РП Химия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат № 10,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
ПРИНЯТО
решением методического объединения
учителей естественнонаучного цикла
Протокол №1 от 26.08.2024 г.

СОГЛАСОВАНО
с зам. директора по УВР
27.08. 2024 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Химия»
для основного общего образования
Срок освоения программы: 2 года (9-10 классы)

Екатеринбург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Химия» на уровне основного общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования,
представленных

в

ФГОС

образовательной

программы

ООО,

Федеральной

основного

общего

адаптированной
образования

для

слабовидящих обучающихся (вариант 4.2 ФАОП ООО), а также на основе
федеральной рабочей программы воспитания и с учётом концепции
преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях
Российской Федерации.
Программа по химии даёт представление о целях, общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного
предмета,

устанавливает

обязательное

предметное

содержание,

предусматривает распределение его по классам и структурирование по
разделам и темам программы по химии, определяет количественные и
качественные характеристики содержания, определяет возможности предмета
для реализации требований к результатам освоения основной образовательной
программы на уровне основного общего образования, а также требований к
результатам обучения химии на уровне целей изучения предмета и основных
видов учебно-познавательной деятельности обучающегося по освоению
учебного содержания.
Освоение содержания курса происходит с привлечением знаний из ранее
изученных курсов: «Окружающий мир», «Биология» и «Физика».
В системе общего образования «Химия» признана обязательным
учебным предметом, который входит в состав предметной области
«Естественнонаучные предметы».

Учебным планом (вариант 2 АООП ООО) на изучение учебного
предмета «Химия» отведено 136 учебных часов — по 2 часа в неделю в 9 и 10
классах соответственно.
Коррекционно-развивающий потенциал учебного предмета «Химия»
обеспечивает возможности для преодоления обучающимися следующих
специфических трудностей, обусловленных слабовидением:
•

отсутствие

у

подавляющего

большинства

обучающихся

возможности выявлять признаки химических объектов, устанавливать
результаты и особенности протекания химических процессов с помощью
зрения;
•

сложность установления причинно-следственных связей между

объектами и явлениями, замедленность и нечеткость их опознания;
•

отсутствие возможности подкрепления получаемых химических

знаний с помощью зрительных образов.
Преодоление указанных трудностей должно осуществляться на каждом
уроке учителем в процессе специально организованной коррекционной
работы.
Коррекционные задачи:
•

Развитие зрительного, зрительно-осязательного и слухового

восприятия.
•

Развитие произвольного внимания.

•

Развитие памяти.

•

Развитие и коррекция мыслительных операций.

•

Преодоление вербализма знаний.

•

Развитие монологической речи.

•

Обогащение активного и пассивного словаря, формирование

новых понятий.
•

Формирование навыков зрительного, зрительно-осязательного и

слухового анализа.
•

Обучение правилам записи формул и специальных знаков.

•

Обучение технике преобразования формул и выражений.

•

Формирование навыков осязательно-зрительного обследования и

восприятия цветных или черно-белых (контрастных) рельефных изображений
(иллюстраций, таблиц, схем, макетов, чертежных рисунков, графиков и т.п.).
•

Формирование

специальных

приемов

обследования

и

изображения изучаемых объектов.
•

Формирование, уточнение или коррекция представлений о

предметах и процессах окружающей действительности.
•

Развитие

и

коррекция

умения

устанавливать

причинно-

следственные связи.
•

Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

•

Формирование умений и навыков безопасного обращения с

веществами в условиях слабовидения.
•

Совершенствование

умения

зрительной

ориентировки

в

микропространстве.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»

Личностные результаты
Личностные

результаты

освоения

учебного

предмета

«Химия»

достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и
социализации обучающихся.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в
части:
Патриотического
отечественному

воспитания:

культурному,

ценностного

историческому

и

отношения

научному

к

наследию,

понимания значения химической науки в жизни современного общества,

способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и
открытиях мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных
знаниях об устройстве мира и общества.
Гражданского воспитания: представления о социальных нормах и
правилах межличностных отношений в коллективе, коммуникативной
компетентности

в

общественно

полезной,

учебно-исследовательской,

творческой и других видах деятельности; готовности к разнообразной
совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач,
выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов,
стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих
товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков.
Ценности научного познания:
•

мировоззренческих представлений о веществе и химической

реакции, соответствующих современному уровню развития науки и
составляющих основу для понимания сущности научной картины мира;
представлений

об

основных

закономерностях

развития

природы,

взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих
закономерностей;
•

познавательных мотивов, направленных на получение новых

знаний по химии, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и
явлений;
•

познавательной, информационной и читательской культуры, в том

числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
литературой,

доступными

техническими

средствами

информационных

технологий;
•
и

интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности

способности

к

самообразованию,

проектной

и

исследовательской

деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в
дальнейшем;
Формирования

культуры

здоровья:

осознания

ценности

жизни,

ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ
жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления
алкоголя,

наркотиков,

курения),

необходимости

соблюдения

правил

безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной
жизни;
Трудового воспитания: интереса к практическому изучению профессий
и труда различного рода, уважение к труду и результатам трудовой
деятельности, в том числе на основе применения предметных знаний по
химии, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения
образования с учётом личностных интересов и способности к химии,
общественных интересов и потребностей; успешной профессиональной
деятельности и развития необходимых умений; готовность адаптироваться в
профессиональной среде;
Экологического воспитания:
•

экологически

целесообразного

отношения

к

природе

как

источнику жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности
здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к
собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности
соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также
в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
•

способности применять знания, получаемые при изучении химии,

для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения
уровня

экологической

культуры,

осознания

глобального

характера

экологических проблем и путей их решения посредством методов химии;
•

экологического мышления, умения руководствоваться им в

познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Специальные личностные результаты:
•

умение

сопоставлять

зрительные

впечатления

с

учетом

полученных знаний об особенностях своего зрительного восприятия, на
основании сформированных представлений о предметах и явлениях
окружающей действительности;
•

сформированность мотивации к обучению и целенаправленной

познавательной деятельности;
•

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее

временно-пространственной организации.
Метапредметные результаты
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для
формирования мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип,
гипотеза, факт, система, процесс, эксперимент и др.), которые используются в
естественно-научных учебных предметах и позволяют на основе знаний из
этих предметов формировать представление о целостной научной картине
мира,

и

универсальные

учебные

действия

(познавательные,

коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование
готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Химия»
отражают овладение универсальными познавательными действиями, в том
числе:
Базовыми логическими действиями:
•

умением использовать приёмы логического мышления при

освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их
характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями),
использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений; выбирать
основания и критерии для классификации химических веществ и химических
реакций; устанавливать причинно-следственные связи между объектами

изучения; строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по
аналогии); делать выводы и заключения;
•

умением применять в процессе познания понятия (предметные и

метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии,
преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления —
химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение
химической реакции — при решении учебно-познавательных задач; с учётом
этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные
признаки изучаемых объектов — химических веществ и химических реакций;
выявлять

общие

закономерности,

причинно-следственные

связи

и

противоречия в изучаемых процессах и явлениях; предлагать критерии для
выявления этих закономерностей и противоречий; самостоятельно выбирать
способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев);
Базовыми исследовательскими действиями:
•

умением

использовать

поставленные

вопросы

в

качестве

инструмента познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы
по проверке правильности высказываемых суждений;
•

приобретение опыта по планированию, организации и проведению

ученических

экспериментов:

умение

наблюдать

за

ходом

процесса,

самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и
выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт
о проделанной работе;
Работой с информацией:
•

умением

выбирать,

анализировать

и

интерпретировать

информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных
источников
справочные

(научно-популярная
пособия,

ресурсы

литература
Интернета);

противоречивую и недостоверную информацию;

химического
критически

содержания,
оценивать

•
отборе

умением применять различные методы и запросы при поиске и
информации

выполнения

и

учебных

приобретение

соответствующих
и

опыта

познавательных
в

области

данных,
задач

необходимых

определённого

использования

для
типа;

информационно-

коммуникативных технологий, овладение культурой активного использования
различных поисковых систем; самостоятельно выбирать оптимальную форму
представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, другими формами графики и их комбинациями;
•

умением использовать и анализировать в процессе учебной и

исследовательской деятельности информацию о влиянии промышленности,
сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей природной
среды;
Универсальными коммуникативными действиями:
•

умением задавать вопросы (в ходе диалога и/или дискуссии) по

существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно
выполнения предложенной задачи;
•

приобретение

опыта

презентации

результатов

выполнения

химического эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по
исследованию свойств веществ, учебного проекта);
•

заинтересованность

познавательной

и

в

совместной

исследовательской

со

сверстниками

деятельности

при

решении

возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согласования
позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация
совместных

действий,

определение

критериев

по

оценке

качества

выполненной работы и др.);
Универсальными регулятивными действиями:
•

умением

планировать,

самостоятельно

осуществлять,

определять

контролировать

и

цели
при

деятельности,
необходимости

корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или

корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с
учётом получения новых знаний об изучаемых объектах — веществах и
реакциях; оценивать соответствие полученного результата заявленной цели;
•

умением использовать и анализировать контексты, предлагаемые

в условии заданий.
Специальные метапредметные результаты:
•

умение использовать сохранные анализаторы в различных видах

деятельности (учебно-познавательной, ориентировочной, трудовой);
•

применять

зрительно-осязательный

способ

обследования

и

восприятия;
•

умение пользоваться современными средствами коммуникации,

тифлотехническими средствами, применяемыми в учебном процессе;
•

умение планировать предметно-практические действия с учетом

имеющегося зрительного диагноза в соответствии с поставленной задачей;
•

умение проявлять в коммуникативной деятельности, адекватные

ситуации, невербальные формы общения;
•

умение вести самостоятельный поиск информации;

•

способность

к

преобразованию,

сохранению

и

передаче

информации, полученной в результате чтения или аудирования;
•

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы

речевого этикета, адекватно использовать жесты и мимику;
•

способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания,

языкового оформления;
•

умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,

исправлять их;
•

умение планировать, контролировать и оценивать учебные

действия с учетом, имеющегося зрительного диагноза в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации.

Предметные результаты
9 класс
•

раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула,

химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная
и неоднородная), валентность, относительная атомная и молекулярная масса,
количество вещества, моль, молярная масса, массовая доля химического элемента в соединении, молярный объём, оксид, кислота, основание, соль,
электроотрицательность,

степень

окисления,

химическая

реакция,

классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции
замещения, реакции об- мена, экзо- и эндотермические реакции; тепловой
эффект реакции; ядро атома, электронный слой атома, атомная орбиталь,
радиус атома, химическая связь, полярная и неполярная ковалентная связь,
ионная связь, ион, катион, анион, раствор, массовая доля вещества
(процентная концентрация) в растворе;
•

иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см.

п. 1) и применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
•

использовать химическую символику для составления формул

веществ и уравнений химических реакций;
•

определять

валентность

атомов

элементов

в

бинарных

соединениях; степень окисления элементов в бинарных соединениях;
принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам;
вид химической связи (ковалентная и ионная) в неорганических соединениях;
•

раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева:

демонстрировать понимание периодической зависимости свойств химических
элементов от их положения в Периодической системе; законов сохранения
массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярного учения, закона
Авогадро; описывать и характеризовать табличную форму Периодической
системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (Агруппа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды;
соотносить обозначения, которые имеются в таблице «Периодическая система

химических элементов Д. И. Менделеева» с числовыми характеристиками
строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число
электронов и распределение их по электронным слоям);
•

классифицировать

химические

элементы;

неорганические

вещества; химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции
веществ, по тепловому эффекту);
•

характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ

различных классов, подтверждая описание примерами молекулярных
уравнений соответствующих химических реакций;
•

прогнозировать

свойства

веществ

в

зависимости

от

их

качественного состава; возможности протекания химических превращений в
различных условиях;
•

вычислять относительную молекулярную и молярную массы

веществ; массовую долю химического элемента по формуле соединения;
массовую долю вещества в растворе; проводить расчёты по уравнению
химической реакции;
•

применять основные операции мыслительной деятельности —

анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию,
выявление причинно-следственных связей — для изучения свойств веществ и
химических реакций; естественно-научные методы познания — наблюдение,
измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный);
•

следовать

правилам

пользования

химической

посудой

и

лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в
соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических
опытов по получению и собиранию газообразных веществ (водорода и
кислорода), приготовлению растворов с определённой массовой долей
растворённого вещества; планировать и проводить химические эксперименты
по распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов
(лакмус, фенолфталеин, метилоранж и др.).

10 класс
•

раскрывать смысл основных химических понятий: химический

элемент, атом, молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное
вещество,

валентность,

электроотрицательность,

степень

окисления,

химическая реакция, химическая связь, тепловой эффект реакции, моль,
молярный объём, раствор; электролиты, неэлектролиты, электролитическая
диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор, химическое равновесие,
обратимые и необратимые реакции, окислитель- но-восстановительные
реакции,

окислитель,

аллотропия,

восстановитель,

амфотерность,

окисление

химическая

связь

и

восстановление,

(ковалентная,

ионная,

металлическая), кристаллическая решётка, коррозия металлов, сплавы;
скорость химической реакции, предельно допустимая концентрация (ПДК)
вещества;
•

иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см.

п. 1) и применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
•

использовать химическую символику для составления формул

веществ и уравнений химических реакций;
•

определять

валентность

и

степень

окисления

химических

элементов в соединениях различного состава; принадлежность веществ к
определённому классу соединений по формулам; вид химической связи
(ковалентная, ионная, металлическая) в неорганических соединениях; заряд
иона по химической формуле; характер среды в водных растворах
неорганических соединений, тип кристаллической решётки конкретного
вещества;
•

раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и

демонстрировать его понимание: описывать и характеризовать табличную
форму Периодической системы химических элементов: различать понятия
«главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и
большие

периоды;

соотносить

обозначения,

которые

имеются

в

периодической таблице, с числовыми характеристиками строения атомов

химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и
распределение их по электронным слоям); объяснять общие закономерности в
изменении свойств элементов и их соединений в пределах малых периодов и
главных под- групп с учётом строения их атомов;
•

классифицировать

химические

элементы;

неорганические

вещества; химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции
веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления
химических элементов);
•

характеризовать (описывать) общие и специфические химические

свойства простых и сложных веществ, подтверждая описание примерами
молекулярных и ионных уравнений соответствующих химических реакций;
•

составлять уравнения электролитической диссоциации кислот,

щелочей и солей; полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена;
уравнения реакций, подтверждающих существование генетической связи
между веществами различных классов;
•

раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций

посредством составления электронного баланса этих реакций;
•

прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения;

возможности протекания химических превращений в различных условиях;
•

вычислять относительную молекулярную и молярную массы

веществ; массовую долю химического элемента по формуле соединения;
массовую долю вещества в растворе; проводить расчёты по уравнению
химической реакции;
•

следовать

правилам

пользования

химической

посудой

и

лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в
соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических
опытов по получению и собиранию газообразных веществ (аммиака и
углекислого газа);
•

проводить реакции,

подтверждающие

качественный состав

различных веществ: распознавать опытным путём хлорид- бромид-, иодид-,

карбонат-, фосфат-, силикат-, сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и
ионы

изученных

металлов,

присутствующие

в

водных

растворах

неорганических веществ;
•

применять основные операции мыслительной деятельности —

анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявление
причинно-следственных связей — для изучения свойств веществ и
химических реакций; естественно-научные методы познания — наблюдение,
измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).
Специальные результаты:
•

владение правилами записи формул и специальных знаков;

•

владение техникой преобразования формул и выражений;

•

владение зрительно-осязательным способом обследования и

восприятия цветных или черно-белых (контрастных) рельефных изображений
(иллюстраций, таблиц, схем, макетов, чертежных рисунков, графиков и т.п
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 класс
Первоначальные химические понятия.
Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Тела и вещества.
Физические свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. Понятие о
методах познания в химии. Химия в системе наук. Чистые вещества и смеси.
Способы разделения смесей.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических
элементов. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение.
Химическая формула. Валентность атомов химических эле ментов.
Закон

постоянства

состава

веществ.

Относительная

атомная

масса.

Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в
соединении.
Физические и химические явления. Химическая реакция и ее признаки.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация
химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена).

Химический эксперимент: знакомство с химической посудой, с
правилами работы в лаборатории и приемами обращения с лабораторным
оборудованием; изучение

и описание

физических свойств образцов

неорганических веществ; наблюдение физических (плавление воска, таяние
льда, растирание сахара в ступке, кипение и конденсация воды) и химических
(горение свечи, прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с
кислотой)

явлений,

наблюдение

и

описание

признаков

протекания

химических реакций (разложение сахара, взаимодействие серной кис- лоты с
хлоридом

бария,

разложение

гидроксида

меди(II)

при

нагревании,

взаимодействие железа с раствором соли меди(II)); изучение способов
разделения смесей (с помощью магнита, фильтрование, выпаривание,
дистилляция,

хроматография),

проведение

очистки

поваренной

соли;

наблюдение и описание результатов проведения опыта, иллюстрирующего
закон сохранения массы; создание моделей молекул (шаростержневых).
Важнейшие представители неорганических веществ.
Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Кислород — элемент и простое
вещество. Нахождение кислорода в природе, физические и химические
свойства (реакции горения). Оксиды. Применение кислорода. Способы
получения кислорода в лаборатории и промышленности. Круговорот
кислорода в природе. Озон — аллотропная модификация кислорода.
Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения,
экзо- и эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение
воздуха, усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя.
Водород — элемент и простое вещество. Нахождение водорода в
природе, физические и химические свойства, применение, способы получения.
Кислоты и соли.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро.
Молярный объем газов. Расчеты по химическим уравнениям.
Физические

свойства

воды.

Вода как растворитель.

Растворы.

Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.

Массовая доля вещества в растворе. Химические свойства воды. Основания.
Роль растворов в природе и в жизни человека. Круговорот воды в природе.
Загрязнение природных вод. Охрана и очистка природных вод.
Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация
оксидов:

солеобразующие

(основные,

кислотные,

амфотерные)

и

несолеобразующие. Номенклатура оксидов (международная и тривиальная).
Физические и химические свойства оксидов. Получение оксидов.
Основания. Классификация оснований: щелочи и нерастворимые
основания. Номенклатура оснований (международная и тривиальная).
Физические и химические свойства оснований. Получение оснований.
Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот (международная
и тривиальная). Физические и химические свойства кислот. Ряд активности
металлов Н. Н. Бекетова. По лучение кислот.
Соли. Номенклатура солей (международная и тривиальная).
Физические и химические свойства солей. Получение солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Химический эксперимент: качественное определение содержания
кислорода в воздухе; получение, собирание, распознавание и изучение свойств
кислорода; наблюдение взаимодействия веществ с кислородом и условия
возникновения и прекращения горения (пожара); ознакомление с образцами
оксидов и описание их свойств; получение, собирание, распознавание и
изучение свойств водорода (горение); взаимодействие водорода с оксидом
меди(II) (возможно использование видеоматериалов); наблюдение образцов
веществ количеством 1 моль; исследование особенностей растворения
веществ

с

различной

растворимостью;

приготовление

растворов

с

определенной массовой долей растворенного вещества; взаимодействие воды
с

металлами

(натрием

и

кальцием)

(возможно

использование

видеоматериалов); определение растворов кислот и щелочей с помощью
индикаторов; исследование образцов неорганических веществ раз- личных
классов; наблюдение изменения окраски индикаторов в растворах кислот и

щелочей; изучение взаимодействия окси- да меди(II) с раствором серной
кислоты,

кислот

с

металлами,

реакций

нейтрализации;

получение

нерастворимых оснований, вытеснение одного металла другим из раствора
соли; решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы
неорганических соединений».
Периодический закон и Периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь.
Окислительно-восстановительные реакции.
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о
группах сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы,
галогены, инертные газы). Элементы, которые образуют амфотерные оксиды
и гидроксиды.
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д.
И. Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической
системы химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы.
Физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение
электронных

оболочек

атомов

первых

20

химических

элементов

Периодической системы Д. И. Менделеева. Характеристика химического
элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов,
металлических и неметаллических свойств по группам и периодам. Значение
Периодического закона и Периодической системы химических элементов для
развития науки и практики. Д. И. Менделеев — ученый и гражданин.
Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная) связь.
Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь.
Степень

окисления.

Окислительно-восстановительные

реакции.

Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители.
Химический эксперимент: изучение образцов веществ металлов и
неметаллов; взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и

щелочей; проведение опытов, иллюстрирующих примеры окислительновосстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения).
Межпредметные связи.
Реализация межпредметных связей при изучении химии осуществляется
через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий,
являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного
цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, теория,
закон,

анализ,

синтез,

классификация,

периодичность,

наблюдение,

эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид,
изотопы, радиоактивность, молекула, электрический заряд, вещество, тело,
объем, агрегатное состояние вещества, газ, физические величины, единицы
измерения, космос, планеты, звезды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.
География:

атмосфера,

гидросфера,

минералы,

горные

породы,

полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы.
10 класс
Вещество и химическая реакция.
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д.
И. Менделеева. Строение атомов. Закономерности в изменении свойств
химических элементов первых трех периодов, калия, кальция и их соединений
в соответствии с положением элементов в Периодической системе и
строением их атомов.
Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических
решеток, зависимость свойств вещества от типа кристаллической решетки и
вида химической связи.
Классификация

и

номенклатура

неорганических

веществ

(международная и тривиальная). Химические свойства веществ, относящихся

к различным классам неорганических соединений, генетическая связь
неорганических веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (по числу
и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по
изменению степеней окисления химических элементов, по обратимости, по
участию катализатора). Экзо- и эндотермические реакции, термохимические
уравнения.
Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и
необратимых химических реакциях. Понятие о гомогенных и гетерогенных
реакциях. Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие на
скорость химической реакции и положение химического равновесия.
Окислительно-восстановительные
окислительно-восстановительной
окислительно-восстановительных

реакции,

реакции.
реакций

электронный

Составление
с

баланс

уравнений

использованием

метода

электронного баланса.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты.
Катионы, анионы. Механизм диссоциации веществ с различными видами
химической связи. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена,
полные и сокращенные ионные уравнения реакций. Свойства кислот,
оснований и солей в свете представлений об электролитической диссоциации.
Качественные реакции на ионы. Понятие о гидролизе солей.
Химический эксперимент: ознакомление с моделями кристаллических
решеток неорганических веществ — металлов и неметаллов (графита и
алмаза), сложных веществ (хлорида натрия); исследование зависимости
скорости

химической

реакции

от

воздействия

различных факторов;

исследование электропроводности растворов веществ, процесса диссоциации
кислот, щелочей и солей (возможно использование видеоматериалов);
проведение опытов, иллюстрирующих признаки протекания реакций ионного
обмена (образование осадка, выделение газа, образование воды); опытов,

иллюстрирующих

примеры

окислительно-восстановительных

реакций

(горение, реакции разложения, соединения); распознавание неорганических
веществ

с

помощью

качественных

реакций

на

ионы;

решение

экспериментальных задач.
Неметаллы и их соединения.
Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления. Строение и физические свойства простых
веществ

—

галогенов.

Химические

свойства

на

примере

хлора

(взаимодействие с металлами, неметаллами, щелочами). Хлороводород.
Соляная кислота, химические свойства, получение, применение. Действие
хлора и хлороводорода на организм человека. Важнейшие хлориды и их
нахождение в природе.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения
атомов, характерные степени окисления.
Строение и физические свойства простых веществ — кислорода и серы.
Аллотропные модификации кислорода и серы. Химические свойства серы.
Сероводород, строение, физические и химические свойства. Оксиды серы как
представители кислотных оксидов. Серная кислота, физические и химические
свойства (общие как представителя класса кислот и специфические).
Химические реакции, лежащие в основе промышленного способа получения
серной кислоты. Применение. Соли серной кислоты, качественная реакция на
сульфат-ион. Нахождение серы и ее соединений в природе. Химическое
загрязнение окружающей среды соединениями серы (кислотные дожди,
загрязнение воздуха и водоемов), способы его предотвращения.
Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения
атомов, характерные степени окисления.
Азот, распространение в природе, физические и химические свойства.
Круговорот азота в природе. Аммиак, его физические и химические свойства,
получение и применение. Соли аммония, их физические и химические
свойства, применение. Качественная реакция на ионы аммония. Азотная

кислота, ее получение, физические и химические свойства (общие как
представителя класса кислот и специфические). Использование нитратов и
солей аммония в качестве минеральных удобрений. Химическое загрязнение
окружающей среды соединениями азота (кислотные дожди, загрязнение
воздуха, почвы и водоемов).
Фосфор, аллотропные модификации фосфора, физические и химические
свойства. Оксид фосфора(V) и фосфорная кислота, физические и химические
свойства, получение. Использование фосфатов в качестве минеральных
удобрений.
Общая характеристика элементов IVА-группы. Особенности строения
атомов, характерные степени окисления.
Углерод, аллотропные модификации, распространение в природе,
физические и химические свойства. Адсорбция. Круговорот углерода в
природе. Оксиды углерода, их физические и химические свойства, действие на
живые организмы, получение и применение. Экологические проблемы,
связанные с оксидом углерода (IV); гипотеза глобального потепления климата;
парниковый эффект. Угольная кислота и ее соли, их физические и химические
свойства, получение и применение. Качественная реакция на карбонат-ионы.
Использование карбонатов в быту, медицине, промышленности и сельском
хозяйстве.
Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях
углерода (метан, этан, этилен, ацетилен, этанол, глицерин, уксусная кислота).
Их состав и химическое строение. Понятие о биологически важных
веществах: жирах, белках, углеводах — и их роли в жизни человека.
Материальное единство органических и неорганических соединений.
Кремний, его физические и химические свойства, получение и
применение. Соединения кремния в природе. Общие представления об оксиде
кремния (IV) и кремниевой кислоте. Силикаты, их использование в быту,
медицине,

промышленности.

Важнейшие

строительные

материалы:

керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы безопасного
использования строительных материалов в повседневной жизни.
Химический эксперимент: изучение образцов неорганических веществ,
свойств соляной кислоты; проведение качественных реакций на хлорид-ионы
и наблюдение признаков их протекания; опыты, отражающие физические и
химические свойства галогенов и их соединений (возможно использование
видеоматериалов); ознакомление с образцами хлоридов (галогенидов);
ознакомление с образцами серы и ее соединениями (возможно использование
видеоматериалов); наблюдение процесса обугливания сахара под действием
концентрированной

серной

кислоты;

изучение

химических

свойств

разбавленной серной кислоты, проведение качественной реакции на сульфатион и наблюдение признака ее протекания; ознакомление с физическими
свойствами азота, фосфора и их соединений (возможно использование
видеоматериалов), образцами азотных и фосфорных удобрений; получение,
собирание,

распознавание

и изучение

свойств аммиака; проведение

качественных реакций на ион аммония и фосфат-ион и изучение признаков их
протекания, взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью
(возможно

использование

видеоматериалов);

изучение

моделей

кристаллических решеток алмаза, графита, фуллерена; ознакомление с
процессом адсорбции растворенных веществ активированным углем и
устройством противогаза; получение, собирание, распознавание и изучение
свойств углекислого газа; проведение качественных реакций на карбонат- и
силикат-ионы и изучение признаков их протекания; ознакомление с
продукцией силикатной промышленности; решение экспериментальных задач
по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения».
Металлы и их соединения.
Общая характеристика химических элементов — металлов на основании
их положения в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева и строения атомов. Строение металлов. Металлическая связь и
металлическая

кристаллическая

решетка.

Электрохимический

ряд

напряжений метал лов. Физические и химические свойства металлов. Общие
способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов, основные
способы защиты их от коррозии. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза)
и их применение в быту и промышленности.
Щелочные металлы: положение в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева; строение их атомов; нахождение в природе.
Физические и химические свойства (на примере натрия и калия). Оксиды и
гидроксиды натрия и калия. Применение щелочных металлов и их
соединений.
Щелочноземельные

металлы

магний

и

кальций:

положение

в

Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; строение их
атомов; нахождение в природе. Физические и химические свойства магния и
кальция. Важнейшие соединения кальция (оксид, гидроксид, соли). Жесткость
воды и способы ее устранения.
Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и
химические свойства алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида
алюминия.
Железо: положение в Периодической системе химических элементов Д.
И. Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и
химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа
(III), их состав, свойства и получение.
Химический эксперимент: ознакомление с образцами металллов и
сплавов, их физическими свойствами; изучение результатов коррозии
металлов

(возможно

использование

видеоматериалов),

особенностей

взаимодействия оксида кальция и натрия с водой (возможно использование
видеоматериалов); исследование свойств жесткой воды; процесса горения
железа в кислороде (возможно использование видеоматериалов); признаков
протекания качественных реакций на ионы (магния, кальция, алюминия,
цинка, железа(II) и железа(III), меди(II)); наблюдение и описание процессов

окрашивания пламени ионами натрия, калия и кальция (возможно
использование

видеоматериалов);

исследование

амфотерных

свойств

гидроксида алюминия и гидроксида цинка; решение экспериментальных задач
по теме «Важнейшие металлы и их соединения».
Химия и окружающая среда.
Новые материалы и технологии. Вещества и материалы в повседневной
жизни человека. Химия и здоровье. Безопасное использование веществ и
химических реакций в быту. Первая помощь при химических ожогах и
отравлениях. Основы экологической грамотности. Химическое загрязнение
окружающей среды (предельная допустимая концентрация веществ — ПДК).
Роль химии в решении экологических проблем.
Природные источники углеводородов (уголь, природный газ, нефть),
продукты их переработки, их роль в быту и промышленности.
Химический эксперимент: изучение образцов материалов (стекло,
сплавы металлов, полимерные материалы).
Межпредметные связи.
Реализация межпредметных связей при изучении химии осуществляется
через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий,
являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного
цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон,
теория,

анализ,

синтез,

классификация,

периодичность,

наблюдение,

эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление, парниковый
эффект, технология, материалы. Физика: материя, атом, электрон, протон,
нейтрон, ион, нуклид, изотопы, радиоактивность, молекула, электрический
заряд, проводники, полупроводники, диэлектрики, фотоэлемент, вещество,
тело, объем, агрегатное состояние вещества, газ, раствор, растворимость,
кристаллическая решетка, сплавы, физические величины, единицы измерения,
космическое пространство, планеты, звезды, Солнце.

Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минеральные
удобрения, микроэлементы, макроэлементы, пита тельные вещества.
География:

атмосфера,

гидросфера,

минералы,

полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы.

горные

породы,

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов Количество часов
и тем программы
Всего КР
ПР

Воспитательный потенциал темы

Раздел 1. Первоначальные химические понятия
•

1.1

Химия — важная область
естествознания и
практической
деятельности человека

5

2

•

•
1.2

Вещества и химические
реакции

Итого по разделу

15

1

интерес к обучению и познанию, любознательности, готовности и
способности к самообразованию, проектной и исследовательской
деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения
в дальнейшем;
готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов,
создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и
взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;
умение применять в процессе познания понятия
(предметные и
метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в
химии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные
представления — химический знак (символ элемента), химическая
формула и уравнение химической реакции — при решении учебнопознавательных задач;

20

Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ
• приобретение опыта по планированию, организации и проведению
ученических экспериментов: умение наблюдать за ходом процесса,
Воздух. Кислород.
2.1
6
самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения
Понятие об оксидах
и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять
отчёт о проделанной работе;

•
2.2

Водород. Понятие о
кислотах и солях

8

приобретение опыта по планированию, организации и проведению
ученических экспериментов: умение наблюдать за ходом процесса,
самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения
и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять
отчёт о проделанной работе;

1



2.3

Вода. Растворы. Понятие
об основаниях

5

1

1

2.4

Основные классы
неорганических
соединений

11

1

1

Итого по разделу

•

умение применять в процессе познания понятия (предметные и
метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в
химии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные
представления — химический знак (символ элемента), химическая
формула и уравнение химической реакции — при решении учебнопознавательных задач;
умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента
познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по
проверке правильности высказываемых суждений;

30

Раздел 3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов.
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции
• познавательная, информационная и читательская культуры, в том числе
навыки самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
Периодический закон и
литературой, доступными техническими средствами информационных
Периодическая система
технологий; интерес к практическому изучению профессий и труда
3.1
химических элементов Д.
7
различного рода, уважение к труду и результатам трудовой деятельности,
И. Менделеева. Строение
в том числе на основе применения предметных знаний по химии;
атома
•
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому
и научному наследию;
• умение применять в процессе познания понятия
(предметные и
Химическая связь.
метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в
3.2
8
2
Окислительнохимии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные
представления — химический знак (символ элемента), химическая

восстановительные
реакции

формула и уравнение химической реакции — при решении учебнопознавательных задач;

Итого по разделу

15

Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

3
68

5

5

10 КЛАСС
№
п/п

Воспитательный потенциал темы

Наименование разделов Количество часов
и тем программы
Всего КР
ПР

Раздел 1. Вещество и химические реакции
•

1.1

Повторение и углубление
знаний основных
разделов курса 9 класса

5

1

•

•
1.2

Основные
закономерности
химических реакций

4

интерес к обучению и познанию, любознательности, готовности и
способности к самообразованию, проектной и исследовательской
деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в
дальнейшем;
готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов,
создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и
взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;
умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать,
осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою
деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать
предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом
получения новых знаний об изучаемых объектах — веществах и реакциях;
оценивать соответствие полученного результата заявленной цели;

1.3

Электролитическая
диссоциация.
Химические реакции в
растворах

Итого по разделу

8

1

•
приобретение опыта по планированию, организации и проведению
ученических экспериментов: умение наблюдать за ходом процесса,
самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и
выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт
о проделанной работе;

1

17

Раздел 2. Неметаллы и их соединения
•

2.1

Общая характеристика
химических элементов
VIIА-группы. Галогены

4

приобретение опыта по планированию, организации и проведению
ученических экспериментов: умение наблюдать за ходом процесса,
самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения
и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять
отчёт о проделанной работе;
приобретение опыта презентации результатов выполнения химического
эксперимента (лабораторного опыта,
лабораторной работы по
исследованию свойств веществ, учебного проекта);

1
•



2.2

Общая характеристика
химических элементов
VIА-группы. Сера и её
соединения

6

2.3

Общая характеристика
химических элементов
VА-группы. Азот,
фосфор и их соединения

7

1

умение использовать приёмы логического мышления при освоении
знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их
характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими
понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и
явлений; выбирать основания и критерии для классификации
химических веществ и химических реакций; устанавливать причинноследственные связи между объектами изучения; строить логические
рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии); делать выводы
и заключения;
•
приобретение опыта по планированию, организации и проведению
ученических экспериментов: умение наблюдать за ходом процесса,
самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и
выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт
о проделанной работе;

2.4

Общая характеристика
химических элементов
IVА-группы. Углерод и
кремний и их соединения

Итого по разделу

•
8

1

2

•

25

Раздел 3. Металлы и их соединения
Общие свойства
3.1
4
металлов

•

•
3.2

Важнейшие металлы и их
соединения

Итого по разделу

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на
основе применения предметных знаний по химии;
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и
научному наследию;

16

1

2

умение применять в процессе познания понятия
(предметные и
метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в
химии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные
представления — химический знак (символ элемента), химическая
формула и уравнение химической реакции — при решении учебнопознавательных задач;
умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать,
осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою
деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать
предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом
получения новых знаний об изучаемых объектах — веществах и реакциях;
оценивать соответствие полученного результата заявленной цели;

20

Раздел 4. Химия и окружающая среда
•
4.1

Вещества и материалы в
жизни человека

3

осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
установки на здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятия
вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения),
необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с
химическими веществами в быту и реальной жизни

•

способность применять знания, уровня экологической культуры,
осознания глобального характера экологических проблем и путей их
решения посредством методов химии;
умение использовать и анализировать в процессе учебной и
исследовательской
деятельности
информацию
о
влиянии
промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние
окружающей природной среды;

•

•
Итого по разделу

3

Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

3
68

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС

4

7

Количество часов
№
Тема урока
п/п

Всего

1

Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Тела и
вещества.Физические свойства веществ. Агрегатное
состояние веществ.

1

2

Понятие о методах познания в химии.

1

3

Практическая работа № 1 «Правила работы в
лаборатории и приёмы обращения с лабораторным
оборудованием»

1

4

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

1

5

Практическая работа № 2 «Разделение смесей (на
примере очистки поваренной соли)»

1

6

Атомы и молекулы

1

7

Химические элементы. Знаки (символы) химических
элементов

1

8

Простые и сложные вещества

1

9

Атомно-молекулярное учение

1

10
11

Закон постоянства состава веществ. Химическая
формула. Валентность атомов химических элементов
Относительная атомная масса. Относительная
молекулярная масса

КР

ПР

Дата
изучения

1 неделя
1 неделя

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d210c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d227e

2 неделя

1

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d23dc

2 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d26ca

3 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d28c8

3 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2a6c

4 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2be8

4 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2a6c

5 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2d50

5 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2eae

6 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d323c

12

Массовая доля химического элемента в соединении

1

13

Количество вещества. Моль. Молярная масса

1

14

Физические и химические явления. Химическая реакция

1

15

Признаки и условия протекания химических реакций

1

16
17
18
19
20

21
22
23

24

Закон сохранения массы веществ. Химические
уравнения
Вычисления количества, массы вещества по уравнениям
химических реакций
Классификация химических реакций (соединения,
разложения, замещения, обмена)
М. В. Ломоносов — учёный-энциклопедист. Обобщение
и систематизация знаний
Контрольная работа №1 по теме «Вещества и
химические реакции»
Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Кислород —
элемент и простое вещество.Нахождение кислорода в
природе. Озон
Физические и химические свойства кислорода (реакции
окисления, горение). Понятие об оксидах
Способы получения кислорода в лаборатории и
промышленности. Применение кислорода. Круговорот
кислорода в природе
Тепловой эффект химической реакции, понятие о
термохимическом уравнении, экзо- и эндотермических
реакциях

6 неделя

https://m.edsoo.ru/ff0d350c

7 неделя
7 неделя
8 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d3a16

8 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d3b88

9 неделя
9 неделя

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d5708

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d3f34

10 неделя

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d40c4

1

10 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4290

11 неделя
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d448e

11 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4614

12 неделя
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d497a

12 неделя
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d37fa

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d5230

1

1

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4790

25

26
27
28
29

Топливо (нефть, уголь и метан). Загрязнение воздуха,
усиление парникового эффекта, разрушение озонового
слоя, способы его предотвращения
Практическая работа № 3 по теме «Получение и
собирание кислорода, изучение его свойств»
Водород — элемент и простое вещество. Нахождение в
природе
Физические и химические свойства водорода.
Применение водорода
Понятие о кислотах и солях

13 неделя
1

1

31

Практическая работа № 4 по теме «Получение и
собирание водорода, изучение его свойств»

1

32

Молярный объём газов. Закон Авогадро

1

34

35

воды в природе. Загрязнение природных вод. Охрана и

1
1

13 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4ae2

14 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4dd0

14 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4dd0

15 мнеделя

1
1

Вычисления объёма, количества вещества газа по его
известному количеству вещества или объёму
Вычисления объёмов газов по уравнению реакции на
основе закона объёмных отношений газов
Физические и химические свойства воды. Круговорот

1

1

Способы получения водорода

33

https://m.edsoo.ru/ff0d4c4a

1

30

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d50d2

15 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4dd0

1

16 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4f42

16 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d542e

17 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d55a0

17 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d5708

18 неделя
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/ff0d587a

очистка природных вод.
36

Состав оснований. Понятие об индикаторах

1

37

Вода как растворитель. Насыщенные и ненасыщенные
растворы. Массовая доля вещества в растворе

1

18 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d59e2

19 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d5b40

38

39

Практическая работа № 5 по теме «Приготовление
растворов с определённой массовой долей
растворённого вещества»
Контрольная работа №2 по теме «Кислород. Водород.
Вода»

19 неделя
1

1

40

Оксиды: состав, классификация, номенклатура

1

41

Получение и химические свойства кислотных, основных
и амфотерных оксидов

1

42

Основания: состав, классификация, номенклатура

1

43

Получение и химические свойства оснований

1

44
45
46

47
48

Кислоты: состав, классификация, номенклатура
Получение и химические свойства кислот. Ряд
активности металлов Н. Н. Бекетова
Соли (средние): номенклатура, способы получения,
химические свойства
Практическая работа № 6. Решение экспериментальных
задач по теме «Основные классы неорганических
соединений»
Генетическая связь между классами неорганических
соединений

1

https://m.edsoo.ru/ff0d5eba

20 неделя

1

20 неделя
21 неделя
21 неделя

22 неделя

23 неделя

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0dfee2

23 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9474

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9b7c

24 неделя

1

1

https://m.edsoo.ru/ff0d67ca

https://m.edsoo.ru/ff0dfee2

1

Контрольная работа №3 по теме "Основные классы
неорганических соединений"

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/ff0d67ca

22 неделя

24 неделя

50

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d664e

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d664e

1

Обобщение и систематизация знаний

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d6342

1

49

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9a50

25 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9cb2

1

25 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9e1a

Первые

попытки

классификации

химических

26 неделя

элементов. Понятие о группах сходных элементов.
51

Элементы, которые образуют амфотерные оксиды и

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00ad9ffa

гидроксиды.
52
53
54
55

56

57
58

Периодический закон и Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева
Периоды, группы, подгруппы.. Физический смысл
порядкового номера, номеров периода и группы элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы
Строение электронных оболочек атомов элементов
Периодической системы Д. И. Менделеева
Характеристика химического элемента по его
положению в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения радиуса атомов химических
элементов, металлических и неметаллических свойств по
группам и периодам.
Значение Периодического закона для развития науки и
практики. Д. И. Менделеев — учёный, педагог и
гражданин
Обобщение и систематизация знаний
по теме.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

26 неделя

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada52c

27 неделя
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada52c

27 неделя

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada342

28 неделя

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada6bc

28 неделя
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00ada824

29 неделя
1
1

59

Ионная химическая связь

1

60

Электроотрицательность атомов химических элементов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada96e

1

29 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb33c

30 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adac34

30 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adaab8

61

Ковалентная неполярная химическая связь

1

62

Ковалентная полярная химическая связь

1

63

Степень окисления

1

64

Окислительно-восстановительные реакции. Процессы
окисления и восстановления

1

65

Окислители и восстановители

1

66
67
68

Контрольная работа №4 по теме «Строение атома.
Химическая связь»
Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний
по теме «Строение атома. Химическая связь»
Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

31 неделя

https://m.edsoo.ru/00adaab8

31 неделя
32 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb076

32 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb076

33 неделя

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb486

33 неделя
34 неделя

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adaab8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9cb2

34 неделя

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d61c6

5

10 КЛАСС
Тема урока

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adae28

1

68

Библиотека ЦОК

Количество часов

4

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8

9

10

Всего

Периодический закон. Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева
Закономерности в изменении свойств химических
элементов первых трёх периодов
Классификация и номенклатура неорганических
веществ
Виды химической связи и типы кристаллических
решёток
Контрольная работа №1 по теме «Повторение и
углубление знаний основных разделов курса 9 класса»
Классификация химических реакций по различным
признакам
Понятие о скорости химической реакции. Понятие о
гомогенных и гетерогенных реакциях
Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие
на скорость химической реакции и положение
химического равновесия
Окислительно-восстановительные реакции
.Электронный баланс окислительно-восстановительной
реакции.
Теория
электролитической
диссоциации.
Электролиты

и

неэлектролиты.

Катионы,

анионы.

Механизм диссоциации веществ с различными видами

КР

ПР

1 неделя

1

1 мнеделя

1

2 неделя

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb7e2

2 неделя

1

1

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

https://m.edsoo.ru/00adb6b6

1

1

Дата
изучения

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adbac6

1

3 неделя
3 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adbcb0

4 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adbe9a

4 неделя
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adc28c

5 неделя
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adcade

5 неделя
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adcd68

химической связи. Степень диссоциации. Сильные и
слабые электролиты.
11

12

13

Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций
ионного обмена, полные и сокращенные ионные
уравнения реакций.
Химические свойства кислот и оснований в свете
представлений об электролитической диссоциации.
Качественные реакции на ионы.
Химические свойства солей в свете представлений об
электролитической диссоциации. Качественные реакции
на ионы. .

6 неделя
1

1

1
1

15

Обобщение и систематизация знаний

1

17

18

19

Практическая работа № 1. «Решение
экспериментальных задач»
Контрольная работа №2 по теме «Электролитическая
диссоциация. Химические реакции в растворах»
Общая характеристика галогенов. Особенности
строения атомов, характерные степени окисления.
Строение и физические свойства простых веществ —
галогенов. Химические свойства на примере хлора
(взаимодействие с металлами, неметаллами, щелочами).
Хлороводород. Соляная кислота, химические свойства,
получение, применение. Действие хлора и
хлороводорода на организм человека. Важнейшие
хлориды и их нахождение в природе.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00add8b2

7 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00add9d4

8 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00addd12

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00add5d8

7 неделя

Понятие о гидролизе солей

16

https://m.edsoo.ru/00add448

6 неделя

14

Библиотека ЦОК

1
1

8 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00addbfa

9 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00addec0

9 неделя
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00addfe2

10 неделя
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade104

20
21

22

23
24

25

26

27
28
29
30

Практическая работа № 2 по теме «Получение соляной
кислоты, изучение её свойств»
Вычисления по уравнениям химических реакций, если
один из реагентов дан в избытке
Общая характеристика элементов VIА-группы.
Особенности строения атомов, характерные степени
окисления
Аллотропные модификации серы. Нахождение серы и её
соединений в природе. Физические и х мические
свойства серы
Сероводород, строение, физические и химические
свойства
Оксиды серы как представители кислотных оксидов.
Серная кислота, физические и химические свойства,
применение. Соли серной кислоты, качественная
реакция на сульфат-ион.
Химические реакции, лежащие в основе
промышленного способа получения серной кислоты.
Химическое загрязнение окружающей среды
соединениями серы
Вычисление массовой доли выхода продукта реакции
Общая характеристика элементов VА-группы. Азот,
распространение в природе, физические и химические
свойства. Круговорот азота в природе.
Аммиак, его физические и химические свойства,
получение и применение
Практическая работа № 3 по теме «Получение аммиака,
изучение его свойств»

1

1

10 неделя

https://m.edsoo.ru/00ade348

11 неделя

1

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade488

11 неделя
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade64a

12 неделя
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade64a

12 неделя

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade802

13 неделя
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00adea28

13 неделя
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00adec8a

14 мнеделя

1

https://m.edsoo.ru/00adec8a

14 неделя
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adeea6

15 неделя

1
1

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf004

1

15 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf180

31

32

33
34

35

36

37

38

39

Азотная кислота, ее получение, физические и
химические свойства (общие как представителя класса
кислот и специфические)
Использование нитратов и солей аммония в качестве
минеральных удобрений. Химическое загрязнение
окружающей среды соединениями азота
Фосфор. Оксид фосфора (V) и фосфорная кислота,
физические и химические свойства, получение,
применение
Использование фосфатов в качестве минеральных
удобрений. Загрязнение природной среды фосфатами
Общая
характеристика
элементов
IVА-группы.
Особенности строения атомов, характерные степени
окисления.
Общая характеристика элементов IVА-группы.
Углерод, аллотропные модификации, распространение в
природе, физические и химические свойства.
Адсорбция. Круговорот углерода в природе
Оксиды углерода, их физические и химические
свойства. Экологические проблемы, связанные с
оксидом углерода (IV)
Угольная кислота и ее соли, их физические и
химические свойства, получение и применение.
Качественная реакция на карбонат-ионы
Практическая работа № 4 по теме "Получение
углекислого газа. Качественная реакция на карбонатион"
Первоначальные понятия об органических веществах
как о соединениях углерода

16 неделя
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf306

16 неделя
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf518

17 неделя
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf68a

17 неделя

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adfc20

18 неделя
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00adfd9c

18 неделя
1

https://m.edsoo.ru/00adfebe

19 неделя
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae006c

19 неделя
1

Библиотека ЦОК

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae027e

20 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae054e

40

41
42

43

44

45

46

Кремний, его физические и химические свойства,
получение и применение. Соединения кремния в
природе. Общие представления об оксиде кремния (IV) и
кремниевой кислоте. Силикаты, их использование в
быту,
медицине,
промышленности.
Важнейшие
строительные материалы: керамика, стекло, цемент,
бетон,
железобетон.
Проблемы
безопасного
использования
строительных
материалов
в
повседневной жизни.
Практическая работа № 5. Решение экспериментальных
задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения»
Контрольная работа №3 по теме «Важнейшие
неметаллы и их соединения»
Общая характеристика химических элементов —
металлов на основании их положения в Периодической
системе химических элементов Д. И. Менделеева и
строения атомов. Строение металлов. Металлическая
связь и металлическая кристаллическая решетка.
Физические свойства металлов.
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд
напряжений металлов
Общие способы получения металлов. Сплавы (сталь,
чугун, дюралюминий, бронза) и их применение в быту и
промышленности.Вычисления по уравнениям
химических реакций, если один из реагентов содержит
примеси
Понятие о коррозии металлов, основные способы
защиты их от коррозии.

20 неделя

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00ae080a

1
1

1
1

21 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae0bf2

21 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae0e18

22 неделя
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00ae103e

22 неделя

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1156

23 неделя
1

1

Библиотека ЦОК

.

https://m.edsoo.ru/00ae1156

23 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1278

47

48

Щелочные металлы: положение в Периодической
системе химических элементов Д. И. Менделеева;
строение их атомов; нахождение в природе. Физические
и химические свойства (на примере натрия и калия).
Оксиды и гидроксиды натрия и калия. Применение
щелочных металлов и их соединений.

24 неделя

Щелочноземельные металлы – кальций и магний

1

50

Важнейшие соединения кальция

1

51

Обобщение и систематизация знаний

1

52

Жёсткость воды и способы её устранения

1

54

Практическая работа № 6 по теме "Жёсткость воды и
методы её устранения"
Алюминий: положение в Периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева; строение
атома; нахождение в природе. Физические и химические
свойства алюминия.

https://m.edsoo.ru/00ae14b2

24 неделя

1

49

53

Библиотека ЦОК

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae14b2

25 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae15e8

25 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae15e8

26 неделя
26 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1886

1

27 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1ae8

27 неделя
Библиотека ЦОК

1

55

Амфотерные свойства оксида и гидроксида

56

Железо: положение в Периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева; строение
атома; нахождение в природе. Физические и химические
свойства железа.

1

57

Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III)

1

58

Обобщение и систематизация знаний

1

1

https://m.edsoo.ru/00ae1c64

28 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1c64

28 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1d86

29 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae35e6

29 неделя

59

60
61
62
63
64

Практическая работа № 7. Решение экспериментальных
задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения»
Вычисления по уравнениям химических реакций, если
один из реагентов дан в избытке или содержит примеси.
Вычисления массовой доли выхода продукта реакции
Обобщение и систематизация знаний
Контрольная работа №4 по теме «Важнейшие металлы
и их соединения»
Новые материалы и технологии. Вещества и материалы
в повседневной жизни человека
Основы экологической грамотности. Химическое
загрязнение окружающей среды (предельная
допустимая концентрация веществ — ПДК).

1

30 неделя

1
31 неделя
31 неделя

1

32 неделя

1
1

66

Химия и здоровье. Безопасное использование веществ и
химических реакций в быту. Первая помощь при
химических ожогах и отравлениях.

1

67

Обобщение и систематизация знаний

1

68

Обобщение и систематизация знаний

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae4270

33 неделя

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae4270

33 неделя

68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae3f50

32 неделя

Роль химии в решении экологических проблем

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1750

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae3de8

30 неделя

65

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae0d0a

34 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb33c

34 неделя
4

7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9cb2

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Химия / Габриелян О.С., , Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Химия. 8-9 классы. Дидактический материал. Радецкий А.М
Химия. 8-9 классы. Задачник с «помощником». Гара Н.Н.,
Химия.8-9 класс. Видеодемонстрации.

Габрусева Н.И.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
• Издательство «Просвещение» www.prosv.ru
Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru
Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей it-n.ru
Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru
• Российская электронная школа resh.edu.ru
• Библиотека ЦОК


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».