Путешествие по родному краю

Пояснительная записка
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и
вырос. Программа кружка «Путешествие по родному краю» направлена расширить знания
детей с ограниченными возможностями здоровья о родном крае, увидеть его в общем ходе
истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, воспитать чувство
гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства,
уважения к живущим рядом. Изучая историю города Екатеринбурга, ребята сохраняют
историю малой родины для будущего поколения. Кроме того, краеведческий материал,
как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия
обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю в создании условий для развития
информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья. Курс не только расширяет знания обучающихся о своих
земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он
помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием
информационных технологий. Таким образом, данная программа призвана развивать
личность ребенка путем активизации познавательных способностей обучающихся с ОВЗ и
реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в
частности.
Данная программа разработана согласно требованиям:
− Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
− Конвенцией о правах ребенка, ноябрь 1998г.;
− Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
− Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
−
Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), направленные
письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. N 09-3242; − Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Новизна программы – в подборе тем, отражающих историю, проблемы, связанные с
непосредственным окружением обучающихся, жизнью города Екатеринбурга и Урала.
Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу
комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра, викторина, наблюдение и
так далее.
Практическая значимость программы заключается в следующем:
1. Программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые шаги по
исследованию родного края.
2. Благодаря программе у обучающихся с ОВЗ формируются основы
гражданственности, любви и уважению к родному краю.
3. Программа учит быть не просто пассивными участниками, но учиться проводить
исследования, работать вместе со взрослыми, совершать маленькие открытия,
делиться своими знаниями с окружающими.

Актуальность программы «Путешествие по родному краю» заключается в том, что
воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения.
Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий
реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Важно
воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Данная
задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Это
проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические.
Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому
гражданин – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством
духовно-нравственного и правового долга. Краеведение – это исследование родного края,
изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Только зная
историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться понастоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на
себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и приумножают
лучшие традиции культурного наследия малой родины.
Программа «Путешествие по родному краю» соответствует возрасту детей. Работа
в основном ведется в виде познавательных игр, экскурсий, викторин, заочных
путешествий, путешествий во времени. Программа построена на теоретическом и
практическом изучении истории родного края. В ходе теоретического изучения
обучающиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые
помогают им узнать вопросы истории города Екатеринбурга, Урала. Верить в родину,
родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с
нею свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества
направлена на изучение истории родной земли, родного села на различных этапах нашей
столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно,
ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие. В практической части программы
обучающиеся работают с различными источниками: книги, краеведческая литература,
словари, глобальная сеть Интерне и т.д. В рамках данной программы ребята приобщаются
к историческому наследию родного села и края. Программа педагогически целесообразна,
так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей
каждого ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей
интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной,
одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё
свободное время. Способствует формированию умений и навыков проектной
деятельности.
Цель программы: нацелить учащихся на активное познание родного края;
расширить и углубить знания учащихся о родном крае; сформировать умения и навыки
общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ; воспитывать
патриотизм.
Данная цель реализуется в следующих задачах:
образовательные:
формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое
прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края;
 формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний, умений и
навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с
целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое
значение;
 формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из
различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации;
 формирование элементов творческой деятельности.
развивающие:


развитие творческих способностей, всестороннее развитие обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
 формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной
культуры;
 развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в
жизни родного края;
 развитие внимания к собственной речи и речи собеседника;
 развитие образного и логического мышления.
воспитательные:






осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нём;
формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и
культуре, истории и современной жизни;
воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим
памятникам, объектам природы.

Программа «Путешествие по родному краю» рассчитана на 2 года обучения. Приём в
группы осуществляется без предварительного отбора при наличии желания ребёнка.
Комплектование группы проводится с учётом норм наполняемости: до 12 человек,
принимаются как мальчики, так и девочки. Программа внеурочной деятельности
«Путешествие по родному краю» предназначена для обучающихся 7 – 14 лет. Занятия по
программе проходят 1 раз в неделю по 1 часу и содержат постоянный состав
обучающихся на протяжении всего срока обучения. Количество часов в год: 34, за курс –
68 ч. (теории – 20 часов, практических занятий – 48 часов).
Уровень освоения программы: базовый.
При обучении по данной программе используются следующие методы:
 объяснительно-иллюстративный;
 репродуктивный;
 частично-поисковый;
 проектный;
 исследовательский.
Объяснительно-иллюстративный метод – это объяснение нового материала, работа с
литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него
обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.
Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения
обучающимися навыков и умений и обогащения знаний.
Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой
инициативы обучающихся.
Проектный
метод используется
при
организации
научно-исследовательской
деятельности обучающихся, решении конкретных задач.
Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать с
различными источниками информации, вычленять проблемы для организации
исследования, искать пути реализации этих проблем.
Преобладающие формы организации учебного процесса Программа может
реализовываться как в очной, так и заочной (дистанционной) форме. Ведущей формой
организации образовательного процесса является занятие. Программа предполагает
использование аудиторных занятий (включающих освоение теории, практические
упражнения, чтение и анализ материалов книги, игры, беседы, выполнение творческих
проектов и детских научно-исследовательских работ, практические работы). Помимо
аудиторных занятий в программе используются внеаудиторные занятия: экскурсии,
наблюдение за природой, походы выходного дня, соревнования.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая
предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.
Результаты изучения программы «Путешествие по родному краю»
Личностные результаты:
 формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего
края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
 определять наиболее эффективные способы достижения результата;
 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
коммуникативные УУД:
 активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
 корректно и аргументированно высказывать свое мнение; проявлять уважительное
отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
 стремиться к объединению усилий, принимать цель совместной деятельности,
коллективно строить действия по ее достижению.
познавательные УУД:
 использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
 готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
 излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
предметные результаты:
 поиск нужной информации, используя словари, различную литературу, сеть
Интернет;
 получение нового знания о родном крае, городе Екатеринбурге;
 овладение пониманием значения имени, отчества, особенностей профессии членов
семьи, овладение представлениями о гербе и флаге, истории возникновения города
Екатеринбурга, как необходимой основой понимания «малой родины»;
 формирование здоровьесберегающей культуры поведения: правила поведения
дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах;

 формирование экологической культуры поведения, бережного отношения к
природе своего края.
Содержание программы «Путешествие по родному краю»
Программа обучения по курсу «Путешествие по родному краю» предполагает
формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе,
городу в котором живешь. Среда обитания и человек неразрывно связаны, поэтому,
необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с
окружающим микромиром.
Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно – творческой
деятельности обучающихся (беседы, рисование, чтение текстов и их обсуждение,
просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной деятельности
(подвижные игры, туристические и экскурсионные прогулки).
Содержание раздела способствует формированию практических умений
ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес), этики поведения,
взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие
родственных отношений в семье, знакомит с городом.
Тематический план
№п/п

Разделы, темы

Количество часов
Всего
Теория Практи
ка

1 год обучения:
1
Введение в курс «Путешествие 1
по родному краю»
Знакомство с курсом программы
«Путешествие по родному краю»
2

Моя школа
Из истории школы

2

1

Моя семья
Я и моё имя

1
1

4

Мой дом город Екатеринбург
Обзорная экскурсия по городу
История
Достопримечательности.

города.

1

1

Родословная семьи

4

Беседа.
Устный
опрос.

1

Экскурсия по территории школы

3

16

Формы
аттестации,
контроля

2
1

2
1

1

1

5

11
2

1

2

Беседа.
Устный
опрос.
Беседа.
Устный
опрос.
Проект «Мое
имя»
Родословная
семьи
(составление
древа).
Беседа.
Устный
опрос.
Беседа.
Устный

5

6

Герб и флаг г. Екатеринбурга

1

Советские годы

1

1

Наш край в годы войны

1

2

Чем гордится наш город

1

2

Название
моей
улицы.
Безопасный и короткий путь
домой
Природа
и
география 10
Уральского края
Климат и природа Урала
Реки, моря, озёра Урала

4

6

2
1

3

Животные Урала

1

3

13

1
21

Подведение итогов

1
Итого: 34

2 год обучения:
1
Введение в курс «Путешествие 1
по родному краю»
Знакомство с курсом программы
«Путешествие по родному краю»
2

Культура Урала
Литература

20

2

опрос.
Беседа.
Устный
опрос.
Проект «Наш
город
советский».
Беседа.
Устный
опрос.
Проект
«Гордость
Екатеринбург
а».
Беседа.
Устный
опрос.

Проект
«Водные
источники
нашего
города».
Проект:
«Животные
Урала».
Беседа.

1
Беседа.
Устный
опрос.

1

5
1

15
3

Живопись

1

3

Музыка и театр

1

3

Музеи

1

3

Проект
«Даровано
нам».
Проект
«Невероятны
е
краски
Урала».
Проект
«Зрители
и
поклонники».
Проект
«Музей,
в

Памятники

3

Исторический проект
Теоретические основы
исторического исследования

13

1

3

1
1

12
1

Практическое исследование

8

Защита проекта

3

Итого: 34

7

котором
оживает
история».
Проект
«Культурное
наследие
Екатеринбург
а».

Беседа.
Устный
опрос.
Беседа.
Выполнение
заданий.
Проект
«Любимый
уголок
города»

27

1 год обучения:
Раздел 1. Введение
Тема 1.1. Введение в программу.
Введение в образовательную программу. Цели и задачи занятий в объединении.
Географическое положение Свердловской области, города Екатеринбурга. Работа с
географической картой. Происхождение географических названий.
Раздел 2. Моя школа
Тема 2.1. Из истории школы – экскурсия по территории школы. Из истории школы.
Тема 2.2. Экскурсия по территории школы – знакомство с особенностями школы.
Раздел 3. Моя семья
Тема 3.1. Я и моё имя – знакомство с русскими именами, их значением. Поиск
информации о своем имени, историческом происхождении. Проект «Мое имя»
Тема 3.2. Родословная семьи – родословная семьи (составление древа). Профессии
родителей. Наша дружная семья (фото, рисунки, поделки).
Раздел 4. Мой дом город Екатеринбург
Тема 4.1. Обзорная экскурсия по городу - обзорная экскурсия по г. Екатеринбург.
Тема 4.2. История города. Достопримечательности. Екатеринбург на карте Российской
Федерации. История города Екатеринбурга. Достопримечательности. Знаменитые люди
города Екатеринбурга. Народы, живущие на Урале. Их традиции и обычаи. Сказки и
легенды народов Прикамья.
Тема 4.3. Герб и флаг г. Екатеринбурга – герб, флаг города. История возникновения
Екатеринбурга. Достопримечательности города.
Тема 4.4. Советские годы – исторические события города Екатеринбурга в период СССР.
Проект «Наш город советский».
Тема 4.5. Наш край в годы войны – Памятники Великой Отечественной войны. Вклад
уральцев в ВОв.
Тема 4.6. Чем гордится наш город – главные ценности и гордость нашего города. Проект
«Гордость Екатеринбурга».
Тема 4.7. Название моей улицы. Безопасный и короткий путь домой – название моей
улицы. Мой дом. Безопасный и короткий путь домой (составление схемы- маршрута).

Раздел 5 Природа и география Уральского края
Тема 5.1. Климат и природа Урала – климат Урала. Наблюдение за погодой. Погодные
явления. Работа с климатической картой Свердловской области. Экскурсия на природу.
Растения. Чудеса природы Урала.
Тема 5.2. Реки, моря, озёра Урала - реки, источники, находящиеся на Урале, районе, селе.
Использование воды в хозяйстве. Мелиоративные работы. Конкурс фотографий.
Экскурсия на р. Исеть. Проект «Водные источники нашего города».
Тема 5.3. Животные Урала – животные природные сообщества Урала. Значение
животных в природе и жизни человека. Охрана животных. Конкурс фотографий.
Экскурсия в зоопарк г.Екатеринбурга. Проект: «Животные Урала».
Раздел 6 Подведение итогов
Итоговое занятие. Повторение и обобщение по программе
2 год обучения:
Раздел 1 Введение в курс «Путешествие по родному краю»
Тема 1.1. Знакомство с курсом программы «Путешествие по родному краю» - ввдение в
образовательную программу. Цели и задачи занятий в объединении.
Раздел 2 Культура Урала
Тема 2.1. Литература – исторические события. Знакомство с творчеством писателей
Урала, Екатеринбурга. Экскурсия в Музей писателей Урала. Проект «Даровано нам».
Тема 2.2. Живопись – исторические события. Знакомство с творчеством художников
Урала, Екатеринбурга. Экскурсия в Музей на Плотинке. Проект «Невероятные краски
Урала».
Тема 2.3. Музыка и театр – исторические события. Знакомство с творчеством
композиторов Урала, Екатеринбурга. Посещение театров города Екатеринбурга. Проект
«Зрители и поклонники».
Тема 2.4. Музеи – исторические события. Знакомство с музеями города Екатеринбурга.
Посещение музеев города. Проект «Музей, в котором оживает история».
Тема 2.5. Памятники – исторические события. Памятники. Охрана памятников истории и
культуры. Экскурсии к памятникам г. Екатеринбурга. Проект «Культурное наследие
Екатеринбурга».
Раздел 3 Исторический проект
Тема 3.1. Теоретические основы исторического исследования – обобщение по
пройденным темам курса.
Тема 3.2. Практическое исследование – определение темы защиты итогового проекта
«Любимый уголок города», работа с поиском и сбором информации из различных
источников.
Тема 3.3. Защита проекта «Любимый уголок города»
Календарно-тематическое планирование 1 год обучения
№п/п
1

2
3
4

Дата
проведения

Тема занятия

Количество
часов
1

Введение в курс «Путешествие по родному краю»
Знакомство с курсом программы «Путешествие по
родному краю»
1
Моя школа
Из истории школы
Экскурсия по территории школы
1
Моя семья
Я и моё имя

1

5

Проект «Мое имя»

1

6

Родословная семьи

1

7

Генеалогическое древо семьи

1

8–9

Мой дом город Екатеринбург
Обзорная экскурсия по городу
История города. Достопримечательности.

2

13

Герб и флаг г. Екатеринбурга

1

14 –

Советские годы

2

Наш край в годы войны

3

Чем гордится наш город

3

22

Название моей улицы.

1

23

Безопасный и короткий путь домой

1

24-

Природа и география Уральского края
Климат и природа Урала

2

26

Реки, моря, озёра Урала

1

27 -

Проект «Водные источники нашего города»

3

30

Животные Урала

1

31 –

Проект «Животные Урала»

3

Подведение итогов

1

10 –

3

12

15
16 –
18
19 –
21

25

29

33
34

Календарно-тематическое планирование 2 год обучения
№п/п
1

2
3–5
6
7–9

Дата
проведения

Тема занятия
Введение в курс «Путешествие по родному краю»
Знакомство с курсом программы «Путешествие по
родному краю»
Культура Урала
Литература
Проект «Даровано нам»
Живопись
Проект «Невероятные краски Урала»

Количество
часов
1

1
3
1
3

10
11 13
14
15 17
18
19 21
22 23

Музыка и театр
Проект «Зрители и поклонники»

3

Музеи
Проект «Музей, в котором оживает история»

1
3

Памятники
Проект «Культурное наследие Екатеринбурга»

1
3

Исторический проект
Теоретические основы исторического исследования

2

24 31
32 34

Практическое исследование

8

Защита проекта

3

Необходимые условия реализации программы «Путешествие по родному краю».
Материально-техническое обеспечение:
1. Наличие специального кабинета.
2. Ноутбук, проектор, экран, колонки.
3. Записи аудио, видео, презентации.
Список используемой литературы
Дьячкова, М.А. Времён связующая нить: учебное пособие для основной школы/М.А.
Дьячкова. - Екатеринбург: Форум книга, 2008
Камкин, А.В. Истоки: учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учебных
заведений/ Камкин А.В. – М.: Истоки, 2003
Субачёв, В.В. Истоки творчества: учебное пособие для основной школы/В.В. Субачёв. –
Екатеринбург: Форум книга, 2007
Субачёв, В.В. Истоки ремесла: учебное пособие для основной школы/ В.В.Субачёв. –
Екатеринбург: Форум книга, 2007
Нездолий, Т.П. Путешествуем по Свердловской области. Природа среднего Урала/Т.П.
Нездолий. – Екатеринбург: Форум-книга, 2007
Беркутенко, А.Н. Травянистые дикорастущие растения Среднего Урала: Справочник определитель,/ А.Н. Беркутенко, А.Ф. Сёмин. – Екатеринбург: Сократ,2008
Рябцев, В.К. Птицы Среднего Урала: Справочник-определитель/ В.К.Рябцев.Екатеринбург: Сократ,2008
Млекопитающие Среднего Урала: Справочник – определитель/В.Н.Большаков. Екатеринбург: Сократ, 2006
Мамаев, С.А. Деревья и кустарники среднего Урала. Справочник –определитель/С.А.
Мамаев. – Екатеринбург: Сократ, 2006
Богданов, В.Д. Рыбы среднего Урала. Справочник – определитель/В.Д.Богданов. –
Екатеринбург: Сократ, 2006
Вершинин, В.Л. Амфибии и рептилии Среднего Урала. Справочник –определитель/В.Л.
Вершинин. – Екатеринбург: Сократ, 2007
Васфилова, Е.С. Лекарственные растения Среднего Урала. Справочник –определитель/
Е.С.Васфилова. – Екатеринбург: Сократ, 2008
Бажов П.П. Уральские сказы. – М.: Правда, 1988

Литература Урала: хрестоматия.- Екатеринбург: У-Фактория, 2006
Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в19-20 в веках. – Екатеринбург:Сократ, 2003
Интернет-источники:
Статьи о городе Екатеинбурге http://www.1723.ru/read/books.htm
Екатеринбург

от А до Я.

Авторский

путеводитель

по городу

и его окрестностям

https://www.litres.ru/book/nataliya-repkina/ekaterinburg-ot-a-do-ya-avtorskiy-putevoditel-pogorodu-i-65087141/chitat-onlayn/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».