План работы библиотеки
школы-интерната № 10 на 2025 – 2026 год
Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного
учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения
права участников образовательного процесса на бесплатное пользование
библиотечно-информационными ресурсами.
Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов
субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа
управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением
о библиотеке.
Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма,
общедоступности,
приоритета
общечеловеческих
ценностей,
гражданственности, свободного развития личности.
Основные направления работы
Образовательная деятельность:
Обеспечение учебного процесса книгами адаптированного формата (книги
для детей с нарушением зрения, брайлевские издания, аудиокниги).
Организация занятий и консультаций по работе с учебниками и справочной
литературой, методическими пособиями.
Поддержка
проектной
деятельности
школьников
посредством
предоставления необходимых материалов и литературы.
Воспитательная работа:
Проведение мероприятий, направленных на формирование интереса к
чтению среди детей с нарушением зрения («Литературные вечера»,
конкурсы чтецов, тематические встречи с писателями).
Развитие эмоциональной сферы через литературные игры, чтение вслух и
обсуждение прочитанного материала.
Формирование культурных традиций путем организации экскурсий и
посещения музеев, театров, специальных мероприятий совместно с
библиотекой.
Социальная адаптация и развитие коммуникативных навыков:
Участие в мероприятиях, способствующих интеграции слабовидящих детей
в общество (спортивные соревнования, фестивали искусств, мероприятия по
обмену опытом).
Создание условий для общения и взаимодействия со сверстниками и
взрослыми, включая организацию клубов по интересам.
Информационно-методическое обеспечение:
Регулярное обновление фонда специальной литературы, необходимой для
учебных целей.
Предоставление
возможности доступа к электронным ресурсам
специализированных образовательных платформ и сервисов.
Консультации педагогов и родителей по вопросам выбора подходящей
литературы и методической поддержки ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение:
Работа с педагогическим коллективом школы по повышению уровня
компетентности в области инклюзивного образования.
Подготовка рекомендаций родителям по созданию благоприятных условий
дома для развития ребенка.
Приоритетными задачами деятельности библиотеки становятся:
1. обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем
библиотечно-библиографического и информационного обслуживания
учащихся и педагогов;
2. Совершенствование
информационно-библиотечных
процессов:
обслуживание пользователей с ограниченными возможностями здоровья с
использованием специализированного технического, программного
оборудования, удаленное справочно-библиографическое обслуживание,
расширение
перечня
услуг,
предоставляемых
посредством
информационно-коммуникационных
технологий,
информирование
читателей с применением мобильной связи, электронной почты,
мессенджеров.
3. Сохранение и укрепление традиционных российских духовнонравственных ценностей, гражданско-патриотическое воспитание и
становление гражданской позиции населения. Реализация приоритетных
направлений в работе: памятные даты в истории России; основные
юбилейные даты 2025-2026 года.
4. Реализация творческих проектов, направленных на привлечение к чтению,
проведение и участие в межведомственных проектах, программах, акциях.
5. Укрепление связей с социальными службами города, общественными
организациями, молодежными и волонтерскими организациями и
движениями, образовательными учреждениями путем заключения
соглашений о совместной деятельности.
6. Поддержка общешкольных мероприятий:
- предметные недели;
- день знаний;
- день учителя;
- Новый год;
- 23 февраля;
- 8 марта;
- день Победы;
- общешкольные акции.
7. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализацииобучающегося, развития его творческого потенциала;
8. Организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное
самосознание, содействующее эмоциональному развитию школьников;
9. Оказание помощи учащимся в освоении образовательных программ;
10. Удовлетворение информационных запросов учителей, учащихся, родителей;
11. Развитие познавательных интересов учащихся в разных отраслях знаний;
12. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного
пользователя, информационной культуры и культуры чтения;
13. Совершенствование традиционных и освоение новых технологий.
№ п/п
Содержание работы
Срок
исполнения
I.ФОРМИРОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА
1.
Комплектование фонда учебной литературы:
-формирование общешкольного заказа на учебники и
учебные пособия совместно с заместителем по УВР и
В течение года
руководителями ШМО;
-прием и обработка поступивших учебников;
-диагностика уровня обеспеченности учащихся
учебниками;
- прием и выдача учебников учащимся;
-учет новых поступлений, пополнение и редактирование
учетной картотеки «Учебники и учебные пособия»;
-составление электронной базы данных «учебники».
2.
Комплектование фонда художественной литературы:
-прием литературы, учет и обработка (по мере
В течение года
поступления);
-прием литературы, полученной в дар, учет и обработка;
-изъятие и списание ветхой и морально устаревшей
литературы.
3.
Создание электронного каталога поступающей
По мере
литературы.
поступления
4.
Организация открытого доступа; расстановка изданий в
В течение года
фонде.
5.
Контроль за своевременным возвратом в библиотеку Один раз в
выданных изданий
месяц
6.
Обеспечение сохранности фонда:
Проверка учебного фонда;
В течение года
-мелкий ремонт;
-санитарный день.
II. ВЕДЕНИЕ СБА.
1.
Пополнение и редактирование каталогов.
В течение года
2.
Пополнение и редактирование картотек:
3.
1.
-картотека учебников.
Формирование информационно-библиографической
культуры:
-экскурсии, знакомство со школьной и городской
библиотеками;
-ведение библиотечно-библиографических уроков по
графику:
история создания книги;
структура книги;
периодические издания для детей;
«Хранители слов» - словари;
справочно-библиографический аппарат библиотеки;
методы самостоятельной работы с книгой.
III. РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ.
Массовая работа:
-выставка «Великая Победа»;
-выставка «Библиотека отечественной классики»;
-выставка «Родной Урал»;
-выполнение рабочих программ по внеурочной
деятельности «В гостях у книги»; «В гостях у сказки»;
-беседы ко всем знаменательным датам писателей;
-подбор стихов и сценариев к знаменательным датам;
-посвящение в читатели.
В течение года
В течение года
В течение года
IV. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Беседы с родителями 1 классов о сохранности учебников;
- консультационно-информационная работа;
В течение года
-рекомендательные беседы при выдаче книг
V. РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Консультационно-информационная
работа
с
методическими объединениями учителей-предметников
по формированию общешкольного заказа на учебники;
- Работа по индивидуальным запросам и групповым В течение года
требованиям учителей.
- Оказание методической помощи к уроку: поиск
литературы и периодических изданий по заданной
тематике.
VI. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Работа по самообразованию:
-освоение информации из профессиональных изданий;
-использование опыта лучших школьных библиотекарей;
-посещение семинаров, участие в конкурсах, открытых В течение года
мероприятиях, индивидуальные консультации;
-совершенствование традиционных и освоение новых
библиотечных технологий.