Пояснительная записка
Программа «Выбор профессии» составлена для обучающихся 7-9 классов и направлена на
осознанное профессиональное самоопределение обучающихся со сложным дефектом
(слабовидение и интеллектуальные нарушения).
В процессе обучения дети знакомятся с профессиями, которые представлены в
профессиональных образовательных организациях города Екатеринбурга и
Свердловской области.
Основная цель программы: актуализация профессионального самоопределения
обучающихся посредством активизации специально организованной деятельности по
получению информации о мире профессий и расширения границ самопознания.
Задачи:
1. Готовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать содействие
процессу профессионального и личностного самоопределения.
2. Формировать трудовые навыки и умения, способствовать развитию творческих
способностей детей.
3. Решать некоторые личностные проблемы обучающихся как факторы,
препятствующие правильному выбору профессии и успешной социальнопрофессиональной адаптации.
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Выбор профессии»
являются:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от
29декабря 2012 года (с изменениями и дополнениями);
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в
том числе в части проектной деятельности, направленные письмом
Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций
рабочей программы воспитания ГБОУ СО «ЕШИ №10». Это позволяет на
практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие обучающегося. Это проявляется:
в приоритете личностных результатов реализации программы
внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в
примерной программе воспитания;
в возможности включения школьников в деятельность, организуемую
образовательной организацией в рамках модуля «Профориентация»
программы воспитания;
в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих
большую их вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми
деятельность и возможность образования на её основе детско-взрослых
общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается
Примерной программой воспитания.
Принципы программы:
включение в активную деятельность;
доступность и наглядность;
учет возрастных особенностей;
сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Основные направления профессиональной ориентации обучающихся:
профессиональное просвещение;
профессиональная диагностика;
профессиональное консультирование;
экскурсии.
Работа с родителями:
Проведение родительских собраний (классных);
Индивидуальные и групповые консультации с родителями по вопросу выбора
профессий, учебного заведения обучающимися.
Для принятия реалистического решения о выборе профессии необходимо
проанализировать следующие факторы:
Первый фактор - «ХОЧУ» Помочь подростку оценить его интересы и склонности,
выяснить какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься
каждый день.
Второй фактор - «МОГУ» Познакомить подростка с требованиями, которые может
предъявить выбранная профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания
и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой
профессии.
Третий фактор – «НАДО» Узнайте, будет ли востребована выбираемая профессия на
рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной
специальности.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
Метапредметные результаты:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые
коррективы в свою деятельность;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с
использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
выражать речь в устной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
учитывать разные мнения.
Содержание программы.
Программа предназначена для проведения профориентационных занятий с
учащимися 8-9 класса в системе профориентационной работы с учащимися школы. В
работе с учащимися отдается предпочтение групповой форме проведения занятий.
Программа призвана способствовать профессиональному самоопределению
учащихся. Основная направленность занятий:
углубление знаний о требованиях профессии к человеку;
развитие механизмов самопознания;
коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей
жизненной перспективе;
расширение кругозора учащихся, знакомство с конкретными специальностями.
пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение
которыми доступно для выпускников) по адаптированной образовательной
программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Программа курса рассчитана на 34 часа. Занятия по профессиональному
самоопределению проводятся 1 раз в неделю воспитателем во время внеклассных
занятий, выполнение практических работ осуществляется во внеурочное время в
рамках воспитательной работы по направлению «Трудовое воспитание».
Предполагается использование на занятиях рабочей тетради обучающегося. На
занятиях курса учащиеся получают необходимую информационную нагрузку.
Программа не претендует на глубокий самоанализ. В результате занятий ученик
познает себя, для него актуализируется процесс профессионального и личностного
самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального
состояния, совершенствуются навыки самопрезентации.
Основные методы, используемые педагогом во время занятий:
словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа;
наглядные: наблюдение, иллюстрация, демонстрация через использование
компьютерных систем;
практические: упражнения, деловые игры, практические работы.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Выбор профессии»
№
п/п
1.
Тема занятия
Количеств
о часов
1
« Все профессии важны, все
профессии нужны! »
Форма
Дискуссия
1
Беседаознакомление
Презентация.
2. «Профессия– овощевод»
3.
«Парад овощей».
1
1
4. «Правила хранения
овощей».
ЦОР/ЭОР
https://multiurok.
ru/files/zachemnuzhnaprofessiia.html
https://nsportal.r
u/shkola/estestvo
znanie/library/20
16/08/26/znakom
stvo-sprofessieyovoshchevoda
Коллективное
творческое дело
Практическое
занятие
https://vsvoemdo
me.ru/eda/produ
kty/kak-hranitovoshchi-vkvartire
1
5. «Профессия – обувщик»
(мастер по ремонту обуви,
закройщик верха обуви)
Экскурсия в мастерскую по 1
6.
ремонту обуви.
1
7.
«Уход за обувью».
Беседаознакомление
Презентация.
https://infourok.r
u/besedaobuvshik-11klass4956081.html
Экскурсия
Практическое
занятие
https://www.yout
ube.com/watch?
v
=o XbFY9n6U
1
Беседаознакомление
Презентация.
8. «Профессия – штукатурмаляр»
9.
Творческая встреча с
представителями
профессии.
1
Творческая
встреча
1
10.
Игра «Угадай профессию».
Игра-викторина
Проект
11.
Творческий проект
1
«Комната, в которой я хотел
бы жить».
1
Беседаознакомление
Презентация
12. «Профессия – швея»
13. «Домашний умелец»
1
https://nsportal.r
u/npospo/obrazovanieipedagogika/libra
ry/2019/03/01/m
oyabudushchayaprofessiyashtukatur-malyar
Практическая
работа.
https://infourok.
ru/igraviktorinaugadayprofessiyu3319028.html
https://infourok.r
u/prezentaciya_v
se_professii_nuz
hny_vse_professi
i_vazhny._profes
siya
shveya424977.htm
https://infourok.r
u/prezentaciya_p
Мелкий ремонт
одежды.
14.
Экскурсия в швейную
мастерскую.
1
1
15. «Моя профессия – столяр»
16.
Экскурсия в отдел
столярных
принадлежностей.
1
1
17.
«Домашний умелец».
Экскурсия
Беседаознакомление
Презентация
19.
20.
21.
22.
Экскурсия в школьную
столовую.
1
Практическое
занятие Мелкий
ремонтмебели
«Моя
профессия
переплетчик»
Беседаознакомление
Презентация
Экскурсия
1
Практическое
занятие
– 1
Беседаознакомление
Презентация
«Сам себе повар».
1
Экскурсия в типографию.
«Книжкина больница».
24.
«Моя
профессия
Каменщик»
Практическое
занятие
– 1
Беседаознакомление
Презентация
1
Беседаознакомление
« Моя профессия –Плотник»
25.
https://edatop.ru/
4102objazannostikuhonnogorabotnika.html
Экскурсия
1
23.
https://xn-j1ahfl.xn-p1ai/library/moy
a_professiya_stol
yar_120610.html
Экскурсия
1
18. «Моя профессия –
кухонный рабочий»
o_tehnologii_na_
temu_melkiy_re
mont_odezhdy._
sposoby_remont
a_dyr363630.htm
https://infourok.r
u/prezentaciyabibliotechniyurok-po- remontuknig2228522.html
https://edunews.ru
/professii/obzor
/stroitelstvo/kam
enshchik.html
https://edunews.r
u/professii/obzor
/stroitelstvo/plot
nik.html
1
Беседаознакомление
26. «Моя профессия –Дворник»
27. Операция «Чистый двор»
28.
29.
30.
33.
32.
1
1
«Моя
профессияразнорабочий»
Профессиональные
1
образовательные организации
г.Екатеринбурга
и
Свердловской области.
1
Экскурсия в ГАПОУ СО
«Экономико-технологический
колледж»
1
Экскурсия в ГАПОУ СО
«Социальнопрофессиональный техникум
Строитель».
Групповой проект девочек. «Я 1
выбираю профессию..»
Групповой проект мальчиков
33. «Я выбираю профессию..»
Практическое
занятие
Беседаознакомление.
https://moeobraz
ovanie.ru/profess
ions_podsobnyy
_rabochiy.html
Презентация
Тематическая
экскурсия
Тематическая
экскурсия
Защита проекта
1
«На пороге взрослой жизни». 1
34. Итоговое занятие.
https://infourok.r
u/znakomstvo-sprofessiej- dvornik4128993.html
Защита проекта
Круглый стол
http://eetk.ru/20-2/
https://abiturienturala.ru/content/
gapou-so- socialnoprofessionalnyytehnikum-stroitel
Требования к знаниям и умениям
По завершении изучения курса учащиеся 9 класса должны знать:
свои способности и возможности;
основные правила выбора профессии;
владеть основными понятиями в вопросах профориентации;
иметь представления об индивидуальных особенностях личности.
требования современного общества к профессиональной
деятельности человек о путях получения профессионального
образования;
правила выбора профессии;
способы поиска работы и трудоустройства,
о собственных психологических особенностях, профессиональных
интересах и возможностях,
Учащиеся должны уметь:
адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором
профессии;
ориентироваться в мире профессий и соотносить требования
профессии со своими интересами, склонностями и способностями.
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями
конкретной профессии;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального
образования;
применять навыки поиска информации, принятия решений и
преодоления затруднений в процессе выбора профессий,
тестирования, собеседования при приеме на учебу и работу;
самостоятельно планировать свой профессиональный жизненный
путь.
Учащиеся должны иметь представления:
о профессиях и профессиональной деятельности;
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
По характеру отношений применяются групповые формы работы. Именно
работа с постоянной группой учащихся в течение определенного отрезка
времени, удобна при занятиях в классе.
Используемые воспитательные технологии:
Технология сотрудничества
Технология активизации творческой деятельности
Игровые технологии
Информационные и коммуникационные технологии
Технология саморазвития личности обучающихся
Методы реализации программы:
словесные (рассказ, беседа, лекция);
наглядные (иллюстрации- зрительные, слуховые, демонстрации);
поисковые (повторение, выполнение творческих заданий, создание
проблемных ситуаций и поиск их решений);
стимулирование интереса и развития мотивации (создание ситуаций
занимательности, успеха, эмоционально-нравственных
убеждение, конкурсные задания);
переживаний,
творческого самовыражения (защита творческих и исследовательских
проектов, демонстрация выполнения творческих заданий, импровизация).
В процессе реализации данной программы используются следующие
средства:
- словесно-логические (притчи, сказки, тексты, толковый словарь,
художественная литература);
- наглядно-образные (аудио-видеозаписи, иллюстрации, таблицы, схемы,
раздаточный материал);
- действенно-практические (дидактические, творческие и поисковые
задания).
Мониторинг реализации Программы
При подведении итогов реализации Программы (ежегодно в мае)
проводится итоговый праздник (Фестиваль Успехов и достижений),
который включает в себя награждение лучших и самых активных
обучающихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными
письмами и призами; организацию итоговой выставки, презентацию
группового проекта.
Список литературы
1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред.
Воронковой В.В. – М., 1994.
2. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г. и др. Социально-бытовая
ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях VIII вида. – М., Владос, 2003.
3. Кабина Е., Радзик Т. Я в мире профессий. Тренинг для подростков. //
Школьный психолог № 48 2003 год.
4. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию.- М., 1991.
5. Пряжников Н.С. Игровой метод в профориентации. – Пермь, 1989.
6.Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального
самоопределения школьников.