РП История Урала

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа-интернат № 10, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

ПРИНЯТО
решением методического объединения
учителей социально-гуманитарного цикла
Протокол №1 от 26.08.2024 г.

СОГЛАСОВАНО
с зам. директора по УВР
27.08. 2024 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «История Урала»
для среднего общего образования
Срок освоения программы: 2 года (11-12 классы)

г. Екатеринбург

Пояснительная записка.
В образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего
образования
учебная
дисциплина
«История
родного
края»
входит
в
состав
дополнительных учебных дисциплин, формируемых из предметов по выбору, предметных областей
ФГОС среднего общего образования.
Рабочая программа по истории Урала разработана на основе Национально-регионального
компонента государственного стандарта общего образования. «История Урала» является
интегрированным курсом, обращенным к природно-географическим, социально-политическим,
экономическим, культурно-этническим и другим особенностям региона.
Цели и задачи курса
Цель курса истории Урала: развитие исторического мышления, исторической памяти и
гражданских качеств личности учащихся на основе приобщения к общечеловеческим духовнонравственным ценностям, культурно-историческим традициям уральского региона, создания
устойчивой мотивации к выполнению социальных ролей хранителя, созидателя, творца.
Задачи курса:
 обеспечить учащимся возможность овладения знаниями о многовековом историческом пути
Урала, о его роли в отечественной и мировой истории, о факторах, определявших в различные
эпохи судьбы края и населявших его народов»
 рассмотреть государственную политику в регионе на различных этапах истории, показать на
примере Урала особенности проявления общероссийских социально-экономических и
политических процессов;
 раскрыть взаимосвязь природно-географических, социально-экономических и культурных
факторов в истории;
 представить разнообразные аспекты социальной жизни края через деятельность различных
слоев и групп населения, их роль в обществе и вклад в развитие региона;
 показать историю не только через объективные исторические процессы, но и через личностный
фактор – историю людей, оставивших след, как в истории края, так и общероссийском масштабе.
В процессе освоения содержания курса обучающимися произойдет:
 знакомство учащихся с историко-краеведческой терминологией, основами хронологии и
периодизации;
 получение учащимися представлений и знаний об историческом развитии Урала, его роли в
отечественной и мировой истории;
 формирование представлений о разнообразных аспектах социокультурной жизни различных
слоев, групп населения, народов Урала, их взаимовлиянии;
 приобретение учащимися знаний о памятных местах социальной, гражданской и культурной
истории;
 осознание учащимися личной ответственности каждого молодого человека за судьбу своей
семьи, города, края, страны на основе понимания значимости общественно-полезной
деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
История Урала – общественная историческая наука. Курс истории Урала имеет комплексный
подход в изучении данного региона. Как средство познания окружающего мира, история Урала
обеспечивает развитие познавательных, интеллектуальных, творческих способностей обучающегося,
развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной
учебной деятельности, самообразования и самореализация деятельности подрастающего поколения.
История Урала - форма хранения и усвоения различных знаний. Она связана со многими школьными
науками: географией, Всемирной историей, химией, литературой, музыкой, изобразительным
искусством, живописью и пр. История Урала имеет большое воспитательное значение. Прививает
любовь к своей малой родине, патриотизм. «История Урала» является интегрированным курсом,

обращенным к природно-географическим, социально-политическим, экономическим, культурноэтническим и другим особенностям региона.
История Урала в структуре стандарта относится к культурно-исторической линии
национально-регионального компонента стандарта и конкретизирует федеральный стандарт по
истории, рассматривая региональную историю как часть и компонент мировых, общероссийских
процессов, выявляя ее своеобразно. Она выводит изучение истории на уровень истории определенной
территории, поселения, предприятия, семьи, человека и переходит в краеведение.
Актуальность предлагаемого курса заключается в том, что он позволяет по-новому,
комплексно взглянуть на Урал как регион, имеющий не только экономические, этнические,
природно-климатические, исторические, политические особенности, но и регион, играющий важную
роль в общероссийских и мировых процессах, край, имеющий будущее, несмотря на существующие
проблемы. История и культура Урала выступают в данном курсе не как иллюстративный материал, а
как основание исторического самоопределения личности.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1. сформированность представлений об истории родного края, ее специфике;
2. владение комплексом знаний об истории родного края и человечества в целом,
представлениями об общем и особенном в историческом процессе;
3. сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и
общественной деятельности, поликультурном общении;
4. владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением
различных источников;
5. сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по
исторической тематике.
Основное содержание
11 класс.
Урал: физико-географический, социально-экономический, топонимический смысл понятия.
Начало уральской истории.
Источники и история изучения древностей Урала. Каменный и бронзовый век на Урале. Урал
в раннем железном веке. Урал в позднем железном веке — раннем средневековье. Формирование
коренных народов Урала. Духовная культура населения Урала в древности и в раннем средневековье.
Урал в средние века.
Урал в системе международных отношений XI—XIII вв. Земли Урала в XIV — первой
половине XV в. Урал во второй половине XV — начале XVI в. Колонизационные процессы на Урале

в XVI в. Поход дружины Ермака в Сибирь. Освоение Сибири. Строительство за Уралом первых
русских городов и острогов.
Уральский край в составе русского государства в XVII в.
Административно-территориальное устройство края и организация системы местного
управления в XVII в. Экономическое развитие Урала в XVII в. Социальный состав населения Урала
в XVII в. Народные движения на Урале в XVII в. Культура и быт населения Урала в XV—XVII вв.
Промышленная модернизация Урала в XVIII в.
Урал как центр горного дела и металлургии страны в XVIII в. Административная система и
социальная структура населения Урала в XVIII в.Экономическое развитие Урала в XVIII в.
Социальные конфликты на Урале в XVIII в. Образование и наука на Урале в XVIII в. Литература и
искусство Урала в XVIII в.
Урал в первой половине XIX в.
Экономическое развитие Урала в первой половине XIX в. Урал в Отечественной войне 1812
г. Социально-политические отношения на Урале в первой половине XIX в.Образование, культура и
быт населения Урала в первой половине XIX в.
Урал во второй половине XIX в.
Развитие промышленности на Урале. Отмена крепостного права и развитие сельского
хозяйства в регионе. Местное управление и самоуправление на Урале. Социальное развитие Урала
во второй половине XIX в. Общественно-политическое движение на Урале. Культура и наука на
Урале.
12 класс.
Развитие Урала в начале XX в. (1901-февраль 1917 г.)
Уральский край на рубеже XIX—XX вв. Особенности Первой русской революции на Урале.
Социально-экономическое развитие России накануне Первой мировой войны. Урал в период Первой
мировой войны. Быт и культура уральцев в начале XX в.
Революционные события 1917 г. и Гражданская война на Урале.
Урал на демократическом этане развития русской революции (март - октябрь 1917 г.).
Гражданская война на Урале (октябрь 1917-го —1920 г.).
Урал в условиях новой экономической политики (1921-1928 гг.).
Особенности экономического развития уральского региона в период НЭПа. Общественнополитическая жизнь на Урале в 1920-е гг. Быт и культура населения Урала в 1920-е гг.
На начальном этапе «Социалистической модернизации»
(1928-1939 гг.).
Индустриальные победы на Урале: мифы и реальность. Изменения в сельском хозяйстве
Урала: темпы, содержание, итоги. Политическая ситуация и общественные настроения на Урале в
1930-е гг. Культурные преобразования на Урале
Урал во Второй мировой войне (1939 -1945 гг.).
Накануне и в начале глобального военного конфликта (1938 г.—21 июня 1941 г.). «Опорный
край державы»: 1941—1945 гг. Все для фронта! Все для победы! Социально-политические
отношения, наука и культура.
Уральский край и первое послевоенное двадцатилетие
(1945-1964 гг.).
Развитие индустриального комплекса Урала в середине 1940-х — середине 1960-х гг. Сельское
хозяйство в послевоенные годы. Социально-политические отношения и культурная жизнь.
Урал в период усиления кризисных процессов в жизни советского общества (середина
1960-х-1985 г.).
Промышленное развитие региона в 1965-м — 1980-е гг. Сельскохозяйственный комплекс
Урала. Социально-политическая жизнь региона. Культурное развитие Урала в 1965—1985 гг.
Урал в условиях перестройки (1985-1991 гг.).
Социально-экономическое положение региона в период перестройки. Политическое развитие
региона в условиях перестройки: кризис однопартийной политической системы. Культурная жизнь
региона в период перестройки.
На рубеже тысячелетий (1991-2003гг.).

Трудный переход к рынку: экономические преобразования на Урале. Кризисные явления в
экономике и первые мероприятия по их преодолению. Социально-политическое развитие региона в
1991—1999 гг. В современных социально-политических условиях.
Тематическое планирование по истории Урала 11 класс.
Наименование разделов и тем
Всего
В том числе на:
часов
Уроки
Практ.
работы
1
Начало уральской истории.
6
4
2
2
Урал в средние века.
6
4
2
3
Уральский край в составе русского государства в XVII 5
4
1
в.
4
Промышленная модернизация Урала в XVIII в.
6
5
1
5
Урал в первой половине XIX в.
4
2
2
6
Урал во второй половине XIX в.
7
6
2
Итого:
34
25
10
Календарно – тематическое планирование по истории Урала 11 класс
№ п/п
Тема урока
Дата
план/факт
Начало уральской истории. (6 часов)
1
Урал:
физико-географический,
социально-экономический,
топонимический смысл понятия.
№
п/п

2

Источники и история изучения древностей Урала. Каменный и
бронзовый век на Урале.

3
4
5

Урал в раннем железном веке.
Урал в позднем железном веке — раннем средневековье.
Формирование коренных народов Урала.

6

7
8
9

Духовная культура населения Урала в древности и в раннем
средневековье.
Урал в средние века. (6 часов)
Урал в системе международных отношений XI—XIII вв.
Земли Урала в XIV — первой половине XV в.
Урал во второй половине XV — начале XVI в.

10
Колонизационные процессы на Урале в XVI в.
11
Поход дружины Ермака в Сибирь. Освоение Сибири.
12
Строительство за Уралом первых русских городов и острогов.
Уральский край в составе русского государства в XVII в. (5 часов)
13
Административно-территориальное устройство края и организация
системы местного управления в XVII в.
14
Экономическое развитие Урала в XVII в.
15
16

Социальный состав населения Урала в XVII в.
Народные движения на Урале в XVII в.

17

Культура и быт населения Урала в XV—XVII вв.
Промышленная модернизация Урала в XVIII в. (6 часов)
Урал как центр горного дела и металлургии страны в XVIII в.

18
19

Административная система и социальная структура населения Урала
в XVIII в.

20

Экономическое развитие Урала в XVIII в.

21
22
23

Социальные конфликты на Урале в XVIII в.
Образование и наука на Урале в XVIII в.
Литература и искусство Урала в XVIII в.
Урал в первой половине XIX в. (4 часа)
Экономическое развитие Урала в первой половине XIX в.
Урал в Отечественной войне 1812 г.
Социально-политические отношения на Урале в первой половине
XIX в.

24
25
26

28

Образование, культура и быт населения Урала в первой половине XIX
в.
Урал во второй половине XIX в. (8 часов)
Развитие промышленности на Урале.

29

Отмена крепостного права и развитие сельского хозяйства в регионе.

30
31
32

Местное управление и самоуправление на Урале.
Социальное развитие Урала во второй половине XIX в.
Общественно-политическое движение на Урале.

33
34

Культура и наука на Урале.
Повторение по разделу «Урал во второй половине XIX в.»

27

№
п/п
7
8
9
10
11
12
13
14
15

№
п/п
1
2
3
4

Тематическое планирование по истории Урала 12 класс.
Наименование разделов и тем
Всего
часов

В том числе на:
Уроки Практ.
работы
3
2
2
2
1
3
1

Развитие Урала в начале XX в. (1901-февраль 1917 г.)
5
Революционные события 1917 г. и Гражданская война на Урале. 2
Урал в условиях новой экономической политики (1921-1928 гг.). 3
На начальном этапе «Социалистической модернизации» (1928- 4
1939 гг.).
Урал во Второй мировой войне (1939 -1945 гг.).
5
3
2
Уральский край и первое послевоенное двадцатилетие (1945- 3
2
1
1964 гг.).
Урал в период усиления кризисных процессов в жизни 4
3
1
советского общества (середина 1960-х-1985 г.).
Урал в условиях перестройки (1985-1991 гг.).
4
3
1
На рубеже тысячелетий (1991-2003 гг.).
4
3
2
Итого:
34
24
11
Календарно – тематическое планирование по истории Урала 12 класс
Тема урока
Дата
план/факт
Развитие Урала в начале XX в. (1901-февраль 1917 г.) (5 часов)
Уральский край на рубеже XIX—XX вв.
Особенности Первой русской революции на Урале.
Социально-экономическое развитие России накануне Первой мировой
войны.
Урал в период Первой мировой войны.

5
6
7
8
9

Быт и культура уральцев в начале XX в.
Революционные события 1917г. и Гражданская война на Урале. (2 часа)
Урал на демократическом этане развития русской революции (март октябрь 1917 г.).
Гражданская война на Урале (октябрь 1917 - 1920 г.).
Урал в условиях новой экономической политики (1921-1928 гг.). (3 часа)
Особенности экономического развития уральского региона в период
НЭПа.
Общественно-политическая жизнь на Урале в 1920-е гг.

11
12

Быт и культура населения Урала в 1920-е гг.
На начальном этапе «Социалистической модернизации»
(1928-1939 гг.). (4 часа)
Индустриальные победы на Урале: мифы и реальность.
Изменения в сельском хозяйстве Урала: темпы, содержание, итоги.

13

Политическая ситуация и общественные настроения на Урале в 1930-е гг.

14

Культурные преобразования на Урале.
Урал во Второй мировой войне (1939 -1945 гг.). (5 часов)
Накануне и в начале глобального военного конфликта (1938 г.—21 июня
1941 г.).

10

15
16
17
18
19

20

«Опорный край державы»: 1941—1945 гг.
Все для фронта! Все для победы!
Социально-политические отношения, наука и культура
Повторение по разделу «Урал во Второй мировой войне»
Уральский край и первое послевоенное двадцатилетие
(1945-1964 гг.). (3 часа)
Развитие индустриального комплекса Урала в середине 1940-х — середине
1960-х гг.

23

Сельское хозяйство в послевоенные годы.
Социально-политические отношения и культурная жизнь.
Урал в период усиления кризисных процессов в жизни советского общества (середина
1960-х-1985 г.). (4 часа)
Промышленное развитие региона в 1965-м — 1980-е гг.

24
25

Сельскохозяйственный комплекс Урала.
Социально-политическая жизнь региона.

26

Культурное развитие Урала в 1965—1985 гг.
Урал в условиях перестройки (1985-1991 гг.). (4 часа)
Социально-экономическое положение региона в период перестройки.

21
22

27
28
29
30

Политическое развитие региона в условиях перестройки: кризис
однопартийной политической системы.
Культурная жизнь региона в период перестройки
Повторение по разделу «Урал в условиях перестройки (1985-1991 гг.)»
На рубеже тысячелетий (1991-2003 гг.). (5 часов)

31
32

Трудный переход к рынку: экономические преобразования на Урале.
Кризисные явления в экономике и первые мероприятия по их преодолению.
Социально-политическое развитие региона в 1991—1999 гг.

33
В современных социально-политических условиях.
34
Повторение по разделу «На рубеже тысячелетий (1991-2003 гг.)»
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по истории Урала.
Устный ответ: Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся
по предмету. Развернутый ответ должен представлять собой связное, логичное последовательное
сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных
случаях. При оценке ученика необходимо учитывать следующие критерии: полноту и правильность
ответа, степень осознанности, понимания изучаемого, языковое оформление ответа.
Отметка “5” выставляется, если полно излагается изученный материал, дается правильное
определение предметных понятий; обнаруживается понимание материала, обосновываются
суждения, ученик демонстрирует способность применить полученные знания на практике, привести
примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; ученик излагает материал
последовательно с точки зрения логики предмета и норм литературного языка.
Отметка “4” выставляется, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что
и для отметки “5”, но допускаются 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка “3” выставляется, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении
понятий или формулировке правил, понятий; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать
свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки
в языковом оформлении излагаемого.
Отметка “2” выставляется, если ученик обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и
правил, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка “2” отмечает
такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному
овладению последующим материалом.
Письменная работа является одной из форм выявления уровня обученности учащегося.
Письменная работа проверяет усвоение учеником материала темы, раздела программы изучаемого
предмета; основных понятий, степень самостоятельности учащегося, умения применять на практике
полученные знания, используя, в том числе ранее изученный материал. При оценке письменной
работы исправляются, но не учитываются ошибки на темы, которые не включены в школьную
программу или еще не изучены. Исправляются, но не учитываются описки. Среди ошибок следует
выделить негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для изучаемой темы. При подсчете
ошибок две негрубые считаются за одну ошибку.
Отметка “5” выставляется, если учеником не допущено в работе ни одной ошибки, а также при
наличии в ней 1 негрубой ошибки. Учитывается качество оформления работы, аккуратность ученика,
отсутствие орфографических ошибок.
Отметка “4” выставляется, если ученик допустил 2 ошибки, а также при наличии 2-х негрубых
ошибок. Учитывается оформление работы и общая грамотность.
Отметка “3” выставляется, если ученик допустил до 4-х ошибок, а также при наличии 5
негрубых ошибок. Учитывается оформление работы
Отметка “2” выставляется, если ученик допустил более 4-х ошибок.
При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим
образом: - “5” – если все задания выполнены; - “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий; - “3”
– за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы; - “2” – выставляется за работу
в которой не выполнено более половины заданий. При оценке контрольного диктанта на понятия
отметки выставляются: - “5” – нет ошибок; - “4” – 1-2 ошибки; - “3” – 3-4 ошибки; - “2” – допущено
до 7 ошибок.
Критерии оценивания тестовых работ.
Оценка «2» - за выполнение менее 50% заданий;

Оценка «3» - за правильно выполнение 51-61 % заданий
Оценка «4» - за правильное выполнение 62-90 % заданий;
Оценка «5» - за правильное выполнение 91-100 % заданий.
Критерии оценки сообщений учащихся.
1.Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения темы (проблемы).
2.Логичность: последовательность изложения, его конкретность, обоснование теоретических
положений фактами или обобщение фактов и формирование выводов.
3.Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли
свое отношение.
4.Риторика (богатство) речи: лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем
использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.п., правильность и
чистота речи, правильное использование исторических терминов.
Критерии экспертизы групповой работы:
1. Активность всех членов группы.
2. Верность высказываемых суждений каждым членом группы.
3. Уровень диалоговой культуры.
4. Логика ответов.
5. Полнота ответов.
6. Глубина ответов.
7. Умение слушать товарища.
Критерии оценки реферата.
«5»- ставится, если ученик глубоко и полно рассмотрел поднятую проблему, показал умение
выделять главное, анализировать, сумел правильно отобрать фактический материал для
аргументации, показал умение сравнивать реферируемые источники, разные точки зрения, тема
научно обоснована. Реферат написан правильным литературным языком, грамотно оформлен.
«4»- ставится, если поднятая проблема раскрыта полно, показано умение выделять главное,
анализировать, но недостаточен фактический материал для аргументации. Тема научно обоснована,
но сравнительного материала недостаточно. Реферат написан правильным литературным языком,
есть значительные нарушения последовательности. Оформлен грамотно.
«3» - ставится, если проблема раскрыта недостаточно полно, не всегда правильно выделяется
главное, беден фактический материал, мало использовано дополнительной литературы. Реферат
оформлен правильно, но имеются незначительные нарушения логики. Написан грамотно.
Критерии оценивания презентаций.
Название критерия

Оцениваемые параметры

Тема презентации

Соответствие темы программе учебного предмета, раздела

Дидактические и
методические цели и
задачи презентации
Выделение основных идей
презентации

-Соответствие целей поставленной теме
-Достижение поставленных целей и задач

Содержание

Подбор информации для
создания проекта –
презентации

-Соответствие целям и задачам
-Содержание умозаключений
-Вызывают ли интерес у аудитории
-Количество (рекомендуется для запоминания аудиторией не более
4-5)
-Достоверная информация об исторических справках и текущих
событиях
-Все заключения подтверждены достоверными источниками
-Язык изложения материала понятен аудитории
-Актуальность, точность и полезность содержания
-Графические иллюстрации для презентации
-Статистика
-Диаграммы и графики

-Экспертные оценки
-Ресурсы Интернета
-Примеры
-Сравнения
-Цитаты и т.д.
Подача материала проекта -Хронология
– презентации
-Приоритет
-Тематическая последовательность
-Структура по принципу «проблема-решение»
Логика и переходы во
-От вступления к основной части
время проекта –
-От одной основной идеи (части) к другой
презентации
-От одного слайда к другому
-Гиперссылки
Заключение
-Яркое высказывание - переход к заключению
-Повторение основных целей и задач выступления
-Выводы
-Подведение итогов
-Короткое и запоминающееся высказывание в конце
Дизайн презентации
-Шрифт (читаемость)
-Корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков)
-Элементы анимации
Техническая часть
-Грамматика
-Подходящий словарь
-Наличие ошибок правописания и опечаток
Критерии оценивания исторической личности.
1.Время жизни исторического деятеля.
2.Характеристика основных направлений деятельности.
3.Характеристика основных результатов деятельности.
Критерии
Оценка
-Правильно указано время жизни исторического деятеля;
5
-Правильно указаны основные направления деятельности исторической
(отлично).
личности;
-Правильно указаны основные результаты деятельности исторической
личности.
-Правильно указано время жизни исторического деятеля;
4
-При характеристике основных направлений деятельности исторической
(хорошо).
личности допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному
искажению смысла;
-При характеристике результатов деятельности
исторической личности допущены фактические ошибки, не приведшие к
существенному искажению смысла.
-Правильно указано время жизни исторического деятеля;
3
-Без фактических ошибок приведены только частные исторические факты,
(удовлетворите
относящиеся к жизни личности, но не характеризующие её деятельность;
льно).
-Не указаны результаты деятельности.
-Время жизни исторического деятеля указано неправильно или не указано;
2
-Основные направления деятельности исторической личности не указаны.
(неудовлетвори
ИЛИ все основные исторические факты приведены с фактическими
т.)
ошибками, существенно искажающими смысл;
-Не названы результаты деятельности или названы неправильно.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».