Быть гражданином

1

Пояснительная записка
Одно из важнейших условий снижения роста правонарушений среди обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья – внедрение технологий и методов профилактической
работы, направленной на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Это
предполагает четкое определение целей и задач профилактической деятельности; выбор перечня
скоординированных по содержанию действий, направленных на устранение причин и условий
противоправного поведения несовершеннолетних; содействие в социальной адаптации и
раскрытии внутреннего потенциала личности каждого обучающегося.
Правовое
воспитание
и
правовое
просвещение
рассматривается как
целенаправленное, организованное, систематическое воздействие на личность, формирующее
установки гражданственности и правосознания, навыки соблюдения норм права, мирных способов
разрешения конфликтов. Задачи правового воспитания и правового просвещения заключаются
в
том,
чтобы
донести до
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
требования правовых норм, способствовать тому, чтобы эти требования приобрели для них
личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном
поведении. Результатом правового просвещения и правового воспитания является наличие у
обучающихся правовых компетенций и навыков социального функционирования.
Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 класса с ограниченными
возможностями здоровья «Быть гражданином: мои права, моя ответственность, мой выбор»
направлена на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних с нарушением
зрительного анализатора, развития у них правосознания и правовой культуры в рамках
проводимых внеурочных мероприятий (классные часы, тематические занятия и др.).
Цель: создание благоприятных условий для развития социально значимых установок в
системе ценностных ориентаций обучающихся, основ правовой культуры и законопослушного
поведения.
Задачи программы:
Образовательные.
1. Познакомить детей с историей возникновения права.
2. Формировать и повысить мотивацию к правовому, законопослушному поведению
обучающихся через ряд мероприятий;
3. Провести информационно-просветительскую работу с целью профилактики асоциальных
явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде
здорового образа жизни;
Развивающие.
1. Развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся.
3. Способствовать развитию индивидуальности и самостоятельности.
4. Развивать коммуникативные способности детей, поощрять взаимопомощь среди
воспитанников;
5. Развить уровень правовой культуры вследствие информационно-просветительских
мероприятий.
Воспитательные.
1. Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и
самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм законопослушного поведения;
2. Прививать уважение к одноклассникам, помочь обрести социальный статус, выполнять
определенную роль в классном коллективе;
3. Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить
организации творческих контактов;
4. Оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения, создать и
закрепить позитивные образцы законопослушного поведения.
5.
Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности.
6. Способствовать воспитанию усидчивости, терпения, аккуратности,стремления довести начатое
дело до конца.
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Быть гражданином: Мои права, моя

ответственность, мой выбор» являются:








2

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в
Российской Федерации».
Федерального закона от 24 июня1999 г.
№ 120-ФЗ «Об
основах
системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
(далее—
Федеральный закон № 120-ФЗ) подпункт 5 пункт 1, 2 статья 14.
Национальный проект «Образование» 01.01.2019 - 31.12.2024: «Современная школа», «Успех
каждого ребёнка».
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009
г.
Программа воспитания обучающихся ГБОУ СО «ЕШИ №10.

Программа внеурочной деятельности «Быть гражданином: мои права, моя ответственность,
мой выбор» основывается на принципах:
Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определенный идеал,
особенно это актуально для слабовидящего ребенка, т.к. в большинстве случаев, он чувствует себя
дискомфортно, зачастую его не принимает окружающее общество в силу его физического
отклонения. Поэтому ребенку необходимо показать на примерах людей –инвалидов чего человек
способен добиться в жизни. Это является высшей целью стремлений, деятельности воспитания и
самовоспитания, духовно-нравственного развития личности.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод
нравственного воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений ребенка с
другими людьми и самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим.
Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено
примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить
нравственный опыт слабовидящего ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, побудить в нем
нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы
ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в
жизни. В примерах, демонстрирующих устремленность людей к вершинам
духа,
персонифицируется,
наполняется конкретным жизненным содержанием национальный
воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития слабовидящих
обучающихся имеет пример педагога.
Принцип идентификации (песонификации). Идентификация – устойчивое отожествление себя со
значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает
образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии,
способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на эмоциональнопривлекательные образы людей, неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя
проявили. Персонифицированные идеалы являются действительными средствами нравственного
воспитания слабовидящего ребенка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет
диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными
представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в
воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог
исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и
сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка личностью
собственной системы ценностей, поиска смысла жизни невозможны вне диалогического общения
ребенка со значимым другим. Содержанием этого педагогически организованного общения должно
быть совместное освоение базовых национальных ценностей.
Принцип полисубъективности воспитания. В современных условиях процесс развития и
воспитания личности имеет полисубъективный, многомерно- деятельностный характер. Младший
школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности,
в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и
мировоззренческие установки.

3
Особенности работы в условиях школы-интерната для слабовидящих детей потребовали
учитывать требования к специфике обучения детей с нарушением зрения, а также
психофизиологические особенности слабовидящего ребенка в программу внесено больше времени
на практическую работу, отработку уверенных конструктивных навыков поведения.
А также уделяется особое внимание:
 учету возрастных особенностей
 сочетание индивидуальных и коллективных форм работы
 доступность и наглядность
 включение в активную жизненную позицию
Ведущей линией в правовом просвещении и правовом воспитании подростков с
нарушением зрительного анализатора является обеспечение осознания несовершеннолетним
важности права как регулятора взаимоотношений в обществе, единства прав, свобод,
обязанностей и ответственности, формирование уважительного отношения к закону, закрепление
знаний о правах ребенка, человека и гражданина, механизмах их реализации, а также
формирование компетенций в сфере соблюдения правил поведения в обществе, в конфликтных
ситуациях, развитие навыков толерантного поведения на основе уважения конституционных прав
и свобод других людей.
Педагогическая
целесообразность
программы
заключается
в
том, что
обучающиеся, работая в малой группе, находясь в поиске информации на поставленные
проблемные вопросы, вступая в дискуссию друг с другом, смогут научиться выступать перед
аудиторией, подбирать аргументы для отстаивания своей позиции, уважая позицию другого.
Программа способствует воспитанию у обучающихся с нарушением зрительного анализатора
таких качеств как толерантность, гражданственность, нравственность и др.
Взаимосвязь с программой воспитания.
Правовое воспитание и правовое просвещение рассматривается как целенаправленное,
организованное, систематическое воздействие на личность, формирующее установки
гражданственности и правосознания, навыки соблюдения норм права, мирных способов
разрешения конфликтов. Задачи правового воспитания и правового просвещения заключаются в
том, чтобы донести до обучающихся требования правовых норм, способствовать тому, чтобы эти
требования приобрели для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали
руководством в повседневном поведении. Результатом правового просвещения и правового
воспитания является наличие у обучающихся правовых компетенций и навыков социального
функционирования.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ
«Об
основах системы
профилактики безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних» (далее — Федеральный закон № 120-ФЗ), «органы, осуществляющие
управление в сфере образования, разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных
организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения
несовершеннолетних». Полномочия организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
в части осуществления мер по реализации программ и методик, направленных на формирование
законопослушного поведения несовершеннолетних, определены подпункте 5 пункта 2 статьи 14
Федерального закона № 120-ФЗ.
В целях формирования законопослушного поведения несовершеннолетних предлагается к
реализации примерная программа курса внеурочной деятельности для обучающихся,
воспитанников «Быть гражданином: мои права, моя ответственность, мой выбор» (далее —
программа), направленная на создание благоприятных условий для развития социально значимых
установок в системе ценностных ориентаций обучающихся, основ правовой культуры и
законопослушного поведения.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом программы воспитания ГБОУ
СО «ЕШИ №10». Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие обучающегося. Это проявляется:





4
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
в возможности включения школьников в деятельность, организуемую образовательной
организацией в рамках модуля «Профилактика и безопасность» программы воспитания ГБОУ СО
«ЕШИ №10»;
в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлечённость в
совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на её основе
детсковзрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается
программой воспитания.
Схема проведения занятий:
вводное групповое взаимодействие–интерактивное взаимодействие, выполняющее
задачу вовлечения обучающихся в совместную деятельность, формирования первичного интереса
и первичной тематической включенности;
2.
содержательный блок–описание основных социальнозначимых знаний, подлежащих
освоению обучающимися;
3.
интерактивный блок – практическая деятельность, в ходе выполнения которой
полученные знания и умения закрепляются в поведении;
4.
домашнее задание.

1.

ОСНОВНОЕСОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ«БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ:
МОИ ПРАВА, МОЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, МОЙ ВЫБОР»
Вводное занятие. Тема 1: Правовое воспитание.
Задачи занятия:
определить первичное представление обучающихся о правовой культуре,
правовых идеалов; познакомить учащихся с формами правового воспитания.
Вводная часть. Групповое взаимодействие.
Дискуссия «Что такое правовая культура?»
Содержательный блок:
Знакомство с целями и задачами правового воспитания. Рассмотреть актуальность и
сущность правового воспитания в контексте Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации». Значение правового воспитания в закреплении социально- правовых ценностей в
правосознании личности.
Интерактивный блок:
Дискуссия: «Я имею право на…»
Предложения по работе с родителями:
Ознакомление
родителей
с
тематикой
предлагаемой
программы и
возможными способами их участия в программе.

Тема 2: Общество и государство.
Задачи занятия:
определить первичное представление обучающихся об обществе; определить
функции общества, взаимосвязи общества и правопорядка; уточнить понимание
основ образования государства и власти.
Вводная часть. Групповое взаимодействие.
Дискуссия «Что такое общество?»

5
Содержательный блок:
Теория общественного договора. История возникновения прав и обязанностей человека,
живущего в обществе. Знакомство с целями и задачами программы, тематикой занятий.
Интерактивныйблок:
Упражнение
«Собери
картину».
Упражнение
«Заключение
контракта».
Тематическое анкетирование.
Предложения по работе с родителями: Организация родительского
информирования по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Рассылка информационных материалов правовой направленности.
Тема 3: Человек и гражданин.
Задачи занятия:
Уточнить значение понятия «человек»;
Сформировать представления о волевом контроле поведения как основе законопослушного
поведения;
Объективировать представления о человеке как гражданине своей страны.
Вводная часть. Групповое взаимодействие. Дискуссия
«Чем отличается человек от животного?».
Содержательный блок:
Человек. Социум. Личность. Гражданин. Качества гражданина.
Интерактивный блок:
Упражнение«Я–гражданин».
Предложения по работе с родителями:
Организация
родительского
лектория
на тему
прав и обязанностей
несовершеннолетних. Рассылка информационных материалов правовой направленности.
Тема 4: «Я- гражданин».
Задачи занятия: Формировать ценностные ориентиры, чувство любви к своей Родине,
родному краю, уважение к народам, их культуре и традициям. Воспитывать уважительное
отношение к своей семье. Развивать у обучающихся владение коммуникативной и
творческой деятельностью.
Вводная часть. Групповое взаимодействие.
Дискуссия: «Что мы Родиной зовем?».
Содержательный блок: Рассмотреть роль гражданина в гражданском обществе. Законы и
порядки. Символика нашей страны.
Интерактивный блок:
Проектная деятельность.
Предложения по работе с родителями: помощь и участие в создании проекта совместно с
детьми.
.
Тема 5: Порядок и закон.
Задачи занятия:
уточнить понимание различий между разными видами социальных норм; определить
основные права и обязанности человека и гражданина; сформировать понимание
справедливости как жизненной ценности.
Вводная часть. Групповое взаимодействие.
Дискуссия «Порядок и закон в жизни общества». Упражнение «Подчинение инструкциям».
Содержательный блок:
Правила.
Мораль и моральные
нормы. Права и обязанности
человека.
Конституция Российской Федерации. Справедливость.
Реализация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Наказание. Вина. Умысел. Неосторожность.
Интерактивный блок:

6
Деловая игра «Доклад и дискуссия».
Предложения по работе с родителями:
Организация родительского лектория «Нравственные законы жизни». Рассылка
информационных материалов правовой направленности.
Тема 6: Права человека и гражданина.
Задачи занятия: Формирование у учащихся правовых компетенций, способностей строить
собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод и обязанностей. Способствовать
формированию активной гражданской позиции.
Вводная часть. Групповое взаимодействие.
Дискуссия «Зачем нужно знать свои права?»
Содержательный блок: понимание роли и знания права в жизни человека, общества и
государства. Воспитание гражданской ответственности и дисциплинированности.
Интерактивный блок:
Правовая игра «Права человека и гражданина»
Предложения по работе с родителями: Лекторий для родителей «Роль семьи в развитии
моральных качеств подростка».
Тема 7: Семья. Ценности семьи.
Задачи занятия:
уточнить знания о семье как социальном институте, признаках и функциях семьи, факторах
и инструментах сплочения семьи и формирования семейной идентичности;
осуществить рефлексию и анализ собственной семейной ситуации с целью обнаружения
индивидуального своеобразия как фактора формирования семейной идентичности.
Вводная часть. Групповое взаимодействие.
Упражнение «Семейный словарь». Дискуссия «Что такое семья».
Содержательный блок:
Семья как социальный институт. Семейные традиции и ценности.
Интерактивный блок:
Упражнение «Что такое семья для меня?». Дискуссия «Традиции и ценности».
Упражнение «Традиции семьи. Семейные ценности».
Предложения по работе с родителями:
Участие
родителей
в общешкольном
собрании
«Обязанности
родителей в
воспитании несовершеннолетних детей».
Тема 8: Творческая деятельность с родителями «Семейные ценности».
Задачи занятия: привить уважение, заботу о каждом члене семьи, взаимопонимание,
доверие через проведение совместных выходных дней, праздничных дней, совместного
творчества и т.д.
Вводная часть. Групповое взаимодействие. Определение и ранжирование семейных
ценностей.
Содержательный блок: Творческая мастерская совместно с родителями. Оформление
проектов «Традиции моей семьи».
Интерактивный блок: рефлексия «Чем полезна именно для вас данная встреча?», «Что
является самым важным из того, что вы сегодня узнали?», «А какой же основной секрет
семейной жизни?».
Предложения по работе с родителями:
Участие родителей в общешкольных/ классных мероприятиях на тему
«Традиции моей семьи», «Моя родословная».
Тема 9: «Семейный досуг».
Задачи занятия: формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу
жизни, выявление его преимуществ для личности и общества. Воспитание самообладания,
сильной воли и характера, стремление к самосовершенствованию и борьбе против

7
негативных явлений. Умение работать в команде, развитие лидерских качеств.
Вводная часть. Групповое взаимодействие.
Дискуссия «Значимость проведения совместных мероприятий с детьми.
Содержательный блок:
Внеклассная работа.
Интерактивный блок:
Игра «Веселые старты»
Предложения по работе с родителями: Беседа: «Досуг детей»,
Организация и участие в спортивном празднике «Мама, папа, я– спортивная семья».
Тема 10: «Школа. Права и обязанности ученика».
Задачи занятия:
Оказать содействие формированию чувства принадлежности к школьной среде;
Определить основные права и обязанности обучающегося;
способствовать
развитию
умений
мирного
разрешения
конфликтов в
образовательной среде.
Вводная часть. Групповое взаимодействие.
Дискуссия «Жизнь дома и в школе».
Содержательный блок:
Образование. Право ребенка на образование. Учебный процесс. Внеклассная работа. Права
и ответственность обучающихся. Устав школы. Распорядок школьной жизни.
Правила поведения в школе и классе. Школьная служба примирения.
Интерактивный блок:
Дискуссия «Обязанности и запреты». Упражнение «Разрешаем школьные конфликты».
Предложения по работе с родителями:
Знакомство родителей с процедурой школьной медиации (примирения). Встречи и беседы со
школьным психологом на темы: «Детская агрессивность:
причины и последствия», «Школьный буллинг: как быть?» и т.д.
Тема 11: «Школа будущего».
Задачи занятия:
Определить основные права и обязанности обучающегося;
способствовать
развитию творческого самовыражения. Развитие умения
взаимодействия в группе уважая взгляды других.
Вводная часть. Групповое взаимодействие.
Дискуссия «Школьная жизнь».
Содержательный блок:
Являясь одним из основных институтов социализации личности, школа играет особую роль
в процессе правовой социализации, целенаправленно формируя полноценного члена общества,
способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием
ответственности за свои решения и действия. Обучающиеся предлагают свое видение школьной
жизни, образовании, организации учебного процесса. Внеклассная работа. Права и
ответственность обучающихся. Устав школы. Распорядок школьной жизни.
Правила поведения в школе и классе.
Интерактивный блок:
Проектная деятельность.
Предложения по работе с родителями: помощь и участие в создании проекта совместно с
детьми.
.
Тема 12: Эффективная коммуникация.
Задачи занятия:
уточнить
знания
о конфликтах,
причинах
их возникновения,
разрешения, приемах эффективной коммуникации;

путях

8
способствовать
формированию
умений
эффективного
поведения в
конфликтных ситуациях.
Вводная часть. Групповое взаимодействие.
Упражнение «Матрица конфликта».
Содержательный блок:
Конфликт. Причины конфликтов. Пути выхода из конфликта. Приемы эффективного
разрешения конфликтов.
Интерактивный блок:
Дискуссия «Формула конфликта». Упражнение «Причины конфликтов». Упражнение «Мы
все разные, и это чудесно». Упражнение «Разреши ситуацию эффективно».
Предложения по работе с родителями:
Распространение в чатах
родительских
комитетов
и
групп информации о
возможности получения родителями (законными представителями) правовой, психологической и
консультативной помощи.
Тема 13: Безопасность детства: в зоне особого внимания.
Задачи занятия:
Объективировать в сознании обучающихся понимание угроз, сопутствующих жизни и
развитию современного подростка;
Сформировать основы критичного отношения к событиям, способствующим вовлечению
подростков в различные виды негативной социальной активности; оказать содействие
формированию здорового и безопасного образа жизни
обучающихся.
Вводная часть. Групповое взаимодействие.
Дискуссия «Поговорим о привычках».
Содержательный блок:
Привычка.
Вредные
привычки.
Безопасность.
Зависимость.
Рискованное
поведение.
Фейковая информация. Несанкционированные публичные мероприятия.
Как
не стать
жертвой
преступления.
Беспечность.
Противодействие
манипуляциям.
Интерактивный блок:
Упражнение «Контрманипуляция». Сюжетно-ролевая игра «Я и незнакомец».
Конкурс пиктограмм «Я и здоровый образ жизни».
Предложения по работе с родителями:
Участие родителей в мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни (спортивные
мероприятия, фестивали, конкурсы).
Проведение родительского собрания по противодействию вовлечению несовершеннолетних
в деструктивные организации, в несанкционированные публичные мероприятия, информирование
о телефонах экстренных служб, детском телефоне доверия.
Тема 14: «Мы за ЗОЖ!»
Задачи занятия: формирование у учащихся интереса к здоровому образу жизни.
Вводная часть. Групповое взаимодействие.
Дискуссия: «Формула здоровья»
Содержательный блок: Теоретическое изучение понятия «Здоровый образ жизни».
Актуальность ЗОЖ. Режим труда и отдыха. Физическая активность и закаливание.
Рациональное питание. Психогигиена и психопрофилактика. Создание благополучной для
человека окружающей среды. Отказ от вредных привычек.
Интерактивный блок:
Проектная деятельность «Мы за ЗОЖ!»
Предложения по работе с родителями:
Участие родителей в мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни (спортивные
мероприятия, фестивали, конкурсы).
Тема 15: Родительское собрание

9
Практические тренинги с педагогом- психологом школы.
Профилактическая работа с родителями учащихся (беседы по состоянию полного физического,
психического и социального благополучия обучающихся). Участие родителей в мероприятиях по
пропаганде здорового образа жизни (спортивные мероприятия, фестивали, конкурсы).
Тема 16: Социальная активность, добровольчество (волонтерство).
Задачи занятия:
уточнить
знания о добровольчестве
(волонтерстве)
как о важнейшей
общественной деятельности, о его специфике и формах;
способствовать повышению
самооценки
обучающихся, укреплению
веры
в свои силы;
осуществить
рефлексию
и анализ собственных
желаний,
способностей и
возможностей применительно к добровольческой (волонтерской) деятельности.
Вводная часть. Групповое взаимодействие.
Дискуссия «Причины противоправного поведения и формы альтернативного поведения».
Содержательный блок:
Добровольчество (волонтерство).

Цели

добровольческой

(волонтерской)

работы.

Направления деятельности. Категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке и защите.
Интерактивный блок:
Упражнение «Портрет идеального добровольца (волонтера)».
Дискуссия «Зачем люди становятся добровольцами (волонтерами)?». Упражнение «Я вижу
тебя таким». Упражнение «Человек с такими качествами может…». Упражнение «Благодарю тебя
за…». Участие в волонтерских акциях: «Пушистая неделя добра», «Помоги ближнему своему»,
«Мы помним, мы гордимся!», «Ангел надежды» и др.
Предложения по работе с родителями:
Информирование родителей о социально значимых проектах (мероприятиях), реализуемых
в образовательной организации, и приглашение родителей к участию.
Тема 17: Итоговое занятие.
Анкетирование учащихся. Проектная деятельность в группах. Защита социально значимых
проектов.
Тема 18: Родительское собрание.
Работа с родителями учащихся. Подведение итогов программы. Анкетирование.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ «БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ:
МОИ ПРАВА, МОЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, МОЙ ВЫБОР»
Метапредметные результаты:
умение выделять главное, ставить цели, выбирать оптимальный способ решения творческих
задач, прогнозировать результат;
умение учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать свою позицию;

10
умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную,
общественную и др.;
владение умениями работать с информацией (анализировать и обобщать факты, составлять
простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.),
использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных
носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах;
готовность к сотрудничеству, освоение основ межкультурного взаимодействия в
образовательной организации и социальном окружении.
Личностные результаты:
гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов,
толерантность
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и
человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат правового, гражданского, политического,
социологического знания и приемы анализа для раскрытия сущности, и значения событий и явлений
современности;
умение изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее
социальную значимость и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления деятельности известных
личностей своей страны и человечества в целом.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
«БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ: МОИ ПРАВА, МОЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, МОЙ
ВЫБОР»
№п/
п

Тема занятия

Форма
проведения
занятия

1

Вводное занятие. Правовое
воспитание.

Дискуссия. Исслед 1
овательская
работа.
Дискуссия. Работа 2
в группах.
Тематическое
анкетирование.
Дискуссия.
3
Работа в группах.

2 – 3 Общество и государство.

4 – 6 Человек и гражданин.

Кол
ичес
тво
часо в

ЦОР/ЭОР
Цифровые и электронные
образовательные
ресурсы

https://resh.edu.ru/subject/l
esson/2686/main/

11
7

«Я гражданин».

Проектная
деятельность.
Беседа.
Работа в группах.
Рисование.
Деловая игра
«Доклад и
дискуссия».
Дискуссия.
Исследовательская
работа.

1

8–9

Порядок и закон.

10 - 11

Права человека
игражданина

12 – 13

Семья. Ценности семьи.

Групповая
дискуссия.

2

14

Творческая деятельность с
родителями
«Семейныеценности».
«Семейный досуг».

Творческая
мастерская

1

Спортивный
марафон «Мама,
папа, я- спортивная
семья».

1

16 – 17

Школа. Права и
обязанности ученика.

2

https://78.uralschool.ru/sve
den/document

18

«Школа будущего»

Экскурсия по
школе.
Дискуссия.
Творческая работав
группах.
Проектная
деятельность.

1

https://smotrim.ru/brand/6
7541

19 – 21

Эффективная
коммуникаци
я.

Дискуссия. Работа
в командах.
Проведение
тренингов через
игровую
деятельность.
Работа с
педагогомпсихологом
школы.

3

22 – 23

Безопасность детства:
взоне особого
внимания.

Диспут.
Профилактическая
работа.

2

https://45.mchs.gov.ru/de
yatelnost/rekomendaciidlyanaseleniya/videoroliki/deti
-o-bezopasnosti

24 – 25

«Мы за ЗОЖ!»

Дискуссия.
Проектная
деятельность.

2

https://yandex.ru/video/prev
iew/1784151817446715573
6

15

2

2

https://yandex.ru/video/previ
ew/6001229469469450167

https://yandex.ru/vid
eo/preview/3229513
996245529707

26 – 27

Родительское собрание.

28 – 30

Социальная активность,
добровольчество
(волонтерство).

31 – 33

Итоговое занятие.

34

Родительское собрание.

12
Практические
тренинги с
педагогомпсихологом
школы.
Профилактическая
работа с родителями
учащихся.
Дискуссия, работав
группах Участиев
волонтерских
акциях:
«Пушистая неделя
добра», «Помоги
ближнему своему»,
«Мы
помним, мы
гордимся!» и др.
Беседа.
Анкетирование
учащихся.
Проектная
деятельность,
работа в группах.
Работа с
родителями
учащихся.
Анкетирование.

2

3

https://yandex.ru/video/previe
w/1590198304488782586

3

1

Мониторинг образовательных результатов и творческих достижений обучающихся
осуществляется в следующих формах: коллективное занятие, беседы, диспуты, творческие и
практические задания, игры, участие в волонтерском движении, помощь в самореализации,
выполнение творческих проектов, работа в группе, итоговое занятие.
Прослеживание индивидуально-личностного развития обучающихся осуществляется в
процессе педагогического мониторинга: анализ наблюдений и результаты коллективных
обсуждений, творческое самовыражение, результат проектной деятельности, опросы, инициатива
участия в различных мероприятиях, участие в благотворительных акциях и акциях милосердия,
итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме публичной защиты творческих работ.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Материально-техническое оснащение программы:
Для успешной реализации программы необходимо:
- учебный кабинет, соответствующий санитарным нормам;
- столы и стулья для обучающихся и педагога;
- магнитная доска;
- шкаф, стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
- проектор
Оформление кабинета соответствует профилю и специфике проводимых в нем занятий.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникудимова Е.А. Современные формы проявления девиантного поведения подростков
в аспекте социально-педагогической деятельности// Симбирский научный вестник.— 2015.—
№4(22).—С.14–19.

2. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе.–М.: Гуманит.

13

ВЛАДОС,2003.

3. Безопасная

школа: настольная книга для руководителей и преподавателей
образовательных учреждений / С.В. Алексеев и др.; под общей редакцией С.В.Алексеева,
Т.В.Мельниковой.— СПб.: СПбАППО, 2013.

4. Васягина Н.Н. Делинквентное поведение подростков: феноменология, причины,
возможности профилактики// Вестник практической психологии образования. —2018. —Том15.—
№ 1.—С.12–17.

5. Девиантное поведение детей и подростков в современных социокультурных условиях:
учебное пособие/В.В. Семикини др. —Электронные текстовые данные. — СПб.: Российский
государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, 2013.
6. КлименкоИ.С. Деловые игры, имитационные упражнения, кейсы: учебник/
И.С.Клименко.—М.:«КДУ»,«Добросвет»,2019.

7. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и
высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,1999.

8. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция
отклонений.—М.:ТЦСфера, 2006.

9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений
В.
А.
Сластенин,
И. Ф.
Исаев,
М.:Издательский центр"Академия", 2002.

Е.

Н.

/
Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина.–

10. Сборник программ по профилактике асоциальных явлений (по итогам областного
конкурса среди образовательных учреждений Челябинской области) /Министерство образованияи
науки Челябинской области, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации
работников образования/отв.ред.И.В.Анфалова.–Челябинск: ЧИППКРО,2014.
11. Тхакохов,

А.

А.

О

проблеме

правового

воспитания

подростков

/А.А.Тхакохов– Текст: непосредственный // Молодой ученый.–2014.– №3 (62).
–С.685-686.

12. ЯмбургЕ.А. Педагогический декамерон.–М.:Дрофа,2008.
ПОЛЕЗНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Раздел «Методические материалы» официального сайта ФГБУ «Центр защиты прав
и интересов детей». Режим доступа: https://fcprc.ru/methodical-materials/.

1.

Раздел «Твое право» официального сайта ФГБУ «Центр защиты прав и интересов
детей». Режим доступа: https://fcprc.ru/tvoyo-pravo/

2.

3.
Программа «Роспатриот» Федерального агентства
(Росмолодежь).
Режим
доступа:
https://fadm.gov.ru/activity/scope/2,https://rospatriotcentr.ru/.

по

делам

молодежи

Направления «Гражданская активность» и «Военно-патриотическое направление»
Российского движения школьников. Режим доступа: https://рдш.рф/activity/directions.

4.

Нормативно-правовая база социальной поддержки детей с девиантным поведением.–
Нюансы современной педагогики. Режим доступа: http://www.edutarget.ru/sonics—462–1.html.

5.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».