РП ОБЗР

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской
области «Екатеринбургская школа-интернат № 10, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы»

ПРИНЯТО
решением методического объединения
учителей физической культуры и ОБЗР
Протокол №1 от 26.08.2024 г.

СОГЛАСОВАНО
с зам. директора по УВР
27.08. 2024 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины»
для основного среднего образования
Срок освоения программы: 2 года (11-12 класс)

Екатеринбург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Основы
безопасности и защиты Родины" (далее - ОБЗР) разработана на
основе требований к результатам освоения образовательной
программы среднего общего образования, представленных в ФГОС
СОО,
федеральной
рабочей
программы
воспитания
и
предусматривает непосредственное применение при реализации ОП
СОО.
Программа ОБЗР позволит учителю построить освоение
содержания в логике последовательного нарастания факторов
опасности от опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и
разумного взаимодействия человека с окружающей средой, учесть
преемственность
приобретения
обучающимися
знаний
и
формирования у них умений и навыков в области безопасности
жизнедеятельности.
Программа ОБЗР в методическом плане обеспечивает
реализацию практико-ориентированного подхода в преподавании
ОБЗР, системность и непрерывность приобретения обучающимися
знаний и формирования у них навыков в области безопасности
жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего
образования; помогает педагогу продолжить освоение содержания
материала в логике последовательного нарастания факторов
опасности: опасная ситуация, чрезвычайная ситуация и разумного
построения модели индивидуального и группового безопасного
поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и
угроз в природной, техногенной, социальной и информационной
сферах
Программа ОБЗР обеспечивает:
1. формирование личности выпускника с высоким уровнем
культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и
экологически целесообразного образа жизни;
2. достижение выпускниками базового уровня культуры
безопасности
жизнедеятельности,
соответствующего
интересам обучающихся и потребностям общества в
формировании полноценной личности безопасного типа;

взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета ОБЗР на уровнях
основного общего и среднего общего образования;
4. подготовку
выпускников
к
решению
актуальных
практических задач безопасности жизнедеятельности в
повседневной жизни.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
В программе ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР
структурно представлено одиннадцатью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими системность и непрерывность
изучения предмета на уровнях основного общего и среднего общего
образования:
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности,
общества, государства».
Модуль № 2. «Основы военной подготовки».
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе».
Модуль № 4. «Безопасность в быту».
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте».
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах».
Модуль № 7. «Безопасность в природной среде».
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой
помощи».
Модуль № 9. «Безопасность в социуме».
Модуль
№
10.
«Безопасность
в
информационном
пространстве».
Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и
терроризму».
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного
предмета ОБЗР на уровне среднего общего образования программа
ОБЗР предполагает внедрение универсальной структурнологической
схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме
безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность, по
возможности её избегать, при необходимости безопасно
действовать».
3.

Программа
ОБЗР
предусматривает
внедрение
практикоориентированных интерактивных форм организации
учебных занятий с возможностью применения тренажёрных систем и
виртуальных моделей. При этом использование цифровой
образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным:
компьютер и дистанционные образовательные технологии не
способны полностью заменить педагога и практические действия
обучающихся.
В современных условиях с обострением существующих и
появлением новых глобальных и региональных вызовов и угроз
безопасности России (резкий рост военной напряжённости на
приграничных территориях; продолжающееся распространение идей
экстремизма
и
терроризма;
существенное
ухудшение
медикобиологических условий жизнедеятельности; нарушение
экологического равновесия и другие) возрастает приоритет вопросов
безопасности, их значение не только для самого человека, но также
для общества и государства. При этом центральной проблемой
безопасности жизнедеятельности остаётся сохранение жизни и
здоровья каждого человека. В данных обстоятельствах огромное
значение приобретает качественное образование подрастающего
поколения россиян, направленное на воспитание личности
безопасного типа, формирование гражданской идентичности,
овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией для
обеспечения безопасности в повседневной жизни.
Актуальность
совершенствования
учебно-методического
обеспечения образовательного процесса по ОБЗР определяется
системообразующими документами в области безопасности:
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля
2021 г. № 400, Национальными целями развития Российской
Федерации на период до 2030 года, утвержденными Указом
Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474,
государственной программой Российской Федерации «Развитие
образования», утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.
ОБЗР является открытой обучающей системой, имеет свои
дидактические компоненты во всех без исключения предметных

областях и реализуется через приобретение необходимых знаний,
выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и
умений, формирование компетенций в области безопасности,
поддержанных согласованным изучением других учебных
предметов. Научной базой учебного предмета ОБЗР является общая
теория безопасности, которая имеет междисциплинарный характер,
основываясь на изучении проблем безопасности в общественных,
гуманитарных, технических и естественных науках. Это позволяет
формировать целостное видение всего комплекса проблем
безопасности (от индивидуальных до глобальных), что позволит
обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности
личности, общества и государства, а также актуализировать для
выпускников построение модели индивидуального и группового
безопасного поведения в повседневной жизни.
Подходы к изучению ОБЗР учитывают современные вызовы и
угрозы. ОБЗР входит в предметную область «Основы безопасности и
защиты Родины», является обязательным для изучения на уровне
среднего общего образования.
Изучение ОБЗР направлено на формирование ценностей,
освоение знаний и умений, обеспечивающих готовность к
выполнению конституционного долга по защите Отечества и
достижение
базового
уровня
культуры
безопасности
жизнедеятельности, что способствует выработке у выпускников
умений распознавать угрозы, снижать риски развития опасных
ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать обоснованные
решение в экстремальных условиях, грамотно вести себя при
возникновении чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует
воспитанию личности безопасного типа, закреплению навыков,
позволяющих обеспечивать благополучие человека, созданию
условий устойчивого развития общества и государства
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
Целью изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования
является овладение основами военной подготовки и формирование у
обучающихся
базового
уровня
культуры
безопасности
жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями
личности, общества и государства, что предполагает:

способность применять принципы и правила безопасного
поведения в повседневной жизни на основе понимания
необходимости ведения здорового образа жизни, причин и
механизмов возникновения и развития различных опасных и
чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых
средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
сформированность ценностей, овладение знаниями и умениями,
которые обеспечивают готовность к военной службе, исполнению
долга по защите Отечества; сформированность активной жизненной
позиции, осознанное понимание значимости личного и группового
безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого
развития личности, общества и государства; знание и понимание
роли личности, общества и государства в решении задач
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Всего на изучение учебного предмета ОБЗР на уровне среднего
общего образования отводится 68 часов (по 34 часа в каждом
классе).
СОДЕРЖАНИЕ
Модуль №1 «Безопасное и устойчивое развитие личности,
общества, государства».
правовая основа обеспечения национальной безопасности;
принципы обеспечения национальной безопасности;
реализация национальных приоритетов как условие
обеспечения национальной безопасности и устойчивого
развития Российской Федерации;
взаимодействие личности, государства и общества в
реализации национальных приоритетов;
роль правоохранительных органов и специальных служб в
обеспечении национальной безопасности;
роль личности, общества и государства в предупреждении
противоправной деятельности;
Единая государственная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), структура,
режимы функционирования;

территориальный и функциональный принцип организации
РСЧС, её задачи и примеры их решения;
права и обязанности граждан в области защиты от
чрезвычайных ситуаций; задачи гражданской обороны;
права и обязанности граждан Российской Федерации в
области гражданской обороны;
Россия в современном мире, оборона как обязательное
условие мирного социально-экономического развития
Российской Федерации и обеспечение её военной
безопасности;
роль Вооружённых Сил Российской Федерации в
обеспечении национальной безопасности.
Модуль № 2. «Основы военной подготовки»: движение строевым
шагом, движение бегом, походным шагом, движение с изменением
скорости движения, повороты в движении, выполнение воинского
приветствия на месте и в движении; основы общевойскового боя;
основные понятия общевойскового боя (бой, удар, огонь,
маневр); виды маневра;
походный, предбоевой и
боевой
порядок
действия
подразделений; оборона, ее задачи и принципы; наступление, задачи
и способы;
требования курса стрельб по организации, порядку и мерам
безопасности во время стрельб и тренировок;
правила безопасного обращения с оружием;
изучение условий выполнения упражнения начальных стрельб
из стрелкового оружия; способы удержания оружия и правильность
прицеливания; назначение и тактико-технические характеристики
современных видов стрелкового оружия (автомат Калашникова АК12, пистолет Ярыгина, пистолет Лебедева); перспективы и
тенденции развития современного стрелкового
оружия; история возникновения и развития робототехнических
комплексов;
виды,
предназначение,
тактико-технические
характеристики и общее устройство беспилотных летательных
аппаратов (далее –
БПЛА); конструктивные особенности БПЛА квадрокоптерного типа;
история возникновения и развития радиосвязи; радиосвязь,
назначение и основные требования; предназначение, общее
устройство и тактико-технические

характеристики
переносных
радиостанций;
местность как элемент боевой обстановки;
тактические свойства местности, основные её разновидности и
влияние на боевые действия войск, сезонные изменения тактических
свойств местности;
шанцевый инструмент, его назначение, применение и
сбережение; порядок оборудования позиции отделения;
назначение, размеры и последовательность оборудования окопа
для стрелка; понятие оружия массового поражения, история его
развития,
примеры применения, его роль в современном бою;
поражающие факторы ядерных взрывов; отравляющие
вещества, их назначение и классификация;
внешние
признаки
применения
бактериологического
(биологического) оружия; зажигательное оружие и способы защиты
от него; состав и назначение штатных и подручных средств
первой
помощи; виды боевых ранений и опасность их получения;
алгоритм оказания первой помощи при различных состояниях;
условные зоны оказания первой помощи;
характеристика особенностей «красной», «желтой» и «зеленой»
зон;
объем мероприятий первой помощи в «красной», «желтой» и
«зеленой» зонах; порядок выполнения мероприятий первой помощи
в «красной»,
«желтой» и «зеленой» зонах; особенности прохождения службы по
призыву, освоение военно-учетных специальностей; особенности
прохождения службы по контракту; организация подготовки
офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации,
Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной
службы безопасности Российской Федерации, Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий; военно-учебные заведение и военно-учебные центры.
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе»:

понятие «культура безопасности», его значение в жизни
человека, общества, государства;
соотношение понятий «опасность», «безопасность», «риск»
(угроза);
соотношение понятий «опасная ситуация», «чрезвычайная
ситуация»; общие принципы (правила) безопасного поведения;
индивидуальный, групповой, общественно-государственный
уровень решения задачи обеспечения безопасности; понятия
«виктимность», «виктимное поведение», «безопасное
поведение»; влияние действий и поступков человека на его
безопасность и
благополучие; действия, позволяющие предвидеть опасность;
действия, позволяющие избежать опасности; действия в опасной и
чрезвычайной ситуациях; риск-ориентированное
мышление как
основа
обеспечения безопасности; риск-ориентированный
подход к обеспечению безопасности
личности, общества, государства.
Модуль № 4. «Безопасность в быту»: источники
опасности в быту, их классификация; общие правила
безопасного поведения; защита прав потребителя;
правила безопасного поведения при осуществлении покупок
в Интернете;
причины и профилактика бытовых отравлений, первая
помощь, порядок действий в экстренных случаях;
предупреждение бытовых травм;
правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с
опасностью получить травму (спортивные занятия,
использование различных инструментов, стремянок,
лестниц и другое), первая помощь при ушибах переломах,
кровотечениях;
основные правила безопасного поведения при обращении и
газовыми и электрическими приборами; последствия
электротравмы; порядок проведения сердечно-легочной
реанимации; основные правила пожарной безопасности в
быту; термические и химические ожоги, первая помощь при
ожогах;
правила безопасного поведения в местах общего
пользования (подъезд, лифт, придомовая территория,
детская площадка, площадка для выгула собак и других);

коммуникация с соседями; меры по предупреждению
преступлений; аварии на коммунальных системах
жизнеобеспечения;
правила безопасного поведения в ситуации аварии на
коммунальной системе; порядок вызова аварийных служб и
взаимодействия с ними; действия в экстренных случаях.
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте»: история появления
правил дорожного движения и причины их
изменчивости; риск-ориентированный подход к обеспечению
безопасности на
транспорте;
безопасность пешехода в разных условиях (движение по
обочине; движение в тёмное время суток; движение с
использованием средств индивидуальной мобильности); взаимосвязь
безопасности водителя и пассажира; правила безопасного поведения
при поездке в легковом автомобиле, автобусе; ответственность
водителя, ответственность пассажира; представления о знаниях и
навыках, необходимых водителю; порядок действий при дорожнотранспортных происшествиях разного характера (при отсутствии
пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при
опасности возгорания; с большим количеством участников);
основные источники опасности в метро, правила безопасного
поведения, порядок действий при возникновении опасных или
чрезвычайных ситуаций; основные источники опасности на
железнодорожном транспорте, правила безопасного поведения,
порядок действий при возникновении опасных и чрезвычайных
ситуаций; основные источники опасности на водном транспорте,
правила безопасного поведения, порядок действий при
возникновении опасной и чрезвычайной ситуации; основные
источники опасности на авиационном транспорте, правила
безопасного поведения, порядок действий при возникновении
опасной, чрезвычайной ситуации.
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах»:
общественные места и их классификация;
основные источники опасности в
общественных
местах закрытого и открытого типа, общие правила
безопасного поведения; опасности в общественных местах

социально-психологического характера (возникновение
толпы и давки; проявление агрессии; криминогенные
ситуации; случаи, когда потерялся человек);
порядок действий при риске возникновения или
возникновении толпы, давки; эмоциональное заражение в
толпе, способы самопомощи, правила безопасного
поведения при попадании в агрессивную и паническую
толпу; правила безопасного поведения при проявлении
агрессии; криминогенные ситуации в общественных местах,
правила безопасного поведения, порядок действия при
попадании в опасную ситуацию;
порядок действий в случаях, когда потерялся человек
(ребёнок; взрослый;
пожилой человек;
человек
с
ментальными расстройствами);
порядок действий в ситуации, если вы обнаружили
потерявшегося человека;
порядок действий при угрозе возникновения пожара в
различных общественных местах, на объектах с массовым
пребыванием людей (медицинские и образовательные
организации,
культурные,
торгово-развлекательные
учреждения и другие);
меры безопасности и порядок действий при угрозе
обрушения зданий и отдельных конструкций;
меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в
случае террористического акта.
Модуль № 7. «Безопасность в природной среде»: отдых на
природе, источники опасности в природной среде; основные
правила безопасного поведения в лесу, в горах, на
водоёмах; общие правила безопасности в
походе;
особенности обеспечения безопасности в лыжном походе;
особенности обеспечения безопасности в водном походе;
особенности обеспечения безопасности в горном походе;
ориентирование на местности;
карты, традиционные и современные средства навигации
(компас, GPS); порядок действий в случаях, когда человек потерялся
в природной среде; источники опасности в автономных
условия; сооружение убежища, получение воды и питания;
способы защиты от перегрева и переохлаждения в разных
природных условиях, первая помощь при перегревании,

переохлаждении и отморожении; природные чрезвычайные
ситуации; общие правила поведения в природных
чрезвычайных ситуациях (предвидеть; избежать опасности;
действовать: прекратить или минимизировать воздействие
опасных факторов; дождаться помощи); природные пожары,
возможности прогнозирования и предупреждения; правила
безопасного поведения, последствия природных
пожаров для людей и окружающей среды; природные чрезвычайные
ситуации, вызванные опасными геологическими явлениями и
процессами: землетрясения, извержение вулканов, оползни,
камнепады; возможности прогнозирования, предупреждения,
смягчения
последствий,
правила
безопасного
поведения,
последствия природных чрезвычайных ситуаций, вызванных
опасными геологическими явлениями и процессами; природные
чрезвычайные ситуации, вызванные опасными гидрологическими
явлениями и процессами: паводки, половодья, цунами, сели, лавины;
возможности
прогнозирования,
предупреждения,
смягчения
последствий, правила безопасного поведения, последствия
природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными
гидрологическими
явлениями
и
процессами;
природные
чрезвычайные ситуации, вызванные опасными метеорологическими
явлениями и процессами: ливни, град, мороз, жара; возможности
прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий, правила
безопасного поведения, последствия природных чрезвычайных
ситуаций, вызванных опасными метеорологическими явлениями и
процессами; влияние деятельности человека на природную среду;
причины и источники загрязнения Мирового океана, рек, почвы,
космоса;
чрезвычайные
ситуации
экологического
характера,
возможности
прогнозирования,
предупреждения,
смягчения
последствий;
экологическая
грамотность
и
разумное
природопользование.
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание
первой помощи»
понятия
«здоровье», «охрана
здоровья», «здоровый
образ жизни», «лечение», «профилактика»;

биологические, социально-экономические, экологические
(геофизические), психологические факторы, влияющие на
здоровье человека;
составляющие
здорового образа
жизни:
сон,
питание,
физическая
активность,
психологическое
благополучие; общие представления об инфекционных
заболеваниях;
механизм
распространения
и
способы
передачи
инфекционных заболеваний; чрезвычайные ситуации
биолого-социального характера, меры профилактики и
защиты;
роль
вакцинации,
национальный
календарь
профилактических
прививок;
вакцинация
по
эпидемиологическим показаниям; значение изобретения
вакцины для человечества; неинфекционные заболевания,
самые распространённые неинфекционные заболевания;
факторы риска возникновения сердечно-сосудистых
заболеваний; факторы риска возникновения онкологических
заболеваний;
факторы риска возникновения заболеваний
дыхательной системы; факторы риска возникновения
эндокринных
заболеваний;
меры
профилактики
неинфекционных заболеваний;
роль
диспансеризации
в
профилактике
неинфекционных
заболеваний;
признаки угрожающих жизни и здоровью состояний,
требующие вызова скорой медицинской помощи (инсульт,
сердечный приступ, острая боль в животе, эпилепсия и
другие); психическое здоровье и психологическое
благополучие;
критерии психического здоровья и психологического
благополучия;
основные факторы, влияющие на психическое здоровье и
психологическое благополучие;
основные направления сохранения и укрепления психического
здоровья (раннее выявление психических расстройств; минимизация
влияния хронического стресса: оптимизация условий жизни, работы,
учёбы; профилактика злоупотребления алкоголя и употребления
наркотических средств; помощь людям, перенёсшим
психотравмирующую ситуацию);

меры, направленные на сохранение и укрепление
психического здоровья;
первая
помощь,
история
возникновения
скорой
медицинской помощи и первой помощи; состояния, при
которых оказывается первая помощь; мероприятия по
оказанию первой помощи; алгоритм первой помощи;
оказание первой помощи в сложных случаях (травмы глаза;
«сложные» кровотечения;
первая
помощь
с
использованием подручных средств;
первая
помощь
при нескольких травмах одновременно); действия при
прибытии скорой медицинской помощи.
Модуль 9. «Безопасность в социуме»: определение
понятия «общение»; навыки конструктивного общения;
общие
представления о
понятиях «социальная
группа», «большая группа», «малая группа»;
межличностное общение, общение в группе, межгрупповое
общение (взаимодействие); особенности общения в группе;
психологические характеристики группы
особенности
взаимодействия в группе; групповые нормы и ценности;
коллектив как социальная группа; психологические
закономерности в группе; понятие «конфликт», стадии
развития конфликта;
конфликты в межличностном общении, конфликты в малой
группе; факторы, способствующие и
препятствующие
эскалации конфликта; способы поведения в конфликте;
деструктивное и агрессивное поведение; конструктивное
поведение в конфликте;
роль регуляции эмоций при разрешении конфликта,
способы саморегуляции; способы разрешения конфликтных
ситуаций;
основные формы участия третьей стороны в процессе
урегулирования и разрешения конфликта; ведение
переговоров при разрешении конфликта; опасные
проявления конфликтов (буллинг, насилие); способы
противодействия буллингу и проявлению насилия; способы
психологического воздействия; психологическое влияние в
малой группе; положительные и отрицательные стороны
конформизма;
эмпатия и уважение к партнёру (партнёрам) по общению как
основа коммуникации; убеждающая коммуникация;

манипуляция в общении, цели, технологии и способы
противодействия; психологическое влияние на большие
группы;
способы воздействия на большую группу: заражение;
убеждение; внушение; подражание; деструктивные и
псевдопсихологические
технологии;
противодействие
вовлечению молодёжи в противозаконную и
антиобщественную деятельность.
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве»:
понятия «цифровая среда», «цифровой след»; влияние
цифровой среды на жизнь человека; приватность,
персональные данные;
«цифровая зависимость», её признаки и последствия;
опасности и риски цифровой среды, их источники; правила
безопасного поведения в цифровой среде; вредоносное
программное обеспечение;
виды вредоносного
программного
обеспечения, его
цели, принципы работы; правила защиты от вредоносного
программного обеспечения; кража персональных данных,
паролей; мошенничество, фишинг, правила защиты от
мошенников; правила безопасного использования устройств
и программ; поведенческие опасности в цифровой среде и
их причины; опасные персоны, имитация близких
социальных отношений;
неосмотрительное поведение и коммуникация в Интернете как
угроза для будущей жизни и карьеры; травля в Интернете,
методы защиты от травли;
деструктивные сообщества и деструктивный контент в
цифровой среде, их признаки;
механизмы вовлечения в деструктивные сообщества;
вербовка,
манипуляция,
«воронки
вовлечения»;
радикализация деструктива;
профилактика
и
противодействие
вовлечению
в
деструктивные сообщества; правила коммуникации в
цифровой среде; достоверность информации в цифровой
среде; источники информации, проверка на достоверность;
«информационный пузырь», манипуляция сознанием,
пропаганда; фальшивые аккаунты, вредные советчики,

манипуляторы;
понятие
«фейк»,
цели
и
виды,
распространение фейков;
правила и инструменты для распознавания фейковых
текстов и изображений; понятие прав человека в цифровой
среде, их защита; ответственность за действия в Интернете;
запрещённый контент; защита прав в цифровом
пространстве.
Модуль №
11. «Основы противодействия
экстремизму
и терроризму»:
экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития
общества; понятия «экстремизм» и «терроризм», их
взаимосвязь; варианты проявления экстремизма, возможные
последствия;
преступления
террористической
направленности,
их цель, причины, последствия; опасность вовлечения в
экстремистскую и террористическую деятельность: способы
и признаки;
предупреждение и
противодействие вовлечению в
экстремистскую и террористическую деятельность; формы
террористических актов; уровни террористической угрозы;
правила поведения и порядок действий при угрозе или в
случае
террористического
акта,
проведении
контртеррористической операции;
правовые основы противодействия экстремизму и
терроризму в Российской Федерации;
основы
государственной
системы
противодействия
экстремизму и терроризму, ее цели, задачи, принципы;
права и обязанности граждан и общественных организаций
в области противодействия экстремизму и терроризму.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими
социокультурными
и
духовно-нравственными

ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР,
должны способствовать процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма,
гражданственности и проявляться, прежде всего, в уважении к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону
и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за
российские достижения, в готовности к осмысленному применению
принципов и правил безопасного поведения в повседневной жизни,
соблюдению правил экологического поведения, защите Отечества,
бережном отношении к окружающим людям, культурному наследию
и уважительном отношении к традициям многонационального
народа Российской Федерации и к жизни в целом.
Личностные результаты изучения ОБЗР включают:
1) Гражданское воспитание:
сформированность
активной
гражданской
позиции
обучающегося, готового и способного применять принципы и
правила безопасного
поведения в течение всей жизни; уважение закона и правопорядка,
осознание своих прав, обязанностей и ответственности в области
защиты населения и территории Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с
безопасностью жизнедеятельности; сформированность базового
уровня культуры безопасности жизнедеятельности как основы для
благополучия и устойчивого развития личности, общества и
государства; готовность противостоять идеологии экстремизма и
терроризма,
национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам; готовность к
взаимодействию с обществом и государством в
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения; готовность к
участию в деятельности государственных социальных организаций и
институтов гражданского общества в области обеспечения
комплексной безопасности личности, общества и государства;
2) Патриотическое воспитание: сформированность
российской гражданской идентичности, уважения к своему

народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев
Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые Силы
Российской Федерации, прошлое и настоящее
многонационального народа России, российской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам,
историческому и природному наследию, дням воинской славы,
боевым традициям Вооружённых Сил Российской Федерации,
достижениям России в области обеспечения безопасности жизни и
здоровья людей; сформированность чувства ответственности
перед Родиной,
идейная убеждённость и готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
3) Духовно-нравственное воспитание:
осознание духовных ценностей российского народа и
российского воинства;
сформированность
ценности
безопасного
поведения,
осознанного и ответственного отношения к личной безопасности,
безопасности других людей, общества и государства; способность
оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность
реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и
ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности
по снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания
их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему
поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие
идей волонтёрства и добровольчества;
4) Эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой
безопасности жизнедеятельности; понимание взаимозависимости
успешности и полноценного
развития и безопасного поведения в повседневной жизни;
5) Ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего
текущему уровню развития общей теории безопасности,
современных представлений о безопасности в технических,
естественно-научных, общественных, гуманитарных областях
знаний,
современной
концепции
культуры
безопасности

жизнедеятельности;
понимание
научно-практических
основ
учебного предмета ОБЗР, осознание его значения для безопасной и
продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
способность применять научные знания для реализации принципов
безопасного поведения (способность предвидеть, по возможности
избегать, безопасно действовать в опасных,
экстремальных и чрезвычайных ситуациях);
6) Физическое воспитание: осознание ценности жизни,
сформированность ответственного
отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; знание
приёмов
оказания первой
помощи
и
готовность
применять их в случае необходимости; потребность в регулярном
ведении здорового образа жизни; осознание последствий и активное
неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
7) Трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание значимости трудовой
деятельности для развития личности, общества и государства,
обеспечения национальной безопасности; готовность к осознанному
и ответственному соблюдению
требований безопасности в процессе трудовой деятельности; интерес
к различным сферам профессиональной деятельности,
включая военно-профессиональную деятельность; готовность и
способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
8) Экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, понимание
влияния социально-экономических процессов на состояние
природной среды, осознание глобального характера экологических
проблем, их роли в обеспечении безопасности личности, общества и
государства; планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе соблюдения экологической
грамотности и разумного природопользования;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические

последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение представлений о деятельности экологической
направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
.
В результате изучения ОБЗР на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные
учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия Базовые
логические действия: самостоятельно определять актуальные
проблемные вопросы безопасности личности, общества и
государства, обосновывать их приоритет и всесторонне
анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения в
различных ситуациях; устанавливать существенный признак или
основания для обобщения, сравнения и классификации событий и
явлений в области безопасности жизнедеятельности, выявлять их
закономерности и противоречия; определять цели действий
применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать
способы их достижения с учётом самостоятельно выделенных
критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать
риски
возможных
последствий
для
реализации
рискориентированного поведения; моделировать объекты (события,
явления) в области безопасности личности, общества и государства,
анализировать их различные состояния для решения познавательных
задач, переносить приобретённые знания в повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях
дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми
понятиями и
методами в области безопасности жизнедеятельности; осуществлять
различные виды деятельности по приобретению нового знания, его
преобразованию и применению для решения различных учебных
задач, в том числе при разработке и защите проектных работ;

анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать
новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения
задач с учётом установленных (обоснованных) критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие
между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием
объекта (явления) в повседневной жизни; критически оценивать
полученные в ходе решения учебных задач результаты,
обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать
возможность их реализации в реальных ситуациях; использовать
знания других предметных областей для решения учебных задач в
области
безопасности
жизнедеятельности;
переносить
приобретённые знания и навыки в повседневную жизнь.
Работа с информацией: владеть навыками самостоятельного
поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации
из источников разных типов при обеспечении условий
информационной
безопасности
личности;
создавать
информационные блоки в различных форматах с учётом характера
решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную
форму их представления; оценивать достоверность, легитимность
информации, её
соответствие правовым и морально-этическим нормам; владеть
навыками по предотвращению рисков, профилактике
угроз и защите от опасностей цифровой среды; использовать
средства информационных и коммуникационных технологий в
учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности и гигиены.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную
коммуникацию, переносить принципы её организации в
повседневную жизнь; распознавать вербальные и невербальные
средства общения; понимать значение социальных знаков;
определять признаки деструктивного общения; владеть приёмами
безопасного межличностного и группового общения; безопасно
действовать
по
избеганию
конфликтных
ситуаций;
аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения

с использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
ставить
и
формулировать
собственные
задачи
в
образовательной
деятельности
и
жизненных
ситуациях;
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать
оптимальный способ и составлять план их решения в конкретных
условиях; делать осознанный выбор в новой ситуации,
аргументировать его; брать ответственность за своё решение;
оценивать приобретённый опыт;
расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на
основе личных предпочтений и за счёт привлечения научнопрактических знаний других предметных областей; повышать
образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль, принятие себя и других: оценивать
образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в свою
деятельность; контролировать соответствие результатов целям;
использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки
образовательной ситуации, выбора оптимального решения;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства,
невозможности контроля всего вокруг;
принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке
образовательной ситуации; признавать право на ошибку свою и
чужую.
Совместная деятельность:
понимать и
использовать
преимущества
командной и
индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации; ставить
цели и организовывать совместную деятельность с учётом общих
интересов, мнений
и
возможностей
каждого участника
команды (составлять план, распределять роли, принимать правила
учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат
совместной работы, договариваться о результатах);
оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в
общий результат по совместно разработанным критериям;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны

и практической значимости; проявлять творчество и разумную
инициативу.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у
обучающихся активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного и группового безопасного поведения в
интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества
и государства. Приобретаемый опыт проявляется в понимании
существующих проблем безопасности и способности построения
модели индивидуального и группового безопасного поведения в
повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР,
должны обеспечивать:
1)
знание основ законодательства Российской Федерации,
обеспечивающих национальную безопасность и защиту населения от
внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о
государственной политике в области обеспечения государственной и
общественной безопасности, защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций различного характера;
2)
знание задач и основных принципов организации
Единой системы предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой
области; прав и обязанностей гражданин в области гражданской
обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны;
3)
сформированность представлений о роли России в
современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных
Сил Российской Федерации в обеспечении защиты государства;
знание положений общевоинских уставов Вооруженных Сил
Российской Федерации, формирование представления о военной
службе;
4)
сформированность знаний об элементах начальной
военной подготовки; овладение знаниями требований безопасности
при обращении со стрелковым оружием; сформированность
представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия
массового поражения, а также способах защиты от него;
5)
сформированность представлений о современном
общевойсковом бое; понимание о возможностях применения

современных достижений научно-технического прогресса в
условиях современного боя;
6)
сформированность необходимого уровня военных
знаний как фактора построения профессиональной траектории, в том
числе и образовательных организаций осуществляющих подготовку
кадров в интересах обороны и безопасности государства,
обеспечении законности и правопорядка;
7)
сформированность
представлений
о
ценности
безопасного поведения для личности, общества, государства; знание
правил безопасного поведения и способов их применения в
собственном поведении;
8)
сформированность
представлений
о
возможных
источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте,
общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой
среде); владение основными способами предупреждения опасных
ситуаций; знать порядок действий в экстремальных и чрезвычайных
ситуациях;
9)
сформированность
представлений
о
важности
соблюдения правил дорожного движения всеми участниками
движения, правил безопасности на транспорте. Знание правил
безопасного поведения на транспорте, умение применять их на
практике, знание о порядке действий в опасных, экстремальных и
чрезвычайных ситуациях на транспорте;
10)
знания о способах безопасного поведения в природной
среде; умение применять их на практике; знать порядок действий
при
чрезвычайных
ситуациях
природного
характера;
сформированность представлений об экологической безопасности,
ценности
бережного
отношения
к
природе,
разумного
природопользования;
11)
знание основ пожарной безопасности; умение применять
их на практике для предупреждения пожаров; знать порядок
действий при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах,
на транспорте, в природной среде; знать права и обязанности
граждан в области пожарной безопасности;
12)
владение основами медицинских знаний: владение
приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях,
инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения

психического здоровья; сформированность представлений о
здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и
физического здоровья, негативного отношения к вредным
привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных
ситуациях биолого-социального и военного характера; умение
применять табельные и подручные средства для само- и
взаимопомощи;
13)
знание основ безопасного, конструктивного общения,
умение различать опасные явления в социальном взаимодействии, в
том числе криминального характера; умение предупреждать опасные
явления и противодействовать им;
14)
сформированность нетерпимости к проявлениям
насилия в социальном взаимодействии; знания о способах
безопасного поведения в цифровой среде; умение применять их на
практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том
числе криминального характера, опасности вовлечения в
деструктивную деятельность) и противодействовать им;
15)
сформированность представлений об опасности и
негативном влиянии на жизнь личности, общества, государства
деструктивной идеологии в том числе экстремизма, терроризма;
знать роль государства в
противодействии терроризму;
уметь различать приемы
вовлечения в
деструктивные
сообщества, экстремистскую и
террористическую
деятельность
и противодействовать им; знать порядок
действий при объявлении разного уровня
террористической
опасности; знать порядок действий при угрозе
совершения террористического
акта;
совершении
террористического
акта; проведении
контртеррористической операции.
Достижение
результатов
освоения
программы
ОБЗР
обеспечивается посредством достижения предметных результатов
освоения модулей ОБЗР.
11 КЛАСС
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности,
общества, государства»:
раскрывать правовые основы и принципы обеспечения
национальной
безопасности
Российской
Федерации;

характеризовать роль личности, общества и государства в
достижении стратегических национальных приоритетов, объяснять
значение их реализации в обеспечении комплексной безопасности и
устойчивого развития Российской Федерации, приводить примеры;
характеризовать роль правоохранительных органов и
специальных служб в обеспечении национальной безопасности;
объяснять роль личности, общества и государства в
предупреждении противоправной деятельности; характеризовать
правовую основу защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера; раскрывать
назначение, основные задачи и структуру Единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС); объяснять права и обязанности граждан Российской
Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени; объяснять права и
обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской
обороны;
уметь действовать при сигнале «Внимание всем!», в том числе
при химической и радиационной опасности; анализировать угрозы
военной безопасности Российской Федерации, обосновывать
значение обороны государства для мирного социальноэкономического
развития
страны;
характеризовать
роль
Вооружённых Сил Российской в обеспечении национальной
безопасности.
Модуль № 2. «Основы военной подготовки»: знать строевые
приёмы в движении без оружия; выполнять строевые приёмы в
движении без оружия; иметь представление об основах
общевойскового боя; иметь представление об основных видах
общевойскового боя и
способах маневра в бою; иметь представление о походном,
предбоевом и боевом порядке подразделений; понимать способы
действий военнослужащего в бою; знать правила и меры
безопасности при обращении с оружием; приводить примеры
нарушений правил и мер безопасности при
обращении с оружием и их возможных последствий; применять
меры безопасности при проведении занятий по

боевой подготовке и обращении с оружием; знать способы
удержания оружия, правила прицеливания и
производства
меткого
выстрела;
определять
характерные
конструктивные особенности образцов стрелкового оружия на
примере автоматов Калашникова АК-74 и
АК-12;
иметь
представление
о
современных
видах
короткоствольного
стрелкового
оружия;
иметь
представление
об
истории
возникновения и развития
робототехнических
комплексов;
иметь
представление
о
конструктивных особенностях БПЛА
квадрокоптерного типа; иметь представление о способах боевого
применения БПЛА;
иметь представление об истории возникновения и развития
связи; иметь представление о назначении радиосвязи и о
требованиях, предъявляемых к радиосвязи;
иметь
представление
о
видах,
предназначении,
тактикотехнических характеристиках современных переносных
радиостанций; иметь представление о тактических свойствах
местности и их
влиянии на боевые действия войск; иметь представление о шанцевом
инструменте; иметь представление о позиции отделения и
порядке
оборудования окопа для стрелка; иметь представление о видах
оружия массового поражения и их
поражающих факторах; знать способы действий при применении
противником оружия
массового поражения; понимать особенности оказания первой
помощи в бою; знать условные зоны оказания первой помощи в
бою; знать приемы самопомощи в бою; иметь представление о
военно-учетных
специальностях;
знать
особенности
прохождение военной службы по призыву и
по контракту; иметь представления о военно-учебных заведениях;
иметь представление о системе военно-учебных центров при
учебных заведениях высшего образования.
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе»: объяснять смысл понятий «опасность»,

«безопасность», «риск (угроза)», «культура безопасности», «опасная
ситуация»,
«чрезвычайная ситуация», объяснять их взаимосвязь;
приводить примеры решения задач по обеспечению
безопасности в повседневной жизни (индивидуальный, групповой и
общественно-государственный уровни); знать общие принципы
безопасного поведения, приводить
примеры; объяснять смысл понятий «виктимное поведение»,
«безопасное
поведение»; понимать влияние поведения человека на его
безопасность,
приводить примеры; иметь навыки оценки своих действий с точки
зрения их влияния на безопасность;
раскрывать
суть
риск-ориентированного
подхода
к
обеспечению безопасности; приводить примеры реализации рискориентированного
подхода на уровне личности, общества, государства.
Модуль № 4. «Безопасность в быту»:
раскрывать источники и классифицировать бытовые опасности,
обосновывать зависимость риска (угрозы) их возникновения от
поведения человека; знать права и обязанности потребителя, правила
совершения покупок, в том числе в Интернете; оценивать их роль в
совершении безопасных покупок; оценивать риски возникновения
бытовых отравлений, иметь
навыки их профилактики; иметь навыки первой помощи при
бытовых отравлениях; уметь оценивать риски получения
бытовых травм; понимать взаимосвязь поведения и риска
получить травму; знать правила пожарной безопасности и
электробезопасности,
понимать влияние соблюдения правил на безопасность в быту;
иметь навыки безопасного поведения в быту
при
использовании газового и электрического оборудования; иметь
навыки поведения при угрозе и возникновении пожара; иметь
навыки первой помощи при бытовых травмах, ожогах,
порядок проведения сердечно-лёгочной реанимации; знать правила
безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд, лифт,
придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула

собак и другие); понимать влияние конструктивной коммуникации с
соседями
на уровень безопасности, приводить примеры; понимать риски
противоправных действий, выработать навыки,
снижающие криминогенные риски; знать правила поведения при
возникновении аварии на
коммунальной системе; иметь навыки взаимодействия с
коммунальными службами.
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте»:
знать правила дорожного движения;
характеризовать изменения правил дорожного движения в
зависимости от изменения уровня рисков (риск-ориентированный
подход);
понимать риски для пешехода при разных условиях,
выработать навыки безопасного поведения;
понимать влияние действий водителя и пассажира на
безопасность дорожного движения, приводить примеры; знать права,
обязанности и иметь представление об
ответственности
пешехода,
пассажира,
водителя;
иметь
представление о знаниях и навыках, необходимых водителю;
знать правила безопасного поведения при
дорожнотранспортных происшествиях разного характера; иметь навыки
оказания первой помощи, навыки пользования
огнетушителем; знать источники опасности на различных видах
транспорта,
приводить примеры; знать правила безопасного поведения на
транспорте, приводить
примеры влияния поведения на безопасность; иметь представление о
порядке действий при возникновении
опасных и чрезвычайных ситуаций на различных видах транспорта.
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах»:
перечислять и классифицировать основные
источники
опасности в общественных местах; знать общие правила безопасного
поведения в общественных
местах, характеризовать их влияние на безопасность; иметь навыки
оценки рисков возникновения толпы, давки; знать о действиях,
которые минимизируют риски попадания в толпу, давку, и о

действиях, которые позволяют минимизировать риск получения
травмы в случае попадания в толпу, давку; оценивать риски
возникновения ситуаций криминогенного
характера в общественных местах; иметь навыки безопасного
поведения при проявлении агрессии; иметь представление о
безопасном поведении для снижения
рисков криминогенного характера; оценивать риски потеряться в
общественном месте; знать порядок действий в случаях, когда
потерялся человек; знать правила пожарной безопасности в
общественных местах; понимать особенности поведения при угрозе
пожара и пожаре в общественных местах разного типа;
знать правила поведения при угрозе обрушения или обрушении
зданий или отдельных конструкций; иметь представление о
правилах поведения при угрозе или в
случае террористического акта в общественном месте.
12 КЛАСС
Модуль № 7 «Безопасность в природной среде»: выделять и
классифицировать источники опасности в природной среде; знать
особенности безопасного поведения при нахождении в
природной среде, в том числе в лесу, на водоёмах, в горах; иметь
представление о способах ориентирования на местности; знать
разные способы ориентирования, сравнивать их особенности,
выделять преимущества и недостатки; знать правила безопасного
поведения, минимизирующие риски
потеряться в природной среде; знать о порядке действий, если
человек потерялся в природной среде; иметь представление об
основных источниках опасности при автономном нахождении в
природной среде, способах подачи сигнала о помощи; иметь
представление о способах сооружения убежища для защиты от
перегрева и переохлаждения, получения воды и пищи, правилах
поведения при встрече с дикими животными; иметь навыки первой
помощи при перегреве, переохлаждении,
отморожении, навыки транспортировки пострадавших; называть и
характеризовать природные чрезвычайные ситуации; выделять
наиболее характерные риски для своего региона с учётом
географических, климатических особенностей, традиций ведения
хозяйственной деятельности, отдыха на природе; раскрывать

применение принципов безопасного поведения (предвидеть
опасность; по возможности избежать её; при необходимости
действовать) для природных чрезвычайных ситуаций; указывать
причины и признаки возникновения природных
пожаров; понимать влияние поведения человека на риски
возникновения природных пожаров;
иметь представление о безопасных действиях при угрозе и
возникновении природного пожара; называть и характеризовать
природные чрезвычайные ситуации,
вызванные опасными геологическими явлениями и процессами;
раскрывать возможности прогнозирования, предупреждения,
смягчения последствий природных чрезвычайных ситуаций,
вызванных опасными геологическими явлениями и процессами;
иметь представление о правилах безопасного поведения при
природных чрезвычайных ситуациях, вызванных опасными
геологическими явлениями и процессами; оценивать риски
природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными
геологическими явлениями и процессами, для своего региона,
приводить примеры риск-ориентированного поведения; называть и
характеризовать природные чрезвычайные ситуации,
вызванные опасными гидрологическими явлениями и процессами;
раскрывать возможности прогнозирования, предупреждения,
смягчения последствий природных чрезвычайных ситуаций,
вызванных опасными гидрологическими явлениями и процессами;
иметь представление о правилах безопасного поведения при
природных чрезвычайных ситуациях, вызванных опасными
гидрологическими явлениями и процессами; оценивать риски
природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными
гидрологическими явлениями и процессами, для своего региона,
приводить примеры риск-ориентированного поведения; называть и
характеризовать природные чрезвычайные ситуации,
вызванные опасными метеорологическими явлениями и процессами;
раскрывать возможности прогнозирования, предупреждения,
смягчения последствий природных чрезвычайных ситуаций,
вызванных опасными метеорологическими явлениями и процессами;
знать правила безопасного поведения при природных чрезвычайных
ситуациях, вызванных опасными

метеорологическими явлениями и процессами; оценивать риски
природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными
метеорологическими явлениями и процессами, для своего региона,
приводить примеры риск-ориентированного поведения;
характеризовать источники экологических угроз, обосновывать
влияние человеческого фактора на риски их возникновения;
характеризовать значение риск-ориентированного подхода к
обеспечению экологической безопасности; иметь навыки
экологической грамотности и разумного
природопользования.
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой
помощи»: объяснять смысл понятий «здоровье», «охрана здоровья»,
«здоровый образ жизни», «лечение», «профилактика» и выявлять
взаимосвязь между ними; понимать степень влияния биологических,
социально-экономических,
экологических,
психологических
факторов на здоровье; понимать значение здорового образа жизни и
его элементов для
человека,
приводить
примеры
из
собственного
опыта;
характеризовать инфекционные заболевания, знать основные
способы распространения и передачи инфекционных заболеваний;
иметь навыки соблюдения мер личной профилактики; понимать
роль вакцинации в профилактике инфекционных
заболеваний, приводить примеры;
понимать
значение
национального
календаря
профилактических прививок и вакцинации населения, роль
вакцинации для общества в целом; объяснять смысл понятия
«вакцинация по эпидемиологическим
показаниям»; иметь представление о чрезвычайных ситуациях
биолого-социального характера, действиях при чрезвычайных
ситуациях биолого-социального характера (на примере эпидемии);
приводить примеры реализации риск-ориентированного подхода к
обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях биологосоциального характера; характеризовать наиболее распространённые
неинфекционные
заболевания
(сердечно-сосудистые,
онкологические, эндокринные и другие), оценивать основные
факторы риска их возникновения и степень опасности;

характеризовать признаки угрожающих жизни и здоровью
состояний (инсульт, сердечный приступ и другие);
иметь навыки вызова скорой медицинской помощи; понимать
значение образа жизни в профилактике и защите от
неинфекционных
заболеваний;
раскрывать
значение
диспансеризации для ранней диагностики неинфекционных
заболеваний, знать порядок прохождения диспансеризации;
объяснять смысл понятий «психическое здоровье» и
«психологическое благополучие», характеризовать их влияние на
жизнь человека;
знать основные критерии психического здоровья
и
психологического
благополучия;
характеризовать
факторы,
влияющие на психическое здоровье
и психологическое благополучие; иметь представление об основных
направления сохранения и укрепления психического здоровья и
психологического благополучия; характеризовать негативное
влияние вредных привычек на умственную и физическую
работоспособность, благополучие человека;
характеризовать роль раннего выявления
психических
расстройств и создания благоприятных условий для развития;
объяснять смысл понятия «инклюзивное обучение»;
иметь навыки, позволяющие минимизировать влияние
хронического стресса; характеризовать признаки психологического
неблагополучия и
критерии обращения за помощью; знать правовые основы оказания
первой помощи в Российской
Федерации;
объяснять смысл понятий «первая помощь», «скорая
медицинская помощь», их соотношение; знать о состояниях, при
которых оказывается первая помощь, и
действиях при оказании первой помощи; иметь навыки применения
алгоритма первой помощи; иметь представление о безопасных
действиях по оказанию первой помощи в различных условиях
(травмы глаза; «сложные» кровотечения; первая помощь с
использованием подручных средств; первая помощь при нескольких
травмах одновременно).
Модуль № 9. «Безопасность в социуме»:

объяснять смысл понятия «общение»; характеризовать роль
общения в жизни человека, приводить примеры межличностного
общения и общения в группе; иметь навыки конструктивного
общения;
объяснять смысл понятий «социальная группа», «малая группа»,
«большая
группа»;
характеризовать
взаимодействие в группе;
понимать влияние групповых норм и ценностей на комфортное
и безопасное взаимодействие в группе, приводить примеры;
объяснять смысл понятия «конфликт»; знать стадии развития
конфликта, приводить примеры; характеризовать факторы,
способствующие и препятствующие
развитию конфликта; иметь навыки конструктивного разрешения
конфликта; знать условия привлечения третьей стороны для
разрешения
конфликта;
иметь представление о способах пресечения опасных
проявлений конфликтов; раскрывать способы противодействия
буллингу, проявлениям
насилия; характеризовать способы психологического
воздействия; характеризовать особенности убеждающей
коммуникации; объяснять смысл понятия «манипуляция»;
называть характеристики манипулятивного
воздействия,
приводить
примеры;
иметь
представления
о
способах
противодействия манипуляции; раскрывать механизмы воздействия
на большую группу (заражение, убеждение, внушение, подражание и
другие), приводить
примеры;
иметь
представление
о
деструктивных
и
псевдопсихологических технологиях и способах противодействия.
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве»:
характеризовать цифровую среду, её влияние на жизнь
человека; объяснять смысл понятий «цифровая среда», «цифровой
след»,
«персональные данные»; анализировать угрозы цифровой среды
(цифровая зависимость, вредоносное программное обеспечение,
сетевое мошенничество и травля, вовлечение в деструктивные

сообщества, запрещённый контент и другие), раскрывать их
характерные признаки; иметь навыки безопасных действий по
снижению рисков, и
защите от опасностей цифровой среды; объяснять смысл понятий
«программное обеспечение»,
«вредоносное программное обеспечение»; характеризовать и
классифицировать опасности, анализировать риски, источником
которых является вредоносное программное обеспечение;
иметь навыки безопасного использования устройств и
программ; перечислять и классифицировать опасности, связанные с
поведением людей в цифровой среде; характеризовать риски,
связанные с коммуникацией в цифровой среде (имитация близких
социальных отношений; травля; шантаж разглашением сведений;
вовлечение в деструктивную, противоправную деятельность),
способы их выявления и противодействия им; иметь навыки
безопасной коммуникации в цифровой среде; объяснять смысл и
взаимосвязь понятий «достоверность
информации», «информационный пузырь», «фейк»; иметь
представление о способах проверки достоверности, легитимности
информации, её соответствия правовым и морально-этическим
нормам; раскрывать правовые основы взаимодействия с цифровой
средой, выработать навыки безопасных действий по защите прав в
цифровой среде; объяснять права, обязанности и иметь
представление об ответственности граждан и юридических лиц в
информационном пространстве.
Модуль №
11. «Основы противодействия
экстремизму
и терроризму»:
характеризовать экстремизм и терроризм как угрозу
благополучию человека, стабильности общества и государства;
объяснять смысл и взаимосвязь понятий «экстремизм» и
«терроризм»; анализировать варианты их проявления и возможные
последствия;
характеризовать признаки вовлечения в экстремистскую и
террористическую деятельность, выработать навыки безопасных
действий при их обнаружении; иметь представление о методах и
видах
террористической
деятельности;
знать
уровни
террористической опасности, иметь навыки

безопасных действий при их объявлении; иметь представление о
безопасных действиях при угрозе (обнаружение бесхозных вещей,
подозрительных предметов и другие) и в случае террористического
акта (подрыв взрывного устройства, наезд транспортного средства,
попадание
в
заложники
и
другие),
проведении
контртеррористической операции;
раскрывать
правовые
основы,
структуру
и
задачи
государственной системы противодействия экстремизму и
терроризму; объяснять права, обязанности и иметь представление об
ответственности граждан и юридических лиц в области
противодействия экстремизму и терроризму.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Количество часов
Всего

Контроль
ные работы

Реализация воспитательного
потенциала
Доверительное отношение между
учителем и учениками.

Безопасное и устойчивое
развитие личности,
общества, государства

4

2

Основы военной подготовки

12

1

3

Культура безопасности
жизнедеятельности в
современном обществе

Правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации.

2

0

Обсуждение ценностных аспектов
социально значимой информации
изучаемого материала.

4

Безопасность в быту

6

1

5

Безопасность на транспорте

5

0

6

Безопасность в
общественных местах

5

1

1

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34

3

Демонстрация примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности.
Тексты для чтения, задачи нравственного
воспитания для решения проблемных
ситуаций.
Интерактивные формы работы:
интеллектуальные игры, дидактические
игры, ролевые игры, дидактический театр,
дискуссии, групповая работа, работа в
парах.

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b

12 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

1

Безопасность в природной
среде

7

0

2

Основы медицинских знаний.
Оказание первой помощи

7

1

3

Безопасность в социуме

7

0

4

5

Безопасность в
информационном
пространстве
Основы противодействия
экстремизму и терроризму

7

1

6

1

34

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

Реализация
воспитательного
потенциала
Формирование
мировоззренческой,
ценностно-смысловой сферы
обучающихся, личностных
основ российской
гражданской идентичности,
социальной ответственности,
правового самосознания,
поликультурности,
толерантности,
приверженности ценностям,
закрепленным в
Конституции РФ,
гражданской активной
позиции в общественной
жизни при решении задач в
области социальных
отношений.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d60fb5a

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
п/п

1

2

3

4

5

6

Тема урока

Количество часов
Всего

Взаимодействие личности,
общества и государства в
обеспечении национальной
безопасности
Государственная и общественная
безопасность
Роль личности, общества и
государства в предупреждении и
ликвидации чрезвычайных
ситуаций
Оборона
страны
как
обязательное
условие
благополучного
развития
страны
Строевые приемы и движение без
оружия (строевая подготовка)
Основные виды тактических
действий войск (тактическая
подготовка)

Контрольные
работы

Практиче
ские работы

1

0

0

1

0

1

Дата
изуче
ния

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/eae0fff3

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/eae0fff3

1

0

1
Бибилиотека ЦОК

1

0

1

1

0

1

https://m.edsoo.ru/eae0fff3

Бибилиотека ЦОК
1

1

0

7

8

9

10

11

12

Требования безопасности при
обращении
с
оружием
и
боеприпасами
(огневая
подготовка)
Виды, назначение и
тактикотехнические
характеристики современного
стрелкового оружия (огневая
подготовка)
Беспилотные летательные
аппараты (БПЛА) – эффективное
средство вооруженной борьбы
(основы технической подготовки
и связи)
Предназначение, общее
устройство и тактикотехнические характеристики
переносных радиостанций
(основы технической подготовки
и связи)
Свойства местности и их
применение в военном деле
(военная топография)
Фортификационное
оборудование
позиции
отделения. Виды укрытий и
убежищ
(инженерная

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

подготовка)

13

Оружие массового поражения
(радиационная, химическая,
биологическая защита)

1

0

1

14

Первая помощь на поле боя
(военномедицинская подготовка.
Тактическая медицина)

1

0

1

15

Первая помощь на поле боя
(военномедицинская подготовка.

1

0

1

Тактическая медицина)

16

Особенности прохождения военной
службы по призыву и по контракту.
Военно-учебные заведения и
военноучебные центры (тактическая
подготовка)

1

0

1

17

Современные представления о
культуре безопасности

1

0

0

1

0

1

18

Влияние поведения на безопасность.
Риск-ориентированный подход к
обеспечению безопасности на уровне
личности, общества, государства

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3488963

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ca989222

19

Источники опасности в быту

1

0

1

20

Профилактика и первая помощь при
отравлениях

1

1

0

21

Безопасность в быту.
Предупреждение травм и первая
помощь при них

1

0

1

22

Пожарная безопасность в быту

1

0

1

23

Безопасное поведение в местах
общего пользования

1

0

1

24

Безопасное поведение в местах
общего пользования

1

0

1

25

Безопасность дорожного движения

1

0

1

26

Безопасность дорожного движения

1

0

1

28

Порядок действий при
дорожнотранспортных
происшествиях
Безопасное поведение на разных
видах транспорта

29

Безопасное поведение на разных
видах транспорта

27

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ee497bff

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1146f112

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1146f112

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1146f112

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/63b34161

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/63b34161

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3eb0db0c

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3eb0db0c

Бибилиотека ЦОК
1

0

1

1

0

1

1

0

1

https://m.edsoo.ru/ec659795

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b4cebedd

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b4cebedd

31

Безопасность в общественных местах.
Опасности
социальнопсихологического
характера
Опасности криминального характера,
меры защиты от них

32

Опасности криминального характера,
меры защиты от них

1

0

1

33

Действия при пожаре, обрушении
конструкций, угрозе или совершении
террористического акта

1

0

1

34

Действия при пожаре, обрушении
конструкций, угрозе или совершении
террористического акта

1

0

1

34

3

29

30

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

0

1

1

1

0

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a196276c

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a196276c

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a2e1b5d5

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b12d5cd5

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b12d5cd5

12 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

Контро
льные
работы

Практич
еские
работы

1

Безопасность в природной среде

1

0

1

2

Выживание в автономных условиях

1

0

1

Дата
изуч
ения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК

3

Природные чрезвычайные ситуации.
Природные пожары

1

0

1

4

Природные чрезвычайные ситуации.
Опасные геологические явления и
процессы: землетрясения,
извержение вулканов, оползни, сели,
камнепады

1

0

1

5

Природные чрезвычайные ситуации.
Опасные гидрологические явления и
процессы: наводнения, паводки,
половодья, цунами, сели, лавины

1

0

1

6

Природные чрезвычайные ситуации.
Опасные метеорологические явления
и процессы: ливни, град, мороз, жара

1

0

1

7

Экологическая грамотность и
разумное природопользование

1

0

1

8

Факторы, влияющие на здоровье

1

0

1

человека. Здоровый образ жизни

9

Инфекционные заболевания.
Значение вакцинации в борьбе с
инфекционными заболеваниями

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/4dd59356

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d331f5d5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/552ec0cd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/12845814

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6beae69f

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/cf0d6e0f

1

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a38c6e17

10

Инфекционные заболевания.
Значение вакцинации в борьбе с
инфекционными заболеваниями

1

1

0

11

Неинфекционные заболевания.
Факторы риска и меры
профилактики. Роль
диспансеризации для сохранения
здоровья

1

0

1

12

Психическое здоровье и
психологическое благополучие

1

0

1

13

Первая помощь пострадавшему

1

0

1

14

Первая помощь пострадавшему

1

0

1

15

Общение в жизни человека.
Межличностное общение, общение в
группе

1

0

1

16

Конфликты и способы их
разрешения

1

0

1

17

Конфликты и способы их
разрешения

1

0

1

18

Конструктивные и деструктивные

1

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d4ee0176

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e58b334d

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e58b334d

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b20971f2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c66f9d2e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c66f9d2e

Библиотека ЦОК

способы психологического
воздействия

https://m.edsoo.ru/738187f6

19

Конструктивные и деструктивные
способы психологического
воздействия

1

0

1

20

Психологические механизмы
воздействия на большие группы
людей

1

0

1

21

Психологические механизмы
воздействия на большие группы
людей

1

0

1

22

Безопасность в цифровой среде

1

0

1

23

Опасности, связанные с
использованием программного
обеспечения

1

0

1

24

Опасности, связанные с
коммуникацией в цифровой среде

1

1

0

25

Опасности, связанные с
коммуникацией в цифровой среде

1

0

1

26

Достоверность
цифровой среде

информации

1

0

1

27

Достоверность
цифровой среде

информации

1

0

1

в
в

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/738187f6

https://m.edsoo.ru/d526ac07]]

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3906b95b

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3906b95b

28

Защита прав в цифровом
пространстве

1

0

1

29

Экстремизм и терроризм как угроза

1

0

1

устойчивого развития общества

https://m.edsoo.ru/39a257c1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/98341000000

30

Экстремизм и терроризм как угроза
устойчивого развития общества

1

1

0

31

Правила безопасного поведения при
угрозе
и
совершении
террористического акта

1

0

1

32

Правила безопасного поведения при
угрозе
и
совершении
террористического акта

1

0

1

33

Противодействие экстремизму и
терроризму

1

0

1

34

Противодействие экстремизму и
терроризму

1

0

1

34

3

31

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/98341000000

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbc7d6cc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbc7d6cc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1e56ec00

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1e56ec00

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Основы безопасности жизнедеятельности, 10-11 классы/ Ким С.В.,
Горский В.А., Общество с ограниченной ответственностью
Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Огневая подготовка из стрелкового оружия. О.А. Никульченков.
Санкт-Петербург. 2016 г.
2.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по введению федеральных адаптированных
основных общеобразовательных программ .
Москва 2023 г.
3. Методическое пособие для учителей к учебнику под редакцией
Ю.С. Шойгу (Основы безопасности жизнедеятельности). Москва
"Просвещение" 2023 г.
4. ФЕДЕРАЛЬНАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ*

*является структурным элементом
Федеральных образовательных
программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования
5. ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ для 10-11 классов. Москва 2024 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. https://resh.edu.ru/
2. https://myschool.edu.ru
3. https://www.uchportal.ru/load/80

Powered by TC PDF ( www.tc pdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».