В гостях у книжки

Пояснительная записка.
Данная программа рассчитана на обучающихся 3-4-х классов и направлена на
освоение обучающимися основной образовательной программы начального общего
образования через внеурочную деятельность в соответствии ФГОС НОО.
В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и
образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и
родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при
выборе направлений кружковой деятельности для своих детей
Младший школьник – читатель и слушатель особенный. Он больше
эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него
убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и
понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя
ученика в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного
чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль,
народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и
начало культурного воспитания.
Ребёнок со зрительным дефектом имеет ограниченный опыт чтения, поэтому
очень важно привить ему любовь к чтению с раннего возраста. Кроме того, многие
слабовидящие дети не посещают детский сад, а родители не всегда могут уделить
должное внимание их развитию. В связи с этим и возникла необходимость введения
данного курса в учебный план внеурочной деятельности.
Большое значение имеет выбор книги для чтения ребёнком. По мнению
знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – семи лет являются
сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы,
оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра,
надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен,
разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской литературы. Это имеет
большое значение для формирования подлинных познавательных интересов
как основы учебной деятельности. В процессе изучения литературного чтения
школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные
слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к народным
сказкам должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по
литературному чтению, совершенствовать свою речь.

Цель программы:
- формирование нравственной, патриотической и духовной культуры, эстетическое
развитие личности ребенка,
- осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей народа.
Задачи:
• Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством
введения их в духовный мир народной и авторской сказки.

• Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию
своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям,
терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью
принимать помощь.
• Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность,
дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность
отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный
выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту
родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать
развитию речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства,
участия в организации выставок и спектаклей.
Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» основывается на
принципах:
Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на
определённый идеал, который является собой высшей целью стремлений,
деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития
личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое,
содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает
возможность согласования деятельности.
Программа духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение
национального идеала.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовнонравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор
среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных,
этнических, общественных корпоративных) происходит на основе национального
воспитательного идеала, который в свою очередь, раскрывается в этой системе
ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий
метод нравственного воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания
отношений ребёнка с другими людьми и самим собой, образец ценностного выбора,
совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и
внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного
поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт
ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную
рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы
ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность
следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей
к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным
содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовнонравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация – устойчивое
отожествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В
младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие
действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к
идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на эмоциональнопривлекательные образы людей (а также природных явлений, живых неживых

существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуации, в которой они
себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действительными
средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений
большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со
сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другим
значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе
делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из
признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и
сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не
допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической
проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного
межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей,
поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребёнка со
значимым другим. Содержанием этого педагогически организованного общения
должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс
развития и воспитания личности имеет полисубъектный,
многомернодеятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды
социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании
которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и
мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что
деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания
при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности
согласована. Механизмы реализации этой идеи в Концепции определены как
национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей,
разделяемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание,
направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое
укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной,
внешкольной, в том числе общественно полезной деятельности младших
школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся
в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания
осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых
ценностей превращается в воспитательную задачу. (Что есть Отечество? Семья?
Милосердие? Закон? Честь?) Понимание – этот ответ на вопрос. Оно достигается
через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного
смысла.
Ориентиром для составления программы являлась программа УМК «Школа
России» В.Г.Горецкий, Л.Ф.Канакина «Литературное чтение». Научн. рук. канд. пед.
Наук А.А.Плешаков. М. «Просвещение», 2011.
Из программы литературное чтение берется, раздел программы «Сказки, загадки,
небылицы» и дополняется доступными их возрасту сказками разных народов.
Это способствует:
 формирванию общеучебных навыков чтения и умению работать с
текстом;

 пробуждает интерес к чтению художественной литературы и
способствует общему развитию ребенка;
 имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и
воспитания.
В ходе реализации программы используются следующие виды организации
занятий: беседа, громкое чтение, прослушивание говорящих книг, конкурсы,
викторины, инсценировки.
Применяются также различные формы работы (по характеру отношений):
фронтальные, групповые, индивидуальные.






Используются следующие педагогические технологии
гуманно-личностные технологии
технология сотрудничества
технология активизации творческой деятельности
игровые технологии

Используемые современные информационные и мультимедийные
технологии : мультимедийные презентации, подбор видеоматериалов в интернете,
фильмы, просмотр фильмов и мультфильмов в соответствии с тематикой.
Методы реализации программы:
словесные (рассказ, беседа, лекция); наглядные (иллюстрации- зрительные,
слуховые, демонстрации);
практические (рассказ, инсценировка);
репродуктивные и поисковые (повторение, выполнение творческих заданий,
создание проблемных ситуаций и поиск их решений);
самостоятельной работы учащихся (работа с «Говорящей книгой»);
стимулирование интереса и развития мотивации (создание ситуаций
занимательности, успеха, эмоционально-нравственных переживаний,
убеждение);
самопознания (анализ, жизненные аналогии, олицетворение, эмоциональнообразное высказывание, Я-сообщение, беседа, сюжетно-ролевые игры);
творческого самовыражения (воссоздаем словесные образы в соответствии с
авторским текстом, читаем по ролям, инсценируем и декламируем сказки,
выступаем в роли иллюстраторов книг).
В процессе обучения используются следующие средства :
- словесно-логические (учебные пособия по литературному чтению для 1 и 2 кл.,
хрестоматии, художественные произведения);
- наглядно-образные (аудио-видеозаписи, иллюстрации к сказкам, мультфильмы,
презентации);
- действенно-практические ( дидактические задания, магнитофон, телевизор).

Формы проведения занятий:
- Беседы, рассказ учителя,
-слушание,
- чтение книг,
- посещение библиотек,
- просмотр кинофильмов,
- сюжетно-ролевые игры,
- уроки-путешествия,
- тематические праздники,
- участие в творческих тематических и художественных выставках,
- литературные гостиные,
- творческие проекты,
- конкурсы и викторины.
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю 3 - 4 кл. – 34 ч.
Содержание программы:
создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного
читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и
литературы народов других стран.
Обучающийся - читатель овладевает основами самостоятельной читательской
деятельности.
В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа курса внеурочной деятельности — это создание условий для
использования
полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для
самостоятельного чтения и работы с книгой.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими
книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её
аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст:
титульный лист, введение, предисловие и прочее), так и из других изданий
(справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые
познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его
читательский опыт и эрудицию.

Тематическое планирование 1 класс
№ п/п

1.

Темы занятия
Фольклорная,
народная

Количество часов
теории
практики

18

2

Характеристика
деятельности
обучающихся
1 уровень
Получают знания о

сказка

2.

Викторины

3

2

3.

Инсценировки

1

2

4.

Просмотр
мультфильмов

3

2

книге, как источнике
информации, слушают
тексты, учатся делать
выводы, соотносить
поступки героев с
нравственными
нормами.
2 уровень
Формируется любовь к
чтению, к отечественной
культуре и культуре
народов России.
Мотивация к
потребности в
постоянном чтении книг,
осознанность
прочитанного и
прослушанного текста.
3 уровень
Получит возможность
составлять небольшие
рассказы о себе и
окружающем мире,
описывать иллюстрации
к произведениям и
высказывать свое
отношение к
литературным героям.

Календарно-тематическое планирование 3 – 4 класс
№
п.п

1

2

3

Тема занятия

Русская народная
сказка «Волк и
семеро козлят».
Прослушивание
сказки
Русская народная
сказка «Волк и
семеро козлят».
Инсценировка
сказки
Русская народная
сказка «Зимовье
зверей»

Содержание занятия

Форма проведения
Аудито
Внеаудит.
рное
Тема: «Сказки о животных» - 9 ч
Прослушивание сказки.
1ч

Инсценировка сказки .

Прослушивание сказки.

1ч

1ч

ЦОР/ЭОР

https://yandex.ru/vid
eo/preview/1099144
0435586786382

https://yandex.ru/vid
eo/preview/1424857
1448110264502

4

5

.Прослушивание
сказки
Русская народная
сказка «Зимовье
зверей» Лепка
персонажей.
Сказки о зайце

6

Чукотская сказка
«Хвост»

7

Сказки о лисе и
медведе.
Викторина
Русская народная
сказка «Кот и
лиса»

8

9

Моя любимая
сказка о животных

10

С. Михалков «Три
поросенка»
Просмотр
мультфильма.
С. Михалков «Три
поросенка»

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Работа над детским
театральным
представлением.
Инсценировка
Работа над детским
театральным
представлением.
Разучивание ролей
Работа над детским
театральным
представлением
Праздник «В
гостях у сказки»
Русская народная
сказка «Летучий
корабль»
Ш. Перро
«Золушка»
Иллюстрирование
Ш. Перро
«Золушка»
Русская народная
сказка «Гуси–
лебеди» Чтение

Герои сказки.
Лепка персонажей.
Подбор сказок о зайце.
Викторина
Чтение сказки. Анализ
содержания.
Иллюстрирование
Выставка книг. Чтение
сказок. Викторина

1ч

1ч
1ч

https://yandex.ru/vid
eo/preview/6190756
980330345881
1ч

Чтение, краткий
1ч
пересказ, рисование
жидкой гуашью
(набрызгивание) –
животные
Чтение и пересказ
1ч
любимых сказок
Тема «Животные в мультфильмах» - 6ч
Просмотр мультфильма.
1ч
Разучивание ролей с
применением голосовых
модуляций
Разучивание ролей с
1ч
применением голосовых
модуляций
Инсценировка сказки.
1ч

Разучивание ролей с
применением голосовых
модуляций

1ч

Разучивание ролей с
применением голосовых
модуляций
Литературный праздник

1ч

Тема: «Волшебные сказки» - 9 ч
Лепка из пластилина,
1ч
поделки из природных
материалов.
Чтение сказки. Анализ
1ч
содержания.
Иллюстрирование
Чтение сказки. Анализ
1ч
содержания.
Иллюстрирование
Чтение сказки.
1ч
Разучивание ролей с
применением голосовых

https://yandex.ru/vid
eo/preview/8255835
200275079702

https://yandex.ru/vid
eo/preview/2540330
435445497810

1ч

https://yandex.ru/vid
eo/preview/1504172
1542643274194
https://yandex.ru/vid
eo/preview/2110275
028525093455

https://yandex.ru/vid
eo/preview/1503222
2983720692283

сказки.

модуляций.

Русская народная
сказка «Гуси–
лебеди»
Разучивание ролей
Русская народная
сказка «Царевна –
лягушка».Чтение,
краткий пересказ.

Разучивание ролей с
применением голосовых
модуляций.

1ч

Чтение, краткий
пересказ.
Рисование, выполнение
аппликации

1ч

22

Русская народная
сказка «Царевна –
лягушка»
Рисование,
выполнение
аппликации

Рисование, выполнение
аппликации

1ч

23

Любимый герой
сказки.
Мои любимые
волшебные сказки.

20

21

24

25

Русская народная
сказка «Пузырь,
соломинка и
лапоть»

26

Русская народная
сказка «Морозко»

27

Русская народная
сказка «Морозко»
Ролевая игра.
Русская народная
сказка
«Дочь - семилетка»
Театральная этика.
Устройство театра.
Театральные
профессии.
Устройство театра.
Театральные
профессии.
Подготовка
и
защита проекта «В
гостях у сказки»
Подготовка
и
защита проекта «В
гостях у сказки»
Защита проекта «В
гостях у сказки»

28

29

30

31

32

33

1ч
Иллюстрация. Рассказ о
персонаже.
Выставка книг. Чтение.
Сравнение
Тема: «Бытовые сказки» - 9 ч
Чтение, краткий
1ч
пересказ, рисование
жидкой гуашью путем
набрызга – животные.
Слушание, пересказ,
рисование свечкой и
акварелью.
Ролевая игра.

1ч

Чтение сказки. Работа по
содержанию. Чтение по
ролям.
Сравнение разных
театральных профессий.

1ч

https://yandex.ru/vid
eo/preview/1259747
709960082053

1ч

https://yandex.ru/vid
eo/preview/5852763
796060553694

https://yandex.ru/vid
eo/preview/1187426
9465702028532
1ч

https://yandex.ru/vid
eo/preview/8742028
627209425350
1ч

Сравнение разных
театральных профессий.

1ч

Рисунки,
поделки,
презентации
Рисунки,
поделки,
презентации
Рисунки,
поделки,
презентации
Итоговое занятие -1ч

1ч
1ч
1ч

Итоговое занятие.
34

КВН «Наши любимые
сказки»
Всего: 34ч

1ч
14

21

Планируемые результаты.
Учащиеся получат возможность научиться:
–
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами
–
овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров
–
поиску информации и пониманию прочитанного, преобразовывать и
интерпретировать информацию
–
оценивать информацию.
Учебно-методическое обеспечение программы.
1. «Внеурочная деятельность школьников.» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2010);
2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование/ В.А.Горский – М.: Просвещение, 2011
3. Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и
проведению занятий, использование всего многообразия педагогических форм и
методов работы;
4. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей
эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного
педагогического опыта;
- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой,
определенной в программе;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- наборы ролевых игр (по темам инсценировок);
- материалы, необходимые для изготовления театральных костюмов своими
руками;
- настольные развивающие игры;
Для реализации программного содержания используются:
1.
«Русские народные сказки» - М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2001
2.
Мультимедийные презентации
- Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru
- Детский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/
- Сайт “Фактор роста” http://www.farosta.ru/
- Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/
- Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1september.ru/
3.
Сайты:
http://www.kostyor.ru/tales/
http://www.fairy-tales.su/narodnye/altajskie-skazki/

http://skazki.yaxy.ru/
http://luntiki.ru/blog/umnica/389.html
http://okster.com.ua/post/raskraski-skachat-besplatno-tochka-za-tochkoj/
http://www.roscherk.ru/media//xls/lab_9.jpg
4. Мультимедийное обеспечение:
1. компьютер
2. проектор
V. Литература
1. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова,
М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.
2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова.
Ижевск,1998.
3. Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.
4. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература,
1984.
5. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов
и чайнвордов для детей.\ Сост И.Г.Сухин-М:Новая школа, 1994.

Список литературы
1.Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,2010
2.Сказки нашего детства. СПб: ИГ «Весь», 2011-05-23
3.Заюшкина избушка. Изд. «Фламинго», 2007
4.Русская народная сказка «Кот и лиса» Изд. «Детская литература»
5.Рукавичка. Изд. «Фламинго», 2007
6.Хрестоматия по литературе для 1-4кл. Саратов.Регион.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».