Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат № 10, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» ПРИНЯТО решением методического объединения учителей социально-гуманитарного цикла Протокол №1 от 26.08.2024 г. СОГЛАСОВАНО с зам. директора по УВР 27.08. 2024 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета «Индивидуальный проект» для среднего общего образования Срок освоения программы: 2 года (11-12 классы) Екатеринбург Планируемые результаты 1. I.1 Планируемые личностные результаты Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2. Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон иправопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3. Готовность к служению Отечеству, его защите; 4. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; 8. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10. Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11. Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и 1. социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15. Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. I.2. Планируемые метапредметные результаты: Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использоватьвсе возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее -ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; Умение определять назначение и функции различных социальных институтов; Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты: освоения программы учебного предмета «Индивидуальный учебный проект» отражают: 1. Сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; 2. способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; 3. Сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных областей; 4. Способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, 5. 6. 7. 8. структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов; Владение умением излагать результаты проектной работы на семинарах, конференциях и т.п.; Сформированность понятий проект, проектирование; Владение знанием этапов проектной деятельности; Владение методами поиска и анализа научной информации. 2. Содержание элективного курса «Индивидуальный проект» Модуль 1. Введение проектную культуру Основные подходы к определению понятия «проект»; структура и характеристика основных элементов проекта. Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная культура. Типология проектов: волонтерские, социальной направленности, бизнес- планы, проекты - прорывы. Проекты в современном мире проектирования. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной деятельности. Модуль 2. Инициализация проекта Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта; определение жанра проекта. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов. Определение цели, формулирование задач. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки курсовой и исследовательской работы. Презентация и защита замыслов проектов и исследовательских работ. Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ, проектов, исследовательских работ. Структура проекта и исследовательских работ. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста.Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Расчет календарного графика проектной деятельности. Эскизы и модели, макеты проектов, оформление исследовательских работ. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Применение информационных технологий в исследовании, проектно й деятельности, курсовых работ. Работа в сети Интернет. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. Модуль 3. Управление завершением проектов, курсовых и исследовательских работ Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта и исследовательских работ. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Компьютерная обработка данных исследования, проекта. Управление завершением проекта, исследовательских работ. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта, исследовательских работ. Консультирование по проблемам проектной деятельности, по установке и разработке поставленных перед собой учеником задач, по содержанию и выводам, по продуктам проекта, по оформлению бумажного варианта проектов. Модуль 4. Проектный тип деятельности Проектный тип деятельности. Проектная культура. Виды проектов: практико- ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта. Методология и технология проектной деятельности. Модуль 5. Мониторинг проекта Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения. Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Расчет календарного графика проектной деятельности. Работа с научной литературой. Работа в сети Интернет. Оформление и систематизация материалов. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Подготовка к публичной защите проекта. Модуль 6. Управление завершением проектов, курсовых исследовательских работ Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, исследовательских работ. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Компьютерная обработка данных исследования, проекта. Управление завершением проекта, исследовательских работ. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта, курсовых работ. Организационно-консультативные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Предзащита проекта. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. Модуль 7. Защита результатов проектной деятельности Особенности публичной защиты результатов проектной деятельности, исследовательских работ. Оформление отчетной документации. Стандартизация и сертификация. Защита интересов проектантов. Основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и «О защите прав потребителей», Государственная система стандартизации. Документы в области стандартизации. Сертификат соответствия. Патентное право в России. Модуль 8. Публичная защита результатов проектной деятельности Публичная защита результатов проектной деятельности, исследовательских работ. Модуль 9. Рефлексия проектной деятельности Рефлексия проектной деятельности. Экспертиза действий и движения в проекте.Индивидуальный прогресс. 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы. 11 класс № п/п 1 Раздел, тема Модуль 1. Введение в проектную культуру Введение в курс «Индивидуальный проект». Что такое проект? Основные подходы к определению понятия «проект»; структура и характеристика основных элементов проекта. Элементы реализации программы воспитания 6ч Количество часов 6ч сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; 2 2 Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная культура. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности 2 3 Типология проектов: волонтерские, социальной направленности, бизнеспланы, проекты - прорывы. Проекты в современном мире проектирования. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни 2 4 5 Модуль 2. Инициализация проекта Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта. 22 ч готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов 22ч 2 2 6 Определение жанра проекта. Определение цели, формулирование задач. отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем 2 7 Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ, проектов, исследовательских работ. сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды 2 8 Структура проекта и исследовательских работ. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей 2 9 Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.). сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире 2 10 Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми 2 11 Расчет календарного графика проектной деятельности. Эскизы и модели, макеты проектов, оформление исследовательских работ. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений 2 12 Главные предпосылки успеха публичного выступления. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, исследовательских работ. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики 2 13 Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Библиография, справочная литература, каталоги. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обществам 2 14 Сбор и систематизация материалов. отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем 2 15 16 Модуль 3. Управление завершением исследовательских работ и проектов Компьютерная обработка данных исследования, проекта. Управление завершением проекта, исследовательских работ. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта, исследовательских работ. Модуль 4. Проектный тип деятельности Проектный тип деятельности. Поектная культура. 2ч отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем 2ч 2 4ч отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем 4ч 2 17 Виды проектов: практикоориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Модуль 5. Мониторинг проекта навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности 2 24 ч 24 ч 18 Определение источников информации. Виды переработки текста. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности 2 19 Индивидуальный план. Расчет календарного графика проектной деятельности. Выполнение проекта. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Сбор и уточнение информации. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни 2 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей 2 Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики 2 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обществам 2 20 21 22 Определение источников информации. 23 Виды информации и методы поиска. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности 2 24 Оформление и систематизация материалов. Способы и формы представления данных. сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности 2 25 Консультирование по проблемам проектной деятельности. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики 2 26 Формы представления проектов. 2 27 Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обществам 2 28 Подготовка к публичной защите проекта. 2 29 Главные предпосылки успеха публичного выступления. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми Модуль 6. Управление завершением проектов, курсовых и исследовательских работ 4ч 2 4ч 30 Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, исследовательских работ. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. сформированность основ саморазвития и самовоспитания 2 31 Организационно-консультативные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Предзащита проекта. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности 2 32 33 34 Модуль 7. Защита результатов проектной деятельности Особенности публичной защиты результатов проектной деятельности, исследовательских работ. Оформление отчетной документации. Модуль 8. Публичная защита результатов проектной деятельности Публичная защита результатов проектной деятельности. Получение рекомендаций. Модуль 9. Рефлексия проектной деятельности Рефлексия проектной деятельности. 4ч 4ч сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики 2 2ч 2ч сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности 2 2ч сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности Цифровые образовательные ресурсы: 1. http://www.mon.gov.ru (Министерство образования и науки) 2. http://www.fipi.ru (портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений) 3. http://www.ege.edu.ru (информационной поддержки ЕГЭ) 4. http://www.probaege.edu.ru (портал Единый экзамен) 5. http://edu.ru/index.php (федеральный портал «Российское образование») 6. http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU (федеральный центр тестирования) 7. http://www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-Педсовет) 8.www.booksgid.com- ВооGid. Электронная библиотека. 2ч 2 9. www.school.edu.ru/default.asp- Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность. 10. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. 18.http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). 19.http://www.ict.edu.ru Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании".