Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности для вторых-четвертых классов «Проективная деятельность» разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования. Данная рабочая программа формируется с учетом психологопедагогических особенностей развития обучающихся начальных классов, а также особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся данной возрастной группы. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Цель программы: развитие личности и создание основ творческого потенциала обучающихся. Задачи программы: 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; 3. формирование социально адекватных способов поведения. Формирование способности к организации деятельности управлению ею: воспитание целеустремленности и настойчивости; и формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Взаимосвязь с программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рабочей программы воспитания ГБОУ СО «ЕШИ №10». Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося. Это проявляется: в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в рабочей программе воспитания; в возможности включения школьников в деятельность, организуемую образовательной организацией в рамках модуля «Урочная деятельность» программы воспитания; в интерактивных обеспечивающих формах занятий большую их для школьников, вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на её основе детских и взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания воспитания. подчёркивается рабочей программой Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» в 2-4 классах рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Содержание программы Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Предлагаемый порядок действий: 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 5. Систематизация и оформление полученной информации. 6. Демонстрация. Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор с обучающимися. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать. После того, как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, ведется обсуждение с обучающимися, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Как составить проект. (8 часов) Что понимается под словом проект. Выбор темы проекта. Как собирать материал. Твои помощники. Проект «Моя родословная». Проблема. Решение проблемы. (6 часов) Развитие умения видеть проблемы. Развитие умения классифицировать. Наблюдение как способ выявления проблем. Экскурсия-наблюдение за птицами. Гипотеза. Цели и задачи. (6 часов) Гипотеза. Предположение. Играем в предположения. Цель проекта. Задача проекта. Выбор нужной информации. Визитка к проекту. (3 часа) Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение. Мой первый день в школе. Работа над проектами. (8 часов) «Город букв», «Азбука загадок», «Наши пернатые друзья», «Семья слов». Защита проектов. (3 часа) Тест «Чему я научился». Демонстрация своей работы. Ярмарка достижений. Планируемые результаты освоения программы ФГОС предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Обучающийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской работы; что такое социальный проект и его значение для жизни окружающих; Обучающийся будет уметь: самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; составлять план действий совместного исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый исследования; осуществлять сотрудничество с взрослыми и одноклассниками; для презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности; Личностные универсальные учебные действия. У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности; интерес к новому содержанию и новым способам познания; ориентация исследовательской на понимание деятельности, причин начальные успеха стадии в проектно- самоанализа и самоконтроля результата способность к самооценке на основе критериев успешности проектноисследовательской деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; начальной стадии познавательной мотивации; интерес в использовании новых средств для познания; адекватного понимания причин успешности исследовательской деятельности; Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: принимать и соблюдать учебную задачу; составлять план действий; осуществлять контроль за своей деятельностью; адекватно воспринимать оценку своей работы; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: проектно- демонстрировать имеющиеся знания; подбирать варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования; использовать схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; высказываться в устной форме с использованием рисунков; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); оперировать такими понятиями, как проблема, наблюдение, вывод и т. п.; ставить вопросы, планировать и проводить наблюдение, высказывать свою точку зрения с использованием аргументов; Обучающийся получит возможность научиться: использовать необходимые ИКТ для реализации проектов; строить сообщения в устной и письменной форме; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; оперировать такими понятиями, как причина, сходство, возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: принимать иную точку зрения; учитывать разные мнения, стремиться к координации; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать речевой этикет при высказывании своей позиции; задавать вопросы, относящиеся к теме; использовать паралингвистические средства языка для упрощения понимания своего высказывания; владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; работать в группе с учетом целей коммуникации: распределение ролей и обязанностей; допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Оценка планируемых результатов Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: тестирование на знание терминологии, используемой при создании проекта; степень помощи, которую оказывает учитель обучащимся при выполнении заданий; заинтересованность обучающихся в создании проектов и их демонстрации; реализация проектной деятельности вне курса. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема занятий Виды и Час п/ формы ы п учебной ЦОР/ЦЭР деятельност и 1 2 3 4 5 Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант Знакомство с понятием «формулировк». Работа со словарями Выбор помощников в работе над проектом Этапы работы над проектом 6 Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность» 7 Проблема. Решение проблемы Оформлени е краткой записи о своих увлечениях. Поиск информаци ив словарях и справочник ах. 1 Учимся работать в команде 1 Определен ие этапов выращиван ия нарцисса для подарка маме. Поиск существенн ых признаков в любом начинании Учимся ви деть пр облему и добывать недостающ ий способ действия 1 https://rutube.ru/video/1cd2f6e298b5e9f40b104 d9067de4cbf/ 1 1 1 1 8 Выработка гипотезыпредположения 9 Цель проекта 1 0 Задачи проекта 1 1 1 2 Сбор информации для проекта Знакомство с интересными людьми. Интервью. 1 3 Обработка информации. Отбор значимой информации. 1 4 Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», Учимся 1 предполага ть о неизвестно м, предлагать свои способы поверки гипотез, инсцениро вать поиск и пробу способов действий Целеполага 1 ние в конкретной сюжетной ситуации Поиск 1 сп особов решения Проблемы проекта. Формулиро вка задач. ИКТ: 1 през ентация – выбор информации. Интерпретация и обобщение инф Игра 1 «Интересн ое интервью». Учимся брать интервью, вести беседу, участвоват ь в дискуссии Анализ и обобщение 1 собранных сведений. Отбор Необходим ой информаци и, отсев лишнего. ИКТ: 1 презентаци я – продукты проекта. «поделка». 1 5 Играем в ученых. Это интересно 1 6 Тест «Чему ты научился?» 1 7 1 8 Отбор информации для Семиминутного выступления (Минисообщение, самопрезентация ). Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» 1 9 Значимость компьютера в создании проектов. Презентация 2 0 Знаком ли тыс компьютером? 2 1 Программы для составления презентаций 2 2 Совмещение текста выступления с Выбор средства воплощени я собственно го замысла Применяем знания на практике: опыт ИКТ: пре зентация Учимся превращать результат своей работ ы в продукт, 1 https://youtu.be/6N38RrDyZrw по превращению белого мела в цветной. 1 – тест. Проверка своего багажа знаний по использова 1 ИКТ: 1 презентаци я – эталон. Учимся составлять презентаци ю на бумаге: 6 слайдов Знакомимся 1 https://videomi.net/1/как-появилсяс компьютер-история-развития-эвм компьютерн ой презентацие й ИКТ – 1 Ноутбук. Первые шаги составлени я презентаци и на компьютере ИКТ – 1 Ноутбук. Знакомимся с кнопками клавиатуры компьютера ИКТ – 1 Ноутбук. Демонстра показом презентации 2 3 Совмещение текста выступления показом презентации с 2 4 Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта 2 5 Тест «Советы проектанту» 2 6 Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки 2 7 Самоанализ. Работа над понятием ция презентаци и. Учимся держать аудиторию в поле зрения. Пробные выступлени я Учимся отстаивать свою точку зрения, работа в парах Проверка сохранност и своих знаний, накопленн ых во время проектной деятельнос ти. Самооценк а по эталону. Создание собственны х творческих замыслов и доведение их до воплощени яв собственно м продукте Контроль и оценка своей деятельнос ти, продвижен ие ее в разных видах Проведени е опыта: увеличение изображен 1 1 1 1 1 «самоанализ» 2 8 Играем в ученых. Это интересно 2 9 Различные конкурсы проектно исследовательско й деятельности 3 0 Памятка жюри конкурсов 3 1 Пробное выступление перед аудиторией 3 2 Самоанализ 3 3 Играем в ученых. Это интересно 3 4 Благодарств енные рисункиотклики помощника м твоего ия с помощью банки с водой вместо линзы. ИКТ: презентаци я. Знакомимс я с видами конкурсов, готовимся к публичному выступлени ю Учимся оценивать свою работу по выработанн ым критериям Отбор п равил, которые помогут выступить перед аудиторией Оценка своей работы, учимся видеть недостатки и достоинства Письмо себе о проделанн ой работе. Творческая благодарнос тей ИКТ: презентаци я – эталон. Учимся составлять 1 1 1 1 1 работа 1 по оформлению листов 1 проекта презентаци ю на бумаге: 6 слайдов