Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат № 10, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» ПРИНЯТО решением методического объединения учителей социальногуманитарного цикла Протокол №1 от 26.08.2024 г. СОГЛАСОВАНО с зам. директора по УВР 27.08.2024 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета «английский язык» для среднего общего образования Срок освоения программы: 2 года (11-12 классы) Составитель программы: учитель английского языка Колмакова Ю.В. Екатеринбург Рабочая программа по английскому языку составлена к УМК«Rainbow English» для учащихся 11-12 классов общеобразовательных учреждений. Авторы О.В. Афанасьева и И.В. Михеева (Дрофа 2015). Личностные результаты - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и правил поведения на дорогах; - формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; - формирование мотивации изучения иностранных языков и стремления к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию речевой культуры в целом; - формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; - развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; - формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; - стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; - толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира; - готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию; - готовность и способность обучающихся к саморазвитию; - сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности. Метапредметные результаты . - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей; - умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); - развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение; - развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; - развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; - развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; - осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке. Предметные результаты Аудирование На старшем этапе обучения происходит дальнейшее развитие умения понимать тексты для аудирования с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального стиля текста, а также понимать содержание различных аутентичных аудио- и видеотекстов: — понимание основного содержания аудио- и видеотекстов в рамках знакомой тематики в области личных интересов, в том числе связанной с будущей профессией; — выборочное понимание значимой/интересующей информации из аутентичных аудио- и видеоматериалов; — относительно полное понимание речи носителей изучаемого языка в наиболее типичных ситуациях повседневного общения. При этом осуществляется дальнейшее совершенствование следующих умений: — предвосхищать содержание аудиотекста по началу сообщения и выделять проблему, тему, основную мысль текста; — выбирать главные факты, опускать второстепенные, вычленять аргументы в соответствии с поставленным вопросом/проблемой; — обобщать содержащуюся в тексте информацию, выражать свое отношение к ней; — выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера (объявления, прогноз погоды т. д.) с опорой на языковую догадку, контекст; — игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания. Говорение Диалогическая форма речи Ведение всех видов диалогов и их комбинирование на основе расширенной тематики в различных ситуациях официального и неофициального общения, а также в ситуациях, связанных с выбором будущей профессии. Участие в полилогах, в том числе в форме дискуссии, с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка. Развитие умений участвовать в беседе, запрашивать информацию и обмениваться ею, высказывать и аргументировать свою точку зрения, расспрашивать собеседника, уточняя интересующую информацию, брать на себя инициативу в разговоре, вносить пояснения и дополнения, выражать эмоции различного характера. При участии в этих видах диалогов и их комбинациях школьники решают различные коммуникативные задачи для реализации информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной и этикетной функций общения, совершенствуют культуру речи и ведения беседы в соответствии с нормам и страны/стран изучаемого языка. Монологическая форма речи Подробное/краткое изложение прочитанного (прослушанного, увиденного); характеристика литературных персонажей и исторических личностей, описание событий, изложение фактов, высказывание своей точки зрения и её аргументация, формулирование выводов, оценка фактов/событий современной жизни, сопоставление социокультурного портрета своей страны и стран изучаемого языка, комментирование сходств и различий. Овладение умениями публичных выступлений, такими, как сообщение, доклад, представление результатов проектно-исследовательской деятельности, ориентированной на будущую профессиональную деятельность. Чтение Чтение и понимание (с различной степенью точности, глубины и полноты) аутентичных текстов различных функциональных стилей: научно-популярных, публицистических, художественных, прагматических, в том числе связанных с будущей профессиональной деятельностью, с использованием различных стратегий/видов чтения: ознакомительное чтение — с целью понимания основного содержания сообщений, обзоров, интервью, репортажей, газетных статей, публикаций научно-популярного характера, отрывков из произведений художественной литературы; изучающее чтение — с целью полного понимания информации прагматических текстов, публикаций научно-популярного характера, отрывков из произведений художественной литературы; просмотровое/поисковое чтение — с целью извлечения необходимой/искомой информации из текста статьи или нескольких статей из газет, журналов, интернет-сайтов, проспектов для дальнейшего использования в процессе общения или для подготовки доклада, сообщения, проектного задания. Совершенствование и развитие сформированных на предыдущих этапах умений: — выделять необходимые факты/сведения, отделять основную информацию от второстепенной, определять временную и причинно-следственную взаимосвязь событий, прогнозировать развитие/результат излагаемых фактов/событий, обобщать описываемые факты/явления, делать выводы; — определять замысел автора, оценивать важность/новизну/достоверность информации, понимать смысл текста и его проблематику, используя элементы анализа текста; — отбирать значимую информацию в тексте/ряде текстов из различных источников, в том числе электронных, для решения задач проектно-исследовательской деятельности, при подготовке доклада, сообщения. Письменная речь На третьем этапе происходит овладение новыми умениями письменной речи: — писать личные и деловые письма; — сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка (автобиография/резюме, анкета, формуляр); — писать вымышленные истории, сообщения, доклады; — письменно оформлять результаты проектно-исследовательской работы. Продолжается совершенствование и развитие умений: — описывать события/факты/явления; — сообщать/запрашивать информацию; — выражать собственное мнение/суждение; — кратко передавать содержание несложного текста; — фиксировать необходимую информацию из прочитанного/прослушанного/увиденного; — составлять тезисы, развернутый план выступления; — обобщать информацию, полученную из разных источников, в том числе будущей профессиональной деятельности. Перевод Развитие умений письменного перевода с английского языка на русский текстов различных стилей, в том числе связанных с будущей профессиональной деятельностью. Языковая компетенция ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ ОПЕРИРОВАНИЯ ИМИ Фонетическая сторона речи Продолжается работа над адекватным с точки зренияпринципа аппроксимации произношением. Обращается внимание на смысловое деление фразы на синтагмы, соблюдение ударений в словах и фразах, соблюдение правильной интонации в различных типах предложений. Лексическая сторона речи 11 класс 1. Новые словообразовательные средства: • звукоподражание (bark, howl, hiss, neigh, roar, quack); • сокращение (doc, exam, prof, BBC, TV, BFF); • перенос ударения (import — to import; export — to export; present — to present); • словосложение по моделям: Adjective+ Participle II (blue-eyed; old-fashioned) Noun+Participle II (hard-written, weather-beaten) Adverb+Participle II (well-paid; poorly-dressed) Adjective+Participle I (easy-going; smart-looking) Noun+Participle I (progress-making; heart-breaking) Adverb+Participle I (well-meaning; fast-developing) • деривация с помощью суффикса -ern (northern; western, etc.); • словосложение с использованием количественных порядковыхчислительных (fiveyear- old; twelve-inch; fifty-dollar; twenty-minute; five-kilo; first-rate; third-floor; secondhand). 2. Фразовые глаголы: to beat down; to beat off; to beat out; to beat up; to sing in; to sign out; to sign off; to sign on; to signup; to cut down; to cut off; to cut out; to cut up; to set down; to set off/out; to set aside; to set about. 3. Синонимы. Различия в их семантике и употреблении: ill — sick; handsome — pretty — beautiful; trip —journey —travel —voyage; recently —lately; 4. Сложные для употребления лексические единицы: • группа прилагательных, имеющих исключительно предикативное использование (alight; asleep; afire и др.) и устойчивые словосочетания с ними; • прилагательные comfortable/convenient, глаголы attend/visit,существительные accident/ind ent, landscape/scenery/view, служебные словаas/like; • различия в семантике и употреблении лексики в американском и британском вариантах английского языка: • to be sick — испытывать тошноту (брит.) • to be sick — болеть (амер.) • политкорректные слова-заместители: an invalid — a person with disability; an old man/woman — a man/woman advanced in years; old people — senior citizens; pensioners— retired people; a Negro — an Afro-American; an Indian— a Native American; an actress — an actor; a fireman —a firefighter, etc. 5. Лексика, управляемая предлогами: to divide into some parts, at sb’s request, etc.,атакжесловосочетаниядляобозначенияразличныхвидовмагазиновспредлогомat: at the chemist’s; at the florist’s; at the butcher’s; at the baker’s; at the greengrocer’s; at the grocer’s; at the stationer’s. 6. Речевые клише. Фразы, используемые в определенных ситуациях общения: It’s not my cup of tea; I’m knackered; I’m up to my eyes; I’m a bit hard up; You bet! Touch wood; I’m full; I must be off; I don’t get it; I haven’t got the foggiest idea. 7. Английская идиоматика - устойчивые словосочетания, содержащие существительное world: - to have the world at your feet; to see the world; to be worlds apart; to think that the world is your oyster; to do somebody a world of good; to mean the world to somebody; to set the world on fire; - устойчивые словосочетания, содержащие прилагательное ill: • ill news; ill fortune; ill luck; ill effects; ill feelings; ill results; - устойчивые словосочетания, говорящие о финансовом состоянии человека: • to be a multi-millionaire; to be a business tycoon; to be made of money; to be a very wealthy person; to be quite well-off; To be comfortable well-off; to be a bit hard up; to be on the breadline; to be running into debt; to be up to one’s ears in debt; -устойчивые словосочетания, построенные по модели as+Adj+as+Noun (as brave as a lion; as old as hills; as green as grass, etc.). 8. Словосочетания с глаголами to do и to make: • to do a city (a museum, a gallery); to do a flat (room); to do morning exercises, to do the cooking (shopping, cleaning, etc.); to do one’s hair (teeth); to do homework/housework; to do a subject (maths, English), to do one’s best; to do well; to do a translation (project); to do sth good (harm, wrong); • to make a mistake; to make dinner (tea, lunch); to make a decision; to make a noise; to make progress; to make a bed; To make a fire; to make a choice; to make a fortune (money); to make an effort; to make friends (enemies); to make a law; to make a list (notes). 12 класс 1. Полисемия: - новые значения слов на основе лексической метафоры: to arrive at a conclusion; to answer coldly; to dance into the room; the conveyor belt of life; - различные значения наречия badly. 2. Абстрактные и стилистически окрашенные слова: research; tuition; application; identify; value; image; recognition; denial; miracle; faith; amazement; adjustment; intention; arrangement; confession; intention; concern; reduction; confirmation; insistence. 3. Фразовые глаголы: to call for; to call in; to call out; to call up; to speak for; to speak out; to speak up; to speak to; to pick; to pick out; to pick up. 4. Синонимы и их дифференциация: job-profession-occupation-career; to rent-to hire-to employ; to sink-to drown; scientist-scholar; -понятие синонимической доминанты: make=manufacture, cook, build, generate, cause, design; pay – payment – wage(s) – salary – fee – fare(s); get – gain – win. 5. Лексика, управляемая предлогами: to apply for smth, research on the topic, tuition in smth, to come with practice, to result in smth, to struggle with/against/for smth, to deal with smth, in spite of smth, refer to smth, to reflect on smth, in the shape of smth, to be of some/no value, recognize by smth, scores of smth, to be captivated by smth, to be comprehensible to smb, to suspect smb of smth, to convince smb of smth, to have faith in smb/smth, to have trust in smb/smth, to remind smb of/about smth, to search for smth, to confess to smth/smb, to be enclosed by smth, in quotes, adjustment to smth, to get rid of smb/smth, draw attention to smb/smth, to gain from smth, bargain in smth, insist on smth. 6. Сложные для употребления лексические единицы: - either/any; neither/none, nobody, no one; whether/if; - существительные, заимствованные из греческого и латинского языков и способы образования их множественного числа: phenomenon; curriculum; - сложные существительные и образование их множественного числа: father-in-law, sisterin-law, daughter-in-law, mother-in-law, son-in-law, passer-by, lily-of-the-valley, forget-me-not, merry-go-round; - исчисляемые существительные, имеющие две формы множественного числа: fish, trout, salmon; - наречий, сходные по форме, но отличающиеся по смыслу: hard-hardly, late-lately, high- highly, near-nearly, most-mostly, wide-widely; - в семантике и использовании глаголов offer и suggest, синтаксические структуры, в которых используется глагол suggest. 7. Речевые клише и речевые обороты: - связки, выстраивающие логику текста: so, as, because, that’s why, however, anyhow, nevertheless, although, on the contrary, actually, in fact, eventually, as a result, besides, in the end, on the one hand, on the other hand; - надписи на объявлениях, принятые в англоязычных странах: out of order, no vacancies, sold out, to let, nothing to declare, staff only, no smoking, no parking, no exit, no trespassing, keep right, keep your dog on the lead, keep Britain tidy, please do not disturb, please do not feed the animals, please do not remove the furniture, please keep of the grass, do not leave bags unattended, do not lean out of the window, mind your head, mind your step, mind the doors, beware of pickpockets, beware of the dog. вежливые способы прервать речь собеседника, чтобы возразить ему своемнение: yes, but ...; well, I know but...; if I could just come in here...; sorry to interrupt but...; look here...; there’s just one point I’d like to make...; although...; and another thing...; by the way...; that reminds me...; and...; maybe but...; - устойчивые словосочетания с неличными формами глагола: to be honest; to begin with; to tell you the truth; to cut a long story short; to put it another way; to get back to the point; so to speak; frankly speaking; generally speaking; roughly speaking; strictly speaking; supposing; - речевые обороты, передающие большую или меньшую степень уверенности в разговоре о будущем: I’m certainly (not) going to...; I’m going to..., that’s for sure...; nothing is going to stop me doing it...; you won’t catch me doing it...; I’m sure to...; I’m bound to...; I’m absolutely sure...; I think I’ll...; I expect I’ll...; I may well...; I’m hoping to...; I’m thinking of...; I thought I might...; I wouldn’t be surprised if...; there is a chance I will...; I doubt if I’ll...; there is no chance of... . 8. Словообразовательные средства: - типичные деривационные модели, используемые для образования названийпрофессий: actor, doctor, operator, chemist, dentist economist, journalist, physicist, pharmacist, scientist, programmer, designer, engineer, firefighter, hairdresser, officer. 9. Собирательные существительные: crowd, team, crew, class, government, flock, pack, swarm, pride, herd, school, bunch. 10. Широкозначные существительные и особенности употребления: thing, stuff. 11. Различия в американском и британском вариантах английского языка: - способы обозначения десятичных дробей с существительными naught (BrE) и zero (AmE); - написание и наименование дат: 3/6 – the third of June/June the third (BrE); March sixth (AmE); 12. Английская идиоматика: - идиомы, включающие существительные-цветообозначения: blue with cold, brown bread, black humour, black look, as white as snow, as black as coal, as red as a beetroot, a red rag to the bull, to be green with envy, to have green fingers, to snow a white feather, once in a blue moon, out of the blue, to be yellow; - элементы фразеологического фонда английского языка: If there were no clouds, we shouldn’t enjoy the sun. If it were not for hope, the heart would break. If “ifs” and “ands” were pots and pans. If each swept before his own door, we should have a clean city. If wishes were horses, beggars would ride. 13. Так называемые «ложные друзья переводчика»: accurately – точно; complexion – цвет лица; extravagant – расточительный; magazine – журнал; intelligent – умный; sympathy – сочувствие. 14. Орфография: - правописание наречий, образованных с помощью суффикса –ly: easily; wryly; noisily; - наречий, образованных от прилагательных, оканчивающихся на –e: simply; truly; wholly; - наречий, образованных от прилагательных с окончанием –ful или – al: cheerfully; typically. Грамматическая сторона речи 11 класс 1. Имя существительное: • неопределенный, определенный и нулевой артикли в сочетаниях с именами существительными, обозначающими: • регионы, провинции (California, Siberia, но the Crimea, the Far East, the Caucasus, the Antarctic, the Lake District); • полуострова (Florida, Cornwall, Kamchatka); • отдельные горные вершины (Elbrus, Everest); • отдельные острова (Ireland, Madagascar); • университеты, колледжи (Oxford University, Moscow University, но the University of Oxford, the University of Moscow); • дворцы (Westminster Palace, Winter Palace, Buckingham Palace); • вокзалы, аэропорты (Waterloo Railway Station, Heathrow, Vnukovo Airport); • журналы (Punch, Life, People’s Friend, Mizz, но the Spectator); • гостиницы (the Ritz Hotel, the Central Hotel, ноVictorial Hotel, Moscow Hotel); • корабли, лайнеры (the Titanic, the Mayflower); • газеты (the Times, the Un, the Observer); • каналы (the English Channel, the Panama Canal); • водопады (the Niagara Falls); • пустыни (the Sahara, the Gobi); • группы островов (the British Isles, the Philippines); • неопределенный, определенный и нулевой артикли с именами существительными в различных функциях: • имя существительное в функции предикатива (I am a pupil. They are pupils); •имя существительное является частью словосочетания, обозначающегооднократные дейс твия (to have a swim, to have a look, to have a talk, to give a hint, to make a fuss); • имя существительное — часть восклицательного предложения (What asurprise! What a shame! What an idea!); • определенный артикль (обобщение типичных случаев использования); • неопределенный артикль (обобщение случаев использования); • использование артиклей с именами существительными, обозначающими еду и трапезы. 2. Наречие: • наречие very, невозможность его сочетания с прилагательными, обозначающими высокую степень качества; • наречия really, truly, absolutely в сочетаниях с прилагательными, обозначающими высокую степень качества: really beautiful, truly perfect, absolutely terrific. 3. Глагол • использование глаголов в грамматических временах Present Perfect, PastSimple при наличии маркера recently; • словосочетания I’d rather do sth — you’d better do sth; • использование глаголов во времени Present Progressive для описания действия, происходящего не непосредственно в момент речи, но в период времени достаточно близкий к этому моменту: John, who is sitting at your table;is driving a car; • использование глаголов во времени Present Progressive в эмоционально окрашенных предложениях при выражении негативной информации: you arealways talking at my lessons; • использование глаголов to be, to hear, to see, to love во времени Present Progressive для характеристики необычного действия или качества человека: He is usually quiet but today he is being very noisy; • использование глаголов to forget, to hear и конструкции to be told для выражения законченного действия: I forget where she lives. We hear they are leaving tomorrow; • использование глаголов во времени Past Progressive для описания обстановки на фоне которой происходят события в рассказе или повествовании: The sun was shining. A soft breeze was blowing; • использование глаголов to see, to hear, to feel, to love, to be во времени Past Progressive для описания необычного, неприсущего человеку поведения, действия в конкретный момент в прошлом: Roy was happy because his sister was feeling much better. Joy was beingso quiet at th e party; • использование глаголов во времени Past Simple для описания довольно длительного действия в прошлом, которое завершено к , особенно с предлогами for и during: He sat on a bench for half an hour and then left; • пассивные структуры с инфинитивом: She is considered to be…; he is believed to live…; they are said to grow…; • пассивные структуры с продолженным перфектным инфинитивом: he is said to have grown…; they are believed to be travelling…; • использование модальных глаголов для передачи степени уверенности, что предполагаемое действие произойдет использование от наивысшей степени уверенности до самой малой (must — can — could — may — might); • использование модальных глаголов must, should, need в отрицательной форме и их дифференциация: mustn’t, shouldn’t do, needn’t do. 12 класс 1. Имя существительное: - образование множественного числа имен существительных греческого и латинского происхождения: a curriculum – curricula; a phenomenon – phenomena,etc.; - сложные имена существительные, обозначающие родственников во множественном числе и притяжательном падеже: father-in-law; my father-in-law’s car; - притяжательный падеж имен существительных, обозначающих неодушевленные объекты и явления: Africa’s culture, yesterday’s news; - средства выражения посессивности для обозначения общей собственности двух людей (Mary and John’s cottage); - переход неисчисляемых имен существительных в разряд исчисляемых: hair – a hair, a land – a land; youth – a youth, salad – a salad, coffee – a coffee; - переход исчисляемых имен существительных в разряд неисчисляемых: an apple – apple; a fish – fish; a potato – potato; a chicken – chicken; - собирательные имена существительные: flock, pack, swarm, pride, herd, school, bunch, bundle; - особенности использования артиклей с именами существительными собственными: a Webster, a Ford, a true Parker, a certain Mr. Miller. 2. Местоимение: - использование either, neither в конструкциях either ... or, neither ... nor; - неопределенные местоимения nobody, no one, none. 3. Глагол: - структура to have something done; - герундиальные конструкции frankly speaking, generally speaking, roughly speaking, strictly speaking, supposing для ведения дискуссий, бесед; - обороты с инфинитивом to be honest; to begin with; to tell you the truth; to cut a long story short; to put it another way; to get back to the point; so to speak дляведения дискуссий, бесед; изменение смысла предложений в зависимости от использования в неминфинитива или ге рундия: to regret to do smth/doing smth; to try to do smth/doing smth; to need to do smth/doing smth; to help to do smth – can’t help doing smth; - глаголы offer и suggest (специфика использования); - невозможность использования глаголов hear, see, feel в переносном значении в конструкции Complex Object; - конструкция to make smb do smth в пассивном залоге – to be made to do smth; - невозможность использования глагола let в пассивном залоге; - сослагательное наклонение глагола для выражения нереального будущего в ситуациях, относящихся к настоящему, будущему и прошлому: If I were (was)...; I would do...; If I had been...; I would have done; - смешанный тип предложений с глаголами в сослагательном наклонении: if I were..., I would have done; If I had done..., I would be ... . 4. Наречие: - регулярное образование степеней сравнения односложных, двусложных и многосложных наречий: faster-fastest; more comfortably – most comfortably; - особые формы степеней сравнения: well-better-best; badly-worse-worst; little-less-least; much-more-most; far-farther-farthest; far-further-furthest; - случаи возможного использования единиц loud/loudly, right/rightly, wrong/wrongly, etc. без изменения смысла: to walk slowly/slow; to remember rightly/right; - наречий rightly/wrongly в значении «справедливо/несправедливо»; - смысловые различия наречий hard/hardly, late/lately, high/highly, near/nearly, most/mostly, wide/widely; - наречие badly как полисемантическая единица: to know smth badly; to need smth. badly. Социокультурная компетенция: А. В коммуникативной сфере: - знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; - применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; - распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка; - знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространённых образцов фольклора (скороговорок, поговорок, пословиц); - знакомство с образцами художественной, публицистической и научнопопулярной литературы; - представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); - представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; - понимание роли владения иностранными языками в современном мире. Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики. Б. В познавательной сфере: - умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; - владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания); - умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы; - готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу; - умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами); - владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков. В. В ценностно-ориентационной сфере: - представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления; - достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установление межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; - представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации; - приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодёжных форумах. Г. В эстетической сфере: - владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке; - стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка; - развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе. Д. В трудовой сфере: - умение рационально планировать свой учебный труд; - умение работать в соответствии с намеченным планом. Содержание образования 11 класс Обучающимся предлагаются следующие учебные ситуации: 1. В гармонии с собой. (In Harmony with Yourself). Данные о себе. Качества характера человека. Внешность. Интересы и любимые занятия. Планы на будущее, амбиции и преференции. Забота о собственном физическом и душевном состоянии. Возможные проблемы, чувство дисгармонии. Понимание счастья. Стиль жизни. Здоровье в жизни человека. Слагаемые успеха гармонического развития личности. 2. В гармонии с другими. (In Harmony with Others). Семья и родственники. Взаимопонимание в семье, взаимопонимание в обществе. Друзья в жизни подростка. Толерантность в дружбе. Качества, значимые для друга. Взаимопонимание детей и родителей, проблема «отцов и детей». Детство в жизни человека. Семейная атмосфера. Семейный бюджет. Домашние обязанности членов семьи. Семейные праздники. Наказания и поощрения. Значимость денег в жизни индивида. Британская королевская семья. Члены королевской семьи. Британские престолонаследники. Королева Великобритании как символ страны, её обязанности и интересы. Алмазный юбилей королевы Елизаветы II. 3. В гармонии с природой. (In Harmony with Nature). Россия — страна природных чудес и бескрайних просторов. Красота родной земли. Разнообразие дикой природы. Окружающий человека животный и растительный мир. Взаимовлияние природы и человека. Жизнь в городе и загородом (плюсы и минусы). Проблемы загрязнения окружающей среды. Проблемы изменения климата на планете. Национальные парки и заповедники России. Природные контрасты нашей родины. Национальные парки США. Исчезающие виды животных и растений. Проблемы зоопарков. Национальные фонды Великобритании. Международная кооперация в вопросах улучшения среды обитания людей и животных. Осознание возможных экологических катастроф,пути их предотвращения, специальные природозащитные организации и движения. 4. В гармонии с миром. (In Harmony with the World). Различные виды путешествий, их цели и причины. Путешествия по родной стране и за рубежом. Осмотр достопримечательностей. Чувство тоски по дому во время путешествий. Путешествие по железной дороге. Виды поездов. Покупка билетов. Путешествие по воздуху. Аэропорты, их секции и залы. Таможенный досмотр, оформление багажа. Путешествия по воде и машиной. Хитроу — центральный аэропорт Великобритании. Заказ номера в гостинице, типы гостиниц, различные типы номеров. Поведение в незнакомом городе. Покупки в магазинах. Различные виды магазинов. Марко Поло — великий путешественник. Путешествия — способ познания мира, получения информации об иных культурах, источник толерантности к различиям друг друга. 12 класс 1. Шаги в карьере. (Steps to your career). Выбор будущей профессии. Привлекательные профессии наших дней. Современный рынок труда. Личностные качества, необходимые для выполнения той или иной работы. Влияние мнения родных, учителей, друзей на выбор профессии. Государственное образование в Великобритании. Университетское образование. Университеты Великобритании и России. Степени бакалавра и магистра. «Предуниверситетский год». Изучение английского языка. Варианты английского языка наших дней. 2. Шаги к пониманию культуры. (Steps to Understanding cultur.). Различные определения понятия культуры. Разнообразие культур. Духовные и материальные ценности. Языки, традиции, обычаи, верования как отражение культуры. Общечеловеческие культурные ценности. Переоценка ценностей. Изменения в культурах разных народов. Элементы взаимопроникновения различных культур. Наиболее известные традиции Великобритании и США. Россияне глазами Британцев, культурные стереотипы. Качества характера человека. Символика четырех ведущих мировых религий (христианство, иудаизм, ислам, буддизм). Вера в судьбу, предопределение, суеверия. Литература и музыка в жизн человека. Изобразительное искусство. Картинные галереи. Известные российские и зарубежные художники. Творения Архитектуры. Известные архитектора, композиторы, музыканты и поп-звезды. Театр и кино как значимые части культуры. 3. Шаги к эффективной коммуникации. (Steps to Effective Communicating). Технический прогресс, его положительное и отрицательное влияние на жизнь человека. 20 и 19 века – эра новых технологий. Современные достижения в различных областях науки. Век новых видов коммуникаций. Развитие науки и техники в исторической перспективе. Великие изобретения и открытия прошлого. Известные ученые и изобретатели. 21 век – век глобальной компьютеризации. Влияние компьютерных технологий на жизнь человека. Стив Джобс – человек-легенда мира компьютеров. Альфред Нобель. Нобелевские лауреаты. Вклад российских ученых в развитие научного прогресса. Кооперация различных государств в решении научных и технологических проблем. Попытки приостановить развитие научной мысли и прогресса в отдельном регионе – американские эмиши (the Amish). Интернет – один из основных источников информации наших дней. 4. Шаги к будущему. (Steps to the Future). Процесс глобализации в современном мире, угроза потери национальной идентичности. Угроза распространения монокультуры во всех частях света. Место роботов и иных механических «помощников» человека в обществе будущего. Угрозы и основные проблемы в обществе будущих поколений. Пути решения насущных проблем нашего века, их возможное влияние на жизнь последующих поколений. Факты проникновения элементов культуры в культурный фонд иных народов. Будущее национальных культур. Освоение космического пространства, кооперация государств в этом процессе. Возникновение и развитие космического туризма. Возможные пути развития транспорта, городов, образования в будущем. Экологические проблемы ближайших лет. Взаимоотношения между людьми в обществе будущего, стиль жизни. Молодежь и мир будущего. Статус английского языка в наши дни и обществе будущего. Возможные изменения личности человека в обществе будущего ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 11 КЛАСС № п/п 1. 2. Тема ”В гармонии с самим собой” Введение , активизация лексики Введение структуры ”I’d rather” 5. Аудирование с пониманием основного содержания Настоящем простом и настоящем длительном временах Монологическое высказывание по теме 6. Описание иллюстраций по теме 3. 4. 7. 8. всего часов Тема урока Аудирование с извлечением необходимой информации Введение, закрепление новых слов Простое прошедшее и прошедшее длительное время. 10. Передача содержания прослушанного текста 9. Диктант; 1 1 1 1 1 1 1 1 19. Систематизация и обобщение знаний. Контрольная работа. 20. Написание личного письма другу Письменный контроль; 1 12. Будущее простое время, формы , значение 16. Настоящего совершенное и настоящее продолженное время. 17. Аудирование по теме ”В здоровом теле здоровый дух” 18. Краткое сообщение по теме Тестирование; 1 1 15. Фразовый глагол “ to beat” Виды, формы контроля Устный опрос; 1 11. Изучающее чтение по теме 13. Образование прилагательных при помощи числительных 14. Будущее время в прошедшем контрольные работы Устный опрос; Тестирование; Диктант; 1 Письменный контроль; 1 1 1 1 1 1 1 1 Устный опрос; 21. Введение и закрепление лексики 22. Настоящее завершенное и простое прошедшее время 23. Образование новых слов с помощью ударений 24. Монологическое высказывание 25. Простое прошедшее и настоящее завершенное время 26. Введение и активизация лексики 27. Просмотровое чтение ”Взаимоотношение людей” 28 Высказывание по теме 1 1 1 1 1 31 Глагол ”to do” “to make” 1 32 Пассивный залог в продолженном времени 1 33 Передача содержания прослушанного 1 34 Введение и активизация лексики 1 35 Изучающее чтение по теме” Семейный бюджет” 1 36 Передача содержания прочитанного 1 37 Фразовый глагол “ to sign” 1 38 Слова “ like” “as” сравнительный анализ 1 39 Монологическое высказывание 1 41 Аудирование по теме ”Британская королевская семья” Активизация лексики по теме 42 Краткое сообщение по теме 1 1 Устный опрос; Тестирование; Диктант; Письменный контроль; 1 1 1 44 Систематизация и обобщение знаний. Контрольная работа. Тема ”В гармонии с природой” 45 Страдательный залог с инфинитивом 1 46 Определенный ,неопределенный артикль 1 43 Письменный контроль; 1 30 40 Диктант; 1 Пассивный залог в простом настоящем и будущем времени Аудирование по теме 29 Тестирование; 1 1 1 1 47 Аудирование по теме 1 48 Нулевой артикль , употребление в речи 1 49 Перфектный и продолженный инфинитив 1 50 51 52 53 Высказывание по теме “Жизнь в городе, в деревне” Слова “удобный”,"посещать” употребление в речи Образование прилагательных от существительных Артикли с географическими названиями 1 1 Тестирование; 1 Диктант; 1 Письменный контроль; 55 Активизация лексики по теме” Проблемы экологии” Аудирование по теме’’Проблемы экологии” 56 Изучающее чтение по теме 1 57 Сравнительная структура “ as…as” 1 54 1 1 59 Монологическое высказывание ”Проблемы экологии” Аудирование по теме 60 Изучающее чтение по теме 1 61 Сравнительная структура “as,,,as” 1 62 Монологическое высказывание по теме 1 63 Неопределенный артикль, употребление 1 64 Изучающее чтение ”Проблемы экологии” 1 65 Определенный артикль, употребление 1 66 Сообщение по теме "Проблемы экологии” 1 67 Фразовый глагол “to cut” 1 58 69 Передача содержания по теме” Проблемы экологии” Диалог-обмен мнениями 70 Высказывание по теме с опорой на план 68 71 72 Тема ”В гармонии с миром” Почему люди путешествуют. Книги о путешествиях Почему люди путешествуют. Слова – синонимы: trip, journey, travel Устный опрос; 1 1 1 1 1 1 1 Устный опрос; Тестирование; Диктант; Письменный контроль; 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 Красивые места мира. Введение лексики. Слова – синонимы: ill, sick. Выражение: «И я тоже». Закрепление пройденного материала по теме: «В гармонии с миром» Лексико- грамматический практикум Как люди путешествуют. Развитие навыков чтения. Текст «Безбилетник» Как люди путешествуют. Развитие навыков говорения. Путешествие на поезде. Введение лексики. Составление кратких диалогов с новой лексикой Особенности употребления некоторых имён прилагательных Путешествие на самолёте. Развитие навыков говорения по теме: «Путешествия» Модальные глаголы, особенности их употребления. Куда люди путешествуют и где останавливаются. Посещаем Британию. Куда люди путешествуют и где останавливаются. Особенности употребления модальных глаголов. Что люди делают во время путешествия. Особенности употребления модальных глаголов. Употребление модальных глаголов. Обобщение материала. Выполнение заданий “ЕГЭ” Путешествия и покупки. Введение новой лексики. Составление кратких высказываний по теме Фразовый глагол «set». Использование модальных глаголов для выражения просьбы или предложения. Развитие навыков чтения. Работа над текстом «Марко Поло – путешественник и исследователь» Идиомы. Модальные глаголы. Практика в употреблении модальных глаголов Что нужно помнить во время путешествия. Выполнение заданий “ЕГЭ” Использование модальных глаголов. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Устный опрос; Тестирование; Диктант; 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Впечатления от путешествий. Развитие навыков 1 чтения. Письменный контроль; 92 93 94 95 96 97 98 99 Впечатления от путешествий. Повторение материала по теме. Практика в письменной речи. Написание письма другу. Обобщение знаний по теме: «В гармонии с миром». Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа по теме: «В гармонии с миром» Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Проектная работа по теме: «В гармонии с миром» Написание сочинения по теме: «Моё лучшее путешествие» Повторение основных вопросов грамматики. Времена глагола. Особенности написания эссе. Повторение. 100 Повторение временных форм глагола Выполнение заданий “ ЕГЭ” 101 Систематизация знаний по теме. 102 Итоговый урок. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Устный опрос; 1 1 1 102 11 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 12 КЛАСС № п/п 1. всего часов Тема урока Тема”Будущие профессии” Введение слов 1 4. Правило употребления конструкции ”Я хотел бы..” Аудирование с извлечением необходимой информации Правила образования с помощью суффикса 5. Изучающее чтение по теме” Выбор профессии” 1 2. 3. 1 1 8. Ознакомительное чтение по теме 1 9. Употребление слов “either “ neither” 1 Тестирование; Письменный контроль; 1 1 10. Активизация слов по теме 1 11. Союзы “if, whether” 1 14. Краткое сообщение и "Образование и работа” Устный опрос; Диктант; 7. 12. Ознакомительное чтение “Образование в Англии” 13. Обучение монологической речи Виды, формы контроля 1 Правила употребления существительных “работа ,профессия” Составление диалога-расспроса 6. контрольные работы 1 Устный опрос; Тестирование; Диктант; 1 1 Письменный контроль; 15. Неопределенные местоимения ”никто, ни один” 1 16. Описание иллюстраций по теме 1 17. Активизация лексики по теме 1 18. Введение, отработка слов по теме ”Шаги к вашей карьере” 19. Фразовый глагол “call” ,его значение 20. Монологическое высказывание по теме 1 1 1 Устный опрос; Тестирование; 21. Глагол-связка в англ.яз., правила употребления 1 22. Составление диалога -расспроса 1 Диктант; 23. Написания письма личного характера 24. Тема ”Шаги к пониманию культур” Введение слов 25. Множественное число существительных 1 1 1 27. Притяжательный падеж, правила образования 1 28 Введение и отработка лексики 1 29 Ознакомительное чтение по теме 1 31 32 33 34 Правила употребления исчисляемых и неисчисляемых существительных Описание иллюстраций по теме Неисчисляемые существительные с нулевым артиклем Словарные комбинации с существительными, обозначающие группы людей, животных Составление диалога - расспроса по теме 1 1 Диктант; Английские идиомы, правила употребления 1 39 Описание иллюстраций по теме 1 40 Изучающее чтение по теме 1 42 Объявления в английском языке: правила чтения Правила употребления артиклей 43 Обучающее аудирование по теме 1 1 1 1 1 1 45 Активизация ЛЕ по теме «Музыка в нашей жизни». Введение и отработка ЛЕ по теме «Общение». 46 Ознакомительное чтение по теме 1 47 Английские наречия и их функции 1 44 Письменный контроль; 1 38 41 Тестирование; 1 37 36 Устный опрос; 1 Фразовый глагол «говорить» и его основные значения. Монологические высказывания по теме «Посещение музея “ Активизация ЛЕ по теме «Искусство». 35 Письменный контроль; 1 26. Обучающее аудирование по теме 30 1 1 1 1 48 Правила правописания наречий. 1 49 Степени сравнения наречий: 1 50 Обучение монологической речи 1 51 Аудирование по теме “ Эффективное общение” 1 52 Степени сравнения наречий 53 Обучающее аудирование по теме 54 55 56 57 Правила использования наречий без суффиксаly Краткое сообщение по теме «Лауреаты Нобелевской премии Введение и отработка ЛЕ по теме «Эра общения». Правила употребления слова «badly 1 1 1 Составление диалога-расспроса 62 Английские синонимы 1 63 Обучение монологической речи 1 64 Просмотровое чтение по теме «СМИ» 1 66 67 68 69 70 71 Описание иллюстраций по теме «Великие изобретатели” Диалог обмен-мнениями по теме «Великие изобретения 20 века: плюсы и минусы». Ознакомительное чтение по теме ”Изобретения 20 века” Монологическая речь по теме «Плюсы и минусы видеоигр». Систематизация и обобщение грамматического материала по теме «Наречие». Написание личного письма зарубежному другу по теме «Технологический прогресс». Систематизация и обобщение знаний по теме Письменный контроль; 1 61 65 Диктант; 1 60 59 Тестирование; 1 Обучающее аудирование по теме «Изобретения 1 20 века». Фразовый глагол «собирать» и его основные 1 значения. Некоторые факты о числах 1 58 Устный опрос; Устный опрос; Тестирование; Диктант; 1 1 1 1 1 1 1 1 Письменный контроль; 1 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 Введение первичная активизация ЛЕ по теме «Шаги к будущему». Английские идиомы с инфинитивом и герундием; правила употребления в речи и на письме. Обучающее аудирование по теме «Будущее человечества». Диалог обмен - мнениями по теме «Что ожидает нас в будущем». Активизация ЛЕ по теме «Наше будущее» 1 1 1 1 1 Правила использования слово «деньги» в 1 различных жизненных ситуациях. Инфинитив и герундий: сравнительный анализ. 1 Монологическая речь по теме «Будущее планеты» с опорой на ключевые слова. Правила употребления глаголов « get, gain, win» в речи и на письме. Правила употребления глаголов « to offer, to suggest» в речи и на письме. Просмотровое чтение по теме «Глобализация Составление диалога-расспроса по теме « Будущее национальной культуры» с опорой на ключевые выражения. Сложное дополнение: употребление в речи и на письме. Практика в употреблении сложных дополнений. Введение и отработка ЛЕ по теме «Шаги к будущему». Сослагательное наклонение I типа: употребление в речи и на письме. Контроль навыков аудирования по теме «Шаги к эффективному общению Краткое сообщение по теме «Образ жизни людей в будущем». Развитие письменной речи. Написание эссе. Сослагательное наклонение с глаголом would: употребление в речи и на письме .с опорой на план Правила употребления речевых оборотов в разговоре о будущем. Выполнение заданий ‘ЕГЭ” Контроль навыков чтения по теме «Изобретения 20 века». 1 1 1 Устный опрос; 1 1 Тестирование; Диктант; Письменный контроль; 1 1 1 1 1 1 1 1 Изучающее чтение «Английский - язык будущего». 93 Сослагательное наклонение II типа: употребление в речи и на письме. Практика в выполнении грамматических упражнений по теме ”Сослагательное наклонение.” 94 Монологические высказывания по теме «Будущее английского языка: за и против». Выполнение заданий “ ЕГЭ” 95 Контроль навыков устной речи по теме «Наше будущее». Лексико- грамматический практикум. 96 Обучающее аудирование по теме «Люди против машин». 97 Составление диалога - расспроса по теме «Будущее за компьютерами 98 Активизация ЛЕ по теме «Моё будущее как я его вижу». Выполнение заданий “ЕГЭ” 99 Активизация лексики по теме” Мое будущее: как я его вижу” 100 Написание письма личного характера по теме ’Будущее за нами” 101 Контроль навыков письменной речи по теме ”Будущее за нами” 102 Систематизация и обобщение материала по теме . 92 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 102 12