Пояснительная записка
Чтение – базовый компонент жизни ребенка, подростка, его воспитания и
образования. Последние достижения психологической науки показали, что прежде чем
школьник освоит информационную грамотность, он должен научиться читать,
воспринимать и понимать написанное, без чтения нет ни образования, ни культуры.
Чтение – это самая активная тренировка мозговой деятельности обучающихся. Она
активизирует не только их мыслительную деятельность, но и чувственное восприятие,
укрепляет память, развивает образные представления, вселяет позитивное отношение к
миру, обеспечивает становление личности в целом.
Программа по чтению направлена на развитие речемыслительных способностей
обучающихся, формирование нравственных позиций поведения и всестороннее развитие и
социализацию личности, учитывает особенности познавательной деятельности умственно
отсталого ребенка. Программа предполагает реализацию дифференцированного и
деятельностного подхода к обучению и воспитанию ребенка с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Основная идея программы заключается в привлечении обучающихся
с
интеллектуальными нарушениями к библиотеке, чтению, книге и через чтение, школьную
библиотеку воспитание добрых, честных, умных, целеустремленных граждан России.
Цель программы
1. Формирование у обучающихся представлений о ценности и значимости чтения и
книжной культуры.
2. Создание положительных и привлекательных образов читающего человека, книги,
библиотеки и других социальных институтов, связанных с чтением.
3. Развивать и поддерживать в детях привычку радости чтения и учения, также
потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни.
4. Дать обучающимся базовые понятия по основам библиотечно-библиографической
грамотности (ББГ).
Задачи
1. Научить читать творчески, увлеченно, чтобы полнее реализовать заложенные в
литературе воспитательные и развивающиеся возможности.
2. Приобщить обучающихся к справочной, энциклопедической литературе и развить в
них навыки самостоятельной работы с ней.
3. Укрепить интерес к познанию окружающего мира и учебным предметам.
4. Воспитать у обучающихся потребность самовыражения через творческую
деятельность.
Общая характеристика программы
Наша страна, некогда самая читающая в мире, сегодня, к сожалению, уже не
может претендовать на это почетное звание. Компьютер и телевизор отняли у детей время
на чтение. Родительское чтение в семьях сошло почти на нет. Все чаще применительно к
детскому чтению мы слышим слово «кризис». Этот кризис выражается в резком
преобладании так называемого информационного чтения, чтения деструктивной и
«облегченной» литературы и, как следствие, в снижении языковой и общей культуры
подростков и молодежи. Общество с нечитающим, духовно обделенным поколением
может в будущем столкнуться с большими проблемами.
Для развития читательской компетенции была составлена программа внеурочной
деятельности «Чтение с увлечением», представляющая собой систему библиотечных
уроков и мероприятий, направленных на формирование и развитие читательского таланта
подростка как основы его интеллектуального, духовно-нравственного и творческого
развития.
Для того чтобы каждый ребенок имел возможность самореализации. Программа
предусматривает работу в нескольких направлениях:
1. Библиографические уроки предусматривают постепенное накопление и углубление
знаний о книге: от первого знакомства с элементами книги до умения пользоваться
справочным аппаратом библиотеки.
2. Занятия по формированию круга чтения дают возможность обучающимся
познакомиться с художественной и научно-познавательной литературой,
адресованной им по возрасту; научиться не только «через ум», но и через чувства
воспринимать написанное; использовать книги при подготовке к урокам;
участвовать в литературных праздниках и видеть в книге не только источник
знаний, но и источник радости, хорошего настроения.
3. Сила и красота слова раскрываются в его звучании, поэтому очень важно, чтобы
переживание эмоциональной окраски слова шло от восприятия на слух – от
выразительного чтения. Громкие выразительные чтения как обязательный элемент
Программы «Чтение с увлечением» помогают осознанному восприятию текста,
открывают глубину и богатство книги, журнальной или газетной публикации.
Именно здесь, в процессе самого чтения и в ответной рефлексии читателя
формируется личность.
4. Творческая деятельность развивает воображение, художественный вкус. На
занятиях выразить себя и свое отношение к прочитанному произведению
обучающимся помогают выставки детских поделок, конкурсы рисунков и
самодельных книжек, красочно оформленные отзывы о полюбившихся
произведениях. В то же время, выставленные в библиотеке творческие работы
одних ребят смогли стать побудительным мотивом для других обучающихся
обратиться к книге.
5. Введение в урок игр, игровых упражнений, ситуаций позволяет свести до
минимума утомляемость и напряжение ребят. Во время игры они чаще проявляют
активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку. Увлеченные
игрой, дети легче усваивают материал, закрепляют его, приобретают знания,
умения, навыки.
Форма проведения занятий:
·
урок-объяснение;
·
урок- беседа;
·
беседа-консультация;
·
громкие чтения;
·
обзор литературы у книжной выставки, книжной полке;
·
турнир эрудитов;
·
выставка-просмотр;
·
викторина;
игра-поиск («Книги обо всем на свете»)
библиографическая игра («Найди книгу»)
игра-путешествие;
инсценировки;
урок творчества;
·
практические занятия;
·
анкетирование;
·
комбинированные уроки;
·
экскурсия в детскую библиотеку поселка
Использование технических средств, красочных наглядных пособий, игр, проведение
экскурсий
способствуют
развитию
познавательной
активности,
воспитанию
любознательности.
Программа «Чтение с увлечением» помогает библиотеке реализовать на практике
важнейшую ее миссию – сберегать и распространять в обществе книжные богатства,
мотивировать спрос на лучшую литературу и пробуждать интерес к русскому языку,
воспитывать любовь к Родине, родному краю.
Программа «Чтение с увлечением» рассчитана на один год обучения, предназначена
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 5 – 8 класса и учитывает
потребности и интересы обучающихся данного возраста, а также их возрастные,
психологические и познавательные возможности. Занятия проводятся один раз в неделю
по 1 часу (всего 34 часов) после уроков основного расписания.
·
·
·
·
·
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Ценности русской и мировой литературы, эстетические ценности, ценности
культуры чтения, ценности творческого чтения, обогащение внутреннего мира читателя,
ценности интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития
Ожидаемые результаты
В процессе освоения обучающимися программы планируется сформировать
следующие личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
·
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
·
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности;
·
воспитание чувства справедливости, ответственности;
·
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты:
·
расширение знаний о книге, библиотеке, человеке, обществе;
·
обогащение нравственно-эстетического, познавательного и чувственного опыта
·
формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества
(личность, семья, коллектив, общество, Отечество, толерантность);
·
совершенствование навыков работы в группе;
·
развитие индивидуальных способностей.
Предметные результаты
·
формирование потребности в чтении художественной литературы;
·
развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение,
сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
·
расширение литературного кругозора;
·
формирование образного мышления обучающихся.
Содержание программы
Содержание программы курса «Чтение с увлечением» создаёт возможность
для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу
своей страныи готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Обучающийся - читатель овладевает основами самостоятельной читательской
деятельности.
В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа курса внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» — это
создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках
литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими
книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из
её аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной
текст: титульный лист, введение, предисловие и прочее), так и из других изданий
(справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые
познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его
читательский опыт и эрудицию.
Курс способствует расширению читательского пространства, реализации
индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Занятия внеурочной деятельности «В гостях у книжки» помогает решать задачи
эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка,
а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка –
и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
«Основы библиотечно-библиографических знаний» (7 ч.) – знакомит с азами
информационно-библиографической грамотности. На этом этапе предусматривается
постепенное накопление и углубление знаний о книге и библиотеке: от знакомства с
библиотекой – к изучению содержания различных источников информации,
самостоятельному поиску информации.
«Справочники. Энциклопедии.» (3 ч.) – знакомство с энциклопедиями и справочными
пособиями, турнир эрудитов, литературные игры.
«Сказки» (7 ч.) – углубление знаний о сказках, их видах (авторские, бытовые, о
животных). Сочинение собственной сказки.
«Книги о животных» (2 ч.) – углубление знаний о разнообразии животного мира через
книгу.
«Патриотическая книга» (14 ч.) – знакомство с мифами народов мира, русским
фольклором, героическими подвигами российского народа.
«Итоговое занятие» (1 ч.) – подведение итогов по курсу «Чтение сувлечением».
Умения навыки
В ходе реализации программы «Чтение с увлечением» у обучающихся формируются
следующие знания, умения и навыки:
- знание привил поведения в библиотеке и обращения с книгой
- правильно называть произведение, указывая фамилию автора и заголовок
- выделять авторскую точку зрения (что хотел сказать автор)
- выражать свою точку зрения о прочитанном произведении
- владеть приемами работы с энциклопедиями, словарями, справочниками
- самостоятельно пользоваться алфавитно-предметным и другими указателями
- выбирать нужный (поисковый) вид чтения в соответствии с целью чтения
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЧТЕНИЕ С
УВЛЕЧЕНИЕМ»
1. Роль книги в жизни человека.
Кол
иче
ство
часо
в
1
2.
1
№п/
п
3.
4.
5.
Тема занятия
Форма
проведения
занятия
Беседарассуждени
е
Первые книги. Первые библиотеки. Беседа.
Рассказ.
Рукописные книги. Библия, детская Презентаци
библия. Летописи.
я.
История книги.
Презентаци
я.
Первопечатник Иван Федоров.
Презентаци
я.
1
1
1
6. Детские газеты и журналы.
Выставка.
Беседа.
1
7. Экскурсия в детскую библиотеку.
8. Справочники и энциклопедии.
Экскурсия
Выставка.
1
1
9. Игра «100 вопросов почемучек».
Дидактичес
кая игра.
Презентаци
я.
Презентаци
я.
1
10. «Хранители слов – словари».
11. Книги сборники сказок.
1
1
ЦОР/ЭОР
Цифровые и
электронные
образовательные
ресурсы
https://yandex.ru/video/prev
iew/1273157994917953896
5
https://yandex.ru/video/prev
iew/1446581433723833080
https://yandex.ru/video/prev
iew/9217791102722621361
https://yandex.ru/video/prev
iew/6303333335517004772
https://yandex.ru/video/prev
iew/1492110768209138042
3
https://yandex.ru/video/prev
iew/1453803578963310429
8
https://yandex.ru/video/prev
iew/5962795447479019365
12. Книги сборники. Авторские сказки. Презентаци
я.
13. Волшебный мир сказок по сборнику Презентаци
А.С.Пушкина.
я.
Путешестви
е.
Рассказ.
14. Сказки бытовые.
1
1
https://yandex.ru/video/prev
iew/1077130372444623455
9
1
https://yandex.ru/video/prev
iew/1693924922501207202
3
https://yandex.ru/video/prev
iew/1309354811698304229
5
15. Сказки о животных.
Рассказ.
1
16. Книги со сказками русских
писателей-классиков.
17. Сочиняем собственную сказку.
Игра-поиск
1
Урок
творчества
Инсцениров
18. Книги сборники произведений о
ки
животных.
Выставка19. Художники-иллюстраторы книг о
просмотр
животных.
Презентаци
20. Книги сборники «Мифы народов
я.
мира».
21. Русские богатыри. Книги сборники Презентаци
С.Алексеев.
я.
Урок22. «Рассказы о Суворове и русских
солдатах»
беседа
1
23. Книги произведений о детях и для Презентаци
детей «Расскажи о героях детских». я.
Выставка.
24. Книги твоих сверстников.
Рассказ.
Выставка.
25. Книги о детях войны.
Рассказ.
26. Мой любимый литературный герой. Выставка.
Рассказ.
Инсцениров
ка.
27. Книги сборники поэтов о Родине и Презентаци
родной природе.
я.
1
Громкие
чтения
Громкие
чтения
Презентаци
я.
Презентаци
я.
Выставка.
Играпутешестви
е
1
28. Читаем и слушаем стихотворения о
Родине.
29. Читаем наизусть стихи о Родине и
родной природе.
30. Русь великая в произведениях
фольклора.
31. «Очерки и воспоминания»
Писатели о писателях.
32. Презентация любимых книг.
33. Библиотечная мозаика.
1
1
1
1
1
https://vk.com/video173822495_456239803
https://yandex.ru/video/prev
iew/5954993174333150652
https://yandex.ru/video/prev
iew/5344291866887921006
https://yandex.ru/video/prev
iew/1175895560388344345
0
1
1
https://yandex.ru/video/prev
iew/9834172246067671847
1
1
https://yandex.ru/video/prev
iew/1322035626075184559
4
1
1
1
1
1
https://yandex.ru/video/prev
iew/319461710894012722
34. Итоговое занятие.
Подведение
итогов
1