента государственной политик в сфере воспитания детей и молодёжи от 18
августа 2017 года N 09-1672.
Цель программы: формирование младших школьников как квалифицированных
читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти;
расширение читательского кругозора обучающихся.
Задачи:
- открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
используя сказки о животных
вселять уверенность в
оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
- развитие эмоционально – чувственной сферы;
- обучение чтению – рассматриванию;
- формирование навыка чтения;
- воспитание любви к природе, к своим близким, к своей Родине;
- воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения.

свои

силы,

Место курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки»
Программа реализуется в работе со школьниками 1 и 2 классов 1 раз в
неделю. В 1 классе - 33 ч., 2 класс – 34 часа.
В ходе реализации программы используются следующие виды организации
занятий: беседа, громкое чтение, прослушивание говорящих книг, конкурсы, викторины,
инсценировки.
Применяются также различные формы работы (по характеру отношений): фронтальные,
групповые, индивидуальные.






Используемые педагогические технологии
гуманно-личностные технологии
технология сотрудничества
технология активизации творческой деятельности
игровые технологии

Используемые современные информационные и мультимедийные технологии :
информационно-комуникативные технологии, DVD, мультимедийные презентации.
Методы реализации программы:
-словесные (рассказ, беседа, лекция); наглядные (иллюстрации- зрительные,
слуховые, демонстрации);
-практические (рассказ, инсценировка);
-репродуктивные и поисковые (повторение, выполнение творческих заданий,
создание проблемных ситуаций и поиск их решений);
самостоятельной работы учащихся (работа с «Говорящей книгой»); стимулирование
интереса и развития мотивации (создание ситуаций занимательности, успеха,
эмоционально-нравственных переживаний, убеждение);
-самопознания (анализ, жизненные аналогии, олицетворение, эмоциональнообразное высказывание, Я-сообщение, беседа, сюжетно-ролевые игры);
-творческого самовыражения (воссоздаем словесные образы в соответствии с
авторским текстом, читаем по ролям, инсценируем и декламируем сказки, выступаем в
роли иллюстраторов книг);
В процессе обучения используются следующие средства :
- словесно-логические (учебные пособия, хрестоматии);
- наглядно-образные (аудио-видеозаписи, иллюстрации, мультфильмы, презентации);
- действенно-практические (дидактические задания, магнитофон, телевизор).
Формы проведения занятий:
- Беседы,
- чтение книг,
- экскурсии в библиотеки,
- просмотр кинофильмов,
- сюжетно-ролевые игры
- уроки-путешествия,
- тематические праздники,
- участие в творческих тематических выставках,
- литературные гостиные,
- художественные выставки
- литературные гостиные,
- творческие проекты,
- конкурсы
- круглые столы

Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рабочей
программы воспитания ГБОУ СО «ЕШИ №10». Это позволяет на практике
соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать
её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
обучающегося. Это проявляется:
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в рабочей программе
воспитания;
в возможности включения школьников в деятельность, организуемую
образовательной организацией в рамках модуля «Урочная деятельность»
программы воспитания;
в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их
вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и
возможность образования на её основе детских и взрослых общностей, ключевое
значение которых для воспитания подчёркивается рабочей программой
воспитания.
Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» основывается на принципах:
Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый
идеал, который является собой высшей целью стремлений, деятельности воспитания и
самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный идеал
поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада
школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности. Программа
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы
направлена на достижение национального идеала.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовнонравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди
огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических,
общественных корпоративных) происходит на основе национального воспитательного
идеала, который в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод
нравственного воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений
ребёнка с другими людьми и самим собой, образец ценностного выбора, совершённого
значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной
деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как
метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к
внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить
возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений,
продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В
примерах,
демонстрирующих
устремлённость
людей
к
вершинам
духа,
персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный
воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития
обучающегося имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация – устойчивое
отожествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем
школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности,
развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте
выражена ориентация на эмоционально-привлекательные образы людей (а также
природных явлений, живых неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с

той ситуации, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются
действительными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую
роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями
(законными представителями), учителем и другим значимыми взрослыми. Наличие
значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на
диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права
воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он
полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к
морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию
средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной
системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения
ребёнка со значимым другим. Содержанием этого педагогически организованного
общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и
воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер.
Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной,
коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко
противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни
предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития
и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по
возможности согласована. Механизмы реализации этой идеи в Концепции определены как
национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей,
разделяемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание,
направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое
укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной,
внешкольной, в том числе общественно полезной деятельности младших школьников.
Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках
программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе
базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей превращается в
воспитательную задачу. (Что есть Отечество? Семья? Милосердие? Закон? Честь?)
Понимание – этот ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного
значения ценностей и открытие их личностного смысла.
В основу данной программы положена примерная программа УМК «Школа России»
В.Г.Горецкий, Л.Ф.Канакина «Литературное чтение». Научн. рук. канд. пед. Наук
А.А.Плешаков. М. «Просвещение», 2011.
Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших
школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом,
пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему
развитию ребенка. Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет
большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Поэтому, из
данной программы взят раздел «Сказки, загадки, небылицы», и дополнен доступным
возрасту первоклассников сказками разных народов.
Планируемые результаты освоения курса
внеурочной деятельности «В гостях у сказки»
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы
и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев).
Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
книги;
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного
чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих
умений:
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении
учителя, учащихся;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
Требования к результатам обучения по программе внеурочной деятельности «В гостях у
сказки»:
К концу обучения учащиеся должны знать:
популярные русские и сказки других народов;
признаки сказки как жанра;
виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных);
правила работы с красками, пластилином, ножницами.
К концу обучения учащиеся должны уметь:

слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;
иллюстрировать услышанное или прочитанное;
пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.
Содержание курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки»
Содержание программы курса «В гостях у сказки» создаёт возможность
для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу
своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других
стран.
Обучающийся - читатель овладевает основами самостоятельной
читательской деятельности.
В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки» — это
создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках
литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими
книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как
из её аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной
текст: титульный лист, введение, предисловие и прочее), так и из других изданий
(справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые
познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его
читательский опыт и эрудицию.
Курс способствует расширению читательского пространства, реализации
индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Занятия внеурочной деятельности «В гостях у сказки» помогает решать задачи
эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития
ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение
для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и
самовоспитание.
1год обучения
«Русские народные сказки» – 10 ч.
Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительныхсредств текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих
героя и события, анализ поступка персонажа и его мотивов.
«Народные сказки» - 7 ч
Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительныхсредств текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих
героя и события, анализ поступка персонажа и его мотивов.
«Авторские сказки» -10 ч
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных
средств текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и
события, анализ поступка персонажа и его мотивов. Сравнение с русскими народными
сказками и сказками других народов.

Календарно-тематическое планирование 1 год обучения
№п/
п

Тема занятия

Форма
проведения
занятия

Кол
ичес
тво
часо в

ЦОР/ЭОР
Цифровые и электронные
образовательные
ресурсы

Тема: «Сказки о животных» - 9 ч
Русская народная сказка
1
«Волк и семеро козлят».
Русская народная сказка
«Волк и семеро козлят».
2
Инсценировка сказки
Русская народная сказка
3
«Зимовье зверей».
Русская народная сказка
«Зимовье зверей»
4

Прослушив
ание сказки.
Инсцениров
ка сказки .

Прослушив
ание сказки.
Герои сказки.
Лепка
персонажей
.
Подбор сказок о
Сказки о зайце
5
зайце. Викторина
Чтение
сказки.
Чукотская сказка «Хвост»
6
Анализ содержания.
Иллюстрирование
Выставка
книг.
Сказки о лисе и медведе.
7
Викторина
Чтение
сказок.
Викторина
Чтение,
краткий
Русская народная сказка
8
«Кот и лиса»
пересказ, рисование
жидкой
гуашью
(набрызгивание) –
животные
Чтение и пересказ
Моя любимая сказка о
9
животных
любимых сказок
Тема «Животные в мультфильмах» - 6ч
Просмотр
С. Михалков «Три
10
поросенка»
мультфильма.
Разучивание ролей с
применением
голосовых
модуляций
Разучивание ролей с
С. Михалков «Три
11
поросенка»
применением
голосовых
модуляций
Инсценировка
Работа над детским
12
театральным
сказки.
представлением.
Инсценировка
Разучивание ролей с
Работа над детским
13
театральным
применением
представлением.
голосовых
Разучивание ролей
модуляций
Разучивание ролей с
Работа над детским
14
театральным
применением
представлением
голосовых
модуляций
Литературный
Праздник «В гостях у
15
сказки»
праздник
Тема: «Волшебные сказки» - 9 ч
Лепка из
Русская народная сказка
16
«Летучий корабль»
пластилина,

1

https://yandex.ru/video/previe
w/12518692207052162087

1

1

https://yandex.ru/video/previe
w/12933059002849632770

1

1
1

1

1

https://yandex.ru/video/previ
ew/6995101310986060327

1

1

https://yandex.ru/video/previ
ew/8300239474888183243

1

1

1

1

1

1

https://yandex.ru/video/previ
ew/3565220021032868669

поделки из
природных
материалов.
Чтение
Ш.
Перро
«Золушка»
17
сказки.
Анализ
содержания.
Иллюстрир
ование
Чтение
Ш. Перро «Золушка»
18
сказки.
Анализ
содержания.
Иллюстрир
ование
Чтение
Русская народная сказка
19
«Гуси–лебеди»
сказки.
Разучивани
е ролей с
применение
м
голосовых
модуляций.
Разучивани
Русская народная сказка
20
«Гуси–лебеди»
е ролей с
применение
м
голосовых
модуляций.
Русская народная сказка Чтение,
краткий
21
«Царевна – лягушка»
пересказ.
Рисование,
выполнение
аппликации
Рисование,
Русская народная сказка
22
«Царевна – лягушка»
выполнение
аппликации
Иллюстраци
Любимый герой сказки.
23
я. Рассказ о
персонаже.
Выставка
Мои любимые волшебные
24
сказки.
книг.
Чтение.
Сравнение
Тема: «Бытовые сказки» - 9 ч
25 Русская народная сказка Чтение,
«Пузырь,
соломинка
и краткий
лапоть»
пересказ,
рисование
жидкой
гуашью
путем
набрызга –
животные.
Слушание,
Русская народная сказка
26

1

https://yandex.ru/video/previ
ew/1057641543473859120

1

1

https://yandex.ru/video/previ
ew/6969691975238814442

1

1

https://yandex.ru/video/previ
ew/17706404464985354459

1

1

1

1

https://yandex.ru/video/previ
ew/4418529215429430877

1

https://yandex.ru/video/previ

пересказ,
рисование
свечкой и
акварелью.
Ролевая
Русская народная сказка
«Морозко»
игра.
Русская народная сказка
Чтение
сказки.
«Дочь - семилетка»
Работа по
содержани
ю. Чтение
по ролям.
Театральная
этика. Сравнение
Устройство
театра. разных
Театральные профессии.
театральны
х
профессий.
Устройство театра.
Сравнение
разных
Театральные профессии.
театральны
х
профессий.
Рисунки,
Подготовка и защита
проекта «В гостях у сказки» поделки,
«Морозко»

27
28

29

30

31

32

33

презентаци
и
Рисунки,
Подготовка и защита
проекта «В гостях у сказки» поделки,
презентаци
и
Защита проекта «В гостях у Рисунки,
сказки»
поделки,

ew/18187028131468270203

1
1

https://yandex.ru/video/previ
ew/2132594339767598998

1

1

1

1

1

презентаци
и
Итоговое занятие -1ч
Итоговое занятие.
34

КВН «Наши
любимые
сказки»

1

34
Всего:
Мониторинг образовательных результатов и творческих достижений обучающихся
осуществляется в следующих формах: зачётный урок, викторина, выступление на внеклассных
мероприятиях, участие в выставках детского художественного творчества и др.
Прослеживание индивидуально-личностного развития обучающихся осуществляется в
процессе педагогического мониторинга (мониторинг воспитанности обучающихся), портфолио
ученика.
Учебно-методическое обеспечение программы.

1. «Внеурочная деятельность школьников.» (Д.В. Григорьев, П.В.
Степанов. - М.:
Просвещение,
2010);
2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/
В.А.Горский – М.: Просвещение, 2011
3. Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и проведению занятий,
использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;
4. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу
деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;
- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в
программе;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- наборы ролевых игр (по темам инсценировок);
- материалы, необходимые для изготовления театральных костюмов своими руками;
настольные
развивающие
игры;
Для реализации программного содержания используются:
1.
«Русские народные сказки» - М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2001
-

Мультимедийные презентации
Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru

-

Детский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/
Сайт “Фактор роста” http://www.farosta.ru/

-

Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/
Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1september.ru/

2.

Сайты:
http://www.kostyor.ru/tales/
http://www.fairy-tales.su/narodnye/altajskie-skazki/
http://skazki.yaxy.ru/
http://luntiki.ru/blog/umnica/389.html
http://okster.com.ua/post/raskraski-skachat-besplatno-tochka-za-tochkoj/
http://www.roscherk.ru/media//xls/lab_9.jpg
4. Мультимедийное обеспечение:
1. компьютер
2. проектор
3.

V. Литература
1. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова,
М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.
2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.
3. Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.
4. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.
5. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и
чайнвордов для детей.\ Сост И.Г.Сухин-М:Новая школа, 1994.

Список литературы
1.Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие
для учителя. М.: Просвещение,2010
2.Сказки нашего детства. СПб: ИГ «Весь», 2011-05-23
3.Заюшкина избушка. Изд. «Фламинго», 2007
4.Русская народная сказка «Кот и лиса» Изд. «Детская литература»

5.Рукавичка. Изд. «Фламинго», 2007
6.Хрестоматия по литературе для 1-4кл. Саратов.Регион.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».