Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат № 10, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» ПРИНЯТО решением методического объединения учителей начальных классов Протокол №1 от 26.08.2024 г. СОГЛАСОВАНО с зам. директора по УВР 27.08. 2024 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ» (для слабовидящих обучающихся 1-5 классов) Екатеринбург СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................... 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ» .................................................... 3 ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ»........................................................................... 5 МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ................................................................. 7 СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ»........................................................................... 8 1 КЛАСС ......................................................................................................... 8 2 КЛАСС ....................................................................................................... 11 3 КЛАСС ....................................................................................................... 15 4 КЛАСС ....................................................................................................... 18 5 КЛАСС ....................................................................................................... 21 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ........................................................ 24 ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .................................................................. 24 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ....................................................... 25 ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .................................................................. 26 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ»......................................................................... 30 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная рабочая программа коррекционного курса «Развитие зрительного восприятия» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования слабовидящих обучающихся разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2 ФАОП НОО). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ» Коррекционный курс «Развитие зрительного восприятия» направлен на формирование у слабовидящих обучающихся представлений о зрительных сенсорных эталонах, овладение способами зрительного обследования предметов и объектов окружающей действительности, выполнения предметнопрактических действий на зрительной основе, развитие навыков восприятия глубины пространства и предметности восприятия, обучение способам использования нарушенного зрения в различных видах деятельности, его охраны, стабилизации, развития и повышения функциональных возможностей зрительной системы. Курс «Развитие зрительного восприятия» занимает важное место среди курсов коррекционно-развивающей области, реализуемых для слабовидящих обучающихся на уровне начального общего образования, так как уровень развития зрительного восприятия определяет результативность овладения обучающимися данной группы навыками письма и чтения. Наряду с этим, необходимо учитывать, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития зрительного восприятия. Для слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста характерны нарушения зрительного восприятия, которые проявляются в таких особенностях, как снижение скорости, качества и точности зрительного восприятия, схематизм, фрагментарность и искаженность восприятия предметов, нарушение целостности и дистантности восприятия, трудности целостного, детального и последовательного восприятия детализированных сюжетных изображений, трудности восприятия различных конфигураций рисунка, овладения графо-моторными навыками, несформированность зрительно-моторной координации, пропуск или добавление элементов в череде однородных предметов, снижение количества и качества зрительных предметно-пространственных представлений. Все эти особенности приводят к возникновению у слабовидящих обучающихся значительных затруднений в процессе восприятия предметов и объектов окружающего мира. Среди них: трудности в определении пространственного расположения предметов, расстояния между ними, глубины пространства, в осуществлении зрительнопространственной ориентировки, в соотнесении предметов, в восприятии движущихся объектов. Низкий уровень развития зрительного восприятия обусловливает появление у слабовидящих обучающихся специфических особенностей психофизического развития, к числу которых относятся несформированность навыков зрительной ориентировки в пространстве, зрительных предметно-пространственных представлений, бедность чувственного опыта, нечеткость, неточность, недифференцированность, а в ряде случаев, и неадекватность зрительных образов, специфические трудности в овладении двигательными навыками. Перечисленные особенности зрительного восприятия оказывают негативное влияние на их учебнопознавательную деятельность, что проявляется - развитие зрительной и общей утомляемости, своеобразие компенсаторных способов действия, замедленность и снижение качества предметно-практических действий, выполняемых на зрительной основе, трудности зрительного контроля, овладения измерительными навыками, связанными со зрительно-моторной координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом, замедление овладения письмом и чтением. Программа коррекционного курса «Развитие зрительного восприятия» предусматривает воздействие на целенаправленное, 3 составляющие планомерное его и стороны: систематическое функциональную, мотивационную, операционную. Реализация программы курса предполагает тифлопедагогическую офтальмологических, деятельность по комплексному психофизиологических, решению психолого-педагогических и педагогических задач развития зрительного восприятия у слабовидящих обучающихся. Содержание коррекционного курса обеспечивает наличие тесных межпредметных связей с общеобразовательными предметами, курсами коррекционно-развивающей области и внеурочной деятельности. Эти связи заключаются в обеспечении возможностей для практического применения полученных умений и навыков зрительного восприятия. На коррекционных занятиях используются подгрупповая и индивидуальная формы работы. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ» Целью изучения коррекционного восприятия» является формирование курса у «Развитие слабовидящих зрительного обучающихся компенсаторных навыков использования нарушенного зрения в различных видах деятельности социально-бытовой (учебно-познавательной, и др.), при ориентировочно-поисковой, обследовании предметов и объектов окружающей действительности, развитие регулирующих, контролирующих и информационно-познавательных функций зрения, а также охрана, стабилизация нарушенного зрения, профилактика его снижения функциональных возможностей зрительной системы. Задачи программы: и повышение ознакомление с ролью зрения в жизни человека, способами его охраны и поддержания; ознакомление с ролью нарушенного зрения в компенсации слабовидения, компенсаторными способами и приемами его использования, охраны и коррекции, профилактики ухудшения состояния зрительных функций; обучение способам и алгоритмам зрительного обследования предметов и объектов окружающей действительности; формирование компенсаторных навыков использования нарушенного зрения в различных видах деятельности (учебно-познавательной, ориентировочно-поисковой, социально-бытовой и др.); накопление, расширение и обогащение сенсорного опыта, развитие умений и навыков сенсорно-перцептивной деятельности; формирование, расширение и конкретизация зрительных предметно-пространственных представлений; формирование и расширение представлений о зрительных сенсорных эталонах, навыков их зрительного опознания и различения, обучение их использованию при анализе качеств и свойств предметов и объектов окружающей действительности; формирование точных, четких, целостных, дифференцрованных и детализированных зрительных образов объектов окружающей действительности; развитие восприятия глубины пространства и умения ее оценки; развитие навыков зрительной пространственной ориентировки; развитие зрительно-моторной координации; развитие и коррекция зрительного внимания, зрительной памяти, наглядных форм мышления; обучение самостоятельному использованию зрительных компенсаторных умений и навыков для установления логических и причинно- следственных связей при отражении предметно-объектного многообразия окружающего мира; обучение использованию осязания в помощь нарушенному зрению при обследовании предметов и объектов; повышение уровня сенсорной готовности к школьному обучению, овладению учебными навыками, в том числе навыками письма и чтения, восприятия рисунков различных конфигураций, сюжетных картин и измерительными навыками; развитие понимания необходимости и воспитания привычки соблюдать рекомендации врача-офтальмолога, а также рационально использовать тифлотехнические средства оптической коррекции нарушенного зрения. МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение коррекционного курса «Развитие зрительного восприятия» в начальной школе отводятся часы внеурочной деятельности учебного плана, входящие в коррекционно-развивающую область. При реализации варианта 4.2 ФАОП НОО коррекционный курс «Развитие зрительного восприятия» изучается в 1-5 классах. Время, отводимое коррекционного занятия, составляет 40 минут. на проведение одного СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ» 1 КЛАСС Выявление уровня готовности к освоению программы курса. Охрана зрения и стабилизация зрительных функций. Зрение и его роль в жизни человека. Роль нарушенного зрения в различных видах деятельности. Зрительная работоспособность. Приемы рационального использования и дозирования использования нарушенного зрения. Зрительное утомление, его основные признаки. Комплексы зрительной гимнастики для профилактики зрительного утомления. Гигиена зрения. Знакомство с тифлотехническими средствами оптической коррекции (очки, лупы, линзы, бинокли). Обучение их использованию при рассматривании предметов. Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Понятие «Линия». Прямая линия, расположенная в разном положении. Работа с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник) путем зарисовки, конструирования, вырезания. Создание из геометрических фигур узоров, предметных изображений, сложных геометрических фигур (два треугольника — ромб; треугольник и квадрат — пятиугольник и т.д.). Понятие «Клетка», ее углы, стороны. Выполнение простых графических диктантов (3-4 команды). Выполнение различных видов штриховок. Обведение по внутреннему контуру. Составление орнаментов из геометрических фигур и выкладывание из мозаики. Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения. Копирование с образца букв по клеткам. Классификация букв по разным основаниям. Копирование букв и слов. Классификация печатных букв алфавита — строчных и заглавных — по количеству элементов, по разным основаниям (построены из 2,3,4 палочек; имеют овал, большой полуовал, малый полуовал; направлены прямо, вправо, влево; «открыты», «закрыты»). Классификация алфавита, направленная на поиск общего в построении букв (пары похожих друг на друга; имеют хотя бы одну большую палочку; похожи верхней частью). Составление из букв слова других слов и запись их. Развитие зрительной дифференцировки расстояния между предметами. Зрительная дифференцировка расстояния между предметами (5 предметов). Описание предметов в пространственном положении по зрительной памяти. Обучение использованию в речи пространственной терминологии «дальше», «между», «ближе». Обучение умению словесно обозначать пространственное расположение предметов с использованием предлогов: на, над, около, рядом, за, перед. Обучение умению словесно обозначать пространственные положения на микро- и макроплоскости. Представления о различиях в удаленности зашумленных предметов (предмет, перекрывающий контур другого, расположен ближе, а перекрывающий дальше). Развитие умения видеть мелкие объекты на иллюстрациях. Обучение зрительным способом выделять пространственное расположение предмета в группе предметов, определять изменение его местоположения. Обучение чтению иллюстраций, пониманию заслоненности, зашумленности изображения (круг находит на квадрат, дерево на фоне дома, пересечение линий, полос и др.). Понимание изображение перспективы в рисунке. Создание на фланелеграфе сюжетного изображения в перспективе и их срисовыванию. Обучение составлению схем пути и считыванию пространственных положений предметов на схеме; соотнесение в большом пространстве; выполнение заданий на ориентировку в пространстве по словесному описанию, схеме с учетом точек отсчета: от себя, от товарища, от других предметов. Обучение умению зрительно ориентироваться в макропространстве с привлечением всех анализаторов. Развитие информационно-познавательной роли зрения. Активизация представлений о круге, квадрате, прямоугольнике. Знакомство с шаром, кубом. Основные цвета и оттенки, правильное использование эталона цвета при описании, классификации групп предметов. Сравнение и различие друг от друга цветов: красного — желтого, синего — зеленого, желтого — зеленого. Различение цвета движущегося объекта и нескольких объектов. Создание узоров, цветных композиций на фланелеграфе, магнитной доске, из мозаики. Определение реальной величины предметов. Сравнение предметов по трем параметрам (цвет, форма, величина). Зрительный анализ длины, ширины, высоты предметов; проведение размеров с помощью условных мер; сличение размеров разных предметов. Называние в процессе наблюдения близких и дальних, высоких и низких, толстых и тонких, широких и узких объектов. Создание на основе наблюдений за натурой из плоскостных изображений композиций на фланелеграфе с учетом пространственных положений и отношений. Нахождение месторасположения деталей, целого предмета, составление и дополнение из частей целого предмета, сюжетного изображения. Создание изображений макетов (на фланелеграфе по образцу, собственному замыслу обучающихся. Создание из вырезанных геометрических фигур шахматной доски, узора, коврика. Упражнения на развитие глазомера. Упражнения на сличение изображений по принципу сходства и различия, группировка предметов по отдельным признакам (форма, цвет, величина или пространственное положение). Анализ формы предметов соответственно эталонам (у яблока форма может быть круглой или овальной, вверху у него ямка и внизу также углубление). Тренировка зрительных функций (различение, локализация, фиксация, конвергенция, аккомодация, прослеживание) посредством выделения и различения свойств и признаков предметов. Формирование и расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Представления о мебели, одежде, обуви, учебных принадлежностях, посуде, овощах, фруктах, о транспорте, ближайшем окружении. Группировка предметов по их признакам (форма, цвет, размер, материал). Обучение зрительно-двигательным умениям планомерного и целенаправленного обследования предметов, картинок, выделению главных признаков. Упражнения на развитие скорости и полноты зрительного обследования. Обучение восприятию объекта и его описанию по плану — символу. Рассматривание сюжетной картины по плану с выделением и обозначением трех планов. Формирование и уточнение представлений о схеме тела. Восприятие позы и движения тела, конечностей, головы. Нахождение правой и левой руки и ноги у себя и на рисунке. Сравнение 2 картин по содержанию. Установление последовательности событий, изображенных на сюжетных картинах. Определение и составление схем частей суток, времен года. Режим дня обучающегося, использование в речи слов — наречий: вечером, утром, ночью, днем, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно, чаще, реже. В случае отсутствия коррекционной подготовки по развитию зрительного восприятия на уровне дошкольного образования в 1 классе реализуется первоначальный этап формирования, знаний, умений, навыков и представлений. 2 КЛАСС Диагностика уровня сформированности умений и навыков, освоенных в 1 классе. Охрана зрения и стабилизация зрительных функций. Соблюдение режима охраны зрения и индивидуальных рекомендаций врача-офтальмолога. Гигиена зрения. Практика применения тифлотехнических средств оптической коррекции в учебно-познавательной, ориентировочнопоисковой и социально-бытовой деятельности. Профилактика зрительного утомления и перегрузок. Физкультура и зрение, соблюдение индивидуальных ограничений. Комплексы упражнений для глаз. Обучение навыкам выполнения зрительной гимнастики. Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Закрепление умений и навыков, освоенных в 1 классе. Обучение навыкам ориентировки на листе клетчатой бумаги. Понятие «точка». Упражнение в отличиях точки от маленького круга, объемной и плоской фигуры путем выполнения работ при рисовании по клеточкам. Прямая линия, расположенная в разном положении (горизонтальная, вертикальная, наклонная, прямая, ломанная, волнистая, дугообразная, замкнутая, незамкнутая) и их сочетания. Работа с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник) путем зарисовки, конструирования, вырезания. Проведение диагональных линий в квадрате, прямоугольнике. Выполнение графических работ по готовому образцу и зрительной памяти. Раскрашивание картинок с использованием оттенков цветов. Нахождение в задания закономерности и продолжение их по аналогии. Ориентировка на листе клетчатой бумаги. Выполнение простых графических диктантов (4-5 команд). Выполнение различных видов штриховок. Обведение по внешнему и внутреннему контуру. Построение фигуры равной данной (с помощью кальки). Составление орнаментов из геометрических фигур и выкладывание из мозаики. Размещение предмета в заданной точке. Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения. Закрепление умений, полученных во 1-м классе. Копирование с образца букв по клеткам. Классификация букв по разным основаниям. Копирование букв и слов. Классификация печатных букв алфавита - строчных и заглавных – по количеству элементов, по разным основаниям (построены из 2,3,4 палочек; имеют овал, большой полуовал, малый полуовал; направлены прямо, вправо, влево; «открыты», «закрыты»). Классификация алфавита, направленная на поиск общего в построении букв (пары похожих друг на друга; имеют хотя бы одну большую палочку; похожи верхней частью). Классификация алфавита, направленная на поиск различного в построении букв. Исключение из данных букв лишней. Составление из данных букв слов. Обучение находить неизвестные буквы. Разгадывание кроссворда. Лабиринты линейные и круговые. Прослеживание пути рукой и глазом. Обозначение цифрой количества элементов в букве. Составление из букв слова других слов и запись их. Развитие зрительной дифференцировки расстояния между предметами. Зрительная дифференцировка расстояния между предметами (5-7 предметов). Описание предметов в пространственном положении по зрительной памяти. Использование в речи пространственной терминологии «дальше», «между», «ближе». Формирование умения словесно обозначать пространственное расположение предметов с использованием предлогов: на, над, около, рядом, за, перед. Представления о различиях в удаленности зашумленных предметов (предмет, перекрывающий контур другого расположен ближе, а перекрывающий дальше). Развитие умения видеть мелкие объекты на иллюстрациях. Создание композиции на фланелеграфе с учетом пространственного положения на картине, с помощью силуэтов, с учетом положения. Обучение зрительным способом выделять пространственное расположение предмета в группе предметов, определять изменение его местоположения. Обучение составлению схем пути и считыванию пространственных положений предметов на схеме; соотнесение в большом пространстве; выполнение заданий на ориентировку в пространстве по словесному описанию, схеме с учетом точек отсчета: от себя, от товарища, от других предметов. Обучение умению зрительно ориентироваться в макропространстве (в том числе на улице) с привлечением всех анализаторов. Развитие информационно-познавательной роли зрения. Закрепление представлений о круге, квадрате, прямоугольнике, шаре, кубе. Знакомство с цилиндром, параллелепипедом. Узнавание отдельных форм и соотнесение между собой однородных (угольных, округлых) форм. Сравнение предметов по длине, ширине, высоте и словесное обозначение этих соотношений. Проведение замеров длины, высоты, ширины с помощью условных мерок. Сравнение и различие друг от друга цветов: красного – желтого, синего – зеленого, желтого – зеленого. Локализация красного цвета из сине-зеленых, синего из красно – желтых, зеленого из красно – синих, желтого из сине – красных. Сравнение предметов по трем параметрам (цвет, форма, величина). Формирование умения работать с перфокартой. Составление сложной конфигурации из простых форм, с использованием игры «Танграм»). Формирование и расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Представления о мебели, одежде, обуви, учебных принадлежностях, о транспорте, спортивных тренажерах, комнатных растениях, ближайшем окружении. Отработка и закрепление навыков зрительного обследования предметов и картинок с выделением их главных признаков. Группировка предметов по их признакам (форма, цвет, размер, материал). Закрепление и отработка навыков восприятия объекта и описания его по плану – символу. Составление описательных загадок о воспринимаемых предметах и объектах по алгоритму. Нахождение реальных предметов по силуэтам. Сравнение предметов, путём выделения из множества по типу «Найди отличия». Нахождение отличий на натуральных предметах и их изображениях. Рассматривание сюжетной картины по плану с выделением трех планов. Уточнение представлений о схеме тела. Восприятие позы и движения тела, конечностей, головы. Понимание и правильное выполнение заданий, связанных с направлением движений: вправо – влево, вверх – вниз по схематичному рисунку. Различение правой и левой руки и ноги у себя и на рисунке. Сравнение последовательности 2-х событий, картин по изображенных содержанию. на Установление сюжетных картинах. Определение и составление схем частей суток, времен года. Определение эмоционального состояния (радость, горе, страх, гнев, удивление). Графическое изображение и моделирование эмоциональных состояний. Определение социальной принадлежности. Закрепление представлений о режиме дня обучающегося, использование в речи слов – наречий: вечером, утром, ночью, днём, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно, чаще, реже. 3 КЛАСС Диагностика уровня сформированности умений и навыков, освоенных в 1, 2 классах. Охрана зрения и стабилизация зрительных функций. Соблюдение режима охраны зрения и индивидуальных рекомендаций врача-офтальмолога. Гигиена зрения. Практика применения тифлотехнических средств оптической коррекции в учебно-познавательной, ориентировочнопоисковой и социально-бытовой деятельности. Профилактика зрительного утомления и перегрузок. Физкультура и зрение, соблюдение индивидуальных ограничений. Комплексы упражнений для глаз. Закрепление навыков выполнения зрительной гимнастики. Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Закрепление умений и навыков, освоенных в 1, 2 классах. Продолжение обучению ориентировки на листе бумаги в клетку. Выполнение графических диктантов (до 9-10 команд). Расширение представлений о геометрических фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях. Знакомство с ромбом, трапецией, многоугольником, овалом и их изображениями. Составление предметов из контуров известных геометрических фигур и их штриховка. Сравнение, выражение в слове результата наблюдения, обоснование своего варианта. Выполнение графических заданий на листе в узкую линейку. Изображение простых плоскостных геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг). Понятие о симметрии предмета. Расположение предметов в ряд по горизонтали и вертикали на одной линии с учетом высоты предмета, а также определением большие и маленькие строки. Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения. Закрепление умений, полученных во 1, 2 классах. Копирование объектов с большим количеством мелких деталей. Классификация письменных букв алфавита – строчных и заглавных – по равным основаниям: по количеству элементов, по открытости – закрытости букв. Поиск ошибок и их исправление. Отыскивание чисел в таблицах. Кроссворды. Определение закономерностей и заполнение пустых клеток. Заполнение таблиц с использованием шифра. Лабиринты. Определение удаленности предметов в зависимости от насыщенности окраски (чем дальше, тем менее насыщен). Прослеживание пути указкой, а затем глазами. Формирование представлений о протяженности пространства, о расстоянии между предметами в процессе передвижения. Упражнение в узнавании предметов на большом расстоянии. Обучение зрительной оценке пространственных отношений между предметами, оценке положения одного предмета относительно других, отражение этих отношений в практической деятельности. Закрепление навыков использования в речи пространственной терминологии. Составление под руководством педагога схем пути и считыванию пространственных положений предметов на схеме; соотнесение в большом пространстве; выполнение заданий на ориентировку в пространстве по словесному описанию и письменной инструкции, схеме с учетом точек отсчета: от себя, от товарища, от других предметов. Зрительная ориентировка в макропространстве (в том числе на улице) с привлечением всех анализаторов. Развитие информационно-познавательной роли зрения. Локализация заданных форм из множества других, определения формы предмета или его частей. Обучение узнавать геометрические фигуры в разных положениях по основным признакам, несмотря на варьирование несущественных. Знакомство с категорией четырёхугольник: квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник, параллелограмм. Выделение на картинках заданных геометрических фигур (геометрические фигуры на предметных и сюжетных картинках и в качестве элементов и как мелкие включения). Сравнение предлагаемых изображений с эталонами. Анализ сложной геометрической формы, выделяя все конфигурации составных частей (в пятиугольнике треугольник и квадрат, в прямоугольнике два квадрата). Узнавание и называние трапеции как четырехугольника, локализация из множества пятиугольников и треугольников. Знакомство с призмой, пирамидой, конусом. Формирование умения в точечном изображении видеть предмет. Развитие способности узнавать предметы в контуре, силуэте, их классификация. Составление описательного рассказа по предложенному плану. Научение выделять в окружающем (с увеличением расстояния до предмета) светлые и темные тона красного, желтого, зеленого, синего цветов. Локализация желтого из множества желто-оранжевых цветов, красного из оранжево-красных и фиолетово-красных. Закрепление умения создания цветовых гам по насыщенности: от светлого к темному и наоборот. Развитие умения узнавать предмет по его окраске при любой освещенности. Поиск отличий на иллюстрациях. Поиск определенных фигур, предметов, расположенных на зашумленном контуре (до 6-и фигур). Составление сложной фигуры из простых форм (игра «Танграм»). Формирование и расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Представления о мебели, одежде, обуви, зимующих и перелетных птицах, домашних и диких животных, животных степи, тундры, диких растениях, кустах, деревьях, о транспорте. Отработка и закрепление навыков зрительного обследования предметов и картинок с выделением их главных признаков. Построение рядов из предметов в порядке убывания и возрастания (до 10 предметов). Знакомство со схемой тела стоящего напротив, спиной, лицом к доске. Узнавание и воспроизведение позы человека по схеме. Изображение позы на схеме (лежит на боку, на спине, сидит на стуле, на корточках, на полу, ноги вперед, руки на коленях, стоит прямо, на коленях и др.) Расположение и моделирование позы на индивидуальном фланелеграфе. Описание действий персонажей, изображенных на картине, выделение основных признаков и установление коротких функциональных связей. Выделение главного и называние картины. Различение эмоционального состояния по схематическим изображениям. Знакомство с эмоциями: интерес, вина. Графическое изображение и моделирование эмоционального состояния. Обучение пониманию своих чувств и чувств других людей и рассказывание об этом. Использование явлений природы, изображенных на картине для ориентировки во времени. Уточнения понятия неделя, составление модели с употреблением слов вчера, завтра, послезавтра, позавчера, сегодня. Возраст и роли в семье: сопоставление понятий и составление схемы: дед – отец – сын – брат; бабушка – мать – дочь – сестра. 4 КЛАСС Диагностика уровня сформированности умений и навыков, освоенных в 1, 2, 3 классах. Охрана зрения и стабилизация зрительных функций. Соблюдение режима охраны зрения и индивидуальных рекомендаций врача-офтальмолога. Гигиена зрения. Практика индивидуализированного рационального выбора и применения тифлотехнических средств оптической коррекции в учебно-познавательной, ориентировочно-поисковой и социальнобытовой деятельности, уход за ними. Профилактика зрительного утомления и перегрузок. Физкультура и зрение, соблюдение индивидуальных ограничений. Комплексы упражнений для глаз. выполнения зрительной гимнастики. Закрепление и отработка навыков Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Отработка и закрепление умений и навыков, полученных в 1, 2, 3 классах. Закрепление навыков работы на листе в клетку и в узкую линейку. Выполнение графических диктантов (до 15 команд). Выполнение графических заданий на листе в широкую линейку. Изображение простых геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и объемных геометрических тел (шар, куб, цилиндр, конус, параллелепипед, призма, пирамида, ромб, трапеция). (под термином «Изображение» подразумевается рисование, конструирование, моделирование и т.д.). Формирование умения находить середину строки и придерживаться ее при выполнении задания. Выполнение графических работ по словесной инструкции и по замыслу. Создание образов на основе схематического изображения. Совершенствование умения узнавать предметы по деталям и дорисовывать их. Конструирование из палочек по образцу и зарисовка результата. Конструирование из геометрических фигур по словесной инструкции и зарисовывание результата. Обведение через кальку, с выделением другим цветом заданной части предмета. Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения. Отработка и закрепление навыков, полученных в 1, 2, 3 классах. Выполнение зрительного диктанта по памяти, с опорой на алгоритм выполнения: рассмотри, перечисли, запомни, закрой, выложи, рассмотри повторно, проверь. Выделение объектов среди подобных. Обучение видению закономерности в построении фраз, стихов, разного типа задач, предъявляемых зрительно и на слух. Наблюдение за изменением объектов от убавления, прибавления и перестановки деталей. Обучение восприятию пространственных отношений между частями одного предмета, умению видеть зависимость изменения характеристики отношений между частями. предмета от Продолжение изменения обучения пространственных по определению удаленности объектов в большом пространстве в зависимости от насыщенности окраски. Перечисление по памяти предметов, наблюдаемых вблизи и вдали. Закрепление умения отражать изобразительными средствами глубину пространства. Прослеживание движения по предложенному схематичному изображению (при помощи стрелок, схематичных рисунков), самостоятельное составление маршрутов. Отработка и закрепление навыков зрительной ориентировки в макропространстве (в том числе на улице). Развитие информационно-познавательной роли зрения. Совершенствование умения узнавать предметы в натуральном виде и их изображения (реальное, силуэтное, контурное). Упражнение в узнавании мебели, одежды, обуви, овощей, фруктов, транспорта, посуды, растений, птиц и животных в реальном виде, предметном, контурном и силуэтном изображении. Последовательное рассматривание. Узнавание предметов, представленных в разной модальности, выделение признаков этого опознания, совершенствование способов зрительного обследования. Тренировка навыков зрительного обследования Совершенствование операций предметов, узнавания, картинок локализации и изображений. из множества, соотнесения, сравнения. Закрепление представлений о коричневом, синем, фиолетовом, оранжевом цвете. Совершенствование навыков различения оттенков серого, коричневого, черного цветов. Закрепление понятий о темно – сером, светло – сером. Обучение локализации оттенков фиолетового из сине– бордовых. Закрепление умения создавать цветовые гаммы по насыщенности цвета: от светлого к темному и по контрасту: от яркого к светлому, создавать узоры. Целостное прослеживание контуров предметов сложной формы. Поиск определенных фигур, предметов, расположенных на зашумленном контуре (до 8-и фигур). Сравнение величины предметов по переменным параметрам. Конструирование по представлению с опорой на образы зрительной памяти. Выделение главных отличительных признаков предметов одного вида и рода, узнавание по ним предметов в новых усложненных условиях восприятия и в новых причинно-следственных связях. Узнавание и воспроизведение позы человека по схеме. Изображение движения схемой (бежит, идет, приседает, ползает, залезает, перелезает, подлезает, прыгает). Работа с перфокартой на соотнесение мимики и позы. Моделирование эмоциональных состояний. Расширение представлений об эмоциях, их сравнение. Описание содержания картины, с установлением связей между персонажами: причинных, целевых, с использованием своего собственного опыта. Подбор эмоций и поз к картине. Выделение и называние всех признаков времен года по плану: температура, осадки, почва, длинным или коротким стал день. Составление схемы времен года в нужной последовательности, с опорой на логику последовательности смены времён года. 5 КЛАСС Диагностика уровня сформированности умений и навыков, освоенных в 1, 2, 3, 4 классах. Охрана зрения и стабилизация зрительных функций. Самостоятельное соблюдение режима охраны зрения и индивидуальных рекомендаций врача-офтальмолога. индивидуализированного рационального Гигиена зрения. выбора и Практика применения тифлотехнических средств оптической коррекции в учебно-познавательной, ориентировочно-поисковой и социально-бытовой деятельности, уход за ними. Адекватная и реалистичная оценка своих зрительных возможностей, осознание индивидуальных особенностей собственной зрительной системы. Профилактика зрительного утомления и перегрузок. Физкультура и зрение, соблюдение индивидуальных ограничений. Самостоятельный рациональный выбор Комплексов упражнений для глаз в соответствии с поставленной задачей и учебно-трудовой ситуацией. Самостоятельное выполнение зрительной гимнастики. Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. Отработка и закрепление умений и навыков, полученных в 1, 2, 3, 4 классах. Отработка и закрепление навыков работы на листе в клетку, в узкую и широкую линейку. Выполнение графических диктантов (до 20 команд). Закрепление навыков изображения простых геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и объемных геометрических тел (шар, куб, цилиндр, конус, параллелепипед, призма, пирамида, ромб, трапеция). Работа с развертками объемных геометрических тел. Моделирование реальных объектов из геометрических тел. Закрепление умения находить середину строки и придерживаться ее при выполнении задания. Выполнение графических работ по словесной инструкции и по замыслу. Создание образов на основе схематического изображения. Совершенствование умения узнавать предметы по деталям и дорисовывать их. Конструирование из палочек по образцу и зарисовка результата. Конструирование из геометрических фигур по словесной инструкции и зарисовывание результата. Обведение через кальку, с выделением другим цветом заданной части предмета. Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения. Отработка и закрепление навыков, полученных в 1, 2, 3, 4 классах. Выполнение зрительного диктанта по памяти, с опорой на алгоритм выполнения: рассмотри, перечисли, запомни, закрой, выложи, рассмотри повторно, проверь. Выделение объектов среди подобных. Закрепление умения видения закономерности в построении фраз, стихов, разного типа задач, предъявляемых зрительно и на слух. Наблюдение за изменением объектов от убавления, прибавления и перестановки деталей. Отработка и закрепление восприятия пространственных отношений между частями одного предмета, умения видеть зависимость изменения характеристики предмета от изменения пространственных отношений между частями. Отработка и закрепление навыков определения удаленности объектов в большом пространстве в зависимости от насыщенности окраски. Перечисление по памяти предметов, наблюдаемых вблизи и вдали. Отработка и закрепление умения отражать изобразительными средствами глубину пространства. Прослеживание движения по предложенному схематичному изображению (при помощи стрелок, схематичных рисунков), самостоятельное составление маршрутов. Отработка и закрепление навыков зрительной ориентировки в макропространстве (в том числе на улице). Развитие информационно-познавательной роли зрения. Совершенствование умения узнавать предметы в натуральном виде и их изображения (реальное, силуэтное, контурное). Упражнение в узнавании мебели, одежды, обуви, транспорта, посуды, растений, птиц и животных в реальном виде, предметном, контурном и силуэтном изображении. Последовательное рассматривание. Узнавание предметов, представленных в разной модальности, выделение признаков этого опознания, совершенствование способов зрительного обследования. Тренировка навыков зрительного обследования предметов, картинок и изображений с выделением их главных признаком и обнаружением несущественных. Совершенствование операций узнавания, локализации из множества, соотнесения, сравнения. Закрепление представлений о цветах и оттенках. Совершенствование навыков различения оттенков цветов. Закрепление локализации оттенков фиолетового из сине–бордовых. Закрепление умения создавать цветовые гаммы по насыщенности цвета: от светлого к темному и по контрасту: от яркого к светлому, создавать узоры. Целостное прослеживание контуров предметов сложной формы. Поиск определенных фигур, предметов, расположенных на зашумленном контуре (до 10 фигур). Сравнение величины предметов по переменным параметрам. Конструирование по представлению с опорой на образы зрительной памяти. Выделение главных отличительных признаков предметов одного вида и рода, узнавание по ним предметов в новых усложненных условиях восприятия и в новых причинно-следственных связях. Узнавание и воспроизведение позы человека по схеме. Изображение движения схемой (бежит, идет, приседает, ползает, залезает, перелезает, подлезает, прыгает). Работа с перфокартой на соотнесение мимики и позы. Моделирование эмоциональных состояний. Закрепление представлений об эмоциях, их сравнение. Описание содержания картины, с установлением связей между персонажами: причинных, целевых, с использованием своего собственного опыта. Подбор эмоций и поз к картине. Выделение и называние всех признаков времен года по плану: температура, осадки, почва, длинным или коротким стал день. Составление схемы времен года в нужной последовательности, с опорой на логику последовательности смены времён года. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ОСВОЕНИЯ «РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ осознание необходимости охраны и развития нарушенного зрения и зрительного восприятия, умение им пользоваться в учебной и практической деятельности; сформированность самооценки с осознанием собственных объективных возможностей использования остаточного зрения в различных видах деятельности, включая социально-бытовую и пространственную ориентировку; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование интереса к занятиям по развитию зрительного восприятия; ориентация на образовательного процесса; содержательные моменты коррекционно- и стремление к совершенствованию нарушенного зрения, повышению расширению возможностей его использования в различных видах деятельности, развитию зрительного восприятия; сформированность потребности в сенсорно-перцептивной деятельности; сформированность установки на поддержание здоровьесберегающего поведения, здорового и безопасного образа жизни, охрану, развитие нарушенного зрения и всех анализаторов. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ установление связи между целью деятельности по развитию нарушенного зрения и зрительного восприятия, мотивом и результатом развития базовых зрительных функций; развитие зрительного восприятия как перцептивного познавательного процесса; оценивание правильности выполнения перцептивного действия на уровне соответствия результатов требованиям поставленной задачи; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели в условиях зрительной перцептивной деятельности; алгоритмизация зрительных действий как компенсаторный способ достижения результата деятельности; анализ объектов с целью выделения опознавательных признаков (цвет, форма, величина, структура); адекватное использование информационно-познавательной и ориентировочно-поисковой роли зрения в различных видах деятельности; осуществление аналитико-синтетической деятельности сравнения, сериации и классификации, выбор основания и критериев для указанных логических операций; развитие зрительно-моторной координации; использование нарушенного зрения в социально-бытовой и пространственной ориентировке; умение взаимодействовать с партнерами в системе координат «слабовидящий-зрячий», «слабовидящий-слабовидящий» с использованием нарушенного зрения. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Слабовидящие обучающиеся осознают значимость зрения для своего дальнейшего развития и успешного обучения. Они научатся рационально использовать нарушенное зрение в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни, научатся использовать полисенсорные способы чувственного познания предметов, объектов, процессов окружающего мира. Обучающиеся получат возможность узнать о роли зрения в жизни человека, освоить приёмы его охраны, научатся правильно использовать тифлотехнические средства, повышающие различительную способность. У обучающихся будет развиваться зрительное восприятие, его механизмы и свойства (объём, константность, осмысленность, обобщённость, целостность и детальность, категоризация). Слабовидящие обучающиеся освоят ориентировочно-поисковую, информационно-познавательную, регулирующую и контролирующую функции зрения, способы решения зрительных задач на поиск и обнаружение, на сличение, идентификацию, локализацию, соотнесение, узнавание и называние. Обучающиеся научатся ориентироваться во внешних признаках объектов: цвете, величине, форме, пространственных отношениях. У них будет развиваться зрительная работоспособность. Слабовидящие обучающиеся овладеют опытом визуализации чувственного опыта и его интериоризации, формирования точных, полных, дифференцированных зрительных зрительных представлений как образов; образов обогащения памяти об и расширения окружающей действительности; использования тонко координированных действий в системе зрительно-моторной координации. Слабовидящий обучающийся научится: 1. Охрана зрения и стабилизация зрительных функций: осознавать роль своего зрения в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни; понимать разнообразие средств профилактики зрительного утомления, использовать их для своего зрения; выполнять упражнения по снятию зрительного утомления, повышению тонуса глаз; соблюдать гигиену глаз и гигиенические требования к оптическим средствам коррекции; понимать роль правильной осанки, правильного дыхания для зрительной работоспособности; использовать тифлотехнические средства для получения точной зрительной информации, тонкости, полноты, дифференцированности восприятия. 2. Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения: выполнять простые содружественные движения глаз и рук; использовать предметы окружения, в том числе учебные при выполнении предметно-практических действий; выполнять точные графические действия: раскрашивать, штриховать, обводить по контуру; использовать остаточное зрение при овладении плоским письмом; быстро и правильно ориентироваться на любом листе бумаги (находить вверх, низ, середину листа, нужную клетку и линейку); использовать клетки как меры измерения; увеличивать и уменьшать изображения предметов, фигур; перемещать выбранном направлении; изменять направленность; изображение в выполнять конструирование по замыслу и зарисовывать результат. 3. Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения: классифицировать печатные буквы по разным основаниям; оценивать взаиморасположение предметов в пространстве, узнавать положение предмета в пространстве; переводить пространственные, линейные отношения в смысловые; оценивать на глаз расстояние до определённого предмета; при выполнении заданий составлять простой и сложный план, схемы, таблицы, диаграммы; уметь видеть зависимость изменения характеристики предмета от изменения пространственных отношений между частями; использовать зрение в преодолении препятствий в окружающей предметно-пространственной среде; понимать возможности своего зрения в получении информации в познавательной деятельности, пространственной ориентировке, коммуникативной деятельности. 4. Развитие информационно-познавательной роли зрения: узнавать и называть цвета спектра; узнавать с помощью зрения цвета, геометрические фигуры простой формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр), контуры, силуэты изображений окружающих предметов, простые пространственные отношения; описывать цвета предметов, находящихся на расстоянии; конструировать предмет из знакомых геометрических фигур, составлять целое из частей предметного изображения; узнавать, соотносить, локализовывать ранее усвоенные формы в новом пространственном положении; определять величины предметов опираясь на единицы измерения; и соотношения величины, понимать характер картины, осуществляя ее анализ и делая правильные выводы; свободное и точное определять содержания картины, воспринимать и моделировать позы, движения тела, конечностей, головы, оценивать эмоциональное состояние людей, знать части суток, времена года, режим дня обучающегося; понимать объективность природы времени; узнавать и называть в процессе зрительного восприятия предметы и объекты, понимать предметно-пространственные причинно-следственные связи. отношения; УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ» Занятия по курсу «Развитие зрительного восприятия» рекомендуется проводить в кабинете тифлопедагога. В зависимости от изучаемого программного материала занятия могут проводиться в других помещениях (класс, спортивный зал и др.), а также на улице. Для проведения занятий используется следующее специальное оборудование и дидактическое обеспечение: • лупы разных модификаций (карманные, стационарные, электронные, с подсветкой), бинокли, очки, линзы; • фланелеграф; • оборудование сенсорной площадки «Сенсорная комната»; • магнитные доски, конструкторы; • набор объемных геометрических тел; • набор плоскостных геометрических фигур; • наборы карточек с геометрическими фигурами; • наборы разверток геометрических тел; • образцы цвета; • наборы карточек разных цветов; • наборы искусственных листьев; • объемная мозаика; • натуральные предметы: школьные принадлежности, посуда, одежда, обувь; • модели пассажирского транспорта; • игрушечная мебель; • муляжи овощей и фруктов; • наборы предметных картинок, силуэтных и контурных изображений по темам занятий; • картина «Грачи прилетели» (иные картины по выбору педагога); • для комплексы офтальмологических техник и зрительных гимнастик снижения зрительного напряжения, восстановления зрительной работоспособности (релаксационный комплекс); • тренировки комплекс офтальмологических техник и зрительных гимнастик для и укрепления (динамический комплекс). глазодвигательных и окологлазных мышц