Растениеводство

Пояснительная записка
Данная программа рассчитана на освоение обучающимися основной
образовательной программы ГБОУ СО «ЕШИ №10№» в рамках внеурочной
деятельности в соответствии ФГОС. Возраст учащихся, участвующих в
реализации данной программы 10-17 лет. Программа предусматривает
двухлетнее обучение, а в последующие годы обучающиеся проходят
самостоятельную практическую работу под руководством преподавателя.
Воспитанники предлагают и осуществляют проектную деятельность, активно
участвуют в конкурсах. Программа рассчитана на обучение на базе школьного
зимнего сада, имеющего все необходимое от большого ассортимента растений
до садового инструмента и спецодежды.
Цель программы: углубить знания обучающихся о мире растений и дать
практические навыки ухода за ними; расширить возможности в
профессиональном самоопределении после окончания школы.
возможностью самостоятельно посадить и вырастить любые растения,
даже экзотические, показать учащимся возможность сделать увлечение
миром растений своей профессией.
Задачи:
- знакомство учащихся с систематическим разнообразием,
распространением, морфологическими особенностями и декоративными
свойствами растений открытого и закрытого грунта;
- обучение основам агротехники;
- развитие творческих способностей обучающихся, навыков
экспериментальной и исследовательской работы;
- способствовать увлечению обучающихся миром растений и возможности
сделать увлечение миром растений своей профессией.
Программа способствует применению на практике знаний, полученных на
уроках природоведения, географии, биологии.
Данная программа разработана на основе следующих нормативноправовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об
образовании в Российской Федерации".

- Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся.
- Национальный проект «Образование» 01.01.2019 - 31.12.2024:
«Современная школа», «Успех каждого ребёнка».
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, 2009 г.
- Программа воспитания обучающихся ГБОУ СО «ЕШИ №10.
- АООП НОО ОВЗ ГБОУ СО «ЕШИ №10», АООП ООО ГБОУ «СО
ЕШИ №10», АООП ООО УО, «СО ЕШИ №10».
- Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ Департамента государственной политик в
сфере воспитания детей и молодёжи от 18 августа 2017 года N 09-1672
- Положение о рабочей программе внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Наука цветоводства» основывается
на принципах:
Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на
определённый идеал, который является собой высшей целью стремлений,
деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития
личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое,
содержательно,) единство уклада школьной жизни, обеспечивает
возможность согласования деятельности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание
духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника. Их
отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих,
корпоративных) происходит на основе национального воспитательного
идеала, который в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру –
ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это возможная модель
выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и самим собой, образец
ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного
процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено
примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания
позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к
внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить
возможность выбора при построении собственной системы ценностных
отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования

идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к
вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным
содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для
духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация –
устойчивое отожествление себя со значимым другим, стремление быть
похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное
восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии,
способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на
эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений,
живых неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той
ситуации, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы
являются действительными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных
отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со
сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другим
значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном
процессе делает возможным его организацию на диалогической основе.
Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника
свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он
полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного
воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но
предусматривает
его
организацию
средствами
равноправного
межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы
ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения
ребёнка со значимым другим. Содержанием этого педагогически
организованного общения должно быть совместное освоение базовых
национальных ценностей.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях
процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный,
многомерно-деятельностный характер. Школьник включён в различные виды
социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании
которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и
мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что
деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и
воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по
возможности согласована. Механизмы реализации этой идеи в Концепции
определены как национальный воспитательный идеал и система базовых

национальных ценностей, разделяемых всеми субъектами развития и
воспитания обучающихся.
Принцип
системно-деятельностной
организации
воспитания.
Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся
и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию
учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной
деятельности школьников.
Интеграция содержания различных видов
деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного
развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных
ценностей. Каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную
задачу. Понимание – этот ответ на вопрос. Оно достигается через
вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного
смысла.
Планируемыми результатами освоения программы выступают
личностные и метапредметные результаты.
Личностные результаты включают: готовность и способность
обучающихся к вхождению в социум, овладение коммуникативными
умениями основных норм межличностного взаимоотношения, мотивацию к
познанию, уважительное отношение к природе и её сохранению, развитие
компенсаторных умений и навыков и установку на здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты предполагают:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи любого
вида деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
- сформированность умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
- развитие умения работать в материальной и информационной среде.

Календарно-тематическое планирование
Программа рассчитана на 2 ч. в неделю 68 ч. в учебном году.
Календарно-тематическое планирование 1 года
Неделя
Темы занятий
Количество часов
Формы
занятий
теория
Практика
I четверть
I
Введение.
История
2
лекция
использования
человеком
декоративных растений.
II
Многообразие представителей
2
экскурсия
царства растений..
III
Сбор
семян
однолетних
2
Практическ
цветочно-декоративных культур.
ие работы на
пришкольном
участке
IV,
Осенние работы на участке.
6
Работы на
V,VI
участке
VII,
Заповедники и национальные
4
Лекции
с
VIII
парки России.
видеоматериа
лами
II четверть
I, II,
Работы
с
природным
6
Самостояте
III
материалом
льные работы
с природным
материалом
IV
Значение комнатных растений
2
лекции
в жизни современного человека.
V, VI
Уход
за
комнатными
4
Практическ
растениями.
ие работы в
теплице
VII
Легенды о цветах. Новогодние
2
Беседа
и
композиции.
практическая
работа
над
новогодней
поделкой
III четверть
I, II,
Работы
с
природным
10
Самостояте
III, IV, V материалом
льные работы

VI,
VII,
VIII,
IX, X
I, II
III, IV

V

VI

VII,
VIII
IX

Уход
за
растениями.
микрозелени.

комнатными
Выращивание

IV четверть
Проектная деятельность.
Весенняя
подготовка
рассадному периоду

к

Самостояте
льные работы
в теплице

4

Самостояте
льная работа
Практическ
ая работа в
теплице
Практическ
ая работа в
теплице
Лекции
с
иллюстрация
ми из книг

4

Пикировка рассады

Виды цветочного оформления
клумб. Планировка клумб на
школьном участке.

10

2

2

Уход за рассадой

4

Посадка рассады в вазоны

2

Практическ
ая работа в
теплице
Работа
с
уличными
вазонами
школы

Содержание программы 1 года
Тема 1. Введение. История использования человеком декоративных
растений (2ч).
Ознакомление с планом работы, с видами общественно полезного труда по
озеленению, с проводимыми мероприятиями. Правила безопасности труда и
гигиены при работе с горшечными растениями и сельскохозяйственным
инструментом.
Лекция о создании декоративного цветоводства на Руси с давних
времен. Цветоводство как лекарственные огороды, первые сорта цветов для
оформления усадеб дворян. Первые парки, разбитые Петром 1. Видеолекция
о самых знаменитых парках мира и праздниках цветов в разных уголках
нашей земли.

Тема 2. Многообразие представителей царства растений. (2ч).
Экскурсия в ботанический сад г. Екатеринбурга или дендропарк.
Тема 3Сбор семян однолетних цветочно-декоративных культур.
(2ч).
Работы на пришкольном участке. Сбор, сортировка и сушка семян с
декоративных одно- и двулетних растений.
Тема 4. Осенние работы на участке. (6ч.).
План работы. Инструменты и техника безопасности при работе на
участке. Уборка растительных остатков из вазонов и клумб. Выкапывание
клубней многолетних георгинов и укладка их на просушку по зимнему саду.
Посадка луковиц тюльпанов, подзимний посев семян календулы. Уборка
растительных остатков с клумб.
Тема 5. Заповедники и национальные парки России.(4ч.)
Слайды и видео, сопровождаемое лекцией.
Тема 6. Работы с природным материалом(6ч.).
Самостоятельные работы.
Тема7.Значение комнатных растений в жизни современного
человека(2ч.).
Беседа о способности растений очищать воздух в помещении. Растения,
как релакс в зимнее время. Аромо и цветотерапия.
Тема 8. Уход за комнатными растениями(4ч.).
Практические работы в зимнем саду. Знакомство с условиями,
необходимыми для роста и развития растений. Очистка растений от сухих
листьев, мытье листовых поверхностей.
Тема 9. Легенды о цветах. Новогодние композиции(2ч.).
Лекция. Новогодние поделки из природного материала.
Тема 10. Работы с природным материалом(10ч.).
Поделки из природного материала на выставку.
Тема11.
Уход
за
комнатными
растениями.
Выращивание
микрозелени(10ч.).
Способы размножения комнатных растений на фиалках.Черенкование
лимонов.
Тема12.Проектная деятельность(4ч.).
Что такое проект, выбор темы, актуальность. Учимся ставить цель,
достигать результатов, анализировать результаты.
Тема 13. Весенняя подготовка к рассадному периоду(4ч.).
Виды почв.Подготовка семян к посеву. Глубина посева семян в
зависимости от размера.
Тема 14. Пикировка рассады(2ч.).

Практические работы с рассадой.
Тема 15. Виды цветочного оформления клумб. Планировка клумб на
школьном участке(2ч.)
Слайды и фотографии. Классическое расположение растений и
современные тенденции. Безуходный сад.
Тема 16. Уход за рассадой
Способы полива рассады, прищипывание и черенкование.
Тема 17. Высадка рассады в вазоны. Работы со школьными
вазонами(2ч).
Практические работы по подбору ассортимента и цветовой гамме рассады
в вазонах.
Внеурочные занятия по цветоводству проходят по 1 часу в неделю. Всего
за учебный год 68 часа.
Календарно-тематическое планирование 2 года
Количество часов
Неделя
Темы занятий
теория
Практика
I четверть
I
Введение.
История
2
использования
человеком
декоративных растений.
II
Многообразие представителей
2
царства растений..
III
Сбор
семян
однолетних
2
цветочно-декоративных культур.

IV

V, VI,
VII, VIII

I, II, III

Осенние работы на участке.

Основы общего цветоводства.

Цветоводство

II четверть
закрытого

2

6

2

4

2

Формы
работы
Лекция

экскур
сия
Практи
ка
на
пришколь
ном
участке
Работы
на
участке
Лекции
и
практика
на
участке
Лекции

грунта. Ассортимент цветочных
культур,
их
агротехника,
интродукция.
IV
Значение комнатных растений
в жизни современного человека.
V, VI
Уход
за
комнатными
растениями.
VII
Легенды о цветах. Новогодние
композиции.
III четверть
I,
II,
Ассортимент
комнатных
III, IV, V растений.

VI,
VII, VIII,
IX, X

I, II

III, IV

V

VI

Цветоводство
открытого
грунта. Ассортимент цветочных
культур для Уральского региона,
их агротехника, интродукция и
акклиматизация.
IV четверть
Проектная деятельность.

Весенняя
подготовка
рассадному периоду

2
4
1

1

6

4

6

4

4

к

4

Пикировка рассады

Виды цветочного оформления
клумб. Планировка клумб на
школьном участке.

и
практика
в теплице
лекции

2

2

Работы
в теплице
Лекция
и поделка
Лекции
и
самостоя
тельные
работы в
теплице
Видеол
екции и
практиче
ские
работы
Самост
оятельны
е
проектны
е работы
Самост
оятельны
е работы
в теплице
Практи
ка
в
теплице
лекции

VII,
VIII
IX

Уход за рассадой

4

Посадка рассады в вазоны

2

Практи
ка
в
теплице
Работы
на улице
вокруг
школы

Содержание программы 2 года
Тема 1. Введение. История использования человеком декоративных
растений. (2ч).
Лекция о создании декоративного цветоводства на Руси с давних
времен. Цветоводство как лекарственные огороды, первые сорта цветов для
оформления усадеб дворян. Первые парки, разбитые Петром 1. Видеолекция
о самых знаменитых парках мира и праздниках цветов в разных уголках
нашей земли.
Тема 2. Многообразие представителей царства растений. (2ч).
Экскурсия в ботанический сад г. Екатеринбурга или дендропарк.
Тема 3. Сбор семян однолетних цветочно-декоративных культур.
(2ч).
Работы на пришкольном участке. Сбор, сортировка и сушка семян с
декоративных одно- и двулетних растений.
Тема 4. Осенние работы на участке. (2ч.).
План работы. Инструменты и техника безопасности при работе на
участке. Уборка растительных остатков из вазонов и клумб.
Выкапывание клубней многолетних георгинов и укладка их на просушку.
Тема 5. Основы общего цветоводства. (6ч. теории и 2ч. практики).
Подробное изучение растений – деление на одно-, двулетние и
многолетние. Деление растений на семейства, какие семейства представлены
в зимнем саду. Приемы по уходу за растениями на практике.
Тема 6. Ассортимент декоративных растений закрытого грунта,
уход, интродукция. (4ч. теории и 2 ч. практики).
Типы теплиц. Агрохозяйства и питомники, которые занимаются
декоративными растениями. Их отличие по назначению от ботанических
садов и дендропарков. Размножение декоративных растений. Черенкование и
прививка на примере лимона.
Тема 7. Значение комнатных растений в жизни современного
человека. (2ч.).
Изучение и раскрытие данной темы в виде диалога. Зимний сад – как
метод релаксации в быстром ритме жизни современного человека.
Аромотерапия и цветотерапия.
Тема 8. Уход за комнатными растениями. (4ч.)
Обучение приемам ухода за растениями в зимнем саду (очистка
гераней от сухих листьев, методы мытья листьев и стеблей, опрыскивание
теплой водой и т.д.).

Тема 9. Легенды о цветах и новогодние композиции. (1ч. теории и
1ч. практики).
Лекция о легендах и новогодние поделки с использованием природного
материала.
Тема 10. Ассортимент комнатных растений. (6ч. теории и 4ч.
практики).
Подробное изучение растений в зимнем саду (папоротники,
неприхотливые растения, экзоты, суккуленты). Пробуем вырастить
экзотические растения из семечек на примере авокадо и киви.
Тема 11. Цветоводство открытого грунта. Ассортимент растений
для Уральского региона, их агротехника, интродукция и акклиматизация.
(6ч. теории и 4ч. практики).
Изучение ассортимента растений на примере школьного участка.
Особенности выращивания растений на Урале, необходимость укрытия на
зимний период прихотливых культур (на примере гортензий и роз).
Самостоятельное черенкование миниатюрных роз.
Тема 12. Проектная деятельность. (4ч.).
Разработка плана проекта, обоснование необходимости, подбор
нужных материалов и инструментов, каких результатов ожидаем и
подведение итогов.

Тема 13. Весенняя подготовка в рассадный период. (4ч.).
Виды субстратов для посева рассады цветов. Подготовка торфа к
посеву (просеивание через сито). Подготовка семян к посеву (сортировка,
стратификация и т.д.). Посев семян на рассаду.
Тема 14. Пикировка рассады. (2ч.).
Практические работы с рассадой в зимнем саду, правила пикировки,
необходимый инструмент (пикировочные палочки).
Тема 15 Виды цветочного оформления клумб. Планирование
высадки цветочной рассады в школьные вазоны и клумбы. (2ч.).
Видеоролики из парков и городских садов. Виды клумб по форме,
ярусности, цветовой гамме, сочетание одно-, дву- и многолетних цветов.
Использование злаковых, овощных и пряных растений в сочетании с
декоративными цветами. Создание своего плана для клумбы на базе
увиденного материала.
Тема 16. Уход за рассадой в зимнем саду. (4ч.).

Освоение практических навыков полива рассады, прищипывание и
укоренение черенков некоторых цветочных культур, прополка.
Тема 17. Высадка рассады в вазоны вокруг школы. (2ч.).
Инструменты и техника безопасности при работе с инструментами и
землей.
Внеурочные занятия проходят 2 раза в неделю. Всего 68 часов за
учебный год.
В ходе реализации программы используются следующие виды
организации занятий:
ОСНОВНЫЕ
ВИДЫ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМЫ
Познавательное
Познавательная
- экскурсии
Трудовая
- научные
(производственная)
исследования
деятельность
- общественно
Проектная
полезные практики
деятельность
Формы проведения занятий:
- Беседы,
- экскурсии,
- уроки-путешествия,
- творческие проекты.
Применяются также различные формы работы (по характеру отношений):
групповые, индивидуальные.
В период пандемии внеурочные занятия видоизменяются. Для
обучающихся, которые находятся на дистанционном обучении,
предлагаются, по возможности, освоение программы по цветоводству
онлайн. Предлагаются видеоуроки по созданию аппликационнофантазийные работы по темам- времена года, рождество, новый год. Для
данных работ обучающиеся должны использовать природные
материалы, такие как зерна кофе, крупы, макаронные изделия, шишки
и другой материал, собранный в летние каникулы ( это было задание на
летние каникулы). Обучающиеся получают лекции по программе
растениеводства, содержащие теоретические знания по основам общего
цветоводства. Учащиеся, обучающиеся в школе, чаще занимаются на
улице, либо в своем классе. Используемые педагогические технологии
 технология развивающего обучения

 технология активизации творческой деятельности
Методы реализации программы:
 словесные (рассказ, беседа, лекция); наглядные (иллюстрации зрительные, слуховые, демонстрации);
 практические (упражнение, опыт);
 самостоятельной работы учащихся (проектная деятельность);
В процессе обучения используются следующие средства:
- действенно-практические (садовый инвентарь, посадочный материал,
наличие более 200 видов лиственно-декоративных растений в теплицах,
сухоцветы и живые цветы, выращенные в оранжерее и на пришкольном
участке).
Мониторинг образовательных результатов и творческих достижений
обучающихся осуществляется в следующих формах: коллективные занятия,
представление творческих проектов.
Прослеживание индивидуально-личностного развития обучающихся
осуществляется в процессе анализа наблюдений и результатов творческих
работ.

Список литературы
1.Юскевич Н.Н., Висящева Л.В., Краснова Т.Н. Промышленное
цветоводство России.- М., Росагропромиздат, 1990.
2.Серия «Эрудит». Мир растений. - М.: ООО «ТД « Издательство Мир
книги», 2006.
3.Шишкин О.К. Цветы уральского сада.- Свердловск, 1988.
4.Полянский И.И. Ботанические экскурсии. - М «Просвещение», 1968.
5.Д-р Д.Г. Хессайон Все о комнатных растениях. – М Кладезь – Букс,
2007.
6.Д-р Д.Г. Хессайон Все о газоне. - М Кладезь-Букс, 2005
7.Д-р Д.Г. Хессайон Все об альпинарии и водоеме. – М Кладезь Букс,
2005.
8.Маккалистер Рой Все о растениях в легендах и мифах. – М Оникс ,2007.
9.Клеванская Т.М. Цветы в интерьере. – М.: Агропромиздат,1990.
10. Никелл Л. Дж. Регуляторы роста растений. – М Колос 1984.
11. Таршис Л.И. Ландшафтное искусство и фитодизайн.- Екатеринбург:
Дом учителя, 1996.

Сведения об авторе
ФИО: Кузнецова Татьяна Евгеньевна
Место работы: ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №10»
Должность: Руководитель структурного подразделения
Образование: высшее
Телефон: +7 900 214 2673


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».