Пояснительная записка Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский. Слабовидящие дети, в силу ограниченности жизненного опыта, ввиду неразвитости зрительного анализатора, неразвитости коммуникативных навыков, замкнутости, неверием в свои силы, нуждаются в специальной педагогической поддержке, направленной на развитие у них ключевых социальных компетенций и творческих способностей. Музыка, пение, движение, элементы театрализации помогают развитию образности, фантазии, ориентировке в пространстве, что особенно важно для слабовидящего ребёнка. Находясь в школе – интернате с понедельника по пятницу, дети имеют возможность вовлекаться в музыкальную деятельность во внеурочное время. Рабочая программа по художественному творчеству «Весёлые нотки» рассчитана на учащихся 1 – 4 классов и направлена на развитие совместного музыкального творчества учащихся, организации их досуга, проведения праздников. Цель программы: расширение музыкального кругозора, знаний обучающихся о музыкальном творчестве, произведениях народной и авторской музыки, развитие воображения, способности передавать свои впечатления разных форм и жанров, формироватьэстетические вкусы и идеалы.от прослушивания музыки. Задачи: - воспитать интерес и любовь к музыкальному искусству. - научить воспринимать музыку, вокальные произведения, как важную часть жизни каждого человека; - развить индивидуальные творческие способности детей. - помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности; - расширить знания обучающихся о музыкальной истории Родины, её певческой культуре, певческих традициях. Данная программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Национальный проект «Образование» 01.01.2019 - 31.12.2024: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка». Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009 г. Программа воспитания обучающихся ГБОУ СО «ЕШИ №10. АООП НОО ОВЗ ГБОУ СО «ЕШИ №10» Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ Департамента государственной политик в сфере воспитания детей и молодёжи от 18 августа 2017 года N 09-1672 Программа «Музыка 1-4 классы» авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. 2011г. Программа внеурочной деятельности «Весёлые нотки» основывается на принципах: Принцип ориентации на идеал. Принцип диалогического общения. Принцип увлечённости. Принцип триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя. Принцип тождества и контраста. Принцип интонационности. Принцип опоры на отечественную музыкальную культуру. В основу данной программы положена программа «Музыка 1-4 классы» авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. 2011г. Для программы внеурочной деятельности из данной программы частично взяты теоретические темы, элементы музыкальной грамоты, отдельные примеры музыкального репертуара. Добавлен музыкальный материал, для того, чтобы уделить внимание развитию образности, слуха, ритма, театрализации. Подобран репертуар с учётом выступлений на различных мероприятиях и праздниках. Взаимосвязь с программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций Примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося. Это проявляется: в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания; в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается Примерной программой воспитания. Программа рассчитана на 1 ч. в неделю на 1 год об. – 34 ч. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Веселые нотки» Личностные результаты: - развитое музыкально – эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально – ценностном отношении к искусству; - реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов; - позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей. Метапредметные результаты: - ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач; - наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности. (По разделам в соответствии с тематическим планированием) 1. Введение, владение своим голосовым аппаратом. Объяснение целей и задач вокального творчества. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. 2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания. Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. 3. Речевой хор. Развитие слухового восприятия. Слуховой контроль за звукообразованием. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Чистое интонирование. Унисон. Овладение собственной манерой вокального исполнения. Вокальные навыки. Выявление индивидуальных красок голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. 4. Музыкально – ритмические упражнения. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник». Использование элементов ритмики. Движения под музыку. 5. Навыки сочетания музыки и движения. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. Работа над сценическим образом. 6. Слушание музыки. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудиои видеозаписей. Посещение театров, концертов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями. 7. Работа над репертуаром. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. 8. Концертная деятельность. Сценическая культура. Выступление солистов и группы (дуэт). Праздники, выступления. Тематическое планирование по программе внеурочной деятельности «Веселые нотки» № п/п Тема занятия Форма проведения занятия Тематичес кое занятие Количество часов 1 Введение. Знакомство с голосовым аппаратом. Звуки и краски голоса. 2 Певческая установка. Унисон. Тематичес кое занятие 1 3 «Осень: поэт, художник, композитор». Тема осени в произведениях композиторов. 1 4 Озорные песенки из мультфильмов. Занятие – презента ция Занятие викторина 5 Дирижёрский жест. Дикция. Тематичес кое занятие 1 6 Дыхание. Виды дыхания. Цепное дыхание. 1 7 Знакомство с Гимном РФ. Тематичес кое занятие Тематичес кое занятие 8 Вокальный портрет сказочных героев. 1 9 «Ровно 7 цветов у радуги, а у музыки – 7 нот». Комплексно е занятие Тематичес кое занятие 10 Мелодия – душа музыки. Музыкальная викторина «Угадай-ка». Разучивание гимна Занятие викторина 1 ЦОР/ЭОР 1 1 1 1 https://yandex.ru/video/pre view/878244538974278996 9 https://yandex.ru/video/pre view/124761949698308190 84 https://yandex.ru/video/pre view/211945819822567081 5 11 12 13 РФ. Песни из любимых детских кинофильмов. Тембр – окраска звука. Темп – скорость музыки. Ритм – основа жизни и музыки. Зима: поэт, художник, композитор Тема зимы в произведениях композиторов. 14 Песни о зиме. 15 «Вокруг ёлки хоровод. Улыбка – это здорово!» Новый год стучится в окна. Путешествие по новогодней планете. 16 17 Работа над исполнением гимна РФ. 18 П.И.Чайковский. «Детский альбом». 19 Картины природы в песнях и сказках. 20 Два брата лада. Мажор. Минор. 21 Инсценирование народных песен. 22 Два брата лада. Мажор. Минор. 23 «Наша армия – самая сильная». 24 Концерт «Милая мама». 25 Мои любимые песни. Весёлый праздник «Масленица». 26 Два брата лада. Мажор. Минор. 27 Весна: поэт, художник, композитор. Тема весны в произведениях композиторов 28 Дружная семья. «Музыкальная азбука». 29 «Маленькая страна – школа моя». 30 Работа над исполнением Гимна РФ 31 32 33 Занятие – путешест вие Тематичес кое занятие 1 Комплекс ное занятие 1 1 https://yandex.ru/video/pr eview/142665063127552 21255 Занятие 1 конкурс Тематичес 1 кое занятие Занятие 1 путешествие Тематичес кое занятие Занятие – музыкаль ная гостиная Тематичес кое занятие Тематичес кое занятие Занятие конкурс Тематичес кое занятие Тематичес кое занятие Празднич ный концерт Тематичес кий праздник Тематичес кое занятие Комплекс ное занятие 1 1 «Нам мир завещано беречь». Песни военных лет. «Лето: поэт, художник, композитор». Природа в музыке. Тематичес кое занятие Тематичес кое занятие Тематичес кое занятие Тематичес кое занятие Комплекс ное занятие Праздник в школе «Последний звонок». Концерт 1 1 https://yandex.ru/video/pre view/623878540773845434 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 https://youtu.be/nEDfZy3 0cX0?si=vHLvZGKhhmHLVLP 1 1 1 1 nsportal.ru›nachalnaya… v-tvorchestvekompozitorov… 34 «Сколько песен мы с вами вместе». До новых встреч с музыкой. Занятие викторина 1 Требование к уровню подготовки: Предполагается, что к концу учебного года учащиеся покажут себя, как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально – хоровыми навыками: - пение в унисон; -певческий диапазон в пределах 1,5 октавы; - передача простого ритмического рисунка; - чёткая дикция; - свободное владение дыханием; - способность передать характер произведения; - владение динамикой р – мf; - репертуар 6 – 8 песен; - музыку разного эмоционального содержания; - музыкальные жанры (песня, танец, марш); - одно-, двух-, трёхчастные произведения, куплетную форму; - средства музыкальной выразительности: темп, динамику, мелодию, ритм; - музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян; - знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дузт, хор. В ходе реализации программы используются следующие виды организации занятий: занятие-концерт, занятие-путешествие, конкурс, творческая встреча и др. Применяются также различные формы работы (по характеру отношений): групповые, подгрупповые, индивидуальные. Групповая форма - это работа с постоянной группой учащихся в течение определенного от резка времени. Подгрупповая форма - это работа с отдельными учащимися для разучивания, отработки отдельных номеров. Индивидуальная форма – это работа с одним учащимися для разучивания сольного номера, или для совершенствования вокального мастерства. Используемые педагогические технологии гуманно-личностные технологии технология развивающего обучения технология активизации творческой деятельности игровые технологии индивидуализация обучения Используемые современные информационные и мультимедийные технологии: - информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыкальных произведений. - поиск музыкальных произведений в сети Интернет. • • В процессе обучения используются следующие средства : - словесно-логические: учебные пособия, литература по музыкальному искусству, нотный материал, музыкальные энциклопедии и словари; - наглядно-образные: аудио-видеозаписи, портреты композиторов и исполнителей, просмотр концертных выступлений, слайды; - действенно-практические: . помещение для занятий ; • ТСО (музыкальный центр); • Фортепиано фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи); ПК. Формы проведения занятий: - занятия-путешествия, - тематические праздники, - музыкальные гостиные, - открытые семейные праздники, - конкурсы Календарно-тематическое планирование Четверть Неделя. Iчетверть 1-я неделя. 2-я неделя. 3-я неделя. 4-я неделя. 5-я неделя. 6-я неделя. 7-я неделя. Темы занятий. Введение. Знакомство с голосовым аппаратом. Звуки и краски голоса. «Осень: поэт, художник, композитор». Певческая установка. Унисон. Озорные песенки из мультфильмов. Дирижёрский жест. Дикция. Дыхание. Виды дыхания. Цепное дыхание. Знакомство с Гимном РФ. Вокальный портрет сказочных героев. «Ровно 7 цветов у радуги, а у музыки – 7 нот». Кол – во Часов. 1 1 1 1 1 1 1 Примеч ание. II четверть. 8-я неделя. 9-я неделя. 10-я неделя. 11-я неделя. 12-я неделя. 13-я неделя. 14-я неделя. 15 неделя. 16-я неделя. Мелодия – душа музыки. Музыкальная викторина «Угадай-ка». Разучивание гимна РФ. Песни из любимых детских кинофильмов. Тембр – окраска звука. Темп – скорость музыки. Ритм – основа жизни и музыки. Зима: поэт, художник, композитор Вокальный портрет сказочных героев. П.И. Чайковский. «Детский альбом». Комплексное занятие «Вокруг ёлки хоровод. Улыбка – это здорово!» Новый год стучится в окна. Путешествие по новогодней планете. 1 Работа над исполнением гимна РФ. П.И.Чайковский. «Детский альбом». Динамика – сила звука. Картины природы в песнях и сказках. Мои любимые песни. Весёлый праздник «Масленица». Репетиция праздничного концерта. Инсценирование народных песен. Концерт «Милая мама». Два брата лада. Мажор. Минор. Весна: поэт, художник, композитор. Природа в музыке. Образы родной природы в музыке русских композиторов. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 III четверть. 17 – я неделя. 18-я неделя. 19-я неделя. 20-я неделя. 21-я неделя. 22-я неделя. 23-я неделя. 24-я неделя. 25-я неделя. 26-я неделя 1 1 1 1 1 1 1 Музыкальная «шкатулка». 1 IV четверть. 26-я неделя. 27-я неделя. 28-я неделя. Дружная семья. «Музыкальная азбука». Исполнение Гимна РФ. Инсценирование песен, музыкальных сказок. Русские посиделки. 1 1 1 29-я неделя. 30-я неделя. 31-я неделя. 32-я неделя. 33-я неделя. 34-я неделя. «Добрым быть совсем не просто». «Нам мир завещано беречь». Песни военных лет. «Лето: поэт, художник, композитор». Природа в музыке. «Маленькая страна – школа моя». Праздник в школе «Последний звонок». «Сколько песен мы с вами вместе». До новых встреч с музыкой. Итого 1 1 1 1 1 34 часа. Мониторинг образовательных результатов и творческих достижений обучающихся осуществляется в следующих формах: коллективный занятие, контрольное занятие, зачёт, отчётный концерт, выступление на внеклассных мероприятиях, выступление на школьных, городских, областных конкурсах, фестивалях и др. Прослеживание индивидуально-личностного развития обучающихся осуществляется в процессе педагогического мониторинга (мониторинг воспитанности обучающихся VI раздел «Ценностное отношение к прекрасному»),анализ наблюдений и результаты коллективных обсуждений, анкетирование. Список литературы. 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1: Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с. – (Классному руководителю). 2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2: Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 224с. – (Классному руководителю). 3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. — М.: ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»). 4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки). 5. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно – методическая разработка. – М.: 1999. 6. Голубев П.В. Советы молодым педагогам – вокалистам. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. 7. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1: Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с. – (Классному руководителю). 8. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2: Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 224с. – (Классному руководителю). 9. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. — М.: ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»). 10. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки). 11. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно – методическая разработка. – М.: 1999. 12. Голубев П.В. Советы молодым педагогам – вокалистам. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. 13. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства - Изд. 2-е – Ростов на Дону: Феникс, 2007. 14. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПБ.: Издательство «Лань»; 15. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1-4 классы. Просвещение, 2007, 2011, с изменениями. 16. Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»). 17. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. 18. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. — Волгоград: Учитель, 2005. – 99с. 19. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика). 20. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил. 21. Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 1. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.