Вандализм

01.01.2017

 

Вандали́зм - одна из форм деструктивного (разрушительного) девиантного поведения человека, в ходе которого уничтожаются или оскверняются предметы искусства, культуры, иного имущества общественного значения, иного частного имущества и т. д.

 

 

 Этот термин произошел от названия древнегерманского племени вандалов. В 455 году они овладели Римом и уничтожили в нем множество памятников античного и христианского искусства, поэтому вандалами называют невежд, варваров, разрушителей ценностей.

Проявления вандализма приносят громадный финансовый ущерб, и приводят к негативным социальным последствиям. Так, по некоторым оценкам 30% затрат на ремонт в жилищно-коммунальной сфере приходится на ликвидацию последствий вандализма.

 

Различные формы (подвиды) вандализма

  • Граффити, в той части, которая имеет аморальное, антиобщественное и т. п. содержание.
  • Теггинг (вид граффити) (в части с аналогичным содержанием)
  • Бомбинг (вид граффити) (в части с аналогичным содержанием)
  • Сожжение книг
  • Осквернение могил
  • Порча памятников культуры
  • Порча картин
  • Сжигание церквей

 

Статья 214. Вандализм УК РФ

 

 1. Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, -

наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. Те же деяния, совершенные группой лиц, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, - (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ) наказываются ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет. (часть вторая введена Федеральным законом от 10.05.2007 N 70-ФЗ).

Комментарий к статье 214 УК РФ.

  1. Комментируемая статья предусматривает ответственность за два вида посягательств:

а) осквернение зданий или иных сооружений;

б) порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.

2. Осквернение выражается различными действиями, приводящими к обезображиванию пользующихся общественным вниманием зданий и сооружений.

К таким действиям могут относиться: нанесение непристойных изображений и надписей, наклеивание плакатов, репродукций, фотографий аморального содержания, пачкание красками, нефтепродуктами, нечистотами, обезображивание и повреждение памятников истории и культуры, общественно значимых зданий и сооружений.

Осквернение может также заключаться в глумлении над общепринятыми духовными и историческими ценностями (размещение фашистской символики или нацистских лозунгов в местах, связанных с борьбой против фашизма; нанесение изображений и надписей, оскорбляющих чувства верующих, на культовых зданиях и сооружениях и т.д.).

Не образуют состава преступления действия по нанесению надписей, рисунков и других изображений, не оскорбляющих общественной нравственности (коммерческая реклама, информационные сообщения, политическая или религиозная пропаганда, рисунки и надписи, не имеющие аморального содержания, и т.д.).

Также не образует состава преступления нанесение надписей и изображений, хотя и нарушающее нормы морали, но не рассчитанное на значительную общественную реакцию (написание легкоустранимых отдельных нецензурных слов, размещение безнравственных изображений в малодоступных или безлюдных местах). В этих случаях в зависимости от характера содеянного может наступать материальная или административная ответственность.

3. По целям и характеру с вандализмом сходно надругательство над местами захоронения умерших. Поэтому осквернение надмогильных сооружений квалифицируется по ст. 244 УК.Хочу такой сайт

4. Сооружениями называют построенные людьми недвижимые объекты, находящиеся в коллективном или индивидуальном пользовании, - стадионы, мосты, ограды, путепроводы и др. Осквернение движимого имущества, без его порчи, а также природных объектов состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, не образует.

5. Порча имущества заключается в приведении его в полную или частичную непригодность. По комментируемой статье наступает ответственность за порчу имущества, предназначенного для общественного использования независимо от формы собственности.

Способы порчи могут быть различными: нанесение механических повреждений, покрытие красящими или клеющими веществами, заливание нечистотами и др.

6. Вандализм, сопряженный с умышленным уничтожением либо повреждением имущества в крупном размере или со значительным ущербом, квалифицируется по совокупности комментируемой статьи и ст. 167 УК.

7. Субъект преступления - лицо, достигшее 14-летнего возраста.

8. Вандализм совершается с прямым умыслом. Его мотивы, как правило, сходны с хулиганскими: неуважение к обществу, озорство, пренебрежение общественными интересами.

Вандализм может также сочетаться с корыстными мотивами, когда ради незаконного приобретения незначительного имущества причиняется существенный ущерб общественным интересам (например, отрезается часть театрального занавеса, срезается кожзаменитель с сидений в общественном транспорте, похищаются детали из электроприборов, электронных устройств, из-за чего они выходят из строя). Такие действия могут квалифицироваться по совокупности с преступлениями против собственности.

 

Помимо уголовной ответственности за вандализм, когда содеянное не относится к уголовно-наказуемому деянию, лица, допустившие разрушительное поведение или причинившие своими действиями ущерб имуществу, привлекаются к административной и (или) гражданско-правовой ответственности. Чтобы не путать эти формы правовой ответственности, поможет определение каждого из них. К уголовной ответственности, привлекаются лица, совершившие преступление. Преступлением признается виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозу причинения вреда личности, обществу, государству. Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ним неимущественные отношения, осуществление права собственности и других вещных прав. При рассмотрении такого проявления как вандализм и других форм разрушительного поведения гражданско-правовая ответственность рассматривается нами лишь в отношениях, которые возникают вследствие причинения вреда и необходимости возмещения убытков. Под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях, если бы его право не было нарушено ( упущенная выгода). Во втором разделе были подробно рассмотрены случаи актов вандализма и другого разрушительного поведения граждан, предусмотренные уголовным законодательством, поэтому далее будут изложены положения административной и гражданско-правовой ответственности за подобные правонарушения. Административная ответственность. Согласно ст.13 Кодекса РФ об административных нарушениях, административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16 лет. К лицам от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних. Если, в результате совершения административного правонарушения, причинен имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то Комиссия по делам несовершеннолетних (КДН), при решении вопроса о наложении административного взыскания, вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, если его сумма не превышает половины МРОТ, а народный суд - независимо от размера ущерба (ст. 40). В других случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства. К родителям или лицам, их заменяющим, в соответствии со ст. 164 Кодекса об административных правонарушениях, применяются меры административного взыскания. Злостное невыполнение ими обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних, употребление ими наркотических средств без назначения врача, мелкое хулиганство или хулиганство, совершенное подростком в возрасте от 14 до 16 лет влечет наложение штрафа на родителей, в размере от 1/10 или 1/3 МРОТ или предупреждение. Комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела в отношении несовершеннолетних, допустивших административные правонарушения, в том числе, связанные с их разрушительным поведением (вандализмом). К ним относятся следующие противоправные действия. Уничтожение или повреждение мелиоративных систем, отдельно расположенных на землях сельскохозяйственного пользования влечет наложение штрафа от 1/10 до 1 МРОТ (ст.60 3). Незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение и повреждение лесных культур и молодняка уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст.ст. 63 и 64) - штраф от 1/2 до 1 МРОТ. Повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях государственного, лесного фонда (ст. 67), сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод с нарушением установленных сроков (ст.69), засорение лесов бытовыми отходами и отбросами (ст.72)- штраф от 1/10 до 1/2 МРОТ. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах (ст.76)- штраф 1/10 до 1/2 МРОТ. Уничтожение редких и находящихся под угрозой видов животных или уничтожение их кладок, яиц, жилищ и других сооружений, приводящих к их гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания влечет наложение штрафа до 1/2МРОТ (ст.84 4) Нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром влечет наложение штрафа - 1/2 МРОТ с конфискацией ружей или других добывающих предметов (ст.85). Конфискация применяется только в судебном порядке. Повреждение железнодорожного пути, защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений и других путевых объектов, сооружений и устройств сигнализации и связи, подкладывание на железнодорожные пути предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов, влечет наложение штрафа до 1/2 МРОТ (ч.2,3 ст.103). Выбрасывание мусора и иных предметов из окон и дверей вагонов поездов - влечет предупреждение или штраф (ст.104). Повреждение транспортных средств общего пользования и их внутреннего оборудования влечет наложение штрафа от 3 до 10 МРОТ (ст. 104 1). Повреждение телефонов-автоматов влечет наложение штрафа от 35 до 70 МРОТ (ст.140). Нарушение правил пользования жилыми помещениями, санитарного содержания мест общего пользования, лестничных клеток, лифтов, подъездов, придомовых территорий, нарушение правил эксплуатации жилых домов, жилых помещений и инженерного оборудования, самовольное переоборудование и перепланировка, порча жилых домов и жилых помещений и объектов благоустройства влекут наложение штрафа и предупреждение (ст.142). Нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов, а также несоблюдение правил по обеспечению чистоты и порядка влекут предупреждение или наложение штрафа от 1 до 5 МРОТ, а в случае повторных нарушений (если в течение года за такое же правонарушение налагалось административное взыскание) - штраф от 3 до 5 МРОТ. Повреждение или самовольная вырубка зеленых насаждений в городах без разрешения органов исполнительной власти, а также небрежное к ним отношении влечет предупреждение или наложение штрафа в размере 1/10 МРОТ. Наложение административного взыскание на лицо, совершившее одно из перечисленных административных нарушений, не освобождает его от возмещения материального ущерба, если потерпевшая сторона обратиться с иском в гражданский суд. Гражданско-правовая ответственность. Гражданским кодексом РФ в соответствии со ст. 1073 предусматривается ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до 14 лет. 1. За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (малолетним), отвечают его родители (законные представители), если не докажут, что вред был причинен не по их вине. 2. Если малолетний, нуждающийся в опеке, находился в соответствующем воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении, которое в силу закона является его опекуном, это учреждение обязано возместить вред, причиненный малолетним, если не докажет, что вред возник не по вине учреждения. 3. Если малолетний причинил вред в то время, когда он находился под надзором образовательного, воспитательного или иного учреждения, обязанного осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществляющего надзор на основании договора, это учреждение или лицо отвечает за вред, если докажет, что вред возник не по его вине, при осуществлении надзора. 4. Обязанности родителей (усыновителей), опекунов, образовательных, воспитательных, лечебных и иных учреждений по возмещении вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получения им имущества, достаточного для возмещения вреда.

Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними, в возрасте от 14 до 18 лет, регламентируется ст.1074 ГК РФ. 1. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. 2. В случае, когда у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (законными представителями), если они не докажут, что вред возник не по их вине. 3. Если несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет, нуждающийся в попечении, находился в соответствующем воспитательном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении, которое в силу закона является его попечителем, это учреждение обязано возместить вред полностью или в недостающей его части, если не докажет, что вред возник не по его вине. 4. Обязанность родителей (законных представителей) по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 дет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия, появились доходы или иное имущество, достаточное для возмещения вреда, либо, когда он до совершеннолетнего приобрел дееспособность. 5. На родителя, лишенного родительских прав, в соответствии со ст. 1075, за вред, причиненный его несовершеннолетним ребенком, в течение трех лет после лишения родительских прав, суд может возложить ответственность за причинение вреда, если причинение вреда ребенком явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей. Таким образом, родители (законные представители) и учреждения, в обязанности которых входит осуществление надзора за несовершеннолетним, в силу закона, несут материальную ответственность за вред, причиненный детьми в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации. Материальная ответственность за причинение вреда может наступить и в случае привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности в виде лишения свободы, если потерпевшая сторона заявит иск о материальном возмещении причиненных убытков.

 

 

Характеристики и психологические особенности лиц, склонных к вандализму

Принято считать, что вандализм больше присущ мальчикам, нежели девочкам. Возможно такое мнение сложилось потому, что крупные разрушения, как правило, совершаются в позднее время и с затратой больших физических усилий. Девочек больше контролируют в вечернее и ночное время, и они слабее физически. Хотя к некрупным разрушениям и порче школьного имущества девочки склонны наравне с мальчиками. Подростковый пик вандализма приходится на 11-13 лет. При этом разрушения считаются для них развлекательным время провождением. Важной особенностью подросткового вандализма является присутствие сообщников, их обычно 3-4, как правило, это сверстники или разница в возрасте у них не более 2 лет. С возрастом такие дети склонны к совершению более серьезных актов, таких как поджоги, разрушения на железнодорожном транспорте и иных крупных объектах или совершают преступления против личности.
В общественном сознании стереотип подростка-вандала предстает примитивным существом, недоразвитым в умственном и психическом отношении. Как правило, эти характеристики ассоциируются с низким социальным статусом семьи. На самом деле многочисленные исследования подростков и разрушительного поведения в школьной среде показали, что вандалы обладают таким же интеллектом, как и их сверстники, однако успевают в школе значительно хуже, склонны к прогулам, праздному время провождению, бесцельным гуляниям по улицам, в позднее время и в компании своих сверстников. Таким образом, низкая успеваемость, частые прогулы школьных занятий являются одним из важнейших факторов подросткового вандализма. И наоборот, успехи в школе, заинтересованность в кружковых занятиях, увлечение спортом, намного снижают вероятность вандализма у подростков, имеющих другие неблагоприятные факторы. Поэтому борьба с прогулами, ликвидацией пробелов в знаниях является существенным фактором в профилактике подросткового вандализма.
Следующий значительный фактор, влияющий на детское агрессивное, разрушительное поведение, - это конфликт с родителями или школьными учителями, а также наличие друзей, которые часто ломают или разрушают что-нибудь. Криминологические исследования показывают, что в основе разрушительного поведения лежит потребность подростков в самоутверждении. Эта потребность присуща любой личности, однако такую уродливую форму она приобретает, когда подросток не может должным образом утвердиться в семье, школе, среди одноклассников. Поэтому он старается проявить свое «Я» в неофициальных группах сверстников, носящих вначале досуговый, а затем и криминальный характер. Мотивация разрушительного поведения состоит в вымещении затаенных обид на случайных объектах, замещенной разрядке (снятии) нервно-психического напряжения и ложного утверждения своего «Я». Зачастую эта мотивация носит детский характер - желание выделиться, показать силу, продемонстрировать вызов обществу, самоутвердиться в глазах сверстников. Статусная мотивация, стремление завоевать и упрочить свой личный авторитет среди товарищей, особенно старших по возрасту, может толкнуть на совершение акта вандализма даже благополучного подростка.
Немаловажную роль в развитии детского вандализма играет отсутствие у родителей должного контроля за детьми, безразличного отношения к их время провождению, к учебе, к тому, где и как они проводят вечера, к их нуждам и проблемам. Эти факторы заставляют подростков искать понимания у таких же «детей улиц», сплачивает их в группы, которые отстаивают свой менталитет проявлением разрушительных действий.

Гиперопека (завышенное внимание и контроль) родителей, повышенная строгость, лишение самостоятельности, суровые наказания за незначительную провинность или непреднамеренную порчу, поломку чего-либо, также способствуют срывам в поведении, вызывают внутренний протест у ребенка, чувство несправедливости, обиду и в дальнейшем являются причиной актов вандализма и агрессии.

 

 

 

Педагогические подходы в предупреждении детского вандализма

Для раннего предупреждения детского вандализма и других агрессивных проявлений, очень важно, чтобы ребенок научился признавать свои ошибки, а не чувствовать обиду и унижение за несправедливое наказание. Не наказания, но санкция (по определению Руссо) является основным понятием для формирования навыка признавать свои ошибки. Отличие санкции (в воспитательном, педагогическом смысле) от наказания имеет три составляющих.
Первое отличие санкции от наказания - ее логическое соответствие событию. Например, учащийся раскачивается на стуле и первая реакция учителя, запретить это, т.к. стулу грозит поломка. Однако разумнее избежать запрещения, а сказать: «Пожалуйста, постой немного, стул тогда не сломается так быстро». Если ребенок нагрубил учительнице или родителям следует ему спокойно объяснить его неправоту, постараться сделать так, чтобы он признал свою ошибку, а не наказывать запрещением прогулок или экскурсий. Если ребенок разлил тарелку с супом или случайно разбил чашку, не следует награждать его обидными эпитетами: слон в посудной лавке, растяпа, неряха, свинья и пр., не следует наказывать за это, надо лишь постараться, чтобы он помог все убрать и был внимательнее за столом. Наказание может быть только одно: разлитые суп, молоко, чай, должны быть вытерты, а осколки посуды убраны. Если ребенок насорил под партой, он должен всего лишь убрать за собой, не следует его выставлять в коридор, или заставлять убирать весь класс, т.к. это приведет к обратным результатам: он в следующий раз тайком намусорит во всем классе.
В этом скрывается и второе отличие - соразмерность санкции поступку, в то время как наказание обычно превышает его. Тот же пример с мусором под партой ученика.
Третье отличие - это созидательный характер санкции: они касаются только конкретного поступка и никогда личности ребенка. Они должны быть без оценки характера ребенка и без эмоций. Необходимо дать ему понять, что намного проще и легче исправить, то, что он сделал, чем обманывать, заставлять подозревать в проступке других и испытывать чувство вины. Безусловно, признать свою ошибку очень трудно: за этим кроется опасение возбудить к себе неприязнь, стать объектом для наказания, выслушивать мораль и нарекания, принять на себя чувство вины. Но если ребенок привыкнет, что за содеянное последует справедливое взыскание, он не будет бояться признавать свои ошибки и промахи. Если взять за основу, что разрушенное должно быть восстановлено самим разрушителем, не зависимо от его умысла, мотивации, эмоциях и других факторах, это вполне доступная даже для детского понимания форма справедливости. Ребенок должен уяснить: если он нарушил с кем - то отношения, на нем лежит обязанность помириться, восстановить контакт, найти общий язык, извиниться. Если он что-то намеренно разрушил, испачкал, сломал, следует найти способ к устранению поломок или порчи (починить самому, или с помощью старших, стереть рисунок, замыть надпись и т.д.). Только так достигается развитие гармоничных отношений в обществе и коммуникабельность.
Следует запомнить, что выбор поведения нашими детьми зачастую зависит от нас самих, от того, как мы поведем себя, если ребенок издевается над домашними животными, грубит, врет, дерется, приносит двойку, сквернословит, портит и ломает вещи, насколько наше наказание не будет оскорбительным для него.
Для этого следует:
- говорить только о конкретно совершенных событиях, а не о личности ребенка, например, не ты «тупица» в математике, а давай разберемся, почему ты получил двойку, не у меня растет хулиган и шпана, садист, а почему ты сегодня подрался, зачем бросал камни в кошку и т.д.;
- советоваться с ребенком по поводу необходимых санкций, например, как ты думаешь, что с этим можно сделать, или как это исправить;
- быть очень терпимым и если ребенок исправляет вашу санкцию, подбодрить его: «У тебя замечательно получается» или « Молодец, так быстро все исправляешь».
При сложившимся, разрушительном поведении подростка следует, прежде всего, получить максимальную информацию о его семье, отношении к нему родителей, применяемых к нему методах наказания и, в случае выявления конфликтных отношений, непедагогичных методах воздействия, бесконтрольности необходимо работать с подростком и одновременно и с его родителями

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.11.2018

Дата обновления: 21.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».