Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат № 10, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» ПРИНЯТО решением методического объединения учителей начальных классов Протокол №1 от 26.08.2024 г. СОГЛАСОВАНО с зам. директора по УВР 27.08. 2024 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА» (для слабовидящих обучающихся 1-5 классов) Екатеринбург СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..................................................................................... 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА» .................................... 3 ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА» ................................................................... 6 МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ...................... 8 СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ««ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА» ................................................................. 9 1 КЛАСС ................................................................................................................................... 9 2 КЛАСС ..................................................................................................................................11 3 КЛАСС ..................................................................................................................................14 4 КЛАСС ..................................................................................................................................17 5 КЛАСС ..................................................................................................................................19 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ .......................................................................23 ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ....................................................................................23 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .......................................................................24 ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .....................................................................................25 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА» ...................................28 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа ориентировка» для адаптированные основные коррекционного общеобразовательных курса «Пространственная организаций, общеобразовательные реализующих программы начального общего образования слабовидящих обучающихся разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 4.2 АООП НОО для слабовидящих обучающихся), Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2 ФАОП НОО). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА» Коррекционный курс «Пространственная ориентировка» занимает особое место в коррекционно-развивающей работе со слабовидящими обучающимися, так как направлен на формирование компенсаторных умений и навыков, позволяющих слабовидящим самостоятельно и эффективно ориентироваться в микро и макропространстве, самостоятельно передвигаться с использованием нарушенного зрения, что является базой их интеграции в социум, а также обеспечения возможностей для успешной социально-бытовой, учебной и дальнейшей профессиональной тифлопедагогического деятельности. сопровождения Без специального слабовидящие обучающиеся испытывают значительные затруднения в овладении умениями и навыками самостоятельной зрительной пространственной ориентировки. Коррекционный курс неотъемлемой частью «Пространственная ориентировка» выступает коррекционной работы со слабовидящими обучающимися, так как является основополагающим не только для их успешной социализации, но и для достижения планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы. Рассматриваемый курс включает 2 взаимодополняющих друг друга содержательных компонента – формирование компенсаторных умений и навыков пространственной ориентировки и развитие предпосылок мобильности. В процессе освоения программы, обучающиеся овладевают компенсаторными способами действия, необходимыми для ориентировки в пространстве, а также учатся применять полученные знания, умения и навыки в различных жизненных ситуациях. Способность сориентироваться на рабочем месте, в здании, на улице, в жизненной ситуации, самостоятельно преодолеть расстояние до необходимого пункта назначения обеспечивает обучающемуся осознание собственных возможностей, способствует повышению самооценки и развитию самостоятельности, прививает чувство ответственности. Программа коррекционного курса «Пространственная ориентировка» предполагает 3 уровня освоения материала: минимальный, средний и максимальный. Минимальный уровень освоения (выполнение заданий с физической и вербальной помощью педагога). Средний уровень (выполнение заданий с вербальной помощью педагога). Максимальный уровень освоения (самостоятельное выполнение заданий). Программа курса построена по концентрическому принципу, предполагающему увеличение объёма и усложнение содержания материала от одного года обучения к другому. На каждом следующем году обучения знания, умения и навыки, приобретенные обучающимися в предыдущий год обучения, закрепляются и расширяются. Однако распределение часов по разделам программы на разных этапах обучения неодинаково. Так, на первых годах обучения больше внимания уделяется развитию способности зрительно ориентироваться в предметном пространстве, воспринимать окружающий мир с помощью анализаторов, ориентировке в микропространстве. Формирование пространственных представлений идёт по типу «Карта-путь». На последующих этапах обучения зрительной больше ориентировки времени в уделяется свободном формированию пространстве навыков на основе топографических представлений о местности типа «Карта - обозрения». Преподавание коррекционного курса «Пространственная ориентировка» слабовидящим обучающимся в начальной школе ведется с учетом таких индивидуальных особенностей, как: степень слабовидения и характер нарушенного зрения, включая зрительный диагноз и офтальмологический прогноз; положение обучающегося в семье и его социальное окружение; готовность анализаторов обучающегося воспринимать предметный мир и окружающее пространство; имеющиеся у обучающегося, компенсаторные навыки пространственной ориентировки, сформированные в дошкольном возрасте (ориентировка на собственном теле, макете, относительно точки отсчета; ориентировка на основе сохранных анализаторов; ориентировка в микропространстве, по схеме, макету, владение пространственными понятиями и отношениями и т.д.); наличие сопутствующих заболеваний; сформированность предпосылок психологической готовности к самостоятельному передвижению в пространстве. Наиболее распространенной организационной формой преподавания коррекционного курса «Пространственная ориентировка» является коррекционное занятие, проводимое педагогом фронтально, с подгруппой обучающихся или индивидуально. При проведении занятий слабовидящих обучающихся следует делить на подгруппы с учетом степени слабовидения, характера нарушенного зрения, готовности к освоению программы курса начальной школы и личностных особенностей. Педагог выбирает формы и методы работы с каждой подгруппой. При организации занятий со слабовидящими обучающимися целесообразно теоретический материал изучать в форме фронтальных занятий групповые занятия, а практические занятия могут проводиться, как в подгруппах, так и индивидуально (при необходимости). Теоретические и практические занятия с обучающимися целесообразно проводить в группах, количество обучающихся в группе зависит от зрительных возможностей ее состава. Вопрос о соотношении фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий решается педагогом, исходя из возможностей и потребностей обучающихся, особенностей их психофизического развития и других показателей. Порядок изучения тем может варьироваться. Успешное предполагает усвоение закрепление программного материала сформированных умений обучающимися и навыков на общеобразовательных уроках и во внеурочной деятельности. Обучение пространственной ориентировке может быть результативным только при условии его осуществления в рамках всей системы образовательно- воспитательного процесса, предполагающего скоординированную работу всех педагогов и специалистов сопровождения. В процессе освоения программного содержания курса у слабовидящих обучающихся формируются не только компенсаторные навыки зрительной пространственной ориентировки, включая предпосылки развития мобильности, но и активная жизненная позиция, установки на самостоятельное передвижение в пространстве, ценностное отношение к перспективам самостоятельной и независимой жизни в среде лиц с сохранным зрением, необходимые для того, чтобы успешно осваивать компенсаторные способы действия, соответствующие требованиям, которые предъявляет социум. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА» В целом, формирование курс «Пространственная социально-активной и ориентировка» всесторонне направлен развитой на личности слабовидящего обучающегося, способной к максимально самостоятельной ориентировке и безопасному передвижению в знакомом замкнутом и свободном пространстве. Основной целью изучения коррекционного курса «Пространственная ориентировка» на уровне начального общего образования является формирование у слабовидящих обучающихся компенсаторных умений и навыков самостоятельной ориентировки в микропространстве (предметнопознавательное пространство: малое - доступное только инструментальному осязанию, осязаемое одним или несколькими пальцами, ограниченное зоной действия кистями рук; рабочее пространство: ограниченное зоной действия рук, превышающее зону действия рук в радиусе движения тела), в предметном мире и предметно-пространственных отношениях, в макропространстве (замкнутое и свободное пространство). Достижение цели обеспечивается решением следующих задач: • формирование у обучающихся мотивации и устойчивого интереса к овладению компенсаторными умениями и навыками самостоятельной пространственной ориентировки; • развитие сенсорной сферы обучающихся; • формирование пространственного мышления; • развитие умений и навыков использования нарушенного зрения и других анализаторов в процессе пространственной ориентировки; • формирование компенсаторных способов и приемов зрительного и осязательно-зрительного обследования окружающего пространства; • формирование представлений о предметах, наполняющих окружающее пространство; • обучение пониманию предметно-пространственных отношений и использованию в речи пространственной терминологии; • обучение приемам и способам моделирования пространства; • формирование топографических представлений; окружающего • овладение приемами и навыками самостоятельной практической ориентировки в микропространстве; • овладение приемами и навыками самостоятельной практической ориентировки в знакомом замкнутом и свободном пространстве; •обучение основным техникам и приемам пользования тростью при ориентировке в пространстве и самостоятельном передвижении с учетом специфики пользования тростью при слабовидении; • обучение приемам ориентировки и совместного передвижения со взрослыми и сверстниками; • развитие волевых качеств обучающихся, формирование потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и фобий самостоятельного передвижения. МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение коррекционного курса «Пространственная ориентировка» в начальной школе отводятся часы внеурочной деятельности учебного плана, входящие в коррекционно-развивающую область. При реализации варианта 4.2 АООП НОО курс «Пространственная ориентировка» изучается в 1-5 классах. Время, отводимое на проведение одного коррекционного занятия, составляет 40 минут. Программный материал коррекционного курса «Пространственная ориентировка» при реализации варианта 4.2 АООП НОО распределяется на пять лет обучения. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ««ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА» 1 КЛАСС Развитие анализаторов. Развитие зрительного восприятия пространства: Зрительное различение предметов в замкнутом закрытом и открытом пространстве. Развитие осязательного восприятия пространства, восприятие предметов различной конфигурации пальцевым, кистевым, ладонным способами; различение подошвами ног различных структур почвы (травы, асфальта, песка, рыхлого или утоптанного снега). Развитие умения различать и сопоставлять различные свойства предметов по величине, форме, температуре, характеру поверхности, материалу. Узнавание и локализация звуков в окружающем пространстве (в школе, дома). Локализация неподвижного и передвигающегося источника звука в замкнутом пространстве. Узнавание звуков в природе (шума, шелеста деревьев, голоса животных, домашних птиц) и городских шумов. Использование обоняния в пространственной ориентировке. Развитие навыков ориентировки в микропространстве. Ориентировка на себе, от себя. Обучение ориентировке на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на доске, за столом. Правильное понимание и использование в речи пространственной терминологии: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между, из-за, из-под, через, вокруг, выше, ниже, рядом. Пространственные направления слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Формирование предметных и пространственных представлений. Представления о предметах, наполняющих знакомое замкнутое пространство (класс, спальня, столовая, квартира): мебель, посуда, одежда. Использование этих представлений в практической деятельности и в ориентировке. Представления о предметах, наполняющих пришкольный участок: деревья, кусты, газоны, дорожки, ворота, шлагбаум, спортивная площадка. Узнавание предметов знакомого пространства с помощью осязания и остаточного зрения. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве и формирование топографических представлений. Ориентировка в знакомом замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия по типу «карта – путь». Перенос топографических представлений обучающихся на реальное замкнутое пространство и ориентировка в нем. Построение простых маршрутов с помощью деталей приборов «Ориентир» и «Графика». В зависимости содержание от программы контингента курса слабовидящих рекомендуется обучающихся включать в следующие вариативные темы: Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров. Поза школьника в положении стоя, сидя за партой, столом, в кресле, при ходьбе в паре, друг за другом, при самостоятельном передвижении вдоль постоянного ориентира (стены, перил лестницы). Правильная поза при чтении, письме, обследовании предметов на горизонтальной плоскости (на столе, парте), при восприятии и обследовании больших предметов, обнаружении и обходе препятствий. Формирование правильного жеста, указывающего направление. Совместная ориентировка со взрослыми и сверстниками. Положение слабовидящего и зрячего при ходьбе в паре со сверстником и взрослым. Совместная ориентировка обучающихся в учебной, игровой и трудовой деятельности. Моделирование ситуаций из жизни общества: игры «Магазин», «Почта», «Поликлиника». Правила поведения обучающегося в общественных местах. Культура поведения, общения и ориентировки со сверстниками и взрослыми (в городском транспорте, театре, кафе, парке, в гостях). Узнавание и различение по внешнему виду и голосу окружающих людей, определение по внешним проявлениям, доступным для зрительного восприятия, и голосу эмоционального состояния людей. Обучение пользованию тростью и другими тифлотехническими средствами ориентировки. Значение белой трости в ориентировке слабовидящего. Виды тростей. Функции трости. Специфика функций трости для слабовидящих. Способы индивидуального подбора трости. Уход за тростью. Правильный захват трости. Способы ориентировки с тростью. Осанка слабовидящего при пользовании тростью. Техника безопасности при обращении с тростью. Обучение пользованию иными тифлотехническими средствами пространственной ориентировки, в том числе зрительной (по выбору педагога). 2 КЛАСС Содержание курса предполагает закрепление и использование в практической деятельности умений, сформированных на первом году обучения. Развитие анализаторов. Развитие зрительного восприятия пространства: зрительное различение предметов в замкнутом закрытом и открытом пространстве. Формирование нестереоскопического восприятия способов стереоскопического пространства: зрительная и оценка удалённости предметов в пространстве и их изображений на ярких, крупных, высококонтрастных цветных иллюстрациях. Развитие мелкой моторики рук: Захватывающие движения предметов ладонью, двумя и тремя пальцами. Упражнения на развитие точных координированных движений кистей рук и пальцев. Самоконтроль за выполненными движениями. Развитие осязательного восприятия пространства: восприятие предметов быта, учебных принадлежностей различной конфигурации пальцевым, кистевым, ладонным способами. «Чтение» рельефных рисунков предметов быта и учебных принадлежностей. Упражнения на развитие прослеживающей функции руки. Различение подошвами ног различных покрытий помещений (линолеум, кафельная плитка, ламинат) и дорог (песок, асфальт, тротуарная плитка, трава, утоптанный или рыхлый снег). Различение и сопоставление различных свойств предметов по величине, форме, температуре, характеру поверхности (стекло, дерево, бумага, металл). Развитие слухового восприятия пространства: Локализация неподвижного и перемещающегося источника звука в замкнутом закрытом и открытом пространстве. Звуки окружающего мира, их соотнесение с представлениями с предметами в замкнутом закрытом и открытом пространстве. Оценка степени удалённости звучащего предмета (понятия: далеко близко, ближе – дальше, приближается – удаляется). Развитие обонятельного восприятия пространства: Воспринимать и дифференцировать запахи предметов и объектов окружающего пространства. Развитие мышечного чувства. Развитие навыков ориентировки в микропространстве. Ориентировка на себе, от себя. Ориентировка в приборе для рисования и черчения «Школьник», на приборе «Ориентир», на макетах замкнутого закрытого и открытого пространства. Условные изображения на планах. Правильное понимание и использование в речи пространственных понятий: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между, рядом, из-за, из-под, через, вокруг, выше, ниже. Пространственные направления: слева направо, справа налево, сверхувниз, снизу-вверх, наискось (для двухмерного и трёхмерного пространства). Формирование предметных и пространственных представлений. Формирование представлений о предметах, наполняющих раздевалку, спортивный зал, столовую, кабинет АФК. Формирование представлений о предметах быта: мебель, посуда, одежда и использование их в практической деятельности и при ориентировке. Представления о предметах, наполняющих пришкольный участок: кусты, деревья, газон, пешеходные дорожки, площадка для игр, коррекционная тактильная дорожка и т.д. Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами, иллюстрациями. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений. Самостоятельная и свободная ориентировка в помещениях школы и на пришкольном участке. Ориентировка в замкнутом пространстве на основе зрительного восприятия (в раздевалке, спортивном зале, столовой, кабинете АФК, этаже школы по типу «карта-путь»). Перенос топографических представлений, обучающихся на реальное замкнутое пространство и ориентировка в нём. Изучение нескольких маршрутов (постоянной необходимости) в здании школы и на пришкольном участке. Формирование представлений по типу «карта-обозрение» с использованием планов и макетов изучаемого пространства. Составление плана изученного пространства в виде аппликации и чертежей. Перенос топографических представлений в свободное пространство. Упражнения на развитие пространственной памяти и воображения. Изменение пространственных соотношений предметов при повороте человека на 45ᵒ, 90ᵒ, 135ᵒ. В зависимости содержание от программы контингента курса слабовидящих рекомендуется обучающихся включать в следующие вариативные темы: Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров. Поза при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста обучающегося. Правильная поза при входе и выходе из транспорта. Поза обучающегося при передвижении в пространстве без постоянного ориентира. Поза и жесты человека при знакомстве, приветствии, прощании, разговоре (со сверстниками и взрослыми). Совместная ориентировка со взрослыми и сверстниками. Правила поведения в общественных местах. Культура поведения, общения и ориентировки со сверстниками и родителями (в театре, кафе, в гостях, в театре и др.). Положение слабовидящего и зрячего при ходьбе в паре со сверстником и взрослым. Совместная ориентировка обучающегося в учебной, игровой и трудовой деятельности. Моделирование жизненных ситуаций. Сюжетно-ролевые игры: «В автобусе», «В метро», «В городе». Обучение пользованию тростью и другими тифлотехническими средствами. Значение белой трости в ориентировке слабовидящего, функции трости. Специфика функций трости для слабовидящих. Способы ориентировки с тростью: правильный захват и удержание трости, техника безопасности при обращении с тростью. Приёмы ходьбы с тростью: скольжения, маятниковый, диагональный. Обучение пользованию иными тифлотехническими средствами пространственной, в том числе зрительной ориентировки (по выбору педагога). 3 КЛАСС Содержание курса предполагает закрепление и использование в практической деятельности умений, сформированных на первом и втором годах обучения. Развитие анализаторов. Комплексное использование анализаторов в пространственной ориентировке. Использование в качестве ориентиров характерных свойств и признаков предметов (звуки, запахи, характер поверхности предметов, характер покрытия дорог и др.). Зрительное и осязательно-зрительное различение предметов в замкнутом закрытом и открытом пространстве. нестереоскопического Формирование восприятия способов стереоскопического и пространства: зрительная оценка удалённости предметов в пространстве и их изображений на ярких, крупных, высококонтрастных цветных иллюстрациях. Упражнения на развитие точных координированных движений кистей рук и пальцев. Самоконтроль за выполненными движениями. Восприятие предметов быта, учебных принадлежностей различной конфигурации пальцевым, кистевым, ладонным способами. Различение и сопоставление различных свойств предметов по величине, форме, температуре, характеру поверхности (стекло, дерево, бумага, металл, пластмасса, кожа). Различение подошвами ног различных покрытий помещений (линолеум, кафельная плитка, ламинат) и дорог (песок, асфальт, тротуарная плитка, гравий, трава, утоптанный или рыхлый снег). Локализация неподвижного и перемещающегося источника звука в замкнутом закрытом и открытом пространстве. Звуки окружающего мира, их соотнесение с представлениями с предметами в замкнутом закрытом и открытом пространстве. Оценка степени удалённости звучащего предмета (понятия: далеко - близко, ближе – дальше, приближается – удаляется, стоит на месте). Восприятие и дифференцировка запахов предметов и объектов окружающего пространства. Развитие мышечного чувства. Развитие навыков ориентировки в микропространстве. Ориентировка в приборе для рисования и черчения «Школьник», на приборе «Ориентир», на макетах замкнутого закрытого и открытого пространства. Чтение условных изображений на планах. Правильное понимание и использование в речи пространственных понятий: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между, рядом, из-за, из-под, через, вокруг, выше, ниже. Пространственные направления: слева направо, справа налево, сверху-вниз, снизу-вверх, наискось (для двухмерного и трёхмерного пространства). Формирование предметных и пространственных представлений. Формирование представлений о предметах, наполняющих помещения школы. Формирование представлений о предметах быта: мебель, посуда, одежда и использование их в практической деятельности и при ориентировке. Представления о предметах, наполняющих пришкольный участок: кусты, деревья, газон, пешеходные дорожки, площадка для игр, коррекционная тактильная дорожка и т.д. Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами, иллюстрациями. Формирование представлений об объектах в городе: улицах, тротуарах, проезжей части, светофорах, жилых домах, остановке транспортных средств и других объектах, расположенных вблизи школы. Формирование представлений о городском транспорте – трамвае, троллейбусе, автобусе, маршрутном такси, легковых машинах. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений. Самостоятельная и свободная ориентировка в помещениях школы и на пришкольном участке. Ориентировка на планах и макетах замкнутого пространства. Условные изображения на планах. Составление плана изученного пространства в виде аппликации и чертежей. Изучение нескольких маршрутов (постоянной необходимости) в здании школы и на пришкольном участке. Перенос топографических представлений в свободное пространство при ориентировке по дороге домой. Правила перехода слабовидящими улицы. Переход улицы, не имеющей интенсивного движения, под контролем тифлопедагога. Соблюдение прямолинейности движения. Маршрут от крыльца школы до ближайшей остановки городского транспорта. Упражнения на развитие зрительной пространственной памяти и воображения. Изменение пространственных соотношений предметов при повороте человека на 45ᵒ, 90ᵒ, 180ᵒ. В зависимости содержание от программы контингента курса слабовидящих рекомендуется обучающихся включать в следующие вариативные темы: Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров. Поза при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста обучающегося. Правильная поза при входе и выходе из транспорта. Поза обучающегося при передвижении в пространстве без постоянного ориентира. Поза и жесты человека при знакомстве, приветствии, прощании, разговоре (со сверстниками и взрослыми). Совместная ориентировка со взрослыми и сверстниками. Правила поведения в общественных местах. Культура поведения, общения и ориентировки со сверстниками и родителями (в театре, кафе, в гостях, в театре и др.). Положение слабовидящего и зрячего при ходьбе в паре со сверстником и взрослым. Совместная ориентировка обучающегося в учебной, игровой и трудовой деятельности. Моделирование жизненных ситуаций. Обучение пользованию тростью и другими тифлотехническими средствами. Значение белой трости в ориентировке слабовидящего, функции трости. Специфика функций трости для слабовидящих. Способы ориентировки с тростью: правильный захват и удержание трости, техника безопасности при обращении с тростью. Приёмы ходьбы с тростью: скольжения, маятниковый, диагональный. Обучение пользованию иными тифлотехническими средствами пространственной ориентировки, в том числе зрительной (по выбору педагога). 4 КЛАСС Содержание курса предполагает закрепление и использование в практической деятельности умений, сформированных на первом, втором и третьем годах обучения. Развитие анализаторов. Комплексное использование анализаторов в пространственной ориентировке. Развитие зрительного восприятия пространства: зрительное различение предметов в замкнутом закрытом и открытом пространстве. нестереоскопического Формирование восприятия способов стереоскопического и пространства: зрительная оценка удалённости предметов в пространстве и их изображений на ярких, крупных, высококонтрастных цветных иллюстрациях. Восприятие звуковой картины мира. Использование в качестве ориентиров характерных свойств и признаков предметов (звуков, запахов, характера поверхности пола, дорог). Прогнозирование ориентиров по словесному описанию пространства и по плану. Развитие навыков ориентировки в микропространстве. Ориентировка в приборе для рисования и черчения «Школьник», на приборе «Ориентир», на макетах замкнутого закрытого и открытого пространства. Чтение условных изображений на планах. Формирование предметных и пространственных представлений. Закрепление представлений о предметах, наполняющих помещения школы. Закрепление представлений о предметах быта: мебель, посуда, одежда и использование их в практической деятельности и при ориентировке. Закрепление представлений об предметах и объектах, наполняющих пришкольный участок: кусты, деревья, газон, пешеходные дорожки, площадка для игр, коррекционная тактильная дорожка и т.д. Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами, иллюстрациями. Формирование представлений об объектах города и их конкретизация в условиях реального ближайшего окружения школы: улица, тротуар, проезжая часть, парковка для автомобилей, звуковой светофор, жилые дома, остановка транспортных средств, детская площадка. Формирование представлений о городском транспорте – метрополитене: вестибюль станции, кассы, турникеты, эскалатор, подземная станция, поезд. Формирование представлений о магазине: секции с продуктами, бытовыми товарами, кассы, тележки, корзинки для товаров. Формирование представлений о театре: фойе, зрительный зал, гардероб, сцена, партер, бельэтаж, верхние ярусы, оркестровая яма. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений. Самостоятельная и свободная ориентировка в помещениях школы и на пришкольном участке. Знакомство с новыми помещениями. Ориентировка на рельефных планах и макетах замкнутого пространства. Составление плана изученного пространства на приборе «Ориентир». Рисование плана на приборе «Школьник». Ориентировка на прилегающих к школе улицах в пределах микрорайона. Правила перехода слабовидящими улицы на перекрестке, регулируемом звуковым и обычным светофорами. Маршрут от крыльца школы до ближайшей станции метро и обратно. Маршрут от крыльца школы до ближайшего магазина и обратно. Формирование топографических представлений о пространстве вокруг школы на уровне «карты-обозрение». Ориентировка по плану. Формирование представлений о маршруте из школы до дома, в котором живет обучающийся: виды транспорта, основные ориентиры и направления (на уровне «карта-путь»). Изменение пространственных отношений при нескольких поворотах. Составление плана замкнутого и свободного пространства по словесному описанию. Составление рассказа о знакомом замкнутом и свободном пространстве с использованием пространственных представлений и понятий. В зависимости содержание от программы контингента курса слабовидящих рекомендуется обучающихся включать в следующие вариативные темы: Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров. Правильная поза обучающегося при движении по улице. Правильная поза обучающегося в транспорте. Правильная поза обучающегося при совместной ориентировке с людьми и самостоятельной ориентировки. Совместная ориентировка со взрослыми и сверстниками. Ориентировка в магазине: обращение к продавцу, обращение к покупателям, кассиру, покупка продуктов. Культура общения со взрослыми и сверстниками с отсутствующим, нарушенным и сохранным зрением. Моделирование жизненных ситуаций. Обучение пользованию тростью и другими тифлотехническими средствами. Способы ориентировки с тростью: правильный захват и удержание трости, техника безопасности при обращении с тростью. Приёмы ходьбы с тростью: скольжения, маятниковый, диагональный, приёмы протяжки и скольжения. Подъём и спуск по лестнице с помощью трости. Обращение с тростью в помещениях. Обнаружение препятствий с помощью трости. Обучение пользованию иными тифлотехническими средствами пространственной ориентировки, в том числе зрительной (по выбору педагога). 5 КЛАСС Содержание курса предполагает закрепление и использование в практической деятельности умений, сформированных на первом, втором, третьем и четвертом годах обучения. Развитие анализаторов. Комплексное использование анализаторов в пространственной ориентировке. Развитие зрительного восприятия пространства: зрительное различение предметов в замкнутом закрытом и открытом пространстве. нестереоскопического Формирование восприятия способов стереоскопического и пространства: зрительная оценка удалённости предметов в пространстве и их изображений на ярких, крупных, высококонтрастных цветных иллюстрациях. Восприятие звуковой картины мира. Использование в качестве ориентиров характерных свойств и признаков предметов (звуков, запахов, характера поверхности пола, дорог). Прогнозирование ориентиров по словесному описанию пространства и по плану. Развитие навыков ориентировки в микропространстве. Ориентировка в приборе для рисования и черчения «Школьник», на приборе «Ориентир», на макетах замкнутого закрытого и открытого пространства. Чтение условных изображений на планах. Формирование предметных и пространственных представлений. Закрепление представлений о предметах, наполняющих помещения школы. Закрепление представлений о предметах быта: мебель, посуда, одежда и использование их в практической деятельности и при ориентировке. Закрепление представлений об предметах и объектах, наполняющих пришкольный участок: кусты, деревья, газон, пешеходные дорожки, площадка для игр, коррекционная тактильная дорожка и т.д. Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами, иллюстрациями. Формирование представлений об объектах города и их конкретизация в условиях реального ближайшего окружения школы: улица, тротуар, проезжая часть, парковка для автомобилей, звуковой светофор, жилые дома, остановка транспортных средств, детская площадка. Формирование представлений о городском транспорте – метрополитене: вестибюль станции, кассы, турникеты, эскалатор, подземная станция, поезд. Формирование представлений о магазине: секции с продуктами, бытовыми товарами, кассы, тележки, корзинки для товаров. Формирование представлений о театре: фойе, зрительный зал, гардероб, сцена, партер, бельэтаж, верхние ярусы, оркестровая яма. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений. Самостоятельная и свободная ориентировка в помещениях школы и на пришкольном участке. Знакомство с новыми помещениями. Ориентировка на рельефных планах и макетах замкнутого пространства. Составление плана изученного пространства на приборе «Ориентир». Рисование плана на приборе «Школьник». Ориентировка на прилегающих к школе улицах в пределах микрорайона. Правила перехода слабовидящими улицы на перекрестке, регулируемом звуковым и обычным светофорами. Маршрут от крыльца школы до ближайшей станции метро и обратно. Маршрут от крыльца школы до ближайшего магазина и обратно. Формирование топографических представлений о пространстве вокруг школы на уровне «карты-обозрение». Ориентировка по плану. Формирование представлений о маршруте из школы до дома, в котором живет обучающийся: виды транспорта, основные ориентиры и направления (на уровне «карта-путь»). Изменение пространственных отношений при нескольких поворотах. Составление плана замкнутого и свободного пространства по словесному описанию. Составление рассказа о знакомом замкнутом и свободном пространстве с использованием пространственных представлений и понятий. В зависимости содержание от программы контингента курса слабовидящих рекомендуется обучающихся включать в следующие вариативные темы: Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров. Правильная поза обучающегося при движении по улице. Правильная поза обучающегося в транспорте. Правильная поза обучающегося при совместной ориентировке с людьми и самостоятельной ориентировки. Совместная ориентировка со взрослыми и сверстниками. Ориентировка в магазине: обращение к продавцу, обращение к покупателям, кассиру, покупка продуктов. Культура общения со взрослыми и сверстниками с отсутствующим, нарушенным и сохранным зрением. Моделирование жизненных ситуаций. Обучение пользованию тростью и другими тифлотехническими средствами. Способы ориентировки с тростью: правильный захват и удержание трости, техника безопасности при обращении с тростью. Приёмы ходьбы с тростью: скольжения, маятниковый, диагональный, приёмы протяжки и скольжения. Подъём и спуск по лестнице с помощью трости. Обращение с тростью в помещениях. Обнаружение препятствий с помощью трости. Обучение пользованию иными тифлотехническими средствами пространственной ориентировки, в том числе зрительной (по выбору педагога). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОГО ОРИЕНТИРОВКА» КУРСА НА ОСВОЕНИЯ «ПРОСТРАНСТВЕННАЯ УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ понимание значения овладения навыками пространственной ориентировки для самостоятельности, мобильности и независимости, развитие уверенности в собственных силах при самостоятельном передвижении; формирование адекватной самооценки с осознанием своих возможностей при овладении навыками пространственной ориентировки; формирование умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех при овладении навыками пространственной ориентировки; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование интереса к занятиям пространственной ориентировкой; ориентация на содержательные моменты коррекционно- образовательного процесса; стремление к совершенствованию знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного осуществления пространственной ориентировки; овладение навыками коммуникации и социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях при ориентировке в пространстве; формирование установки на поддержание здоровья, здоровьесбережения, ведения здорового образа жизни, охрану анализаторов и нарушенного зрения. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ личностное самоопределение, восприятие «образа я» как субъекта, взаимодействующего с окружающим пространством; понимание значения овладения навыками пространственной ориентировки для самостоятельности, мобильности и независимости; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий при овладении топографическими представлениями; ориентация в оценках взрослых и сверстников, понимание причин успеха и (или) неуспеха в самостоятельной пространственной ориентировке в микро- и макропространстве; овладение конкретными пространственными представлениями об окружающих предметах и действиях с ними; развитие учебно-познавательного интереса к пространственной ориентировке; овладение элементарными навыками пространственной ориентировки; самостоятельное выделение и формулирование познавательной алгоритмизация действий как компенсаторный способ достижения цели; результата в пространственной ориентировке; выбор наиболее эффективных способов решения задач ориентировки в пространстве в зависимости от конкретных условий; овладении использование нарушенного зрения и других анализаторов при практическими умениями и навыками пространственной ориентировки; овладение сравнением, анализом, группировкой окружающих объектов (предметов) в процессе обучения пространственной ориентировке; умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в системе координат «слабовидящий – зрячий», «слабовидящий - слабовидящий» при овладении навыками совместного передвижения с сопровождающим; умение придерживаться заданной последовательности пространственно-ориентировочных действий как основы самостоятельной ориентировки в пространстве; умение вносить в ранее освоенные ориентировочные действия необходимые коррективы для достижения искомого результата; умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения в процессе пространственной ориентировки. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Слабовидящие обучающиеся осознают значимость овладения навыками пространственной ориентировки для дальнейшего развития самостоятельности, независимости от помощи окружающих и успешности обучения по общеобразовательным предметам. У обучающихся будет формироваться потребность в самостоятельной ориентировке, в преодолении страха пространства и неуверенности в своих силах. Слабовидящие обучающиеся научатся использовать информацию, поступающую от нарушенного зрения и других анализаторов для ориентировки в пространстве. Получат возможность овладеть приемами и способами ориентировки в микропространстве. Обучающиеся получат возможность познакомиться с населенным пунктом, в котором они проживают, основными достопримечательностями и памятниками архитектуры; научатся узнавать их в макетах, иллюстрациях и по словесному описанию. Слабовидящие обучающиеся познакомятся с различными техниками, способами и приёмами пользования тростью. У них сформируются первоначальные представления о других технических средствах ориентировки, а также первоначальные представления о «карте-путь» и «карте-обозрение». Слабовидящие обучающиеся приобретут первоначальные умения их составлять. Обучающиеся научатся обращаться за помощью к знакомым и незнакомым людям в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Слабовидящие обучающиеся приобретут первичные умения работы с прибором «Ориентир», научно-популярной и справочной литературой, смогут находить и использовать информацию для практической ориентировки. У них будет формироваться потребность в активном познании окружающего и переноса, имеющихся навыков в новое пространство. Слабовидящий обучающийся научится: 1. Развитие анализаторов: совершать мелкие точные скоординированные движения с предметами, необходимыми в быту и в учебной деятельности; узнавать и выделять в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей; оценивать удаленность источника звука в свободном пространстве; узнавать предметы окружающего пространства по их характерным запахам; узнавать с помощью нарушенного зрения контуры и силуэты окружающих предметов. 2. Развитие навыков ориентировки в микропространстве: свободно ориентироваться «на себе»; уверенно ориентироваться в микропространстве (на индивидуальном фланелеграфе, на столе, на листе бумаги, в тетради, на доске; ориентироваться в рядах и столбцах; ориентироваться на приборе «ориентир». 3. Формирование предметных и пространственных представлений: узнавать предметы, наполняющие знакомое окружающее пространство; представлять и отражать в макетах пространственное расположение предметов; узнавать предметы и объекты, наполняющие пришкольный участок и определять их пространственное местоположение; зрительно ориентироваться на ближайших к школе улице, на тротуаре, на остановке, в подземном и наземном переходе, в магазине, расположенном рядом со школой. 4. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений: самостоятельно ориентироваться на основе зрительного восприятия в замкнутом пространстве; самостоятельно зрительно ориентироваться в школе и на пришкольном участке; представлять и отражать в макетах и планах пространственные отношения предметов в замкнутом пространстве и пространственные представления по типу «карта-путь»; отражать сформированные топографические представления «карта-обозрение» в форме словесного описания замкнутого и свободного пространства. 5. Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров: занимать правильную позу в положении стоя, сидя за партой, за столом, в кресле; занимать правильную позу при чтении, письме, обследовании предметов на горизонтальной плоскости; занимать правильную позу при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе препятствий; занимать необходимую позу при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста обучающегося; соблюдать позу при выходе и входе в транспортное средство; занимать позу при поиске упавшего предмета. 6. Совместная ориентировка со взрослыми и сверстниками: соблюдать позу при совместном передвижении со сверстником и взрослым; передвигаться совместно со сверстником и (или) взрослым в школе при проходе в двери помещения, при спуске и подъеме по лестнице; передвигаться с сопровождающим в незнакомом свободном пространстве, в том числе, используя трость; обращаться за помощью к педагогическим работникам и сверстникам с сохранным зрением. 7. Обучение пользованию тростью и другими тифлотехническими средствами: подбирать трость; пользоваться тростью; подниматься и спускаться по лестнице с помощью трости; обращаться с тростью в помещениях школы, на пришкольном участке. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА» Для реализации коррекционного курса «Пространственная ориентировка» необходимо следующее оборудование: ● тактильные ориентировочные трости для ориентировки слепых различных модификаций; ● приборы, предназначенные для коррекционной работы по пространственной ориентировке («Графика», «Ориентир»); ● карты по типу «Карта-путь» и «Карта-обозрение»; ● модели и планы школьных помещений; ● картотеки иллюстраций с изображениями предметов; ● наглядные пособия, формирующие представления об объектах, встречающихся в замкнутом и свободном пространстве (модели мебели, транспорта, общественных мест, типовых зданий, различных объектов, наполняющих улицу и др.); ● альбомы для восприятия предметов разной величины, объема и конфигурации, наполняющими пространство; ● альбомы по совместной ориентировке с сопровождающим; ● модели мимики, поз, жестов человека; ● набор ароматов и запахов (специй, продуктов, лекарств, духов и ● картотеки аудиозаписей (наборы звуков и шумов: явлений природы, др.); лесных зверей, домашних животных и птиц, различных видов транспорта, электроприборов, бытовых звуков и шумов, исходящих от людей, их действий и движений); ● пособия для полисенсорного восприятия различных видов поверхностей (тканей, бумаги, природных материалов, листьев различных деревьев и др.