Театральный кружок ВДОХНОВЕНИЕ

Пояснительная записка
Творчество – это естественное состояние ребенка, через которое он познает себя и окружающий мир. Оно является
неотъемлемой частью развития личности. При этом важно дать ребенку свободу для импровизации, чтобы развить его
самостоятельность и укрепить веру в собственные силы.
Театрализованная деятельность отлично подходит для этих целей, так как является синтетическим и коллективным видом
творчества, который дает возможность развить и проявить пластические, пантомимические, артикуляционные и
хореографические навыки ребенка.
Отличием данной программы является то, что она рассчитана на детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего
развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. У таких детей очень часто наблюдаются нарушения всех сторон
психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
Направленность программы
Рабочая программа дополнительного образования реализуется по направлению развития личности «художественная».
Актуальность
Программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека.
Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной
понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому
труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность.

Данная программа рассчитана для школьников 9 - 16 лет и обусловлена их возрастными особенностями:
разносторонними интересами, любознательностью, инициативностью. Данная программа, призвана расширить творческий
потенциал ребенка, обогатить словарный: запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.
Цель программы.
Обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного,
творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Сформировать устойчивый интерес к искусству.
Задачи:
1.Социализация:


развитие и овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, развитие самоуважения и

взаимоуважения учащихся;


активизация познавательных интересов - ученье с увлечением;



развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения;



воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.

2. Эмоционально - личностная сфера:


коррекция страхов;



овладение навыками внутреннего раскрепощения;



развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции;



развитие воображения.

3.Технические навыки:


формирование грамотного звукоизвлечения и звукопроизношения:



обучение владению навыками правильного дыхания;



обучение владению навыками верной артикуляции;



обучение владению навыками дикционного звукопроизношения;

Условия реализации программы
Программа коррекционной работы, составлена в соответствии с учетом индивидуальных особенностей психического
развития контингента воспитанников с ОВЗ и на основании следующих нормативно-правовых документов:


Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании»



Оперативные

Федеральные

государственные

образовательные

стандарты

для

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья


Международная Конвенция «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 года



Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений

образования»


Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 года №28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-

педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»


Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 года № АФ-150/06 «О создании условий для

получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами»


Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об

общеобразовательном учреждении» (с изменениями от 23 декабря 2002 года, 20 июля 2007 года, 18 августа 2008 года, 10 марта
2009 года)
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рабочей программы воспитания ГБОУ СО «ЕШИ №10».
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося. Это проявляется:

в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и
конкретизацию в рабочей программе воспитания;
в возможности включения школьников в деятельность, организуемую образовательной организацией в рамках модуля
«Внеурочная деятельность» программы воспитания;
в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлечённость в совместную с
педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на её основе детских и взрослых общностей, ключевое
значение которых для воспитания подчёркивается рабочей программой воспитания.
Форма проведения работы
Занятия проходят в форме бесед, игр и репетиций индивидуально и группами по 6-10 человек.
Место проведения – актовый зал.
Продолжительность занятия 40 минут, в зависимости от возраста детей и их психологических особенностей.
Индивидуально-групповые занятия, система творческих игр и упражнений, тренинги, беседы, спектакли и праздники,
создание проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков.
Принципы проведения занятий:
1.

Наглядность в обучении - осуществляется на восприятии наглядного материала.

2.

Доступность - занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от

простого к сложному)
3.

Проблемность - направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.

4.

Развивающий и воспитательный характер обучения – для расширение кругозора, для развитие патриотических

чувств и познавательных процессов.

Ожидаемые результаты.
За 1 год реализации программы планируется достижение следующих метапредметных результатов, которые включают
освоенные обучающимися универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные):
Регулятивные
1.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.
2. Оценивать результаты собственной деятельности.
3. Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
4. Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
Познавательные:
1. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники,
электронные диски, сеть Интернет).
2. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и
использовать их при выполнении заданий, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения,
проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.
Коммуникативные:
1. Владеть диалоговой формой речи.
2. Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника,
отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
4. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и
стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Договариваться и приходить к общему решению.

5. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя
план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять
самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.
6. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
В результате реализации программы планируется достижение следующих личностных результатов.
Художественно-эстетическое развитие:
• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие:
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
• выразительность исполнения основных видов движений;
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения,
формирование правильной осанки.
Во время прохождения учебной программы у воспитанника сформируются элементарные навыки актерского мастерства,
артикуляции, сценической пластики и пантомимы. Дети станут самостоятельнее и увереннее в себе на сцене и в жизни, а так же
более эмоционально отзывчивыми.
К концу первого года обучения ученик:

ЗНАЕТ:
1.

Что такое театр;

2.

Кто работает в театре;

3.

С чего зародился театр;

4.

Какие виды театров существуют.

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1.

Об элементарных технических средствах сцены;

2.

Об оформлении сцены;

3.

О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

УМЕЕТ:
1.

Направлять свою фантазию по заданному руслу

2.

Образно мыслить

3.

Концентрировать внимание

4.

Ощущать себя в сценическом пространстве

ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1.

Общения с партнером (одноклассниками)

2.

Элементарного актёрского мастерства

3.

Образного восприятия окружающего мира

4.

Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

5.

Коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает
общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Форма подведения итогов:
Праздничные мероприятия, театральные постановки.

Календарно тематическое планирование занятий в театральном кружке «Вдохновение». (68 часов)

№

Раздел

Тематика

Основное содержание занятия

1

Здравствуй, театр!

Вводное занятие.

Задачи и особенности занятий в театральном кружке,
коллективе. Руководитель кружка знакомит ребят с
правилами поведения на кружке, с инструкциями по
охране труда.
Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и
воображения. Познакомить с понятием «театр».
Знакомство с театрами Екатеринбурга (презентация)
Игра «Театр–экспромт»

2

Культура и техника
речи

Культура речи.

Техника речи

Интонация

Сценическая речь

Игры со словами, развивающие связную образную речь.
(«Что напутал незнайка?», «На что похоже задуманное?»)
Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения.
Чтение по ролям.
Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения.
Чтение по ролям.
Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения.
Интонация, динамика речи, темп речи.
Практикум. («Чей домик?», «Оркестр», «Наоборот»,
«Громкотихо», «Похвали подарок» и др.)
Чтение, по ролям с интонацией.
Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения,
упражнения на раскрепощение тела.
Сценическая речь во взаимодействии со сценическим
движением. Упражнения на память физических действий,
«волшебный графин».
Чтение по ролям в движении.

Кол.
час.

2

1

1

Формы и методы
работы
Фронтальная
работа, обсуждение.
Игровая
деятельность.

Игровая
деятельность.
Творческие задания.
Групповая работа.
Игровая
деятельность.
Творческие задания.
Групповая работа.
Игровая
деятельность.

3
Игровая
деятельность.
Групповая работа.
3

3

Ритмопластика

В мире пословиц

Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц.
Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки»

Движениежизнь

Беседа о сценическом движении как о средстве
выразительности и его особенностях. Создание
образов с помощью жестов, мимики. Учимся
создавать образы животных с помощью
выразительных пластических движений. («Я смотрю
на макароны», «Веселый дождик», «Шустрые ножки»,
«Пяточка - носочек» и т.д.)
Испытание пантомимой. Пантомимические этюды
«Один делает, другой мешает». («Движение в образе»,
«Ожидание», «Диалог», «Крокодил»).
Тренировка ритмичности движений. Упражнения с
платками.

Пантомима
Жонглирование
4

5

Театральные куклы

Театральная игра

Перчаточные
куклы

Знакомство с перчаточными куклами.
Чтение по ролям с перчаточными куклами. Отработка
дикции. Постановка спектакля.

Пальчиковые
куклы

Знакомство с пальчиковыми куклами.
Чтение по ролям с пальчиковыми куклами. Отработка
дикции

Сценаэто мир.

Что такое сцена, на какие составляющие делится. Как
вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в
пространстве, равномерно размещаться на площадке.
Учимся строить диалог с партнером на заданную тему.
Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать простейшие рифмы.
Викторина по сказкам.
Инсценирование сказок.
Описание любимого персонажа и зарисовка костюма.
Знакомство с текстом, выбор сказки, распределение ролей,
диалоги героев.

Сказки, которые
нас окружают

2

Индивидуальная
работа
Игровая
деятельность.
Групповая работа.

3

4
4

7

6

2

6

Игровая
деятельность.
Групповая работа.
Индивидуальная
работа.
Игровая
деятельность.
Творческие
задания.
Групповая работа.
Игровая
деятельность.
Творческие задания.
Групповая работа.
Словесные формы
работы. Творческие
задания. Групповая
работа.
Словесные формы
работы. Творческие
задания. Групповая
работа.

На что похоже
«облако»

Игры на развитие образного мышления, фантазии,
воображения. Игры-пантомимы.

Внимание

Учимся развивать зрительное, слуховое внимание,
наблюдательность.
Учимся находить ключевые слова в предложении и
выделять их голосом.
Рассказать детям в доступной форме о видах театрального
искусства.
Упражнения на развитие дикции (скороговорки).
Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и
силой звука, с разными интонациями.
Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его
друзья».Инсценирование понравившихся диалогов.
Чтение в лицах стихов А. Барто, И. Токмаковой, Э.
Успенского и др. Знакомство с содержанием, выбор
литературного материала, распределение ролей, диалоги
героев, репетиции, показ.
Познакомить детей с правилами поведения в театре.
Обыграть сценку «непристойное поведение»

Виды
театрального
искусства

Стихи

6

7

Этика и этикет

Заключительное
занятие.
Итого:

Правила
поведения в
театре
Основы
театральной
культуры
Занавес

Театр - искусство коллективное, спектакль – результат
творческого труда многих людей различных профессий.
Знакомство с театральными профессиям («Кто работает в
театре?») Каждый участник примеряет на себя роль
работника театра.
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ
успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых
инсценировок.

2

2

2

7

1

Групповая работа,
словесные,
поисковые,
наглядные методы
Групповая работа,
словесные методы
Словесные формы
работы. Творческие
задания. Групповая
работа.

Индивидуальная
работа. Творческие
задания. Групповая
работа.
Творческие задания.
Групповая работа.
Творческие задания.
Групповая работа.

4

6
68

Необходимые условия реализации программы «Театр «Вдохновение».

Фронтальная работа.
Словесные методы.
Групповая работа.

1. Элементы театральной декорации (ширмы, скамейки), костюмы.
2. Компьютер (ноутбук).
3. Проектор.
4. Экран.
5. Звуковая аппаратура: динамики, микрофоны.
Оценочные материалы
Формой подведения итогов по образовательной программе выбран: спектакль, участие в областных, международных,
всероссийских конкурсах, фестивалях. Критерии и формы оценки качества знаний Программой предусмотрены формы
контроля: анкетирование, тестирование. Эффективным способом проверки реализации программы является итоговая
творческая работа каждого обучающегося ( проза, стихотворение, монолог). Результат обучения прослеживается в
творческих достижениях (грамоты, дипломы грант) обучающихся, в призовых местах на конкурсах и фестивалях.
Список используемой литературы
1. Базанов, В. В. Сцена XX века: учеб. пособие для студентов театр. вузов и сред. спец. учеб. заведений / В. В. Базанов.
- Ленинград: Искусство, Ленингр. отдние, 2010. - 238 с.
2. Бауэн, Н. Игры со светом в 3ds max. Освещение и световые эффекты / Н. Бауэн. - М.: НТ Пресс, 2007. - 432 с.
3. Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра: вторая половина ХХ в.: В зеркале Праж. Квадриеннале
1967-1999 гг. / В.И. Березкин; Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. - М.: УРСС, 2011. - 807 с.
4. Благов, Ю.А. В содружестве с Мельпоменой / Ю.А. Благов - Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2013. - 187 с.
5. Бланк, Б. В защиту дизайнерской сценографии / Б. Бланк, на вопр. «ДИ» отвечает худож. и реж. Борис Бланк //
Декоративное искусство. - 2014. - N 2. - С. 52-55 Беседа о том, чем должна быть современная сценография дизайнерством или содержательным элементом спектакля.
6. Беляев Д.А. История культуры и искусств: словарь терминов и понятий, учебное пособие / Д.А. Беляев Елец: ЕГУ им.
И.А. Бунина, 2013. - 81 с.

7. Буйлова, Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ: новое время – новые подходы. Методическое пособие [Текст] / Л.Н. Буйлова. Педагогическое общество
России, 2015. – 272с.
8. Гвоздев, А. А. История европейского театра: театр эпохи феодализма / А.А. Гвоздев. - Москва: URSS; Книжный дом
"ЛИБРОКОМ", 2013. - 330 с.: ил.- (Школа сценического мастерства).
9. Головня, В.В. Древнегреческий театр / В.В. Головня в кн.: История зарубежного театра. Театр Западной Европы, т.1,
с. 11-54. - М. Искусство 2013. - 400 с.
10. Карпов Н. В. Уроки сценического движения [Текст]: пособие для вузов / Н. В. Карпов. - М., 2015. - 200с.
11. Кузнецова Н. А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей [Текст]:
пособие для руководителей и педагогов / Н. А. Кузнецова, Д. Е. Яковлев. - М.: Айрис - пресс, 2014. - 96с.
12. Латышев, В.В. Очерк греческих древностей / В.В. Латышев - СПб.: Алетейя. Богослужебные и сценические
древности, 2007 - 317 с.
13. Медведева И. А. Улыбка судьбы. Роли и характеры. [Текст]: пособие для вузов / И. А. Медведева.- М.: Линка ПРЕСС, 2012. - 240с.
14. Никитина А. Б. Театр, где играют Учащиеся [Текст]: учебно-методическое пособие / А. Б. Никитина. - М.: Владос,
2014. - 288с. 15. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст]: пособие для пед. доп. обр. / Н. Ф. Сорокина. - М.:
Аркти, 2012. - 208с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».