Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат № 10, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». ПРИНЯТО решением методического объединения учителей естественнонаучного цикла Протокол №1 от 26.08.2024 г. СОГЛАСОВАНО с зам. директора по УВР 27.08. 2024 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мир истории» для основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 1 вариант Срок освоения программы: один год (6 класс) Екатеринбург Пояснительная записка Рабочая программа (далее Программа) по предмету «Мир истории» разработана на основе АООП (вариант 1 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также типовой авторской программы И.М. Бгажноковой, Л.В. Смирновой, для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и адресована обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа предусматривает возможность реализации при совместном обучении в одном классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с разными особыми образовательными потребностями, в том числе обучающихся по разным вариантам АООП Необходимость учета и опоры на актуальные и потенциальные возможности в освоении учебного предмета «Мир истории» стало основанием для использования в Программе при проектировании образовательного процесса подхода к условной дифференциации. По результатам комплексной, в том числе педагогической, диагностики стартовых возможностей обучающихся с умственной отсталостью в освоении содержания образования по учебной дисциплине «Мир истории проведена условная дифференциация учащихся 6 класса по микрогруппам: группа1 - обучающиеся, которым рекомендован 1 вариант АООП Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования (далее ― АООП ООО) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). группа2- обучающиеся, которым рекомендован 2 вариант АООП Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования (далее ― АООП ООО) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Общая характеристика учебного предмета «Мир истории» В основу разработки пропедевтического курса «Мир истории» (пропедевтика) положено научное исследование Л.В. Смирновой, которая выявила, что представления об окружающем мире и сведения исторического содержания (до начала обучения) у обучающихся 6 класса носят разобщенный, фрагментарный характер. Обучающиеся не могут точно назвать страну, край, область, в которой живут, смешивают понятия столица, главный город края, области, не представляют состав числа во временных границах века, не умеют объяснить, кто такие предки, потомки, что такое кочевой или оседлый образ жизни, настоящее, прошлое и многие другие понятия. В связи с этим, в курсе истории для обучающихся с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях мировой и отечественной истории, жизни, быте людей разных исторических эпох. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к изучению исторических событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности. Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников. В процессе преподавания истории учитель имеет право использовать информационный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному освоению содержания предмета. Важной составной частью курса истории являются сведения о жизни, быте и обычаях людей в разные исторические эпохи. На уроках истории для детей с нарушениями интеллекта используются методы работы: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с историческими картами, картинами, схемами, «лентой времени», просмотр и разбор кинофильмов, отдельных фрагментов кино, мультфильмов. Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий. Применение многообразных наглядных средств формирует у учеников умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Коррекционно-развивающий потенциал учебного предмета способствует: коррекции и развитию связной устной речи (правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь); коррекции и развитию памяти (кратковременной, долговременной); коррекции и развитию зрительных восприятий; развитию слухового восприятия; коррекции внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания); коррекции и развитию мыслительной деятельности; коррекция и развитию личностных качеств обучающихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства). Основной формой организации процесса обучения является урок. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Формы обучения: урок, урок-практическая работа. Методы обучения: словесные (беседы, рассказы, работа с книгой), наглядные (наблюдения, демонстрации), практические (практические работы, дидактические игры, работа с лентой времени, историческими картами). Формы контроля: фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельные и проверочные работы, тесты. Цели и задачи изучения учебного предмета «Мир истории» Общей целью изучения предмета является: социализация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и подготовка к усвоению курса «История Отечества» в 7–9 классах. Программа составлена с учетом особенностей обучающихся интеллектуального и физического развития и направлена на решения следующих задач: 1. Обобщение имеющихся знаний у обучающихся с нарушением интеллекта разрозненных сведений для формирования новых понятий, необходимых для дальнейшего изучения истории Отечества. 2. Помощь обучающимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов; 3. Развитие у обучающихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности; 4. Овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации. Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности обучающихся с нарушениями интеллекта, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития необходимо для эффективной работы с ними, для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия. История в школе для обучающихся с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение ЗУНами, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в обществе. При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, причем не только по истории, но и иным предметам. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей обучающихся старшей школы позволяет шире реализовать интегративный подход к отечественной истории с тем, чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации. Данная программа отражает основные положения учебника и рабочей тетради «Мир истории» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, И.М. Бгажноковой, Л.В. Смирновой. Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность. Место предмета в учебном плане Учебный предмет «Мир истории» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и неразрывно связан с предметными дисциплинами «История Отечества», обеспечивая достижение обучающимися с интеллектуальными нарушениями образовательных результатов в области развития познавательной деятельности. Программа предмета реализуется через урочную деятельность в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами. На реализацию программы в учебном плане 6 класса предусмотрено 68 часов (2 часа в неделю). Планируемые результаты освоения учебного предмета Результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения образования. Освоение обучающимися программы предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Предметные результаты Минимальный уровень Обучающиеся должны знать: Достаточный уровень Личностные результаты России; формирование чувства Обучающиеся должны знать: место истории как что изучает история; науки; удовлетворительно знать знать и понимать основные понятия и исторические события; иметь представления по использовать всем разделам усвоенные понятия в программы; активной речи; использовать их в последовательно самостоятельной речи, в отвечать на вопросы; пересказах, в ответах на выбирать правильный вопросы; ответ из ряда ● участвовать в диалогах предложенных; и беседах по основным адекватно реагировать темам программы. на учебные действия. ● высказывать осознание себя как гражданина гордости за свою Родину; воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками динамично адаптации в изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально- собственные суждения и бытовыми навыками, личностное отношение к используемыми в повседневной изученным темам; жизни; ● проявлять интерес к изучению истории. владение коммуникации навыками и принятыми нормами взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Содержание учебного предмета Введение(1ч). Почему надо изучать историю Имя, отчество, семья, родословная человек(7ч). История имени. Как возникли имена. Значение имён. Полное и неполное имя. Знаменитые имена в России (2-3 примера). История фамилии. Происхождение фамилий. Отчество в имени человека. Понятие о семье. Родственники близкие и дальние. Понятие о родословной. Понятия: поколения, предки, потомки. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография. Понятие поколения. Примеры поколений в истории. Отчий дом. Наша Родина – Россия(12ч).О доме. Что такое дом, какие бывают дома. Дома в городе. Исторические дома. Где находится твой дом (регион, город). Изба- памятник русского домостроения. Что такое изба. Названия городов и улиц. Как возникали названия городов. Названия русских сел и деревень. Название улиц, их происхождение. Названия и традиции. Улицы, на которых расположены мой дом, моя школа. Родник «12 ключей». «Истоки». Наша Родина – Россия. Местность, где мы живём (область, город), в котором мы живём. Национальный состав. Гражданин. Патриот. Как устроено государство. Конституция- основной закон. Для чего нужна армия. Кто управляет государством: кабинет министров, Дума, президент. Понятие о государственных символах: Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн. Главный город страны. Достопримечательности. Кремль. Современная Москва Наша планета - Земля. Космос. Луна, Солнце, Солнечная система. О том, что такое время и как его изучают (5ч). Понятие о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра. Приборы для отсчета времени. Понятия об астрономическом времени: солнечное время, лунное время. Мера времени. Часы. Счет солнечного времени: год, месяц, сутки, часы, минуты, секунды. Хронология, Календарь, его история. Русский земледельческий календарь. Счет лет в истории: даты и события. Арабские и римские цифры. Век. Тысячелетие. Лента времени. Что изучает наука история(6ч). История — наука, которая изучает события прошедшего времени. Значение исторических знаний для людей, необходимость их изучения. Способы получения знаний о прошлом. Работа ученых-историков. Науки, помогающие добывать исторические сведения: историческая география, археология, этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных примерах). Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и духовной культуры (старинные книги, летописи, надписи и рисунки на скалах, в пещерах, археологические находки; памятники строительства, зодчества, архитектуры, устные источники (фольклор). Понятие об историческом пространстве, исторической карте. История Древнего мира (10ч). Планета Земля и человек. Его происхождение. Предположения о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Первобытный период. Рисунки на скалах ка источник информации о жизни людей в древности. Как выглядел древнейший человек, его жизнь и деятельность. Среда обитания. Человек умелый. Время появления. Его отличие от предков и от современного человека. Места обитания. Стадный образ жизни. Занятия. Древние орудия труда. Начало каменного века. Древний человек приходит на смену древнейшему. Время появления человека прямоходящего. Добыча и сохранения огня. Как возникла речь. Человек разумный. Внешний вид. Места обитания. Наступление ледников. Как климат повлиял на человека. Охотники, кочевники, собиратели. Их занятия, жилища. Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни. Первые сообщества. Борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Изобретение лука. Приручение диких животных. Развитие орудий труда. Защита от опасностей. Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей. Понятия о семье, общине, роде, племени. Появление городов. История вещей. Занятия человека на Земле(15 ч). Долгий путь развития человека. Использование сил природы человеком. Огоньисточник жизни. Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных. Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, производство пищи и др. Гончарное дело. Кузнечное дело. Вода и ее значение в жизни человека: рыболовство и судоходство. От челна до современных судоходных средств. Мореплавание. Орошение земель- развитие земледелия. Роль поливного земледелия, его значение в истории человечества. Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидротурбина. От первых жилищ человека до современной архитектуры. Мебель и ее появление. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели (общие представления). Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества. Климат и питание людей. Каша и пресные лепешки. Хлебопечение. Обзор появления общеизвестных растительных продуктов: кукуруза, пшеница, помидоры, картофель и д.р. Понятие о посуде и ее назначении. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды. Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды. Посуда из бересты. История фарфора. Керамика. Изготовление посуды как искусство. Краткая история появления одежды: с древнейших времен до современности Значение одежды. Виды материалов. Прялка и ткацкий станок. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Одежда как показатель положения в обществе. Народные традиции в изготовлении одежды. Образцы народной одежды. История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др. Как люди себя украшали. Косметика. Истинная красота человека. Человек и общество (12ч). Кто такие славяне: места расселения, жизнь и деятельность. Древние объединение славян. Язычество и явления природы. Святилище и жрецы. Славянские боги. Обряды и обычаи. Появление современных религий. Буддизм, христианство, ислам. Золотое правило разных религий. Что объединяет религии. Искусство и культура. Как появилось искусство. Скульптура - древнейший вид искусства. Виды искусства. Народное творчество. Культура народа. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит. История книги и книгопечатания. Первые книги. Изобретения человека: с древности до наших дней, которые повлияли на историю. Мир и войны. Причины возникновения войн. Ленинградская блокада. Урал в годы войны. Исторические уроки войн. Мир обязаны сберечь. Календарно - тематическое планирование № Название разделов, тем программы 1. Введение Почему надо изучать историю 2. Имя, отчество, семья, родословная человека История имени 3. Отчество и фамилия человека КолОсновные виды во деятельности часов 1 Ознакомление с предметом «Мир истории». Познакомить с учебником; заполнением тетради; алгоритмом работы на уроке. Дать понятие науки, истории, чему она учит. 1 Знакомство с историей появления имён. Значение имени для человека. Иметь представление о полном и неполном имени. Святцы. Составление полных ответов на вопросы с помощью текста. 1 Формирование представлений об отчестве и фамилии. Познакомить обучающихся с понятиями «отчество» и «фамилия». Рассказать для чего важно обращение по имени отчеству, что можно узнать по отчеству человека. Что такое прозвище. Как возникают фамилии, примеры фамилий знаменитых людей России Формы и методы работы Планируемые результаты Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны показывать основные учебные навыки работы на уроке. Обучающиеся должны знать, что такое наука. Как называется наука, изучающая жизнь природы и общества людей. Для чего необходимо изучать историю. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны знать, что такое имя и зачем оно нужно человеку. Происхождение своего имени. Значение имен. Называть своих одноклассников полным и неполным именем. Приводит примеры имен по буквам алфавита. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающие должны знать: что такое отчество и фамилия, откуда они происходит. Называть свои отчества. Знать и зачем важно обращаться к человеку по имени отчеству. Знать и называть своих родителей, родственников, педагогов и сотрудников школы по имени отчеству. Знать, что такое прозвище. Знать свою фамилию и фамилии других учеников. По возможности: приводить примеры фамилий из истории России. 4. Семья 2 5. Биография 1 6. Поколения людей 2 7. Отчий дом. Наша Родина – Россия. О доме. 1 Формирование представлений о семье. Дать определение и состав семьи. Обзорно рассказать, для чего нужна семья человеку. Кто и чем занимается в семье. Привести примеры пословиц и поговорок о семье. Совместно с обучающимся составить портрет семьи. Формирование представлений о биографии. Познакомить с понятием «биография». Рассказать о ней на примере биографии А.С. Пушкина. Формирование представлений о поколениях людей. Повторение определения «семья», состав семьи, степень родства, кто такие родственники. Дать определение «поколение». Ознакомить со словами» предки», «потомки», родственники. Совместно с обучающимися составить упрощенное генеалогическое древо. Формирование представлений о доме. Дать определение дома. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны знать: что такое семья. Иметь представление о том, для чего нужна семья и основные занятия членов. Иметь представление о семьи, ее составе, общей фамилии, степень родства по возможности. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны знать, что такое биография. Свою дату рождения. Называть имя отчество и фамилию А.С. Пушкина. По возможности: рассказывать по плану биографию поэта. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Обучающиеся должны знать: что такое дом и для чего он нужен человеку. Знать адрес своего дома, школы. Различать городские дома и дома Обучающиеся должны знать: что такое семья, состав своей семьи и степень родства. Иметь представление о поколениях и соотносить по возможности членов своей семьи по поколениям. Различать предков и потомков. По возможности: называть своих близких родственников. Совместно с родителями и учителем оформить упрощенное генеалогическое древо семьи. 8. Названия городов и улиц 1 9. Родник «Двенадцать ключей» 1 10. Истоки 1 Его значении для человека. Что такое адрес. Ознакомить с видами жилья. Привести примеры. Дать представление об исторических домах, с примерами. Рассказать о русской избе и ее обустройстве. Обзорно рассказать о происхождении городов, русских сел и деревень, улиц. Привести примеры городов, русских сел и деревень, интересных названий улиц и площадей. Дать краткую информацию о городе Екатеринбурге, известных улицах и площадях города. Повторить адрес дома и школы. Прочитать и провести работу по тексту. Прочитать и провести работу по тексту Методы: словесный, наглядный, практический в сельской местности. Иметь представление об понятии «исторические дома». Знать что такое изба. По возможности: рассказать по плану об избе. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны иметь представление о появлении и названиях городов и улиц различать. Приводить примеры названий городов , улиц, площадей. По возможности: приводить названия деревень, сел. Знать название город Екатеринбурга, называть место своего проживания и адрес школы. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны иметь представление о содержании текста, отвечать на вопросы по плану. Обучающиеся должны иметь представление о содержании текста, отвечать на вопросы по плану. 11. Наша Родина- Россия 2 12. Как устроено государство 1 Формирование представлений о Родине – России. Показать место России на карте мира, ее границы, крупные города. Обзорно рассказать о своей малой Родине – как месте своего проживания. Отметить местоположение города Екатеринбурга. Дать представление о Родине - России как об отчем доме для людей многих национальностей. Привести примеры народов и национальностей. Познакомить с понятиями «территория», «россиянин», «патриот», «гражданин». Привести примеры пословиц и поговорок о Родине, России. Обзорно показать примеры красоты и природных богатств России. Формирование знаний о том, как устроено государство, кто управляет государством, для чего нужна армия. Дать определение Конституции как основного закона государства. Обзорно рассказать о президенте Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны называть страну, в которой мы живем. По возможности: показывать место России на карте мира, ее границы, названия городов. Должны называть город Екатеринбург как месте своего проживания. Иметь представление о народах России. Знать кто такой россиянин, гражданин, патриот. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны знать полное и сокращенное название государства. Называть президента России. Иметь представление о Конституции как основном законе. Для чего нужна армия стране. 13. Герб, флаг, гимн России 1 14. Москва- столица России 1 15. Мы- жители планеты Земля 1 16. Повторение по теме «Отчий дом. Наша Родина – Россия» 1 как главе государства. Формирование знаний о символике Российской Федерации. Дать понятие «герб», «гимн», «флаг». Показать обзорно различия герба Екатеринбурга с Государственным гербом России. Формирование знаний о столице нашего государства. Показать как меняется город в истории. Обзорно рассказать о главных достопримечательностях столицы. Дать понятие «летописи» Формирование знаний и представлений о планете Земля - наш общий дом. Рассказать о планете Земля, Луне и Солнечной системе. Дать понятие «планета», «космос», «атмосфера», «Вселенная». Обратить внимание обучающихся на охрану природы Земли. Повторение и обобщение темы Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны различать: герб, флаг и гимн России. По возможности уметь рассказать о символах государства. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны называть столицу России. По возможности: называть основателя Москвы Юрия Долгорукова. Иметь представление о Москве как главном городе России, достопримечательностях Москвы. Пересказывать текст о Москве по плану Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны знать, что являются жителями планеты Земля, как единственной обитаемой планеты. Распознавать Землю среди других планет. Называть спутник планеты Луну. Иметь представления о Солнце и Солнечной системе. По возможности: называть планеты и их количество. По опорным словам объяснять, почему важно беречь и охранять природу. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Актуализация знаний и умений по теме 17. Проверочная работа по теме «Отчий дом. Наша Родина – Россия» 1 Контроль усвоения знаний 18. О том, что такое время и как его изучают Что такое время 1 Формирование знаний и представлений о времени. Познакомить, какое время называется прошлым, настоящим, будущим. Привести примеры. Рассказать что такое мера времени, дать определение. Привести примеры. Познакомить с счетом солнечного времени: движение Земли вокруг Солнца, собственной оси. Что такое счет времени, в чем он ведется. Привести примеры. Дать понятие «хронология», «эра». Рассказать обзорно о летоисчислении по которому живут люди в современном мире. Привести примеры пословиц и поговорок о времени. . Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающие должны: знать изучаемый материал, уметь работать с тестовыми заданиями. Обучающиеся должны иметь представление о времени. Ориентироваться в понятиях сегодня, завтра, вчера. Иметь представление о мере времени и приводить примеры. Счет солнечного времени и приводить примеры. Счет времени и в чем он ведется. Приводит примеры. Представлять что такое хронология и эра. Знать дату и год календаря. 19. История календаря 1 Формирование знаний и представлений о том, что такое календарь, как он появился. Его значение. Привести примеры календарей. Научить находить на календаре текущую дату Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны знать: что такое календарь; приводить примеры названий месяцев. Знать какой месяц в настоящем времени. Делить месяцы по временам года. Находить текущую дату на календаре. 20. Русский земледельческий календарь 1 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны иметь представление о русском земледельческом календаре 21. Счет лет в истории. Историческое время 1 Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны иметь представление о месте времени в истории. Знать что такое календарь, исторические даты и события. По возможности приводить примеры. Различать арабские и римские цифры, писать и знать их числовое значение. Знать что такое лента време5ни и уметь работать с ней. 22. Практическая работаповторение по теме «О том, что такое время и как его изучают» 1 Формирование представлений о русском земледельческом календаре. Привести примеры названия месяцев русского земледельческого календаря. Показать его отличия от современного календаря. Формирование знаний и представлений о времени в истории. Углубить знания о календаре. Дать понятие «дата», «историческое событие». Привести примеры. Познакомить с арабскими и римскими цифрами. Показать написание цифр. Что такое лента времени. Как с ней работать Повторение и обобщение темы Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, Актуализация знаний и умений по теме 23. Что изучает наука история Что такое история 1 24. Какие науки помогают истории 1 25. Как работаю археологи 1 26. Исторические памятники 1 Формирование знаний и представлений об истории как науки, которая изучает события прошедшего времени. Дать понятие истории, ее значении для человека. Что она изучает. Рассказать о работе ученых историков. Объяснить, чем история похожа на другие науки. Дать понятие «факты», «пирамида». Формирование знаний и представлений о науках, которые помогают истории: исторической географии, археологии, геральдике и нумизматике. Привести примеры. Формирование знаний и представление об археологах и их работе, ее значении. Привести примеры интересных археологических открытий Рассказ о великом археологе Генрихе Шлимане, его открытиях. Формирование знаний и представлений об исторических памятниках. Дать понятие «памятник». Что можно отнести к памятникам истории. практический Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны знать, что такое история, ее значение. Называть на какие науки она похожа. Иметь представление о работе ученых историков. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны иметь представление о науках: исторической географии, археологии, геральдике и нумизматике. Называть их. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, Обучающиеся должны знать, что такое исторические памятники. Какие они бывают, привести примеры. Соотносить к вещественным и невещественным предложенные исторические памятники. Заполнить таблицу «Исторические памятники» Обучающиеся должны знать что изучает археология, кто такие археологи. Иметь представление о труде археологов. По возможности называть имя археолога Генриха Шлимана, почему имя этого ученого вошло в историю. 27. Историческая карта 1 28. Практическая работаповторение по теме «Что изучает наука история» 1 29. История Древнего мира Земля и Космос 1 Какие они бывают: вещественные и невещественные. Совместно с учителем заполнить таблицу «Исторические памятники» Формирование знаний и представлений об исторической карте. Рассказать об исторической карте, использовании¸ различиях с картами по географии. Дать понятие «историческое пространство». Важные правила работы с картой по истории. Привести примеры исторических карт. Повторение и обобщение темы Формирование знаний и представлений о Земле как планете людей. Дать общие представления о возникновении жизни на Земле и происхождении человека. Дать понятие «религия», «фантастика». практический Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны различать исторические и географические карты. Знать правила работы с историческими картами. Иметь представление об историческом пространстве. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Актуализация знаний и умений по теме Обучающиеся должны иметь представление о том, как появился человек на Земле единственной планете с жизнью. По возможности рассказать зачем нужно беречь и любить нашу планету. 30. От кого произошел человек 1 31. Человек умелый 1 32. Обобщающая контрольная работа 1 33. Следующее поколение людей каменного века 1 Объяснить для чего нужно беречь и любить нашу планету. Формирование знаний и представлений о происхождении человека. Что такое первобытный период. Рассказывать, от кого произошёл человек, места обитания, как жили древнейшие люди, что умели, какие простейшие орудия труда использовали. Наскальные рисунки как источник знаний о жизни. Привести примеры. Формирование знаний и представлений о человеке умелом. Рассказывать о новом виде – человек умелый, как жил, что умел, какие орудия труда и охоты использовал. Дать понятие «каменный век», охарактеризовать обзорно. Контроль усвоения знаний Формирование знаний и представлений о людях каменного века. Рассказать Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны иметь представление об эволюции человека в первобытный период, Наскальные рисунки источник знаний о жизни первобытного человека. Как выглядели древнейшие предки человека, где жили и как жили и что умели. По возможности: составлять рассказ о древнейших людях по плану. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающие должны знать: кто такой человек умелый, как он жил, какие орудия труда и охоты использовал. Иметь представление о каменном веке. По возможности: составлять рассказ о человеке умелом по плану. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Фронтальная и индивидуальная формы работы. Обучающие должны: знать изучаемый материал, уметь работать с тестовыми заданиями. Обучающиеся должны знать о видах существ: человек прямоходящий и человек разумный. Как они жили, ареалы расселения, орудия труда 34. Наступление ледников 1 35. Как жили древние охотники, кочевники и собиратели 1 36. Новые занятия людей 1 о человеке прямоходящем, месте обитания вида. Добычи огня. Возникновении речи. Рассказать о человеке разумном, его жизни, расселении. Работа с лентой времени. Формирование знаний и представлений о ледниковом периоде в истории. Дать понятие «ледниковый период». Рассказать об изменениях климата и в жизни людей в ледниковый период. Формирование знаний и представлений о жизни древних охотников, кочевников и собирателей. Рассказывать о жизни племен охотников, кочевников и собирателей. Познакомить обучающихся с новыми занятиями людей. Обзорно рассказать об изменении в климате и природе. Новых изобретениях орудий труда и охоты, занятий людей после ледникового периода, появлении первых городов. Дать понятие «цивилизация». Методы: словесный, наглядный, практический и охоты, возникновении речи. По возможности: составлять рассказ о человеке разумном и прямоходящем по плану. Уметь работать с лентой времени. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны иметь представление о ледниковом периоде. Знать об изменениях в жизни людей. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны знать о жизни племен охотников, кочевников и собирателей. По возможности: составлять рассказ о древних людях по плану Обучающиеся должны иметь представление об изменениях в климате и природе после ледниковый период. Знать о новых занятиях людей. По возможности: составлять рассказ о возникновении скотоводства и земледелия по плану 37. Повторение по теме «История Древнего мира»» 1 Повторение и обобщение темы 38. Контрольная проверочная работа по теме «История Древнего мира» 1 Контроль усвоения знаний 39. История вещей. Занятия человека на Земле Огонь в жизни древнего человека 1 Формирование знаний и представлений о том, как добывали и сохраняли огонь древние люди. Рассказать где в природе встречается огонь. Его значение для жизни древнего человека. Привести примеры. 40. Огонь, глина, гончар 1 Формирование знаний и представлений о гончарном деле. Дать понятие «гончар», «керамика». Привести примеры гончар изделий. 41. Огонь открывает новую эпоху в жизни людей 1 Формирование знаний и представлений о том, как огонь и металл изменили жизнь человечества. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Актуализация знаний и умений по теме Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: Обучающиеся должны иметь представление о гончарном деле. Уметь находить примеры гончарных изделий. Обучающие должны: знать изучаемый материал, уметь работать с тестовыми заданиями. Обучающиеся должны иметь представление об источниках огня в природе. Его применении и значении для людей в древности Обучающиеся должны иметь представление как огонь и металл изменили жизнь человечества. Уметь находить примеры изделий кузнечного дела. 42. Вода, ее значение в жизни человека 1 43. Вода и земледелие 1 Рассказать обзорно о применении людьми металла в хозяйственной деятельности, кузнечном деле. Привести примеры кованных изделий. Дать понятие «медь», «сплав», «олово», «кузнец», «бронзовый век» Формирование знаний и представлений воде одном из источников жизни на Земле. Рассказать где встречается вода , ее значении . Как строились дамбы и плотины. О появлении, развитии и значении рыболовства и судоходства для человека. Привести примеры плавательных средств. Дать понятие «снасти», «плот», «папирус», «лодка», «парус» «судно». Формирование знаний и представлений о значении воды для земледелия. Рассказать о развитии земледелия в древности, центрах земледелия, применении орошения. Значение земледелия для появления неравенства (бедных и богатых) развития истории, словесный, наглядный, практический Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны иметь представление об источниках воды в природе, ее значении. Знать что такое рыболовство и судоходство, значение его развития для людей. Находить примеры судоходных средств. По возможности сравнивать современные судоходные средства с древними. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны иметь представления о земледелии, его значении для появления неравенства, развития истории, государственности, наук. 44. Вода как источник энергии 1 45. Какие дома строили древние люди 1 46. Как появилась мебель 1 государственности, наук, Дать понятие «орошение», «славяне». Формирование знаний и представлений о воде как источнике энергии. Рассказать обзорно об использовании воды как источника энергии в древности. Привести примеры древних водяных машин, их действии. Дать понятие «гидротурбина», их значении для жизнедеятельности современных людей. Формирование знаний и представлений об эволюции строительства жилищ и домов. Рассказать о первых жилищах древних людей, как менялись жилища людей в развитии цивилизации. Дать понятие «архитектура», «строительное материалы». Привести примеры сооружений. Формирование знаний и представлений о мебельном искусстве и его значении для человека. Дать понятие «мебель». Рассказать о видах мебели, появлении, материалах для Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны иметь представления о воде как источнике энергии. Приводить примеры приспособлений и машин, использующих энергию воды. По возможности рассказывать о значении гидротурбин для жизни и быта современных людей. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны иметь представления о жилищах в древности и современной архитектуры. Уметь рассказать из чего сооружались жилища земледельцев и скотоводов, дома и дворцы Древнего Рима. Различать, по возможности, современные сооружения и здания из исторических источников.. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны иметь представления о мебели: ее появлении, из чего изготавливали мебель раньше. Приводить примеры предметов мебели. Находить на примерах старинные предметы мебели. 47. Как появилась каша и хлеб 1 48. История об обыкновенной картошке 1 49. О керамике, фарфоре и деревянной посуде 1 50. История появления одежды 1 ее изготовления, значении. Привести примеры мебели исторической и современной. Формирование знаний и представлений о пище как основе жизни человека. Рассказать климат влияет на питание людей, Появлении каши и хлеба в рационе людей. Привести примеры круп и хлеба. Формирование знаний и представлений о пище как основе жизни человека. Рассказать как был открыт картофели и как он дошел до России. Привести примеры блюд из картофеля. Формирование знаний и представлений о посуде. Откуда появилась посуда. Ее назначение. Виды изделий из керамики, фарфоре, деревянной и берестяной посуде. Привести примеры. Формирование знаний и представлений об одежде и ее появлении. Рассказать об истории одежды, ее значении для человека. Обзорно о прялке, ткацком станке и видах ткани. Дать понятие «мода». Традиции Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны иметь представления о влиянии климата на рацион людей. Рассказывать из чего состоит каша и хлеб, как они появилась в рационе древнего человека. По возможности приводить примеры названий круп, видов хлеба. Находить на примерах виды хлебобулочных изделий. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны иметь представления о влиянии климата на рацион людей. Различать картофель среди других овощей. По возможности называть родину картофеля. Приводить примеры блюд из картофеля. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны иметь представления об истории появления посуды, ее применении. По возможности различать изделия из керамики, фарфора, дерева, бересты. Приводить примеры современной посуды. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны иметь представления об истории появления одежды, ее применении. По возможности различать предметы одежды из исторических источников. Называть примеры современной одежды. 51. Одежда и положение человека в обществе 1 52. Как люди украшали себя 1 53. Практическая работаповторение по теме «История вещей. Занятия человека на Земле 1 54. Человек и общество О предках славянах и родовом строе 1 ношения одежды в истории в разных странах . Привести примеры. Формирование знаний и представлений об одежде, обуви, моды, национальных традиций в изготовлении. Привести примеры одежды и обуви из истории. Дать понятие «знать», «простолюдины». Формирование знаний и представлений об эстетике внешнего вида человека в истории. Дать понятие «косметика» Привести примеры искусства украшать себя. Объяснить в чем истинная красота человека. Повторение и обобщение темы Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны иметь представление о развитии моды в истории. Различать и по возможности, называть предметы одежды предков славян. Как одежда могла рассказать о положении человека в обществе. Различать виды современной одежды и одежды из исторических источников. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны иметь представление о косметике, ее использовании в древности. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Формирование знаний и Фронтальная и представлений о жизни индивидуальная древних славян. Повторить формы работы. кто такие славяне, местах Методы: их проживания. Рассказать словесный, обзорно, откуда появились наглядный, и как жили восточные практический славяне. Дать понятие «город» Историю Актуализация знаний и умений по теме Обучающиеся должны знать кто такие славяне. Иметь представление о местах их проживания, жизни и объедении. Знать откуда появилось понятие город. Как жили славяне в городах, защищались от врагов. 55. Как люди понимали мир природы в древности 1 56. Современные религии, как они появились 1 57. Искусство и культура 1 возникновения городов и жизни в них. Дать понятие «община», «вече», «частокол». Формирование знаний и представлений о религии славян. Рассказать о возникновении язычества: каким духам поклонялись славяне, что такое святилище и его служители. Обзорно привести примеры славянских богов. Дать понятие «обряды, обычаи». Формирование знаний и представлений о современных религиях. Рассказать обзорно о буддизме, христианстве, исламе. Показать, что общего между разными религиями. Дать понятие «золотое правило» «благая весть» Формирование знаний и представлений об искусстве и культуре. Дать понятие «искусство». Рассказать откуда появилось искусства, его основных видов. Привести примеры, особое внимание обратить народные промыслы России. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны иметь представление о язычестве как религии славян. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны иметь представление о современных религиях. Называть по возможности золотые правила религий. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны иметь представление об искусстве, его появлении, видах. По возможности различать и находить изделия народных промыслов на примерах. 58. Письмо и первые книги 1 59. От изобретения колеса – к новым открытиям 60. Человечество стремится к миру 3 Объяснить что такое культура народа. Привести примеры. Формирование знаний и представлений о письменности и книгах. Рассказать о возникновении письменности: сигналыуказания, пиктография, иероглифы. Кто изобрел первый алфавит. Славянская письменность и авторы азбуки. Первые книги Руси. Привести примеры. Дать понятие «пиктография», «иероглифы», «просветители», «кириллица», «летопись» Формирование знаний и представлений об истории важных для человечества и истории изобретений. Краткий обзор от первых изобретений до достижений 20 века, их значение. Формирование знаний и представлений о стремлении человечества к миру. Рассказать, что такое война, причины Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны иметь представление о письменности и книгах. Их значении для человека и истории. Называть, по возможности, имена Кирилла и Мефодия- просветителей славянских народов, знать об их вкладе в развитие истории. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Обучающиеся должны иметь представление об изобретениях, их значении для человечества и истории. Приводить примеры изобретений. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, Обучающиеся должны иметь представление о войне и мире. Знать причины войн. Рассказывать, для чего важно беречь мир. 61. Повторение по теме «Человек и общество» 1 62. Обобщающая работа по теме «Человек и общество» 1 63. Годовая контрольная работа. 1 войн. Обзорный рассказ об истории армии и вооружении в истории. Дать понятие «освободительные войны», привести примеры освободительных войн в России. Что такое мировая война, почему так называется. Привести примеры. Обзорно рассказать о Великой Отечественной войне с упором на подвиг Ленинграда и ленинградцев во время блокады. Урал в годы войны. Объяснить, почему народы и государства стремятся сохранить мир. Повторение и обобщение темы наглядный, практический Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Контроль усвоения знаний Фронтальная и индивидуальная формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический Контроль усвоения знаний Фронтальная и и умений. индивидуальная Актуализация знаний и умений по теме Обучающие должны: знать изучаемый материал, уметь работать с тестовыми заданиями. Обучающие должны: знать изученный в течение учебного года формы работы. Методы: словесный, наглядный, практический 68 материал, уметь работать с тестовыми заданиями.