Пояснительная записка Проблема воспитания настоящей творческой личности является важнейшим вопросом психологии и педагогики. Значимость данной проблемы возрастает при развитии каждого ребёнка с дефектом зрения. Занятия изобразительной деятельностью позволяют компенсировать и корректировать дефекты психического и физического развития, формировать у учащихся специальной школы такие же знания, умения, навыки как и у детей массовой школы, формировать у них позитивное отношение к окружающей жизни, правильное представление о прекрасном. Внеурочная деятельность по изобразительному искусству позволяет осуществить взаимосвязь и преемственность с учебной деятельностью, обеспечения полноту и целостность развития ребёнка. Данная программа рассчитана на два года обучения для убучающихся, занимающихся в системе дополнительного образования школы-интерната №10. Цель программы: Предоставить возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства, а также использовать изобразительную деятельность в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы. Задачи Учебные: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством. Воспитательные: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; Творческие: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности. Коррекционные: способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предмете, их положения в пространстве; содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать; исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала; Данная программа разработана на основе следующих документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом образовательных потребностей, разработанные ГБОУ ВПО г.Москвы «Московский психологопедагогический университет» (2016г.) Образовательная программа ГКОУ СО ЕШИ №10 Требования к оформлению рабочих программ дополнительного образования, утверждённых методическим советом ГКОУ СО ЕШИ №10. Программа «Смотрю на мир глазами художника» основывается на принципах: Основные принципы программы Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов декоративно – прикладного искусства, народного искусства – традиционного крестьянского и народных промыслов. Принцип « от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми программного материала. Конечная цель – духовное развитие личности, т.е. формирование у ребёнка способности самостоятельного видения мира, размышления о нём, выражение своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Последовательное выполнение тем обеспечивает поступательное художественное развитие ребёнка. Предложенные в программе задания являются наглядным выражением каждой поставленной задачи и способствуют успешному её решению. Принцип единства восприятия и созидания. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Разнообразие видов восприятия и практической деятельности подводит учащихся к пониманию многообразия явлений художественной культуры и окружающей каждого человека жизни. Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта – условие постижения искусства. Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жёсткому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу. Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ: - наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни; - фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая своё отношение к реальности. Занятия проводятся 1раз в неделю с желающими заниматься дополнительно изобразительной деятельностью. Форма работы – групповые занятия Используемые педагогические технологии гуманно-личностные технологии технология сотрудничества технология активизации творческой деятельности игровые технологии индивидуализация обучения Методы реализации программы используются специальные методы и приёмы, способствующие эффективному развитию объёмно-пространственных представлений у слабовидящих школьников: “созерцание”, анализ формы двигательно-моторным способом, ориентировочно-исследовательская деятельность через рассматриваниеобобщение предмета, рассматривание – детализация предмета и т.д. А также: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрации- зрительные, слуховые, демонстрации); репродуктивные и поисковые (повторение, выполнение творческих заданий, создание проблемных ситуаций и поиск их решений); самостоятельной работы учащихся (самостоятельная работа); стимулирование интереса и развития мотивации (создание ситуаций занимательности, успеха, эмоционально-нравственных переживаний, убеждение); самопознания (анализ, жизненные аналогии, эмоционально-образное высказывание); творческого самовыражения ( демонстрация выполнения творческих заданий). В процессе обучения используются следующие средства : - словесно-логические (учебные пособия, литература по искусству, художественные энциклопедии и словари); - наглядно-образные ( иллюстрации, таблицы, слайды, раздаточный материал); - действенно-практические (карточки, образцы, дидактические задания). Формы проведения занятий: - Беседы, - экскурсии, - тематические праздники, - участие в социальных проектах, - участие в творческих тематических выставках, - встречи с интересными людьми, - художественные выставки - участие в благотворительных акциях, - участие в акции милосердия, - конкурсы Учебно-тематический план 1 год обучения № п/п 1 Темы Живопись Количество часов Теории Практики 8 2 Характеристика деятельности обучающихся 1 уровень Знание одного из видов 2 Графика 8 1 3 Скульптур а 2 1 4 Аппликац ия 3 1 изобразительной деятельности – живописи 2 уровень Понимание на начальном этапе особой культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека 3 уровень Овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное 1 уровень Знание одного из видов изобразительной деятельности – графика 2 уровень Сформированность потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической деятельности 3 уровень Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность 1 уровень – овладение навыками лепки из пластилина 2 уровень – начальный этап сформированности, творческого мышления, наблюдательности и фантазии. 3 уровень – умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность 1 уровень - овладение навыками изображения средствами аппликации 2 уровень – начальный этап сформированности эстетических потребностей 3 уровень – умение планировать и находить решения различных художественно-творческих 5 Бумажная пластика 2,5 0,5 6 Работа с природны ми материала ми 2,5 0.5 7 Организац ия и обсуждени е выставки детских работ _ Итого 1 26 задач 1 уровень – начальное овладение навыками моделирования 2 уровень – начальный этап форсированности эстетических чувств, художественнотворческого мышления, наблюдательности и фантазии 3 уровень – 1 уровень – овладение навыками работы с природными материалами на начальном этапе 2 уровень – сформированность эстетических потребностей в общении с природой, потребность в творческом отношении к окружающему миру 3 уровень - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность 2 уровень – умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы других 3 уровень – осознанное стремление к достижению более высоких творческих результатов 7 Календарно - тематическое планирование № п/п Наименование раздела и тем Количество часов I четверть Живопись -10часов 1-2 Создание выразительного образа в живописи 2 часа Примечание «Осень в парке» 3-4 5-6 7 8 9 Цвет – основа языка живописи Тема: «Воздушные шары», «Разноцветные бабочки». 2 часа Теплые и холодные цвета Тема: «Дворец Снежной королевы», «Город солнца». 2 часа Выполнение упражнений с помощью цветов теплой и холодной гаммы 1 час Создание композиции на тему: «Красота в природе». ( живопись) Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа Тема: «Гроза», «Снежная буря» 1 час 1 час II четверть 10 11.12 13.14 15 16.17 Понятие пятно в живописи Тема: Сказочные птицы 1 час Графика -9часов Линия – основа языка рисунка Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью) Тема: «изображение трав и веточек» 2 часа Линия, штрих, пятно (темное и светлое) и художественный образ. Тема: Изображение насекомых 2 часа Приемы работы различными графическими материалами (карандаш, ручка, фломастер, уголь,) Красота и разнообразие природы выраженная средствами рисунка III четверть 1 час 2 часа 18.19 Варианты работы цветными карандашами. Тема: Объекты природы 2 часа Скульптура -4часа 20 21 22 Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки пластилином. Объем – основа языка скульптуры Лепка фруктов «Домики, которые построила природа» Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов 1 час 1 час 1 час 1 час 23 Изображать можно в объеме. Лепка птиц. Аппликация -4часа Техника обрывной аппликации 24 Техника «вырезанная аппликация» 25 Создание композиций из засушенных листьев и трав 26 27 1 час 1 час 1 час IV четверть Создание орнаментов и узоров из фантиков 1 час Бумажная пластика -3часа 28 Трансформация плотного листа бумаги, освоение его возможностей (скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, сминание бумаги). 1 час 1 час 29 30 Изображение фонариков (скручивание, сгибание, склеивание частей) 1 час Изображение деревьев (скручивание, склеивание, сминание бумаги) Работа с природным материалом -3часа 1 час 31 32 33 Поделка из природного материала. Композиция: «Бабочка» (желудь, листья деревьев, ветки, пластилин, клей, ножницы, бумага, салфетки). Поделка из природного материала. Аппликация «Рыбки» 1 час 1 час Изображение уголков природы Содержание программы 1. Живопись. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской. Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав. 2. Графика Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами. Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей. 3. Скульптура Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон. Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей. 4. Аппликация Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции. Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций). 5. Бумажная пластика Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа. Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д. 6. Работа с природными материалами В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги. Практическая работа: изображение уголков природы. 7.Организация и обсуждение выставки детских работ Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве 'процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач. Учебно-тематический план 2й год обучения № п/п 1 Темы Живопись Количество часов Теории Практики 10 1 Характеристика обучающихся 1 уровень Знание одного из видов изобразительной деятельности – живописи 2 Графика 9 1 3 Скульптура 2 1 4 Аппликаци я 3,5 0,5 5 Бумажная пластика 2 1 2 уровень Понимание на начальном этапе особой культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека 3 уровень Овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное 1 уровень Знание одного из видов изобразительной деятельности – графика 2 уровень Сформированность потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической деятельности 3 уровень Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность 1 уровень – овладение навыками лепки из пластилина 2 уровень – начальный этап сформированности, творческого мышления, наблюдательности и фантазии. 3 уровень – умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность 1 уровень - овладение навыками изображения средствами аппликации 2 уровень – начальный этап сформированности эстетических потребностей 3 уровень – умение планировать и находить решения различных художественно-творческих задач 1 уровень – начальное овладение навыками моделирования 2 уровень – начальный этап сформированности эстетических чувств, художественно-творческого 6 Работа с природным и материалам и 7 Организаци яи обсуждение выставки детских работ Итого 1,5 0,5 1 28 6 мышления, наблюдательности и фантазии 3 уровень – 1 уровень – овладение навыками работы с природными материалами на начальном этапе 2 уровень – сформированность эстетических потребностей в общении с природой, потребность в творческом отношении к окружающему миру 3 уровень - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность 2 уровень – умение обсуждать и анализироать собственную художественную деятельность и работы других 3 уровень – осознанное стремление к достижению более высоких творческих результатов Календарно-тематический план 2 год обучения № п/п Наименование раздела и тем Количество часов I четверть Живопись -11часов 1-2 3-4 5-6 7 8 9 Создание выразительных объектов в природы «Золотая осень» 2 часа 2 часа Цвет – основа языка живописи. Основные и составные цвета. Тема: «Радуга и праздник красок». 2 часа Теплые и холодные цвета Тема: «Цветы и бабочки», «Подводный мир». 1 час Выполнение упражнений с изменением цвета путем насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и черной краской). Контрастные цвета. Тема: «Мы – строили. Домики» (рисование фантастических зданий, построенных и составленных из геометрических фигур.). "Пейзаж. Состояние природы" (мазок в живописи). Изображение пейзажа с ярко выраженным настроением. 1 час 1 час 1 час 1 час II четверть 10 "Цветовушка". Красочный отпечаток. Нарисовать увиденное, домыслить изображение. "Живая капля". Сделать каплю причудливой формы, дорисовать и 1 час Примечание придумать название. Графика -11часов 2 часа Линия – основа языка рисунка освоения выразительности графической неразомкнутой линии, проведение пластичных, свободных линий. 2 часа Контраст толстой и тонкой линии. Тема: Изображение животных, птиц. 2 часа 13.14 Тоновые пятна. Тоновой рисунок натюрморта из предметов быта. 2 часа 15.16 Приемы работы цветными карандашами Изображение природы. 11 12 17.18 1 час 1 час Выполнение упражнений на ритм. III четверть 19.20 2 часа 1 час Контраст темных и светлых пятен в графическом образе. Портрет человека. 1 час Скульптура -3часа 21.22 23 24 Основные приемы работы (защипление, заминание, вдавливание) со скульптурным материалом – пластилином. Лепка листьев. Приемы передачи в объемной форме фактуры. Лепка ваз. Лепка сказочных персонажей. (на плоскости). Аппликация -4часа 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 25 26 Техника обрывной аппликации 1 час Работа с ножницами и получения симметричных форм. IV четверть 27 28 Создание орнаментов и узоров из различной бумаги. (овощи и фрукты.) Выполнить композицию из цветов. 1 час 1 час Бумажная пластика -3часа Силуэтное вырезание формы. 29 30 31 Изображение отдельных фигурок. Изображение деревьев и кустарников (скручивание, склеивание, сминание бумаги) Работа с природным материалом -2часа 32 33 34 35 Поделка из природного материала. Композиция: «Домик в лесу» (шишки, листья деревьев, ветки, пластилин, клей, ножницы, бумага, салфетки). Изображение уголков природы Организация и обсуждение выставки детских работ -1 час Выставка детских работ 1 час Содержание курса 1. Живопись. Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов. Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей. 2. Графика Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа. Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта. 3. Скульптура Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры. Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей. 4. Аппликация Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяет-> ся работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх ' цветовых гамм. Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов. 5. Бумажная пластика Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги. Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок. 6. Работа с природными материалами Второй год обучения. Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу .скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д. Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей). 7. Организация и обсуждение выставки детских работ При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях. Мониторинг образовательных результатов и творческих достижений обучающихся осуществляется в следующих формах: коллективное занятие, участие в школьных, районных, городских, областных конкурсах, фестивалях, выставках детского художественного творчества. Прослеживание индивидуально-личностного развития обучающихся осуществляется в процессе педагогического мониторинга: мониторинг воспитанности обучающихся – “Отношение к прекрасному”, индивидуальная карта развития обучающихся. Контрольно-измерительные материалы : Ф.И. Развитие композицио нного мышления Сформированнос ть чувства цвета Владение художественными умениями Художеств еннотворческая самостояте льность Эмоциональная отзывчивость на изобразит. искусство Измеряется в 3 уровнях (высокий, средний, низкий) Требование к уровню подготовки по годам: 1 год обучения 1 уровень: Имеют знания основ первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов; 2 уровень: Формируется чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности 3 уровень Применяют на практике первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме; Требование к уровню подготовки по годам: 2 год обучения 1 уровень: Знают основные правила изображений, выразительные возможности художественных материалов, умеют анализировать произведения искусства, используют художественные термины и понятия. 2 уровень: Проявляют эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека. 3 уровень Применяют на практике выразительные возможности художественных материалов, первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, аппликация. ЛИТЕРАТУРА 1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 2003 г. 2.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе. 3.И. П. Волков. Художественная студия в школе 4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 2001.-159с. 5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе 6. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.: Просвещение,2006 7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод: Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 2005 8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства. 9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 2000. 10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 2001. 11. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд. М., 2008. 12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 2005. 13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учебник. 3-е изд. М., 2007. 14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 2008. – 208 с.: ил.. 15. Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы. – М.: Рольф, 2009. – 80 с., с илл. – (Ступени). Сведения о составителе. Фамилия, имя, отчество: Место работы: Жилкина Марина Витальевна Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области "Екатеринбургская школа-интернат № 10, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы" Должность: Учитель ИЗО, педагог дополнительного образования. Квалификационная категория: Высшая.