Пояснительная записка.
Данная программа рассчитана на учащихся 1-2-х классов и направлена на
освоение обучающимися основной образовательной программы начального общего
образования через внеурочную деятельность в соответствии ФГОС НОО.
В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и
образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и
родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при
выборе направлений кружковой деятельности для своих детей
Первоклассник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален,
чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и
реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный
детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя ученика в
народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства,
народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль,
народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и
начало культурного воспитания.
Ребёнок со зрительным дефектом имеет ограниченный опыт чтения, поэтому
очень важно привить ему любовь к чтению с раннего возраста. Кроме того, многие
слабовидящие дети не посещают детский сад, а родители не всегда могут уделить
должное внимание их развитию. В связи с этим и возникла необходимость введения
данного курса в учебный план внеурочной деятельности.
Большое значение имеет выбор книги для чтения ребёнком. По мнению
знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – семи лет являются
сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы,
оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра,
надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен,
разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской литературы. Это имеет
большое значение для формирования подлинных познавательных интересов
как основы учебной деятельности. В процессе изучения литературного чтения
школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные
слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к народным
сказкам должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по
литературному чтению, совершенствовать свою речь.
Цель программы:
- формирование нравственной, патриотической и духовной культуры, эстетическое
развитие личности ребенка,
- осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей народа.
Задачи:
• Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством
введения их в духовный мир народной и авторской сказки.
• Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию
своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям,
терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью
принимать помощь.
• Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность,
дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность
отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный
выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту
родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать
развитию речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства,
участия в организации выставок и спектаклей.
Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» основывается на
принципах:
Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на
определённый идеал, который является собой высшей целью стремлений,
деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития
личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое,
содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает
возможность согласования деятельности.
Программа духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение
национального идеала.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовнонравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор
среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных,
этнических, общественных корпоративных) происходит на основе национального
воспитательного идеала, который в свою очередь, раскрывается в этой системе
ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий
метод нравственного воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания
отношений ребёнка с другими людьми и самим собой, образец ценностного выбора,
совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и
внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного
поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт
ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную
рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы
ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность
следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей
к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным
содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовнонравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация – устойчивое
отожествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В
младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие
действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к
идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на эмоциональнопривлекательные образы людей (а также природных явлений, живых неживых
существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуации, в которой они
себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действительными
средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений
большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со
сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другим
значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе
делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из
признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и
сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не
допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической
проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного
межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей,
поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребёнка со
значимым другим. Содержанием этого педагогически организованного общения
должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс
развития и воспитания личности имеет полисубъектный,
многомернодеятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды
социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании
которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и
мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что
деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания
при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности
согласована. Механизмы реализации этой идеи в Концепции определены как
национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей,
разделяемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание,
направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое
укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной,
внешкольной, в том числе общественно полезной деятельности младших
школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся
в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания
осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых
ценностей превращается в воспитательную задачу. (Что есть Отечество? Семья?
Милосердие? Закон? Честь?) Понимание – этот ответ на вопрос. Оно достигается
через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного
смысла.
Ориентиром для составления программы являлась программа УМК «Школа
России» В.Г.Горецкий, Л.Ф.Канакина «Литературное чтение». Научн. рук. канд. пед.
Наук А.А.Плешаков. М. «Просвещение», 2011.
Из программы литературное чтение берется, раздел программы «Сказки, загадки,
небылицы» и дополняется доступными их возрасту сказками разных народов.
Это способствует:
формирванию общеучебных навыков чтения и умению работать с
текстом;
пробуждает интерес к чтению художественной литературы и
способствует общему развитию ребенка;
имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и
воспитания.
В ходе реализации программы используются следующие виды организации
занятий: беседа, громкое чтение, прослушивание говорящих книг, конкурсы,
викторины, инсценировки.
Применяются также различные формы работы (по характеру отношений):
фронтальные, групповые, индивидуальные.
Используются следующие педагогические технологии
гуманно-личностные технологии
технология сотрудничества
технология активизации творческой деятельности
игровые технологии
Используемые современные информационные и мультимедийные
технологии : мультимедийные презентации, подбор видеоматериалов в интернете,
фильмы, просмотр фильмов и мультфильмов в соответствии с тематикой.
Методы реализации программы:
словесные (рассказ, беседа, лекция); наглядные (иллюстрации- зрительные,
слуховые, демонстрации);
практические (рассказ, инсценировка);
репродуктивные и поисковые (повторение, выполнение творческих заданий,
создание проблемных ситуаций и поиск их решений);
самостоятельной работы учащихся (работа с «Говорящей книгой»);
стимулирование интереса и развития мотивации (создание ситуаций
занимательности, успеха, эмоционально-нравственных переживаний,
убеждение);
самопознания (анализ, жизненные аналогии, олицетворение, эмоциональнообразное высказывание, Я-сообщение, беседа, сюжетно-ролевые игры);
творческого самовыражения (воссоздаем словесные образы в соответствии с
авторским текстом, читаем по ролям, инсценируем и декламируем сказки,
выступаем в роли иллюстраторов книг).
В процессе обучения используются следующие средства :
- словесно-логические (учебные пособия по литературному чтению для 1 и 2 кл.,
хрестоматии, художественные произведения);
- наглядно-образные (аудио-видеозаписи, иллюстрации к сказкам, мультфильмы,
презентации);
- действенно-практические ( дидактические задания, магнитофон, телевизор).
Формы проведения занятий:
- Беседы, рассказ учителя,
-слушание,
- чтение книг,
- посещение библиотек,
- просмотр кинофильмов,
- сюжетно-ролевые игры,
- уроки-путешествия,
- тематические праздники,
- участие в творческих тематических и художественных выставках,
- литературные гостиные,
- творческие проекты,
- конкурсы и викторины.
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю – 33 ч.,
Содержание программы:
создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного
читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и
литературы народов других стран.
Обучающийся - читатель овладевает основами самостоятельной читательской
деятельности.
В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа курса внеурочной деятельности — это создание условий для
использования
полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для
самостоятельного чтения и работы с книгой.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими
книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её
аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст:
титульный лист, введение, предисловие и прочее), так и из других изданий
(справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые
познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его
читательский опыт и эрудицию.
Тематическое планирование
№ п/п
1.
Темы занятия
Фольклорная,
народная
Количество часов
теории
практики
18
2
Характеристика
деятельности
обучающихся
1 уровень
Получают знания о
сказка
2.
Викторины
3
2
3.
Инсценировки
1
2
4.
Просмотр
мультфильмов
3
2
книге, как источнике
информации, слушают
тексты, учатся делать
выводы, соотносить
поступки героев с
нравственными
нормами.
2 уровень
Формируется любовь к
чтению, к отечественной
культуре и культуре
народов России.
Мотивация к
потребности в
постоянном чтении книг,
осознанность
прочитанного и
прослушанного текста.
3 уровень
Получит возможность
составлять небольшие
рассказы о себе и
окружающем мире,
описывать иллюстрации
к произведениям и
высказывать свое
отношение к
литературным героям.
Календарно-тематическое планирование
№
п.п
1
2.
3
Тема занятия
Содержание занятия
Дата
Тема: «Русские народные сказки» - 10 ч
Русская народная
Прослушивание сказки.
сказка «Репка».
Инсценировка сказки
Прослушивание
«Репка»
сказки.
Русская народная
сказка «Репка».
Инсценировка
сказки .
Русская народная
сказка «Заячья
избушка».
Форма проведения
аудитор внеаудит
ное
орное
1
Прослушивание сказки.
Инсценировка сказки
«Репка»
Прослушивание сказки.
Герои сказки.
Лепка персонажей.
ЦОР/ЭОР
https://yandex.ru
/video/preview/1
1500490723276
777694
1
1
https://yandex.ru
/video/preview/6
8212648954759
4
5
Прослушивание
сказки
Русская народная
сказка «Заячья
избушка». Лепка
персонажей.
Русская народная
сказка «Лиса и
волк».
11608
Прослушивание сказки.
Герои сказки.
Лепка персонажей.
1
Чтение сказки
читающими детьми.
Иллюстрирование.
https://yandex.ru
/video/preview/9
6321125397797
86880
https://yandex.ru
/video/preview/1
3886915876180
152992
https://yandex.ru
/video/preview/7
6571273155627
69050
https://yandex.ru
/video/preview/7
1969880564259
67397
https://yandex.ru
/video/preview/1
6888931568025
548886
1
6
Русская народная
сказка «У страха
глаза велики»
Чтение сказки. Анализ
сказки. Сочинение
сказки
7
Русская народная
сказка «Бобовое
зёрнышко»
Чтение сказки. Работа
над пересказом.
Озвучивание героев.
8
Русская народная
сказка
«Хаврошечка»
Чтение сказки.
Придумывание
вопросов к тексту.
1
9
Русская народная
сказка «Лисичка со
скалочкой»
Беседа. Чтение сказки.
Анализ сказки. Рисунки
1
10
Праздник русской
народной сказки
Инсценирование.
Выставка рисунков к
любимым русским
народным сказкам.
11
Украинская
народная сказка
«Колосок»
12
Белорусская
народная сказка
«Пых»
Слушание сказки.
Инсценировка.
1
13
Латвийская
народная сказка
«Заячий домик»
Прослушивание. Герои
сказки.
Иллюстрирование.
1
14
Украинская
народная сказка
«Рукавичка»
Инсценировка
1
15
Белорусская сказка Прослушивание и
« Сынок-с-кулачок» чтение сказки. Анализ
содержания.
1
Сказка «Теремок» Чтение сказок.
разных Сравнение сюжетов.
1
16
в
Тема: «Народные сказки» - 7 ч
Прослушивание и
чтение сказки. Анализ
содержания.
1
1
1
1
https://yandex.ru
/video/preview/1
6010273432024
64511
https://yandex.ru
/video/preview/5
2843474219324
53390
https://yandex.ru
/video/preview/4
1694999919569
86973
https://yandex.ru
/video/preview/1
4721551671688
351667
https://yandex.ru
/video/preview/8
8624022811527
24199
17
обработках
Моя любимая
сказка.
18
В. Катаев «Дудочка
и кувшинчик»
19
20
21
Инсценировка.
Рассказывание. Лепка.
Тема: «Авторские сказки» -10 ч
Выявление
отличительных
признаков народной и
авторской сказки.
Чтение.
Иллюстрирование.
В. Катаев «Дудочка Чтение.
и кувшинчик
Иллюстрирование
Иллюстрирование.
Е Чарушин
Чтение сказки.
«Теремок»
Инсценировка сказки
В.Сутеев «Палочка- Чтение сказки.
выручалочка»
Иллюстрирование.
Викторина
22
А.Пушкин «Сказка
о мертвой
царевне...»
Составление вопросов
по содержанию сказки
23
В. Катаев «Цветиксемицветик»
24
В. Катаев «Цветиксемицветик»
Создание книжкималышки
25
Моя любимая
сказка.
Работа над детским
театральным
представлением
Итоговый
спектакль.
Слушание, выборочный
пересказ,
инсценирование.
Создание книжкималышки.
Слушание, выборочный
пересказ,
инсценирование.
Создание книжкималышки.
Пересказ любимых
сказок.
Инсценировка сказки.
26
27
1
1
https://yandex.ru
/video/preview/4
5136715831791
43616
1
1
1
1
1
1
https://yandex.ru
/video/preview/1
2545209859416
206466
https://yandex.ru
/video/preview/1
2616343107693
250045
https://yandex.ru
/video/preview/8
1540036640837
60563
https://yandex.ru
/video/preview/8
1540036640837
60563
1
1
Инсценировка сказки.
1
28
Русская народная
сказка «Лиса и
Дрозд»
Устройство декорации.
1
29
В.Сутеев « Грибок
теремок»
Подбор музыкального и
светового оформления
1
30
Г. Андерсен
«Гадкий утенок»
Разучивание ролей с
применением голосовых
модуляций
1
31
Праздник «В
гостях у сказки»
Литературный
праздник.
1
https://yandex.ru
/video/preview/1
6504341232656
314561
https://yandex.ru
/video/preview/1
7007288775310
513462
https://yandex.ru
/video/preview/1
2043531077390
771732
32
Любимый герой
сказки.
Иллюстрация. Рассказ о
персонаже.
33
Итоговое занятие
Конкурс сценических
постановок.
Итого:
1
1
33ч
12ч
21ч
Мониторинг образовательных результатов и творческих достижений
обучающихся осуществляется в следующих формах: зачётный урок, викторина,
выступление на внеклассных мероприятиях, участие в выставках детского
художественного творчества и др.
Прослеживание индивидуально-личностного развития обучающихся
осуществляется в процессе педагогического мониторинга (мониторинг
воспитанности обучающихся), портфолио ученика.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как
хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их
поступкам.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель своей деятельности;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному плану
Средством формирования
продуктивного чтения.
регулятивных
УУД
служит
технология
Познавательные УУД:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате своей работы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую:
подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и
следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера
исполнителя).
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение);
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
Планируемые результаты.
Учащиеся получат возможность научиться:
–
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами
–
овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров
–
поиску информации и пониманию прочитанного, преобразовывать и
интерпретировать информацию
–
оценивать информацию.
Учебно-методическое обеспечение программы.
1. «Внеурочная деятельность школьников.» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2010);
2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование/ В.А.Горский – М.: Просвещение, 2011
3. Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и
проведению занятий, использование всего многообразия педагогических форм и
методов работы;
4. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей
эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного
педагогического опыта;
- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой,
определенной в программе;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- наборы ролевых игр (по темам инсценировок);
- материалы, необходимые для изготовления театральных костюмов своими
руками;
- настольные развивающие игры;
Для реализации программного содержания используются:
1.
«Русские народные сказки» - М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2001
2.
Мультимедийные презентации
- Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru
- Детский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/
- Сайт “Фактор роста” http://www.farosta.ru/
- Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/
- Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1september.ru/
3.
Сайты:
http://www.kostyor.ru/tales/
http://www.fairy-tales.su/narodnye/altajskie-skazki/
http://skazki.yaxy.ru/
http://luntiki.ru/blog/umnica/389.html
http://okster.com.ua/post/raskraski-skachat-besplatno-tochka-za-tochkoj/
http://www.roscherk.ru/media//xls/lab_9.jpg
4. Мультимедийное обеспечение:
1. компьютер
2. проектор
V. Литература
1. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова,
М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.
2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова.
Ижевск,1998.
3. Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.
4. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература,
1984.
5. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов
и чайнвордов для детей.\ Сост И.Г.Сухин-М:Новая школа, 1994.
Список литературы
1.Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,2010
2.Сказки нашего детства. СПб: ИГ «Весь», 2011-05-23
3.Заюшкина избушка. Изд. «Фламинго», 2007
4.Русская народная сказка «Кот и лиса» Изд. «Детская литература»
5.Рукавичка. Изд. «Фламинго», 2007
6.Хрестоматия по литературе для 1-4кл. Саратов.Регион.