Функциональная грамотность 11 - 12 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской
области «Екатеринбургская школа-интернат № 10, реализующая
ПРИНЯТО
СОГЛАСОВАНО
решением методического объединения
с зам. директора по УВР
учителей социально-гуманитарного цикла
27.08. 2024 г
Протокол №1 от 26.08.2024 г.
адаптированные основные общеобразовательные программы»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
для среднего общего образования
Срок освоения программы: 2 года (11-12 классы)

Екатеринбург

Пояснительная записка
Современное общество стремительно развивается во всех сферах, и финансы, которые
сегодня вбирают в себя все последние достижения технического и технологического
развития, не исключение. Большое влияние на жизнь в современном обществе оказывает
цифровизация, которая проявляется во всех сферах жизни человека, влияет на выбор будущей
профессии. В такой ситуации главное не просто научить старшеклассника действовать по
алгоритму (что тоже очень важно при решении многих финансовых задач), а сформировать
метапредметное умение ориентироваться в финансовом пространстве, оценивать различные
альтернативы решения финансовых задач и принимать оптимальное решение в конкретных
жизненных обстоятельствах. Не менее важным является формирование ответственного
отношения к принимаемым на себя финансовым обязательствам и умения сопоставлять свое
финансовое поведение с правовыми и моральными нормами данного государства и общества.
Для учащихся 11-12 классов изучение курса Функциональной грамотности имеет
большое значение. Это связано в первую очередь с их возрастом. В наше время многие
учащиеся оканчивают школу в 18 лет. Именно с этого возраста гражданин Российской
Федерации приобретает полную дееспособность, которая означает в том числе наличие прав
на осуществление любых финансовых операций. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы
выпускник школы вступил во взрослую жизнь подготовленным к взаимодействию с
различными финансовыми организациями.
Нормативно-правовую основу настоящей примерной образовательной программы по
учебному курсу «Функциональная грамотность. Цифровой мир» составляют следующие
документы:
федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года №2039р об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации
на период 2017-2023 годы;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010
г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015
г. № 1577).
Образовательная программа (далее – программа) разработана на основе требований
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования
предметной области «Общественные науки».
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения
финансовой грамотности, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного
предмета «Функциональная грамотность» в учебном плане, раскрываются основные подходы
к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по финансовой грамотности на
личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного
предмета «Функциональная грамотность».

Программа определяет содержание учебного предмета, основные методические
подходы к обучению, финансового воспитания и развития у обучающихся компетенций
финансовой грамотности.
Планируемые результаты
Обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного
предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо
проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и
национальный и глобальный аспекты.
Обучающиеся должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее
интеграции в единое целое. У обучающихся формируется умение оценивать,
интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций,
проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных
предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения
конкретных проблем.
Метапредметные результаты:
 способность находит и извлекать информацию из разных текстов - способность
применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
 анализ и интеграция информации, полученной из текста; - учение интерпретировать и
оценивать математические данные в рамках личностно важной ситуации;
 умение оценивать форму и содержание текста в рамках метопредметного содержания;
 умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте
национальной и глобальной ситуации;
 умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных,
местных, национальных, глобальных, естественно-научных проблемах в различном
контексте в рамках метапредметного содержания;
 умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и
предлагать пути решения.
 личностные результаты:
 умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей;
 формирование собственной позиции по отношению к прочитанному;
 умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной
жизни на основе математических и естественно-научных знаний с позиции норм
морали и общечеловеческих ценностей;
 способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм
морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.
Обучающийся должен уметь:

написать сочинение, реферат;
 считать без калькулятора;
 отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов;






написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
искать информацию в сети Интернет;
использовать графические редакторы;
находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников,
энциклопедий и др. печатных текстов;
 работать в группе, команде.
Обучающийся научится:
 оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
 обратиться за экстренной помощью к специализированным службам;
 заботиться о своем здоровье;
 вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

читать чертежи, схемы, графики;
 использовать информацию из СМИ;
 пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки;
 анализировать числовую информацию;
 расположить к себе других людей;
 не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым,
непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы;
 пользоваться электронной почтой;
 создавать и распечатывать тексты;
 работать с электронными таблицами.
Предметные результаты обучения:
освоение базовых понятий и знаний, отражающих устройство сферы финансов в глобальном
цифровом мире и способов действия человека в нем, в частности: человеческий капитал,
инвестирование, роботизация, искусственный интеллект, компетенции будущего, Hard skills,
Soft skills. Деньги, природа цифровых денег, инфляция и дефляция, волатильность,
банковские карты, мобильный интернет-банк, электронные деньги и кошельки. Телефонное и
интернет-мошенничество. Потребности, желания, финансовая цель, активы и пассивы,
осознанные расходы, источники дохода физического лица, правила составления финансового
плана, финансовая «подушка безопасности». Маховик сбережений. Депозит, простые и
сложные проценты, накопительный счёт, система страхования вкладов, инвестирование,
финансовые активы, облигации, акции, государственные и корпоративные облигации,
Производный финансовый инструмент, опционы, фьючерсы, квалифицированный инвестор,
брокер, индивидуальный инвестиционный счёт, стратегия инвестирования, принципы
финансовых пирамид. Коммерческий банк, микрофинансовые организации, кредит,
кредитные карты, автокредитование, ипотека, кредитная история, кредитный договор,
банкротство физических лиц. Идентификация, персональные данные, традиционная и
биометрическая защита, единая система идентификации и аутентификации, налоговая
система, налог на имущество, налог на доходы физических лиц, транспортный налог,
социальные услуги и льготы, пенсионная система, страховая и накопительная части пенсии.
Стартап, бизнес-план, бизнес-идея, маркетинговая стратегия, финансовый план.

освоение предметных умений, включающих умения вести финансовые расчёты, в том числе с
использованием цифровых ресурсов и использовать различную финансовую информацию для
принятия решений.
освоение компетенций финансовой грамотности:
 оценивать и прогнозировать востребованность профессиональных компетенций;
 планировать инвестиции в себя и развитие Hard skills и Soft skills.
 различить разные типы денег, понимать сущность происходящих процессов изменения
стоимости денег, определять безопасность операций;
 формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски; планировать
личные доходы и расходы;
 составлять план достижения финансовых целей и создания финансовой «подушки
безопасности»;
 оценивать предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов, платёжных карт,
страховых программ и т. д.;
 видеть типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг;
 понимать различия между финансовыми инструментами, оценивать их возможности
применения;
 различать банки и микрофинансовые организации (МФО), выбирать наиболее
выгодный вариант использования услуг по заимствованию денег;
 оценивать условия предоставления финансовых услуг, видеть возможные последствия;
 понимать специализацию и роль финансовых посредников в области банковских,
страховых и инвестиционных услуг, делать обоснованный выбор наиболее подходящих
услуг;
 понимать принципы работы налоговой и пенсионной систем, пользоваться сайтами и
личными кабинетами ФНС и ПФР;
 отличать возможные виды финансовых махинаций и знать способы защиты от них;
 пользоваться порталами, предоставляющими государственные услуги;
 защищать персональную информацию различными способами;
 понимать процесс реализации стартапа, оценивать необходимые ресурсы и
представлять возможные риски; формулировать идею стартапа, понимать возможности
финансирования (в зависимости от конкретных условий);
 принимать осознанные решения при совершении операций с денежными средствами,
использовать на практике дистанционные средства управления финансами;
 оценивать разные виды личного капитала, в том числе финансовые активы и
человеческий капитал;
 расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и приоритетами;
 оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый в конкретных
жизненных обстоятельствах;
 диагностировать действия организации как финансовой пирамиды;
Формы организации внеурочной деятельности:
1. Массовая работа

2. Групповая работа
3. Индивидуальная работа
Виды внеурочной деятельности:
1. Научно-исследовательская работа
2. Конкурсы
3. Викторины
4. Презентации
5. Практическая работа
6. Беседа, диалог, дискуссия
Содержание
Модуль «Основы финансовой грамотности» (9 часов).
Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал?
Модель трех капиталов. Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. Бизнес-инкубатор.
Бизнес-план. Государство и малый бизнес. Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и
риски связанные с ними. Тестирование по модулю «Основы финансовой грамотности»
Модуль «Основы читательской грамотности» (8 часов).
Определение основной
темы и
идеи в драматическом произведении. Учебный
текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официально-делового
стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста в
изменённой ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы,
правила, уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность.
Информационные задачи. Работа с не сплошным текстом: формы, анкеты, договоры.
Тестирование по модулю «Основы читательской грамотности».
Модуль «Основы математической грамотности» (7 часов).
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой,
схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в
повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы
решения. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения
между сторонами треугольника, относительное расположение, равенство. Математическое
описание зависимости между переменными в различных процессах. Интерпретация
трёхмерных изображений, построение фигур. Определение ошибки измерения,
определение шансов наступления того или иного события. Решение типичных
математических
задач,
требующих
прохождения
этапа
моделирования.
Тестирование по модулю «Основы математической грамотности»

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (7 часов).
Занимательное электричество. Магнетизм и электромагнетизм. Строительство плотин.
Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций.
Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы. Внутренняя среда
организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. Системы жизнедеятельности человека.
Тестирование по модулю «Основы естественнонаучной грамотности».

«Креативное мышление». Основы (2 часа). Генерация идей. Отбор оптимального варианта.
«Глобальные компетенции». Новое направление (1 час)
Итоговое занятие

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17

18

Календарно-тематическое планирование
Содержание (раздел, тема)
Кол- Дата
во
часов
«Модуль «Основы финансовой грамотности»
Факты о деньгах. Нумизматика.
Инвестирование. Формирование инвестиционного
портфеля и его пересмотр.
Облигации и ценные бумаги. Векселя. Биржа и брокеры
Виды доходов
Заработная плата. Почему она разная?
Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды.
Социальные выплаты: пенсия, пособия.
Страхование. Государственное и негосударственное
пенсионное страхование.
Обобщение по модулю «Финансовая грамотность»
Модуль: «Основы читательской грамотности
Формирование читательских умений с опорой на
текст
Формирование читательских умений с опорой на текст и
вне текстовые знания
Электронный текст как источник
информации?
Работа с электронным текстом как источник
информации
Текст: как критически оценивать степень достоверности
содержащейся в тексте информации?
Работа с текстом: как критически оценивать степень
достоверности содержащейся в тексте информации?
Типы задач на грамотность. Конструирующие задачи
Обобщение по модулю «Основы читательской
грамотности
Модуль: «Основы математической грамотности»
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,

ЦОРы

9
1
1

https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru

1
1
1
1
1
1

https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru

1
8
1

https://fg.resh.edu.ru

1

https://fg.resh.edu.ru

1

https://fg.resh.edu.ru

1

https://fg.resh.edu.ru

1

https://fg.resh.edu.ru

1

https://fg.resh.edu.ru

1
1

https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru

7
1

https://fg.resh.edu.ru

https://fg.resh.edu.ru

температура, расстояние
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
температура, расстояние
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц
Графы и их применение в решении задач.
Графы и их применение в решении задач.
Обобщение по модулю «Основы математической
грамотности»
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Занимательное электричество.
Магнетизм и электромагнетизм.
Строительство плотин. Гидроэлектростанции.
Экологические риски при строительстве
гидроэлектростанций.
Нетрадиционные виды энергетики, объединенные
энергосистемы.
Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет.
Наследственность.
Системы жизнедеятельности человека.
Обобщение по модулю «Основы естественнонаучной
грамотности»
Модуль «Креативное мышление».
Основы креативного мышления
Генерация идей. Отбор оптимального варианта
Модуль «Глобальные компетенции».
Глобальные проблемы современности

19
20
21
22
23
24

25
26
27

28
29
30
31

32
33
34

1.

2.

3.

4.

1

https://fg.resh.edu.ru

1
1
1
1
1

https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru

7
1
1
1

https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru

1

https://fg.resh.edu.ru

1

https://fg.resh.edu.ru

1
1

https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru

2
1
1
1
1

https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru
https://fg.resh.edu.ru

Список литературы
Кудрявцева,Т. Ю. Формирование функциональной грамотности на уроках истории /
Т. Ю. Кудрявцева // Наука и образование: новое время: научно-методический журнал. 2020. - № 2 (20). - С. 28-31. Алексеева, Е. Е.
Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении
математике / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования.
- 2020. - № 66-2. - С. 10-15. Алхатова, Т. С.
Компетенции педагога в использовании инновационных технологий в начальной
школе в условиях обновленной системы образования / Т. С. Алхатова, А. В. Семкин, Б.
Н. Иманжанова // Наука и реальность. - 2020. - № 1. - С. 64-66. Лысова, О. В.
Особенности формирования рефлексии российских школьников в свете
функциональной грамотности и стандартов XXI века / О. В. Лысова, А. Ш. Абдуллина,
Л. К. Нуримхаметова // International Journal of Medicine and Psychology. - 2020. - Т. 3. № 2. - С. 22-27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».