Семьеведение

Пояснительная записка
Общая характеристика курса
Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее – программа)
для 9 – 12 классов составлена на основе положений и требований:
– Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования;
- Федерального г7осударственного образовательного стандарта основного среднего
образования;
– федеральной рабочей программы воспитания. При разработке программы
использовались следующие нормативные документы:
– Конституция Российской Федерации;
– Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей»;
– Семейный кодекс Российской Федерации.
Актуальность курса
Актуальность курса внеурочной деятельности «Семьеведение» в современных
условиях обусловлена необходимостью разработки специальных программ обучения и
воспитания, способствующих формированию у представителей молодого поколения
приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям, включая
ценности крепкой семьи, укрепляющих гражданское единство российского общества,
направленных на решение демографических проблем в Российской Федерации. Семья –
основа любого государства. Ведущими функциями семьи являются рождение и
воспитание детей, передача духовно-нравственного, социального и культурного опыта
новому поколению.
Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе
посредством образования. Образование становится средством, обеспечивающим
сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано
решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного
воспитания и передачи молодому поколению знаний о психологических, культурных и
нравственных нормах семейной жизни. Важность обращения школы к семейной
проблематике обусловлена, прежде всего, тем, что семья является одним из важнейших
социальных институтов, формирующих в человеке основы его гражданской
идентичности.
Вместе с тем ценность семьи в сознании молодых людей зачастую девальвируется
под воздействием негативного влияния элементов деструктивной идеологии. В этой связи
формирование в сознании обучающихся ценности крепкой семьи, брака, многодетности
является одной из основных задач системы общего образования в Российской Федерации.
Создание программы курса «Семьеведение» для обучающихся 10 - 12 классов
продиктовано важностью целенаправленной просветительской и воспитательной
деятельности, которая предполагает:
– осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценности в жизни
современного человека;

– приобщение к системе традиционных духовно-нравственных ценностей;
– формирование у обучающихся культуры семейных отношений, уважения к
старшим поколениям;
– приобретение обучающимися опыта выстраивания моделей поведения и
межличностных отношений в семье, соответствующих принятым в российском обществе
традиционным духовно-нравственным ценностям.
Программа
предусматривает
организацию
разнообразной
деятельности
обучающихся с целью применения получаемых знаний для анализа жизненных ситуаций
и решения проблем, возникающих в сфере семейных отношений. Приоритетное внимание
в программе придается современным научно-педагогическим подходам, которые
обеспечивают открытый диалог с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Новизна предлагаемого курса внеурочной деятельности заключается в том, что его
содержание предполагает:
– освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных отношений,
которые пригодятся им в жизни, станут важным компонентом, влияющим на их
дальнейшую жизненную траекторию;
– рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения современных
научных позиций, но и с точки зрения ее ценностно-смыслового и эмоционального
восприятия обучающимися, а также их индивидуального жизненного опыта;
– развитие практических навыков и познавательных интересов обучающихся,
связанных с их ценностными установками на создание крепкой многодетной семьи и
моделями поведения в сфере реальных семейных отношений.
Цель и задачи курса
Целью курса является введение молодых людей в традиционную для нашего
Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностносмысловых установок: брачности, многодетности, целомудрия.
Изучение курса направлено на формирование:
– четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы
обучающиеся связывали свое будущее именно с семейным образом жизни;
– понимания обучающимися 10–12 классов особой значимости института семьи
для самосохранения и развития общества, сохранения исторической памяти и
преемственности поколений;
– ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему
поколению, к российским традиционным духовно-нравственным ценностям в том числе
крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и женщины, рождению и воспитанию
детей.
В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено:
– ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы,
ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии семейных
терминов;
– формирование у молодых людей основных представлений о семейной жизни с
позиции психологии, культурологии и этики;
– осознание обучающимися системы российских семейных ценностей и принятие
их для построения собственной семьи в будущем;

– содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных вопросов,
связанных с семейными отношениями;
– обеспечение осознания обучающимися своей гражданской и социальной
идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода и семьи;
– содействие направленности обучающихся на создание крепкой, счастливой
семьи, снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию;
– ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем;
– обучение основам психологической и духовно-нравственной безопасности в
сфере семейных отношений.
Место курса в образовательном процессе
Программа «Семьеведение» рассчитана на реализацию в течение 34 учебных часов
в рамках внеурочной деятельности для 10 – 12 классов.
Содержание и виды деятельности обучающихся конкретизированы с учетом
возрастных особенностей и запросов обучающихся.
Программа предусматривает выделение проблем, которые могут стать как
предметом дискуссии, так и основой для проектной деятельности обучающихся.
Содержательные элементы программы позволяют организовать на их основе
практическую и поисково-исследовательскую деятельность, результаты которой могут
быть использованы при реализации обучающимися индивидуальных проектов.
Особенность программы внеурочной деятельности состоит в том, что в ней в
краткой обобщенной форме представлены все основные аспекты семейной проблематики
(исторические,
социокультурные,
правовые,
экономические,
психологические,
нравственные), позволяющие обучающимся ознакомиться с основами семьеведения.
Планируемые
«Семьеведение»

результаты

освоения

курса

внеурочной

деятельности

Реализация программы курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
направлена на обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и
предметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
1) гражданское воспитание:
– готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи;
– понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
– обретение положительного образа семьи, родительства (отцовства и материнства),
освоение традиционных семейных ценностей России;
– готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской семье, классе,
школьном коллективе;
– понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
2) патриотическое воспитание:

– осознание российской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России, ценностное отношение к достижениям своей
Родины
‒ России, семейных традиций народов России;
3) духовно-нравственное воспитание:
– ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора в
семейных отношениях, готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции традиционных духовно-нравственных ценностей, а
также правовых норм;
– способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к созданию
крепкой, гармоничной семьи;
4) эстетическое воспитание:
– восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание
ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества;
5) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
– осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни;
– соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения в интернет-среде;
6) трудовое воспитание:
– установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать
и самостоятельно выполнять такого рода деятельность, уважение к труду и результатам
трудовой деятельности;
7) ценности научного познания:
– овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира с учетом
семейных традиций народов России;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
– освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью;
– умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия,
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:
– выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
– выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
– делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии.
Базовые исследовательские действия:
– проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
– оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
– самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, исследования;
– прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
– применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
– выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
– самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
– эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
– выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
– распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
– знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
– понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
– в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
– сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
– публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
– самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:
– выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
– ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решений в группе);
– составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения);
– делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
– владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
– давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
– учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
– объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
– вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
– оценивать соответствие результата цели и условиям;
– ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
– регулировать способ выражения эмоций.
Совместная деятельность:
– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
– принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
– уметь обобщать мнения нескольких людей;
– планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
– выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
– оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
– сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Предметные результаты:
– освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого члена семьи,
важности семьи как базового социального института; социокультурной сущности семьи и
ее роли в современном обществе; содержании и значении социальных норм,
регулирующих семейные отношения, включая правовые нормы;

– осознание значимости крепкой семьи, брака как ценности в современном обществе;
умение характеризовать семейные отношения как традиционную российскую духовнонравственную ценность; осознание значимости семейных традиций в истории народов
России;
– формирование понимания роли семьи в освоении норм морали и нравственности,
гуманизма,
милосердия,
справедливости,
взаимопомощи,
коллективизма,
преемственности истории нашей Родины;
– умение характеризовать особенности семейных отношений с использованием
источников разных типов (текстами, иллюстрациями, аудио и видеоматериалами);
– умение использовать полученные знания: для устного и письменного описания
традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций своей семьи, для
написания ее родословной;
– умение использовать цифровые технологии для создания родословной, поиска и
моделирования дома, создания финансового плана семьи и др.;
– умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого члена семьи;
– умение выстраивать бесконфликтное общение с родственниками, в том числе со
старшими членами семьи;
– умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье, общения с родителями, с
бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними родственниками;
– умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи;
– овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой
информации (СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в
Интернете;
– умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически
оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и
правовом регулировании поведения человека в семье, личным социальным опытом,
используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
– умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, включая вопросы,
связанные с личными и семейными финансами, в том числе при планировании семейного
бюджета.
Содержание курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
Раздел 1. «Человек, семья, общество…»
Как и для чего создается семья?
Семья в различные исторические эпохи – от древности до настоящего времени:
мотивы создания семьи и вступления в брак. Семья и духовно-нравственные ценности.
Выбор спутника жизни. Особенности брачно-семейных отношений. Изменение
ролей мужчины, женщины и детей в семье. Семья и брак в современном обществе.

Семья как ценность для ребенка Крепкая семья, основанная на любви, как
основа для формирования у ребенка чувства безопасности и ощущения счастья. Важность
для ребенка материальной и психологической поддержки со стороны родителей. Семья
как среда формирования личности ребенка, его духовно-нравственного становления,
интеллектуального роста, профессионального и социального самоопределения.
Семья как среда, ориентированная на создание уникальных условий для
саморазвития и личностной самореализации детей и родителей. Эмоциональное
взаимопонимание между родителями и детьми.
Семья и ее роль в обществе
Семья как первичная ячейка общества, ее важность в самосохранении и развитии
общества. Семья и ее основные функции. Репродуктивная функция семьи и ее значение в
решении
демографических
проблем
современной
России.
Расширенная
(многопоколенная) семья как исторический феномен. Социализирующая функция семьи и
важность повышения ее воспитательной роли в современном обществе.
Раздел 2. «Мои родственники – похожие и разные»
История семьи
Родословная моей семьи. Семейное (родовое) генеалогическое древо и правила его
реконструкции (описания).
Важность сохранения исторической памяти о поколениях рода (семьи). Способы
передачи информации о связи поколений и родственных отношениях: семейные архивы,
фотоальбомы, мемуары. Примерная модель поиска и обработки информации по истории
семьи (рода).
Предания и традиции моей семьи. Ценности семьи, передающиеся из поколения в
поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные традиции и их разнообразие:
семейный совет, воскресные обеды, семейные спектакли, семейные путешествия,
семейное чтение и т. п. Достойные примеры для подражания и сохранения семейных
традиций. Известные многодетные семьи.
Родители
Особая роль и ответственность родителей в современной семье. Роль мужчины в
семье. Отцовство. Роль женщины в семье. Материнство. Любовь, взаимное принятие и
поддержка как базовые ценности взаимоотношений супругов между собой, а также
родителей и детей. Образ семьи в художественных произведениях второй половины ХХ –
начала XXI века (мультипликация, кино, литература и др.).
Особенности выстраивания взаимоотношений между родителями и детьми в
зависимости от их возраста и изменений в социальном статусе. Уважительное
взаимодействие родителей и детей.
Братья и сестры
Конструктивное взаимодействие детей с братьями, сестрами. Общение с братьями
и сестрами в семье – необходимый опыт для создания в будущем собственной семьи.
Отношения братьев и сестер в художественных произведениях (мультипликация, кино,
литература).

Проблема психологического неприятия и конкуренции между разновозрастными и
сводными детьми в семье и пути ее преодоления.
Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками?
Бабушки и дедушки в семье. Доверительное, эмоционально теплое общение внуков
с бабушками и дедушками.
Уважительное отношение к старшим членам семьи. Чувство благодарности
старшим. Почитание старших в семье. Забота о пожилых членах семьи, помощь по дому.
Межпоколенное общение как способ передачи и усвоения накопленного старшими
поколениями жизненного опыта и духовно-нравственных ценностей.
Мои близкие и дальние родственники
Многообразие родственных отношений. Важность поддержания добрых и
уважительных родственных отношений для сохранения межпоколенных связей и
семейных традиций.
Раздел 3. «О семейном уюте и не только…»
Что мы называем своим «домом»?
Место проживания семьи и важность его восприятия для супругов и детей как
своего «дома». Дом – это место защищенности, уюта и эмоциональной теплоты.
Особенности и способы обустройства семейного хозяйства в больших и малых городах, в
пригородах и сельской местности.
Ведение домашнего хозяйства
Основные составляющие домашнего (семейного) хозяйства. Хозяйственноэкономическая функция семьи. Типичные проблемы обустройства домашнего хозяйства у
семей с детьми и способы их решения. Плюсы и минусы совместного проживания
молодой семьи с детьми вместе со своими родителями или родственниками.
Семейный бюджет
Важность планирования и учета семейных доходов и расходов. Семейный бюджет
и финансовая «подушка безопасности». Равноправие мужа и жены в решении финансовых
вопросов, открытость семейных финансов как современные культурные нормы. Основные
статьи семейного бюджета. Возможности использования семьями услуг финансовых
организаций – вклады, кредиты, инвестиции.
Способы экономии семейного бюджета и статьи, на которых не следует экономить.
Карманные деньги детей. Основные приоритеты детских расходов и способы
рационального расходования детьми денежных средств. Детские накопления и цели их
использования.
Семейный быт
Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей и детей в
решении проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля оформления,
материалов, технических решений и другого для обустройства дома. Проект
обустройства дома – от идеи до воплощения.

Важность достижения договоренностей в распределении ролей между родителями
и детьми для поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции обустройства дома в
разных регионах России.
РАЗДЕЛ 4. «ВАЖНЕЙ ВСЕГО – ПОГОДА В ДОМЕ…»
Как создать благоприятную семейную атмосферу?
Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных отношений.
Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение, взаимное доверие и
открытость, взаимопомощь и поддержка как важные составляющие супружеских и
детско-родительских отношений. Важность благоприятного семейного психологического
климата для развития ребенка в семье и эмоционального состояния супругов.
Многодетность как важный компонент благоприятной семейной атмосферы.
На чем держится семья?
Нравственные основы взаимоотношений в семье: любовь, верность, взаимная
поддержка, честность. Мужественность и женственность. Умение слушать и слышать
друг друга, допущение разных взглядов членов семьи на одну и ту же бытовую ситуацию,
умения уступать и прощать недостатки друг другу, навыки оказания друг другу знаков
внимания как факторы, укрепляющие семью. Недопустимость эгоистического,
высокомерного, равнодушного и неуважительного отношения к членам своей семьи.
Как избегать конфликтов в семье?
Общение супругов друг с другом, а также родителей с детьми, старших детей с
младшими по поводу возникающих разногласий как важнейшее правило гармоничной
семейной жизни. Важность рефлексии каждым членом семьи своего поведения и манеры
общения. Варианты психологической рефлексии подростком своего поведения в семье и
отношения к родственникам.
Умения прощать и просить прощения как важные составляющие счастливой
семейной жизни. Компромиссы в отношениях между супругами, между родителями и
детьми. Пути выхода из возникшего конфликта.
Рост самостоятельности ребенка как норма для взрослеющей личности и
важность правильного отношения родителей к этой тенденции. Умение родителей
договариваться с детьми как основа гармоничных взаимоотношений. Важность уважения
родителями выбора ребенка. Конструктивная поддержка со стороны родителей в ситуации
поиска ребенком варианта решения жизненной проблемы.
Что помогает семье объединиться?
Совместная досуговая деятельность как важный фактор сплочения семьи.
Разнообразие форм совместных семейных дел (уборка и ремонт квартиры/дома; работа на
приусадебном участке и пр.), оказывающих позитивное и (или) негативное
воспитательное и эмоциональное влияние на детей.
Важность семейных праздников для эмоционально-психологического сближения
взрослых и детей. Игры как важный элемент семейного досуга. Распространенные виды
семейных игр, их плюсы и минусы. Проектирование семейного праздничного
мероприятия (день рождения, окончание учебного года, спортивные достижения детей и
др.).

Роль семейных прогулок, туристических походов и путешествий в сплочении
семьи и личностном развитии ее членов. Проектирование семейного выездного
мероприятия. Определение наиболее интересных маршрутов для семейных турпоходов и
путешествий (на примере своего региона).
Здоровый образ жизни в семье
Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни. Здоровый образ
жизни и его ключевые составляющие: здоровое питание, здоровый сон, гигиена,
физическая активность. Современный стиль питания, пищевые привычки взрослых и
детей (фастфуд, полуфабрикаты, еда на ходу, заказ готовой еды на дом и др.) и
связанные с ними проблемы физического и психического здоровья. Варианты домашнего
меню как примеры здорового питания.
Режим здорового сна для взрослых и детей. Личная гигиена и ее влияние на образ
жизни семьи. Способы преодоления вредных привычек в семье. Важность физической
активности для здоровья человека и способы ее поддержания в семье.
Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка, прогулки, подвижные игры и т. п.) и
технологии (фитнес-браслеты, интернет-приложения и др.), способствующие укреплению
здоровья взрослых и детей. Примеры участия членов семьи в оздоровительных
мероприятиях и акциях России и региона (ГТО, «Здоровье для всей семьи»).
РАЗДЕЛ 5. «СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ПРАВО»
Вступление в брак
Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Брачный возраст. Порядок и
условия заключения брака в современной России. Брачный договор.
Поддержка государством семей с детьми
Меры социальной поддержки семей с детьми. Социальные гарантии для семей.
Материнский капитал и ипотека для молодых семей. Меры государственной поддержки
многодетных семей в Российской Федерации. Звание «Мать-героиня».
Деятельность социальных служб (организаций) по поддержке семьи:
консультационная, материальная, юридическая, медицинская, психолого-педагогическая.
Семейные психологи и специалисты в сфере образования по работе с семьей.
Права и обязанности родителей и детей
Личные права и обязанности супругов, равенство супругов в семье.
Имущественные права и обязанности супругов, совместная собственность, движимое и
недвижимое имущество семьи, наследство и наследники, дарение и другие сделки с
семейным имуществом. Права и обязанности родителей в отношении родных детей и
детей, взятых под опеку.
Опекунство и усыновление (удочерение) как способы включения в семейные
отношения детей, оставшихся без родителей.
Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних детей на
владение,
пользование
и
распоряжение
имуществом,
финансовую
и
предпринимательскую деятельность. Обязанности совершеннолетних детей (с 18 лет) по
отношению к своим родителям и родственникам. Роль Уполномоченного при Президенте
Российской Федерации по правам ребенка.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п
Наименование разделов и тем
Количество
Программное содержание
курса внеурочной деятельности
часов
Раздел 1. «Человек, семья,
общество…»
1
Как и для чего создается семья?
1
Семья в различные исторические эпохи –
от древности до современности: мотивы
создания семьи и вступления в брак. Семья
и духовно-нравственные ценности. Выбор
спутника жизни. Особенности брачносемейных отношений. Изменение ролей
мужчины, женщины и детей в семье. Семья
и брак в современном обществе
2–3
Семья как ценность для ребенка
1
Крепкая семья, основанная на любви, как
основа для формирования у ребенка
чувства безопасности и ощущения счастья.
Важность для ребенка материальной и
психологической поддержки со стороны
родителей. Семья как среда формирования
личности
ребенка,
его
духовнонравственного
становления,
интеллектуального
роста,
профессионального
и
социального
самоопределения
1
Семья как среда, ориентированная на
создание
уникальных
условий
для
саморазвития
и
личностной
самореализации детей и родителей.
Эмоциональное взаимопонимание между
родителями и детьми, сочувствие и
принятие ребенка в семье.

Форма работы / характеристика
деятельности обучающихся

Беседа на основе презентации «Семья в
различные исторические эпохи».
Анализ репродукций картин известных
художников, посвященных семье в разные
исторические эпохи.
Создание плаката «Современная семья».
Дискуссия на тему «Выбор спутника
жизни»
Беседа и создание схемы «Значение семьи в
жизни человека».
Анализ
предложенных
ситуаций,
показывающих влияние семьи на жизнь
подростка

Сопоставление иллюстраций, отражающих
психологические отношения родителей и
подростка (взаимное доверие/недоверие;
рациональная
оценка/недооценка;
поддержка
и
сочувствие/равнодушие;
адекватные
требования/неадекватные
требования)
для
создания
правил

4

Семья и ее роль в обществе

5–7

Итого по разделу: 4
Раздел 2. «Мои родственники –
похожие и разные»
История семьи
1

1

1

1

Семья как первичная ячейка общества, ее
важность в самосохранении и развитии
общества. Семья и ее основные функции.
Репродуктивная функция семьи и ее
значение в решении демографических
проблем современной России. Расширенная
(многопоколенная) семья как исторический
феномен.
Социализирующая
функция
семьи
и
важность
повышения ее
воспитательной роли в современном
обществе.

Родословная моей семьи. Семейное
(родовое) генеалогическое древо и правила
его реконструкции (описания).
Важность сохранения исторической памяти
о поколениях рода (семьи). Способы
передачи информации о связи поколений и
родственных
отношениях:
семейные
архивы,
фотоальбомы,
мемуары.
Примерная модель поиска и обработки
информации по истории семьи (рода).
Предания

и

традиции

моей

выстраивания отношений между детьми и
родителями.
Начало
создания
коллективной
электронной энциклопедии «Семья – наша
ценность»
Беседа «Семья и ее основные функции».
Анализ примеров семей по страницам
художественной
литературы,
кинематографа

Составление родословных на основе
предложенных
учителем
и/или
обучающимися макетов.
Беседа на основе презентации «Способы
сохранения исторической памяти о семье».
Составление схемы «Как в моей семье
сохраняется память о поколениях».
Знакомство с электронными ресурсами,
позволяющими искать и обрабатывать
информацию об истории своей семьи, и
разработка алгоритма действий
семьи. Проектная деятельность «Предания и

8–9

Родители

1

1

10

Братья и сестры

1

Ценности
семьи,
передающиеся
из
поколения в поколение. Семейная память и
семейная гордость. Семейные традиции и
их
разнообразие:
семейный
совет,
воскресные обеды, семейные спектакли,
семейные путешествия, семейное чтение и
т. п. Достойные примеры для подражания и
сохранения семейных традиций. Известные
многодетные семьи.
Особая роль и ответственность родителей в
современной семье. Роль мужчины в семье.
Отцовство. Роль женщины в семье.
Материнство. Любовь, взаимное принятие
и поддержка как базовые ценности
взаимоотношений супругов между собой, а
также родителей и детей. Образ семьи в
художественных произведениях второй
половины ХХ – начала XXI века
(мультипликация, кино, литература и др.).
Особенности
выстраивания
взаимоотношений между родителями и
детьми в зависимости от их возраста и
изменений
в
социальном
статусе.
Уважительное взаимодействие родителей и
детей.
Конструктивное взаимодействие детей с
братьями, сестрами. Общение с братьями и
сестрами в семье – необходимый опыт для
создания в будущем собственной семьи.
Отношения
братьев
и
сестер
в
художественных
произведениях

традиции моей семьи».
Практикум «Семейные традиции».

Обсуждение отрывков из художественной
литературы,
кинофильмов,
мультипликационных
фильмов
о
гармоничных отношениях в семье.
Создание облака слов на тему «Ценности
семьи».

Анализ
кейсов
на
тему
«Стили
воспитания».
Игра «Продолжи предложение»: «Если бы
я оказался на месте своих родителей, то...».

Обсуждение темы «Взаимоотношения с
братьями, сестрами» в группах: «Хорошо
ли быть единственным ребенком в семье»,
«Нас в семье двое/трое», «У меня много
братьев и сестер».
Составление
правил
конструктивного

11

Чем ценны отношения внуков с 1
бабушками и дедушками?

12

Мои
близкие
родственники

13

и

дальние 1

Итого по разделу: 8
a.
b.
Раздел 3. «О семейном уюте и не
только…»
Что мы называем своим «домом»? 1

(мультипликация,
кино,
литература).
Проблема психологического неприятия и
конкуренции между разновозрастными и
сводными детьми в семье и пути ее
преодоления.
Бабушки
и
дедушки
в
семье.
Доверительное,
эмоционально
теплое
общение внуков с бабушками и дедушками.
Уважительное отношение к старшим
членам семьи. Чувство благодарности
старшим. Почитание старших в семье.
Забота о пожилых членах семьи, помощь
по дому. Межпоколенное общение как
способ передачи и усвоения накопленного
старшими поколениями жизненного опыта
и духовно-нравственных ценностей. Черты
семейного поведения, присущие бабушкам
и дедушкам, и бесконфликтные стратегии
их восприятия. Доверительное общение
внуков с бабушками и дедушками.
Многообразие родственных отношений.
Важность
поддержания
добрых
и
уважительных родственных отношений для
сохранения межпоколенных связей и
семейных традиций.

взаимодействия с братьями и сестрами.
Обсуждение кейсов о конструктивном
взаимодействии детей с братьями и
сестрами
Анализ
иллюстраций
на
тему
«Межпоколенное общение».
Анализ
ситуаций,
отражающих
конструктивное взаимодействие внуков с
бабушками и дедушками, для выработки
бесконфликтной стратегии поведения.
Практикум «Уважение к старшим и
помощь в семье»

Игра «Самое главное качество моего
родственника» на основе родословной.
Продолжение разработки коллективной
электронной энциклопедии «Семья – наша
ценность»

Основные
составляющие
домашнего Беседа на основе презентации «Семейное
(семейного)
хозяйства.
Хозяйственно- хозяйство в разные исторические периоды
экономическая функция семьи. Типичные развития России».

14

Ведение домашнего хозяйства

1

15 – 16

Семейный бюджет

1

1

проблемы
обустройства
домашнего
хозяйства у семей с детьми и способы их
решения. Плюсы и минусы совместного
проживания молодой семьи с детьми
вместе со своими родителями или
родственниками.
Основные
составляющие
домашнего
(семейного)
хозяйства.
Хозяйственноэкономическая функция семьи. Типичные
проблемы
обустройства
домашнего
хозяйства у семей с детьми и способы их
решения. Плюсы и минусы совместного
проживания молодой семьи с детьми
вместе со своими родителями или
родственниками
Важность планирования и учета семейных
доходов и расходов. Семейный бюджет и
финансовая
«подушка
безопасности».
Равноправие мужа и жены в решении
финансовых
вопросов,
открытость
семейных финансов как современные
культурные нормы. Основные статьи
семейного
бюджета.
Возможности
использования семьями услуг финансовых
организаций
–
вклады,
кредиты,
инвестиции.
Способы экономии семейного бюджета и
статьи, на которых не следует экономить.
Карманные деньги детей. Основные
приоритеты детских расходов и способы
рационального
расходования
детьми

Разработка правил рачительного ведения
домашнего хозяйства

Беседа на основе презентации «Семейное
хозяйство в разные исторические периоды
развития России».
Разработка правил рачительного ведения
домашнего хозяйства

Анализ схемы «Семейный бюджет».
Решение
практических
задач,
направленных на планирование и учет
семейных доходов и расходов.

Решение
практических
задач,
направленных на выявление рациональных
способов расходования карманных денег.

17 – 18

Семейный быт

1

1

19

Итого по разделу: 6
c.
Раздел 4. «Важней всего – погода
в доме…»
Как
создать
благоприятную 1
семейную атмосферу?

денежных средств. Детские накопления и
цели их использования
Красота, комфорт и уют в доме. Важность
совместных усилий родителей и детей в
решении
проблем
определения
оптимального бюджета, выбора стиля
оформления, материалов, технических
решений и другого для обустройства дома.
Проект обустройства дома – от идеи до
воплощения.
Важность достижения договоренностей в
распределении ролей между родителями и
детьми для поддержания чистоты и
порядка в доме. Традиции обустройства
дома в разных регионах России.

Здоровая семейная атмосфера как залог
устойчивости внутрисемейных отношений.
Доминирующие положительные эмоции,
тон общения, настроение, взаимное
доверие и открытость, взаимопомощь и
поддержка как важные составляющие
супружеских
и
детско-родительских
отношений. Важность благоприятного
семейного психологического климата для
развития ребенка в семье и эмоционального

Игра «Красота и комфорт в доме» на
основе
предложенных
карточек
(иллюстрации, предметы интерьера).
Составление облака слов по теме «Уют в
доме».

Обсуждение
презентации
«Традиции
обустройства дома (семейного хозяйства) в
разных регионах России».
Проектная деятельность по теме «Мой
вклад в чистоту и порядок в доме».
Продолжение разработки коллективной
электронной энциклопедии «Семья – наша
ценность»

Обсуждение пословиц, отрывков из
художественных
произведений,
видеосюжетов о семейной атмосфере.
Обсуждение
модели
благоприятной
психологической атмосферы в семье.
Проектная деятельность в рамках темы
«Многодетность как важный компонент
благоприятной семейной атмосферы».

20

На чем держится семья?

1

21 – 23

Как избегать конфликтов в семье?

1

1

состояния супругов. Многодетность как
важный
компонент
благоприятной
семейной атмосферы.
Нравственные основы взаимоотношений в
семье:
любовь,
верность,
взаимная
поддержка, честность. Мужественность и
женственность. Умение слушать и слышать
друг друга, допущение разных взглядов
членов семьи на одну и ту же бытовую
ситуацию, умения уступать и прощать
недостатки друг другу, навыки оказания
друг другу знаков внимания как факторы,
укрепляющие семью. Недопустимость
эгоистического,
высокомерного,
равнодушного
и
неуважительного
отношения к членам своей семьи.
Конструктивное взаимодействие членов
семьи.
Общение супругов друг с другом, а также
родителей с детьми, старших детей с
младшими по поводу возникающих
разногласий как важнейшее правило
гармоничной семейной жизни. Важность
рефлексии каждым членом семьи своего
поведения и манеры общения. Варианты
психологической рефлексии подростком
своего поведения в семье и отношения к
родственникам.
Умения прощать и просить прощения как
важные
составляющие
счастливой
семейной
жизни.
Компромиссы
в

Беседа по теме «Нравственные основы
взаимоотношений в семье».
Анализ учебных кейсов о конструктивном
взаимодействии членов семьи.
Беседа о мужественности и женственности.

Обсуждение темы общения в семье на
основе презентации.
Заполнение таблицы «Мое поведение в
семье»

Решение учебных кейсов, направленных на
поиск компромисса при зарождении
конфликта в семье.

1

24 – 26

Что помогает семье объединиться? 1

d.

1

1

отношениях между супругами, между
родителями и детьми. Пути выхода из
возникшего конфликта.
Рост самостоятельности ребенка как норма
для взрослеющей личности и важность
правильного отношения родителей к этой
тенденции.
Умение
родителей
договариваться с детьми как основа
гармоничных взаимоотношений. Важность
уважения родителями выбора ребенка.
Конструктивная поддержка со стороны
родителей в ситуации поиска ребенком
варианта решения жизненной проблемы.
Совместная досуговая деятельность как
важный
фактор
сплочения
семьи.
Разнообразие форм совместных семейных
дел (уборка и ремонт квартиры/дома;
работа на приусадебном участке и пр.),
оказывающих
позитивное
и
(или)
негативное
воспитательное
и
эмоциональное влияние на детей.
Важность семейных праздников для
эмоционально-психологического
сближения взрослых и детей. Игры как
важный
элемент
семейного
досуга.
Распространенные виды семейных игр, их
плюсы
и
минусы.
Проектирование
семейного
праздничного
мероприятия
(день рождения, окончание учебного года,
спортивные достижения детей и др.).
Роль семейных прогулок, туристических

Анализ
кейсов,
показывающих
конструктивную поддержку со стороны
родителей в ситуации поиска подростком
«правильного»
варианта
решения
жизненной проблемы.
Обсуждение полученных результатов.

Составление перечня совместных семейных
дел на основе личного опыта и анализа
информации, предложенной учителем (в
виде иллюстраций, видеосюжетов).

Конкурс проектов «Моя любимая семейная
игра».
Обсуждение
результатов
проектов.
Составление алгоритма проектирования
семейного праздника.

Обсуждение интересных маршрутов для

27 – 28

Здоровый образ жизни в семье

1

e.

1

походов и путешествий в сплочении семьи
и личностном развитии ее членов.
Проектирование семейного выездного
мероприятия.
Определение
наиболее
интересных маршрутов для семейных
турпоходов и путешествий (на примере
своего региона).
Здоровье членов семьи и его роль в
полноценной семейной жизни. Здоровый
образ
жизни
и
его
ключевые
составляющие: здоровое питание, здоровый
сон, гигиена, физическая активность.
Современный стиль питания, пищевые
привычки взрослых и детей (фастфуд,
полуфабрикаты, еда на ходу, заказ готовой
еды на дом и др.) и связанные с ним
проблемы физического и психического
здоровья. Варианты домашнего меню как
примеры здорового питания.
Режим здорового сна для взрослых и детей.
Личная гигиена и ее влияние на образ
жизни семьи. Способы преодоления
вредных привычек в семье. Важность
физической активности для здоровья
человека и способы ее поддержания в
семье. Здоровьесберегающие мероприятия
(зарядка, прогулки, подвижные игры и т.
п.) и технологии (фитнес-браслеты,
интернет-приложения
и
др.),
способствующие укреплению здоровья
взрослых и детей. Примеры участия членов
семьи в оздоровительных мероприятиях и

семьи на основе интерактивной карты.
Проект «Семейное путешествие/турпоход»

Обсуждение важности здорового образа
жизни на основе презентации учителя и
личного социального опыта.
Составление домашнего меню.

Обсуждение возможностей участия членов
семьи в оздоровительных мероприятиях на
территории России на основе презентации.
Обмен мнениями по теме «Здоровье в моей
семье».
Продолжение разработки коллективной
электронной энциклопедии «Семья – наша
ценность».

акциях России и региона (ГТО, «Здоровье
для всей семьи»).

29

30 – 31

Итого по разделу: 10
f.
Раздел 5. «Современная семья и
право»
Вступление в брак
1

Поддержка государством семей с 1
детьми

1

32 – 34

Права и обязанности родителей и 1
детей

Порядок регистрации брака в Российской
Федерации. Брачный возраст. Порядок и
условия заключения брака в современной
России. Брачный договор.
Меры социальной поддержки семей с
детьми. Социальные гарантии для семей.
Материнский капитал и ипотека для
молодых семей. Меры государственной
поддержки
многодетных
семей
в
Российской Федерации. Звание «Матьгероиня».
Деятельность
социальных
служб
(организаций) по поддержке семьи:
консультационная,
материальная,
юридическая, медицинская, психологопедагогическая. Семейные психологи и
специалисты в сфере образования по
работе с семьей.
Личные права и обязанности супругов,
равенство
супругов
в
семье.
Имущественные права и обязанности
супругов,
совместная
собственность,
движимое и недвижимое имущество семьи,
наследство и наследники, дарение и другие
сделки с семейным имуществом. Права и
обязанности родителей в отношении

Работа с фрагментами Конституции
Российской Федерации и Семейного
кодекса Российской Федерации.
Обсуждение важности вступления в брак
Обсуждение
понятий
«социальная
поддержка»,
«социальные
гарантии»,
«финансовые организации», «материнский
капитал».
Решение
практических
задач
для
понимания возможностей использования
семьями услуг финансовых организаций.
Обсуждение деятельности социальных
служб по поддержке семьи на основе
презентации. Знакомство школьников с
электронными
ресурсами
социальных
служб.

Работа
с
фрагментами
правовых
источников.
Игра «Права и обязанности родителей».

1

1

g.

Итого по разделу: 6
Общее количество часов по 34
программе:

родных детей и детей, взятых под опеку.
Опекунство и усыновление (удочерение)
как способы включения в семейные
отношения
детей,
оставшихся
без
родителей
Права и обязанности ребенка в семье.
Права несовершеннолетних детей на
владение, пользование и распоряжение
имуществом,
финансовую
и
предпринимательскую деятельность.
Обязанности совершеннолетних детей (с 18
лет) по отношению к своим родителям и
родственникам. Роль Уполномоченного
при Президенте Российской Федерации по
правам ребенка.

Работа
с
фрагментами
правовых
источников.
Игра «Права и обязанности детей»

Работа
с
фрагментами
правовых
источников.
Анализ сайта Уполномоченного при
Президенте Российской Федерации по
правам ребенка.
Завершение
создания
коллективной
электронной энциклопедии «Семья – наша
ценность».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».