РП по химии. ООО 2024-2025 (9-10 класс)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа-интернат № 10, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

СОГЛАСОВАНО

ПРИНЯТО
решением методического объединения
учителей естественнонаучного
цикла
Протокол №1 от 26.08.2024 г.

с зам. директора по УВР
27.08. 2024 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета « Химия»
для основного общего образования
Срок освоения программы: 2 года (9-10 классы)

Составитель программы:
учитель химии Порошкина Л.А.

Екатеринбург

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Химия» на уровне основного общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в
ФГОС ООО, Федеральной адаптированной образовательной программы
основного общего образования для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2
ФАОП ООО), а также на основе федеральной рабочей программы воспитания и
с

учётом

концепции

преподавания

учебного

предмета

«Химия»

в

образовательных организациях Российской Федерации.
Программа по химии даёт представление о целях, общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета,
устанавливает

обязательное

предметное

содержание,

предусматривает

распределение его по классам и структурирование по разделам и темам
программы

по

химии,

определяет

количественные

и

качественные

характеристики содержания, определяет возможности предмета для реализации
требований к результатам освоения основной образовательной программы на
уровне основного общего образования, а также требований к результатам
обучения химии на уровне целей изучения предмета и основных видов учебнопознавательной

деятельности

обучающегося

по

освоению

учебного

содержания.
Освоение содержания курса происходит с привлечением знаний из ранее
изученных курсов: «Окружающий мир», «Биология» и «Физика».
В системе общего образования «Химия» признана обязательным учебным
предметом, который входит в состав предметной области «Естественнонаучные
предметы».
Учебным планом (вариант 2 АООП ООО) на изучение учебного предмета
«Химия» отведено 136 учебных часов — по 2 часа в неделю в 9 и 10 классах
соответственно.

3

В тематическом и поурочном планировании проведена коррекция .
Это связано с тем, что в 2022-2023 ; 2023-2024 учебном году в учебном
плане школы предусматривалось изучение химии по 2 часа в неделю
в 8 - 9- 10 классах, часть материала была пройдена ранее .
Коррекционно-развивающий потенциал учебного предмета «Химия»
обеспечивает возможности для преодоления обучающимися следующих
специфических трудностей, обусловленных слабовидением:
●

отсутствие

возможности

у

выявлять

подавляющего

признаки

большинства

химических

объектов,

обучающихся
устанавливать

результаты и особенности протекания химических процессов с помощью
зрения;
●

сложность установления причинно-следственных связей между

объектами и явлениями, замедленность и нечеткость их опознания;
●

отсутствие возможности подкрепления получаемых химических

знаний с помощью зрительных образов.
Преодоление указанных трудностей должно осуществляться на каждом
уроке учителем в процессе специально организованной коррекционной работы.
Коррекционные задачи:
●

Развитие

зрительного,

зрительно-осязательного

и

слухового

восприятия.
●

Развитие произвольного внимания.

●

Развитие памяти.

●

Развитие и коррекция мыслительных операций.

●

Преодоление вербализма знаний.

●

Развитие монологической речи.

●

Обогащение активного и пассивного словаря, формирование новых

понятий.
●

Формирование навыков зрительного, зрительно-осязательного и

слухового анализа.
●

Обучение правилам записи формул и специальных знаков.
4

●

Обучение технике преобразования формул и выражений.

●

Формирование навыков осязательно-зрительного обследования и

восприятия цветных или черно-белых (контрастных) рельефных изображений
(иллюстраций, таблиц, схем, макетов, чертежных рисунков, графиков и т.п.).
●

Формирование специальных приемов обследования и изображения

изучаемых объектов.
●

Формирование,

уточнение

или

коррекция

представлений

о

предметах и процессах окружающей действительности.
●

Развитие

и

коррекция

умения

устанавливать

причинно-

следственные связи.
●

Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

●

Формирование умений и навыков безопасного обращения с

веществами в условиях слабовидения.
●

Совершенствование

умения

зрительной

ориентировки

в

микропространстве.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
Личностные результаты
Личностные

результаты

освоения

учебного

предмета

«Химия»

достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии
с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют

процессам

самопознания,

саморазвития

и

социализации

обучающихся.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в
части:
Патриотического

воспитания:

ценностного

отношения

к

отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания
значения химической науки в жизни современного общества, способности
5

владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об
устройстве мира и общества.
Гражданского воспитания: представления о социальных нормах и
правилах

межличностных

компетентности

в

отношений

общественно

в

коллективе,

полезной,

коммуникативной

учебно-исследовательской,

творческой и других видах деятельности; готовности к разнообразной
совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач,
выполнении

химических

экспериментов,

создании

учебных

проектов,

стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих
товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков.
Ценности научного познания:

реакции,

мировоззренческих представлений о веществе и химической
соответствующих

современному

уровню

развития

науки

и

составляющих основу для понимания сущности научной картины мира;
представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях
человека с природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей;


познавательных мотивов, направленных на получение новых

знаний по химии, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и
явлений;


познавательной, информационной и читательской культуры, в том

числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
литературой,

доступными

техническими

средствами

информационных

технологий;


интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и

способности к самообразованию, проектной и исследовательской деятельности,
к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
Формирования

культуры

здоровья:
6

осознания

ценности

жизни,

ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ
жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления
алкоголя,

наркотиков,

курения),

необходимости

соблюдения

правил

безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной
жизни;
Трудового воспитания: интереса к практическому изучению профессий и
труда различного рода, уважение к труду и результатам трудовой деятельности,
в том числе на основе применения предметных знаний по химии, осознанного
выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом
личностных интересов и способности к химии, общественных интересов и
потребностей;

успешной

профессиональной

деятельности

и

развития

необходимых умений; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
Экологического воспитания:


экологически целесообразного отношения к природе как источнику

жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и
безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному
физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения
правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях,
угрожающих здоровью и жизни людей;


способности применять знания, получаемые при изучении химии,

для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения
уровня

экологической

культуры,

осознания

глобального

характера

экологических проблем и путей их решения посредством методов химии;


экологического

мышления,

умения

руководствоваться

им

в

познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Специальные личностные результаты:
●

умение сопоставлять зрительные впечатления с учетом полученных

знаний об особенностях своего зрительного восприятия, на основании
сформированных представлений о предметах и явлениях окружающей
действительности;
7

●

сформированность мотивации к обучению и целенаправленной

познавательной деятельности;
●

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее

временно-пространственной организации.
Метапредметные результаты
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для
формирования мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип,
гипотеза, факт, система, процесс, эксперимент и др.), которые используются в
естественно-научных учебных предметах и позволяют на основе знаний из этих
предметов формировать представление о целостной научной картине мира, и
универсальные

учебные

действия

(познавательные,

регулятивные),

которые

обеспечивают

коммуникативные,

формирование

готовности

к

самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Химия»
отражают овладение универсальными познавательными действиями, в том
числе:
Базовыми логическими действиями:


умением

использовать

приёмы

логического

мышления

при

освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их
характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями),
использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений; выбирать
основания и критерии для классификации химических веществ и химических
реакций; устанавливать причинно-следственные связи между объектами
изучения; строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по
аналогии); делать выводы и заключения;


умением применять в процессе познания понятия (предметные и

метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии,
преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления —
химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение
химической реакции — при решении учебно-познавательных задач; с учётом
8

этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные
признаки изучаемых объектов — химических веществ и химических реакций;
выявлять

общие

закономерности,

причинно-следственные

связи

и

противоречия в изучаемых процессах и явлениях; предлагать критерии для
выявления этих закономерностей и противоречий; самостоятельно выбирать
способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев);
Базовыми исследовательскими действиями:


умением

использовать

поставленные

вопросы

в

качестве

инструмента познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы
по проверке правильности высказываемых суждений;


приобретение опыта по планированию, организации и проведению

ученических

экспериментов:

умение

наблюдать

за

ходом

процесса,

самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и
выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о
проделанной работе;
Работой с информацией:


умением

выбирать,

анализировать

и

интерпретировать

информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных
источников
справочные

(научно-популярная
пособия,

ресурсы

литература
Интернета);

химического
критически

содержания,
оценивать

противоречивую и недостоверную информацию;


умением применять различные методы и запросы при поиске и

отборе информации и соответствующих данных, необходимых для выполнения
учебных и познавательных задач определённого типа; приобретение опыта в
области

использования

информационно-коммуникативных

технологий,

овладение культурой активного использования различных поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
9

другими формами графики и их комбинациями;


умением использовать и анализировать в процессе учебной и

исследовательской деятельности информацию о влиянии промышленности,
сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей природной среды;
Универсальными коммуникативными действиями:


умением задавать вопросы (в ходе диалога и/или дискуссии) по

существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно
выполнения предложенной задачи;


приобретение

опыта

презентации

результатов

выполнения

химического эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по
исследованию свойств веществ, учебного проекта);


заинтересованность в совместной со сверстниками познавательной

и исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на
основе учёта общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен
мнениями,

«мозговые

штурмы»,

координация

совместных

действий,

определение критериев по оценке качества выполненной работы и др.);
Универсальными регулятивными действиями:


умением

планировать,

самостоятельно

осуществлять,

определять

контролировать

и

цели
при

деятельности,
необходимости

корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или
корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с
учётом получения новых знаний об изучаемых объектах — веществах и
реакциях; оценивать соответствие полученного результата заявленной цели;


умением использовать и анализировать контексты, предлагаемые в

условии заданий.

10

Специальные метапредметные результаты:
●

умение использовать сохранные анализаторы в различных видах

деятельности (учебно-познавательной, ориентировочной, трудовой);
●

применять

зрительно-осязательный

способ

обследования

и

восприятия;
●

умение пользоваться современными средствами коммуникации,

тифлотехническими средствами, применяемыми в учебном процессе;
●

умение планировать предметно-практические действия с учетом

имеющегося зрительного диагноза в соответствии с поставленной задачей;
●

умение проявлять в коммуникативной деятельности, адекватные

ситуации, невербальные формы общения;
●

умение вести самостоятельный поиск информации;

●

способность

к

преобразованию,

сохранению

и

передаче

информации, полученной в результате чтения или аудирования;
●

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы

речевого этикета, адекватно использовать жесты и мимику;
●

способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания,

языкового оформления;
●

умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,

исправлять их;
●

умение

планировать,

контролировать

и

оценивать

учебные

действия с учетом, имеющегося зрительного диагноза в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации.
Предметные результаты
9 класс
●

раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула,

химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная
и неоднородная), валентность, относительная атомная и молекулярная масса,
количество вещества, моль, молярная масса, массовая доля химического эле11

мента в соединении, молярный объём, оксид, кислота, основание, соль,
электроотрицательность,

степень

окисления,

химическая

реакция,

классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции
замещения, реакции об- мена, экзо- и эндотермические реакции; тепловой
эффект реакции; ядро атома, электронный слой атома, атомная орбиталь,
радиус атома, химическая связь, полярная и неполярная ковалентная связь,
ионная связь, ион, катион, анион, раствор, массовая доля вещества (процентная
концентрация) в растворе;
●

иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п.

1) и применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
●

использовать химическую символику для составления формул

веществ и уравнений химических реакций;
●

определять

соединениях;

степень

валентность
окисления

атомов

элементов

элементов
в

в

бинарных

бинарных

соединениях;

принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам;
вид химической связи (ковалентная и ионная) в неорганических соединениях;
●

раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева:

демонстрировать понимание периодической зависимости свойств химических
элементов от их положения в Периодической системе; законов сохранения
массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярного учения, закона
Авогадро; описывать и характеризовать табличную форму Периодической
системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (Агруппа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды;
соотносить обозначения, которые имеются в таблице «Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева» с числовыми характеристиками
строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число
электронов и распределение их по электронным слоям);
●

классифицировать

химические

элементы;

неорганические

вещества; химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции
веществ, по тепловому эффекту);
12

●

различных

характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ
классов,

подтверждая

описание

примерами

молекулярных

уравнений соответствующих химических реакций;
●

прогнозировать

свойства

веществ

в

зависимости

от

их

качественного состава; возможности протекания химических превращений в
различных условиях;
●

вычислять относительную молекулярную и молярную массы

веществ; массовую долю химического элемента по формуле соединения;
массовую долю вещества в растворе; проводить расчёты по уравнению
химической реакции;
●

применять основные операции мыслительной деятельности —

анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию,
выявление причинно-следственных связей — для изучения свойств веществ и
химических реакций; естественно-научные методы познания — наблюдение,
измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный);
●

следовать

правилам

пользования

химической

посудой

и

лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в
соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических
опытов по получению и собиранию газообразных веществ (водорода и
кислорода), приготовлению растворов с определённой массовой долей
растворённого вещества; планировать и проводить химические эксперименты
по распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов
(лакмус, фенолфталеин, метилоранж и др.).
10 класс
●

раскрывать смысл основных химических понятий: химический

элемент, атом, молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное
вещество,

валентность,

электроотрицательность,

степень

окисления,

химическая реакция, химическая связь, тепловой эффект реакции, моль,
молярный объём, раствор; электролиты, неэлектролиты, электролитическая
13

диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор, химическое равновесие,
обратимые и

необратимые реакции,

окислитель-

но-восстановительные

реакции, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия,
амфотерность, химическая

связь (ковалентная, ионная, металлическая),

кристаллическая решётка, коррозия металлов, сплавы; скорость химической
реакции, предельно допустимая концентрация (ПДК) вещества;
●

иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п.

1) и применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
●

использовать химическую символику для составления формул

веществ и уравнений химических реакций;
●

определять валентность и степень окисления химических элементов

в соединениях различного состава; принадлежность веществ к определённому
классу соединений по формулам; вид химической связи (ковалентная, ионная,
металлическая) в неорганических соединениях; заряд иона по химической
формуле; характер среды в водных растворах неорганических соединений, тип
кристаллической решётки конкретного вещества;
●

раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и

демонстрировать его понимание: описывать и характеризовать табличную
форму Периодической системы химических элементов: различать понятия
«главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и
большие периоды; соотносить обозначения, которые имеются в периодической
таблице, с числовыми характеристиками строения атомов химических
элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по
электронным слоям); объяснять общие закономерности в изменении свойств
элементов и их соединений в пределах малых периодов и главных под- групп с
учётом строения их атомов;
●

классифицировать

химические

элементы;

неорганические

вещества; химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции
веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления химических
элементов);
14

●

характеризовать (описывать) общие и специфические химические

свойства простых и сложных веществ, подтверждая описание примерами
молекулярных и ионных уравнений соответствующих химических реакций;
●

составлять уравнения электролитической диссоциации кислот,

щелочей и солей; полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена;
уравнения реакций, подтверждающих существование генетической связи
между веществами различных классов;
●

раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций

посредством составления электронного баланса этих реакций;
●

прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения;

возможности протекания химических превращений в различных условиях;
●

вычислять относительную молекулярную и молярную массы

веществ; массовую долю химического элемента по формуле соединения;
массовую долю вещества в растворе; проводить расчёты по уравнению
химической реакции;
●

следовать

правилам

пользования

химической

посудой

и

лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в
соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических
опытов по получению и собиранию газообразных веществ (аммиака и
углекислого газа);
●

проводить

реакции,

подтверждающие

качественный

состав

различных веществ: распознавать опытным путём хлорид- бромид-, иодид-,
карбонат-, фосфат-, силикат-, сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и
ионы

изученных

металлов,

присутствующие

в

водных

растворах

неорганических веществ;
●

применять основные операции мыслительной деятельности —

анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинноследственных связей — для изучения свойств веществ и химических реакций;
естественно-научные

методы

познания

—

наблюдение,

моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).
15

измерение,

Специальные результаты:
●

владение правилами записи формул и специальных знаков;

●

владение техникой преобразования формул и выражений;

●

владение

зрительно-осязательным

способом

обследования

и

восприятия цветных или черно-белых (контрастных) рельефных изображений
(иллюстраций, таблиц, схем, макетов, чертежных рисунков, графиков и т.п

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 класс
Первоначальные химические понятия.
Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Тела и вещества.
Физические свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. Понятие о
методах познания в химии. Химия в системе наук. Чистые вещества и смеси.
Способы разделения смесей.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических
элементов. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение.
Химическая формула. Валентность атомов химических эле ментов. Закон
постоянства состава веществ. Относительная атомная масса. Относительная
молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении.
Физические и химические явления. Химическая реакция и ее признаки.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация
химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена).
Химический

эксперимент:

знакомство

с

химической

посудой,

с

правилами работы в лаборатории и приемами обращения с лабораторным
оборудованием;

изучение

и

описание

физических

свойств

образцов

неорганических веществ; наблюдение физических (плавление воска, таяние
льда, растирание сахара в ступке, кипение и конденсация воды) и химических
(горение свечи, прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с
16

кислотой) явлений, наблюдение и описание признаков протекания химических
реакций (разложение сахара, взаимодействие серной кис- лоты с хлоридом
бария, разложение гидроксида меди(II) при нагревании, взаимодействие железа
с раствором соли меди(II)); изучение способов разделения смесей (с помощью
магнита,

фильтрование,

выпаривание,

дистилляция,

хроматография),

проведение очистки поваренной соли; наблюдение и описание результатов
проведения опыта, иллюстрирующего закон сохранения массы; создание
моделей молекул (шаростержневых).
Важнейшие представители неорганических веществ.
Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Кислород — элемент и простое
вещество. Нахождение кислорода в природе, физические и химические
свойства (реакции горения). Оксиды. Применение кислорода. Способы
получения кислорода в лаборатории и промышленности. Круговорот кислорода
в природе. Озон — аллотропная модификация кислорода.
Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения,
экзо- и эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение воздуха,
усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя.
Водород — элемент и простое вещество. Нахождение водорода в
природе, физические и химические свойства, применение, способы получения.
Кислоты и соли.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро.
Молярный объем газов. Расчеты по химическим уравнениям.
Физические

свойства

воды.

Вода

как

растворитель.

Растворы.

Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.
Массовая доля вещества в растворе. Химические свойства воды. Основания.
Роль растворов в природе и в жизни человека. Круговорот воды в природе.
Загрязнение природных вод. Охрана и очистка природных вод.
Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация
оксидов:

солеобразующие

(основные,
17

кислотные,

амфотерные)

и

несолеобразующие. Номенклатура оксидов (международная и тривиальная).
Физические и химические свойства оксидов. Получение оксидов.
Основания.
основания.

Классификация

Номенклатура

оснований:

оснований

щелочи

(международная

и

нерастворимые
и

тривиальная).

Физические и химические свойства оснований. Получение оснований.
Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот (международная
и тривиальная). Физические и химические свойства кислот. Ряд активности
металлов Н. Н. Бекетова. По лучение кислот.
Соли. Номенклатура солей (международная и тривиальная).
Физические и химические свойства солей. Получение солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Химический

эксперимент:

качественное

определение

содержания

кислорода в воздухе; получение, собирание, распознавание и изучение свойств
кислорода; наблюдение взаимодействия веществ с кислородом и условия
возникновения и прекращения горения (пожара); ознакомление с образцами
оксидов и описание их свойств; получение, собирание, распознавание и
изучение свойств водорода (горение); взаимодействие водорода с оксидом
меди(II) (возможно использование видеоматериалов); наблюдение образцов
веществ количеством 1 моль; исследование особенностей растворения веществ
с различной растворимостью; приготовление растворов с определенной
массовой долей растворенного вещества; взаимодействие воды с металлами
(натрием

и

определение

кальцием)
растворов

(возможно
кислот

и

использование

щелочей

с

видеоматериалов);

помощью

индикаторов;

исследование образцов неорганических веществ раз- личных классов;
наблюдение изменения окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей;
изучение взаимодействия окси- да меди(II) с раствором серной кислоты, кислот
с металлами, реакций нейтрализации; получение нерастворимых оснований,
вытеснение

одного

металла

другим

из

раствора

соли;

решение

экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических
соединений».
18

Периодический

закон

и

Периодическая

система

химических

элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь.
Окислительно-восстановительные реакции.
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о
группах сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы,
галогены, инертные газы). Элементы, которые образуют амфотерные оксиды и
гидроксиды.
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д.
И. Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической
системы химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы.
Физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение
электронных

оболочек

атомов

первых

20

химических

элементов

Периодической системы Д. И. Менделеева. Характеристика химического
элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов,
металлических и неметаллических свойств по группам и периодам. Значение
Периодического закона и Периодической системы химических элементов для
развития науки и практики. Д. И. Менделеев — ученый и гражданин.
Химическая

связь.

Ковалентная

(полярная

и

неполярная)

связь.

Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь.
Степень

окисления.

Окислительно-восстановительные

реакции.

Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители.
Химический эксперимент: изучение образцов веществ металлов и
неметаллов; взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей;
проведение

опытов,

иллюстрирующих

примеры

окислительно-

восстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения).
Межпредметные связи.
Реализация межпредметных связей при изучении химии осуществляется
через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий,
19

являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного
цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, теория,
закон,

анализ,

синтез,

классификация,

периодичность,

наблюдение,

эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы,
радиоактивность, молекула, электрический заряд, вещество, тело, объем,
агрегатное состояние вещества, газ, физические величины, единицы измерения,
космос, планеты, звезды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные
ископаемые, топливо, водные ресурсы.
10 класс
Вещество и химическая реакция.
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д.
И. Менделеева. Строение атомов. Закономерности в изменении свойств
химических элементов первых трех периодов, калия, кальция и их соединений в
соответствии с положением элементов в Периодической системе и строением
их атомов.
Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических
решеток, зависимость свойств вещества от типа кристаллической решетки и
вида химической связи.
Классификация и номенклатура неорганических веществ (международная
и тривиальная). Химические свойства веществ, относящихся к различным
классам неорганических соединений, генетическая связь неорганических
веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (по числу
и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по
изменению степеней окисления химических элементов, по обратимости, по

20

участию катализатора). Экзо- и эндотермические реакции, термохимические
уравнения.
Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и
необратимых химических реакциях. Понятие о гомогенных и гетерогенных
реакциях. Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие на скорость
химической реакции и положение химического равновесия.
Окислительно-восстановительные
окислительно-восстановительной

реакции,

реакции.

окислительно-восстановительных

реакций

электронный

Составление
с

баланс
уравнений

использованием

метода

электронного баланса.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты.
Катионы, анионы. Механизм диссоциации веществ с различными видами
химической связи. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена,
полные и сокращенные ионные уравнения реакций. Свойства кислот,
оснований и солей в свете представлений об электролитической диссоциации.
Качественные реакции на ионы. Понятие о гидролизе солей.
Химический эксперимент: ознакомление с моделями кристаллических
решеток неорганических веществ — металлов и неметаллов (графита и алмаза),
сложных веществ (хлорида натрия); исследование зависимости скорости
химической реакции от воздействия различных факторов; исследование
электропроводности

растворов

веществ,

процесса

диссоциации

кислот,

щелочей и солей (возможно использование видеоматериалов); проведение
опытов, иллюстрирующих признаки протекания реакций ионного обмена
(образование

осадка,

иллюстрирующих

выделение

примеры

газа,

образование

воды);

окислительно-восстановительных

опытов,
реакций

(горение, реакции разложения, соединения); распознавание неорганических
веществ

с

помощью

качественных

экспериментальных задач.

21

реакций

на

ионы;

решение

Неметаллы и их соединения.
Общая

характеристика

галогенов.

Особенности

строения

атомов,

характерные степени окисления. Строение и физические свойства простых
веществ — галогенов. Химические свойства на примере хлора (взаимодействие
с металлами, неметаллами, щелочами). Хлороводород. Соляная кислота,
химические свойства, получение, применение. Действие хлора и хлороводорода
на организм человека. Важнейшие хлориды и их нахождение в природе.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения
атомов, характерные степени окисления.
Строение и физические свойства простых веществ — кислорода и серы.
Аллотропные модификации кислорода и серы. Химические свойства серы.
Сероводород, строение, физические и химические свойства. Оксиды серы как
представители кислотных оксидов. Серная кислота, физические и химические
свойства (общие как представителя класса кислот и специфические).
Химические реакции, лежащие в основе промышленного способа получения
серной кислоты. Применение. Соли серной кислоты, качественная реакция на
сульфат-ион. Нахождение серы и ее соединений в природе. Химическое
загрязнение окружающей среды соединениями серы (кислотные дожди,
загрязнение воздуха и водоемов), способы его предотвращения.
Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения
атомов, характерные степени окисления.
Азот, распространение в природе, физические и химические свойства.
Круговорот азота в природе. Аммиак, его физические и химические свойства,
получение и применение. Соли аммония, их физические и химические
свойства, применение. Качественная реакция на ионы аммония. Азотная
кислота, ее получение, физические и химические свойства (общие как
представителя класса кислот и специфические). Использование нитратов и
солей аммония в качестве минеральных удобрений. Химическое загрязнение

22

окружающей среды соединениями азота (кислотные дожди, загрязнение
воздуха, почвы и водоемов).
Фосфор, аллотропные модификации фосфора, физические и химические
свойства. Оксид фосфора(V) и фосфорная кислота, физические и химические
свойства, получение. Использование фосфатов в качестве минеральных
удобрений.
Общая характеристика элементов IVА-группы. Особенности строения
атомов, характерные степени окисления.
Углерод, аллотропные модификации, распространение в природе,
физические и химические свойства. Адсорбция. Круговорот углерода в
природе. Оксиды углерода, их физические и химические свойства, действие на
живые организмы, получение и применение. Экологические проблемы,
связанные с оксидом углерода (IV); гипотеза глобального потепления климата;
парниковый эффект. Угольная кислота и ее соли, их физические и химические
свойства, получение и применение. Качественная реакция на карбонат-ионы.
Использование карбонатов в быту, медицине, промышленности и сельском
хозяйстве.
Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях
углерода (метан, этан, этилен, ацетилен, этанол, глицерин, уксусная кислота).
Их состав и химическое строение. Понятие о биологически важных веществах:
жирах, белках, углеводах — и их роли в жизни человека. Материальное
единство органических и неорганических соединений.
Кремний, его физические и химические свойства, получение и
применение. Соединения кремния в природе. Общие представления об оксиде
кремния (IV) и кремниевой кислоте. Силикаты, их использование в быту,
медицине,

промышленности.

Важнейшие

строительные

материалы:

керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы безопасного
использования строительных материалов в повседневной жизни.
Химический эксперимент: изучение образцов неорганических веществ,
свойств соляной кислоты; проведение качественных реакций на хлорид-ионы и
23

наблюдение признаков их протекания; опыты, отражающие физические и
химические свойства галогенов и их соединений (возможно использование
видеоматериалов);

ознакомление

с

образцами

хлоридов

(галогенидов);

ознакомление с образцами серы и ее соединениями (возможно использование
видеоматериалов); наблюдение процесса обугливания сахара под действием
концентрированной

серной

кислоты;

изучение

химических

свойств

разбавленной серной кислоты, проведение качественной реакции на сульфатион и наблюдение признака ее протекания; ознакомление с физическими
свойствами азота, фосфора и их соединений (возможно использование
видеоматериалов), образцами азотных и фосфорных удобрений; получение,
собирание,

распознавание

и

изучение

свойств

аммиака;

проведение

качественных реакций на ион аммония и фосфат-ион и изучение признаков их
протекания, взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью
(возможно

использование

видеоматериалов);

изучение

моделей

кристаллических решеток алмаза, графита, фуллерена; ознакомление с
процессом адсорбции растворенных веществ активированным углем и
устройством противогаза; получение, собирание, распознавание и изучение
свойств углекислого газа; проведение качественных реакций на карбонат- и
силикат-ионы

и изучение признаков их

протекания;

ознакомление с

продукцией силикатной промышленности; решение экспериментальных задач
по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения».
Металлы и их соединения.
Общая характеристика химических элементов — металлов на основании
их положения в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева и строения атомов. Строение металлов. Металлическая связь и
металлическая кристаллическая решетка. Электрохимический ряд напряжений
метал лов. Физические и химические свойства металлов. Общие способы
получения металлов. Понятие о коррозии металлов, основные способы защиты
их от коррозии. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза) и их применение
в быту и промышленности.
24

Щелочные металлы: положение в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева; строение их атомов; нахождение в природе.
Физические и химические свойства (на примере натрия и калия). Оксиды и
гидроксиды натрия и калия. Применение щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные

металлы

магний

и

кальций:

положение

в

Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; строение их
атомов; нахождение в природе. Физические и химические свойства магния и
кальция. Важнейшие соединения кальция (оксид, гидроксид, соли). Жесткость
воды и способы ее устранения.
Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и
химические свойства алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида
алюминия.
Железо: положение в Периодической системе химических элементов Д.
И. Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и
химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа
(III), их состав, свойства и получение.
Химический эксперимент: ознакомление с образцами металллов и
сплавов, их физическими свойствами; изучение результатов коррозии металлов
(возможно использование видеоматериалов), особенностей взаимодействия
оксида кальция и натрия с водой (возможно использование видеоматериалов);
исследование свойств жесткой воды; процесса горения железа в кислороде
(возможно

использование

видеоматериалов);

признаков

протекания

качественных реакций на ионы (магния, кальция, алюминия, цинка, железа(II) и
железа(III), меди(II)); наблюдение и описание процессов окрашивания пламени
ионами натрия, калия и кальция (возможно использование видеоматериалов);
исследование амфотерных свойств гидроксида алюминия и гидроксида цинка;
решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их
соединения».
Химия и окружающая среда.
25

Новые материалы и технологии. Вещества и материалы в повседневной
жизни человека. Химия и здоровье. Безопасное использование веществ и
химических реакций в быту. Первая помощь при химических ожогах и
отравлениях. Основы экологической грамотности. Химическое загрязнение
окружающей среды (предельная допустимая концентрация веществ — ПДК).
Роль химии в решении экологических проблем.
Природные источники углеводородов (уголь, природный газ, нефть),
продукты их переработки, их роль в быту и промышленности.
Химический эксперимент: изучение образцов материалов (стекло, сплавы
металлов, полимерные материалы).
Межпредметные связи.
Реализация межпредметных связей при изучении химии осуществляется
через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий,
являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного
цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон,
теория,

анализ,

синтез,

классификация,

периодичность,

наблюдение,

эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление, парниковый эффект,
технология, материалы. Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион,
нуклид,

изотопы,

радиоактивность,

молекула,

электрический

заряд,

проводники, полупроводники, диэлектрики, фотоэлемент, вещество, тело,
объем,

агрегатное

состояние

вещества,

газ,

раствор,

растворимость,

кристаллическая решетка, сплавы, физические величины, единицы измерения,
космическое пространство, планеты, звезды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минеральные
удобрения, микроэлементы, макроэлементы, пита тельные вещества.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные
ископаемые, топливо, водные ресурсы.

26

10 КЛАСС
№
Наименование разделов и
п/
тем программы
п

Количество часов
Всего

КР

Форма реализации воспитательного потенциала темы

ПР

Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ Химические реакции. Реакции в растворах электролитов






1.1

Повторение и углубление
знаний основных разделов
курса 9 класса.
Основные закономерности
химических реакций

3



27

интерес к обучению и познанию, любознательности,
готовности и способности к самообразованию, проектной и
исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем;
готовность к разнообразной совместной деятельности при
выполнении учебных, познавательных задач, выполнении
химических экспериментов, создании учебных проектов,
стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе
этой учебной деятельности;
умение применять в процессе познания понятия (предметные
и метапредметные), символические (знаковые) модели,
используемые
в
химии,
преобразовывать
широко
применяемые в химии модельные представления —
химический знак (символ элемента), химическая формула и
уравнение химической реакции — при решении учебнопознавательных задач;
умение самостоятельно определять цели деятельности,
планировать,
осуществлять,
контролировать
и
при
необходимости корректировать свою деятельность, выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач, самостоятельно составлять или
корректировать предложенный алгоритм действий при
выполнении заданий с учётом получения новых знаний об
изучаемых объектах — веществах и реакциях; оценивать
соответствие полученного результата заявленной цели;

1.2

Реакции в растворах
электролитов

Итого по разделу

5
8

Раздел 2. Неметаллы и их соединения


2.1

Общая характеристика
неметаллов. Галогены

2.2

Общая характеристика
химических элементов V I Агруппы. Сера и её
соединения

6

1

умение использовать поставленные вопросы в качестве
инструмента познания, а также в качестве основы для
формирования
гипотезы
по
проверке
правильности
высказываемых суждений;
 умение применять в процессе познания понятия (предметные
и метапредметные), символические (знаковые) модели,
используемые
в
химии,
преобразовывать
широко
применяемые в химии модельные представления —
химический знак (символ элемента), химическая формула и
уравнение химической реакции — при решении учебнопознавательных задач;
 приобретение опыта по планированию, организации и
проведению ученических экспериментов: умение наблюдать за
ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его
результат, формулировать обобщения и выводы по
результатам проведённого опыта, исследования, составлять
отчёт о проделанной работе;
 приобретение опыта презентации результатов выполнения
химического
эксперимента
(лабораторного
опыта,
лабораторной работы по исследованию свойств веществ,
учебного проекта);


8

1

1

28

умение использовать приёмы логического мышления при
освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий
(выделять
их
характерные
признаки,
устанавливать
взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для



2.3

Общая характеристика
химических элементов VАгруппы. Азот, фосфор и их
соединения

10

1



2.4

Общая характеристика
химических элементов IVАгруппы. Углерод и кремний
и их соединения

11

1

2







29

объяснения отдельных фактов и явлений; выбирать основания
и критерии для классификации химических веществ и
химических реакций; устанавливать причинно-следственные
связи между объектами изучения; строить логические
рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии);
делать выводы и заключения;
приобретение опыта по планированию, организации и
проведению ученических экспериментов: умение наблюдать за
ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его
результат, формулировать обобщения и выводы по
результатам проведённого опыта, исследования, составлять
отчёт о проделанной работе;
умение самостоятельно определять цели деятельности,
планировать,
осуществлять,
контролировать
и
при
необходимости корректировать свою деятельность, выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач, самостоятельно составлять или
корректировать предложенный алгоритм действий при
выполнении заданий с учётом получения новых знаний об
изучаемых объектах — веществах и реакциях; оценивать
соответствие полученного результата заявленной цели;
познавательная, информационная и читательская культуры, в
том числе навыки самостоятельной работы с учебными
текстами, справочной литературой, доступными техническими
средствами информационных технологий;
интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, уважение к труду и результатам трудовой
деятельности, в том числе на основе применения предметных
знаний по химии;
ценностное отношение к отечественному культурному,
историческому и научному наследию;
приобретение опыта по планированию, организации и

проведению ученических экспериментов: умение наблюдать
за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его
результат, формулировать обобщения и выводы по
результатам проведённого опыта, исследования, составлять
отчёт о проделанной работе;
Итого по разделу

43

Раздел 3. Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях углерода


3.1

Первоначальные понятия об
органических веществах как о
соединениях углерода.

Итого по разделу

4


осознание ценности жизни, ответственного отношения к
своему здоровью, установки на здоровый образ жизни,
осознание последствий и неприятия вредных привычек
(употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости
соблюдения правил безопасности при обращении с
химическими веществами в быту и реальной жизни;
способность владеть достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной химии,
заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и
общества;

4

Раздел 4.Металлы и их соединения


4.1

Общие свойства
металлов.
Щелочные,
щелочноземельные
металлы,
алюминий, железо и их
соединения

17

1

1


30

умение применять в процессе познания понятия (предметные
и метапредметные), символические (знаковые) модели,
используемые
в
химии,
преобразовывать
широко
применяемые в химии модельные представления —
химический знак (символ элемента), химическая формула и
уравнение химической реакции — при решении учебнопознавательных задач;
умение самостоятельно определять цели деятельности,
планировать,
осуществлять,
контролировать
и
при
необходимости корректировать свою деятельность, выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и

познавательных задач, самостоятельно составлять или
корректировать предложенный алгоритм действий при
выполнении заданий с учётом получения новых знаний об
изучаемых объектах — веществах и реакциях; оценивать
соответствие полученного результата заявленной цели;
Раздел 5. Химия и окружающая среда


5.1

Вещества и материалы в
жизни человека



3



Итого по разделу
Обобщающий урок по курсу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

3
1
68

6

5

31

осознание ценности жизни, ответственного отношения к
своему здоровью, установки на здоровый образ жизни,
осознание последствий и неприятия вредных привычек
(употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости
соблюдения правил безопасности при обращении с
химическими веществами в быту и реальной жизни
способность применять знания, уровня экологической
культуры, осознания глобального характера экологических
проблем и путей их решения посредством методов химии;
умение использовать и анализировать в процессе учебной и
исследовательской деятельности информацию о влиянии
промышленности, сельского хозяйства и транспорта на
состояние окружающей природной среды;

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

1.

Классификация химических реакций по различным признакам

1

2.

Классификация химических реакций по различным признакам

1

3.

Понятие о скорости химической реакции. Понятие о
гомогенных и гетерогенных реакциях

1

4.

Основные положения теории электролитческой диссоциации

1

КР

ПР

Дата
изучени
я

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adbcb0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adbe9a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adc28c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adcd68
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00add44
8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00add5d
8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00add9d
4

1 неделя
2 неделя
2 неделя
3 неделя

5.

Ионные уравнения реакций

6.

Химические свойства кислот, оснований и солей как
электролитов.

7.

Химические свойства кислот, оснований и солей как
электролитов.Выполнение упражнений

8.
9.

10.

11.

1
3 неделя
1
4 неделя
1

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 ПО ТЕМЕ
« ПОВТОРЕНИЕ»
Общая характеристика неметаллов.
Общая характеристика галогенов. Особенности строения
атомов, характерные степени окисления. Строение и
физические свойства простых веществ — галогенов.
Химические свойства на примере хлора (взаимодействие с
металлами, неметаллами, щелочами).
Хлороводород.

Соляная

кислота,

химические

1
1

1

4 неделя
5 неделя
5 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00addfe2

1

свойства,

1
32

6 неделя

Библиотека ЦОК

12.
13.
14.
15.
16.

получение, применение.Действие хлора и хлороводорода на
организм человека. Важнейшие хлориды и их нахождение в
природе.
Практическая работа № 1 по теме «Получение соляной
кислоты, изучение её свойств»
Вычисления по уравнениям химических реакций, если один из
реагентов дан в избытке
Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы VII А
группы и их соединения»

https://m.edsoo.ru/00ade104

1

1

Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности

1

18.

Оксиды серы как представители кислотных оксидов.

1

21.
22.
23.

Серная кислота, физические и химические свойства,
применение. Соли серной кислоты, качественная реакция на
сульфат-ион.
Химические реакции, лежащие в основе промышленного
способа получения серной кислоты. Химическое загрязнение
окружающей среды соединениями серы,
способы его
предотвращения.
Решение расчетных задач. Вычисление массовой доли выхода
продукта реакции
Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы VI А
группы и их соединения»
Общая характеристика элементов VА-группы. Азот,
распространение в природе, физические и химические
свойства.Круговорот азота в природе.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade348
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade488

7 неделя
8 неделя
8 неделя

1

Сероводород, строение, физические и химические свойства

20.

1

1

строения атомов, характерные степени окисления.
Аллотропные модификации серы. Нахождение серы и её
соединений в природе. Физические и хмические свойства серы

6 неделя
7 неделя

1

17.

19.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade64a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade64a

9 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade802

9 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adea28

10 неделя
1
10 неделя
1
11 неделя

1
1

1

33

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adec8a

11неделя
12 неделя

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adec8a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adeea6

24.
25.
26.
27.

28.
29.
30.
31.
32.

33.

34.
35.

Аммиак, его физические и химические свойства, получение и
применение.
Соли аммония, их физические и химические свойства,
применение. Качественная реакция на ионы аммония.
Практическая работа № 4 по теме «Получение аммиака,
изучение его свойств»
Азотная кислота, ее получение, физические и химические
свойства (общие как представителя класса кислот и
специфические).
Использование нитратов и солей аммония в качестве
минеральных удобрений. Химическое загрязнение
окружающей среды соединениями азота

12 неделя

1

13 неделя

1
1

1

13 неделя
14 неделя

1
14 неделя
1

Фосфор: физические и химические свойства, применение

15 неделя

1

Оксид фосфора (V) и фосфорная кислота, физические и
химические свойства, получение
Использование фосфатов в качестве минеральных удобрений.
Загрязнение природной среды фосфатами
Контрольная работа № 4 по теме «Неметаллы V А группы
и их соединения»
Общая характеристика элементов IVА-группы. Особенности
строения атомов, характерные степени окисления.
Общая характеристика элементов
IVА-группы. Углерод,
аллотропные модификации, распространение в природе,
физические и химические свойства. Адсорбция. Круговорот
углерода в природе.
Оксид углерода (II), физические и химические свойства.
Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода (IV)
Оксид углерода (IV) физические и химические свойства.
Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода
(IV).гипотеза глобального потепления климата; парниковый

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf180
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf306
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf518
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf68a

15 неделя

1

16 неделя

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf004

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adfc20

16 неделя
17 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adfd9c

1

1

17 неделя
18 неделя

1

34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adfebe
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adfebe

36.
37.
38.

39.

40.
41.
42.
43.
44.

45.

46.
47.

эффект.
Угольная кислота и ее соли, их физические и химические
свойства, получение и применение. Качественная реакция на
карбонат-ионы.
Практическая работа № 5 по теме "Получение углекислого
газа. Качественная реакция на карбонат-ион"
Кремний, его физические и химические свойства, получение и
применение. Соединения кремния в природе.
Общие представления об оксиде кремния (IV) и кремниевой
кислоте. Силикаты, их использование в быту, медицине,
промышленности. Важнейшие строительные материалы:
керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы
безопасного использования строительных материалов в
повседневной жизни.
Обобщение и систематизация знаний по теме « Неметаллы»
Практическая работа № 4 « Решение экспериментальных
задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения»
Контрольная работа № 5 по теме «Неметаллы IV -А
группы и их соединения»
Решение расчетных задач по уравнениям химических реакций
Первоначальные понятия об органических веществах как о
соединениях углерода. Углеводороды: метан, этан, этилен,
ацетилен. Их состав и химическое строение.
Первоначальные понятия об органических веществах как о
соединениях углерода: этанол, глицерин, уксусная кислота. Их
состав и химическое строение.
Понятие о биологически важных веществах: жирах, белках,
углеводах — и их роли в жизни человека. Материальное
единство органических и неорганических соединений
Природные источники углеводородов (уголь, природный газ,
нефть), продукты их переработки, их роль в быту и

18 неделя
1
1

1

19 неделя
19 неделя

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae006c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae027e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae080a

20 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae080a

1

1
1
1
1

1
1

20 неделя
21 неделя
21неделя
22 неделя
22 неделя

1
23 неделя
1
24 неделя
1
1

35

24 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae0bf2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae0e18

48.

49.
50.
51.
52.

53.

54.

55.

56.
57.
58.
59.

промышленности.
Общая характеристика химических элементов — металлов на
основании их положения в Периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов.
Строение металлов. Металлическая связь и металлическая
кристаллическая решетка. Физические свойства металлов.
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд
напряжений металлов.
Общие способы получения металлов.
Понятие о коррозии металлов, основные способы защиты их от
коррозии.
Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза) и их
применение в быту и промышленности.
Щелочные металлы: положение в Периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева; строение их атомов;
нахождение в природе. Физические и химические свойства (на
примере натрия и калия).
Оксиды и гидроксиды натрия и калия. Применение щелочных
металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы магний и кальций: положение в
Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева; строение их атомов; нахождение в природе.
Физические и химические свойства магния и кальция.
Важнейшие соединения кальция (оксид, гидроксид, соли).
Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий: положение в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева; строение атома; нахождение в
природе. Физические и химические свойства алюминия.
Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия.
Применение алюминия и его соединений.
Железо: положение в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева; строение атома; нахождение в
природе. Физические и химические свойства железа.

25 неделя
1

1
1
1
1

25 неделя
26 неделя
26 неделя
27 неделя
27 неделя

1

1

28 неделя
28 неделя

1

1

29 неделя
29 неделя

1
1

неделя
30 неделя

1

36

Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III), их
состав, свойства и получение. Применение железа и его
соединений.
Обобщение по теме «Металлы и их соединения».Подготовка к
61.
практической и контрольной работе.
Практическая работа № 5 « Решение экспериментальных
62.
задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения»
Контрольная работа № 6 по теме «Важнейшие металлы и
63.
их соединения»
64. Решение расчетных задач по уравнениям химических реакций
Новые материалы и технологии. Вещества и материалы в
65.
повседневной жизни человека.
Химия и здоровье. Безопасное использование веществ и
66. химических реакций в быту. Первая помощь при химических
ожогах и отравлениях.
Основы экологической грамотности. Химическое загрязнение
окружающей среды (предельная допустимая концентрация
67.
веществ — ПДК). Роль химии в решении экологических
проблем.
68. Обобщающий урок
Общее количество часов в программе

30 неделя
1

60.

31 неделя

1
1
1

1

31 неделя
32 неделя

1

32 неделя
33 неделя

1
1

33 неделя
1
34 неделя
1
1
68

34 неделя
6

5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

37

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae3f50
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae4270
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae4270

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Химия / Габриелян О.С., , Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
 Химия. 8-9 классы. Дидактический материал. Радецкий А.М
 Химия. 8-9 классы. Задачник с «помощником». Гара Н.Н., Габрусева Н.И.
 Химия.8-9 класс. Видеодемонстрации.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
 Издательство «Просвещение» www.prosv.ru
 Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru
 Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей it-n.ru
 Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru
 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru
 Российская электронная школа resh.edu.ru
 Библиотека ЦОК

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».