Пояснительная записка Программа «Выбор профессии» составлена для обучающихся 7-9 классов и направлена на осознанное профессиональное самоопределение обучающихся со сложным дефектом (слабовидение и интеллектуальные нарушения). В процессе обучения дети знакомятся с профессиями, которые представлены в профессиональных образовательных организациях города Екатеринбурга и Свердловской области. Основная цель программы: актуализация профессионального самоопределения обучающихся посредством активизации специально организованной деятельности по получению информации о мире профессий и расширения границ самопознания. Задачи: 1. Готовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать содействие процессу профессионального и личностного самоопределения. 2. Формировать трудовые навыки и умения, способствовать развитию творческих способностей детей. 3. Решать некоторые личностные проблемы обучающихся как факторы, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социальнопрофессиональной адаптации. Нормативно-правовой и документальной основой программы «Выбор профессии» являются: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29декабря 2012 года (с изменениями и дополнениями); Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленные письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; Взаимосвязь с программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций рабочей программы воспитания ГБОУ СО «ЕШИ №10». Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося. Это проявляется: в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания; в возможности включения школьников в деятельность, организуемую образовательной организацией в рамках модуля «Профориентация» программы воспитания; в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается Примерной программой воспитания. Принципы программы: включение в активную деятельность; доступность и наглядность; учет возрастных особенностей; сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности. Основные направления профессиональной ориентации обучающихся: профессиональное просвещение; профессиональная диагностика; профессиональное консультирование; экскурсии. Работа с родителями: Проведение родительских собраний (классных); Индивидуальные и групповые консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения обучающимися. Для принятия реалистического решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы: Первый фактор - «ХОЧУ» Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день. Второй фактор - «МОГУ» Познакомить подростка с требованиями, которые может предъявить выбранная профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии. Третий фактор – «НАДО» Узнайте, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности. Планируемые результаты: Личностные результаты: формирование чувства гордости за свою Родину; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе Метапредметные результаты: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу; оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в свою деятельность; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; выражать речь в устной форме; строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними; учитывать разные мнения. Содержание программы. Программа предназначена для проведения профориентационных занятий с учащимися 8-9 класса в системе профориентационной работы с учащимися школы. В работе с учащимися отдается предпочтение групповой форме проведения занятий. Программа призвана способствовать профессиональному самоопределению учащихся. Основная направленность занятий: углубление знаний о требованиях профессии к человеку; развитие механизмов самопознания; коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе; расширение кругозора учащихся, знакомство с конкретными специальностями. пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников) по адаптированной образовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа курса рассчитана на 34 часа. Занятия по профессиональному самоопределению проводятся 1 раз в неделю воспитателем во время внеклассных занятий, выполнение практических работ осуществляется во внеурочное время в рамках воспитательной работы по направлению «Трудовое воспитание». Предполагается использование на занятиях рабочей тетради обучающегося. На занятиях курса учащиеся получают необходимую информационную нагрузку. Программа не претендует на глубокий самоанализ. В результате занятий ученик познает себя, для него актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации. Основные методы, используемые педагогом во время занятий: словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа; наглядные: наблюдение, иллюстрация, демонстрация через использование компьютерных систем; практические: упражнения, деловые игры, практические работы. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Выбор профессии» № п/п 1. Тема занятия Количеств о часов 1 « Все профессии важны, все профессии нужны! » Форма Дискуссия 1 Беседаознакомление Презентация. 2. «Профессия– овощевод» 3. «Парад овощей». 1 1 4. «Правила хранения овощей». ЦОР/ЭОР https://multiurok. ru/files/zachemnuzhnaprofessiia.html https://nsportal.r u/shkola/estestvo znanie/library/20 16/08/26/znakom stvo-sprofessieyovoshchevoda Коллективное творческое дело Практическое занятие https://vsvoemdo me.ru/eda/produ kty/kak-hranitovoshchi-vkvartire 1 5. «Профессия – обувщик» (мастер по ремонту обуви, закройщик верха обуви) Экскурсия в мастерскую по 1 6. ремонту обуви. 1 7. «Уход за обувью». Беседаознакомление Презентация. https://infourok.r u/besedaobuvshik-11klass4956081.html Экскурсия Практическое занятие https://www.yout ube.com/watch? v =o XbFY9n6U 1 Беседаознакомление Презентация. 8. «Профессия – штукатурмаляр» 9. Творческая встреча с представителями профессии. 1 Творческая встреча 1 10. Игра «Угадай профессию». Игра-викторина Проект 11. Творческий проект 1 «Комната, в которой я хотел бы жить». 1 Беседаознакомление Презентация 12. «Профессия – швея» 13. «Домашний умелец» 1 https://nsportal.r u/npospo/obrazovanieipedagogika/libra ry/2019/03/01/m oyabudushchayaprofessiyashtukatur-malyar Практическая работа. https://infourok. ru/igraviktorinaugadayprofessiyu3319028.html https://infourok.r u/prezentaciya_v se_professii_nuz hny_vse_professi i_vazhny._profes siya shveya424977.htm https://infourok.r u/prezentaciya_p Мелкий ремонт одежды. 14. Экскурсия в швейную мастерскую. 1 1 15. «Моя профессия – столяр» 16. Экскурсия в отдел столярных принадлежностей. 1 1 17. «Домашний умелец». Экскурсия Беседаознакомление Презентация 19. 20. 21. 22. Экскурсия в школьную столовую. 1 Практическое занятие Мелкий ремонтмебели «Моя профессия переплетчик» Беседаознакомление Презентация Экскурсия 1 Практическое занятие – 1 Беседаознакомление Презентация «Сам себе повар». 1 Экскурсия в типографию. «Книжкина больница». 24. «Моя профессия Каменщик» Практическое занятие – 1 Беседаознакомление Презентация 1 Беседаознакомление « Моя профессия –Плотник» 25. https://edatop.ru/ 4102objazannostikuhonnogorabotnika.html Экскурсия 1 23. https://xn-j1ahfl.xn-p1ai/library/moy a_professiya_stol yar_120610.html Экскурсия 1 18. «Моя профессия – кухонный рабочий» o_tehnologii_na_ temu_melkiy_re mont_odezhdy._ sposoby_remont a_dyr363630.htm https://infourok.r u/prezentaciyabibliotechniyurok-po- remontuknig2228522.html https://edunews.ru /professii/obzor /stroitelstvo/kam enshchik.html https://edunews.r u/professii/obzor /stroitelstvo/plot nik.html 1 Беседаознакомление 26. «Моя профессия –Дворник» 27. Операция «Чистый двор» 28. 29. 30. 33. 32. 1 1 «Моя профессияразнорабочий» Профессиональные 1 образовательные организации г.Екатеринбурга и Свердловской области. 1 Экскурсия в ГАПОУ СО «Экономико-технологический колледж» 1 Экскурсия в ГАПОУ СО «Социальнопрофессиональный техникум Строитель». Групповой проект девочек. «Я 1 выбираю профессию..» Групповой проект мальчиков 33. «Я выбираю профессию..» Практическое занятие Беседаознакомление. https://moeobraz ovanie.ru/profess ions_podsobnyy _rabochiy.html Презентация Тематическая экскурсия Тематическая экскурсия Защита проекта 1 «На пороге взрослой жизни». 1 34. Итоговое занятие. https://infourok.r u/znakomstvo-sprofessiej- dvornik4128993.html Защита проекта Круглый стол http://eetk.ru/20-2/ https://abiturienturala.ru/content/ gapou-so- socialnoprofessionalnyytehnikum-stroitel Требования к знаниям и умениям По завершении изучения курса учащиеся 9 класса должны знать: свои способности и возможности; основные правила выбора профессии; владеть основными понятиями в вопросах профориентации; иметь представления об индивидуальных особенностях личности. требования современного общества к профессиональной деятельности человек о путях получения профессионального образования; правила выбора профессии; способы поиска работы и трудоустройства, о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и возможностях, Учащиеся должны уметь: адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии; ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями. соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования; применять навыки поиска информации, принятия решений и преодоления затруднений в процессе выбора профессий, тестирования, собеседования при приеме на учебу и работу; самостоятельно планировать свой профессиональный жизненный путь. Учащиеся должны иметь представления: о профессиях и профессиональной деятельности; о смысле и значении труда в жизни человека и общества; По характеру отношений применяются групповые формы работы. Именно работа с постоянной группой учащихся в течение определенного отрезка времени, удобна при занятиях в классе. Используемые воспитательные технологии: Технология сотрудничества Технология активизации творческой деятельности Игровые технологии Информационные и коммуникационные технологии Технология саморазвития личности обучающихся Методы реализации программы: словесные (рассказ, беседа, лекция); наглядные (иллюстрации- зрительные, слуховые, демонстрации); поисковые (повторение, выполнение творческих заданий, создание проблемных ситуаций и поиск их решений); стимулирование интереса и развития мотивации (создание ситуаций занимательности, успеха, эмоционально-нравственных убеждение, конкурсные задания); переживаний, творческого самовыражения (защита творческих и исследовательских проектов, демонстрация выполнения творческих заданий, импровизация). В процессе реализации данной программы используются следующие средства: - словесно-логические (притчи, сказки, тексты, толковый словарь, художественная литература); - наглядно-образные (аудио-видеозаписи, иллюстрации, таблицы, схемы, раздаточный материал); - действенно-практические (дидактические, творческие и поисковые задания). Мониторинг реализации Программы При подведении итогов реализации Программы (ежегодно в мае) проводится итоговый праздник (Фестиваль Успехов и достижений), который включает в себя награждение лучших и самых активных обучающихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки, презентацию группового проекта. Список литературы 1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. Воронковой В.В. – М., 1994. 2. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. – М., Владос, 2003. 3. Кабина Е., Радзик Т. Я в мире профессий. Тренинг для подростков. // Школьный психолог № 48 2003 год. 4. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию.- М., 1991. 5. Пряжников Н.С. Игровой метод в профориентации. – Пермь, 1989. 6.Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников.