ИЗО

Пояснительная записка
Проблема воспитания настоящей творческой личности является
важнейшим вопросом психологии и педагогики. Значимость данной проблемы
возрастает при развитии каждого ребёнка с дефектом зрения. Занятия
изобразительной деятельностью позволяют компенсировать и корректировать
дефекты психического и физического развития, формировать у учащихся
специальной школы такие же знания, умения, навыки как и у детей массовой
школы, формировать у них позитивное отношение к окружающей жизни,
правильное представление о прекрасном. Внеурочная деятельность по
изобразительному искусству позволяет осуществить взаимосвязь и
преемственность с учебной деятельностью, обеспечения полноту и целостность
развития ребёнка.
Данная программа рассчитана на два года обучения для убучающихся,
занимающихся в системе дополнительного образования школы-интерната №10.
Цель программы:
Предоставить возможность детям проявить себя, творчески
раскрыться
в
области
изобразительного,
декоративно-прикладного
искусства, а также использовать изобразительную деятельность в качестве
важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на
интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.
Задачи
Учебные:
 освоение детьми основных правил изображения;
 овладение материалами и инструментами изобразительной
деятельности;
 развитие стремления к общению с искусством.
 Воспитательные:
 формирование эстетического отношения к красоте окружающего
мира; чувства радости от результатов индивидуальной и
коллективной деятельности;
 развитие умения контактировать со сверстниками в творческой
деятельности;
 Творческие:
 умение осознанно использовать образно-выразительные средства для
решения творческой задачи;
 развитие стремления к творческой самореализации средствами
художественной деятельности.

Коррекционные:
 способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности
школьников путем систематического и целенаправленного
воспитания и развития
у них правильного восприятия формы,
конструкции, величины, цвета предмете, их положения в
пространстве;
 содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической
деятельности, умения сравнивать, обобщать;
 исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно двигательную координацию путем использования вариативных и
многократно повторяющихся графических действий с применением
разнообразного изобразительного материала;
Данная программа разработана на основе следующих документов:
 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от
29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года
 Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённая
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N
996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года"
 Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
 Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учётом образовательных потребностей,
разработанные ГБОУ ВПО г.Москвы «Московский психологопедагогический университет» (2016г.)
 Образовательная программа ГКОУ СО ЕШИ №10
 Требования к оформлению рабочих программ дополнительного
образования, утверждённых методическим советом ГКОУ СО ЕШИ №10.
Программа «Смотрю на мир глазами художника» основывается на принципах:
Основные принципы программы
Программа разработана как целостная система введения в художественную
культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов
пространственных (пластических) искусств: изобразительных – живопись,
графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов

декоративно – прикладного искусства, народного искусства – традиционного
крестьянского и народных промыслов.
Принцип « от жизни через искусство к жизни». Этот принцип
постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение
жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по
каждой теме. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также
способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего
мира являются важными условиями освоения детьми программного материала.
Конечная цель – духовное развитие личности, т.е. формирование у ребёнка
способности самостоятельного видения мира, размышления о нём, выражение
своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.
Программа предусматривает последовательное изучение методически
выстроенного материала. Последовательное выполнение тем обеспечивает
поступательное художественное развитие ребёнка. Предложенные в программе
задания являются наглядным выражением каждой поставленной задачи и
способствуют успешному её решению.
Принцип единства восприятия и созидания. Только в единстве
восприятия произведений искусства и собственной творческой работы
происходит формирование образного художественного мышления детей.
Разнообразие видов восприятия и практической деятельности подводит
учащихся к пониманию многообразия явлений художественной культуры и
окружающей каждого человека жизни.
Проживание как форма обучения и форма освоения художественного
опыта – условие постижения искусства.
Развитие художественно – образного мышления, художественного
переживания ведёт к жёсткому отказу от выполнения заданий по схемам,
образцам, по заданному стереотипу.
Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ:
- наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;
- фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить
художественный образ, выражая своё отношение к реальности.
Занятия проводятся 1раз в неделю с желающими заниматься дополнительно
изобразительной деятельностью.
Форма работы – групповые занятия
Используемые педагогические технологии
гуманно-личностные технологии
технология сотрудничества
технология активизации творческой деятельности
игровые технологии
индивидуализация обучения
Методы реализации программы

используются специальные методы и приёмы, способствующие
эффективному развитию объёмно-пространственных представлений у
слабовидящих школьников:
“созерцание”, анализ формы двигательно-моторным способом,
ориентировочно-исследовательская деятельность через рассматриваниеобобщение предмета, рассматривание – детализация предмета и т.д.
А также:
словесные (рассказ, беседа);
наглядные (иллюстрации- зрительные, слуховые, демонстрации);
репродуктивные и поисковые (повторение, выполнение творческих
заданий, создание проблемных ситуаций и поиск их решений);
самостоятельной работы учащихся (самостоятельная работа);
стимулирование интереса и развития мотивации (создание ситуаций
занимательности, успеха, эмоционально-нравственных переживаний,
убеждение);
самопознания (анализ, жизненные аналогии, эмоционально-образное
высказывание);
творческого самовыражения ( демонстрация выполнения творческих
заданий).
В процессе обучения используются следующие средства :
- словесно-логические (учебные пособия, литература по искусству,
художественные энциклопедии и словари);
- наглядно-образные ( иллюстрации, таблицы, слайды, раздаточный материал);
- действенно-практические (карточки, образцы, дидактические задания).

Формы проведения занятий:
- Беседы,

- экскурсии,
- тематические праздники,
- участие в социальных проектах,
- участие в творческих тематических выставках,
- встречи с интересными людьми,
- художественные выставки
- участие в благотворительных акциях,
- участие в акции милосердия,
- конкурсы
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п
1

Темы
Живопись

Количество часов
Теории
Практики
8
2

Характеристика
деятельности обучающихся
1 уровень
Знание одного из видов

2

Графика

8

1

3

Скульптур
а

2

1

4

Аппликац
ия

3

1

изобразительной деятельности
– живописи
2 уровень
Понимание на начальном этапе
особой культуры и искусства в
жизни общества и каждого
отдельного человека
3 уровень
Овладение умением сравнивать,
анализировать, выделять
главное
1 уровень
Знание одного из видов
изобразительной деятельности
– графика
2 уровень
Сформированность
потребности в творческом
отношении к окружающему
миру, потребности в
самостоятельной практической
деятельности
3 уровень
Умение рационально строить
самостоятельную творческую
деятельность
1 уровень – овладение
навыками лепки из пластилина
2 уровень – начальный этап
сформированности, творческого
мышления, наблюдательности и
фантазии.
3 уровень – умение
рационально строить
самостоятельную творческую
деятельность
1 уровень - овладение
навыками изображения
средствами аппликации
2 уровень – начальный этап
сформированности
эстетических потребностей
3 уровень – умение планировать
и находить решения различных
художественно-творческих

5

Бумажная
пластика

2,5

0,5

6

Работа с
природны
ми
материала
ми

2,5

0.5

7

Организац
ия и
обсуждени
е
выставки
детских
работ

_

Итого

1

26

задач
1 уровень – начальное
овладение навыками
моделирования
2 уровень – начальный этап
форсированности эстетических
чувств, художественнотворческого мышления,
наблюдательности и фантазии
3 уровень –
1 уровень – овладение
навыками работы с
природными материалами на
начальном этапе
2 уровень – сформированность
эстетических потребностей в
общении с природой,
потребность в творческом
отношении к окружающему
миру
3 уровень - умение рационально
строить самостоятельную
творческую деятельность
2 уровень – умение обсуждать и
анализировать собственную
художественную деятельность
и работы других
3 уровень – осознанное
стремление к достижению
более высоких творческих
результатов

7

Календарно - тематическое планирование
№
п/п

Наименование
раздела и тем

Количество
часов

I четверть
Живопись -10часов
1-2 Создание выразительного образа в живописи

2 часа

Примечание

«Осень в парке»
3-4

5-6

7

8
9

Цвет – основа языка живописи
Тема: «Воздушные шары», «Разноцветные
бабочки».

2 часа

Теплые и холодные цвета
Тема: «Дворец Снежной королевы», «Город
солнца».

2 часа

Выполнение упражнений с помощью цветов
теплой и холодной гаммы

1 час

Создание композиции на тему: «Красота в
природе». ( живопись)
Роль белой и черной красок в эмоциональном
звучании и выразительности образа
Тема: «Гроза», «Снежная буря»

1 час
1 час

II четверть
10

11.12

13.14

15

16.17

Понятие пятно в живописи
Тема: Сказочные птицы

1 час

Графика -9часов
Линия – основа языка рисунка
Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые,
волнистые, плавные, острые, закругленные
спиралью)
Тема: «изображение трав и веточек»

2 часа

Линия, штрих, пятно (темное и светлое) и
художественный образ.
Тема: Изображение насекомых

2 часа

Приемы работы различными графическими
материалами (карандаш, ручка, фломастер,
уголь,)
Красота и разнообразие природы выраженная
средствами рисунка
III четверть

1 час

2 часа

18.19

Варианты работы цветными карандашами.
Тема: Объекты природы

2 часа

Скульптура -4часа
20

21

22

Знакомство с выразительными возможностями
мягкого материала для лепки пластилином.
Объем – основа языка скульптуры
Лепка фруктов
«Домики, которые построила природа»
Лепка сказочных домиков в форме овощей и
фруктов, грибов

1 час
1 час

1 час
1 час

23

Изображать можно в объеме.
Лепка птиц.
Аппликация -4часа
Техника обрывной аппликации

24

Техника «вырезанная аппликация»
25

Создание композиций из засушенных листьев и
трав
26

27

1 час
1 час
1 час

IV четверть
Создание орнаментов и узоров из фантиков

1 час

Бумажная пластика -3часа

28

Трансформация плотного листа бумаги, освоение
его возможностей (скручивание, сгибание,
складывание гармошкой, надрезание, склеивание
частей, сминание бумаги).

1 час
1 час

29

30

Изображение фонариков (скручивание, сгибание,
склеивание частей)

1 час

Изображение деревьев (скручивание, склеивание,
сминание бумаги)
Работа с природным материалом -3часа

1 час

31

32

33

Поделка из природного материала. Композиция:
«Бабочка» (желудь, листья деревьев, ветки,
пластилин, клей, ножницы, бумага, салфетки).
Поделка из природного материала. Аппликация
«Рыбки»

1 час
1 час

Изображение уголков природы
Содержание программы
1. Живопись.
Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать
цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст
тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от
характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна.
Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей,
сказочных животных и птиц, растений, трав.
2. Графика
Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства.
Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на
графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и
светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с
вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы
и быта, насекомых, тканей.
3. Скульптура
Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки —
глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном
изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со
всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
4. Аппликация
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными
материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства.
Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое
значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная
аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины,
учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами,
например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать

развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и
особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с
фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа
орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых
эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание
простых композиций).
5. Бумажная пластика
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей:
скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание
частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового
художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью
получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов
пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
6. Работа с природными материалами
В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки,
семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа
заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные
материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции
в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и
формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
7.Организация и обсуждение выставки детских работ
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы.
При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся
определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они
им нравятся. При умелом руководстве 'процессом обсуждения дети
вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

Учебно-тематический план
2й год обучения
№ п/п
1

Темы
Живопись

Количество часов
Теории Практики
10
1

Характеристика обучающихся
1 уровень
Знание одного из видов
изобразительной деятельности –
живописи

2

Графика

9

1

3

Скульптура

2

1

4

Аппликаци
я

3,5

0,5

5

Бумажная
пластика

2

1

2 уровень
Понимание на начальном этапе
особой культуры и искусства в жизни
общества и каждого отдельного
человека
3 уровень
Овладение умением сравнивать,
анализировать, выделять главное
1 уровень
Знание одного из видов
изобразительной деятельности –
графика
2 уровень
Сформированность потребности в
творческом отношении к
окружающему миру, потребности в
самостоятельной практической
деятельности
3 уровень
Умение рационально строить
самостоятельную творческую
деятельность
1 уровень – овладение навыками
лепки из пластилина
2 уровень – начальный этап
сформированности, творческого
мышления, наблюдательности и
фантазии.
3 уровень – умение рационально
строить самостоятельную творческую
деятельность
1 уровень - овладение навыками
изображения средствами аппликации
2 уровень – начальный этап
сформированности эстетических
потребностей
3 уровень – умение планировать и
находить решения различных
художественно-творческих задач
1 уровень – начальное овладение
навыками моделирования
2 уровень – начальный этап
сформированности эстетических
чувств, художественно-творческого

6

Работа с
природным
и
материалам
и

7

Организаци
яи
обсуждение
выставки
детских
работ
Итого

1,5

0,5

1

28

6

мышления, наблюдательности и
фантазии
3 уровень –
1 уровень – овладение навыками
работы с природными материалами
на начальном этапе
2 уровень – сформированность
эстетических потребностей в
общении с природой, потребность в
творческом отношении к
окружающему миру
3 уровень - умение рационально
строить самостоятельную творческую
деятельность
2 уровень – умение обсуждать и
анализироать собственную
художественную деятельность и
работы других
3 уровень – осознанное стремление к
достижению более высоких
творческих результатов

Календарно-тематический план
2 год обучения
№
п/п

Наименование
раздела и тем

Количество часов

I четверть
Живопись -11часов
1-2

3-4

5-6

7

8

9

Создание выразительных
объектов в природы «Золотая
осень»

2 часа
2 часа

Цвет – основа языка живописи.
Основные и составные цвета.
Тема: «Радуга и праздник красок».

2 часа

Теплые и холодные цвета
Тема: «Цветы и бабочки»,
«Подводный мир».

1 час

Выполнение упражнений с
изменением цвета путем
насыщения его ахроматической
шкалой (насыщение цвета белой и
черной краской).
Контрастные цвета. Тема: «Мы –
строили. Домики» (рисование
фантастических зданий,
построенных и составленных из
геометрических фигур.).
"Пейзаж. Состояние природы"
(мазок в живописи). Изображение
пейзажа с ярко выраженным
настроением.

1 час

1 час

1 час
1 час

II четверть
10

"Цветовушка". Красочный
отпечаток. Нарисовать увиденное,
домыслить изображение.
"Живая капля". Сделать каплю
причудливой формы, дорисовать и

1 час

Примечание

придумать название.
Графика -11часов

2 часа

Линия – основа языка рисунка
освоения выразительности
графической неразомкнутой
линии, проведение пластичных,
свободных линий.

2 часа

Контраст толстой и тонкой линии.
Тема: Изображение животных,
птиц.

2 часа

13.14

Тоновые пятна.
Тоновой рисунок натюрморта из
предметов быта.

2 часа

15.16

Приемы работы цветными
карандашами
Изображение природы.

11

12

17.18

1 час

1 час

Выполнение упражнений на ритм.
III четверть

19.20

2 часа

1 час

Контраст темных и светлых пятен
в графическом образе. Портрет
человека.
1 час

Скульптура -3часа
21.22

23

24

Основные приемы работы
(защипление, заминание,
вдавливание) со скульптурным
материалом – пластилином.
Лепка листьев.
Приемы передачи в объемной
форме фактуры. Лепка ваз.
Лепка сказочных персонажей. (на
плоскости).
Аппликация -4часа

1 час

1 час
1 час

1 час
1 час

25

26

Техника обрывной аппликации

1 час

Работа с ножницами и получения
симметричных форм.
IV четверть

27

28

Создание орнаментов и узоров из
различной бумаги. (овощи и
фрукты.)
Выполнить композицию из
цветов.

1 час

1 час

Бумажная пластика -3часа
Силуэтное вырезание формы.
29
30
31

Изображение отдельных фигурок.
Изображение деревьев и
кустарников (скручивание,
склеивание, сминание бумаги)
Работа с природным
материалом -2часа

32

33

34

35

Поделка из природного материала.
Композиция: «Домик в лесу»
(шишки, листья деревьев, ветки,
пластилин, клей, ножницы, бумага,
салфетки).
Изображение уголков природы
Организация и обсуждение
выставки детских работ -1 час
Выставка детских работ

1 час

Содержание курса
1. Живопись.
Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о
контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой
(насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения
цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью
глухих цветов.
Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов
природы, цветов, камней, сказочных персонажей.
2. Графика
Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии,
развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение
освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью
получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими
материалами — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в
различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными
карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного
и светлого пятен в создании графического образа.
Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека,
предметов быта.
3. Скульптура
Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление,
заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и
пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев),
изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.
Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных
персонажей.
4. Аппликация
Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы
с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяет-> ся
работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх ' цветовых гамм.
Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений,
овощей, фруктов.
5. Бумажная пластика
Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в
создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так
и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о
получении объёма с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов),
отдельных фигурок.
6. Работа с природными материалами
Второй год обучения. Разнообразие природных материалов расширяется
введением в работу .скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек,
косточек, семян и т.д.
Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами,
уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).
7. Организация и обсуждение выставки детских работ
При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они
могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на
занятиях.

Мониторинг образовательных результатов и творческих достижений
обучающихся осуществляется в следующих формах: коллективное занятие,
участие в школьных, районных, городских, областных конкурсах, фестивалях,
выставках детского художественного творчества.
Прослеживание индивидуально-личностного развития обучающихся
осуществляется в процессе педагогического мониторинга: мониторинг
воспитанности обучающихся – “Отношение к прекрасному”, индивидуальная
карта развития обучающихся.
Контрольно-измерительные материалы :

Ф.И.

Развитие
композицио
нного
мышления

Сформированнос
ть чувства цвета

Владение
художественными
умениями

Художеств
еннотворческая
самостояте
льность

Эмоциональная
отзывчивость
на изобразит.
искусство

Измеряется в 3 уровнях (высокий, средний, низкий)

Требование к уровню подготовки по годам:
1 год обучения
1 уровень:
Имеют знания основ первичных представлений о трех видах художественной
деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или
художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве;
украшение или декоративная художественная деятельность с использованием
различных художественных материалов;
2 уровень:
Формируется чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной
деятельности
3 уровень
Применяют на практике первичные навыки изображения предметного мира,
изображения растений и животных, начальные навыки изображения
пространства на плоскости и пространственных построений, первичные
представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
Требование к уровню подготовки по годам:
2 год обучения
1 уровень:
Знают основные правила изображений, выразительные возможности
художественных материалов, умеют анализировать произведения искусства,
используют художественные термины и понятия.
2 уровень:
Проявляют эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и
деятельности человека.
3 уровень
Применяют на практике выразительные возможности художественных
материалов, первичные навыки художественной работы в следующих видах
искусства: живопись, графика, скульптура, аппликация.

ЛИТЕРАТУРА
1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 2003 г.
2.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.
3.И. П. Волков. Художественная студия в школе
4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для

учителя. - М.: Просвещение, 2001.-159с.
5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе
6. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:
Просвещение,2006
7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:
Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 2005
8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на
уроках искусства.
9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 2000.
10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 2001.
11. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в
школе.
3-е изд. М., 2008.
12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 2005.
13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
школе:
учебник. 3-е изд. М., 2007.
14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл
изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 2008.
– 208 с.: ил..
15. Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы. – М.: Рольф, 2009. – 80 с., с
илл. – (Ступени).

Сведения о составителе.
Фамилия, имя, отчество:
Место работы:

Жилкина Марина Витальевна
Государственное казенное
общеобразовательное учреждение
Свердловской области
"Екатеринбургская школа-интернат № 10,
реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы"

Должность:

Учитель ИЗО, педагог дополнительного
образования.

Квалификационная категория:

Высшая.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».