Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат № 10,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
ПРИНЯТО
решением методического объединения
учителей естественнонаучного цикла
Протокол №1 от 26.08.2024 г.
СОГЛАСОВАНО
с зам. директора по УВР
27.08. 2024 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Химия»
для основного общего образования
Срок освоения программы: 2 года (9-10 классы)
Екатеринбург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Химия» на уровне основного общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования,
представленных
в
ФГОС
образовательной
программы
ООО,
Федеральной
основного
общего
адаптированной
образования
для
слабовидящих обучающихся (вариант 4.2 ФАОП ООО), а также на основе
федеральной рабочей программы воспитания и с учётом концепции
преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях
Российской Федерации.
Программа по химии даёт представление о целях, общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного
предмета,
устанавливает
обязательное
предметное
содержание,
предусматривает распределение его по классам и структурирование по
разделам и темам программы по химии, определяет количественные и
качественные характеристики содержания, определяет возможности предмета
для реализации требований к результатам освоения основной образовательной
программы на уровне основного общего образования, а также требований к
результатам обучения химии на уровне целей изучения предмета и основных
видов учебно-познавательной деятельности обучающегося по освоению
учебного содержания.
Освоение содержания курса происходит с привлечением знаний из ранее
изученных курсов: «Окружающий мир», «Биология» и «Физика».
В системе общего образования «Химия» признана обязательным
учебным предметом, который входит в состав предметной области
«Естественнонаучные предметы».
Учебным планом (вариант 2 АООП ООО) на изучение учебного
предмета «Химия» отведено 136 учебных часов — по 2 часа в неделю в 9 и 10
классах соответственно.
Коррекционно-развивающий потенциал учебного предмета «Химия»
обеспечивает возможности для преодоления обучающимися следующих
специфических трудностей, обусловленных слабовидением:
•
отсутствие
у
подавляющего
большинства
обучающихся
возможности выявлять признаки химических объектов, устанавливать
результаты и особенности протекания химических процессов с помощью
зрения;
•
сложность установления причинно-следственных связей между
объектами и явлениями, замедленность и нечеткость их опознания;
•
отсутствие возможности подкрепления получаемых химических
знаний с помощью зрительных образов.
Преодоление указанных трудностей должно осуществляться на каждом
уроке учителем в процессе специально организованной коррекционной
работы.
Коррекционные задачи:
•
Развитие зрительного, зрительно-осязательного и слухового
восприятия.
•
Развитие произвольного внимания.
•
Развитие памяти.
•
Развитие и коррекция мыслительных операций.
•
Преодоление вербализма знаний.
•
Развитие монологической речи.
•
Обогащение активного и пассивного словаря, формирование
новых понятий.
•
Формирование навыков зрительного, зрительно-осязательного и
слухового анализа.
•
Обучение правилам записи формул и специальных знаков.
•
Обучение технике преобразования формул и выражений.
•
Формирование навыков осязательно-зрительного обследования и
восприятия цветных или черно-белых (контрастных) рельефных изображений
(иллюстраций, таблиц, схем, макетов, чертежных рисунков, графиков и т.п.).
•
Формирование
специальных
приемов
обследования
и
изображения изучаемых объектов.
•
Формирование, уточнение или коррекция представлений о
предметах и процессах окружающей действительности.
•
Развитие
и
коррекция
умения
устанавливать
причинно-
следственные связи.
•
Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
•
Формирование умений и навыков безопасного обращения с
веществами в условиях слабовидения.
•
Совершенствование
умения
зрительной
ориентировки
в
микропространстве.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
Личностные результаты
Личностные
результаты
освоения
учебного
предмета
«Химия»
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и
социализации обучающихся.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в
части:
Патриотического
отечественному
воспитания:
культурному,
ценностного
историческому
и
отношения
научному
к
наследию,
понимания значения химической науки в жизни современного общества,
способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и
открытиях мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных
знаниях об устройстве мира и общества.
Гражданского воспитания: представления о социальных нормах и
правилах межличностных отношений в коллективе, коммуникативной
компетентности
в
общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности; готовности к разнообразной
совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач,
выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов,
стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих
товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков.
Ценности научного познания:
•
мировоззренческих представлений о веществе и химической
реакции, соответствующих современному уровню развития науки и
составляющих основу для понимания сущности научной картины мира;
представлений
об
основных
закономерностях
развития
природы,
взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих
закономерностей;
•
познавательных мотивов, направленных на получение новых
знаний по химии, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и
явлений;
•
познавательной, информационной и читательской культуры, в том
числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
литературой,
доступными
техническими
средствами
информационных
технологий;
•
и
интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности
способности
к
самообразованию,
проектной
и
исследовательской
деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в
дальнейшем;
Формирования
культуры
здоровья:
осознания
ценности
жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ
жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления
алкоголя,
наркотиков,
курения),
необходимости
соблюдения
правил
безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной
жизни;
Трудового воспитания: интереса к практическому изучению профессий
и труда различного рода, уважение к труду и результатам трудовой
деятельности, в том числе на основе применения предметных знаний по
химии, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения
образования с учётом личностных интересов и способности к химии,
общественных интересов и потребностей; успешной профессиональной
деятельности и развития необходимых умений; готовность адаптироваться в
профессиональной среде;
Экологического воспитания:
•
экологически
целесообразного
отношения
к
природе
как
источнику жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности
здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к
собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности
соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также
в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
•
способности применять знания, получаемые при изучении химии,
для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения
уровня
экологической
культуры,
осознания
глобального
характера
экологических проблем и путей их решения посредством методов химии;
•
экологического мышления, умения руководствоваться им в
познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Специальные личностные результаты:
•
умение
сопоставлять
зрительные
впечатления
с
учетом
полученных знаний об особенностях своего зрительного восприятия, на
основании сформированных представлений о предметах и явлениях
окружающей действительности;
•
сформированность мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
•
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно-пространственной организации.
Метапредметные результаты
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для
формирования мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип,
гипотеза, факт, система, процесс, эксперимент и др.), которые используются в
естественно-научных учебных предметах и позволяют на основе знаний из
этих предметов формировать представление о целостной научной картине
мира,
и
универсальные
учебные
действия
(познавательные,
коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование
готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Химия»
отражают овладение универсальными познавательными действиями, в том
числе:
Базовыми логическими действиями:
•
умением использовать приёмы логического мышления при
освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их
характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями),
использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений; выбирать
основания и критерии для классификации химических веществ и химических
реакций; устанавливать причинно-следственные связи между объектами
изучения; строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по
аналогии); делать выводы и заключения;
•
умением применять в процессе познания понятия (предметные и
метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии,
преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления —
химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение
химической реакции — при решении учебно-познавательных задач; с учётом
этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные
признаки изучаемых объектов — химических веществ и химических реакций;
выявлять
общие
закономерности,
причинно-следственные
связи
и
противоречия в изучаемых процессах и явлениях; предлагать критерии для
выявления этих закономерностей и противоречий; самостоятельно выбирать
способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев);
Базовыми исследовательскими действиями:
•
умением
использовать
поставленные
вопросы
в
качестве
инструмента познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы
по проверке правильности высказываемых суждений;
•
приобретение опыта по планированию, организации и проведению
ученических
экспериментов:
умение
наблюдать
за
ходом
процесса,
самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и
выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт
о проделанной работе;
Работой с информацией:
•
умением
выбирать,
анализировать
и
интерпретировать
информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных
источников
справочные
(научно-популярная
пособия,
ресурсы
литература
Интернета);
противоречивую и недостоверную информацию;
химического
критически
содержания,
оценивать
•
отборе
умением применять различные методы и запросы при поиске и
информации
выполнения
и
учебных
приобретение
соответствующих
и
опыта
познавательных
в
области
данных,
задач
необходимых
определённого
использования
для
типа;
информационно-
коммуникативных технологий, овладение культурой активного использования
различных поисковых систем; самостоятельно выбирать оптимальную форму
представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, другими формами графики и их комбинациями;
•
умением использовать и анализировать в процессе учебной и
исследовательской деятельности информацию о влиянии промышленности,
сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей природной
среды;
Универсальными коммуникативными действиями:
•
умением задавать вопросы (в ходе диалога и/или дискуссии) по
существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно
выполнения предложенной задачи;
•
приобретение
опыта
презентации
результатов
выполнения
химического эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по
исследованию свойств веществ, учебного проекта);
•
заинтересованность
познавательной
и
в
совместной
исследовательской
со
сверстниками
деятельности
при
решении
возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согласования
позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация
совместных
действий,
определение
критериев
по
оценке
качества
выполненной работы и др.);
Универсальными регулятивными действиями:
•
умением
планировать,
самостоятельно
осуществлять,
определять
контролировать
и
цели
при
деятельности,
необходимости
корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или
корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с
учётом получения новых знаний об изучаемых объектах — веществах и
реакциях; оценивать соответствие полученного результата заявленной цели;
•
умением использовать и анализировать контексты, предлагаемые
в условии заданий.
Специальные метапредметные результаты:
•
умение использовать сохранные анализаторы в различных видах
деятельности (учебно-познавательной, ориентировочной, трудовой);
•
применять
зрительно-осязательный
способ
обследования
и
восприятия;
•
умение пользоваться современными средствами коммуникации,
тифлотехническими средствами, применяемыми в учебном процессе;
•
умение планировать предметно-практические действия с учетом
имеющегося зрительного диагноза в соответствии с поставленной задачей;
•
умение проявлять в коммуникативной деятельности, адекватные
ситуации, невербальные формы общения;
•
умение вести самостоятельный поиск информации;
•
способность
к
преобразованию,
сохранению
и
передаче
информации, полученной в результате чтения или аудирования;
•
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы
речевого этикета, адекватно использовать жесты и мимику;
•
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания,
языкового оформления;
•
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
исправлять их;
•
умение планировать, контролировать и оценивать учебные
действия с учетом, имеющегося зрительного диагноза в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации.
Предметные результаты
9 класс
•
раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула,
химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная
и неоднородная), валентность, относительная атомная и молекулярная масса,
количество вещества, моль, молярная масса, массовая доля химического элемента в соединении, молярный объём, оксид, кислота, основание, соль,
электроотрицательность,
степень
окисления,
химическая
реакция,
классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции
замещения, реакции об- мена, экзо- и эндотермические реакции; тепловой
эффект реакции; ядро атома, электронный слой атома, атомная орбиталь,
радиус атома, химическая связь, полярная и неполярная ковалентная связь,
ионная связь, ион, катион, анион, раствор, массовая доля вещества
(процентная концентрация) в растворе;
•
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см.
п. 1) и применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
•
использовать химическую символику для составления формул
веществ и уравнений химических реакций;
•
определять
валентность
атомов
элементов
в
бинарных
соединениях; степень окисления элементов в бинарных соединениях;
принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам;
вид химической связи (ковалентная и ионная) в неорганических соединениях;
•
раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева:
демонстрировать понимание периодической зависимости свойств химических
элементов от их положения в Периодической системе; законов сохранения
массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярного учения, закона
Авогадро; описывать и характеризовать табличную форму Периодической
системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (Агруппа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды;
соотносить обозначения, которые имеются в таблице «Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева» с числовыми характеристиками
строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число
электронов и распределение их по электронным слоям);
•
классифицировать
химические
элементы;
неорганические
вещества; химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции
веществ, по тепловому эффекту);
•
характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ
различных классов, подтверждая описание примерами молекулярных
уравнений соответствующих химических реакций;
•
прогнозировать
свойства
веществ
в
зависимости
от
их
качественного состава; возможности протекания химических превращений в
различных условиях;
•
вычислять относительную молекулярную и молярную массы
веществ; массовую долю химического элемента по формуле соединения;
массовую долю вещества в растворе; проводить расчёты по уравнению
химической реакции;
•
применять основные операции мыслительной деятельности —
анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию,
выявление причинно-следственных связей — для изучения свойств веществ и
химических реакций; естественно-научные методы познания — наблюдение,
измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный);
•
следовать
правилам
пользования
химической
посудой
и
лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в
соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических
опытов по получению и собиранию газообразных веществ (водорода и
кислорода), приготовлению растворов с определённой массовой долей
растворённого вещества; планировать и проводить химические эксперименты
по распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов
(лакмус, фенолфталеин, метилоранж и др.).
10 класс
•
раскрывать смысл основных химических понятий: химический
элемент, атом, молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное
вещество,
валентность,
электроотрицательность,
степень
окисления,
химическая реакция, химическая связь, тепловой эффект реакции, моль,
молярный объём, раствор; электролиты, неэлектролиты, электролитическая
диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор, химическое равновесие,
обратимые и необратимые реакции, окислитель- но-восстановительные
реакции,
окислитель,
аллотропия,
восстановитель,
амфотерность,
окисление
химическая
связь
и
восстановление,
(ковалентная,
ионная,
металлическая), кристаллическая решётка, коррозия металлов, сплавы;
скорость химической реакции, предельно допустимая концентрация (ПДК)
вещества;
•
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см.
п. 1) и применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
•
использовать химическую символику для составления формул
веществ и уравнений химических реакций;
•
определять
валентность
и
степень
окисления
химических
элементов в соединениях различного состава; принадлежность веществ к
определённому классу соединений по формулам; вид химической связи
(ковалентная, ионная, металлическая) в неорганических соединениях; заряд
иона по химической формуле; характер среды в водных растворах
неорганических соединений, тип кристаллической решётки конкретного
вещества;
•
раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и
демонстрировать его понимание: описывать и характеризовать табличную
форму Периодической системы химических элементов: различать понятия
«главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и
большие
периоды;
соотносить
обозначения,
которые
имеются
в
периодической таблице, с числовыми характеристиками строения атомов
химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и
распределение их по электронным слоям); объяснять общие закономерности в
изменении свойств элементов и их соединений в пределах малых периодов и
главных под- групп с учётом строения их атомов;
•
классифицировать
химические
элементы;
неорганические
вещества; химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции
веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления
химических элементов);
•
характеризовать (описывать) общие и специфические химические
свойства простых и сложных веществ, подтверждая описание примерами
молекулярных и ионных уравнений соответствующих химических реакций;
•
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот,
щелочей и солей; полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена;
уравнения реакций, подтверждающих существование генетической связи
между веществами различных классов;
•
раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций
посредством составления электронного баланса этих реакций;
•
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения;
возможности протекания химических превращений в различных условиях;
•
вычислять относительную молекулярную и молярную массы
веществ; массовую долю химического элемента по формуле соединения;
массовую долю вещества в растворе; проводить расчёты по уравнению
химической реакции;
•
следовать
правилам
пользования
химической
посудой
и
лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в
соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических
опытов по получению и собиранию газообразных веществ (аммиака и
углекислого газа);
•
проводить реакции,
подтверждающие
качественный состав
различных веществ: распознавать опытным путём хлорид- бромид-, иодид-,
карбонат-, фосфат-, силикат-, сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и
ионы
изученных
металлов,
присутствующие
в
водных
растворах
неорганических веществ;
•
применять основные операции мыслительной деятельности —
анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявление
причинно-следственных связей — для изучения свойств веществ и
химических реакций; естественно-научные методы познания — наблюдение,
измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).
Специальные результаты:
•
владение правилами записи формул и специальных знаков;
•
владение техникой преобразования формул и выражений;
•
владение зрительно-осязательным способом обследования и
восприятия цветных или черно-белых (контрастных) рельефных изображений
(иллюстраций, таблиц, схем, макетов, чертежных рисунков, графиков и т.п
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 класс
Первоначальные химические понятия.
Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Тела и вещества.
Физические свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. Понятие о
методах познания в химии. Химия в системе наук. Чистые вещества и смеси.
Способы разделения смесей.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических
элементов. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение.
Химическая формула. Валентность атомов химических эле ментов.
Закон
постоянства
состава
веществ.
Относительная
атомная
масса.
Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в
соединении.
Физические и химические явления. Химическая реакция и ее признаки.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация
химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена).
Химический эксперимент: знакомство с химической посудой, с
правилами работы в лаборатории и приемами обращения с лабораторным
оборудованием; изучение
и описание
физических свойств образцов
неорганических веществ; наблюдение физических (плавление воска, таяние
льда, растирание сахара в ступке, кипение и конденсация воды) и химических
(горение свечи, прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с
кислотой)
явлений,
наблюдение
и
описание
признаков
протекания
химических реакций (разложение сахара, взаимодействие серной кис- лоты с
хлоридом
бария,
разложение
гидроксида
меди(II)
при
нагревании,
взаимодействие железа с раствором соли меди(II)); изучение способов
разделения смесей (с помощью магнита, фильтрование, выпаривание,
дистилляция,
хроматография),
проведение
очистки
поваренной
соли;
наблюдение и описание результатов проведения опыта, иллюстрирующего
закон сохранения массы; создание моделей молекул (шаростержневых).
Важнейшие представители неорганических веществ.
Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Кислород — элемент и простое
вещество. Нахождение кислорода в природе, физические и химические
свойства (реакции горения). Оксиды. Применение кислорода. Способы
получения кислорода в лаборатории и промышленности. Круговорот
кислорода в природе. Озон — аллотропная модификация кислорода.
Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения,
экзо- и эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение
воздуха, усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя.
Водород — элемент и простое вещество. Нахождение водорода в
природе, физические и химические свойства, применение, способы получения.
Кислоты и соли.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро.
Молярный объем газов. Расчеты по химическим уравнениям.
Физические
свойства
воды.
Вода как растворитель.
Растворы.
Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.
Массовая доля вещества в растворе. Химические свойства воды. Основания.
Роль растворов в природе и в жизни человека. Круговорот воды в природе.
Загрязнение природных вод. Охрана и очистка природных вод.
Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация
оксидов:
солеобразующие
(основные,
кислотные,
амфотерные)
и
несолеобразующие. Номенклатура оксидов (международная и тривиальная).
Физические и химические свойства оксидов. Получение оксидов.
Основания. Классификация оснований: щелочи и нерастворимые
основания. Номенклатура оснований (международная и тривиальная).
Физические и химические свойства оснований. Получение оснований.
Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот (международная
и тривиальная). Физические и химические свойства кислот. Ряд активности
металлов Н. Н. Бекетова. По лучение кислот.
Соли. Номенклатура солей (международная и тривиальная).
Физические и химические свойства солей. Получение солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Химический эксперимент: качественное определение содержания
кислорода в воздухе; получение, собирание, распознавание и изучение свойств
кислорода; наблюдение взаимодействия веществ с кислородом и условия
возникновения и прекращения горения (пожара); ознакомление с образцами
оксидов и описание их свойств; получение, собирание, распознавание и
изучение свойств водорода (горение); взаимодействие водорода с оксидом
меди(II) (возможно использование видеоматериалов); наблюдение образцов
веществ количеством 1 моль; исследование особенностей растворения
веществ
с
различной
растворимостью;
приготовление
растворов
с
определенной массовой долей растворенного вещества; взаимодействие воды
с
металлами
(натрием
и
кальцием)
(возможно
использование
видеоматериалов); определение растворов кислот и щелочей с помощью
индикаторов; исследование образцов неорганических веществ раз- личных
классов; наблюдение изменения окраски индикаторов в растворах кислот и
щелочей; изучение взаимодействия окси- да меди(II) с раствором серной
кислоты,
кислот
с
металлами,
реакций
нейтрализации;
получение
нерастворимых оснований, вытеснение одного металла другим из раствора
соли; решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы
неорганических соединений».
Периодический закон и Периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь.
Окислительно-восстановительные реакции.
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о
группах сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы,
галогены, инертные газы). Элементы, которые образуют амфотерные оксиды
и гидроксиды.
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д.
И. Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической
системы химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы.
Физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение
электронных
оболочек
атомов
первых
20
химических
элементов
Периодической системы Д. И. Менделеева. Характеристика химического
элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов,
металлических и неметаллических свойств по группам и периодам. Значение
Периодического закона и Периодической системы химических элементов для
развития науки и практики. Д. И. Менделеев — ученый и гражданин.
Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная) связь.
Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь.
Степень
окисления.
Окислительно-восстановительные
реакции.
Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители.
Химический эксперимент: изучение образцов веществ металлов и
неметаллов; взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и
щелочей; проведение опытов, иллюстрирующих примеры окислительновосстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения).
Межпредметные связи.
Реализация межпредметных связей при изучении химии осуществляется
через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий,
являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного
цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, теория,
закон,
анализ,
синтез,
классификация,
периодичность,
наблюдение,
эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид,
изотопы, радиоактивность, молекула, электрический заряд, вещество, тело,
объем, агрегатное состояние вещества, газ, физические величины, единицы
измерения, космос, планеты, звезды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.
География:
атмосфера,
гидросфера,
минералы,
горные
породы,
полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы.
10 класс
Вещество и химическая реакция.
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д.
И. Менделеева. Строение атомов. Закономерности в изменении свойств
химических элементов первых трех периодов, калия, кальция и их соединений
в соответствии с положением элементов в Периодической системе и
строением их атомов.
Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических
решеток, зависимость свойств вещества от типа кристаллической решетки и
вида химической связи.
Классификация
и
номенклатура
неорганических
веществ
(международная и тривиальная). Химические свойства веществ, относящихся
к различным классам неорганических соединений, генетическая связь
неорганических веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (по числу
и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по
изменению степеней окисления химических элементов, по обратимости, по
участию катализатора). Экзо- и эндотермические реакции, термохимические
уравнения.
Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и
необратимых химических реакциях. Понятие о гомогенных и гетерогенных
реакциях. Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие на
скорость химической реакции и положение химического равновесия.
Окислительно-восстановительные
окислительно-восстановительной
окислительно-восстановительных
реакции,
реакции.
реакций
электронный
Составление
с
баланс
уравнений
использованием
метода
электронного баланса.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты.
Катионы, анионы. Механизм диссоциации веществ с различными видами
химической связи. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена,
полные и сокращенные ионные уравнения реакций. Свойства кислот,
оснований и солей в свете представлений об электролитической диссоциации.
Качественные реакции на ионы. Понятие о гидролизе солей.
Химический эксперимент: ознакомление с моделями кристаллических
решеток неорганических веществ — металлов и неметаллов (графита и
алмаза), сложных веществ (хлорида натрия); исследование зависимости
скорости
химической
реакции
от
воздействия
различных факторов;
исследование электропроводности растворов веществ, процесса диссоциации
кислот, щелочей и солей (возможно использование видеоматериалов);
проведение опытов, иллюстрирующих признаки протекания реакций ионного
обмена (образование осадка, выделение газа, образование воды); опытов,
иллюстрирующих
примеры
окислительно-восстановительных
реакций
(горение, реакции разложения, соединения); распознавание неорганических
веществ
с
помощью
качественных
реакций
на
ионы;
решение
экспериментальных задач.
Неметаллы и их соединения.
Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления. Строение и физические свойства простых
веществ
—
галогенов.
Химические
свойства
на
примере
хлора
(взаимодействие с металлами, неметаллами, щелочами). Хлороводород.
Соляная кислота, химические свойства, получение, применение. Действие
хлора и хлороводорода на организм человека. Важнейшие хлориды и их
нахождение в природе.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения
атомов, характерные степени окисления.
Строение и физические свойства простых веществ — кислорода и серы.
Аллотропные модификации кислорода и серы. Химические свойства серы.
Сероводород, строение, физические и химические свойства. Оксиды серы как
представители кислотных оксидов. Серная кислота, физические и химические
свойства (общие как представителя класса кислот и специфические).
Химические реакции, лежащие в основе промышленного способа получения
серной кислоты. Применение. Соли серной кислоты, качественная реакция на
сульфат-ион. Нахождение серы и ее соединений в природе. Химическое
загрязнение окружающей среды соединениями серы (кислотные дожди,
загрязнение воздуха и водоемов), способы его предотвращения.
Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения
атомов, характерные степени окисления.
Азот, распространение в природе, физические и химические свойства.
Круговорот азота в природе. Аммиак, его физические и химические свойства,
получение и применение. Соли аммония, их физические и химические
свойства, применение. Качественная реакция на ионы аммония. Азотная
кислота, ее получение, физические и химические свойства (общие как
представителя класса кислот и специфические). Использование нитратов и
солей аммония в качестве минеральных удобрений. Химическое загрязнение
окружающей среды соединениями азота (кислотные дожди, загрязнение
воздуха, почвы и водоемов).
Фосфор, аллотропные модификации фосфора, физические и химические
свойства. Оксид фосфора(V) и фосфорная кислота, физические и химические
свойства, получение. Использование фосфатов в качестве минеральных
удобрений.
Общая характеристика элементов IVА-группы. Особенности строения
атомов, характерные степени окисления.
Углерод, аллотропные модификации, распространение в природе,
физические и химические свойства. Адсорбция. Круговорот углерода в
природе. Оксиды углерода, их физические и химические свойства, действие на
живые организмы, получение и применение. Экологические проблемы,
связанные с оксидом углерода (IV); гипотеза глобального потепления климата;
парниковый эффект. Угольная кислота и ее соли, их физические и химические
свойства, получение и применение. Качественная реакция на карбонат-ионы.
Использование карбонатов в быту, медицине, промышленности и сельском
хозяйстве.
Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях
углерода (метан, этан, этилен, ацетилен, этанол, глицерин, уксусная кислота).
Их состав и химическое строение. Понятие о биологически важных
веществах: жирах, белках, углеводах — и их роли в жизни человека.
Материальное единство органических и неорганических соединений.
Кремний, его физические и химические свойства, получение и
применение. Соединения кремния в природе. Общие представления об оксиде
кремния (IV) и кремниевой кислоте. Силикаты, их использование в быту,
медицине,
промышленности.
Важнейшие
строительные
материалы:
керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы безопасного
использования строительных материалов в повседневной жизни.
Химический эксперимент: изучение образцов неорганических веществ,
свойств соляной кислоты; проведение качественных реакций на хлорид-ионы
и наблюдение признаков их протекания; опыты, отражающие физические и
химические свойства галогенов и их соединений (возможно использование
видеоматериалов); ознакомление с образцами хлоридов (галогенидов);
ознакомление с образцами серы и ее соединениями (возможно использование
видеоматериалов); наблюдение процесса обугливания сахара под действием
концентрированной
серной
кислоты;
изучение
химических
свойств
разбавленной серной кислоты, проведение качественной реакции на сульфатион и наблюдение признака ее протекания; ознакомление с физическими
свойствами азота, фосфора и их соединений (возможно использование
видеоматериалов), образцами азотных и фосфорных удобрений; получение,
собирание,
распознавание
и изучение
свойств аммиака; проведение
качественных реакций на ион аммония и фосфат-ион и изучение признаков их
протекания, взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью
(возможно
использование
видеоматериалов);
изучение
моделей
кристаллических решеток алмаза, графита, фуллерена; ознакомление с
процессом адсорбции растворенных веществ активированным углем и
устройством противогаза; получение, собирание, распознавание и изучение
свойств углекислого газа; проведение качественных реакций на карбонат- и
силикат-ионы и изучение признаков их протекания; ознакомление с
продукцией силикатной промышленности; решение экспериментальных задач
по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения».
Металлы и их соединения.
Общая характеристика химических элементов — металлов на основании
их положения в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева и строения атомов. Строение металлов. Металлическая связь и
металлическая
кристаллическая
решетка.
Электрохимический
ряд
напряжений метал лов. Физические и химические свойства металлов. Общие
способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов, основные
способы защиты их от коррозии. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза)
и их применение в быту и промышленности.
Щелочные металлы: положение в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева; строение их атомов; нахождение в природе.
Физические и химические свойства (на примере натрия и калия). Оксиды и
гидроксиды натрия и калия. Применение щелочных металлов и их
соединений.
Щелочноземельные
металлы
магний
и
кальций:
положение
в
Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; строение их
атомов; нахождение в природе. Физические и химические свойства магния и
кальция. Важнейшие соединения кальция (оксид, гидроксид, соли). Жесткость
воды и способы ее устранения.
Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и
химические свойства алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида
алюминия.
Железо: положение в Периодической системе химических элементов Д.
И. Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и
химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа
(III), их состав, свойства и получение.
Химический эксперимент: ознакомление с образцами металллов и
сплавов, их физическими свойствами; изучение результатов коррозии
металлов
(возможно
использование
видеоматериалов),
особенностей
взаимодействия оксида кальция и натрия с водой (возможно использование
видеоматериалов); исследование свойств жесткой воды; процесса горения
железа в кислороде (возможно использование видеоматериалов); признаков
протекания качественных реакций на ионы (магния, кальция, алюминия,
цинка, железа(II) и железа(III), меди(II)); наблюдение и описание процессов
окрашивания пламени ионами натрия, калия и кальция (возможно
использование
видеоматериалов);
исследование
амфотерных
свойств
гидроксида алюминия и гидроксида цинка; решение экспериментальных задач
по теме «Важнейшие металлы и их соединения».
Химия и окружающая среда.
Новые материалы и технологии. Вещества и материалы в повседневной
жизни человека. Химия и здоровье. Безопасное использование веществ и
химических реакций в быту. Первая помощь при химических ожогах и
отравлениях. Основы экологической грамотности. Химическое загрязнение
окружающей среды (предельная допустимая концентрация веществ — ПДК).
Роль химии в решении экологических проблем.
Природные источники углеводородов (уголь, природный газ, нефть),
продукты их переработки, их роль в быту и промышленности.
Химический эксперимент: изучение образцов материалов (стекло,
сплавы металлов, полимерные материалы).
Межпредметные связи.
Реализация межпредметных связей при изучении химии осуществляется
через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий,
являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного
цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон,
теория,
анализ,
синтез,
классификация,
периодичность,
наблюдение,
эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление, парниковый
эффект, технология, материалы. Физика: материя, атом, электрон, протон,
нейтрон, ион, нуклид, изотопы, радиоактивность, молекула, электрический
заряд, проводники, полупроводники, диэлектрики, фотоэлемент, вещество,
тело, объем, агрегатное состояние вещества, газ, раствор, растворимость,
кристаллическая решетка, сплавы, физические величины, единицы измерения,
космическое пространство, планеты, звезды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минеральные
удобрения, микроэлементы, макроэлементы, пита тельные вещества.
География:
атмосфера,
гидросфера,
минералы,
полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы.
горные
породы,
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов Количество часов
и тем программы
Всего КР
ПР
Воспитательный потенциал темы
Раздел 1. Первоначальные химические понятия
•
1.1
Химия — важная область
естествознания и
практической
деятельности человека
5
2
•
•
1.2
Вещества и химические
реакции
Итого по разделу
15
1
интерес к обучению и познанию, любознательности, готовности и
способности к самообразованию, проектной и исследовательской
деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения
в дальнейшем;
готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов,
создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и
взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;
умение применять в процессе познания понятия
(предметные и
метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в
химии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные
представления — химический знак (символ элемента), химическая
формула и уравнение химической реакции — при решении учебнопознавательных задач;
20
Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ
• приобретение опыта по планированию, организации и проведению
ученических экспериментов: умение наблюдать за ходом процесса,
Воздух. Кислород.
2.1
6
самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения
Понятие об оксидах
и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять
отчёт о проделанной работе;
•
2.2
Водород. Понятие о
кислотах и солях
8
приобретение опыта по планированию, организации и проведению
ученических экспериментов: умение наблюдать за ходом процесса,
самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения
и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять
отчёт о проделанной работе;
1
2.3
Вода. Растворы. Понятие
об основаниях
5
1
1
2.4
Основные классы
неорганических
соединений
11
1
1
Итого по разделу
•
умение применять в процессе познания понятия (предметные и
метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в
химии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные
представления — химический знак (символ элемента), химическая
формула и уравнение химической реакции — при решении учебнопознавательных задач;
умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента
познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по
проверке правильности высказываемых суждений;
30
Раздел 3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов.
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции
• познавательная, информационная и читательская культуры, в том числе
навыки самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
Периодический закон и
литературой, доступными техническими средствами информационных
Периодическая система
технологий; интерес к практическому изучению профессий и труда
3.1
химических элементов Д.
7
различного рода, уважение к труду и результатам трудовой деятельности,
И. Менделеева. Строение
в том числе на основе применения предметных знаний по химии;
атома
•
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому
и научному наследию;
• умение применять в процессе познания понятия
(предметные и
Химическая связь.
метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в
3.2
8
2
Окислительнохимии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные
представления — химический знак (символ элемента), химическая
восстановительные
реакции
формула и уравнение химической реакции — при решении учебнопознавательных задач;
Итого по разделу
15
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
3
68
5
5
10 КЛАСС
№
п/п
Воспитательный потенциал темы
Наименование разделов Количество часов
и тем программы
Всего КР
ПР
Раздел 1. Вещество и химические реакции
•
1.1
Повторение и углубление
знаний основных
разделов курса 9 класса
5
1
•
•
1.2
Основные
закономерности
химических реакций
4
интерес к обучению и познанию, любознательности, готовности и
способности к самообразованию, проектной и исследовательской
деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в
дальнейшем;
готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов,
создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и
взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;
умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать,
осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою
деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать
предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом
получения новых знаний об изучаемых объектах — веществах и реакциях;
оценивать соответствие полученного результата заявленной цели;
1.3
Электролитическая
диссоциация.
Химические реакции в
растворах
Итого по разделу
8
1
•
приобретение опыта по планированию, организации и проведению
ученических экспериментов: умение наблюдать за ходом процесса,
самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и
выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт
о проделанной работе;
1
17
Раздел 2. Неметаллы и их соединения
•
2.1
Общая характеристика
химических элементов
VIIА-группы. Галогены
4
приобретение опыта по планированию, организации и проведению
ученических экспериментов: умение наблюдать за ходом процесса,
самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения
и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять
отчёт о проделанной работе;
приобретение опыта презентации результатов выполнения химического
эксперимента (лабораторного опыта,
лабораторной работы по
исследованию свойств веществ, учебного проекта);
1
•
2.2
Общая характеристика
химических элементов
VIА-группы. Сера и её
соединения
6
2.3
Общая характеристика
химических элементов
VА-группы. Азот,
фосфор и их соединения
7
1
умение использовать приёмы логического мышления при освоении
знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их
характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими
понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и
явлений; выбирать основания и критерии для классификации
химических веществ и химических реакций; устанавливать причинноследственные связи между объектами изучения; строить логические
рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии); делать выводы
и заключения;
•
приобретение опыта по планированию, организации и проведению
ученических экспериментов: умение наблюдать за ходом процесса,
самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и
выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт
о проделанной работе;
2.4
Общая характеристика
химических элементов
IVА-группы. Углерод и
кремний и их соединения
Итого по разделу
•
8
1
2
•
25
Раздел 3. Металлы и их соединения
Общие свойства
3.1
4
металлов
•
•
3.2
Важнейшие металлы и их
соединения
Итого по разделу
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на
основе применения предметных знаний по химии;
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и
научному наследию;
16
1
2
умение применять в процессе познания понятия
(предметные и
метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в
химии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные
представления — химический знак (символ элемента), химическая
формула и уравнение химической реакции — при решении учебнопознавательных задач;
умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать,
осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою
деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать
предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом
получения новых знаний об изучаемых объектах — веществах и реакциях;
оценивать соответствие полученного результата заявленной цели;
20
Раздел 4. Химия и окружающая среда
•
4.1
Вещества и материалы в
жизни человека
3
осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
установки на здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятия
вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения),
необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с
химическими веществами в быту и реальной жизни
•
способность применять знания, уровня экологической культуры,
осознания глобального характера экологических проблем и путей их
решения посредством методов химии;
умение использовать и анализировать в процессе учебной и
исследовательской
деятельности
информацию
о
влиянии
промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние
окружающей природной среды;
•
•
Итого по разделу
3
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
3
68
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
4
7
Количество часов
№
Тема урока
п/п
Всего
1
Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Тела и
вещества.Физические свойства веществ. Агрегатное
состояние веществ.
1
2
Понятие о методах познания в химии.
1
3
Практическая работа № 1 «Правила работы в
лаборатории и приёмы обращения с лабораторным
оборудованием»
1
4
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей
1
5
Практическая работа № 2 «Разделение смесей (на
примере очистки поваренной соли)»
1
6
Атомы и молекулы
1
7
Химические элементы. Знаки (символы) химических
элементов
1
8
Простые и сложные вещества
1
9
Атомно-молекулярное учение
1
10
11
Закон постоянства состава веществ. Химическая
формула. Валентность атомов химических элементов
Относительная атомная масса. Относительная
молекулярная масса
КР
ПР
Дата
изучения
1 неделя
1 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d210c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d227e
2 неделя
1
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d23dc
2 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d26ca
3 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d28c8
3 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2a6c
4 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2be8
4 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2a6c
5 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2d50
5 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2eae
6 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d323c
12
Массовая доля химического элемента в соединении
1
13
Количество вещества. Моль. Молярная масса
1
14
Физические и химические явления. Химическая реакция
1
15
Признаки и условия протекания химических реакций
1
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Закон сохранения массы веществ. Химические
уравнения
Вычисления количества, массы вещества по уравнениям
химических реакций
Классификация химических реакций (соединения,
разложения, замещения, обмена)
М. В. Ломоносов — учёный-энциклопедист. Обобщение
и систематизация знаний
Контрольная работа №1 по теме «Вещества и
химические реакции»
Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Кислород —
элемент и простое вещество.Нахождение кислорода в
природе. Озон
Физические и химические свойства кислорода (реакции
окисления, горение). Понятие об оксидах
Способы получения кислорода в лаборатории и
промышленности. Применение кислорода. Круговорот
кислорода в природе
Тепловой эффект химической реакции, понятие о
термохимическом уравнении, экзо- и эндотермических
реакциях
6 неделя
https://m.edsoo.ru/ff0d350c
7 неделя
7 неделя
8 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d3a16
8 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d3b88
9 неделя
9 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d5708
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d3f34
10 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d40c4
1
10 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4290
11 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d448e
11 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4614
12 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d497a
12 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d37fa
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d5230
1
1
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4790
25
26
27
28
29
Топливо (нефть, уголь и метан). Загрязнение воздуха,
усиление парникового эффекта, разрушение озонового
слоя, способы его предотвращения
Практическая работа № 3 по теме «Получение и
собирание кислорода, изучение его свойств»
Водород — элемент и простое вещество. Нахождение в
природе
Физические и химические свойства водорода.
Применение водорода
Понятие о кислотах и солях
13 неделя
1
1
31
Практическая работа № 4 по теме «Получение и
собирание водорода, изучение его свойств»
1
32
Молярный объём газов. Закон Авогадро
1
34
35
воды в природе. Загрязнение природных вод. Охрана и
1
1
13 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4ae2
14 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4dd0
14 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4dd0
15 мнеделя
1
1
Вычисления объёма, количества вещества газа по его
известному количеству вещества или объёму
Вычисления объёмов газов по уравнению реакции на
основе закона объёмных отношений газов
Физические и химические свойства воды. Круговорот
1
1
Способы получения водорода
33
https://m.edsoo.ru/ff0d4c4a
1
30
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d50d2
15 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4dd0
1
16 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4f42
16 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d542e
17 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d55a0
17 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d5708
18 неделя
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/ff0d587a
очистка природных вод.
36
Состав оснований. Понятие об индикаторах
1
37
Вода как растворитель. Насыщенные и ненасыщенные
растворы. Массовая доля вещества в растворе
1
18 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d59e2
19 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d5b40
38
39
Практическая работа № 5 по теме «Приготовление
растворов с определённой массовой долей
растворённого вещества»
Контрольная работа №2 по теме «Кислород. Водород.
Вода»
19 неделя
1
1
40
Оксиды: состав, классификация, номенклатура
1
41
Получение и химические свойства кислотных, основных
и амфотерных оксидов
1
42
Основания: состав, классификация, номенклатура
1
43
Получение и химические свойства оснований
1
44
45
46
47
48
Кислоты: состав, классификация, номенклатура
Получение и химические свойства кислот. Ряд
активности металлов Н. Н. Бекетова
Соли (средние): номенклатура, способы получения,
химические свойства
Практическая работа № 6. Решение экспериментальных
задач по теме «Основные классы неорганических
соединений»
Генетическая связь между классами неорганических
соединений
1
https://m.edsoo.ru/ff0d5eba
20 неделя
1
20 неделя
21 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0dfee2
23 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9474
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9b7c
24 неделя
1
1
https://m.edsoo.ru/ff0d67ca
https://m.edsoo.ru/ff0dfee2
1
Контрольная работа №3 по теме "Основные классы
неорганических соединений"
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d67ca
22 неделя
24 неделя
50
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d664e
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d664e
1
Обобщение и систематизация знаний
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d6342
1
49
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9a50
25 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9cb2
1
25 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9e1a
Первые
попытки
классификации
химических
26 неделя
элементов. Понятие о группах сходных элементов.
51
Элементы, которые образуют амфотерные оксиды и
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/00ad9ffa
гидроксиды.
52
53
54
55
56
57
58
Периодический закон и Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева
Периоды, группы, подгруппы.. Физический смысл
порядкового номера, номеров периода и группы элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы
Строение электронных оболочек атомов элементов
Периодической системы Д. И. Менделеева
Характеристика химического элемента по его
положению в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения радиуса атомов химических
элементов, металлических и неметаллических свойств по
группам и периодам.
Значение Периодического закона для развития науки и
практики. Д. И. Менделеев — учёный, педагог и
гражданин
Обобщение и систематизация знаний
по теме.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
26 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada52c
27 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada52c
27 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada342
28 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada6bc
28 неделя
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/00ada824
29 неделя
1
1
59
Ионная химическая связь
1
60
Электроотрицательность атомов химических элементов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada96e
1
29 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb33c
30 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adac34
30 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adaab8
61
Ковалентная неполярная химическая связь
1
62
Ковалентная полярная химическая связь
1
63
Степень окисления
1
64
Окислительно-восстановительные реакции. Процессы
окисления и восстановления
1
65
Окислители и восстановители
1
66
67
68
Контрольная работа №4 по теме «Строение атома.
Химическая связь»
Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний
по теме «Строение атома. Химическая связь»
Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
31 неделя
https://m.edsoo.ru/00adaab8
31 неделя
32 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb076
32 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb076
33 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb486
33 неделя
34 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adaab8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9cb2
34 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d61c6
5
10 КЛАСС
Тема урока
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adae28
1
68
Библиотека ЦОК
Количество часов
4
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Всего
Периодический закон. Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева
Закономерности в изменении свойств химических
элементов первых трёх периодов
Классификация и номенклатура неорганических
веществ
Виды химической связи и типы кристаллических
решёток
Контрольная работа №1 по теме «Повторение и
углубление знаний основных разделов курса 9 класса»
Классификация химических реакций по различным
признакам
Понятие о скорости химической реакции. Понятие о
гомогенных и гетерогенных реакциях
Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие
на скорость химической реакции и положение
химического равновесия
Окислительно-восстановительные реакции
.Электронный баланс окислительно-восстановительной
реакции.
Теория
электролитической
диссоциации.
Электролиты
и
неэлектролиты.
Катионы,
анионы.
Механизм диссоциации веществ с различными видами
КР
ПР
1 неделя
1
1 мнеделя
1
2 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb59e
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb7e2
2 неделя
1
1
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
https://m.edsoo.ru/00adb6b6
1
1
Дата
изучения
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adbac6
1
3 неделя
3 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adbcb0
4 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adbe9a
4 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adc28c
5 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adcade
5 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adcd68
химической связи. Степень диссоциации. Сильные и
слабые электролиты.
11
12
13
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций
ионного обмена, полные и сокращенные ионные
уравнения реакций.
Химические свойства кислот и оснований в свете
представлений об электролитической диссоциации.
Качественные реакции на ионы.
Химические свойства солей в свете представлений об
электролитической диссоциации. Качественные реакции
на ионы. .
6 неделя
1
1
1
1
15
Обобщение и систематизация знаний
1
17
18
19
Практическая работа № 1. «Решение
экспериментальных задач»
Контрольная работа №2 по теме «Электролитическая
диссоциация. Химические реакции в растворах»
Общая характеристика галогенов. Особенности
строения атомов, характерные степени окисления.
Строение и физические свойства простых веществ —
галогенов. Химические свойства на примере хлора
(взаимодействие с металлами, неметаллами, щелочами).
Хлороводород. Соляная кислота, химические свойства,
получение, применение. Действие хлора и
хлороводорода на организм человека. Важнейшие
хлориды и их нахождение в природе.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00add8b2
7 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00add9d4
8 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00addd12
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00add5d8
7 неделя
Понятие о гидролизе солей
16
https://m.edsoo.ru/00add448
6 неделя
14
Библиотека ЦОК
1
1
8 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00addbfa
9 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00addec0
9 неделя
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/00addfe2
10 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade104
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Практическая работа № 2 по теме «Получение соляной
кислоты, изучение её свойств»
Вычисления по уравнениям химических реакций, если
один из реагентов дан в избытке
Общая характеристика элементов VIА-группы.
Особенности строения атомов, характерные степени
окисления
Аллотропные модификации серы. Нахождение серы и её
соединений в природе. Физические и х мические
свойства серы
Сероводород, строение, физические и химические
свойства
Оксиды серы как представители кислотных оксидов.
Серная кислота, физические и химические свойства,
применение. Соли серной кислоты, качественная
реакция на сульфат-ион.
Химические реакции, лежащие в основе
промышленного способа получения серной кислоты.
Химическое загрязнение окружающей среды
соединениями серы
Вычисление массовой доли выхода продукта реакции
Общая характеристика элементов VА-группы. Азот,
распространение в природе, физические и химические
свойства. Круговорот азота в природе.
Аммиак, его физические и химические свойства,
получение и применение
Практическая работа № 3 по теме «Получение аммиака,
изучение его свойств»
1
1
10 неделя
https://m.edsoo.ru/00ade348
11 неделя
1
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade488
11 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade64a
12 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade64a
12 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade802
13 неделя
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/00adea28
13 неделя
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/00adec8a
14 мнеделя
1
https://m.edsoo.ru/00adec8a
14 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adeea6
15 неделя
1
1
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf004
1
15 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf180
31
32
33
34
35
36
37
38
39
Азотная кислота, ее получение, физические и
химические свойства (общие как представителя класса
кислот и специфические)
Использование нитратов и солей аммония в качестве
минеральных удобрений. Химическое загрязнение
окружающей среды соединениями азота
Фосфор. Оксид фосфора (V) и фосфорная кислота,
физические и химические свойства, получение,
применение
Использование фосфатов в качестве минеральных
удобрений. Загрязнение природной среды фосфатами
Общая
характеристика
элементов
IVА-группы.
Особенности строения атомов, характерные степени
окисления.
Общая характеристика элементов IVА-группы.
Углерод, аллотропные модификации, распространение в
природе, физические и химические свойства.
Адсорбция. Круговорот углерода в природе
Оксиды углерода, их физические и химические
свойства. Экологические проблемы, связанные с
оксидом углерода (IV)
Угольная кислота и ее соли, их физические и
химические свойства, получение и применение.
Качественная реакция на карбонат-ионы
Практическая работа № 4 по теме "Получение
углекислого газа. Качественная реакция на карбонатион"
Первоначальные понятия об органических веществах
как о соединениях углерода
16 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf306
16 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf518
17 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf68a
17 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adfc20
18 неделя
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/00adfd9c
18 неделя
1
https://m.edsoo.ru/00adfebe
19 неделя
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae006c
19 неделя
1
Библиотека ЦОК
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae027e
20 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae054e
40
41
42
43
44
45
46
Кремний, его физические и химические свойства,
получение и применение. Соединения кремния в
природе. Общие представления об оксиде кремния (IV) и
кремниевой кислоте. Силикаты, их использование в
быту,
медицине,
промышленности.
Важнейшие
строительные материалы: керамика, стекло, цемент,
бетон,
железобетон.
Проблемы
безопасного
использования
строительных
материалов
в
повседневной жизни.
Практическая работа № 5. Решение экспериментальных
задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения»
Контрольная работа №3 по теме «Важнейшие
неметаллы и их соединения»
Общая характеристика химических элементов —
металлов на основании их положения в Периодической
системе химических элементов Д. И. Менделеева и
строения атомов. Строение металлов. Металлическая
связь и металлическая кристаллическая решетка.
Физические свойства металлов.
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд
напряжений металлов
Общие способы получения металлов. Сплавы (сталь,
чугун, дюралюминий, бронза) и их применение в быту и
промышленности.Вычисления по уравнениям
химических реакций, если один из реагентов содержит
примеси
Понятие о коррозии металлов, основные способы
защиты их от коррозии.
20 неделя
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/00ae080a
1
1
1
1
21 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae0bf2
21 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae0e18
22 неделя
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/00ae103e
22 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1156
23 неделя
1
1
Библиотека ЦОК
.
https://m.edsoo.ru/00ae1156
23 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1278
47
48
Щелочные металлы: положение в Периодической
системе химических элементов Д. И. Менделеева;
строение их атомов; нахождение в природе. Физические
и химические свойства (на примере натрия и калия).
Оксиды и гидроксиды натрия и калия. Применение
щелочных металлов и их соединений.
24 неделя
Щелочноземельные металлы – кальций и магний
1
50
Важнейшие соединения кальция
1
51
Обобщение и систематизация знаний
1
52
Жёсткость воды и способы её устранения
1
54
Практическая работа № 6 по теме "Жёсткость воды и
методы её устранения"
Алюминий: положение в Периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева; строение
атома; нахождение в природе. Физические и химические
свойства алюминия.
https://m.edsoo.ru/00ae14b2
24 неделя
1
49
53
Библиотека ЦОК
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae14b2
25 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae15e8
25 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae15e8
26 неделя
26 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1886
1
27 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1ae8
27 неделя
Библиотека ЦОК
1
55
Амфотерные свойства оксида и гидроксида
56
Железо: положение в Периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева; строение
атома; нахождение в природе. Физические и химические
свойства железа.
1
57
Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III)
1
58
Обобщение и систематизация знаний
1
1
https://m.edsoo.ru/00ae1c64
28 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1c64
28 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1d86
29 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae35e6
29 неделя
59
60
61
62
63
64
Практическая работа № 7. Решение экспериментальных
задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения»
Вычисления по уравнениям химических реакций, если
один из реагентов дан в избытке или содержит примеси.
Вычисления массовой доли выхода продукта реакции
Обобщение и систематизация знаний
Контрольная работа №4 по теме «Важнейшие металлы
и их соединения»
Новые материалы и технологии. Вещества и материалы
в повседневной жизни человека
Основы экологической грамотности. Химическое
загрязнение окружающей среды (предельная
допустимая концентрация веществ — ПДК).
1
30 неделя
1
31 неделя
31 неделя
1
32 неделя
1
1
66
Химия и здоровье. Безопасное использование веществ и
химических реакций в быту. Первая помощь при
химических ожогах и отравлениях.
1
67
Обобщение и систематизация знаний
1
68
Обобщение и систематизация знаний
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae4270
33 неделя
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae4270
33 неделя
68
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae3f50
32 неделя
Роль химии в решении экологических проблем
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1750
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae3de8
30 неделя
65
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae0d0a
34 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb33c
34 неделя
4
7
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9cb2
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Химия / Габриелян О.С., , Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Химия. 8-9 классы. Дидактический материал. Радецкий А.М
Химия. 8-9 классы. Задачник с «помощником». Гара Н.Н.,
Химия.8-9 класс. Видеодемонстрации.
Габрусева Н.И.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
• Издательство «Просвещение» www.prosv.ru
Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru
Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей it-n.ru
Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru
• Российская электронная школа resh.edu.ru
• Библиотека ЦОК