РП технология 5 класс_Вариант 4.2

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа-интернат №10», реализующая адаптированные
основные общебразовательные программы
Рассмотрена на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27.08.2024г.

Утверждена приказом директора
ГБОУ СО «ЕШИ № 10»
от 27.09.2024 № 100-д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет- ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)
Вариант 4.2
Уровень образования – начальное общее
Класс 5

Составитель: Кузнецова Т.Е.

г. Екатеринбург

2
СОДЕРЖАНИЕ
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Труд
(Технология»
программапо

(предметнаяобласть«Технология»)(далеесоответственно–
труду

(технологии)

включает

пояснительную

записку,

содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по
труду (технологии).
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
учебного

предмета

(включая

коррекционные

задачи),местовструктуреучебногоплана,атакжеподходыкотборусодержания и
планируемым результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального
общегообразования.Содержаниеобучениявкаждомклассезавершаетсяперечне
м универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных и
регулятивных),
(технологии)с

которые

возможно

учётом

психофизического развития

формировать

возрастных

средствами

труда

особенностей,особенностей

и особых образовательных потребностей

слабовидящихобучающихся на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по труду (технологии)
включают

личностные,метапредметные(в

том

числе

специальные)

результатызавесьпериодобучения на уровне начального общего образования,
а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения,
специальные предметные результаты за уровень начального общего
образования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Федеральная

рабочая

(технология)»для

программа

учебного

общеобразовательных

предмета

организаций,

«Труд

реализующих

адаптированные основные общеобразовательные программы начального
общего образования слабовидящих обучающихся, разработана на основе
Федерального закона от 13.12.2023 № 618 «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в РФ» (ч. 6.3. ст. 12), Федерального
государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(вариант 4.2 ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся), Федеральной
адаптированной

образовательной

программы

начального

общего

образования для слабовидящих обучающихся (далее - вариант 4.2 ФАОП
НОО), в соответствиис требованиями к результатам освоения Федеральной
основной

образовательнойпрограммыначальногообщегообразования

(ФГОСНОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного

развития,

воспитания

и

социализации

обучающихся,

сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Содержание программы учебного предмета «Труд (технология)»
включает характеристику основных структурных единиц (модулей), которые
являются общими для каждого года обучения:
•

Технологии,профессииипроизводства.

•

Технологии ручной обработки материалов: технологии работы

с:бумагой и картоном, пластичнымиматериалами,природным материалом,
текстильными материалами, другими доступными материалами (например,
пластик, поролон, фольга, солома).
•

Конструирование и моделирование: работа с «Конструктором»,

конструирование

и

моделирование

из

бумаги,

картона,

пластичных

материалов, природных и текстильных материалов, робототехника.

•

Информационно-коммуникационные

(ассистивные/тифлоинформационные) технологии.
В

процессе

освоения

программы

учебного

предмета

«Труд

(технология) обучающиеся овладевают основами проектной деятельности,
которая

направлена

коммуникабельности,

на

развитие

чувства

творческих

ответственности,

черт
умения

личности,
искать

и

использовать информацию.
В рамках изучения программного содержания предмета «Труд
(технология)»

осуществляется

реализация

широкого

спектра

межпредметных связей (в том числе специфических, определяемых
особыми образовательными потребностями слабовидящих обучающихся).
Математика – моделирование, выполнение расчётов, вычислений,
построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими
фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство– использование средств художественной
выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства и
дизайна.
Окружающий

мир

–

природные

формы

и

конструкции

как

универсальный источник инженерно-художественных идей для мастера;
природа как источник сырья, этнокультурные традиции.
Русский язык / родной язык – использование важнейших видов речевой
деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий
и обсуждения результатов практической деятельности.
Литературное чтение / литературное чтение на родном языке – работа с
текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Важная особенность уроков труда (технологии)на уровне начального
общего образования– предметно-практическая деятельность как необходимая
составляющая целостного процесса интеллектуального, а также духовного и
нравственного развития слабовидящих обучающихся младшего школьного
возраста.

Продуктивная предметная деятельность на уроках труда (технологии)
является

основой

формирования

познавательных

способностей

слабовидящих обучающихся, стремления активно знакомиться с историей
материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и
уважительного отношения к ним.
Коррекционно-развивающий потенциал учебного предмета «Труд
(технология)» способствует преодолению обучающимися следующих
специфических трудностей, обусловленных слабовидением:
•

снижение возможности выявлять пространственные признаки

объектов: положение, направление, расстояние, величина, форма - с
помощью зрения;
•

замедленность и неточность восприятия;

•

низкий уровень развития мелкой моторики, зрительно-моторной

координации;
•

несформированность или искаженность ряда представлений;

•

отсутствие или недостаточность социального опыта, низкий

уровень самостоятельности;
•

трудности в формировании базовых представлений о мире

современных профессий и технологий.
Реализация учебного предмета «Труд (технология)» для слабовидящих
обучающихся предполагает

создание

специальных образовательных

условий, учитывающих особенности психофизического развития и особые
образовательные потребности обучающихся данной группы:
•

соблюдение режима зрительных нагрузок в соответствии с

действующими

СанПиН

и

индивидуальных

рекомендаций

врача-

офтальмолога;
•

использование специальных методов, приёмов (алгоритмизация,

поэтапность, сопряженные действия и др.) и тифлотехнических, технических,
оптических

средств

обучения,

ассистивных

технологий, тифлокомментирования;

(тифлоинформационных)

•

применение специальных средств наглядности (натуральные

предметы и объекты, модели, муляжи, макеты, иллюстративный материал,
адаптированный к зрительным возможностям слабовидящих);
•

непрерывность

профориентационной

коррекционно-развивающего

работы,

реализуемой

через

процесса

и

содержание

образовательных областей;
•

особая организация предметно-пространственной и временной

образовательной среды.
Основнойцельюизучения учебного предмета «Труд (технология)»на
уровне начального общего образования является успешнаясоциализация
слабовидящихобучающихся,формированиеунихфункциональнойграмотности
набазеосвоения

культурологических

и

конструкторско-технологических

знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках
исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических
умений.
Программа учебного предмета «Труд (технология)» направлена на
решение системы общеобразовательных и коррекционных задач:
Общеобразовательные задачи:
•

формированиеобщихпредставленийокультуреиорганизациитрудо

войдеятельностикакважнойчастиобщейкультурычеловека;
•

становление элементарных базовых знаний и представлений о

предметном
(рукотворном)мирекакрезультатедеятельностичеловека,еговзаимодействии
смиромприроды,правилахитехнологияхсоздания,историческиразвивающихся
и современных производствах и профессиях;
•

формированиеосновчертежно-

графическойграмотности,уменияработать с простейшей технологической
документацией

(рисунок,

чертёж,

эскиз,

схема),

адаптированной

к

зрительным возможностям слабовидящих – укрупненный шрифт, яркие
высококонтрастные

цветовые

решения

и

др.

и

при

необходимостисопровождаемой тифлокомментариями педагога с подробным
описанием, либо текстовыми / аудиотифлокомментариями;
•

формирование

элементарных

знаний

и

представлений

о

различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих
умений с учетом особенностей психофизического развития слабовидящих
обучающихся;
•

развитие сенсомоторных процессов, психомоторной и зрительно-

двигательной

координации,глазомера

через

формирование

доступных

практических умений;
•

расширение

культурного

кругозора,

развитие

способности

творческого использования полученных знаний и умений в практической
деятельности;
•

развитие познавательных психических процессов и приёмов

умственной
деятельностипосредствомвключениямыслительныхоперацийвходевыполнени
я практических заданий;
•

развитиегибкостиивариативностимышления,способностей

к

изобретательской деятельности;
•

воспитание

уважительного отношения

к людям

труда,

к

культурным
традициям,пониманияценностипредшествующихкультур,отражённых

в

материальном мире;
•

развитие

организованности,

социально
аккуратности,

полезных

личностных

добросовестного

и

качеств:

ответственного

отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и
инициативности;
•

воспитаниеинтересаитворческогоотношениякпродуктивнойсозид

ательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к
творческой самореализации;

•

становление

экологического

сознания,

внимательного

и

вдумчивого
отношениякокружающейприроде,осознаниевзаимосвязирукотворногомира с
миром природы;
•

воспитание положительного отношения к коллективному труду,

применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и
мнению других людей.
Коррекционные задачи:
•

развитие зрительного, осязательно-зрительного и слухового

восприятия;
•

формирование навыков зрительного, осязательно-зрительного и

слухового анализа;
•

развитие произвольного внимания;

•

развитие и коррекция памяти;

•

развитие критического и технологического мышления;

•

преодоление вербализма знаний;

•

обогащение активного и пассивного словаря, формирование

новых понятий в различных сферах применения современных технологий;
•

формирование, уточнение или коррекция представлений о

предметах и процессах окружающей действительности;
•

развитие и коррекция умений планирования, программирования и

контроля собственной деятельности;
•

изучение различных материалов труда и их применении,

трудовых операций и технологических процессов, выполняемых без
визуального контроля;
•

обучение приемам зрительного, осязательного и слухового

самоконтроля в процессе формирования трудовых действий;
•

изучение основных видов механизмов (выполняемые ими

функции, их рабочие части);
•

обучение использованию при выполнении работ инструкционно-

технологических карт;
•

развитие

и

коррекция

предметно-практических

действий

посредством овладения компенсаторными способами выполнения трудовых
операций и работы с различными материалами в условиях слабовидения;
•

развитие и коррекция навыков алгоритмизации деятельности

(работа по заданным алгоритмам и создание собственных алгоритмов;
•

формирование навыков алгоритмизации трудовых операций;

•

формирование специальных приемов зрительного и осязательно-

зрительного обследования и изображения изучаемых объектов;
•

развитие мотивационно-потребностной сферы;

•

воспитание технологической культуры и грамотности;

•

воспитание любви к труду, формирование активной жизненной

позиции,

преодоление

негативных

установок

на

иждивенчество

и

инвалидность, коррекция самооценки;
•

развитие и коррекция мелкой моторики и зрительно-моторной

координации;
•
навыков

формирование общих и специальных надпрофессиональных
(зрительная

ориентировка

в

микро

и

макропространстве,

коммуникативные навыки, навыки работы в команде, криативное и
критическое мышление, использование тифлоинформационных технологий и
тифлоприборов, навыки социально-бытовой адаптации, моделирование,
проектная деятельность);
•

ознакомление с миром современных профессий, в том числе

доступными для слабовидящих;
•

развитие способностей в доступных видах деятельности.

Основные принципы и подходы к реализации учебного предмета
«Труд (технология)»
Основу

разработки

федеральной

рабочей

программы

учебного

предмета «Труд (технология)» для слабовидящих обучающихся составляют
деятельностный и дифференцированный подходы.

Деятельностный подход строится на признании того, что развитие
личности слабовидящего обучающегося определяется созданием условий для
проявления

активности

и

самостоятельности

в

доступных

видах

деятельности.
Дифференцированный

подход

предполагает

учет

особых

образовательных потребностей слабовидящих обучающихся, а также их
индивидуальных

компенсаторных

демонстрирующих

неоднородность

трудовыми

действиями

без

и

зрительных

уровня

визуального

готовности

возможностей,
к

контроля.

овладению
Применение

дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие программного
содержания

предмета,

обеспечивая

слабовидящим

обучающимся

возможность реализовать свой индивидуальный потенциал.
Программа разработана на основе следующих принципов:
• коррекционная направленность образовательного процесса;
• вариативность (выбор альтернативных технологий, методов, приемов
и средств обучения);
• развивающая

направленность

образовательного

процесса,

обеспечивающая личностное и компенсаторное развитие обучающихся с
нарушениями зрения с учетом их особых образовательных потребностей;
• учет индивидуальных особенностей психофизического развития и
типологических особенностей обучающихся с нарушениями зрения;
• взаимосвязь содержания учебного предмета и профориентационной
работы;
• преемственность, предполагающая проектирование программы с
учетом содержания учебного предмета на уровне основного общего
образования;
• взаимодействие с семьей.
Учебный предмет «Труд (технология)» входит в предметную область
федерального учебного плана «Труд (технология)» и является обязательным
для изучения на уровне начального общего образования.

Согласно федеральному учебному плану Федеральной адаптированной
образовательной программы начального общего образования слабовидящих
обучающихся (вариант 4.2 ФАОП НОО), общее число часов, отводимое для
изучения предмета «Труд (технология)» составляет 169 часов:в 5классах–
34часа(1часвнеделю).
Получение слабовидящими обучающимися, осваивающими вариант 4.2
ФАОП НОО, начального общего образования в пролонгированные сроки
обучения (5 лет) обеспечивает возможность расширения знаний, а также
закрепления практических умений и навыков, приобретенных обучающимися
в рамках изучения программного содержания предмета «Труд (технология)»
за итоговый год обучения на уровне начального общего образования.
5 КЛАСС
Технологии, профессии и производства.
Повторение и закрепление изученного в 4 классе. Профессии и
технологии

современного

мира.

Вопросы

доступности

современных

профессий и технологий для слабовидящих. Использование достижений
науки в развитии технического прогресса. Изобретение и использование
синтетических материалов с определёнными заданными свойствами в
различных отраслях и профессиях. Нефть как универсальное сырьё.
Материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт и др.).
Профессии, связанные с опасностями (пожарные, космонавты, химики
и др.).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность
людей. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности
человека на окружающую среду, способы её защиты.
Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве современных
мастеров. Бережное и уважительное отношение людей к культурным
традициям. Изготовление изделий с учётом традиционных правил и
современных технологий (лепка, вязание, шитьё, вышивка и др.).

Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация
заданного или собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных и
технологических решений). Коллективные, групповые и индивидуальные
проекты на основе содержания материала, изучаемого в течение учебного
года. Использование комбинированных техник создания конструкций по
заданным условиям в выполнении учебных проектов.
Технологии ручной обработки материалов.
Повторение и закрепление изученного в 4 классе. Синтетические
материалы — ткани, полимеры (пластик, поролон). Их свойства. Создание
синтетических материалов с заданными свойствами.
Использование измерений, вычислений и построений для решения
практических задач. Внесение дополнений и изменений в условные
графические изображения в соответствии с дополнительными/изменёнными
требованиями к изделию.
Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в
соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия. Определение
оптимальных способов разметки деталей, сборки изделия. Выбор способов
отделки. Комбинирование разных материалов в одном изделии.
Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с
помощью чертёжных инструментов. Освоение доступных художественных
техник.
Технология

обработки

текстильных

материалов.

Обобщённое

представление о видах тканей (натуральные, искусственные, синтетические),
их свойствах и областей использования. Дизайн одежды в зависимости от её
назначения, моды, времени. Подбор текстильных материалов в соответствии
с замыслом, особенностями конструкции изделия. Раскрой деталей по
готовым лекалам (выкройкам), собственным несложным. Строчка петельного
стежка и её варианты («тамбур» и др.), её назначение (соединение и отделка
деталей)

и/или

строчки

петлеобразного

и

крестообразного

стежков

(соединительные и отделочные). Подбор ручных строчек для сшивания и
отделки изделий. Простейший ремонт изделий.
Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон,
полиэтилен.

Общее знакомство,

определение

технологий

сравнение

их обработки

в

свойств.
сравнении

Самостоятельное
с

освоенными

материалами.
Комбинированное использование разных материалов.
Конструирование и моделирование.
Современные требования к техническим устройствам (экологичность,
безопасность, эргономичность и др.). Повторение и закрепление изученного в
4 классе.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов,
в том числе наборов «Конструктор» по проектному заданию или
собственному замыслу. Поиск оптимальных и доступных новых решений
конструкторско-технологических проблем на всех этапах аналитического и
технологического процесса при выполнении индивидуальных творческих и
коллективных проектных работ.
Робототехника Конструктивные, соединительные элементы и основные
узлы робота. Инструменты и детали для создания робота. Конструирование
робота. Составление алгоритма действий робота.

Программирование,

тестирование робота. Преобразование конструкции робота. Презентация
робота.
Информационно-коммуникационные
(ассистивные/тифлоинформационные) технологии.
Работа с доступной информацией в Интернете и на цифровых
носителях информации. Повторение и закрепление изученного в 4 классе.
Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской,
проектной, предметной преобразующей деятельности. Работа с готовыми
цифровыми материалами. Поиск дополнительной информации по тематике
творческих и проектных работ, использование рисунков из ресурса

компьютера в оформлении изделий (при необходимости с ассистивной
помощью) и др. Создание презентаций в программе PowerPoint или другой
(при необходимости с ассистивной помощью и использованием программ
увеличения изображения на экране компьютера).
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение технологии в 5 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,

коммуникативных

универсальных

учебных

действий,

регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
•

ориентироваться в терминах, используемых в технологии,

использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах
изученного);
•

анализировать конструкции предложенных образцов изделий;

•

конструировать

и

моделировать

изделия

из

различных

материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме с
использованием общепринятых условных обозначений и по заданным
условиям;
•

выстраивать

последовательность

практических

действий

и

технологических операций; подбирать материал и инструменты; выполнять
экономную разметку; сборку, отделку изделия;
•

решать простые задачи на преобразование конструкции;

•

выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или

письменной;
•

соотносить результат работы с заданным алгоритмом, проверять

изделия в действии, вносить необходимые дополнения и изменения;

•

классифицировать изделия по самостоятельно предложенному

существенному

признаку

(используемый

материал,

форма,

размер,

назначение, способ сборки);
•

выполнять

действия

анализа

и

синтеза,

сравнения,

классификации предметов/изделий с учётом указанных критериев;
•

анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку,

выделять основные и второстепенные составляющие конструкции.
Работа с информацией:
•

находить необходимую для выполнения работы информацию,

пользуясь различными источниками, анализировать её и отбирать в
соответствии с решаемой задачей;
•

на основе анализа информации производить выбор наиболее

эффективных способов работы;
•
в

использовать знаково-символические средства для решения задач

умственной

или

материализованной

форме,

выполнять

действия

моделирования, работать с моделями;
•

осуществлять поиск дополнительной информации по тематике

творческих и проектных работ;
•

использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении

изделий и др.;
•

использовать

средства

информационно-коммуникационных

технологий для решения учебных и практических задач, в том числе
Интернет под руководством педагога.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
•

соблюдать правила

участия

в диалоге: ставить вопросы,

аргументировать и доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к
чужому мнению;

•

описывать факты из истории развития ремёсел на Руси и в

России, высказывать своё отношение к предметам декоративно-прикладного
искусства разных народов РФ;
•

создавать тексты-рассуждения: раскрывать последовательность

операций при работе с разными материалами;
•

осознавать

культурно-исторический

смысл

и

назначение

праздников, их роль в жизни каждого человека; ориентироваться в традициях
организации и оформления праздников.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
•

понимать

и

принимать

учебную

задачу,

самостоятельно

определять цели учебно-познавательной деятельности;
•

планировать практическую работу в соответствии с поставленной

целью и выполнять её в соответствии с планом;
•

на

основе

анализа

причинно-следственных

связей

между

действиями и их результатами прогнозировать практические «шаги» для
получения необходимого результата;
•

выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки; процесса и

результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в
выполняемые действия;
•

проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.

Совместная деятельность:
•
группе:

организовывать под руководством педагога совместную работу в
распределять

роли,

выполнять

функции

руководителя

или

подчинённого, осуществлять продуктивное сотрудничество, взаимопомощь;
•

проявлять

интерес

к

деятельности

своих

товарищей

и

результатам их работы; в доброжелательной форме комментировать и
оценивать их достижения;

•

в

процессе

анализа

и

оценки

совместной

деятельности

высказывать свои предложения и пожелания; выслушивать и принимать к
сведению мнение одноклассников, их советы и пожелания; с уважением
относиться к разной оценке своих достижений.

Специфические универсальные учебные действия:
•

личностная готовность осуществлять предметно-преобразующую

деятельность;
•

овладение представлениями о трудовых профессиях и понимание

роли труда в жизни человека;
•

понимание значения предметно-практической деятельности для

жизни в социуме;
•

умение принимать и сохранять учебную задачу;

•

планировать свои действия в соответствии с поставленной

задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
•

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

предметно-преобразующей деятельности;
•

использование знаково-символических средств, в том числе

моделей и схем, для решения предметно-практических задач;
•

умение выполнять доступные трудовые операции при решении

предметно-практических задач;
•

осуществление

аналитико-синтетической

деятельности

(сравнение, анализ, классификация выделение существенных признаков и их
синтез) в процессе овладения трудовыми операциями;
•

использование всех анализаторов (в том числе нарушенного

зрения) в предметно-практической деятельности;
•

умение

задавать

вопросы

(познавательного,

уточняющего,

коммуникативного характера) для ориентации в совместной с педагогом и
сверстниками деятельности;

•

адекватно использовать коммуникативные средства для решения

различных коммуникативных задач в учебном сотрудничестве с педагогом и
сверстниками в процессе предметно-практической деятельности;
•

умение взаимодействовать с партнерами в системе координат

«слабовидящий-зрячий»,

«слабовидящий-слабовидящий»

в

процессе

овладения доступными трудовыми умениями и навыками.
ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)» НА
УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по учебному предмету
«Труд (технология)» на уровне начального общего образования достигаются
в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения технологии на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
•

первоначальные представления о созидательном и нравственном

значении труда в жизни человека и общества, уважительное отношение к
труду и творчеству мастеров;
•

осознание роли человека и используемых им технологий в

сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром
природы, ответственное отношение к сохранению окружающей среды;

•

понимание

культурно-исторической

ценности

традиций,

отражённых в предметном мире, чувство сопричастности к культуре своего
народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
•

проявление способности к эстетической оценке окружающей

предметной среды, эстетические чувства – эмоционально-положительное
восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов,
образцов мировойи отечественной художественной культуры;
•

проявление положительного отношения и интереса к различным

видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой
самореализации, мотивация к творческому труду, работе на результат,
способность к различным видам практической преобразующей деятельности;
•

проявление устойчивых волевых качества и способность к

саморегуляции:

организованность,

аккуратность,

трудолюбие,

ответственность, умение справляться с доступными проблемами;
•

готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с

учётом этики общения, проявление толерантности и доброжелательности.
Специальные личностные результаты:
•

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее

временно-пространственной организации;
•

способность к осмыслению социального окружения, своего места

в нем, принятию соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
•

умение оценивать с позиций социальных норм собственные

поступки и поступки других людей;
•

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде,

необходимости ее сохранения и рационального использования;
•

умение формировать эстетические чувства, впечатления от

восприятия предметов и явлений окружающего мира.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения труда (технологии) на уровне начального
общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
и исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
•

ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в

технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию
в своих устных и письменных высказываниях;
•

осуществлять

анализ

объектов

и

изделий

с

выделением

существенных и несущественных признаков;
•

сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и

различия; делать обобщения (технико-технологического и декоративнохудожественного характера) по изучаемой тематике;
•

использовать

схемы,

модели

и

простейшие

чертежи

в

собственной практической творческой деятельности;
•

комбинировать и использовать освоенные технологии при

изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или
декоративно- художественной задачей;
•

понимать необходимость поиска новых технологий на основе

изучения объектов и законов природы, доступного исторического и
современного опыта технологической деятельности.
Работа с информацией:

•

осуществлять поиск необходимой для выполнения работы

информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать её и
отбирать в соответствии с решаемой задачей;
•

анализировать и использовать знаково-символические средства

представления

информации

для

решения

задач

в

умственной

и

материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с
моделями;
•

использовать

средства

информационно-коммуникационных

технологий для решения учебных и практических задач (в том числе
Интернет

с

контролируемым

выходом),

оценивать

объективность

информации и возможности её использования для решения конкретных
учебных задач;
•

следовать при выполнении работы инструкциям педагога или

представленным в других информационных источниках.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
•

вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать

реплики- уточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и
идеи, аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать
их в диалоге;
•

создавать

тексты-описания

на

основе

наблюдений

(рассматривания) изделий декоративно-прикладного искусства народов
России;
•

строить рассуждения о связях природного и предметного мира,

простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и
способах создания;
•

объяснять

последовательность

совершаемых

создании изделия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

действий

при

•

рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего

места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
•

выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;

планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
•

устанавливать

причинно-следственные

связи

между

выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для
получения необходимых результатов;
•

выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые

коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок;
•

проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.

Совместная деятельность:
•

организовывать под руководством педагога и самостоятельно

совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли,
выполнять функции руководителя (лидера) и подчинённого, осуществлять
продуктивное сотрудничество;
•

проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной

форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои
предложения и пожелания, оказывать при необходимости помощь;
•

понимать

особенности

проектной

деятельности,

выдвигать

несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно
создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов
для его практического воплощения, предъявлять аргументы для защиты
продукта проектной деятельности.

Специальные метапредметные результаты:
•

использовать сохранные анализаторы и нарушенное зрение в

различных видах деятельности (учебно-познавательной, ориентировочной,
трудовой);

•

применять

зрительный,осязательный

и

слуховой

способы

восприятия материала;
•

применять

современные

средства

коммуникации

и

тифлотехнические средства;
•

осуществлять

зрительную

пространственную

и

социально-

бытовую ориентировку, обладать мобильностью;
•

применять приемы отбора и систематизации материала на

определенную тему;
•

вести самостоятельный поиск информации;

•

преобразовывать,

сохранять

и

передавать

информацию,

полученную в результате чтения или аудирования;
•

принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы

речевого этикета;
•

адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого

общения;
•

осуществлять

речевой

самоконтроль

в

процессе

учебной

деятельности и в повседневной коммуникации;
•

оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового

оформления;
•

находить

грамматические

и

речевые

ошибки,

недочеты,

исправлять их;
•

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 5 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы учебного предмета
«Труд (технология)»:

•

расширять

общее

представление

о

мире

профессий,

их

социальном значении, о творчестве и творческих профессиях, о мировых
достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о
наиболее значимых окружающих производствах; иметь представления о
современных профессиях и технологиях, доступных для слабовидящих;
•

на основе анализа задания самостоятельно организовывать

рабочее местов зависимости от вида работы, осуществлять планирование
трудового процесса;
•

самостоятельно планировать и выполнять практическое задание

(практическую работу) с опорой на инструкционную (технологическую)
карту или творческий замысел, при необходимости вносить коррективы в
выполняемые действия;
•

понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять

доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего
труда;
•

выполнять более сложные виды работ и приёмы обработки

различных материалов (например, плетение, шитьё и вышивание, тиснение
по фольге),
•

комбинировать

различные

способы

в

зависимости

и

от

поставленной задачи, оформлять изделия и соединять детали освоенными
ручными строчками;
•

выполнять символические действия моделирования, понимать и

создавать простейшие виды технической документации (чертёж развёртки,
эскиз, технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу;
•

решать простейшие задачи рационализаторского характера по

изменению конструкции изделия: на достраивание, придание новых свойств
конструкции в связи с изменением функционального назначения изделия;
•

на основе усвоенных правил дизайна решать простейшие

художественно- конструкторские задачи по созданию изделий с заданной
функцией;

•

создавать

публикации

с

небольшие

использованием

тексты,

презентации

изображений

на

экране

и

печатные

компьютера,

оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание
абзаца) (при необходимости с ассистивной помощью и использованием
программ увеличения изображения на экране компьютера);
•

работать с доступной информацией, работать в программах Word,

PowerPoint (при необходимости с ассистивной помощью и использованием
программ

увеличения

изображения

на

экране

компьютера);

решать

творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать проектный замысел,
осуществлять выбор средств и способов его практического воплощения,
•

аргументированно

представлять

продукт

проектной

деятельности;
•

осуществлять сотрудничество в различных видах совместной

деятельности, предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к
мнению товарищей, договариваться, участвовать в распределении ролей,
координировать собственную работу в общем процессе.
Специальные результаты:
•

знание различных материалов труда и способов их применения,

трудовых операций и технологических процессов, выполняемых в условиях
слабовидения;
•

владение приемами зрительного, осязательного и слухового

самоконтроля в процессе формирования и выполнения трудовых действий;
•

знание основных видов механизмов (выполняемые ими функции,

их рабочие части);
•

умение использовать при выполнении работ инструкционно-

технологические карты;
•

сформированность

представлений

о

мире

современных

профессий и технологий, в том числе с учетом их доступности для
слабовидящих;
•

сформированность представлении о современных тифлоприборах

и особенностях их использования в повседневной жизни;
•

владение

компенсаторными

предметно-практическими
способами

их

выполнения,

действиями

и

необходимыми

для

совершения трудовых операций;
•

владение способами алгоритмизации трудовых операций.

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/
п
1.

Наименование
разделов и тем
учебного
предмета
Технологии,
профессии

Количес
тво
часов

Дат
а

12

и производства.
1
Правила техники
безопасности в
кабинете. Техника
безопасности при
работе с
различными
инструментами на
уроках.
Изобретение и
использование
синтетических
материалов.
Профессии ,
занимающиеся
разработками в
данной сфере.
Нефть как
универсальное
сырье. Материалы,
получаемые из
нефти.
Сравнение

4.09

1

11.0
9

1
18.0
9

Программное
содержание

Основные виды
деятельности
обучающихся

Повторение изученных в
4 классе, профессий и
технологий современного
мира.
Использование
достижений науки
в
развитии
технического
прогресса. Изобретение и
использование
синтетических
материалов
с
определёнными
заданными свойствами в
различных отраслях и
профессиях. Нефть как
универсальное
сырьё.
Закрепить знания из 4
класса о материалах,
получаемых из нефти
(пластик,
стеклоткань,
пенопласт
и
др.).
Профессии, связанные с
опасностями (пожарные,
космонавты, химики и
др.). Информационный
мир, его место и влияние
на жизнь и деятельность
людей.
Влияние
современных технологий
и
преобразующей
деятельности человека на
окружающую
среду,

Соблюдают
правила
безопасной
работы,
выбирают
инструменты и
приспособления
в зависимости от
технологии
изготавливаемы
х
изделий.
Рационально и
безопасно
используют
и
хранят
инструменты, с
которыми
работают
на
уроках.
Классифицирую
т инструменты
по назначению:
режущие,
колющие,
чертёжные.
Проверяют
и
определяют
исправность
инструментов.
Изучают
возможности

синтетических и
натуральных
материалов.
Влияние
современных
технологий на
окружающую
среду. Профессия
эколог.
Сохранение
ремесел.
Групповой проект.

1

1

25.0
9

2.10

1

Сохранившиеся
профессии старых
ремесел.
1
Проект по
комбинированию
синтетических
материалов и
натуральных.

1

Сравнить
технологии и
используемые
инструменты.

1

Сравнить
востребованность
синтетических и
натуральных
материалов.

1

9.10

16.1
0

23.1
0

6.11

Востребованность
профессий в
современном мире.
1
Праздники
народов России и
ярмарки ремесел.

13.1
1

1
20.1
1

способы
её
защиты.
Сохранение и развитие
традиций прошлого в
творчестве современных
мастеров. Бережное и
уважительное отношение
людей к культурным
традициям. Изготовление
изделий
с
учётом
традиционных правил и
современных технологий
(лепка, вязание, шитьё,
вышивка
и
др.).
Элементарная творческая
и проектная деятельность
(реализация
заданного
или
собственного
замысла,
поиск
оптимальных
конструктивных
и
технологических
решений). Коллективные,
групповые
и
индивидуальные проекты
на основе содержания
материала, изучаемого в
течение учебного года.
Использование
комбинированных техник
создания конструкций по
заданным условиям в
выполнении
учебных
проектов

использования
изучаемых
инструментов и
приспособлений
людьми разных
профессий.
Самостоятельно
организуют
рабочее место в
зависимости от
вида работы и
выбранных
материалов.
Поддерживают
порядок
во
время
работы;
убирают рабочее
место
по
окончании
практической
работы.
Изучают
важность
подготовки,
организации,
уборки,
поддержания
порядка
рабочего места
людьми разных
профессий.
Используют
свойства
материала при
изготовлении
изделия
и
заменяют
материал
на
аналогичный по
свойствам.
Рассматривают
возможности
использования
синтетических
материалов
с
определёнными
заданными
свойствами
в
различных
отраслях
и
профессиях.
Рассматривают

27.1
1

использование
нефти
в
производстве
как
универсального
сырья. Называть
материалы,
получаемые из
нефти.
Изготавливают
изделия с учётом
традиционных
правил
и
современных
технологий
(лепка,
шитьё,
вышивка и др.).
Используют
конструктивные
и
художественные
свойства
материалов
в
зависимости от
поставленной
задачи.
Осознанно
выбирают
материалы
в
соответствии с
конструктивным
и особенностями
изделия.
Определяют
этапы
выполнения
изделия
на
основе анализа
образца,
графической
инструкции
и
самостоятельно.
Выбирают
в
зависимости от
свойств
материалов
технологические
приёмы
их
обработки.
Сравнивать
последовательно
сть выполнения

2.

Технологии
ручной обработки

10

изделий
с
производством в
различных
отраслях.
Повторяют
изученные в 4
классе
современные
производства и
профессии,
связанные
с
обработкой
материалов,
аналогичных
используемым
на уроках труда
(технологии).
Рассматривают
профессии
и
технологии
современного
мира,
использование
достижений
науки в развитии
технического
прогресса.
Закрепляют
знания
о
влиянии
современных
технологий
и
преобразующей
деятельности
человека
на
окружающую
среду, способы
её
защиты.
Приводят
примеры
традиций
и
праздников
народов России,
ремёсел,
обычаев
и
производств,
связанных
с
изучаемыми
материалами и
производствами.
Повторение, изученных в Самостоятельно
4 классе, синтетических организуют

материалов:
— Технологии
работы с бумагой и
картоном;
Технология
получения бумаги
и картона. Виды и
сорта бумаги и
картона.
Инструменты для
работы с бумагой и
картоном. Техника
безопасности.
Разметка деталей.
Читаем схему.
Составляем
алгоритм
действий.
Проект работы
комбинирования
разных материалов
Профессии,
связанные с
технологиями
обработки
различных
материалов.

4.12

1

1

11.1
2

1
18.1
2

1

1

25.1
2

15.0
1

материалов — ткани,
полимеры
(пластик,
поролон). Их свойства.
Создание синтетических
материалов с заданными
свойствами.
Использование
измерений, вычислений и
построений для решения
практических
задач.
Внесение дополнений и
изменений в условные
графические
изображения
в
соответствии
с
дополнительными/изменё
нными требованиями к
изделию.
Технология
обработки
бумаги
и
картона.
Подбор материалов в
соответствии с замыслом,
особенностями
конструкции
изделия.
Определение
оптимальных способов
разметки деталей, сборки
изделия. Выбор способов
отделки.
Комбинирование разных
материалов
в
одном
изделии.
Совершенствование
умений
выполнять
разные способы разметки
с помощью чертёжных
инструментов. Освоение
доступных
художественных техник.

свою
деятельность:
подготавливают
рабочее
место
для работы с
бумагой
и
картоном,
правильно
и
рационально
размещают
инструменты и
материалы
в
соответствии с
индивидуальным
и особенностями
обучающихся, в
процессе
выполнения
изделия
самостоятельно
контролируют и
при
необходимости
восстанавливают
порядок
на
рабочем месте.
Осознанно
соблюдают
правила
рационального и
безопасного
использования
инструментов.
Обосновывают
использование
свойств бумаги и
картона
при
выполнении
изделия.
Осваивают
отдельные новые
доступные
приёмы работы с
бумагой
и
картоном
(например,
гофрированная
бумага и картон,
салфеточная,
креповая и др.).
Читают схемы
изготовления

изделия
и
выполняют
изделие
по
заданной схеме.
Выполняют
несложные
расчёты
размеров
деталей изделия,
ориентируясь на
образец, эскиз,
технический
рисунок
или
чертёж.
Выстраивают
простые
чертежи/эскизы
развёртки
изделия.
Выполняют
разметку
деталей с опорой
на простейший
чертёж, эскиз.
Решают задачи
на
внесение
необходимых
дополнений
и
изменений
в
схему, чертёж,
эскиз.
Решают
простейшие
задачи,
требующие
выполнения
несложных
эскизов
развёрток
изделий
с
использованием
условных
обозначений.
Самостоятельно
анализируют
конструкцию
изделия,
обсуждают
варианты
изготовления
изделия.
Выполняют

изделия
на
основе знаний и
представлений о
технологическом
процессе;
анализируют
устройство
и
назначение
изделия;
выстраивают
последовательно
сть
практических
действий
и
технологических
операций;
подбирают
материалы
и
инструменты;
выполняют
экономную
разметку,
обработку
с
целью
получения
деталей, сборку,
отделку изделия,
проверку
изделия
в
действии,
внесение
необходимых
дополнений
и
изменений.
Планируют
и
изготавливают
изделие с опорой
на инструкцию
или творческий
замысел;
при
необходимости
вносят
коррективы
в
выполняемые
действия.
Решают
простейшие
задачи
рационализаторс
кого характера
по
изменению
конструкции

Технология
обработки
текстильных материалов.
Обобщённое
представление о видах
тканей
(натуральные,
искусственные,
синтетические),
их
свойствах и областей
использования. Дизайн
одежды в зависимости от
её назначения, моды,
времени.
Подбор
текстильных материалов
в
соответствии
с
замыслом,
особенностями
конструкции изделия.
Раскрой
деталей
по
готовым
лекалам
(выкройкам),
собственным несложным.
Строчка
петельного
стежка и её варианты
(«тамбур» и др.), её
назначение (соединение
и отделка деталей) и/или
строчки петлеобразного и
крестообразного стежков
(соединительные
и
отделочные).
Подбор ручных строчек
для сшивания и отделки
изделий.
Простейший
ремонт
изделий.
Технология
обработки
синтетических
материалов.
Пластик,
поролон,
полиэтилен.
Общее
знакомство,
сравнение
свойств.
Самостоятельное
определение технологий
их
обработки
в
сравнении с освоенными
материалами.
Комбинированное
использование
разных
материалов

изделия:
на
достраивание,
придание новых
свойств
конструкции в
связи
с
изменением
функциональног
о
назначения
изделия.
Читают
и
анализируют
схемы, чертежи
развёрток,
технических
рисунков
изделий;
создают эскизы
развёрток
по
образцу
и
заданным
условиям.
Используют
сложные
способы
пластической
обработки
бумаги
для
создания
объёмных
конструкций и
сложных
поверхностей
(архитектурных
объектов,
бытовых
предметов
и
пр.).
Применяют
известные
способы
и
приёмы работы с
пластичными
материалами для
реализации
собственного
замысла.
Определяют
место того или
иного
пластичного
материала
в

Технологии
работы с
пластичными
материалами;

1

22.0
1

общем
композиционном
замысле
и
конструктивном
решении.
Изготавливают
плоскостные и
объёмные
изделия, модели,
макеты сложных
форм.
Выполняют
моделирование,
понимают
и
создают
простейшие
виды
технической
документации
(чертёж
развёртки, эскиз,
технический
рисунок, схему)
и выполняют по
ней работу.
Самостоятельно
организуют
свою
деятельность:
подготавливают
рабочее
место
для работы с
пластичными
материалами,
правильно
и
рационально
размещают
инструменты и
материалы
в
соответствии с
индивидуальным
и
особенностями,
в
процессе
выполнения
изделия
самостоятельно
проверяют
и
восстанавливают
порядок
на
рабочем месте.
Объясняют

выбор
использования
пластичных
материалов их
конструктивной
и
технологической
необходимостью
для конкретного
изделия
или
сочетания
с
другими
материалами.
Наблюдают за
декоративноприкладными
возможностями
использования
пластических
масс
в
творческих
работах
мастеров.
Выбирают
различные
материалы
по
техническим,
технологически
м и декоративноприкладным
свойствам
в
зависимости от
назначения
изделия.
Систематизирую
т
знания
о
свойствах
пластичных
материалов.
Самостоятельно
анализируют
образцы
изделий:
конструктивные
особенности и
технологию
изготовления;
изготавливают
изделия
по
собственному
замыслу.
Закрепляют

Технологии
работы с
природным
материалом;

1

29.0
1

представление
об используемых
мастерами
материалах
в
наиболее
распространённ
ых
традиционных
народных
промыслах
и
ремёслах,
культурных
традициях
своего региона и
России. Узнают,
называть,
выполняют
и
выбирают
технологические
приёмы ручной
обработки
материалов
в
зависимости от
их свойств.
Используют
пластические
массы
для
изготовления
сложных
композиций (как
для
изготовления
деталей, так и в
качестве
соединительного
материала)
Самостоятельно
организуют
свою
деятельность:
подготавливают
рабочее
место
для работы с
природным
материалом,
правильно
и
рационально
размещают
инструменты и
материалы
в
соответствии с
индивидуальным

Технологии

и особенностями
обучающихся, в
процессе
выполнения
изделия
самостоятельно
контролируют и
при
необходимости
восстанавливают
порядок
на
рабочем месте.
Систематизирую
т общие знания
и представления
о
древесных
материалах.
Называют
свойства
природного
материала
—
древесины;
сравнивают
древесину
по
цвету,
форме,
прочности;
сравнивают
свойства
древесины
со
свойствами
других
природных
материалов;
объясняют
особенности
использования
древесины
в
декоративноприкладном
искусстве
и
промышленност
и.
Объясняют
выбор
видов
природных
материалов для
изготовления
изделий
декоративного и
бытового
характера
Самостоятельно

работы с
текстильными
материалами;
Виды текстильных
материалов.
Инструменты и
станки для работы
с ними
Разметка по ткани.
Работа с разными
тканями в одном
изделии.

1

5.02

1

12.0
2

организуют
свою
деятельность:
подготавливают
рабочее
место
для работы с
текстильными
материалами,
правильно
и
рационально
размещают
инструменты и
материалы
в
соответствии с
индивидуальным
и особенностями
обучающихся, в
процессе
выполнения
изделия
самостоятельно
контролируют и
при
необходимости
восстанавливают
порядок
на
рабочем месте.
Самостоятельно
применяют
освоенные
правила
безопасной
работы
инструментами
и
аккуратной
работы
с
материалами.
Определяют
необходимые
инструменты и
приспособления
для
ручного
труда
в
соответствии с
конструктивным
и особенностями
изделий.
Различают
натуральные
(растительного и
животного
происхождения)

и
химические
(искусственные
и синтетические)
ткани,
определяют
свойства
синтетических
тканей.
Сравнивать
свойства
синтетических и
натуральных
тканей.
Понимают
возможности
использования
специфических
свойств
синтетических
тканей
для
изготовления
специальной
одежды.
Сравнивают
ткани
различного
происхождения
(внешний вид,
толщина,
прозрачность,
гладкость,
намокаемость).
Определяют
и/или выбирают
текстильные и
волокнистые
материалы для
выполнения
изделия,
объясняют свой
выбор.
Самостоятельно
выбирают виды
ниток и ткани в
зависимости от
выполняемых
работ
и
назначения
изделия.
Понимают
особенности
материалов

одежды разных
времён.
Самостоятельно
выполняют
практическую
работу с опорой
на
рисунки,
схемы, чертежи.
Понимают
технологию
обработки
текстильных
материалов.
Подбирают
текстильные
материалы
в
соответствии с
замыслом,
особенностями
конструкции
изделия.
Подбирают
ручные строчки
для сшивания и
отделки изделий.
Выполняют
раскрой деталей
по
готовым
собственным
несложным
лекалам
(выкройкам).
Решают
конструкторскотехнологические
задачи
через
наблюдения
и
рассуждения,
упражнения.
Выполняют
отделку изделия
аппликацией,
вышивкой
и
отделочными
материалами.
Выполняют
работу
над
изделием
в
группах.
Закреплять
представление о
дизайне одежды

технологии работы
с другими
доступными
материалами

1

19.0
2

в зависимости от
её назначения,
моды, времени,
изготовление
моделей
народного или
исторического
костюма
народов России.
Используют
и
различают виды
аксессуаров
в
одежде
Самостоятельно
организуют
свою
деятельность:
подготавливают
рабочее
место
для работы с
материалом по
выбору педагога
(например,
пластик,
поролон,
пенопласт,
соломка
или
пластиковые
трубочки и др.),
правильно
и
рационально
размещают
инструменты и
материалы
в
соответствии с
индивидуальным
и особенностями
обучающихся, в
процессе
выполнения
изделия
самостоятельно
контролируют и
при
необходимости
восстанавливают
порядок
на
рабочем месте.
Осознанно
соблюдают
правила
рационального и

3.

Конструирование
и моделирование:
работа с
«Конструктором»;

6

2

26.0
2
5.03

безопасного
использования
инструментов.
Наблюдают
и
исследуют
свойства
выбранного
материала
в
сравнении
со
свойствами
ранее изученных
материалов
(бумаги,
картона,
природного
материала и др.).
В
ходе
исследования
определяют
способы
разметки,
выделения
и
соединения
деталей,
выполнения
сборки
и
отделки изделия
с учётом ранее
освоенных
умений.
Самостоятельно
организуют
свою
деятельность:
подготавливают
рабочее
место
для работы с
бумагой
и
картоном,
правильно
и
рационально
размещают
инструменты и
материалы
в
соответствии с
индивидуальным
и особенностями
обучающихся, в
процессе
выполнения
изделия
самостоятельно

контролируют и
при
необходимости
восстанавливают
порядок
на
рабочем месте.
Используют
в
практической
работе основные
инструменты и
приспособления
для
ручного
труда (гаечный
ключ, отвёртка),
применяя
правила
безопасной
и
аккуратной
работы.
На
основе
анализа образца
самостоятельно
выбирают
необходимые
детали
на
каждом
этапе
сборки.
Выбирают
необходимые
для выполнения
изделия детали
конструктора и
виды
соединений
(подвижное или
неподвижное).
Выполняют
соединения
металлических
деталей
при
помощи
гаечного ключа
и
отвёртки,
используя винты
и
гайки,
используют
изученные
способы
соединения
деталей.
Определяют
основные этапы

конструировани
я
изделий
с
опорой
на
готовую модель,
схему,
план
работы,
заданным
условиям;
понимают
информацию,
представленную
в
разных
формах.
Анализируют и
обсуждают
конструктивные
особенности
изделий
сложной
конструкции;
подбирают
технологию
изготовления
сложной
конструкции.
Анализируют
конструкцию
реального
объекта,
сравнивают его с
образцом
и
определяют
основные
элементы
его
конструкции.
Используют
свойства
металлического
и
пластмассового
конструктора
при
создании
объёмных
изделий.
Выбирают
необходимые
для выполнения
изделия детали
конструктора
(при
необходимости
заменяют
на

конструирование и
моделирование из
бумаги, картона,
пластичных
материалов,
природных и
текстильных
материалов;

3

12.0
3
19.0
3
2.04

доступные)
и
виды
соединений
(подвижное или
неподвижное).
Применяют
навыки работы с
металлическим
конструктором.
Презентуют
готовые
конструкции при
выполнении
творческих
и
коллективных
проектных
работ.
Анализируют
конструкцию
изделия
по
рисунку,
чертежу, схеме,
готовому
образцу;
выделяют
детали, форму и
способы
соединения
деталей.
Повторяют
в
конструкции
изделия
конструктивные
особенности
реальных
предметов
и
объектов.
Составляют на
основе анализа
готового образца
план
выполнения
изделия.
Анализируют
последовательно
сть
операций
технологическог
о
производственно
го
процесса
изготовления
изделий
и

соотносят
с
последовательно
стью
выполнения
изделия
на
уроке.
Определяют
общие
конструктивные
особенности
реальных
объектов
и
выполняемых
изделий.
Создают изделие
по собственному
замыслу.
Учитывают при
выполнении
практической
работы
современные
требования
к
техническим и
тифлотехническ
им устройствам
(экологичность,
безопасность,
эргономичность,
адаптивность,
безопасность и
др.).
Осуществляют
поиск
оптимальных и
доступных
новых решений
конструкторскотехнологических
проблем на всех
этапах
аналитического
и
технологическог
о процесса при
выполнении
индивидуальных
творческих
и
коллективных
проектных работ
(изменение
конструкции

робототехника

1

9.04

изделия,
способов
отделки,
соединения
деталей и др.)
Соблюдают
правила
безопасной
работы.
Организовывать
рабочее место.
Распознавать и
называть
конструктивные,
соединительные
элементы
и
основные узлы
робота.
Подбирать
необходимые
инструменты и
детали
для
создания робота.
Конструировать
робота
в
соответствии со
схемой,
чертежом,
образцом,
инструкцией,
собственным
замыслом.
Составлять
простой
алгоритм
действий робота.
Программироват
ь
робота
выполнять
простейшие
доступные
операции.
Сравнивать
с
образцом
и
тестировать
робота.
Выполнять
простейшее
преобразование
конструкции
робота.
Презентовать

4

Информационнокоммуникационны
е (ассистивные /
тифлоинформацио
нные) технологии

6
16.0
4
23.0
4
30.0
4
7.04
14.0
4
21.0
4

Повторяют изученные в 4
классе
способы
получения информации в
Интернете
и
на
цифровых
носителях.
Электронные и медиаресурсы
в
художественноконструкторской,
проектной, предметной
преобразующей
деятельности.
Работа
с
готовыми
цифровыми материалами.
Поиск дополнительной
информации по тематике
творческих и проектных
работ,
использование
рисунков из ресурса
компьютера
в
оформлении изделий (с
ассистивной помощью) и
др.
Создание
презентаций в программе
PowerPoint или другой
(при необходимости с
ассистивной помощью и
использованием
программ
увеличения
изображения на экране
компьютера).

робота (в том
числе
с
использованием
средств ИКТ).
Понимают
и
самостоятельно
соблюдают
правила
пользования
персональным
цифровым
техническим
устройством.
Называют
и
определяют
назначение
основных
устройств
компьютера (с
которыми
работали
на
уроках).
Знают
современные
требования
к
техническим и
тифлотехническ
им устройствам
(экологичность,
безопасность,
эргономичность,
адаптивность,
доступность
и
др.). Находят и
отбирают разные
виды
информации
в
Интернете
по
заданным
критериям, для
презентации
проекта.
Используют
различные
способы
получения,
передачи
и
хранения
информации.
Используют
цифровую
технику
для

поиска,
хранения
и
воспроизведения
информации.
Наблюдают
и
соотносят
разные
информационны
е объекты в
учебнике (текст,
иллюстративный
материал,
текстовый план,
слайдовый план)
и
делают
выводы
и
обобщения.
С
помощью
педагога
создают
печатные
публикации
с
использованием
изображений на
экране
цифрового
технического
устройства;
оформляют
слайды
презентации
(выбор шрифта,
размера, цвета
шрифта,
выравнивание
абзаца);
работают
с
доступной
информацией;
работать
в
программе
PowerPoint (или
другой).
Знакомятся
с
принципами
и
правилами
работы
в
программе
PowerPоint (или
другой).
С
помощью
педагога

создают
и
сохраняют
слайды
презентации
в
программе
PowerPоint(или
другой).
Набирают текст
и с помощью
педагога
размещают его
на
слайде
программы
PowerPoint (или
другой),
размещают
иллюстративный
материал
на
слайде,
выбирают
дизайн слайда.
Выбирают
средства ИКТ,
программы для
презентации
разработанных
проектов.
Общее количество
часов по программе

34

При
разработке
рабочей
программы
в
тематическом
планированиидолжныбытьучтенывозможностииспользованияэлектронных(цифровых)обр
азовательныхресурсов,являющихсяучебнометодическимиматериалами(мультимедийныепрограммы, электронные учебники и
задачники,
электронныебиблиотеки,виртуальныелаборатории,игровыепрограммы,коллекциицифровы
хобразовательныхресурсов) с учетом их доступности для слабовидящих,используемыми
для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в
электронном
(цифровом)
виде
и
реализующимидидактическиевозможностиИКТ,содержаниекоторыхсоответствуетзаконод
ательствуобобразовании.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».