Пояснительная записка Рабочая программа «Школа добрых дел» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой интегрированный модуль социально преобразующей добровольческой деятельности. Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе. Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовнонравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё профессиональное место в ней. На начальном этапе школьной жизни возникает новый уровень самосознания учащихся – внутренняя позиция. Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, к выбору своего пути в жизни – выбору профессии, с учетом нравственно - этического воспитания. Поэтому знакомство с увлекательным миром «профессий» начинается в начальной школе. В воспитательной работе с учащимися начальной школы постоянно присутствует тематика отношения к труду, отношение к людям, отношение к себе. Знакомим учащихся с историей возникновения различных профессий, отмечаем важность и значимость каждой профессии в развитии нашей страны, а также делаем акцент на престижность определенной отрасли. Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики и владеть ей. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в образовательных учреждениях так необходимы уроки, посвящённые профессиональной этик, воспитанию личности человека и способные сохранить и 1. 2. 3. 4. развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды. В процессе социализации ребёнок становится в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социальной деятельности, социального творчества. Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон общественной жизни: отношений между группами школьников, поддержки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д. При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное - он учится делать добро и принимать его. Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа добрых дел» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности классного руководителя и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, поселка, ближайшего социума. Цель программы - формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности, освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе не зависимо от выбранной ими профессии. Задачи: Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы. Обучать навыкам общественно-полезной деятельности. Формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности. Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоциональноволевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки. Описание ценностных ориентиров содержания курса В процессе реализации программы «Школа добрых дел» предусматривается разработка и реализация социальных проектов школьников, которые строятся на совокупности таких ценностных ориентиров, как: -ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности; - ценность человека – осознание ответственности за себя, своего душевного, физического и социально-нравственного здоровья; - ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры; - ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через признание постулатов нравственной жизни, сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви; - ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания; - ценность природы - бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства; - ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества; - ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.; - ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям; - ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений. - ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. Общая характеристика курса Программа внеурочной деятельности «Школа добрых дел» основывается на следующих принципах. Принцип неадаптивной социализации, которая предполагает обеспечение возможности создания школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Важным условием выступает создание специальных социальных ситуаций, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект. Это способствует повышению уровня социальной ответственности молодого поколения. Принцип природосообразности предполагает, что социально-преобразующая деятельность школьников должна основываться на понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя. Возрастосообразность одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встаёт ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это и достижение определённого уровня физического развития, и формирование познавательных, морально-нравственных, ценностно-смысловых качеств, и становление самосознания личности, её самоопределение в жизни. Принцип культуросообразности предполагает, что социальная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и традиций. Принцип коллективности применительно к социальной деятельности предполагает, что общественно-полезная добровольческая деятельность детей даёт опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими. Она может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации. Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями. Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия. Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социальной деятельности причастности школьников к народам России, российской культуре и истории. Это предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, исторических, гражданско-патриотических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству), описывающих действия на благо России. Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия. Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальной деятельности - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности. На начальном этапе социально преобразующей добровольческой деятельности достижение результатов обеспечивается формой социальной пробы. В контексте социальной деятельности социальная проба – это инициативное участие школьника в социально значимых делах, организованных взрослыми. На старшем этапе особая роль в организации социальной деятельности младших школьников отводится коллективным творческим делам (КТД). Основным моральноэтическим принципом организации КТД создатель методики И. П. Иванов рассматривал «реальную заботу всех участников воспитательного процесса об окружающем мире, людях, о себе как товарище других людей». В основе идеи заботы - развитие нравственной позиции личности, социальной активности и внимания, потребности к изменению окружающего мира и саморазвитию. В развёрнутом виде коллективное творческое дело (по И. П. Иванову) имеет шесть этапов: 1.совместное решение о проведении дела; 2.коллективное планирование; 3.коллективная подготовка; 4.коллективное проведение дела; 5.коллективный анализ; 6.ближайшее последействие. Суть технологической цепочки КТД в следующем: после принятия решения о проведении дела первичный коллектив делится на группы, команды, звенья, бригады. Здесь и далее, когда говорится «группа создаётся, вырабатывает, готовится, участвует, анализирует...», имеются в виду действия педагога по созданию, стимулированию, поддержке, помощи в соответствующих групповых действиях. Группы вырабатывают предложения по организации дела и выдвигают своих представителей во временную группу организаторов (совет дела). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, даёт задания группам по подготовке, помогает группам, координирует их усилия. Проведение КТД опять-таки в той или иной мере опирается на активность групп, подключая для активизации школьников соревновательность, игру, импровизацию. После окончания дела проводится совместный его анализ, организованный так, чтобы все участники могли выразить своё отношение, свои мнения, чувства по поводу прошедшего события. КТД включают школьников в полную структуру деятельности (от решения до анализа), порождающую чрезвычайно значимое для школьника чувство коллективного и индивидуального авторства. Особо обратим внимание на коллективный анализ, который есть в той или иной мере рефлексивный акт (осмысление того, что со мной уже произошло). Рефлексия усиливает чувство причастности к предмету рефлексии. Знание и понимание, что такое КТД, не приводит автоматически к органичному вплетению этой культурной формы в ткань школьной жизни. Важно научить детей работе в режиме КТД, мотивировать их к этой работе, хотя, безусловно, дело это вовсе не простое. Добиваться того, чтобы КТД превратились в традицию класса, педагогу необходимо постепенно, шаг за шагом. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Обучающиеся достигают необходимого для жизни в обществе социального опыта, формируют принимаемую обществом систему ценностей. Все это создает условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время. В рамках программы «Школа добрых дел» могут использоваться следующие ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: - беседы; - встречи с людьми различных профессий; - просмотр и обсуждение видеоматериала; - экскурсии, поездки; посещение театров, - конкурсы; - выставки детских работ; - коллективные творческие дела; - праздники; - викторины; - творческие проекты, презентации; - мастерские подарков; - аукционы добрых дел; - трудовые десанты; - общественно полезные практики; - социально-значимые акции, - социальные проекты и т.п. Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют. Описание места курса в учебном плане В соответствии с учебным планом начального общего образования ГБОУ СО «ЕШИ 10» программа «Школа добрых дел» реализуется с 1 по 4 класс и составляет 34 часа (первый год обучения по 1 часу в неделю). В отличие от учебных дисциплин, где учащиеся жёстко привязаны к расписанию, сетке учебных часов, учебным планам, внеурочная деятельность может предоставить более широкие возможности в области социального образования и воспитания. Эти возможности выражаются в более гибком подходе к занятиям, широком использовании природных условий, возможности быстро внедрять в образовательно-воспитательный процесс новые методики, технологии, знания, уделять вопросам социализации личности воспитанников достаточное количество времени. Программа предполагает, как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Школа добрых дел» Личностными результатами освоения курса является: • ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие; • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. Метапредметные результаты: • приобретение школьником социальных знаний, • понимание социальной реальности и повседневной жизни; • приобретение навыков групповой работы; • получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; • поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.; • способность регулировать собственную деятельность; • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.); • приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе); • совершенствование в умениях слышать себя и других; • приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализа результатов деятельности, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка. Результаты внеурочной деятельности отслеживаются в портфолио учащихся. Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются: • самостоятельность работы; • осмысленность действий; • разнообразие освоенных задач. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Содержание данной программы ежегодно конкретизируется с учетом плана воспитательной работы ГБОУ СО «ЕШИ 10» и плана развития классного коллектива. Она играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать ход занятий, исходя из индивидуальных возможностей и интересов учеников. В связи с этим календарно-тематическое планирование разными педагогами данной программы носит свой неповторимый характер, отражая воспитательные мероприятия класса. 1 год обучения: Социально-значимая добровольческая деятельность: Игровая деятельность 4ч. Совместная игра с дошкольниками. Добрые игры для добрых детей. Познавательная деятельность 3ч. Проект «Достопримечательности нашего города». Проект «Кем я горжусь». Проблемно-ценностное общение 4ч. Акция «Поздравительная открытка первому встречному» поздравление горожан с наступлением Золотой Осени. Операция «В гости к ветеранам» к Днем Пожилых. Письмо армейцам ко Дню Защитника Отечества. Досугово-развлекательная деятельность 4ч. Мой план добрых дел. Забор «Пусть будет мир!». Журнал рисунков «Мои добрые дела». Выпуск коллективной стенгазеты. Художественное творчество 4ч. Операция «Сюрприз для классного руководителя» ко Дню Учителя. Работа мастерской Деда Мороза. «Твори, выдумывай, пробуй». Проект «Самый оригинальный сувенир» к Дню Матери. Участие в конкурсах поделок. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) 4ч. Доброе дело для моего класса. Доброе дело для школьной библиотеки. Доброе дело для нашей школы. Доброе дело для моего села. Трудовая 3ч. Акция «Гнездовье для птиц» (изготовление кормушек для птиц). Трудовой десант. Спортивно-оздоровительная 4ч. Участие в конкурсах рисунков. Изготовление растяжки болельщиков для класса. Презентация «в здоровом теле добрый дух». Патриотическая деятельность 4ч. Участие в конкурсах рисунков по патриотическому направлению. Коллаж «Каким будет мой город через 10 лет». Презентация «Во имя счастья на земле» ко Дню Победы. Календарно-тематическое планирование 1 класс № п/ Тема и тип п занятия во ча со в -Ко л Характеристика основных видов деятельности Элемент содержания Требования к результатам (предметным и метапредметным*) Контрольно-оценочная деятельность УЧАЩИЙСЯ НАУЧИТСЯ 1 Учимся жить вместе. 1 Беседа об индивидуальности и неповторимости каждого человека. Умение понимать и уважать окружающих людей. Игры на сплочение коллектива. 2 О чём я мечтаю. 1 Беседа о планах на будущее, способах реализации этих планов. 3 Что мне интересно. 1 4 Проект «Я умею, я могу, я хочу». 1 Подготовка к защите своего проекта. Хобби, мои увлечения. Презентация своих увлечений. Защита проекта. 5 День рождения нашей семьи. 1 Беседа о ценностях семьи. Изображение своей семьи (рисунок, поделка). УЧАЩИЙСЯ СМОЖЕТ НАУЧИТЬСЯ ВИД ФОРМА Понимать и уважать окружающих людей. Ориентироваться в понятиях «индивидуальность и неповторимость каждого человека». Оценивать поступки героев произведений. Строить высказывания о планах на будущее, способах реализации этих планов. Оценивать поступки героев произведений. Знать формы и правила защиты проекта. Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию. Текущий Познавательная беседа. Моделирование ситуации. Анализировать условия, ситуации, устанавливать причинно – следственные связи, производить сравнение, строить рассуждения. Текущий Познавательная беседа. Самостоятельно находить варианты решений возникающих ситуаций. Текущий Познавательная беседа. Защищать проект. Отвечать на вопросы. Самостоятельно находить варианты решений возникающих ситуаций. Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию. Текущий Практическая работа Текущий Практическая работа. Понимать значимость семьи. 6 Моя семья – это….. 1 Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Составление генеалогического древа. Семейные традиции, праздники. Обсуждение семейных дат, чем они важны. Составление классного календаря. Беседа об окружающем мире (людях, животных, растениях), о бережном отношении к тому, что тебя окружает. Соблюдать при общении со взрослыми правила этикета. Оценивать поступки героев произведений. Составлять генеалогическое дерево. Анализировать условия, ситуации, устанавливать причинно – следственные связи, производить сравнение, строить рассуждения. Текущий Практическая работа. 7 Красные даты нашего календаря. 1 Приводить примеры семейных традиций, праздников. Текущий Познавательная беседа. Практическая работа. Текущий Познавательная беседа. 1 Правила поведения в общественных местах. Разыгрывание ситуации «Мы в автобусе» .Моделирование ситуации «Покупатель - продавец». Соблюдать правила поведения в общественных местах. Анализировать условия, ситуации, устанавливать причинно – следственные связи, производить сравнение, строить рассуждения. Применять правила вежливого взаимодействия с людьми при общении. Анализировать условия, ситуации, устанавливать причинно – следственные связи, производить сравнение, строить рассуждения. Адекватно оценивать фактическое положение дел, предвидеть ответственность за свои поступки. 8 Мир вокруг меня. 1 9 Правила поведения в обществе. Текущий 1 Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении. Использовать различные формы приветствия. Оценивать поступки героев произведений. Применять правила этикета, соблюдать корректность в высказываниях. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации. Текущий Разыгрывание ситуации «Мы в автобусе». Моделирование ситуации «Покупатель продавец». Игра «Вежливо невежливо». Познавательно этическая беседа «Вежливые слова» 10 О невежах и вежливости. Соблюдать при общении с окружающими правила этикета. Оценивать поступки героев произведений. 11 Что значит быть ответственным. 1 12 О лени и лентяях. 1 13 Об аккуратности. 1 Рассмотрение понятия «ответственность» и способах развития у себя этого качества. Учение как основной труд и обязанность школьника. Прилежание и старательность в учении и труде. Понятия «труд», «дело», «безделье», «лень». Значение труда в жизни людей. Труд и лень в сказках. Сказка «Сказка про лентяя Ваню». Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. 14 Об обидах и причинах обид. 1 Обсуждение жизненных ситуаций, их инсценировка. 15 Эгоисты. Кто они такие? 1 Понятие «эгоизм». Беседа об эгоизме. Обсуждение жизненных ситуаций. 16 Правда и ложь – кто они? 1 Правда и ложь в отношениях между людьми. Игра «Правда – ложь». Оценивать поступки героев. ргументировать высказывания по проблеме «развитие ответственности». Аргументировать высказывания по проблеме, что учение – это труд. Понимать и различать значение слов «труд», «дело», «безделье», «лень». Анализировать условия, ситуации, устанавливать причинно – следственные связи, производить сравнение, строить рассуждения. Текущий Моделирование ситуаций. Сравнивать, анализировать ситуации из разных источников. Текущий Оценивать свой внешний вид. Соблюдать правила опрятности и знать их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия Понимать и различать причины обид. Оценивать поступки героев. Выстраивать предположения, извлекать необходимую Тематический Познавательная беседа. Инсценирование сказки « Сказка про лентяя Ваню». Практические задания Сравнивать, анализировать ситуации из разных источников. Текущий Познавательная беседа. Инсценирование Оценивать поступки героев. Аргументировать высказывания по проблеме эгоизма. Иметь представление, что ложь может стать причиной неприятностей. Анализировать условия, ситуации, устанавливать причинно – следственные связи, производить сравнение, строить рассуждения. Анализировать условия, ситуации, устанавливать причинно – следственные связи, производить сравнение, строить рассуждения. Текущий Познавательная беседа. Текущий Познавательная беседа. Игра «Правда – ложь». информацию из предложенных ситуаций. «Правила опрятности и аккуратности». 17 Что такое характер? 1 Беседа о том, что такое характер. Упражнения в развитии у себя тех или иных черт характера. 18 Что значит в жизни похвала. 1 19 О жадности и жадных. 1 Беседа на тему «Как и за что меня можно похвалить». Беседа о жадности. Инсценировка сказки «Два жадных медвежонка». 20 Что такое дружба? Друг в моей жизни. 1 21 Душевность и бездушность. 1 Правила общения с товарищами и друзьями. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Стихотворение «Дружный класс». Кластер «Правила крепкой дружбы». Душевность и бездушность в отношениях между людьми. Стихотворение Л.Николаенко «Доброта», Н.Добронравова « Чтобы стало в этом мире завтра…». Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию. Понимать значимость похвалы в жизни человека. Иметь представление о способах преодоления жадности. Ориентироваться в понятиях «настоящий друг», «бескорыстие в дружбе». Оценивать поступки героев произведений. Высказывать предположение о последствиях бездушности (в реальной жизни, героев произведений). Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации. Текущий Познавательная беседа. Планировать свои действия, рационально распределять время для труда и отдыха. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию. Текущий Познавательная беседа. Текущий Инсценировка сказки «Два жадных медвежонка». Познавательная беседа. Текущий Анализировать условия, ситуации, устанавливать причинно – следственные связи, производить сравнение, строить рассуждения. Текущий Моделирование ситуации. Моделирование ситуаций. Практическая работа - кластер «Правила крепкой дружбы». Познавательная беседа. 22 Школа добра. 1 Доброе, терпимое отношение к старшим. Помощь и забота по отношению к старшему поколению. Изготовление сувениров и подарков бабушкам и дедушкам. Выбор полезной поделки, которая может помочь кому-нибудь. Изготовление данной поделки. Презентация. 23 Проект «Доброе дело». 1 24 Помощь младшим товарищам. 1 Доброе, терпимое отношение к младшим. Помощь и забота по отношению к младшим. Изготовление поделок первоклассникам. 25 Наши руки не знают скуки. 1 26 Спешите делать добрые дела. 1 Ориентироваться понятиях «забота», «терпимость», «помощь», «бескорыстие». в Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию. Текущий Практическая работа. Изготавливать поделки. Ориентироваться в понятиях «бескорыстие» и «помощь». Использовать правила этикета при общении с маленькими детьми. Самостоятельно строить основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобрести положительный опыт их применения. Выстраивать доброжелательные отношения с малышами. Текущий Практическая работа. Текущий Практическая работа. Труд – полезная деятельность, безделье – предмет осуждения. Умение рационально распределять время для труда и отдыха. Изготовление полезных приспособлений для удобства. Понимать значимость труда в жизни человека. Изготавливать полезные приспособления для удобства Планировать свои действия, рационально распределять время для труда и отдыха. Текущий Познавательная беседа. Практическая работа. Доброе, терпимое отношение к людям с ограниченными возможностями. Помощь и забота по отношению к ним. Беседа о помощи людям с ограниченными возможностями. Использовать правила этикета при общении с людьми с ограниченными возможностями. Понимать о значимости помощи людям с ограниченными возможностями. Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию. Выстраивать доброжелательные отношения с людьми с ограниченными возможностями. Тематический. Тест «О вежливом отношении к людям». 27 Операция «Сувенир». 1 28 Акция «Гнездовье птиц». 1 29 Встречаем весну. 1 30 Операция «Чистый класс». 1 31 Уход за комнатными растениями в классе. Книжкина больница. 1 Поделка для будущих первоклассников. 2 32 33 1 Доброе, терпимое отношение к ветеранам ВОВ . Помощь и забота по отношению к ним. Изготовление сувениров ветеранам. Помощь людей птицам. Значимость соблюдения правил поведения в лесу, на реке. Изготовление гнёзд. Понимать о значимости помощи ветеранам ВОВ. Изготавливать сувениры ветеранам. Самостоятельно строить основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобрести положительный опыт их применения. Текущий Познавательная беседа. Практическая работа. Различать виды кормушек для подкормки птиц зимой и изготавливать их с помощью родителей Текущий Практическая работа. Беседа о весне. О признаках наступления весны. О том, как помочь животным и растениям после зимы. Соблюдение чистоты и порядка в классе. Дежурство. Понимать о способах помощи животным и растениям весной. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Адекватно оценивать фактическое положение дел, предвидеть ответственность за свои поступки. Текущий Познавательная беседа. Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию, осуществлять взаимный контроль и оказывать товарищам помощь. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Самостоятельно строить основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобрести положительный опыт их применения. Применять на практике правила поведения в библиотеке. Выстраивать доброжелательные отношения с малышами. Текущий Практическая работа. Текущий Практическая работа. Текущий Практическая работа. Текущий Практическая работа. Соблюдение чистоты и порядка в классе. Уход за растениями, находящимися в классе. Ремонт книг. Роль книги в жизни человека. Правила бережного отношения к книгам. Стихотворение « Как мы жили бы без книг?». Ремонт книг. Доброе, терпимое отношение к младшим. Помощь и забота по отношению к младшим. Изготовление поделок для будущих первоклассников. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Ухаживать за комнатными растениями. Ремонтировать книги. Знать правила бережного отношения к книгам. Ориентироваться в правилах поведения в библиотеке. Использовать правила этикета при общении с маленькими детьми. 34 Подведём итоги. 1 Моральные нормы и правила поведения. Итоговое занятие. Игры. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Итоговый. Тест на знание правил поведения в общественных местах 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Литература Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2003. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983 Бодалёв А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1995 Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968 Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой.-М.,1980 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967 Глущенко А. Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение. 1990 Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991 Костенков П. П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду. 10.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000 11.Купина Н. А, Богуславская Н. Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка. – М., 1992. М. Просвещение. 1980 г. 12.Мирошкина М. Учимся создавать социально значимые проекты. Нар. образование. – 2006. 13.Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1999 14.Соловейчик С. А. Воспитание творчеством. М.: Знание. - 1978.