Мир своими руками

Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и
одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность
принимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для
удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, участия в самоуправлении
и общественно полезной деятельности.
Данная программа создает условия для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации обучающихся. Программа педагогически
целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных
способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей
интереса к различным видам творческой деятельности, умению самостоятельно организовать свое
свободное время.
Программа предусматривает преемственное развитие знаний и умений, полученных
обучающимися в 1- 4 классах. В программе рассматриваются разные виды деятельности: работа с
природным материалом, папье- маше, нетканый гобелен, работа с пластилином, работа с соленым
тестом, лепка из глины, изонить. Возможность участия школьников в проектной и творческой
деятельности. Кроме того, слабовидящие дети постоянно имеют дело с предметным миром и
активно воздействуют на него при моделировании, конструировании, вырезании, склеиванииизготовления изделий из бумаги, картона, ткани, ниток, природного материала и т. д.; у них
происходит развитие восприятия цвета, формирование целостного образа, пространственных
представлений, освоение измерительных действий и способов измерения. Правильно
организованная система внеурочной декоративно-прикладной деятельности представляет собой ту
сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные
потребности и способности каждого обучающегося.
Цель программы:
Воспитание творческого отношения к учению и труду, создание условий для освоения
обучающимися различных видов и приёмов декоративно-прикладной деятельности в
рамках внеурочных занятий.
Задачи:
1.
Воспитание
трудолюбия,
способности
к
преодолению
трудностей,
целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
2.
Включение обучающихся в разностороннюю деятельность, организация досуга
3.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками в решении общих задач.
4.
Развитие социальных контактов детей с ОВЗ через участие в различных конкурсах,
фестивалях, благотворительных акциях
Коррекционные:
1.Коррекция различных нарушений познавательной, эмоциональной, волевой сфер.
2.Развитие сохранных анализаторов
3.Развитие двигательной координации , пластики рук, раскованности локтевого сустава,
мелкой моторики рук свидетельствуют о наличии у них большого интереса, желания.
При этом координируется работа пальцев и мозга, повышается активность правого
(творческого) полушария головного мозга и уравновешивается работа обоих полушарий. Всё
это приобретает особую значимость в связи с тем , что из-за недостаточной ориентации в
пространстве дети скованы, ограничены в двигательных проявлениях.
3.Обогащение словарного запаса, выражение с помощью слов характера заданий,
пользование специальной терминологией, знание технологических операций.
Нормативно-правовой основой рабочей программы «Мир своими руками»
является:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в
Российской Федерации".
- Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ
О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся.
- Национальный проект «Образование» 01.01.2019 - 31.12.2024: «Современная
школа», «Успех каждого ребёнка».
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, 2009 г.
- Программа воспитания обучающихся ГБОУ СО «ЕШИ №10.
- Положение о рабочей программе внеурочной деятельности
Система занятий построена с учетом общедидактических и коррекционных принципов:
 Принцип воспитывающего обучения;
 Принципы последовательности, преемственности, систематичности;
 Принцип наглядности;
 Принцип активности и самостоятельности;
 Принцип посильности и доступности;
 Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
 Принцип сознательности;
 Принцип учета объема и степени разнообразия материала;
 Принцип усложнения материала;
 Овладение основными закономерностями и пропорции;
 Опора на лучшие образцы декоративно- прикладного искусства.
В основу данной программы положены:
- Примерные программы по учебным предметам «Технология» 5- 9 классы. Стандарты второго
поколения. – М.: «Просвещение», 2010.
- примерная программа по внеурочной деятельности «Волшебная бумага» (1 – 4 класс) Т. В.
Соколова, 2008 год
При разработке программы ориентирами также являлись:
 Образовательная программа по курсу «Технология» Б. М. Неменского
«Изобразительное искусство и художественный труд»;
 Образовательная программа Н. М. Конышева «Художественный труд»;
 Требования к оформлению рабочих программ, утвержденных методическим советом
ГКОУ СО ЕШИ № 10;
 Требования к специфике обучения детей с нарушениями в развитии;
 Литвак А. Г. Восприятие слепых и слабовидящих// Общая психология. М., 1985.
Планируемыми результатами освоения программы внеурочной деятельности выступают
личностные и метапредметные результаты.
Личностные результаты:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России.
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе

формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия и
социально значимом труде.
3. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и
других видов деятельности.
4. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
5. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач.
6. Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со
взрослым и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
7. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
дополнительной литературы и других поисковых систем.
Содержание программы:
Пятый год обучения
Тема 1. Работа с природным материалом. ( 8 часов)
Введение. Виды декоративно- прикладного творчества. Сбор и заготовка материала. Сбор
и заготовка материала. Организация рабочего места и правила изготовления поделок.
Панно «Ах, лето». Панно «Осенний листопад». Изготовление своей творческой работы.
Практическая работа: Выполнение композиций из природного материала, выставка.
Тема 2. Папье- маше (13 часов).
Знакомствос направлением ДПИ- папье- маше. Виды и техника выполнения папье- маше.
Подготовка рабочего места, техника безопасности и правила изготовления изделий.
Изготовление тарелки из газет. Изготовление плоскостных изображений на основе.
Изготовление масок.
Практическая работа: Выполнение творческих проектов.
Тема 3. Нетканый гобелен (13 часов).
Знакомство с направлением в ДПИ. Подготовка материала.Панно «Цыпленок». Панно
«Медвежонок». Панно «Улитка». Выполнение творческих работ по собственным эскизам.
Выставка творческих работ.
Практическая работа: Выполнение творческих работ.
Шестой год обучения
Тема 1. Нетканый гобелен. Работа с природным материалом. (16 часов).

Организация рабочего места. Выбор и подготовка материала. Панно с использованием
природного материала «Рыбка». Панно с использованием природного материала
«Аквариум» (групповая работа). Панно с использованием природного материала «Ежик».
Панно с использованием природного материала «Букет цветов» (групповая работа).
Изготовление снежинок, украшений на новогоднюю елку. Панно «Снежные мотивы».
Практическая работа: Изготовление своих творческих замыслов. Выставка.
Тема 2. Работа с пластилином «Живописный пластилин» (10 часов).
Введение. Знакомство с данной техникой. Виды и техника выполнения работ. Подготовка
рабочего места, техника безопасности и правила изготовления изделий. Изготовление
декоративной тарелки. Изготовление вазы из бутылки, банки с использованием
природного материала. Изготовление своих творческих замыслов на картонной основе.
Практическая работа: Выполнение творческих работ.
Тема 3. Работа с « Соленым тестом»(8 часов)
Введение. Знакомство с технологическим процессом приготовления материала.
Организация рабочего места, техника безопасности и правила изготовления изделий.
Изделие « Кошка». Изделие « Сова». Изготовление изделия по собственному замыслу.
Выставка творческих работ.
Практическая работа: Выполнение творческих работ. Выставка.
Седьмой год обучения
Тема 1. Работа с глиной(15 часов).
Знакомство с материалом, что нам подарила природа (беседа о свойствах
глины.Эксперименты с глиной). Можно ли менять форму камня и глины. «Волшебная
керамика». «Изразцы из русской печи». «Посудка для куклы». Лепка силуэта кувшинчика.
Лепка игрушки из глины. «Глиняная птичка». «Город мастеров».
Практическая работа: Изготовление, роспись и выставка своих изделий.
Тема 2.Изонить(19 часов).
Введение. Знакомство с техникой изонить. Просмотр фильма. Инструктаж по технике
безопасности. Инструменты и приспособления. Вышивание окружности. Вышивание угла.
Вышивание треугольника. Вышивание овала. Вышивание сердечка. Закладка. Вышивание
прямого угла. Изготовление творческих работ.
Практическая работа: Выполнение композиций в технике изонить, выставка.
Формы проведения занятий:
 Беседы, из которых дети узнают много новой информации,
 Практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления
собственных незабываемых открытий,
 Экскурсии на выставки прикладного творчества,
 Просмотр кинофильмов,
 Участие в творческих тематических выставках, а также в областных конкурсах
«Ручейки добра», «Пасхальный перезвон»,
 Участие в благотворительных акциях и акциях милосердия («Ангел надежды»),
 Тематические праздники,
 Встречи с интересными людьми,
 Творческие презентации и проекты,
 Проведение творческих часов совместно с родителями,
 Ярмарки,
 Конкурсы,
 Фестивали,
 Экскурсии,

 Творческие интегрированные занятия с использованием музыкального
сопровождения,
В ходе реализации программы используются следующие формы работы:
 Фронтальная - Огромное значение при работе со слабовидящими детьми имеет
правильная организация занятия с учетом всех современных методических и
гигиенических требований, комфортных и благоприятных условий. На занятиях
проводятся специальные упражнения по развитию зрительного восприятия.
Офтальмологическая пауза, обыгрываемая игровым моментом. Большое
коррекционное значение имеет проговаривание специальных терминов, названий
операций при анализе объекта труда, знакомстве с технологической и
инструкционной картой. Это развивает речь учащихся, позволяет вовремя исправить
неточности и скорректировать план работы.
 Групповая– Дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создает
условия для позитивно направленных: самопознания, эстетического самоопределения,
художественно – творческой самореализации.
 Игровая – Ролевые игры позволяют детям углублять и расширять свои личностные
качества: смелость, решительность, организованность и т. д. и соотносить их с
личностными качествами своих товарищей, производя оценку и анализ своих
действий и сопоставляя их с реальными действиями в жизни.
 Индивидуальная – Главным достоинством индивидуального обучения
приминительно к трудовой деятельности то, что она позволяет полностью
адаптировать содержание, методы, темпы деятельности ребенка к его
особенностям, следить за каждым его действием и операции при решении
конкретных технологических задач; наблюдать за его продвижением от незнания к
знанию, от неумения к умению, вовремя вносить необходимую коррекцию в
трудовую операцию; приспосабливаться к постоянно меняющейся, но
контролируемой ситуации. При этом необходимо «оставлять ученику возможность
работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен»







Используемые педагогические технологии
гуманно-личностные технологии
технология сотрудничества
технология развивающего обучения
технология активизации творческой деятельности
разноуровневое обучение
индивидуализация обучения

Используемые современные информационные и мультимедийные технологии
( записи и воспроизведения музыкальных произведений, художественных образов.
Просмотр мультипликационных и познавательных фильмов. Просмотр технологического
изготовления изделий и др.)
А также различные методы реализации программы:
 Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, дискуссия);
 Наглядный(иллюстрации,наблюдение, работа по образцу, самостоятельное
использование технологических карт изготовления изделия);
 Практический(самостоятел выполнение работ по инструкционным картам, схемам);
 Репродуктивный(дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности);

 Частично – поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом);
 Стимулирования интереса и развития мотивации (побуждает поведение, направляет
и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.Создание ситуации
«успеха», эмоционально – нравственных переживаний; помогают игровые формы,
дидактические и ролевые игры, путешествия и т. д.)
 Творческого самовыражения (самостоятельное выполнение творческих заданий,
защита творческих и исследовательских проектов).
В процессе обучения используются следующие средства :
- словесно-логические (учебные пособия, литература по искусству, технологические
карты по выполнению работ, образцы изделий);
- наглядно-образные (аудио-, видеозаписи, просмотр мультипликационных и
познавательных фильмов, иллюстрации, технологические карты, выполнение обучающих
операций педагогом, раздаточный материал);
- действенно-практические (инструменты и приспособления, шаблоны, образцы изделий,
творческие задания).
Календарно-тематическое планирование.
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю: 5 год обучения – 34 ч, 6 год обучения – 34 ч,
7 год обучения – 34 ч.
Учебно – тематический план программы дополнительного художественного
образования детей, ГКОУ СО ЕШИ № 10 «Волшебное превращение бумаги»
№ Наименование разделов, блоков, тем
п/п
Пятый год обучения
Работа с природным материалом.
1 Введение. Виды декоративноприкладного творчества.
2
3
4
5
6
7
8

9

Сбор и заготовка материала.
Сбор и заготовка материала.
Организация рабочего места и правила
изготовления поделок
Панно «Ах, лето»
Панно «Осенний листопад»

Количество часов
ЦОР/ЭОР
теории
практики
3
1

5
https://rutube.ru/video/
32973ecb70190b7d73d
8cdb7bbdf4848/?r=wd

1
1
1

1

1
1

Изготовление своей творческой работы
Папье- маше
1
Знакомство с направлением ДПИ- папьемаше

1
12
1

Виды и техника выполнения папье- маше.

1

10 Подготовка рабочего места, техника
безопасности и правила изготовления
изделий.
11 Изготовление тарелки из газет.

https://vk.com/video24
0936078_456239774

https://rutube.ru/video/
bd612013ca2030bf763
04a764c3b1f86/
https://rutube.ru/video/
edb609435edf7abe44c52
8e5ea073be1/?r=wd

1

3

https://rutube.ru/video/
4472aaa161f4622c391
41c370960ccef/?r=wd

12 Изготовление плоскостных изображений
на основе.
13 Изготовление масок.
1
14 Нетканый гобелен.
1
15 Знакомство с направлением в ДПИ.
1
Подготовка материала.
16 Панно «Цыпленок»

3

17 Панно «Медвежонок»

1

18 Панно «Улитка»
19 Выполнение творческих работ по
собственным эскизам.
20 Выставка творческих работ.
Итого:
Шестой год обучения
Нетканый гобелен
1 Организация рабочего места. Выбор и
подготовка материала.
2 Панно с использованием природного
материала «Рыбка».
3 Панно с использованием природного
материала «Аквариум» (групповая
работа).
4 Панно с использованием природного
материала «Ежик».
5 Панно с использованием природного
материала «Букет цветов» (групповая
работа).
6 Изготовление снежинок, украшений на
новогоднюю елку.

1
7

7

5

3
12
1
1

1
29

1

15
1

1

1

Панно «Снежные мотивы».

https://rutube.ru/video/
635e2cccc30d84ae881
053788990e756/?r=wd
https://rutube.ru/video/
4885294e9c7ea80fd4ac
084f56200d71/?r=wd

4

2
3

2

2

Работа с пластилином «Живописный
2
пластилин».
8 Введение. Знакомство с данной техникой. 1
9 Виды и техника выполнения работ.
1
10 Подготовка рабочего места, техника
безопасности и правила изготовления
изделий.
11 Изготовление декоративной тарелки.
12 Изготовление вазы из бутылки, банки с
использованием природного материала.

8

13 Изготовление своих творческих замыслов
на картонной основе.
Работа с «Соленым тестом».
2

3

https://rutube.ru/video/
27cf49237057096e021
cc64e863c0188/?r=wd
https://rutube.ru/video/
4d5302c9146d830f6e4
7794217828ac8/?r=wd

1
1
1

1
1

6

https://rutube.ru/video/
9876ca23db174ac9abc
51c1ce2a38816/?r=wd

14 Введение. Знакомство с технологическим 1
процессом приготовления материала.

1

15 Организация рабочего места, техника
безопасности и правила изготовления
изделий.
16 Изделие «Кошка».
17 Изделие «Сова».
18 Изготовление изделия по собственному
замыслу.
19 Выставка творческих работ.
Итого:
Седьмой год обучения
Работа с глиной
1 Знакомство с материалом, что нам
подарила природа (беседа о свойствах
глины. Эксперименты с глиной).
2 Можно ли менять форму камня и глины.

1

3
4
5
6
7
8

«Волшебная керамика».
«Изразцы из русской печи».
«Посудка для куклы».
Лепка силуэта кувшинчика.
Лепка игрушки из глины.
«Глиняная птичка».

1

1
1
1

5

1
29

3
1

12
1

1

1
1

«Город мастеров». Изготовление и
выставка своих изделий.
Изонить
2
10 Введение. Знакомство с техникой изонить.1
Просмотр фильма.
9

11 Инструктаж по технике безопасности.
Инструменты и приспособления.
12 Вышивание окружности.

2
1
2
1
2

https://rutube.ru/video/
e61cc5bf62df82213eee
02051e5d35f7/?r=wd

https://rutube.ru/video/
c3747a8db40a8766aecf
f4b0da5358a3/?r=wd

17
https://rutube.ru/video/
bcd93eea536851dd9c7
d892f98db2c6e/?r=wd

1
2
2

14 Вышивание треугольника.

3

Вышивание овала
Вышивание сердечка.
Закладка.
Вышивание прямого угла.
Изготовление творческих работ.
Итого:

https://vk.com/video148569250_456244889

2

13 Вышивание угла.

15
16
17
18
19

https://rutube.ru/video/
829f309d39d42cfd548
b51e47fbe4f39/?r=wd

5

2
2
2
2
2
29

https://vk.com/video22
8256352_456239049
https://rutube.ru/video/
a246d1e728570a67e58
4c03715611512/?r=wd
https://vk.com/video109436995_456245206

Формы и виды контроля
Виды контроля
содержание
методы
Вводный
Области интересов и
Беседы, наблюдение,
склонностей. Уровень
просмотр творческих
ЗУНов по искусству.
работ учащихся
Текущий
Освоение учебного
Творческие и
материала по темам,
практические
разделам
задания, выполнение
образцов,
упражнения
Творческий потенциал
Наблюдение, игры,
учащихся
упражнения.
Участие в школьных,
городских,
областных
выставках.
Оценка
Наблюдение,
самостоятельности,
проектная
возможностей,
деятельность
способность к
самоконтролю
Коррекция
Успешность выполнения
Индивидуальные
учащимися задач учебнозанятия, помощь в
тематического плана
самореализации,
самоконтроле
Итоговый
Контроль выполнения
Зачетные, творческие
поставленных задач.
работы. Создание
Уровень творческого роста портфолио учащихся.
Выполнение
творческого проекта

Сроки контроля
Сентябрь
По каждой теме

Ноябрь
Декабрь
В течение года
1 раз в полугодие

В течение года

Апрель
Май

Ученик должен знать:
1.Правила техники безопасности.
2.Основные понятия по направлениям ДПИ.
3.Оборудование рабочего места, материалы, инструменты, приспособления для работы.
4.Технологическую последовательность выполняемой работы.
5.Особенности создания художественного образа (проектирование изделий ДПИ).
6.Способы лепки из пластилина и глины.
7.Способы художественно- графического изображения.
Ученик должен уметь:
1.Выполнять правила техники безопасности.
2.Качественно выполнять каждую работу.
3.Уметь пользоваться инструментами и приспособлениями.
4.Добиваться выразительности своих работ.
5.Лепить предметы простой и сложной формы.
7.Лепить по представлению и с натуры.
8.Составлять композиции.
9.Оформлять композиционно свои работы.
Мониторинг образовательных результатов и творческихдостиженийобучающихся
осуществляется в следующих формах: коллективные занятия, контрольные занятия,

участие на внеклассных мероприятиях, участие на школьных, районных, городских,
областных конкурсах, фестивалях, выставках детского художественного творчества
Прослеживание индивидуально-личностного развития обучающихся
осуществляется в процессе педагогического мониторинга: наблюдение за личностным
ростом детей, индивидуальная карта развития обучащихся, анализ наблюдений и
результаты коллективных обсуждений, самостоятельное выполнение творческих работ,
творческое самовыражение, инициатива участия в разных мероприятиях.
Список литературы
1. Алексеев О. Л. Теоретические основы учебной тифлотехники. – Екатеринбург:
1992.
2. Батраков С. Н. эстетическое начало в деятельности педагога./Психолгические
аспекты гуманизации педагогического процесса/ - Ярославль: 1991.
3. Васильева Л.,- Гангнус. Уроки занимательного труда. – М.: Педагогика, 1987.
4. Власова Т. А. Каждому ребенку – надлежащие условия воспитания и обучения.
Хрестоматия. Дети с нарушением в развитии. – М.: 1995.
5. Возвращение к истокам: Учебно- методическое пособие./ Под редакцией Т. А.
Шпикаловой. – 2000. – 272 с.
6. Выгодский Л. С.
Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:
Просвещение, 1999.
7. Выгодский Л. С. Мышление и речь.- М.:1998.
8. Выгодский Л. С. Психология искусства.- М.: 1968.
9. Границкая А. С. Научиться думать и действовать. Адаптивная система обучения в
школе.- М.: Просвещение, 1991.
10. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя/Д, В, Григорьев, П, В, Степанов.- М,:
Просвещение, 2010.
11. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и
воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2000.- 240 с.
12. Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей.- М.:
«Просвещение», 1996.- 64 с.
13. Земцова М. И. Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих. Изд.
«Просвещение», 1989.- 345 с.
14. Инге Унт Индивидуализация и дефференциация обучения.- М., 1990.
15. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.Азбука нравственности. / Э. Козлов, В. Петрова,
И. Хомякова //Воспитание школьников.- 2004- 2007.- №1- 9.
16. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни.- М.: ЗАО «ЭДИПРЕССКОНЛИГА», 2004.
17. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина
России [Текст] – М.: Просвещение, 2011. 25 с.
18. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть,
ценить, создавать красоту.- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2003.- 234с.
19. Литвак А. Г. Восприятие слепых и слабовидящих// Общая психология. М.,1985.
20. Лурье Н. Б. Коррекционно- воспитательная работа со слабовидящими
школьниками.- М.: «Просвещение», 1979.-102 с.
21. Морозова Н. Ф. Формирование познавательных интересов у аномальных детей.
Изд.»Просвещение», 1989.
22. Неменский Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания.- М.:
1987.

23. Организация учебных занятий в специальных общеобразовательных школахинтернатах для слабовидящих детей.- М., 1978.
24. Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам
художествен- творческой деятельности.- Волгоград: Учитель, 2008.- 139 с.
25. Плаксина Л. И. Психолого- педагогическая реабилитация инвалидов средствами
творческой деятельности.- М., 2000.
26. Примерная основная образовательная программа основного общего образования
[Текст] / сост. Е. С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010.-204с.
27. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся основного общего
образования [Текст]- М.: Просвещение, 2009.- 50 с.
28. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушенным зрением.
Методическое пособие под ред. ПлаксинойН. И. – М., 1995.
29. Солнцева Л. И. Теоретические и практические аспекты коррекционновоспитательной работы в школе для слепых на современном этапе. Журнал
«Дефектология»: № 2, 1990.
30. Стернина Э. М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих
школьников. – Л.,1980.
31. Тисленкова И. А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной
работы и классных руководителей/ И. А. Тисленкова.- М.: Просвещение, 2008.
32. ФГОС ООО
33. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способностей человека. – М.,1996.
34. Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно- прикладного искусства для
школ с углубленным изучением предметов художественно- эстетического цикла.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям- о традициях народного мастерства. Осень:
Учеб.-метод. Пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
35. Эстетическое воспитание лиц с глубоким нарушением зрения. – М.,1989.
36. Якунин Г. А., Ермаков В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями
зрения. – М., 1990.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».