РП Рисунок_ УО (5-9 классы)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа-интернат № 10, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы».

ПРИНЯТО
решением методического
объединения
учителей труда и
эстетического цикла
Протокол от № 1 26.08.2024

СОГЛАСОВАНО
С Зам. Директора по
УВР 2024 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Рисование»: 5-9 год обучения
для умственно отсталых детей
учителя ИЗО Жилкиной М.В.

Екатеринбург 2024

Пояснительная записка
Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет
собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития
личности и является важным неотъемлемым звеном в системе непрерывного
образования.
Цель:использование
изобразительной деятельности в качестве
важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на
интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.
Задачи:
 развитие у учащихся с умеренной умственной отсталостью аналитикосинтетической деятельности, сравнения, совершенствования умения в
последовательности выполнения рисунка;
 улучшение
зрительно-двигательной
координации
путем
использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразного изобразительного материала;
 формирование элементарных основ реалистического рисунка;
 развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать
прекрасное;
 ознакомление
учащихся
с
лучшими
произведениями
изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;
 привитие
учащимся
художественного
вкуса,
аккуратности,
настойчивости;
 содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются испециальные
задачи,направленные на коррекцию и развитие:
 коррекция недостатков развития познавательной деятельности
учащихся с умеренной умственной отсталостью путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного
восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки,
устанавливать сходство или различие между предметами;
 основных мыслительных операций (сравнения, обобщения,
ориентации в пространстве, последовательности действий);
 наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического
мышления;
 зрительного восприятия и узнавания;
 моторики пальцев;
 пространственных представлений и ориентации;
 речи и обогащение словаря;
 коррекцию нарушенийэмоционально-волевой и личностной сферы;
 коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Обучение организуется на практической наглядной основе.

Роль предмета
Изобразительное искусство – один из предметов программы обучения
глубоко умственно отсталых детей, имеющий важное значение в плане
развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности.
Занятия по изобразительному искусству способствуют развитию у детей
чувства формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на
формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному
предмету
у
учащихся
развиваются
аккуратность,
настойчивость,
самостоятельность в работе.
Значимость этого предмета определяется нацеленностью на духовно нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала
ребенка, формирование ассоциативно-образного мышления. У детей
развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их
эмоциональное оценивание.
Доминирующее значение имеет направленность предмета на развитие
эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовнонравственное воспитание. Овладение основаниями художественного языка,
получение опыта эмоционально-ценностного эстетического восприятия мира и
художественно-творческой деятельности помогут обучающимся при освоении
смежных дисциплин и в дальнейшем станут основой отношения растущего
человека к себе, окружающим людям, природе, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельный и проблемный подходы в обучении искусству
диктует
необходимость
экспериментирования
ребенка
с
разными
художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для
создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и
техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к
художественному творчеству.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков,
нетрадиционных уроков. Используется фронтальная, индивидуальная, работа в
парах.
Методы обучения:
1. Беседа по картинам;
2. Объяснение;
3. Практическая работа.
Приёмы обучения
Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с
учётом возрастных особенностей, уровня развития, интеллектуальных
возможностей.
Предполагаемые результаты:
Обучающиеся должны уметь:
- правильно определять величину изображения в зависимости от размера
листа;

- передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических,
конических предметов в несложном пространственном положении;
- использовать осевые линии при построении рисунка симметричной
формы;
- передавать объемную форму предметов светотенью, пользуясь
различной штриховкой;
- подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов;
- анализировать свой рисунок и рисунок товарища;
- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и
отношения.

Учебно-тематический план 5 класс
№
п/п
1
2

Наименование разделов и тем
Рисование с натуры:«Рисование с
натуры овощей».
Рисование с натуры:«Рисование с
натуры листа дуба».

Всего
часов
1

Дата
(неделя)

теория

практика

1

0,5

0,5

1

2

0,5

0,5

3

Декоративное рисование:
«Составление с натуры ветки рябины».

1

3

1

4

Декоративное
рисование: «Составление узора из
растительных форм».

1

4

1

5

Рисование на тему: «Строительство
нового дома».
Беседа: «Осень».

1

5

1

1

6

1

Рисование с натуры: « Рисование
предметов цилиндрической формы».
Рисование с натуры: «Игрушкигрузовика».
Рисование с натуры: «Игрушкиавтобуса».
Рисование на тему: «Виды
транспорта».

1

7

1

1

8

1

1

9

1

1

10

1

Декоративное рисование: «Рисование
геометрического орнамента в квадрате».
Рисование на тему: «Рисование
пятиконечной звезды».

1

11

1

1

12

1

Декоративное рисование: «Рисование
снежной бабы».

1

13

1

6
7
8
9
10
11
12
13

14

Декоративное
рисование: «Составление орнамента в
полосе».

1

14

1

15

Декоративное рисование: «Рисование
снежинки».
Декоративное рисование: «Нарядная
ёлка».

1

15

1

1

16

1

1

17

1

1

18

1

1

19

1

1

20

1

1

21

1

1

22

1

1

23

1

1

24

1

25

Рисование с натуры: «Бумажного
стаканчика».
Рисование с натуры: «Рисование
раскладной пирамидки».
Рисование с натуры: «Рисование из
элементов строительного материала».
Рисование с натуры: «Рисование
вымпела с изображением ракеты».
Рисование с натуры: «Рисование
игрушки-ракеты на машине».
Декоративное рисование: «Листок
календаря к празднику 23 февраля».
Декоративное рисование: «Рисование
узора из растительных форм».
Декоративное рисование: «Рисование
открытки к 8 марта».
Рисование с натуры: «Скворечника».

1

25

1

26

Рисование на тему: «Пришла весна».

1

26

1

27

Рисование с натуры: «Рисование
расписной тарелки».
Рисование с натуры: «Рисование
лучковой пилы».
Декоративное рисование: «Плакат к 1
Мая»
Рисование на тему: «Рисование
«Салют на Красной площади»».
Рисование с натуры: «Рисование
бабочки».
Беседа по картинам. С. Григорьев
«Вратарь».
Рисование на тему: «Рисование
портфеля».
Рисование на тему: « Здравствуй лето».

1

27

1

1

28

1

1

29

1

1

30

1

1

31

1

1

32

1

1

33

1

1

34

1

Итого:

34

16
17
18
19
20
21
22
23
24

28
29
30
31
32
33
34

Учебно-тематический план 6 класс
№
п/п
1
2

Наименование разделов и тем
Рисование с натуры:«Рисование с
натуры овощей».
Рисование с натуры:«Рисование с
натуры листа дуба».

Всего
часов
1

Дата
(неделя)

теория

практика

1

0,5

0,5

1

2

0,5

0,5

3

Декоративное рисование:
«Составление с натуры ветки рябины».

1

3

1

4

Декоративное
рисование: «Составление узора из
растительных форм».

1

4

1

5

Рисование на тему: «Строительство
нового дома».
Беседа: «Осень».

1

5

1

1

6

1

Рисование с натуры: « Рисование
предметов цилиндрической формы».
Рисование с натуры: «Игрушкигрузовика».
Рисование с натуры: «Игрушкиавтобуса».
Рисование на тему: «Виды
транспорта».

1

7

1

1

8

1

1

9

1

1

10

1

Декоративное рисование: «Рисование
геометрического орнамента в квадрате».
Рисование на тему: «Рисование
пятиконечной звезды».

1

11

1

1

12

1

Декоративное рисование: «Рисование
снежной бабы».
Декоративное
рисование: «Составление орнамента в
полосе».

1

13

1

1

14

1

Декоративное рисование: «Рисование
снежинки».
Декоративное рисование: «Нарядная
ёлка».

1

15

1

1

16

1

Рисование с натуры: «Бумажного
стаканчика».
Рисование с натуры: «Рисование
раскладной пирамидки».
Рисование с натуры: «Рисование из
элементов строительного материала».

1

17

1

1

18

1

1

19

1

6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18
19

1

20

1

1

21

1

1

22

1

1

23

1

1

24

1

25

Рисование с натуры: «Рисование
вымпела с изображением ракеты».
Рисование с натуры: «Рисование
игрушки-ракеты на машине».
Декоративное рисование: «Листок
календаря к празднику 23 февраля».
Декоративное рисование: «Рисование
узора из растительных форм».
Декоративное рисование: «Рисование
открытки к 8 марта».
Рисование с натуры: «Скворечника».

1

25

1

26

Рисование на тему: «Пришла весна».

1

26

1

27

Рисование с натуры: «Рисование
расписной тарелки».
Рисование с натуры: «Рисование
лучковой пилы».
Декоративное рисование: «Плакат к 1
Мая»
Рисование на тему: «Рисование
«Салют на Красной площади»».
Рисование с натуры: «Рисование
бабочки».
Беседа по картинам. С. Григорьев
«Вратарь».
Рисование на тему: «Рисование
портфеля».
Рисование на тему: « Здравствуй лето».

1

27

1

1

28

1

1

29

1

1

30

1

1

31

1

1

32

1

1

33

1

1

34

1

Итого:

34

20
21
22
23
24

28
29
30
31
32
33
34

Учебно-тематический план 7 класс
№
п/п
1
2
3

Наименование разделов и тем
Рисование с натуры:«Рисование с
натуры овощей».
Рисование с натуры:«Рисование с
натуры листа дуба».
Декоративное рисование:
«Составление с натуры ветки рябины».

Всего
часов
1

Дата
(неделя)

теория

практика

1

0,5

0,5

1

2

0,5

0,5

1

3

1

4

Декоративное
рисование: «Составление узора из
растительных форм».

1

4

1

5

Рисование на тему: «Строительство
нового дома».
Беседа: «Осень».

1

5

1

1

6

1

Рисование с натуры: « Рисование
предметов цилиндрической формы».
Рисование с натуры: «Игрушкигрузовика».
Рисование с натуры: «Игрушкиавтобуса».
Рисование на тему: «Виды
транспорта».

1

7

1

1

8

1

1

9

1

1

10

1

Декоративное рисование: «Рисование
геометрического орнамента в квадрате».
Рисование на тему: «Рисование
пятиконечной звезды».

1

11

1

1

12

1

Декоративное рисование: «Рисование
снежной бабы».
Декоративное
рисование: «Составление орнамента в
полосе».

1

13

1

1

14

1

Декоративное рисование: «Рисование
снежинки».
Декоративное рисование: «Нарядная
ёлка».

1

15

1

1

16

1

1

17

1

1

18

1

1

19

1

1

20

1

1

21

1

1

22

1

1

23

1

1

24

1

25

Рисование с натуры: «Бумажного
стаканчика».
Рисование с натуры: «Рисование
раскладной пирамидки».
Рисование с натуры: «Рисование из
элементов строительного материала».
Рисование с натуры: «Рисование
вымпела с изображением ракеты».
Рисование с натуры: «Рисование
игрушки-ракеты на машине».
Декоративное рисование: «Листок
календаря к празднику 23 февраля».
Декоративное рисование: «Рисование
узора из растительных форм».
Декоративное рисование: «Рисование
открытки к 8 марта».
Рисование с натуры: «Скворечника».

1

25

1

26

Рисование на тему: «Пришла весна».

1

26

1

6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

27
28
29
30
31
32
33
34

Рисование с натуры: «Рисование
расписной тарелки».
Рисование с натуры: «Рисование
лучковой пилы».
Декоративное рисование: «Плакат к 1
Мая»
Рисование на тему: «Рисование
«Салют на Красной площади»».
Рисование с натуры: «Рисование
бабочки».
Беседа по картинам. С. Григорьев
«Вратарь».
Рисование на тему: «Рисование
портфеля».
Рисование на тему: « Здравствуй лето».

1

27

1

1

28

1

1

29

1

1

30

1

1

31

1

1

32

1

1

33

1

1

34

1

Итого:

34

Учебно-тематический план 8 класс
№
п/п
1
2

Наименование разделов и тем
Рисование с натуры:«Рисование с
натуры овощей».
Рисование с натуры:«Рисование с
натуры листа дуба».

Всего
часов
1

Дата
(неделя)

теория

практика

1

0,5

0,5

1

2

0,5

0,5

3

Декоративное рисование:
«Составление с натуры ветки рябины».

1

3

1

4

Декоративное
рисование: «Составление узора из
растительных форм».

1

4

1

5

Рисование на тему: «Строительство
нового дома».
Беседа: «Осень».

1

5

1

1

6

1

Рисование с натуры: « Рисование
предметов цилиндрической формы».
Рисование с натуры: «Игрушкигрузовика».
Рисование с натуры: «Игрушкиавтобуса».
Рисование на тему: «Виды
транспорта».

1

7

1

1

8

1

1

9

1

1

10

1

Декоративное рисование: «Рисование
геометрического орнамента в квадрате».

1

11

1

6
7
8
9
10
11

12

Рисование на тему: «Рисование
пятиконечной звезды».

1

12

1

13

Декоративное рисование: «Рисование
снежной бабы».
Декоративное
рисование: «Составление орнамента в
полосе».

1

13

1

1

14

1

Декоративное рисование: «Рисование
снежинки».
Декоративное рисование: «Нарядная
ёлка».

1

15

1

1

16

1

1

17

1

1

18

1

1

19

1

1

20

1

1

21

1

1

22

1

1

23

1

1

24

1

25

Рисование с натуры: «Бумажного
стаканчика».
Рисование с натуры: «Рисование
раскладной пирамидки».
Рисование с натуры: «Рисование из
элементов строительного материала».
Рисование с натуры: «Рисование
вымпела с изображением ракеты».
Рисование с натуры: «Рисование
игрушки-ракеты на машине».
Декоративное рисование: «Листок
календаря к празднику 23 февраля».
Декоративное рисование: «Рисование
узора из растительных форм».
Декоративное рисование: «Рисование
открытки к 8 марта».
Рисование с натуры: «Скворечника».

1

25

1

26

Рисование на тему: «Пришла весна».

1

26

1

27

Рисование с натуры: «Рисование
расписной тарелки».
Рисование с натуры: «Рисование
лучковой пилы».
Декоративное рисование: «Плакат к 1
Мая»
Рисование на тему: «Рисование
«Салют на Красной площади»».
Рисование с натуры: «Рисование
бабочки».
Беседа по картинам. С. Григорьев
«Вратарь».
Рисование на тему: «Рисование
портфеля».
Рисование на тему: « Здравствуй лето».

1

27

1

1

28

1

1

29

1

1

30

1

1

31

1

1

32

1

1

33

1

1

34

1

Итого:

34

14

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

28
29
30
31
32
33
34

Учебно-тематический план 9 класс
№
п/п
1
2

Наименование разделов и тем
Рисование с натуры:«Рисование с
натуры овощей».
Рисование с натуры:«Рисование с
натуры листа дуба».

Всего
часов
1

Дата
(неделя)

теория

практика

1

0,5

0,5

1

2

0,5

0,5

3

Декоративное рисование:
«Составление с натуры ветки рябины».

1

3

1

4

Декоративное
рисование: «Составление узора из
растительных форм».

1

4

1

5

Рисование на тему: «Строительство
нового дома».
Беседа: «Осень».

1

5

1

1

6

1

Рисование с натуры: « Рисование
предметов цилиндрической формы».
Рисование с натуры: «Игрушкигрузовика».
Рисование с натуры: «Игрушкиавтобуса».
Рисование на тему: «Виды
транспорта».

1

7

1

1

8

1

1

9

1

1

10

1

Декоративное рисование: «Рисование
геометрического орнамента в квадрате».
Рисование на тему: «Рисование
пятиконечной звезды».

1

11

1

1

12

1

Декоративное рисование: «Рисование
снежной бабы».
Декоративное
рисование: «Составление орнамента в
полосе».

1

13

1

1

14

1

Декоративное рисование: «Рисование
снежинки».
Декоративное рисование: «Нарядная
ёлка».

1

15

1

1

16

1

Рисование с натуры: «Бумажного
стаканчика».
Рисование с натуры: «Рисование
раскладной пирамидки».
Рисование с натуры: «Рисование из
элементов строительного материала».
Рисование с натуры: «Рисование
вымпела с изображением ракеты».

1

17

1

1

18

1

1

19

1

1

20

1

6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18
19
20

1

21

1

1

22

1

1

23

1

1

24

1

25

Рисование с натуры: «Рисование
игрушки-ракеты на машине».
Декоративное рисование: «Листок
календаря к празднику 23 февраля».
Декоративное рисование: «Рисование
узора из растительных форм».
Декоративное рисование: «Рисование
открытки к 8 марта».
Рисование с натуры: «Скворечника».

1

25

1

26

Рисование на тему: «Пришла весна».

1

26

1

27

Рисование с натуры: «Рисование
расписной тарелки».
Рисование с натуры: «Рисование
лучковой пилы».
Декоративное рисование: «Плакат к 1
Мая»
Рисование на тему: «Рисование
«Салют на Красной площади»».
Рисование с натуры: «Рисование
бабочки».
Беседа по картинам. С. Григорьев
«Вратарь».
Рисование на тему: «Рисование
портфеля».
Рисование на тему: « Здравствуй лето».

1

27

1

1

28

1

1

29

1

1

30

1

1

31

1

1

32

1

1

33

1

1

34

1

Итого:

34

21
22
23
24

28
29
30
31
32
33
34

Учебно-методическое обеспечение
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом
Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599; Федеральная адаптированная основная
общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее – ФАООП ЛУ (ИН), утверждена приказом
Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1026.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».