ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Декоративно-прикладное творчество – одно из любимых занятий детей и
взрослых. Оно позволяет реализовать потребность человека к созиданию.
Во время знакомства с различными предметами декоративноприкладного искусства у детей формируются представления о красоте,
богатстве и разнообразии различных видов творчества. У них формируется
эстетический вкус, правильные представления о гармоничном сочетании
цвета, форм, размеров, текстуры материалов и др.
В процессе освоения различных техник ручного труда у детей
развиваются глазомер, мелкая моторика рук, аккуратность, усидчивость,
терпение. Они учатся овладению различными ручными инструментами,
знакомятся с различными материалами, используемыми в работе. Также
декоративно-прикладное творчество способствует развитию мышления
учащихся.
Нравственное воспитание учащихся осуществляется в процессе
общения, взаимопомощи и организации совместной работы. Процесс создания
изделий ручного труда способствует формированию у детей таких волевых
качеств, как целеустремленность, ответственность, сосредоточенность,
потребность доводить начатое дело до конца.
Актуальность программы в том, что она знакомит детей с традициями
декоративно-прикладного творчества предыдущих поколений. Она помогает
освоению различных приемов и техник творческой деятельности,
способствует развитию свободы творческого мышления учащихся.
Целью данной программы является: формирование и развитие
творческих способностей учащихся в различных техниках декоративноприкладного творчества.
Задачи:
Знакомство учащихся с различными направлениями декоративноприкладного творчества;
Знакомство
с
различными
материалами
и
инструментами,
необходимыми для работы в различных техниках;
Обучение учащихся различным техникам декоративно-прикладного
творчества;
Приобщение учащихся к культуре и искусству, в том числе
отечественным;
Формирование у учащихся высоких культурных и духовных ценностей
и потребности в их дальнейшем обогащении;
Формирование у учащихся культуры общения, нравственного
поведения;
Развитие у учащихся способностей к самореализации в различных видах
творчества, к объективной самооценке;
Воспитание уважительных взаимоотношений в группе;
Воспитание ответственности, терпеливости, аккуратности, любви к
ручному труду;
Развитие целеустремленности для успешного достижения поставленных
целей;
Развитие одаренностей и творческого потенциала учащихся;
Развитие у учащихся творческого мышления, воображения, внимания,
глазомера, мелкой моторики рук.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Образовательная программа «Умелые ручки» разработана на два года
обучения (204 часа). Программой предусмотрено изучение необходимых
теоретических сведений, их содержание согласовывается с характером
практических работ по каждой теме. На практическую часть отводится не
менее 70% общего объема времени.
Темпы освоения программы и практические результаты каждого
учащегося зависят от первичной подготовки и уровня творческого потенциала,
поэтому являются индивидуальными показателями.
Чередование различных техник декоративно-прикладного творчества
помогает самоопределению ребенка в том или ином виде деятельности,
способствуя наилучшей реализации в одном (или нескольких) из них.
Разнообразие видов рукоделия помогает расширить круг творческих
интересов ребенка. Освоив различные техники, учащиеся получат
возможность комбинировать их, создавая уникальные продукты творчества.
Вариативность практических занятий позволяет учащимся проявить
творческие способности также в процессе репродуктивной деятельности.
Интерес учащихся поддерживается возможностью практического применения
умений и навыков (создание сувениров, подарков к праздникам и т.д.)
Организация учебного процесса:
Занятия проходят 2 раза в неделю (по подгруппам): 1 час и 2 часа и
составляют 102 часа в год.
Программа рассчитана на обучение детей начальной школы.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Процесс освоения каждой техники декоративно-прикладного творчества
состоит из нескольких этапов.
На первом этапе происходит знакомство с техникой, необходимыми
материалами и инструментами, а также с фотографиями и образцами готовых
работ. Под руководством учителя учащиеся анализируют и сравнивают
различные приемы, композиционные решения, представленные на образцах.
На втором этапе учащиеся осваивают и отрабатывают основные приемы
данной техники, выполняя работу по заданному образцу. В процессе этой
работы они учатся сочетанию элементов данной техники, вырабатывают
навыки работы с инструментами и материалами. Основной вид деятельности
учащихся на данном этапе – репродуктивный.
На третьем этапе у детей появляется возможность проявить свои
творческие способности в данном виде деятельности. Они самостоятельно
разрабатывают эскизы, продумывают композиционные и цветовые решения,
осуществляют подбор материалов. Заключительной частью данного этапа
является выставка готовых работ учащихся.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой
деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы;
внутренняя позиция на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной
жизни;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования
технологий и материалов;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой
деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных
ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
допускать существование различных точек зрения и различных
вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения
художественно-творческой задачи с использованием учебной и
дополнительной литературы;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения
познавательных и творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
устанавливать аналогии;
Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать
умозаключения и выводы.
Предметные результаты:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности
в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Содержание программы курса (1 год обучения)
Соломка (12 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с
техникой «Соломка». Изготовление соломенных пластин для аппликаций.
Плоская аппликация. Выполнение работы по теме «Парусник». Плоская
аппликация. Выполнение работы по теме «Деревня». Выполнение работы на
свободную тему. Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
Лепка из соленого теста (12 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с
соленым тестом. Готовим тесто. Основные приемы лепки. Использование
инструментов. Выполнение работы по теме «Хлебобулочные изделия».
Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
Изонить (11часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с
техникой «Изонить». Последовательность выполнения углов. Выполнение
работы по теме «Закладка». Другие виды швов. Выполнение работы по теме
«Открытка для мамы». Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
Аппликация из бумаги (12 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Симметричное
вырезание. Выполнение работы по теме «Бабочки». Выполнение работы по
теме «Листопад». Аппликация из кругов. Выполнение работы по теме
«Снеговик». Сюжетная аппликация на свободную тему. Подведение итогов.
Выставка готовых изделий.
Бумагопластика (16 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с
бумагопластикой. Подготовка инструментов и материалов. Гармошка.
Выполнение работы по теме «Аквариум». Петля. Выполнение работы по теме
«Котенок». Выполнение работы по теме «Букет». Выполнение объемной
аппликации на свободную тему. Подведение итогов. Выставка готовых
изделий.
Оригами (16 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с
оригами. Квадрат – основная форма оригами. Базовая форма: «Треугольник».
Базовая форма: «Воздушный змей». Выполнение работы по теме
«Праздничная открытка». Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
Работа с пластилином (11 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Правила и
техника работы с пластилином. Картина из пластилиновых жгутиков.
Изготовление
панно «Ветка рябины». Самостоятельное творчество.
Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
Аппликация из круп и природных материалов (12 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с
природным материалом. Аппликация из тыквенных семечек «Осеннее
дерево». Объемная аппликация из арбузных семян. Выполнение работы по
теме «Ёжик». Аппликация из круп. Выполнение работы по теме «Рыбка».
Аппликация из разных материалов. Выполнение работы на свободную тему.
Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
Содержание программы курса(2 год обучения)
Соломка (12 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с
техникой «Соломка». Изготовление соломенных пластин для аппликаций.
Плоская аппликация. Плоская аппликация. Выполнение работы по теме
«Деревня». Объемная аппликация. Выполнение работы по теме «Букет».
Объемная аппликация.
Выполнение работы по теме «Жар-птица».
Выполнение работы на свободную тему. Подведение итогов. Выставка
готовых изделий.
Лепка из соленого теста (12 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с
соленым тестом. Готовим тесто. Основные приемы лепки. Использование
инструментов. Выполнение работы по теме «Хлебобулочные изделия».
Выполнение панно «Рыбы». Выполнение панно «Сказочный домик».
Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
Изонить (11 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с
техникой «Изонить». Последовательность выполнения углов. Выполнение
работы по теме «Закладка». Изображение окружности. Выполнение работы по
теме «Космос». Выполнение работы по теме «Одуванчик на лугу». Другие
виды швов. Выполнение работы по теме «Открытка для мамы». Подведение
итогов. Выставка готовых изделий.
Аппликация из бумаги (12 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Симметричное
вырезание. Выполнение работы по теме «Медвежонок». Геометрическая
аппликация. Выполнение работы по теме «Игрушки». Обрывная аппликация.
Выполнение работы по теме «Лес». Выполнение работы по теме «Котенок».
Мозаика. Выполнение работы по теме «Сказочная птица». Выполнение
работы по теме «Чашка». Сюжетная аппликация на свободную тему.
Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
Бумагопластика (16 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с
бумагопластикой. Подготовка инструментов и материалов. Гармошка. Петля.
Выполнение работы по теме «Котенок». Выполнение работы по теме «Букет».
Подкручивание. Выполнение работы по теме «Сказочная птица».
Многослойная аппликация. Выполнение работы по теме «Горы». Выполнение
работы по теме «Морской пейзаж». Выполнение работы по теме «Объемная
открытка». Выполнение объемной аппликации на свободную тему.
Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
Оригами (16 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с
оригами. Квадрат – основная форма оригами. Базовая форма: «Треугольник».
Базовая форма: «Воздушный змей». Базовая форма: «Двойной треугольник».
Базовая форма: «Двойной квадрат». Базовая форма «Конверт». Выполнение
работы по теме «Праздничная открытка». Подведение итогов. Выставка
готовых изделий.
Работа с пластилином (11 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Правила и
техника работы с пластилином. Панно «Виноград». Букет для мамы ко Дню
Матери. Самостоятельное творчество. Подведение итогов. Выставка готовых
изделий.
Аппликация из круп и природных материалов (12 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с
природным материалом. Объемная аппликация из арбузных семян.
Выполнение работы по теме «Ёжик». Аппликация из круп. Выполнение
работы по теме «Рыбка». Аппликация из макарон. Выполнение работы по
теме «Курочка». Аппликация из ракушек и камней. Выполнение работы по
теме «Морское дно». Аппликация из песка. Аппликация из разных
материалов. Выполнение работы на свободную тему. Подведение итогов.
Выставка готовых изделий.
Тематическое планирование (1 год обучения)
№
Наименование
раздела
1 четверть
1 Соломка
2 Лепка из соленого
теста
Итого:
2 четверть
1 Изонить
2 Аппликация из
бумаги
1
Итого:
3 четверть
Бумагопластика
2 Оригами
Кол-во часов
теория Практика
Инд.
работа
Формы
общее аттестац./
контроля
4
6
2
12
3
7
2
12
Выставка
готовых
работ
Выставка
готовых
работ
24
3
4
4
11
4
6
2
12
Выставка
готовых
работ
Выставка
готовых
работ
23
2
8
6
16
2
8
6
16
Выставка
готовых
работ
Выставка
готовых
работ
Итого:
4 четверть
1 Работа с
пластиллином
2 Аппликация из
круп и природных
материалов
Итого:
Всего часов:
32
3
5
3
11
3
7
2
12
Выставка
готовых
работ
Выставка
готовых
работ
23
102
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Теория
Практические
работы
1
«Инкрустация соломкой»
Вводное занятие
1
2
Инструктажи по технике
безопасности
1
3
Знакомство с техникой
инкрустации соломкой
1
Изготовление соломенных
пластин для аппликаций
1
5
Правила и способы
изготовления плоской
аппликации
1
6
Творческая работа
«Деревня»
1
4
Дата
изучения
по плану
1 неделя
7
Правила и способы
изготовления объемной
аппликация
1
8
Творческая работа «Букет»
1
2 неделя
3 неделя
Дата
изучения
фактическая
9
10
Выполнение
объемной
аппликации по собственному
замыслу
1
Творческая работа «Жарптица»
1
11
Выполнение работы на
свободную тему
1
12
Подведение итогов. Выставка
4 неделя
1
готовых изделий.
13
1
Вводное занятие.
14
15
16
17
5 неделя
Лепка из соленого теста.
Инструктаж по технике
безопасности
1
Знакомство с соленым тестом.
1
Технология приготовления
соленого теста.
6 неделя
1
Основные приемы лепки.
1
18
Использование инструментов
и приспособлений при
изготовлении изделий.
1
19
Творческая работа
«Хлебобулочные изделия» .
1
20
Творческая работа «Птицы»
21
Творческая работа
«Животные»
22
Изготовление панно
собственному замыслу
7 неделя
1
1
по
23
Изготовление панно по
собственному замыслу
24
Подведение итогов.
Выставка готовых изделий.
8 неделя
1
1
1
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
«Изонить».
Вводное занятие.
Инструктажи по технике
безопасности.
1
Знакомство с техникой
«Изонить».
Последовательность и
правила заполнения угла.
Творческая работа.
Изготовление закладки для
книг.
Правила заполнения
окружности.
Творческая работа.
Изготовление открытки для
мамы.
Творческая работа.
Изготовление открытки для
мамы.
Изготовление творческой
работы по собственному
замыслу
Изготовление творческой
работы по собственному
замыслу
Подведение итогов.
Выставка готовых изделий.
«Аппликация из бумаги»
Вводное занятие.
Инструктажи по технике
безопасности.
Симметричное вырезание
Изготовление творческой
работы «Бабочки»
Выполнение творческой
работы «Листопад»
Вырезание по шаблону.
Аппликация из кругов.
Выполнение творческой
работы «Снеговик»
Выполнение творческой
работы по собственному
замыслу из геометрических
фигур
9 неделя
1
1
1
10 неделя
1
1
11 неделя
1
1
1
12 неделя
1
1
1
13 неделя
1
1
1
1
14 неделя
1
1
15 неделя
1
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
Сюжетная аппликация на
свободную тему
Сюжетная аппликация на
свободную тему
Сюжетная аппликация на
свободную тему
Подведение итогов.
Выставка готовых изделий.
«Бумагопластика»
Вводное занятие.
Инструктажи по технике
безопасности.
Знакомство с видами и
свойствами бумаги.
Знакомство с
инструментами и
материалами, используемых
в работе
Коллективная творческая
работа «Аквариум»
Коллективная творческая
работа «Аквариум»
Творческая работа
«Котенок»
Творческая работа
«Котенок».
1
1
1
1
1
17 неделя
1
1
1
1
1
1
Творческая работа «Букет».
1
57
Творческая работа «Букет».
1
58
59
60
61
62
18 неделя
1
56
Изготовление
индивидуальных
творческих работ «Тайны
леса»
Изготовление
индивидуальных
творческих работ «Тайны
леса»
Выполнение творческой
работы по собственному
замыслу.
Выполнение творческой
работы по собственному
замыслу.
Выполнение творческой
работы по собственному
замыслу.
16 неделя
19 неделя
20 неделя
1
1
1
21 неделя
1
1
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
Подведение итогов.
Выставка готовых изделий.
«Оригами».
Вводное занятие
Инструктаж по технике
безопасности
Знакомство с техникой
«Оригами»
Квадрат, как основная
форма оригами
Творческая мастерская :
«Котенок»
Творческая мастерская:
«Лиса»
Творческая мастерская:
«Медведь»
Творческая мастерская:
Щенок»
Творческая мастерская:
«Цыпленок»
Базовая форма:
«Треугольник»
Творческая мастерская:
«Воздушный змей»
Творческая мастерская:
«Воздушный змей»
Изготовление праздничной
открытки по образцу
Изготовление сувенира по
собственному замыслу
Коллективная творческая
работа. Изготовление панно
по сказке
Подведение итогов.
Выставка готовых изделий.
«Работа с пластилином»
Вводное занятие
Инструктаж по технике
безопасности
Правила и техника работы с
пластилином
Изготовление картины из
пластилиновых шариков
Изготовление картины из
пластилиновых шариков
1
22 неделя
1
1
1
1
23 неделя
1
1
1
24 неделя
1
1
1
25 неделя
1
1
1
26 неделя
1
1
27 неделя
1
1
1
28 неделя
1
1
1
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
Изготовление картины из
пластилиновых жгутиков
Изготовление картины из
пластилиновых жгутиков
Изготовление картины из
пластилиновых жгутиков
Изготовление панно: «Ветка
рябины»
Изготовление панно: «Ветка
рябины»
Подведение итогов.
Выставка готовых изделий
«Аппликация из круп и
природных материалов»
Вводное занятие
Инструктаж по технике
безопасности
Сбор и заготовка
природного материала
Аппликация из тыквенных
семечек «Осеннее дерево»
Объемная аппликация из
арбузных семян
1
1
1
1
30 неделя
1
1
31 неделя
1
1
1
1
32 неделя
1
Творческая работа: «Ёжик»
Правила создания
97
аппликаций из различных
круп
Выполнение творческой
98
работы «Рыбка»
Аппликация из различных
99
материалов
Изготовление творческой
100
работы по собственному
замыслу
Изготовление творческой
101
работы по собственному
замыслу
Подведение итогов.
102
Выставка готовых изделий.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
29 неделя
1
33 неделя
1
1
1
34 неделя
1
1
1
28
74
К концу первого года обучения дети должны знать:
- правила ТБ;
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольноизмерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений
(шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими
инструментами;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся
используют в своей работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными
и многодетальными;
- основные требования к изделиям (польза, удобство, красота);
- виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание,
сборка, отделка; способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки.
- виды отделки: раскрашивание, аппликации.
- даты в календаре: День Мира, Всемирный день защиты
животных, День матери, День кошки, Всемирный день гор, День птиц и
другие.
- праздники: Новый год, День защитников Отечества, 8 Марта, День победы
и другие.
Уметь:
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
Необходимые условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
все занятия проводит разработчик программы.
в начале работы каждого блока все обучающиеся проходят инструктаж
по технике безопасности.
непосредственное общение с каждым ребенком.
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и
потребностям.
Материально-техническое обеспечение:
хорошо освещенный и проветриваемый кабинет;
стандартное оборудование современного класса;
коллекция разнообразной литературы по истории рукоделия, как в
России, так и за рубежом, литературы по различным техникам работы;
коллекция альбомов, открыток, орнаментов, ксерокопий, фотографий,
наглядных образцов изделий;
фото каталог творческих работ учащихся;
нитки (мулине, капроновые, вискозные, тонкие крепкие х/б), иголки для
шитья;
картон, цветная бумага, кожа, бархат и др.;
пластилин, стеки;
ножницы;
кисти, карандаши, фломастеры, краски, проволока тонкая, линейка
металлическая, циркуль.
семена, зёрна, крупы, салфетки, гербарий засушенных растений,
бросовый материал, лак.
Список литературы:
1. Авторская программа внеурочной деятельности «Художественное
творчество» Просняковой Т.Н. // Сборник программ внеурочной деятельности.
Система Л.В. Занкова// Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Федоров»,2012
2. Андреева И.А., Шитье и рукоделие. Энциклопедия, 2000;
3. Поделки из соленного теста и пластилина. Сост. А.Майорова, Нижний
Новгород, ООО «Доброе слово», 2011;
4. Искусство квилинга. А.Зайцева –М., Эксмо, 2013;
5. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров»,
Издательство «Учебная литература», 2004.
6. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом:
Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений,
2008.
7. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия.- М.: Просвещение,
2007.
Интернет ресурсы:
1. Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/
2. Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru
3. Коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/
4. Интернет ресурсы для начальной
школы http://www.journal.edusite.ru/p84aa1.html
5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.-fcior.edu.ru
6. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа
:http://school-collection.edu.ru
7. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим
доступа: http://nachalka.info/about/193
8. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим
доступа: www.festival.1september.ru
9. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
10. Сайт «Все для учителей начальной школы» – Режим
доступа: http://www.nsc.1september.ru
11. Сайт журнала «Начальная школа» – Режим доступа:
http://www.n-shkola.ru