I. Пояснительная записка. Пение – важнейшее средство музыкального воспитания. Пение – наиболее доступный и привлекательный для обучающихся вид художественно – творческой деятельности. В нем заключён огромный потенциал эмоционального и познавательного развития, развитие музыкальных способностей, возможность самореализации. Проблема самореализации личности является актуальной проблемой образования. Работа с одарёнными детьми провозглашается в настоящее время как одно из перспективных направлений развития системы образования. Художественно – творческая деятельность предоставляет огромные возможности для реализации обучающимися своего творческого потенциала. Музыкальное искусство, вокально – исполнительская деятельность, заключающие в себе художественно – эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности, оказывают положительное воздействие на нравственное, духовное становление личности. Дети с нарушением зрения являются особой категорией, в работе с которыми музыка, вокально – исполнительская деятельность является не только средством их художественного, музыкального развития и формирования художественной культуры, но и способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Актуальность художественно – творческой деятельности обучающихся с нарушением зрения обусловлена рядом причин: возможность коррекции и компенсации недостатков физического и психического развития; возможность формирования нравственно – эстетических, коммуникативно – рефлексивных основ личности с последующей социокультурной адаптацией; обеспечение приобретения знаний в области искусства и практических навыков в художественно – творческой деятельности; осуществление объективной связи личности с культурой как системой ценностей, развития человека на основе освоения им музыкальной культуры, становления её творцом. создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в художественно эстетическом и нравственном развитии; обеспечение духовно - нравственного воспитания учащихся; развитие творческих способностей учащихся; выявление, развитие и поддержка одарённых обучающихся. Музыкально - эстетическое воспитание и вокально - техническое развитие школьников тесно взаимосвязаны и неразрывны, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому и сольному пению. Рабочая программа «Вокальный ансамбль» предусматривает чередование занятий индивидуального практического творчества учащихся и занятий коллективной вокально технической деятельности. Дополнительная образовательная программа «Вокальный ансамбль» создана на основе программ: «Хор» Овчинникова Т.Н./М, Просвещение 2014г (разделы: вокально хоровая работа; пение произведений, учебно-тренировочных материалов, импровизаций; слушание музыки; примерные требования к учащимся); «Сольное пение» Масленников В.В. /1986г.; «Вокальный ансамбль» для учреждений дополнительного образования Пашкова А.С./Екб.,2006г.; на основе методик вокального воспитания детей В. Попова, В. Соколова, Г. Струве; с использованием технологии В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», дыхательной гимнастики для детей А.Н. Стрельниковой. Цель программы: Воспитание социально – активной, духовно – нравственной, творческой личности обучающегося в процессе формирования его певческой культуры. Задачи: 1. Знакомить с различными вокальными произведениями; способствовать расширению музыкального кругозора обучающихся, повышению уровня общей и музыкальной культуры. 2. Развивать основные вокально – хоровые навыки: певческое дыхание, артикуляцию, умение петь в ансамбле, навыки пения без сопровождения, координацию деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса. 3. Обучать основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе. 4. Развивать творческие способности, эмоциональность, эстетический вкус обучающихся в процессе музыкально – исполнительской деятельности. 5. Формировать потребность в общении с музыкой. 6. Организовывать учебно – воспитательную, творческую концертную деятельность обучающихся. Реализация задач осуществляется через различные виды музыкально – творческой деятельности: сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, элементы импровизации, движения под музыку, элементы театрализации. II. Место учебной программы «Вокальный ансамбль» в плане внеурочной деятельности. Программа «Вокальный ансамбль» рассчитана на 1 год обучения. Младшая группа – первый год обучения – это дети 7-10 лет. Набор в ансамбль осуществляется по желанию школьников, увлекающихся музыкой и музыкально - эстетической деятельностью. Занятия вокального ансамбля проходят 4 раза в неделю по 1 часу. Количество часов в неделю: 4. Количество часов в год: 136 (теории -19 часов, практических занятий – 117 часов). Уровень освоения программы: базовый. Занятие вокального ансамбля состоит из теоретической и практической частей. Большее количество времени занимает практическая часть. Теоретическую часть руководитель ансамбля планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, музыкальную грамоту, знакомство с творчеством композитора. Практическая часть включает в себя работу над вокально – хоровыми навыками, созданием образа песни. Музыкальный репертуар является основой вокально – хорового воспитания и развития. Музыкальный репертуар должен быть художественным, эмоционально насыщенным, должен соответствовать техническим возможностям и художественно – эстетическому уровню развития обучающихся. Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: встречи с интересными людьми, посещение концертов, театров и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей. Методы и подходы реализации программы: системно – деятельностный подход; дифференцированный подход; личностно – ориентированный подход; метод проблемного обучения; информационно – коммуникативные технологии; здоровье сберегающие технологии. Основные методы программы: стилевой подход и системный подход, творческий метод и метод импровизации и сценического движения. Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, манеры исполнения, вокальных характеристик произведений. Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно - педагогический метод, определяющий качественно - результативный показатель её практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникальное, присущее каждому ребёнку и поэтому всегда новое. Это новое проявляется во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально - сценической театрализации. В связи с этим, в совместной творческой деятельности преподавателя и ученика проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии. Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – её тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими. Метод импровизации и сценического движения: это один из основных методов программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и за телом. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной образовательной программы дополнительного образования «Вокальный ансамбль» в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Формы работы: Различные формы работы дают возможность педагогу более полно раскрыть индивидуальные музыкальные способности каждого участника ансамбля. Ведущей формой организации музыкально - творческой деятельности обучающихся является занятие. Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально. Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами. Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают русские народные песни, песни композиторов - классиков и современных композиторов. Занятие - постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актёрские способности детей. Заключительное занятие, завершающее тему – занятие - концерт. Проводится для детей, родителей, педагогов, гостей. На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения: Наглядно - слуховой; Наглядно - зрительный; репродуктивный; Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения. Формы проведения занятий варьируются. В рамках одного занятия сочетаются различные виды деятельности: настройка певческих голосов: комплекс упражнений; дыхательная гимнастика; артикуляционные упражнения; распевание; вокально – хоровая работа; восприятие (слушание) музыкальных произведений; зрительная гимнастика; основы музыкальной грамоты; пение с инструментальным сопровождением и без сопровождения; сценическое движение; работа с фонограммой; работа с микрофоном; актёрское мастерство. Концертная деятельность вокального ансамбля. Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам. Вокальный ансамбль принимает участие в школьных концертах и тематических мероприятиях, в областных, всероссийских, международных фестивалях и конкурсах. Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года: Выставка фотоматериала из выступлений ребят. Итоговое занятие. Урок - концерт. Успехи, результат. Отчётный концерт. III. Особенности организации занятий вокального ансамбля. Особенности организации занятий вокального ансамбля в школе для детей с нарушением зрения заключается в коррекционно – развивающей направленности учебно – воспитательного процесса. Дифференциация в обучении и воспитании достигается посредством личностно – ориентированной направленности процесса, обеспечивающей эффективную коррекцию индивидуальных отклонений в психофизиологическом развитии обучающихся с учётом их возрастных особенностей, а также степени выраженности зрительных и побочных дефектов. Приём в ансамбль осуществляется по желанию детей, поэтому уровень их музыкальных способностей и опыт музыкальной деятельности различный. В связи с этим, возникает необходимость увеличения времени, отводимого на распевание с использованием мимических и дыхательных разминок, слуховых упражнений, комплекса упражнений – тренингов, скороговорок, музыкальных игр с элементами артикуляционной и дыхательной гимнастики. Сочетание групповой и индивидуальной работы является важным условием проведения занятий. В процессе групповых занятий дети овладевают навыками общения друг с другом. У них формируются социально значимые качества личности, коммуникативные способности, чувство общности и ответственности за общий результат. В свою очередь, в процессе индивидуальной работы у обучающихся развиваются вызывающие трудности навыки вокально – хоровой деятельности, которые в последствии закрепляются при работе с малыми группами. Индивидуальные занятия позволяют оптимально моделировать и реализовывать индивидуальную программу коррекционно – развивающей работы с детьми с нарушением зрения, направленную на комплексную диагностику и последующую компенсацию дезадаптивных состояний обучающегося. На занятиях необходимо сочетать вокально – хоровые упражнения с офтальмотренингом, релакс паузами и другими видами корригирующих упражнений. Важным условием на занятиях является постепенное и последовательное усложнение учебных задач. Необходимо учитывать особенности самого процесса образования вокально – хоровых и компенсаторных навыков, направленного от восприятия и усвоения правила к умению его применять на практике. А также к его самостоятельному закреплению. Эффективность вокально – хорового обучения и воспитания во многом зависит от регулярности, систематичности и последовательности занятий. Особое внимание необходимо уделять использованию упражнений, адресно направленных на компонент дефекта учащегося. Этому способствует использование офтальмологических пауз, упражнений, направленных на активизацию работы мышц грудной клетки, развитию дыхания и артикуляционного аппарата. Большое коррегирующее значение на формирование эмоциональной структуры личности детей с нарушением зрения оказывают релаксационные упражнения и психологические этюды, способствующие развитию у обучающихся эмпатии, эмоциональной раскрепощенности, уверенности в себе, а также оптимизации и повышению общего эмоционального тонуса детей. Большое внимание в процессе вокально – хорового воспитания детей с нарушением зрения необходимо уделять организации концертной деятельности обучающихся: выступлениям на школьных мероприятиях, участию в вокальных конкурсах и фестивалях. Концертная деятельность обучающихся является предпосылкой к их последующей социальной адаптации. В основе технологии организации работы ансамбля – инвариантно – модульный методический комплекс. Коррекционно – развивающая методика предполагает последовательную реализацию нескольких взаимосвязанных модулей. Динамический модуль направлен на развитие вокально – хоровых навыков. Динамический модуль включён во все этапы репетиционной работы: распевание, разучивание вокального произведения, концертное исполнение. Он также предполагает развитие технических умений и навыков, анализ вокального произведения, формирование теоретических музыкальных знаний, исполнительского мышления обучающихся. Офтальмологический модуль включает в себя различные системы тренинга зрения, комплекс зрительной гигиенической гимнастики, вспомогательные общеукрепляющие и коррегирующие упражнения. Релаксационный модуль предполагает снятие физического и психологического напряжения обучающихся в процессе певческой деятельности. В модуль включены упражнения, основанные на методе нервно – мышечной релаксации Э. Джекобсона. Коммуникативный модуль включает в себя комплекс коммуникативных игр, творческие задания, дискуссии, вокальные импровизации, задания, требующие коллективное выполнение. Опорно – двигательный модуль реализуется в применении различных ритмических и двигательных импровизаций в процессе исполнения вокальных произведений, соединения пения и танцевальных движений, инсценировке. IV. Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты: • бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально - исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии. • осознание российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность в познании; эмоционально - ценностное отношение к искусству, понимание его функций в жизни человека и общества. • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе музыкальной и учебной деятельности. • стремление к самовыражению в музыкально - исполнительской деятельности, стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города. Метапредметные результаты: регулятивные УУД: • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной творческой задачей и условиями её реализации; решать проблемы творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; • устанавливать причины успеха/неудач музыкально - исполнительской деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок; • выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством. коммуникативные УУД: • выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе); передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; • корректно и аргументированно высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; • стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуации совместного исполнения музыки; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению. познавательные УУД: • сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы; • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Предметные результаты: знать: • элементарные способы воплощения художественно - образного содержания и интонационно - мелодических особенностей профессионального и народного творчества в различных видах музыкальной и учебно - творческой деятельности; • нотную грамоту; ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; • правильную певческую установку; понимать дирижёрские жесты; • особенности музыкального языка, умение применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров с сопровождением и без него, правильно распределять дыхание в длинной фразе; • создавать коллективные музыкально - пластические композиции; исполнять вокальные произведения эмоционально и выразительно в унисон. V. Содержание программы «Вокальный ансамбль» (первого года обучения). Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности. 1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, секстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами - солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный ансамбль). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении. 1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокального ансамбля. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. 1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. 1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях. 1.5. Вокально - певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка лёгочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник». Тема II. Формирование детского голоса. 2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный. Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. 2.2. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. 2.3. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf во избежание форсирования звука. Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с музыкальным сопровождением и без сопровождения. Упражнения первого уровня формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания. Дыхательная гимнастика для детей Стрельниковой А.Н. Артикуляционная гимнастика, интонационно - фонетические упражнения Емельянова В.В. Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. 3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. 3.2. Работа с произведениями русских композиторов - классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. для воплощения музыкального образа произведения. Знакомство с особенностями творчества композиторов - классиков, с выдающимися исполнителями классической музыки. Работа над фразировкой, нюансировкой, стилистикой и эмоциональным исполнением произведений. 3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актёрской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. 3.4. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки. Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни. Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни. Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. 5.1. Прослушивание аудио - и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио - и видеозаписей. Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (ансамбль) на школьных мероприятиях, отчётном концерте, фестивалях и конкурсах различного уровня детского творчества. В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться. VI. Тематический план программы. Часы № Разделы, теория практика название темы Формы индивид. работа Общее количе ство аттестации/ контроля часов I. 1 Пение как вид музыкальной деятельности. Понятие о сольном и ансамблевом пении. 1 - - 1 Диагностика. 2 Прослушивание детских голосов. - 2 - 2 3 Строение голосового аппарата. 2 - - 2 4 Правила охраны детского голоса. 2 - - 2 Вокально - певческая установка. Упражнения 5 на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Беседа. Устный опрос. Индивидуальное прослушивание, знакомство с музыкальными данными детей. Беседа. Устный опрос. Беседа. Устный опрос. Беседа. Выполнение упражнений. 1 9 - 10 Звукообразование. Певческое дыхание. 2 4 - 6 Беседа. Выполнение упражнений. 2 Дикция и артикуляция. 1 8 - 9 Устный опрос. Выполнение упражнений. II. 1 Формирование детского голоса. Речевые игры упражнения. 3 Вокальные упражнения. и 1 11 - 12 Загадки, игры. Выполнение упражнений. III. 1 Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. Народная песня. 2 Произведениями русских композиторов классиков. 3 Произведения современных отечественных композиторов. 4 1 2 2 14 8 28 15 Слушание, анализ произведения. Беседа. Презентация исполняемого произведения. 10 Беседа. Слушание, анализ произведения. Презентация исполняемого произведения. - 30 Беседа. Слушание, анализ произведения. Презентация исполняемого произведения. 14 14 - - Сольное пение. IV. Игровая деятельность, театрализация. V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. 4 4 1 Путь к успеху. 4 - 4 Выполнение упражнений. Презентация исполняемого произведения. Игры. Театрализация исполняемой песни. Творческий показ. Беседа. Анализ качества пения как собственного, так и профессиональных исполнителей (аудио – и видеозаписи). VI . Концертно исполнительская деятельность 1 Репетиции 5 5 10 2 Выступления, концерты. 5 - 5 98 19 136 Итого 19 Индивидуальный и групповой творческий показ. Выступление на сценических площадках. Отчётный концерт. VII. Календарно - тематическое планирование Неделя № Тема 1 1 2 3 4 5 6 7 Понятие о сольном и ансамблевом пении (теория). Диагностика. Прослушивание детских голосов. Диагностика. Прослушивание детских голосов. Сольное и ансамблевое пение (устный опрос). Правила охраны детского голоса (теория). Строение голосового аппарата (теория). Вокально - певческая установка. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой Звукообразование. Певческое дыхание. Дирижерский жест (теория и практика). Речевые игры и упражнения. Вокальные упражнения. Унисон. Народная песня (теория). Народная песня «На горе – то калина» Интонация, дыхание, звукообразование. Фразировка. Народная песня Унисон. Ритм, темп, динамика. Игровая деятельность, театрализация. Народная песня Дикция, артикуляция. Пантомимические упражнения. Народная песня Работа над ансамблем. Исполнительский план. Создание художественного образа. Дикция и артикуляция. 2 8 3 9 10 11 12 4 13 14 15 16 Кол - во Дата часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 17 18 19 20 6 21 22 23 7 24 25 26 27 28 8 29 30 31 32 9 33 34 35 36 10 37 38 Речевые игры и упражнения. Вокальные упражнения. Современная песня «Осень – раскрасавица» Интонация, дыхание, звукообразование, ритм. Унисон. Звукообразование. Певческое дыхание. Современная песня. Артикуляция, дикция. Динамика, темп. Современная песня. Работа над ансамблем (тембровым, дикционным, ритмическим, темповым, динамическим). Упражнения на развитие певческого дыхания. Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой. Современная песня. Работа над ансамблем (тембровым, дикционным, ритмическим, темповым, динамическим). Сольное пение. Современная песня «Осень - раскрасавица». Исполнительский план. Создание художественного образа. Современная песня «Россия» Интонация, дыхание, звукообразование, ритм. Унисон. Звукообразование. Певческое дыхание. Современная песня «Россия» Артикуляция, дикция. Динамика, темп. Интонационно - фонетические упражнения. Вокальные упражнения. Современная песня «Россия» Работа над ансамблем (тембровым, дикционным, ритмическим, темповым, динамическим). Дикция и артикуляция. Современная песня «Россия» Работа над ансамблем (тембровым, дикционным, ритмическим, темповым, динамическим). Современная песня «Россия» Исполнительский план. Создание художественного образа. Сольное пение. Упражнения на развитие певческого дыхания. Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой. Вокально - интонационные упражнения. Упражнения на развитие и расширение диапазона голоса. Современная песня «Мамочка» Интонация, дыхание, звукообразование, ритм. Унисон Классическое произведение «Забавная» Интонация, дыхание, звукообразование. Фразировка. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 39 40 11 41 42 43 44 12 45 46 47 13 48 49 50 51 52 14 53 54 55 56 15 57 58 Современная песня «Мамочка» Артикуляция, дикция. Динамика, темп. Классическое произведение Унисон. Ритм, динамика, темп. Современная песня «Мамочка» Работа над ансамблем (тембровым, дикционным, ритмическим, темповым, динамическим). Классическое произведение Артикуляция, дикция. Работа над ансамблем. Современная песня «Мамочка» Работа над ансамблем (тембровым, дикционным, ритмическим, темповым, динамическим). Современная песня «Мамочка» Исполнительский план. Создание художественного образа. Классическое произведение. Работа над всеми видами ансамбля. Классическое произведение. Исполнительский план. Создание художественного образа. Упражнения на развитие певческого дыхания. Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой. Сольное пение. Звукообразование. Певческое дыхание. Народная песня «» Интонация, дыхание, звукообразование. Фразировка Народная песня Унисон. Ритм, темп, динамика. Народная песня Дикция, артикуляция. Пантомимические упражнения. Современная песня «Новый год» Интонация, дыхание, звукообразование, ритм. Унисон. Народная песня Работа над ансамблем. Исполнительский план. Создание художественного образа. Современная песня. Артикуляция, дикция. Динамика, темп. Современная песня Работа над ансамблем (тембровым, дикционным, ритмическим, темповым, динамическим). Современная песня Работа над ансамблем (тембровым, дикционным, ритмическим, темповым, динамическим). Современная песня Исполнительский план. Создание художественного 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 59 60 61 62 63 64 17 65 66 67 68 18 69 70 71 19 72 73 74 75 76 20 77 78 79 80 21 81 82 83 84 образа. Дикция и артикуляция. Игровая деятельность, театрализация. Репетиция (соло) Репетиция (ансамбль) Концертное выступление. Новогодняя программа. Концертное выступление ансамбля. Отчётный концерт (промежуточная аттестация). Правила охраны детского голоса (теория). Строение голосового аппарата (теория). Вокально - певческая установка. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Народная песня «Со вьюном я хожу» канон Интонация, дыхание, звукообразование. Фразировка. Народная песня Унисон. Ритм, темп, динамика. Вокальные упражнения. Речевые игры и упражнения. Народная песня Дикция, артикуляция. Пантомимические упражнения. Игровая деятельность, театрализация. Народная песня Работа над ансамблем. Исполнительский план. Создание художественного образа. Звукообразование. Певческое дыхание. Классическое произведение «Петушок» Интонация, дыхание, звукообразование. Фразировка. Классическое произведение Унисон. Ритм, динамика, темп. Сольное пение. Классическое произведение Артикуляция, дикция. Работа над ансамблем. Вокальные упражнения. Речевые игры и упражнения. Классическое произведение Работа над всеми видами ансамбля. Классическое произведение Исполнительский план. Создание художественного образа. Современная песня «Наша армия» Интонация, дыхание, звукообразование, ритм. Унисон. Упражнения на развитие певческого дыхания. Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой. Современная песня. Артикуляция, дикция. Динамика, темп. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22 85 86 87 88 23 89 90 91 24 92 93 94 95 96 25 97 98 26 99 100 101 102 103 104 27 105 106 107 108 Вокальные упражнения. Речевые игры и упражнения. Современная песня. Работа над ансамблем (тембровым, дикционным, ритмическим, темповым, динамическим). Дикция, артикуляция. Современная песня Работа над ансамблем (тембровым, дикционным, ритмическим, темповым, динамическим). Вокальные упражнения. Речевые игры и упражнения. Современная песня Работа над ансамблем. Исполнительский план. Создание художественного образа. Вокально - интонационные упражнения. Упражнения на развитие и расширение диапазона голоса. Сольное пение. Современная песня «8 марта - мамин день» Интонация, дыхание, звукообразование, ритм. Унисон. Дикция, артикуляция. Современная песня. Артикуляция, дикция. Динамика, темп. Современная песня Работа над ансамблем (тембровым, дикционным, ритмическим, темповым, динамическим). Современная песня Работа над ансамблем (тембровым, дикционным, ритмическим, темповым, динамическим). Современная песня Работа над ансамблем. Исполнительский план. Создание художественного образа. Репетиция (ансамбль) Концерт. Путь к успеху. Формирование музыкальной культуры. Звукообразование. Певческое дыхание. Классическое произведение Интонация, дыхание, звукообразование. Фразировка. Классическое произведение Унисон. Ритм, динамика, темп. Классическое произведение Артикуляция, дикция. Работа над ансамблем. Вокальные упражнения. Речевые игры и упражнения. Классическое произведение Работа над всеми видами ансамбля. Классическое произведение Исполнительский план. Создание художественного 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 109 110 111 112 29 113 114 115 116 30 117 118 119 120 31 121 122 123 124 32 125 126 33 127 128 129 130 131 образа. Дикция, артикуляция. Народная песня «Как пошли наши подружки» Интонация, дыхание, звукообразование. Фразировка. Упражнения на развитие певческого дыхания. Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой. Народная песня Унисон. Ритм, темп, динамика. Народная песня Дикция, артикуляция. Пантомимические упражнения. Вокально - интонационные упражнения. Упражнения на развитие и расширение диапазона голоса. Народная песня Работа над всеми видами ансамбля. Интонационно - фонетические упражнения. Вокальные упражнения. Народная песня Работа над ансамблем. Исполнительский план. Создание художественного образа. Игровая деятельность, театрализация. Дикция и артикуляция. Вокальные упражнения. Речевые игры и упражнения. Современная песня «Победная весна» Интонация, дыхание, звукообразование, ритм. Унисон. Упражнения на развитие певческого дыхания. Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой. Современная песня. Артикуляция, дикция. Динамика, темп. Современная песня Работа над ансамблем (тембровым, дикционным, ритмическим, темповым, динамическим). Современная песня Работа над ансамблем (тембровым, дикционным, ритмическим, темповым, динамическим). Современная песня Работа над ансамблем. Исполнительский план. Создание художественного образа. Сольное пение. Репетиция (ансамбль) Концерт. Путь к успеху. Формирование музыкальной культуры. Современная песня «Весёлая песенка» Интонация, дыхание, звукообразование, ритм. Унисон. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 132 34 133 134 135 136 Современная песня. Артикуляция, дикция. Динамика, темп. Современная песня Работа над ансамблем (тембровым, дикционным, ритмическим, темповым, динамическим). Современная песня Работа над ансамблем. Исполнительский план. Создание художественного образа. Репетиция (ансамбль, соло) Отчётный концерт. 1 1 1 1 1 К концу первого года обучения дети должны знать/понимать: • строение артикуляционного аппарата; • особенности и возможности певческого голоса; • гигиену певческого голоса; • дирижёрский жест уметь: • соблюдать певческую установку; • петь короткие фразы на одном дыхании; • брать дыхание, соответствующее характеру произведения (краткое активное – в подвижных песнях, спокойное - в медленных песнях); • петь выученную песню без сопровождения и с инструментальным сопровождением (фортепиано; фонограмма «минус»); • четко и ясно произносить слова при исполнении песни; • определять характер и жанр произведения; • петь эмоционально и выразительно в унисон. VIII. Примерный репертуар: (репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями и вокально исполнительскими возможностями детей) Народные песни: Р. н. песня «А я по лугу» Р. н. песня «На горе – то калина» Р. н. песня «Как у наших у ворот» Р. н. песня «Как пошли наши подружки» Р. н. песня «Со вьюном я хожу» канон Р. н. песня «Дождик» Произведения композиторов - классиков: Гречанинов А. «Петушок» Лядов А. «Забавная» Произведения современных композиторов: Азаматова-Бас Г. «Осень - раскрасавица» Петряшева А. «Мама» Осошник Н. «Новый год» Ермолов А. «Весёлая песенка» Зарицкая Е. «Росиночка – Россия» Колмагорова Ж. «Ручеёк» Ананьина Т. «Победная весна» Необходимые условия реализации программы. В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образования» кабинет музыки имеет следующее материально-техническое обеспечение: 1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки). 2. Наличие репетиционного зала (сцена). 3. Фортепиано, синтезатор. 4. Музыкальный центр, компьютер, оснащенный специальной звуковой картой. 5. Записи фонограмм «+» и «-». 6. Электроаппаратура. 7. Студийный микрофон, стойки для микрофонов. 8. Микшерный пульт. 9. Акустическая система, сабвуфер. 10. Программное обеспечение для звукозаписи. 11. Пульт звукооператора, наушники. 12. Зеркало. 13. Шумовые инструменты: барабаны Бонго, ударные колокольчики, деревянные ложки, маракасы, гусли, дудочки, балалайки, тамбурины, трещотки круговые, трещотки дельфин, треугольники, рубель, румбы, ксилофоны, металлофоны, блок флейта, барабан (глюкофон). 14. Нотный материал, подборка репертуара. 15. Записи аудио, видео, формат CD, MP3. 16. Записи выступлений, концертов. IX. Цифровые ресурсы и сервисы: Информационно - коммуникационная образовательная платформа «Сферум» современный цифровой инструмент для участников образовательных отношений. Цифровая платформа - навигатор «Дополнительное образование детей» edu.asi.ru представляет собой банк цифровых учебных материалов и практик для дополнительного дистанционного обучения. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека. https://www.big-big.ru/besplatno/window.edu.ru.html?ysclid=lx4etml54e782499874 Цифровая образовательная платформа «Российская электронная школа»: https://resh.edu.ru/summer-education https://resh.edu.ru/?ysclid=lx4ejtpb4o427403440 Ресурсы Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» http://dop.edu.ru Scorser.com - система поиска для музыкантов. http://ru.scorser.com Voca Stock - онлайн платформа с вокальными упражнениями. Kahoot.com - программа для создания онлайн викторин, дидактических игр, тестов и опросов. Quizizz.com - образовательный онлайн-сервис, позволяющий создавать и проводить викторины или использовать выбранные из каталога, проводить тестирование или опрос, игру, организовать соревнование, отслеживать результаты каждого учащегося. EDpuzzle - сервис для создания видеофрагментов с аудио и текстовыми заметками, вопросами и заданиями к ним. За основу можно брать видео с YouTube, Vimeo, с платформ KhanAcademy, TED-Ed, LearnZillio и других, а также загружать со своего ПК. Распевки.ру - сервис для начинающих и профессиональных вокалистов (упражнения и обучающие материалы для развития голоса). zabir.ru›raspevki/dlya/detey/ Фонограммы минус с возможностью изменения тональности, темпа https://x-minus.club Социальная сеть работников образования «Наша сеть» nsportal.ru Методические разработки занятий, дидактический материал. Компьютерная программа Power Point - цифровой инструмент, который эффективно и творчески используют в преподавании музыки. В данной программе педагог создаёт презентации, которые позволяют иллюстрировать объяснённый материал примерами из творчества мастеров вокального искусства. Microsoft Sway, Prezi.com. - создание интерактивных презентаций. Учитель и ученик могут создать собственную композицию, аранжировку с помощью программ Cakework, Cubase5. Электронные энциклопедии, видео и аудиофайлы. EarMaster.School - цифровой инструмент, который способствует развитию музыкального слуха с широким спектром практических и интерактивных упражнений. MusicalExaminer - программа нацелена на развитие музыкальных способностей, умение слышать и воспроизводить музыку. Профориентационный портал «Билет в будущее». Моё образование.ру - информация о профессии, учебных заведениях, тесты. Вокальные упражнения https://lektsii.org/9-7271.html Методические пособия https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-sbornik-vokalnyh raspevok-5475131.html Электронное периодическое издание «Педагогическая газета» http://pedgazeta.ru Российская государственная библиотека искусств http://liart.ru/ru/Movavi Video Edit Plus многофункциональная программа для редактирования видео, создания качественных и креативных видеороликов, обработки материала согласно своим предпочтениям. X. Методические рекомендации. Одной из важнейших задач обучения является пение без сопровождения. При этом обостряются слуховые ощущения, быстрее достигается, ровность вокального звучания, чистого унисона, точность воспроизведения ритмического рисунка и динамических оттенков. Исполняя песню в сопровождении, дети учатся петь в ансамбле с инструментом, слушать вступление, замечать в сопровождении изобразительные моменты. На индивидуальных занятиях большое внимание надо уделять правильной работе голосового аппарата, соблюдению певческой установки. Основным способом звукообразования для детей следует считать мягкую атаку. Работа над дикцией даёт правильное произношение слов и развитие речевого аппарата. Текст песни или упражнения должны быть понятны, поэтому слова нужно произносить активно и чётко. Важно уделять внимание работе над качеством звучания - развитию звонкости, «полётности», ровности звуковедения. Пение должно быть активным, но не форсированным. Для этого нужно чаще обращаться к музыкальному образу исполняемого произведения или упражнения. Большое оживление и удовольствие у ребят вызывают музыкальные игры и движения под музыку на занятиях. Они помогают наладить двигательную координацию, позволяют обратить внимание на форму произведения, строение его частей, на использование композитором различных средств музыкальной выразительности. Термин «фонопедический» имеет цель подчеркнуть общеоздоровительную и профилактическую функцию метода. Система К. Орфа выстроена от простого к сложному. При практическом применении каждый преподаватель может построить занятия по своему усмотрению. Упражнения в первом комплексе расположены в последовательности постепенного усложнения как самих двигательных, слуховых и звуковых заданий, так и нормы их изложения и выполнения. Развитие певческого голосообразования при помощи первого комплекса упражнений предполагает следующие результаты: звук приобретает ярко выраженную певческую окраску, большую динамику, больший диапазон. Большое значение имеет всестороннее развитие музыкального слуха. Выразительное исполнение песен предполагает развитие и динамического слуха, т.к. крикливое пение не только делает произведение не интересным, но и наносит вред голосам детей: возникает стойкое несмыкание связок, сип. Воспитание ритмического слуха начинают с простого прохлопывания ритма или проигрывания. Постепенно переходят к сложным ритмическим фигурам. Может быть предложена не сложная ритмическая импровизация: педагог прохлопывает, пропевает, проигрывает на инструменте ритмическую фигуру и просит учащихся в ответ воспроизвести ее измененный вариант. Такие упражнения проводятся при пении на одной ноте на слоги, прохлопываются, проигрываются на детских музыкальных инструментах. XI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. В.В. Емельянов. Фонопедический метод развития голоса. 1 уровень: развивающие голосовые игры. Тюмень,1999 Д. Огороднов. Методика комплексного музыкально – певческого воспитания и программа как методика воспитания вокально – речевой и эмоционально – двигательной культуры. М.,1994 В. Г. Соколов Работа с детским хором. М., 1981. А. Егоров Теория и практика работы с хором / А. Егоров – М.: 1951 К. Плешаков Школа природного голоса. М.,2004 М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова Методика музыкального воспитания младших школьников, М., 2001. Н.И. Кучер Программы дополнительного художественного образования детей. М., Просвещение, 2007. В. Попов Хоровой класс. М., 1988 Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа. М.,1978 В.В.Кирюшин. Интонационно – слуховые упражнения для развития абсолютного звуковысотного музыкального слуха, мышления и памяти. М.,2003 В. Багрунов. Азбука владения голосом. Ярославль,2002. Б. Асафьев О хоровом искусстве. М.,1980 В. Балашов Поэтическое слово и вокальная интонация. Работа в хоре. М., 1977 В. Живов Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. М., 2003 А. Менабени Вокальные упражнения в работе с детьми. Музыкальное воспитание в школе. М.,1978 А. Пономарев Жизнь детского хора. Воспитание музыкой. М., 1991 Б. Рачина Петь в хоре может каждый. Воспитание музыкой. М., 1991 В.В. Емельянов Певческая школа (учебно-методическое издание), 1998 Е.В. Жаров Хоровое пение. М., «Музыка», 2008 В.В. Емельянов Развитие голоса. Координация и тренинг. / В.В. Емельянов – СПб, 2007 В.П. Виноградов Работа над дикцией в хоре. – М.: Музыка, 1967 Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей, методическое пособие. М.Н. Щетинин, Москва, Айрис Пресс, 2008г 23. Л.М. Седунова Эмоциональная выразительность пения младших школьников в хоре. М., 1991 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Интернет ресурсы: http://liart.ru/ru/ https://x-minus.club http://pedgazeta.ru https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-sbornik-vokalnyh-raspevok-5475131.html https://lektsii.org/9-7271.html