Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат № 10, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». ПРИНЯТО решением методического объединения учителей труда и эстетического цикла Протокол от № 1 26.08.2024 СОГЛАСОВАНО С Зам. Директора по УВР 2024 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Рисование»: 5-9 год обучения для умственно отсталых детей учителя ИЗО Жилкиной М.В. Екатеринбург 2024 Пояснительная записка Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Цель:использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы. Задачи: развитие у учащихся с умеренной умственной отсталостью аналитикосинтетической деятельности, сравнения, совершенствования умения в последовательности выполнения рисунка; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала; формирование элементарных основ реалистического рисунка; развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать прекрасное; ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства; привитие учащимся художественного вкуса, аккуратности, настойчивости; содействие нравственному и трудовому воспитанию. Наряду с этими задачами на занятиях решаются испециальные задачи,направленные на коррекцию и развитие: коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся с умеренной умственной отсталостью путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство или различие между предметами; основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий); наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления; зрительного восприятия и узнавания; моторики пальцев; пространственных представлений и ориентации; речи и обогащение словаря; коррекцию нарушенийэмоционально-волевой и личностной сферы; коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Обучение организуется на практической наглядной основе. Роль предмета Изобразительное искусство – один из предметов программы обучения глубоко умственно отсталых детей, имеющий важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности. Занятия по изобразительному искусству способствуют развитию у детей чувства формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе. Значимость этого предмета определяется нацеленностью на духовно нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного мышления. У детей развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоциональное оценивание. Доминирующее значение имеет направленность предмета на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовнонравственное воспитание. Овладение основаниями художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут обучающимся при освоении смежных дисциплин и в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству. Формы организации учебного процесса Программа предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков. Используется фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Методы обучения: 1. Беседа по картинам; 2. Объяснение; 3. Практическая работа. Приёмы обучения Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учётом возрастных особенностей, уровня развития, интеллектуальных возможностей. Предполагаемые результаты: Обучающиеся должны уметь: - правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа; - передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении; - использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы; - передавать объемную форму предметов светотенью, пользуясь различной штриховкой; - подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов; - анализировать свой рисунок и рисунок товарища; - употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и отношения. Учебно-тематический план 5 класс № п/п 1 2 Наименование разделов и тем Рисование с натуры:«Рисование с натуры овощей». Рисование с натуры:«Рисование с натуры листа дуба». Всего часов 1 Дата (неделя) теория практика 1 0,5 0,5 1 2 0,5 0,5 3 Декоративное рисование: «Составление с натуры ветки рябины». 1 3 1 4 Декоративное рисование: «Составление узора из растительных форм». 1 4 1 5 Рисование на тему: «Строительство нового дома». Беседа: «Осень». 1 5 1 1 6 1 Рисование с натуры: « Рисование предметов цилиндрической формы». Рисование с натуры: «Игрушкигрузовика». Рисование с натуры: «Игрушкиавтобуса». Рисование на тему: «Виды транспорта». 1 7 1 1 8 1 1 9 1 1 10 1 Декоративное рисование: «Рисование геометрического орнамента в квадрате». Рисование на тему: «Рисование пятиконечной звезды». 1 11 1 1 12 1 Декоративное рисование: «Рисование снежной бабы». 1 13 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Декоративное рисование: «Составление орнамента в полосе». 1 14 1 15 Декоративное рисование: «Рисование снежинки». Декоративное рисование: «Нарядная ёлка». 1 15 1 1 16 1 1 17 1 1 18 1 1 19 1 1 20 1 1 21 1 1 22 1 1 23 1 1 24 1 25 Рисование с натуры: «Бумажного стаканчика». Рисование с натуры: «Рисование раскладной пирамидки». Рисование с натуры: «Рисование из элементов строительного материала». Рисование с натуры: «Рисование вымпела с изображением ракеты». Рисование с натуры: «Рисование игрушки-ракеты на машине». Декоративное рисование: «Листок календаря к празднику 23 февраля». Декоративное рисование: «Рисование узора из растительных форм». Декоративное рисование: «Рисование открытки к 8 марта». Рисование с натуры: «Скворечника». 1 25 1 26 Рисование на тему: «Пришла весна». 1 26 1 27 Рисование с натуры: «Рисование расписной тарелки». Рисование с натуры: «Рисование лучковой пилы». Декоративное рисование: «Плакат к 1 Мая» Рисование на тему: «Рисование «Салют на Красной площади»». Рисование с натуры: «Рисование бабочки». Беседа по картинам. С. Григорьев «Вратарь». Рисование на тему: «Рисование портфеля». Рисование на тему: « Здравствуй лето». 1 27 1 1 28 1 1 29 1 1 30 1 1 31 1 1 32 1 1 33 1 1 34 1 Итого: 34 16 17 18 19 20 21 22 23 24 28 29 30 31 32 33 34 Учебно-тематический план 6 класс № п/п 1 2 Наименование разделов и тем Рисование с натуры:«Рисование с натуры овощей». Рисование с натуры:«Рисование с натуры листа дуба». Всего часов 1 Дата (неделя) теория практика 1 0,5 0,5 1 2 0,5 0,5 3 Декоративное рисование: «Составление с натуры ветки рябины». 1 3 1 4 Декоративное рисование: «Составление узора из растительных форм». 1 4 1 5 Рисование на тему: «Строительство нового дома». Беседа: «Осень». 1 5 1 1 6 1 Рисование с натуры: « Рисование предметов цилиндрической формы». Рисование с натуры: «Игрушкигрузовика». Рисование с натуры: «Игрушкиавтобуса». Рисование на тему: «Виды транспорта». 1 7 1 1 8 1 1 9 1 1 10 1 Декоративное рисование: «Рисование геометрического орнамента в квадрате». Рисование на тему: «Рисование пятиконечной звезды». 1 11 1 1 12 1 Декоративное рисование: «Рисование снежной бабы». Декоративное рисование: «Составление орнамента в полосе». 1 13 1 1 14 1 Декоративное рисование: «Рисование снежинки». Декоративное рисование: «Нарядная ёлка». 1 15 1 1 16 1 Рисование с натуры: «Бумажного стаканчика». Рисование с натуры: «Рисование раскладной пирамидки». Рисование с натуры: «Рисование из элементов строительного материала». 1 17 1 1 18 1 1 19 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 1 20 1 1 21 1 1 22 1 1 23 1 1 24 1 25 Рисование с натуры: «Рисование вымпела с изображением ракеты». Рисование с натуры: «Рисование игрушки-ракеты на машине». Декоративное рисование: «Листок календаря к празднику 23 февраля». Декоративное рисование: «Рисование узора из растительных форм». Декоративное рисование: «Рисование открытки к 8 марта». Рисование с натуры: «Скворечника». 1 25 1 26 Рисование на тему: «Пришла весна». 1 26 1 27 Рисование с натуры: «Рисование расписной тарелки». Рисование с натуры: «Рисование лучковой пилы». Декоративное рисование: «Плакат к 1 Мая» Рисование на тему: «Рисование «Салют на Красной площади»». Рисование с натуры: «Рисование бабочки». Беседа по картинам. С. Григорьев «Вратарь». Рисование на тему: «Рисование портфеля». Рисование на тему: « Здравствуй лето». 1 27 1 1 28 1 1 29 1 1 30 1 1 31 1 1 32 1 1 33 1 1 34 1 Итого: 34 20 21 22 23 24 28 29 30 31 32 33 34 Учебно-тематический план 7 класс № п/п 1 2 3 Наименование разделов и тем Рисование с натуры:«Рисование с натуры овощей». Рисование с натуры:«Рисование с натуры листа дуба». Декоративное рисование: «Составление с натуры ветки рябины». Всего часов 1 Дата (неделя) теория практика 1 0,5 0,5 1 2 0,5 0,5 1 3 1 4 Декоративное рисование: «Составление узора из растительных форм». 1 4 1 5 Рисование на тему: «Строительство нового дома». Беседа: «Осень». 1 5 1 1 6 1 Рисование с натуры: « Рисование предметов цилиндрической формы». Рисование с натуры: «Игрушкигрузовика». Рисование с натуры: «Игрушкиавтобуса». Рисование на тему: «Виды транспорта». 1 7 1 1 8 1 1 9 1 1 10 1 Декоративное рисование: «Рисование геометрического орнамента в квадрате». Рисование на тему: «Рисование пятиконечной звезды». 1 11 1 1 12 1 Декоративное рисование: «Рисование снежной бабы». Декоративное рисование: «Составление орнамента в полосе». 1 13 1 1 14 1 Декоративное рисование: «Рисование снежинки». Декоративное рисование: «Нарядная ёлка». 1 15 1 1 16 1 1 17 1 1 18 1 1 19 1 1 20 1 1 21 1 1 22 1 1 23 1 1 24 1 25 Рисование с натуры: «Бумажного стаканчика». Рисование с натуры: «Рисование раскладной пирамидки». Рисование с натуры: «Рисование из элементов строительного материала». Рисование с натуры: «Рисование вымпела с изображением ракеты». Рисование с натуры: «Рисование игрушки-ракеты на машине». Декоративное рисование: «Листок календаря к празднику 23 февраля». Декоративное рисование: «Рисование узора из растительных форм». Декоративное рисование: «Рисование открытки к 8 марта». Рисование с натуры: «Скворечника». 1 25 1 26 Рисование на тему: «Пришла весна». 1 26 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 27 28 29 30 31 32 33 34 Рисование с натуры: «Рисование расписной тарелки». Рисование с натуры: «Рисование лучковой пилы». Декоративное рисование: «Плакат к 1 Мая» Рисование на тему: «Рисование «Салют на Красной площади»». Рисование с натуры: «Рисование бабочки». Беседа по картинам. С. Григорьев «Вратарь». Рисование на тему: «Рисование портфеля». Рисование на тему: « Здравствуй лето». 1 27 1 1 28 1 1 29 1 1 30 1 1 31 1 1 32 1 1 33 1 1 34 1 Итого: 34 Учебно-тематический план 8 класс № п/п 1 2 Наименование разделов и тем Рисование с натуры:«Рисование с натуры овощей». Рисование с натуры:«Рисование с натуры листа дуба». Всего часов 1 Дата (неделя) теория практика 1 0,5 0,5 1 2 0,5 0,5 3 Декоративное рисование: «Составление с натуры ветки рябины». 1 3 1 4 Декоративное рисование: «Составление узора из растительных форм». 1 4 1 5 Рисование на тему: «Строительство нового дома». Беседа: «Осень». 1 5 1 1 6 1 Рисование с натуры: « Рисование предметов цилиндрической формы». Рисование с натуры: «Игрушкигрузовика». Рисование с натуры: «Игрушкиавтобуса». Рисование на тему: «Виды транспорта». 1 7 1 1 8 1 1 9 1 1 10 1 Декоративное рисование: «Рисование геометрического орнамента в квадрате». 1 11 1 6 7 8 9 10 11 12 Рисование на тему: «Рисование пятиконечной звезды». 1 12 1 13 Декоративное рисование: «Рисование снежной бабы». Декоративное рисование: «Составление орнамента в полосе». 1 13 1 1 14 1 Декоративное рисование: «Рисование снежинки». Декоративное рисование: «Нарядная ёлка». 1 15 1 1 16 1 1 17 1 1 18 1 1 19 1 1 20 1 1 21 1 1 22 1 1 23 1 1 24 1 25 Рисование с натуры: «Бумажного стаканчика». Рисование с натуры: «Рисование раскладной пирамидки». Рисование с натуры: «Рисование из элементов строительного материала». Рисование с натуры: «Рисование вымпела с изображением ракеты». Рисование с натуры: «Рисование игрушки-ракеты на машине». Декоративное рисование: «Листок календаря к празднику 23 февраля». Декоративное рисование: «Рисование узора из растительных форм». Декоративное рисование: «Рисование открытки к 8 марта». Рисование с натуры: «Скворечника». 1 25 1 26 Рисование на тему: «Пришла весна». 1 26 1 27 Рисование с натуры: «Рисование расписной тарелки». Рисование с натуры: «Рисование лучковой пилы». Декоративное рисование: «Плакат к 1 Мая» Рисование на тему: «Рисование «Салют на Красной площади»». Рисование с натуры: «Рисование бабочки». Беседа по картинам. С. Григорьев «Вратарь». Рисование на тему: «Рисование портфеля». Рисование на тему: « Здравствуй лето». 1 27 1 1 28 1 1 29 1 1 30 1 1 31 1 1 32 1 1 33 1 1 34 1 Итого: 34 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 28 29 30 31 32 33 34 Учебно-тематический план 9 класс № п/п 1 2 Наименование разделов и тем Рисование с натуры:«Рисование с натуры овощей». Рисование с натуры:«Рисование с натуры листа дуба». Всего часов 1 Дата (неделя) теория практика 1 0,5 0,5 1 2 0,5 0,5 3 Декоративное рисование: «Составление с натуры ветки рябины». 1 3 1 4 Декоративное рисование: «Составление узора из растительных форм». 1 4 1 5 Рисование на тему: «Строительство нового дома». Беседа: «Осень». 1 5 1 1 6 1 Рисование с натуры: « Рисование предметов цилиндрической формы». Рисование с натуры: «Игрушкигрузовика». Рисование с натуры: «Игрушкиавтобуса». Рисование на тему: «Виды транспорта». 1 7 1 1 8 1 1 9 1 1 10 1 Декоративное рисование: «Рисование геометрического орнамента в квадрате». Рисование на тему: «Рисование пятиконечной звезды». 1 11 1 1 12 1 Декоративное рисование: «Рисование снежной бабы». Декоративное рисование: «Составление орнамента в полосе». 1 13 1 1 14 1 Декоративное рисование: «Рисование снежинки». Декоративное рисование: «Нарядная ёлка». 1 15 1 1 16 1 Рисование с натуры: «Бумажного стаканчика». Рисование с натуры: «Рисование раскладной пирамидки». Рисование с натуры: «Рисование из элементов строительного материала». Рисование с натуры: «Рисование вымпела с изображением ракеты». 1 17 1 1 18 1 1 19 1 1 20 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 1 21 1 1 22 1 1 23 1 1 24 1 25 Рисование с натуры: «Рисование игрушки-ракеты на машине». Декоративное рисование: «Листок календаря к празднику 23 февраля». Декоративное рисование: «Рисование узора из растительных форм». Декоративное рисование: «Рисование открытки к 8 марта». Рисование с натуры: «Скворечника». 1 25 1 26 Рисование на тему: «Пришла весна». 1 26 1 27 Рисование с натуры: «Рисование расписной тарелки». Рисование с натуры: «Рисование лучковой пилы». Декоративное рисование: «Плакат к 1 Мая» Рисование на тему: «Рисование «Салют на Красной площади»». Рисование с натуры: «Рисование бабочки». Беседа по картинам. С. Григорьев «Вратарь». Рисование на тему: «Рисование портфеля». Рисование на тему: « Здравствуй лето». 1 27 1 1 28 1 1 29 1 1 30 1 1 31 1 1 32 1 1 33 1 1 34 1 Итого: 34 21 22 23 24 28 29 30 31 32 33 34 Учебно-методическое обеспечение Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599; Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФАООП ЛУ (ИН), утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1026.