Принят на педагогическом совете Протокол № 1 от 27.08.2024 УТВЕРЖДЕН приказом директора ГБОУ СО «ЕШИ № 10» Бузань М.Д. от 27 сентября 2024 № 100-д Учебный план Уровень образования: начальное общее образование 2024-2025 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план начального общего образования для слабовидящих и слепых обучающихся разработан в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); 2. Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (с изменениями); 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 5. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" 6. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" 7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 №115 (приказ вступает в силу с 01.09.2021 и действует до 01.09.2027); 8. Приказ Министерства просвещения РФ от 17 июля 2024 г. № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных программ». 9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников"(Зарегистрирован 01.11.2022 № 70799). 11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.02.2024 № 119 «О внесении изменений в приложения №1 и №2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858. 12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.02.2024 № 67 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ" Учебный план является частью адаптированной образовательной программы НОО для слепых и слабовидящих обучающихся ГБОУ СО «ЕШИ №10». Образовательное учреждение разрабатывает образовательные программы в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и с учетом федеральных адаптированных образовательных программ начального общего образования для слепых и слабовидящих обучающихся. Нормативные сроки освоения образовательных программ начального общего образования увеличены на один год. Обучающиеся на уровне начального общего образования по ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ (3 и 4 вариант обучения), имеющие сложный дефект, при переходе в основную школу продолжат обучение по ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599. Учебный план состоит из 2 частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования: формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; готовность обучающихся к продолжению образования; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие слабовидящего обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с его индивидуальностью; минимизацию негативного влияния слабовидения сочетающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на развитие обучающегося и профилактику возникновения вторичных отклонений. Специфика учебного плана школы-интерната определяется целями и задачами реализуемой в школе образовательной программы. Часы компонента общеобразовательного учреждения в учебном плане использованы на увеличение количества часов, отводимых на отдельные предметы и курсы. В связи с переходом на пятилетнее обучение по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для слепых и слабовидящих детей (вариант 3.2 и 4.2) вводится нумерация: I/1а, 1б классы – первый год обучения II/2а класс – второй год обучения III/ 3а класс - третий год обучения IV/ 4а, 4б классы – четвертый год обучения V/4в класс – пятый год обучения В связи с переходом на пятилетнее обучение по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для слепых и слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью (вариант 4.3) вводится нумерация: 2б класс – второй год обучения 4г, 4д классы – четвертый год обучения 4е класс – пятый год обучения. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет 34 недели, в 1 классе - 33 недели. Продолжительность учебных четвертей составляет: 1 четверть - 8 учебных недель (для 1-5 классов); 2 четверть - 8 учебных недель (для 1-5 классов); 3 четверть - 10 учебных недель и 2 дня (для 2-5 классов), 9 учебных недель и 2 дня (для 1 классов); 4 четверть – 7 учебных недель и 3 дня (для 1-5 классов). Продолжительность каникул составляет: по окончании 1 четверти (осенние каникулы) - 10 календарных дней (для 1-5 классов); по окончании 2 четверти (зимние каникулы) - 11 календарных дней (для 1-5 классов); дополнительные каникулы - 9 календарных дней (для 1 классов); по окончании 3 четверти (весенние каникулы) - 9 календарных дней (для 1-5 классов); по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель. Продолжительность урока во 2-5- х классах - 40 минут, в 1 классе - 35 минут в 1 полугодии, 40 минут - во 2 полугодии. Продолжительность перемен между уроками 10 минут, после 1-го и 3-го уроков - по 20 минут. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью составляет 20минут. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и один раз в неделю - 5 уроков, за счет урока физической культуры; для обучающихся 2-5 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры. Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований: - учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену, -обучение в первом полугодии: в сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе-мае - по 4 урока в день по 40 минут каждый; - предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Занятия начинаются не ранее 8 часов утра. Учебный план обеспечен общеобразовательными программами, методической литературой и учебными пособиями, рекомендованными и допущенными для работы Министерством просвещения Российской Федерации. Учебный план дан в трех вариантах: 1. Учебный план начального общего образования слепых и слабовидящих обучающихся, вариант 3.2, вариант 4.2.(1 - 5 классы) 2. Учебный план начального общего образования слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 4.3. (1-5 классы). 3. Учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 (1доп.) Учебный план АООП НОО для слепых и слабовидящих обучающихся (варианты 4.2, 3.2) Предметные области Учебные предметы Классы I/1а Русский язык и Русский язык 5 литературное Литературное 4 чтение чтение Иностранный язык Иностранный язык Математика и Математика 4 информатика Обществознание и Окружающий 2 естествознание мир (Окружающий мир) Основы Основы религиозных религиозных культур и светской культур и этики светской этики Искусство Изобразительное 1 искусство Тифлографика Музыка 1 Технология Труд 1 (технология) Физическая Физическая 3 культура культура (Адаптивная физическая культура) Итого 21 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык Литературное чтение Математика Максимально допустимая недельная 21 нагрузка Внеурочная деятельность 10 Обязательные занятия по программе 5 коррекционной работы Ритмика 1 Развитие зрительного восприятия 1 Социально-бытовая ориентировка 1 Предметно-пространственная 1 ориентировка Развитие коммуникативной 1 Класс I/1б 5 4 II/2а 5 4 V/4в Всего 4 31 3 27 III/3а 4 4 IV/4а 4 4 IV/4б 4 4 2 2 2 2 8 4 4 4 4 4 4 28 2 2 2 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 7 3 3 3 3 3 3 21 21 - 21 2 22 1 21 2 21 2 21 2 148 9 1 1 1 1 1 21 1 1 23 23 1 23 1 23 23 4 2 3 157 10 5 10 5 10 5 10 5 10 5 10 5 70 35 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 6 6 6 1 1 1 1 1 1 6 деятельности Коррекционно-развивающие занятия и другие направления внеурочной деятельности Духовно-нравственное «Разговоры о важном» Общеинтеллектуальное «В гостях у книжки» «Проектная деятельность» «Хочу всё знать» Общекультурное «Волшебное превращение бумаги» Спортивно-оздоровительное «Азбука здоровья» Всего 5 5 5 5 5 5 5 35 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 5 2 1 1 1 1 1 1 1 7 1 31 1 33 1 33 1 33 1 33 1 33 1 33 7 229 Обязательная часть содержит перечень учебных предметов: Русский язык, Литературное чтение, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Труд(технология), Физическая культура (Адаптивная физическая культура). Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей слепых и слабовидящих обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся может быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части. В учебном плане дополнительно представлены занятия в коррекционноразвивающей области. Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы: социально-бытовую ориентировку, предметно-пространственную ориентировку, развитие зрительного восприятия, развитие коммуникативной деятельности, ритмику, которые являются обязательными и проводятся в форме групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований). Учебный план предусматривают подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия, направленные на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития слепых, слабовидящих обучающихся и профилактику возникновения отклонений за счет расширения познавательных возможностей. Работа по коррекционным курсам включает в себя два вида занятий: обязательные подгрупповые и индивидуальные занятия. Выбор вида занятия обуславливается количеством слепых или слабовидящих обучающихся, и индивидуальными особенностями их развития. При делении обучающихся класса на подгруппы возможно объединение учащихся из параллельных или смежных классов. Индивидуальные и подгрупповые занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. Спортивно-оздоровительное направление реализуется: в организации и проведении занятий «Азбука здоровья», утренней зарядки, динамической паузы, проводимой во время большой перемены (подвижные игры в спортивном зале), участие обучающихся в спортивных мероприятиях школы (в соответствии с планом школы), организации ежедневных прогулок на свежем воздухе. Духовно-нравственное направление реализуется за счет Программы воспитательной работы, тематических классных часов, общешкольных уроков, экскурсий, библиотечных часов, музейных часов (регламентируется рабочей программой воспитателя, планом работы библиотеки, общешкольным годовым планом внеурочной работы); за счет организации и проведения предметных недель, участия обучающихся в фестивалях, творческих конкурсах, в мероприятиях при реализации годовых планов работы ДК ВОС, областной библиотеки для слепых. Социальное направление: проведение занятий «Разговоры о важном». Общеинтеллектуальное направление: проведение развивающих занятий «В гостях у книжки», «Проектная деятельность», «Хочу всё знать». Общекультурное направление: проведение занятий «Волшебное превращение бумаги». Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности. Слепым и слабовидящим обучающимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Увеличение часов на изучение учебного предмета «Русский язык» необходимо, так как данный предмет даёт фундамент для овладения умениями и навыками по всем другим дисциплинам, изучаемым в школе, формирует целостные смысловые основания самоопределения человека в социуме и обеспечивают стартовые возможности для детей с ОВЗ для продолжения образования. Нарушения зрения или его отсутствие выступают той проблемной зоной, при которой у обучающихся снижается темп работы на уроках, что требует дополнительного времени для качественного усвоения материала. Увеличение часов на изучение учебного предмета «Окружающий мир». Увеличение времени на 1 час помогает учащимся с нарушением зрения скорректировать недостатки знаний и представлений об окружающем мире, их познавательные возможности и интересы. Увеличение часов на изучение учебного предмета «Литературное чтение» связано с психофизическими особенностями обучающихся с ОВЗ, такими, как низкий темп чтения, обусловленный состоянием зрительного анализатора, нарушения устной речи. Кроме того, от того, как обучающийся умеет прочитать и понять прочитанное, зависит качественное усвоение и других предметов. Увеличение часов на изучение учебного предмета «Математика» связано с тем, что детям с нарушениями зрения данный предмет даёт фундамент для овладения умениями и навыками по всем другим дисциплинам, изучаемым в школе. Нарушения зрения или его отсутствие выступают той проблемной зоной, при которой у учащихся снижается темп работы на уроках, что требует дополнительного времени для качественного усвоения материала. На основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", п.26. «В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, допускается совместное обучение слепых и слабовидящих учащихся». В ГБОУ «ЕШИ» №10 слепые и слабовидящие учащиеся обучаются в одном классе. Для данной категории учащихся реализуется один учебный план, в котором присутствует предмет образовательной области «Искусство» - «Изобразительное искусство (Тифлографика)», как наиболее полно отражающий содержание данной области для данной категории детей. В рабочих программах, разрабатываемых педагогами, индивидуализация содержания предмета для слепых и слабовидящих заключается в уточнении предметных результатов и описании деятельности обучающихся. Учебный план АООП НОО для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (варианты 4.3) Предметные области Учебные предметы/классы II/2б IV/4г IV/4д 5 4 4 4 4 4 4 4 17 16 4 1 1 4 1 1 4 1 1 4 1 1 16 4 4 Музыка Труд (технология) Физическая культура (Адаптивная физическая культура) 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 4 8 12 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Чтение Русский язык Окружающий мир Максимально допустимая недельная нагрузка Внеурочная деятельность Обязательные занятия по программе коррекционной работы Ритмика Социально-бытовая и пространственная ориентировка Социально-коммуникативное развитие Развитие зрительного восприятия Развитие психомоторики и сенсорных процессов Коррекционно-развивающие занятия и другие направления внеурочной деятельности Нравственное «Разговоры о важном» Социальное «Школа добрых дел» Общеинтеллектуальное «Мой друг компьютер» Общекультурное «Веселые нотки» Спортивно-оздоровительное «Подвижные игры» Всего 21 2 20 3 20 3 20 3 81 11 1 1 23 1 1 1 23 1 1 1 23 1 1 1 23 4 3 4 92 10 5 10 5 10 5 10 5 40 20 1 1 1 1 1 1 1 1 4 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 5 5 5 5 20 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 33 1 33 1 33 1 33 4 132 Язык и практика речевая Русский язык Чтение (литературное чтение) Математика Математика Естествознание Окружающий мир Искусство Рисование Технология Физическая культура V/4е Всего Учебный план для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью определяет основные образовательные направления, перечень учебных предметов, их распределение по годам обучения с учетом специфики обучения умственно отсталых учащихся и максимально допустимой нагрузки часов. Срок освоения учебных программ 5 лет в соответствии ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ № 1598 от 19.12.2014. Обязательная часть содержит перечень учебных предметов: русский язык, чтение (литературное чтение), математика, окружающий мир, музыка, рисование, труд (технология), физическая культура (адаптивная физическая культура). Увеличение часов на изучение учебного предмета «Русский язык» необходимо, так как данный предмет даёт фундамент для овладения умениями и навыками по всем другим дисциплинам, изучаемым в школе, формирует целостные смысловые основания самоопределения человека в социуме и обеспечивают стартовые возможности для детей с ОВЗ для продолжения образования. Нарушения зрения или его отсутствие выступают той проблемной зоной, при которой у обучающихся снижается темп работы на уроках, что требует дополнительного времени для качественного усвоения материала. Увеличение часов на изучение учебного предмета «Окружающий мир». Увеличение времени на 1 час помогает учащимся с нарушением зрения скорректировать недостатки знаний и представлений об окружающем мире, их познавательные возможности и интересы. Увеличение часов на изучение учебного предмета «Литературное чтение» связано с психофизическими особенностями обучающихся с ОВЗ, такими, как низкий темп чтения, обусловленный состоянием зрительного анализатора, нарушения устной речи. Кроме того, от того, как обучающийся умеет прочитать и понять прочитанное, зависит качественное усвоение и других предметов. Внеурочная деятельность, реализуется посредством таких направлений работы как нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное, доступные для данной группы обучающихся, и, обеспечивает личностное развитие слабовидящих обучающихся; Спортивно-оздоровительное направление: внеурочные занятия «Подвижные игры», утренняя зарядка, динамическая пауза, проводимая во время большой перемены, участие обучающихся в спортивных мероприятиях школы (в соответствии с планом школы), организация ежедневных прогулок на свежем воздухе. Духовно-нравственное направление: «Разговоры о важном», тематические классные часы, общешкольные уроки, экскурсии, библиотечные часы, музейные часы (регламентируется рабочей программой воспитателя, планом работы музея школы, библиотеки, общешкольным годовым планом внеурочной работы); организация и проведение предметных недель, участие обучающихся в фестивалях, творческих конкурсах, в мероприятиях при реализации годовых планов работы ДК ВОС, областной библиотеки для слепых. Социальное направление: проведение занятий «Школа добрых дел». Общекультурное направление: проведение занятий «Веселые нотки». Общеинтеллектуальное направление: «Мой друг компьютер». Коррекционно-развивающая область, коррекционные курсы направлены на минимизацию негативного влияния слабовидения на результат обучения и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии. Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы: ритмику, социально-бытовую и пространственную ориентировку, социально-коммуникативное развитие, развитие зрительного восприятия, развитие психомоторики и сенсорных процессов, которые являются обязательными и проводятся в форме групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Учебный план АООП УО (вариант 2) обучающихся I доп., V классов Предметные области Учебные предметы 1. Язык и речевая практика Речь и альтернативная коммуникация 2. Математика Математические представления Окружающий природный мир Человек 3. Окружающий мир Домоводство Окружающий социальный мир Музыка и движение 4. Искусство Изобразительная деятельность 5. Физическая культура Адаптивная физкультура 6. Технология Труд (технология) Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений I V/5г Всего доп./5г 3 3 6 2 2 2 1 2 3 2 17 4 2 2 2 3 2 3 3 3 23 6 4 4 4 3 3 5 6 5 40 10 Адаптивная физкультура 1 Речь и альтернативная коммуникация 2 Домоводство Музыка и движение 2 4 2 2 1 Окружающий социальный мир Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе) Внеурочная деятельность, в том числе Коррекционные курсы: 1. Сенсорное развитие 2. Предметно-практические действия 3. Двигательное развитие 4. Альтернативная коммуникация Внеурочная деятельность (по направлениям) 1. Разговоры о важном 2. В гостях у сказки 3. Веселые нотки 4. Игра и игрокоррекция Всего 1 1 2 2 21 29 50 10 6 2 1 1 2 4 1 1 1 1 31 10 6 2 1 1 2 4 1 1 1 1 39 20 12 4 2 2 4 8 1 1 1 1 70 Учебный план для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития а вариант АООП УО фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Структура учебного плана включает две части: обязательная часть, включает шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами; часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает: коррекционные курсы, проводимые различными специалистами; внеурочные мероприятия. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план (далее - ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объем нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП. Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Педагогический работник проводит урок для состава всего класса или для группы обучающихся, а также индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных занятий не должна превышать 25 мин., фронтальных, групповых и подгрупповых занятий - не более 40 минут. При организации образования на основе СИПР индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться. Так, с учетом федерального учебного плана организация, реализующая вариант 2 АООП, составляет ИУП для каждого обучающегося, в котором определен индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов с указанием объема учебной нагрузки. Различия в индивидуальных учебных планах объясняются разнообразием образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. В индивидуальных учебных планах обучающихся с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как правило, преобладают занятия коррекционной направленности. У обучающихся с менее выраженными нарушениями развития больший объем учебной нагрузки распределится на предметные области. Для обучающихся, особые образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, учебная нагрузка для СИПР формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом. Некоторые обучающиеся, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий. Исходя из психофизических особенностей обучающихся, на основании рекомендаций ПМПК и ИПР инвалида на изучение отдельных предметов добавлены часы из части, формируемой участниками образовательных отношений: - «Речь и альтернативная коммуникация» - 2 часа (I доп., V классы); - «Домоводство» - 2 часа (V класс); - «Окружающий и социальный мир» - 2 часа (V класс); - «Адаптивная физкультура» - 1 час (I доп. класс); - «Музыка и движение» - 1 час (I доп. класс). Увеличение часов на изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» объясняется тем, что особенностью данной категории детей являются затруднения способов коммуникации, проблемы с выражением своих мыслей и желаний. Понимание и использование речи происходит с запаздыванием. Большее внимание следует уделять формированию способности общаться, налаживать контакты, умению отвечать на вопросы взрослого и сверстника, поддерживать стремление, самому задать вопрос, проявить инициативу. Увеличение количества часов на изучение предмета «Окружающий социальный мир» обусловлено отставанием развития сенсорного восприятия, что в условиях зрительной депривации негативно сказывается на формировании представлений об окружающем мире, помогает скорректировать недостатки знаний и представлений об окружающем мире, их познавательные возможности и интересы. Увеличение количества часов на изучение предмета «Музыка и движение» помогает развитию эмоциональной и двигательной отзывчивости на музыку. Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) реализуются через коррекционные курсы «Предметно-практическая деятельность», «Сенсорное развитие», «Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация. Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. «Разговоры о важном». Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. «В гостях у сказки». Актуальность программы обусловлена необходимостью проведения развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленных на укрепление эмоциональной стабильности, волевых качеств, коммуникативных навыков. Развитие эмоциональноволевой, познавательной сферы, обучение искусству расслабления и управлению своим телом происходит через знакомство со сказками. Через сказки дети получают знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни, учатся преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. «Веселые нотки». Цель: расширение представлений о мире музыки, знаний обучающихся о музыкальных инструментах, приобретение опыта игры на музыкальных инструментах. «Игра и игрокоррекция». Игра является средством обогащения и уточнения представлений, создает условия для освоения способов поведения в тех или иных жизненных ситуациях, способствует формированию произвольности поведения. Организация промежуточной аттестации обучающихся. Промежуточная (годовая) аттестация осуществляется по всем предметам учебного плана и представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих образовательную деятельность и развитие ребенка. К аттестации обучающегося желательно привлекать членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций. Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно - оценочных процедур. На основе данного учебного плана составляются СИПР и индивидуальные учебные планы для обучающихся на дому.