Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат № 10, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» ПРИНЯТО решением методического объединения учителей начальных классов Протокол №1 от 26.08.2024 г. СОГЛАСОВАНО с зам. директора по УВР 27.08. 2024 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА (для слабовидящих обучающихся 1-5 классов) Вариант 4.2 Екатеринбург СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................... 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА» .................................................. 3 ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «СОЦИАЛЬНОБЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА» .............................................................................. 6 МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ............................................................ 8 СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «СОЦИАЛЬНОБЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА» .............................................................................. 8 1 КЛАСС ......................................................................................................... 8 2 КЛАСС ....................................................................................................... 11 3 КЛАСС ....................................................................................................... 14 4 КЛАСС ....................................................................................................... 18 5 КЛАСС ....................................................................................................... 21 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ........................................................ 25 ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .................................................................. 25 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ....................................................... 26 ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .................................................................. 26 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА» ................................................ 31 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная рабочая программа коррекционного курса «Социальнобытовая ориентировка» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования слабовидящих обучающихся разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 4.2 АООП НОО для слабовидящих обучающихся), Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2 ФАОП НОО). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА» Курс «Социально-бытовая ориентировка» в начальной школе направлен на формирование у слабовидящих обучающихся компенсаторных умений и навыков в сфере самообслуживания, а также на развитие социальной компетентности обучающихся. В процессе освоения программы курса происходит становление умений и навыков социально-адаптивного поведения, социально-бытовой и социально-коммуникативной деятельности. Коррекционный курс «Социально-бытовая ориентировка» в начальной школе обеспечивает формирование у слабовидящих обучающихся элементарных представлений, а также компенсаторных умений и навыков в следующих сферах: соблюдение правил личной гигиены и ухода за собой; ухода за одеждой и обувью; ухода за жилищем; ориентировки в продуктах питания, способах их выбора, хранения, применения, организации и пользования пространством для приготовления и приема пищи; пользования тифлотехническими средствами и устройствами бытового назначения; пользования социальными объектами бытового, культурного, медицинского и прочего назначения; пользования различными видами общественного транспорта; пользования объектами торговли; коммуникативной культуры и межличностного взаимодействия; использования современных средств связи и коммуникации; оказания и получения элементарной медицинской помощи; профессионально-трудовой деятельности человека. Коррекционный курс «Социально-бытовая ориентировка» в начальной школе реализуется за счет часов внеурочной деятельности. На его изучение рекомендуется отводить от 1 до 2 часов в неделю в зависимости от контингента обучающихся, общего уровня их социально-бытовой адаптации. Содержание коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» на каждом году обучения представлено основными разделами, которые ежегодно расширяются и дополняются по концентрическому принципу с учетом возраста, интересов и социального опыта обучающихся. Педагог самостоятельно определяет количество часов, отводимых на изучение каждого раздела. Продолжительность изучения раздела определяется с учетом уровня социальной адаптации обучающихся. Наиболее распространенной формой реализации коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» являются групповые и подгрупповые коррекционные занятия теоретической и практической направленности. При организации групповых занятий для слабовидящих обучающихся рекомендуемая численность группы составляет 5 человек на одного педагога. В некоторых случаях численный состав группы может быть сокращен в соответствии с индивидуальными учебными планами обучающихся. При делении на подгруппы следует учитывать индивидуальные особенности и зрительные возможности слабовидящих обучающихся. Реализация коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» строится на основе органичного сочетания наглядного, словесного и практического методов. Выбор и сочетание методов и их конкретных проявлений зависит от содержания учебного материала, возраста, зрительных возможностей и особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся. Например, при использовании словесных методов (рассказ, беседа, объяснение) никогда не применяются без подкрепления при помощи средств наглядности и практических упражнений, так как это может привести к появлению и развитию вербализма. В то же время применение наглядного и практического методов всегда сопровождается словесными комментариями и инструкциями, что позволяет сформировать у обучающихся адекватные предметно-пространственные представления и передать образцы выполнения предметно-практических действий. Программа курса включает в себя следующие разделы: 1. Личная гигиена. 2. Одежда. 3. Обувь. 4. Питание. 5. Жилище. 6. Транспорт. 7. Предприятия торговли. 8. Культура поведения. 9. Медицинская помощь. 10. Профессия и труд человека. Работа по формированию и закреплению навыков в рамках освоения тематического содержания каждого раздела предполагает 3 этапа: Первый этап решает задачи обучения основным алгоритмам и поэтапности выполнения необходимых действий. Второй этап направлен на отработку умений и навыков в специально созданных условиях. На данном этапе целесообразно создание специальных ситуаций, условий в зависимости от изучения темы раздела, моделирование реальных ситуаций и решение практических задач. Занятия, предполагающие такие виды работ организуются и проводятся в учебном классе. На данном этапе целесообразно осуществление проектной деятельности, применение кейстехнологий, моделирование игровых и реальных ситуаций. Третий этап предполагает выполнение обучающимися заданий и упражнений в реальных условиях. Под контролем педагога они выполняют задания и упражнения на базе реальных объектов быта, торговли, культуры, медицины в общественном транспорте и т.д. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «СОЦИАЛЬНО- БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА» Целью изучения коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» является формирование у слабовидящих обучающихся навыков социально-адаптивного поведения, основ социально-бытовой и социальнокоммуникативной компетентности, обеспечивающей готовность к самостоятельной жизни и включению в социум, развитие компенсаторных умений и навыков ориентировки в различных видах социально-бытовой деятельности на основе использования нарушенного зрения, сохранных анализаторов и тифлотехнических средств. Достижение цели обеспечивается решением следующих задач: ● формирование навыков самообслуживания и социально- адаптивного поведения; ● развитие представлений о возрастных и гендерных различиях между людьми; ● овладение социальными ролями и моделями поведения в соответствии с возрастом, гендерной принадлежностью, решаемой социальнобытовой, социально-коммуникативной, трудовой прикладной задачей; ● формирование анализаторов в умений и навыков использования сохранных социально-бытовой и социально-коммуникативной деятельности; ● формирование навыков конструктивного межличностного и социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных социально-бытовых ситуациях; ● формирование представлений о медицинской профилактике и медицинской человеком помощи, средствах самостоятельно в элементарной различных помощи, бытовых применяемых ситуациях и при возникновении недомогания, вызванного разными причинами, уходе за оптическими средствами коррекции, их правильном выборе и использовании, соблюдении рекомендаций врача-офтальмолога; ● формирование установки на самостоятельную социально-бытовую и социально-коммуникативную деятельность, развитие самостоятельности, воспитание волевых качеств и уверенности в собственных возможностях; ● обучение пользованию тифлотехническими средствами и устройствами бытового назначения; ● обучение пользованию объектами торговли, социальными объектами бытового, медицинского, культурного и прочего назначения. ● формирование активной жизненной позиции, профилактика и преодоление иждивенческих взглядов; ● развитие представлений о профессионально-трудовой деятельности человека, понимания необходимости трудиться и приносить пользу себе, своей семье и окружающим людям, развитие представлений о доступных профессиях для слабовидящих, формирование самоопределению и самореализации. мотивации к профессиональному МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Освоение коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» осуществляется за счет часов внеурочной деятельности учебного плана, входящих в коррекционно-развивающую область. При реализации варианта 4.2 АООП НОО курс «Социально-бытовая ориентировка» изучается в 1-5 классах. Время, отводимое на проведение одного коррекционного занятия, составляет 40 минут. Особенности распределения программного материала по годам обучения Программный материал коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» при реализации варианта 4.2 АООП НОО распределяется на 5 лет обучения. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «СОЦИАЛЬНО- БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА» 1 КЛАСС Введение Цель и содержание коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка». Наглядно-демонстрационные пособия и оборудование кабинета социально-бытовой ориентировки. Правила поведения на занятиях социальнобытовой ориентировкой. Личная гигиена. Распорядок дня, необходимость его соблюдения. Правила личной гигиены. Представления о последовательности утреннего и вечернего туалета. Значение соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека. Гигиенические правила поведения в местах общего пользования. Туалетные принадлежности по уходу за руками. Щетки для мытья рук. Одежда. Первичное знакомство с обобщенным понятием «Одежда». Назначение разных видов одежды. Виды одежды для девочек и мальчиков. Одежда по сезону: зимняя, летняя, демисезонная. Лицевая и изнаночная стороны одежды. Части одежды: воротник, рукава, манжеты, карманы, спинка, полочки. Виды тканей, из которых шьют одежду: хлопчатобумажная, шерстяная и другие. Обувь. Первичное знакомство с обобщенным понятием «Обувь». Назначение разных видов обуви. Различия в обуви для девочек и мальчиков. Обувь по сезону: зимняя, летняя, демисезонная. Части обуви: носок, пятка, голенище, подошва, каблук, стелька. Виды материалов, из которых делают обувь: кожаная, из кожзаменителя, резиновая. Жилище. Функциональное назначение, предметное наполнение школьных и домашних помещений. Предметы мебели и их части. Соблюдение гигиенических требований, предъявляемых к жилым помещениям. Питание. Первичное знакомство с обобщенным понятием «Питание». Кухня и предметы ее наполняющие. Основные продукты питания: название, чем отличаются (по внешнему виду, вкусу, запаху, консистенции). Различные группы продуктов: овощи, фрукты, мясные, рыбные, хлебобулочные, молочные, бакалейные. Внешний вид, вкус, запах. Транспорт. Первичное знакомство с обобщенным понятием «Транспорт». Назначение транспорта (перевозка людей, грузов; уборка улиц; тушение пожара). Различные вида транспорта по назначению: пассажирский, грузовой, специальный. Различные транспортные средства. Узнавание транспорта по результатам наблюдений, по описанию, по характерным звукам. Представления о наличии маршрута общественного транспорта. Основные части транспорта: кабина водителя, кузов, колеса, салон для пассажиров. Профессии людей на транспорте: водитель, кондуктор, контролер. Предприятия торговли. Первичное знакомство с понятиями «Торговля» и «Магазин». Виды магазинов и другие объекты торговли (рынки, киоски и др.). Представления об основных ролях участников торговых отношений «Покупатель», «Продавец». Культура поведения. Знакомство с обобщенным понятием «Культура поведения». Социальные нормы и правила поведения, принятые в обществе. Правила и нормы поведения в общественных местах. Вещи, которые некрасиво делать в присутствии других людей. Нормы и правила общения со взрослыми и сверстниками. Обращение с просьбой к сверстникам и взрослым. Использование в речи вежливых слов. Соблюдение правил поведения при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми. Воспитание привычки содержать в чистоте лицо, руки, тело, причёску, одежду, обувь. Правила и нормы поведения мальчиков и девочек. Медицинская помощь. Первичное знакомство с понятием «Медицинская помощь». Понятие «Лекарства». Наиболее распространенные лекарства, применяемые в домашних условиях, правила их хранения в домашней аптечке. Применение лекарственных средств только по назначению врача. Пользование градусником. Представления об оказании первой помощи. Уход за средствами оптической коррекции зрения. Комплексы зрительной гимнастики для предупреждения или снятия зрительного утомления. Профессия и труд человека. Значение профессионально-трудовой деятельности в жизни человека. Обобщенное значение слова «Профессия». Основные области профессионально-трудовой деятельности и профессии человека. Профессии родителей и других представителей ближайшего социального окружения. Воспитание уважения и ценностного отношения к труду человека и различным профессиям. 2 КЛАСС Личная гигиена. Режим дня, необходимость его соблюдения. Соблюдение правил личной гигиены. Формирование представлений о последовательности утреннего и вечернего туалета. Знания о необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека. Гигиенические правила поведения в местах общего пользования. Разнообразные туалетные принадлежности по уходу за лицом, волосами, зубами, их названия. Нанесение зубной пасты на щетку и алгоритм чистки зубов. Места и условия хранения индивидуальных наборов туалетных принадлежностей. Правила расчесывания волос, хранения расчески, приемы чистки расчески. Различные сорта мыла, шампуня. Пользование щетками для мытья рук. Одежда. Обобщенное значение слова «Одежда». Знания о назначении разных видов одежды: зимой спасает от холода, осенью и весной - от дождя, летом от палящего солнца; защищает кожу от пыли, грязи, от повреждений; одежда украшает человека. Обучение алгоритмам одевания и раздевания в определенной последовательности. Названия различных предметов одежды. Различные виды одежды для девочек и мальчиков. Одежда по сезону: зимняя, летняя, демисезонная. Определение наличия лицевой и изнаночной стороны одежды. Называние и обнаружение на одежде частей: воротник, рукава, манжеты, карманы, спинку, полочки. Виды тканей, из которых шьют одежду: хлопчатобумажная, шерстяная. Складывание отдельно каждый предмет и в стопку. Закрепление умения вешать одежду на крючок. Развешивание одежды на платяную вешалку. Рациональное размещение одежду на стуле. Пути предупреждения загрязнения одежды: переодевание в соответствующую по назначению одежду, соблюдение аккуратности на улице и за столом, личной гигиены. Обувь. Обобщенное значение слова «Обувь». Знания о назначении разных видов обуви: защищает ноги человека от пыли, холода, воды, грязи, травм; украшает человека. Различные предметы обуви и их названия. Различные виды обуви: мужская, женская, детская. Обувь по сезону: зимняя, летняя, демисезонная. Классификация обуви по группам и видам. Названия и обнаружение частей обуви: носок, пятка, голенище, подошва, каблук, стелька. Материалы, из которых изготавливают обувь: кожаная, из кожзаменителя, резиновая, замшевая. Формирование представлений о видах труда по уходу за обувью. Размещение обуви в отведенном для этого месте. Питание. Обобщенное значение слова «Продукты». Основные продукты питания: название, чем отличаются (по внешнему виду, вкусу, запаху, консистенции). Группирование продуктов: овощи, фрукты, мясные, рыбные, хлебобулочные, молочные, бакалейные. Узнавание продуктов по внешнему виду (при наличии остаточного зрения), вкусу, запаху, с помощью осязания. Жилище. Различные школьные помещения (спальня, класс, игровая комната, туалетная комната, столовая). Функциональное назначение школьных помещений. Гигиенические правила поведения в них. Транспорт. Обобщенное значение слова «Транспорт». Знания о назначении транспорта (перевозка людей, грузов; уборка улиц; тушение пожара). Различные виды специальный. транспорта Названия по назначению: различных пассажирский, транспортных средств. грузовой, Узнавание транспорта по описанию и по характерным звукам. Основные части транспорта: кабина водителя, кузов, колеса, салон для пассажиров. Формирование представлений о наличие маршрута у общественного транспорта. Нахождение остановок транспортных средств. Профессии людей на транспорте: водитель, кондуктор, контролер. Знания о том, что проезд в общественном транспорте необходимо оплачивать, покупая билеты, талоны, проездные карты. Обращение с проездными билетами: предъявлять кондуктору, контролёру, водителю по их требованию, сохранять до конца поездки. Предприятия торговли. Обобщенное значение слова «Магазин». Ориентировка в ближайшем от школы магазине. Нахождение нужного отдела. Использование формул речевого этикета покупателя. Пользование иными объектами торговли. Культура поведения. Социальные нормы и правила поведения, принятые в обществе. Правила и нормы поведения в общественных местах. Вещи, которые некрасиво делать в присутствии других людей. Нормы и правила поведения мальчиков и девочек. Воспитание умения содержать в порядке место, где трудится, занимается, играет. Нормы и правила общения со взрослыми и сверстниками. Использование в речи вежливых слов. Воспитание потребности содержать в чистоте лицо, руки, тело, причёску, одежду, обувь. Правила поведения за столом: не класть руки на стол во время еды, есть с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережёвывая пищу; не втягивать еду с ложки; бережно относиться к хлебу и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Медицинская помощь. Обобщенное значение слова «Медицинская помощь». Классификация и виды лекарств. Наиболее распространенные лекарства, применяемые в домашних условиях, правила их хранения в домашней аптечке. Применение лекарственных средств только по назначению врача. Пользование градусником. Оказание первой помощи при ушибах, ожогах, порезах. Уход за средствами оптической коррекции зрения. Комплексы зрительной гимнастики для предупреждения или снятия зрительного утомления. Профессия и труд человека. Значение профессионально-трудовой деятельности в жизни человека. Знакомство с обобщенным понятием «Профессия». Основные области профессионально-трудовой деятельности и профессии человека. Профессии представителей ближайшего социального окружения, сотрудников учреждений бытового, культурного, медицинского и социального назначения. Представления об основных функциональных обязанностях представителей различных профессий. Воспитание уважения и ценностного отношения к труду человека и различным профессиям. Развитие интереса к профессиям. Формирование понимания необходимости выбора профессии в будущем. 3 КЛАСС Личная гигиена. Знания о правилах ухода за руками и ногтями (стрижка ногтей, средства ухода за руками). Разнообразные туалетные принадлежности по уходу за лицом, волосами, зубами, их названия. Закрепление знаний о необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека. Закрепление знаний о режиме дня, объяснение необходимости его соблюдения. Формирование правильных представлений о времени суток, о делении суток на часы, о способах измерения времени. Знания о видах спорта, доступных для слабовидящих, с учетом индивидуальных рекомендаций и противопоказаний врача-офтальмолога. Средства закаливания. Одежда. Разные виды одежды по назначению: одежда школьная, домашняя, спортивная. Закрепление знания частей одежды. Закрепление умения определять лицевую и изнаночную стороны одежды. Знания о видах тканей, из которых шьют одежду: льняная, шелковая. Закрепление умения показывать называемую одежду. Сравнение предметов одежды. Закрепление умения развешивать одежду на крючок и платяную вешалку. Развешивание одежды на специальную вешалку для юбок, брюк. Формирование умения рационально размещать одежду в шкафу. Закрепление умения чистить одежду щеткой полосами, заходящими одна на другую по плану. Материалы, инструменты, необходимые для ухода за одеждой. Соблюдение приемов предупреждения загрязнения одежды. Необходимые материалы, инструменты, приспособления для выполнения мелкого ремонта одежды и места их хранения. Знания о требованиях безопасности при работе с иглой и ножницами. Выполнение мелкого ремонта одежды: пришивать пуговицы с двумя отверстиями. Обувь. Разные виды обуви по назначению: обувь для улицы и дома, спортивная обувь. Закрепление знания частей обуви. Знания о материалах, из которых из которых изготавливают обувь: кожаная, из кожзаменителя, резиновая, замшевая, текстильная. Виды труда по уходу за обувью: мытье, сушка мокрой обуви, чистка обуви. Знания о приемах сушки кожаной обуви: протереть влажной тряпочкой, вытереть насухо, протереть ветошью с глицерином, туго набить газетной бумагой, по мере впитывания бумагой влаги менять ее на сухую. Знания о приемах резиновой обуви: у сапог отвернуть голенища и поставить на просушку на расстоянии не менее метра от батареи. Необходимый инвентарь для ухода за резиновой обувью: ведро с водой, тряпочки, глицерин или растительное масло. Соблюдение последовательности и правил работы при уходе за резиновой обувью: вымыть снаружи теплой водой без моющего средства, вытереть сухой ветошью, отполировать сухой тканью, смоченной несколькими каплями глицерина или растительного масла. Необходимый инвентарь для чистки кожаной обуви кремом: жесткая щетка с короткой щетиной для удаления засохшей грязи, крема для обуви, маленькая щетка для нанесения крема или ветошь, бархотка для полирования обуви после чистки. Чистка кожаной последовательности. Питание. обуви кремом с соблюдением необходимой Закрепление знания санитарно-гигиенических требований к приготовлению пищи (мыть руки перед приготовлением пищи и перед едой). Расширение знаний о кухне, кухонной посуде, способах мытья, сушки посуды. Правила хранения пищи и продуктов питания. Обучение использованию сохранных анализаторов и остаточного зрения при ориентировке на кухне. Обучение сортировке, мытью, чистке и резке овощей. Правила приготовления овощных блюд (салатов, отварных овощей). Расширение знаний о столовой посуде. Обучение сервировке стола к завтраку и обеду. Жилище. Закрепление знания санитарно-гигиенических требований к помещениям (проветривание, поддержание необходимой температуры, освещенность, уборка пыли). Представления о последовательности сухой и влажной уборки спален, класса. Уход за комнатными растениями. Транспорт. Расширение представлений о видах транспорта по способу передвижения: наземный, воздушный, водный, подземный. Обучение описанию транспорта по плану: название, вид транспорта по способу передвижения, по назначению. Информация, располагающаяся на остановках общественного транспорта: название остановки, условные обозначения видов транспортных средств и номера автобусов, троллейбусов, трамваев, интервалы движения, время отправления с остановки пригородных автобусов. Закрепление умения ориентироваться в салонах транспортных средств, находить поручень. Соблюдение правил посадки пассажиров в общественный транспорт: заходить в общественный транспорт следует с задней или средней площадки; с передней площадки могут заходить пожилые люди, инвалиды, родители с маленькими детьми; дать вначале людям выйти из транспорта, а затем заходить. Обучение заходить и выходить из транспортного средства. Использование формула речевого этикета при обращении с просьбой к другим пассажирам при посадке и высадке из транспортного средства: «Будьте добры, подведите меня к дверям транспортного средства и положите мою руку на поручень, дальше я поднимусь сам. Спасибо за помощь». Предприятия торговли. Расширение знаний об основных продовольственный). Обучение видах магазинов (посудный, ориентировке в ближайшем от школы магазине. Нахождение нужного отдела, кассы. Использование формул речевого этикета покупателя. Виды и стоимость товаров, порядок приобретения товаров. Пользование иными объектами торговли. Культура поведения. Социальные нормы и правила поведения, принятые в обществе. Правила и нормы поведения в общественных местах. Вещи, которые некрасиво делать в присутствии других людей. Нормы и правила поведения мальчиков и девочек. Расширение знаний о правилах поведения за столом, обучение их соблюдению. Закрепление умения вести себя в библиотеке и других учреждениях культурного назначения. Воспитание привычки содержать в порядке место, где трудится, занимается, играет. Расширение представлений о нормах и правилах общения со взрослыми и сверстниками. Использование в речи вежливых слов. Закрепление знания правил поведения за столом. Обучение правильно пользоваться столовыми приборами. Медицинская помощь. Классификация и виды лекарств. Наиболее распространенные лекарства, применяемые в домашних условиях, правила их хранения в домашней аптечке. Применение лекарственных средств только по назначению врача. Пользование градусником. Оказание первой помощи при ушибах, ожогах, порезах. Обращение и визит к врачу. Врачи разных медицинских профилей. Уход за средствами оптической коррекции зрения. Комплексы зрительной гимнастики для предупреждения или снятия зрительного утомления. Профессия и труд человека. Значение профессионально-трудовой деятельности в жизни человека. Основные области профессионально-трудовой деятельности и профессии человека. Профессии представителей ближайшего социального окружения, сотрудников учреждений бытового, культурного, медицинского и социального назначения, иных сфер деятельности человека. Мир современных и востребованных профессий. Представления об основных функциональных обязанностях представителей различных профессий. Воспитание уважения и ценностного отношения Формирование мотивации к труду человека выбора и различным профессии в будущем. профессиям. Понимание необходимости выбора профессии и аргументирование профессиональных предпочтений. 4 КЛАСС Личная гигиена. Использование и хранение разнообразных туалетных принадлежностей по уходу за руками, лицом, волосами, зубами. Виды часов. Использование часов с речевым доступом и часов с брайлевским циферблатом, расположение стрелок часов, ориентировка во времени. Приёмы рационального использования сохранных анализаторов и остаточного зрения при выполнении действий по самообслуживанию, уходу за собой, соблюдению правил личной гигиены. Гигиена мальчиков и девочек. Одежда. Предметы, части одежды, головных уборов; лицевая и изнаночная стороны одежды; перед, спинка; правые, левые элементы. Использование одежды по назначению: школьная, домашняя, спортивная, повседневная, праздничная, рабочая; зимняя, летняя, демисезонная. Материал, из которого изготовлена одежда, в связи с ее функциональным назначением (для разной погоды, для дома и улицы и пр.). Рациональные способы хранения одежды (переодеваться, вешать или складывать, сушить, проветривать, убирать в платяной шкаф, пользоваться плечиками и другими принадлежностями для хранения и удобного надевания). Материалы, инструменты по уходу за одеждой. Техника безопасности при работе с утюгом, иглой, булавкой, ножницами. Гигиенические правила поведения во время игр на улице, при приеме пищи. Показ элементов ручной стирки одежды. Обувь. Виды обуви по назначению: детская и взрослая. Использование обуви по назначению: повседневная и праздничная. Материалы, из которых изготавливают обувь: замшевая, валяная, текстильная. Материал, из которого изготавливают обувь в связи с ее назначением (для разной погоды и т.д.). Рациональные способы хранения обуви (переобуваться, сушить, убирать в обувной шкаф, пользоваться обувницей для хранения, обувной ложкой для обувания. Уход за обувью (значение и необходимость). Приемы сушки валяной и текстильной обуви у батареи. Чистка замшевой, валяной, текстильной обуви от пыли и грязи жесткой щеткой. Питание. Классификация продуктов питания по их названию, внешнему виду, вкусу, запаху, осязательным признакам. Свежие и испорченные продукты, способы определения. Мытье овощей, фруктов, ягод. Упаковка продуктов. Способы извлечения продуктов из упаковки: разворачивание, вскрывание упаковки, выливание жидких продуктов, высыпание сыпучих продуктов, выкладывание овощей и фруктов. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и приспособлениями; при приготовлении пищи. Тифлотехнические средства, используемые в работе с продуктами (солонки, сахарницы и перечницы – дозаторы, индикаторы уровня жидкости и т.д.). Приготовление простейших блюд. Заваривание чая. Приемы наливания воды в заварочный чайник и в чашку. Сервировка стола к завтраку, ужину или обеду; уборка посуды. Правила поведения за столом. Жилище. Функциональное назначение, предметное наполнение школьных и домашних помещений. Гигиенические требования, предъявляемые к жилым помещениям; способы поддержания чистоты и уборки в помещении. Инвентарь для уборки помещений (тряпочка для пыли, швабра/веник, совок, пылесос, приспособления для влажной уборки помещения), способы его хранения. Нормы освещения помещений, необходимость их соблюдения. Приемы ухода за комнатными растениями. Санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при уходе за комнатными растениями. Использование сохранных анализаторов и остаточного зрения при уходе за жилищем. Бытовые приборы (пылесос, чайник, увлажнитель воздуха и пр.), техника безопасности при их использовании. Транспорт. Наземный пассажирский транспорт, метро. Правила поведения на остановке, при приближении транспорта, в общественном транспорте. Проездные билеты, обращение с проездными документам. Использование в речи формул речевого этикета пассажиров. Предприятия торговли. Денежные купюры. Монеты. Учебные ситуации: покупки в различных объектах торговли. Правила поведения при покупке товаров. Культура поведения. Социальные нормы и правила поведения, принятые в обществе. Правила и нормы поведения в общественных местах. Вещи, которые некрасиво делать в присутствии других людей. Нормы и правила поведения мальчиков и девочек. Правила поведения в повседневной жизни и в общественных местах, в том числе при посещении кинотеатра, музея, библиотеки. Правила общения со сверстниками и взрослыми с сохранным и нарушенным зрением; обращение за помощью, предложение помощи, приглашение к совместной деятельности. Правила поведения в лесу, парке, на водоеме. Правила поведения на празднике, в гостях, изготовление и дарение подарков. Медицинская помощь. Классификация и виды лекарств. Наиболее распространенные лекарства, применяемые в домашних условиях, правила их хранения в домашней аптечке. Применение лекарственных средств только по назначению врача. Пользование градусником. Оказание первой помощи при ушибах, ожогах, порезах. Обращение и визит к врачу. Посещение поликлиники. Специализация врачей. Уход за средствами оптической коррекции зрения. Комплексы зрительной гимнастики для предупреждения или снятия зрительного утомления. Профессия и труд человека. Значение профессионально-трудовой деятельности в жизни слабовидящих. Основные области профессионально-трудовой деятельности и профессии человека. Классификации и виды профессий. Мир современных и востребованных профессий. Профессии, доступные для слабовидящих. Представления об основных функциональных обязанностях представителей различных профессий. Воспитание уважения и ценностного отношения к труду человека и различным профессиям. Формирование мотивации выбора профессии в будущем. Понимание необходимости выбора профессии и аргументирование профессиональных предпочтений. 5 КЛАСС Личная гигиена. Использование и хранение разнообразных туалетных принадлежностей по уходу за руками, лицом, волосами, зубами. Виды часов. Использование часов с речевым доступом и часов с брайлевским циферблатом, расположение стрелок часов, ориентировка во времени. Приёмы рационального использования сохранных анализаторов и остаточного зрения при выполнении действий по самообслуживанию, уходу за собой, соблюдению правил личной гигиены. Гигиена мальчиков и девочек. Одежда. Предметы, части одежды, головных уборов; лицевая и изнаночная стороны одежды; перед, спинка; правые, левые элементы. Использование одежды по назначению: школьная, домашняя, спортивная, повседневная, праздничная, рабочая; зимняя, летняя, демисезонная. Материал, из которого изготовлена одежда, в связи с ее функциональным назначением (для разной погоды, для дома и улицы и пр.). Рациональные способы хранения одежды (переодеваться, вешать или складывать, сушить, проветривать, убирать в платяной шкаф, пользоваться плечиками и другими принадлежностями для хранения и удобного надевания). Материалы, инструменты по уходу за одеждой. Техника безопасности при работе с утюгом, иглой, булавкой, ножницами. Гигиенические правила поведения во время игр на улице, при приеме пищи. Показ элементов ручной стирки одежды. Обувь. Виды обуви по назначению: детская и взрослая. Использование обуви по назначению: повседневная и праздничная. Материалы, из которых изготавливают обувь: замшевая, валяная, текстильная. Материал, из которого изготавливают обувь в связи с ее назначением (для разной погоды и т.д.). Рациональные способы хранения обуви (переобуваться, сушить, убирать в обувной шкаф, пользоваться обувницей для хранения, обувной ложкой для обувания. Уход за обувью (значение и необходимость). Приемы сушки валяной и текстильной обуви у батареи. Чистка замшевой, валяной, текстильной обуви от пыли и грязи жесткой щеткой. Питание. Классификация продуктов питания по их названию, внешнему виду, вкусу, запаху, осязательным признакам. Свежие и испорченные продукты, способы определения. Мытье овощей, фруктов, ягод. Упаковка продуктов. Способы извлечения продуктов из упаковки: разворачивание, вскрывание упаковки, выливание жидких продуктов, высыпание сыпучих продуктов, выкладывание овощей и фруктов, Способы отмеривания нужного количества продуктов: мерной ложкой, чашкой, стаканом, взвешиванием. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и приспособлениями; при приготовлении пищи. Тифлотехнические средства, используемые в работе с продуктами (солонки, сахарницы и перечницы – дозаторы, индикаторы уровня жидкости и т.д.). Приготовление простейших блюд. Заваривание чая. Приемы наливания воды в заварочный чайник и в чашку. Сервировка стола к завтраку, ужину или обеду; уборка посуды. Правила поведения за столом. Жилище. Функциональное назначение, предметное наполнение школьных и домашних помещений. Гигиенические требования, предъявляемые к жилым помещениям; способы поддержания чистоты и уборки в помещении. Инвентарь для уборки помещений (тряпочка для пыли, швабра/веник, совок, пылесос, приспособления для влажной уборки помещения), способы его хранения, правила проведения сухой и влажной уборки помещения. Нормы освещения помещений, необходимость их соблюдения. Приемы ухода за комнатными растениями. Санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при уходе за комнатными растениями. Использование сохранных анализаторов и остаточного зрения при уходе за жилищем. Бытовые приборы (пылесос, чайник, увлажнитель воздуха и пр.), техника безопасности при их использовании. Транспорт. Наземный пассажирский транспорт, метро. Правила поведения на остановке, при приближении транспорта, в общественном транспорте. Проездные билеты, обращение с проездными документам. Использование в речи формул речевого этикета пассажиров. Предприятия торговли. Денежные купюры. Монеты. Учебные ситуации: покупки в различных объектах торговли. Правила поведения при покупке товаров. Культура поведения. Социальные нормы и правила поведения, принятые в обществе. Правила и нормы поведения в общественных местах. Вещи, которые некрасиво делать в присутствии других людей. Нормы и правила поведения мальчиков и девочек. Правила поведения в повседневной жизни и в общественных местах, в том числе при посещении кинотеатра, музея, библиотеки. Правила общения со сверстниками и взрослыми с сохранным и нарушенным зрением; обращение за помощью, предложение помощи, приглашение к совместной деятельности. Правила поведения в лесу, парке, на водоеме. Правила поведения на празднике, в гостях, изготовление и дарение подарков. Медицинская помощь. Классификация и виды лекарств. Наиболее распространенные лекарства, применяемые в домашних условиях, правила их хранения в домашней аптечке. Применение лекарственных средств только по назначению врача. Пользование градусником. Оказание первой помощи при ушибах, ожогах, порезах. Обращение и визит к врачу. Посещение поликлиники. Специализация врачей. Вызов врача. Уход за средствами оптической коррекции зрения. Комплексы зрительной гимнастики для предупреждения или снятия зрительного утомления. Профессия и труд человека. Значение профессионально-трудовой деятельности в жизни слабовидящих. Основные области профессионально-трудовой деятельности и профессии человека. Классификации и виды профессий. Мир современных и востребованных профессий. Профессии, доступные для слабовидящих. Представления об основных функциональных обязанностях представителей различных профессий. Воспитание уважения и ценностного отношения к труду человека и различным профессиям. Формирование мотивации выбора профессии в будущем. Понимание необходимости выбора профессии и аргументирование профессиональных предпочтений. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ОРИЕНТИРОВКА» НА ОСВОЕНИЯ «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ● сформированность мотивации к соблюдению навыков социально- адаптивного поведения, личной гигиены и самообслуживанию, наличие потребности в соблюдении навыков личной гигиены и уходе за собой; ● сформированность активной жизненной позиции, отсутствие иждивенческих взглядов; ● осознание своей гендерной принадлежности, принятие и выполнение социальных ролей и моделей поведения, заданных гендерной принадлежностью, в соответствии с возрастом; ● готовность и способность соблюдать социальные нормы и правила поведения, принятые в обществе, требования к поведению в общественных местах, за столом, в транспорте, в присутствии других людей; ● сформированность навыков конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками, (в том числе сверстниками противоположного пола), персоналом объектов торговли, различных видов общественного транспорта, медицинских и бытовых учреждений, сотрудниками учреждений культуры и других социальных объектов; ● сформированность готовности обращаться за помощью к незнакомым людям и адекватно принимать предлагаемую помощь; ● развитие самостоятельности и уверенности в своих возможностях; ● наличие потребности трудиться, сформированность ценностного и уважительного отношения к профессионально-трудовой деятельности человека, мотивации к профессиональному самоопределению, понимание необходимости в будущем иметь профессию и выполнять трудовые функции с учетом доступности для слабовидящих. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ личностное самоопределение, восприятие образа «Я» как субъекта социально-бытовой деятельности; оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор; понимание значения овладения навыками социально-бытовой ориентировки для самостоятельности; ориентация на социально-бытовую независимость; формирование самооценки с осознанием своих возможностей при овладении навыками социально-бытовой ориентировки и коммуникативной деятельности; формирование умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех при овладении навыками социально-бытовой ориентировки; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование интереса к занятиям социально-бытовой ориентировкой; ориентация на содержательные моменты коррекционно- образовательного процесса; овладение навыками коммуникации и социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях при социально-бытовой ориентировке; формирование установки на поддержание здоровье сбережения, охрану сохранных анализаторов и остаточного зрения. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У слабовидящих обучающихся будут формироваться первоначальные представления о бытовой и социальной сферах жизни в образовательной организации, которые позволят сделать достаточно комфортным их пребывание в школе, повысить статус в семье, обогатить знаниями и умениями, способствующими расширению круга общения. Слабовидящие обучающиеся осознают значимость навыков социально-бытовой ориентировки для адаптации к школьной жизни, самостоятельности и независимости от помощи окружающих. Обучающиеся овладеют компенсаторными способами действия и предметно-практической деятельности при использовании знакомых предметов в бытовой, учебной среде. У них будут развиваться умения использовать нарушенное зрение, осязание и другие сохранные анализаторы, компенсаторные способы действия для освоения умений и навыков социальнобытовой ориентировки. Обучающиеся овладеют элементарными знаниями о современных тифлотехнических средствах, повышающих возможности слабовидящих в социально-бытовой деятельности. Они овладеют навыками самообслуживания для решения жизненно важных практических задач. У обучающихся будет формироваться потребность в аккуратности, навыки культуры поведения в различных социально-бытовых ситуациях. Слабовидящие обучающиеся получат сведения об окружающих их предметах, о взаимоотношениях с людьми, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор. Обучающиеся получат возможность познакомиться с различными службами и учреждениями; у них будет формироваться умение обращаться к их услугам. Слабовидящий обучающийся научится: 1. Личная гигиена: выполнять практические действия, направленные на формирование навыков самообслуживания, личной гигиены мальчиков и девочек; гигиенические правила поведения в местах общего пользования; использовать разнообразные туалетные принадлежности по уходу за руками, лицом, волосами, зубами (различные сорта мыла, шампуни, зубные пасты, зубные щетки, крема для рук, расчески, щетки для мытья рук, мочалки, губки, различные виды полотенец); пользоваться часами, ориентироваться во времени; использовать и хранить индивидуальные наборы туалетных принадлежностей; применять в практической деятельности способы предупреждения зрительного переутомления и рационально использовать остаточное зрение. 2. Одежда: называть предметы одежды; части одежды: воротник, рукава, манжеты, карманы, лацканы, подол, спинка, полочки, пояс; определять лицевую и изнаночную стороны одежды; использовать по назначению: одежда школьная, домашняя, спортивная, повседневная, праздничная, рабочая; определять способы хранения одежды: складывание, развешивание на стуле, на вешалке, на крючок; хранить одежду в шкафу: размещать по сезонному использованию; по частоте использования; по сочетаемости в ансамбле; использовать необходимые материалы, инструменты по уходу за одеждой; соблюдать требования техники безопасности при работе с утюгом, иглой, булавкой, ножницами; соблюдать аккуратность при играх на улице, при приеме пищи. 3. Обувь: использовать обувь по назначению: обувь для дома и улицы, спортивная, повседневная, праздничная; по сезону: зимняя, летняя, демисезонная обувь; определять из каких материалов изготовлена обувь: кожаная, резиновая, валяная, текстильная (из ткани); ухаживать за обувью: мыть, сушить мокрую обувь, чистить; использовать принадлежности для ухода за обувью, хранить в специально отведенном месте; рациональным способам размещения обуви. 4. Жилище: называть функциональное назначение, предметное наполнение школьных и домашних помещений; называть предметы мебели и их части; соблюдать гигиенические требования, предъявляемые к жилым помещениям; использовать способы поддержания чистоты и уборки в помещении; соблюдать нормы освещения помещений; использовать необходимый инвентарь для уборки помещений, способам его хранения; ухаживать за комнатными растениями; соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при уходе за комнатными растениями; использовать сохранные анализаторы и остаточное зрение в социально-бытовой ориентировке; пользоваться бытовыми приборами, соблюдая технику безопасности. 5. Питание: узнавать основные продукты питания по их названию, отличать по внешнему виду, вкусу, запаху, осязательным признакам; отличать свежие продукты от испорченных; мыть овощи, фрукты, ягоды; извлекать продукты из упаковки: разворачивать, вскрывать упаковки, выливать жидкие продукты, высыпать сыпучие продукты, выкладывать овощи и фрукты; соблюдать технику безопасности при работе с режущими инструментами и приспособлениями; при приготовлении пищи; готовить простейшие блюда; наливать кипяток в заварочный чайник и в чашку; выполнять сервировку стола к завтраку, ужину или обеду; соблюдать правила поведения за столом. 6. Транспорт: узнавать транспортные средства; пользоваться наземным пассажирским транспортом, а также метро; находить ближайшую остановку пассажирского транспортного средства по характерным особенностям; находить места размещения номеров пассажирских транспортных средств; приобретать проездные билеты, обращаться с проездными документами; соблюдать правила поведения в общественном транспорте; использовать в речи формулы речевого этикета; обращаться за помощью к персоналу транспортных средств и другим пассажирам. 7. Предприятия торговли: ориентироваться в отделах магазинов; в отдельных видах магазинов; ориентироваться в ассортименте товаров различных видов магазинов; находить указатели видов магазинов; узнавать режим работы магазинов; ориентироваться с помощью осязания, остаточного зрения, по слуху, запаху в помещениях магазинов; совершать покупки в предприятиях торговли; соблюдать правила поведения при покупке товаров; использовать формулы речевого этикета покупателя; пользоваться денежными купюрами; обращаться за помощью к персоналу объектов торговли и другим покупателям. 8. Культура поведения: соблюдать социальные нормы и правила поведения, принятые в обществе; соблюдать правила и нормы поведения с учетом возраста, гендерной и социальной роли; соблюдать правила поведения в повседневной жизни и в общественных местах; общаться со сверстниками и взрослыми; соблюдать правила поведения при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми; использовать неречевые средства общения (сдержанная поза, умеренность жестикуляции, поворот туловища к говорящему); обращаться с просьбой к сверстнику и взрослому; соблюдать правила поведения в учреждениях культурного, социального, бытового, медицинского и прочего назначения (при посещении кинотеатра, музея, библиотеки, магазина, больницы, почты и др.); соблюдать правила поведения в лесу, парке, на водоеме; соблюдать правила поведения в гостях; выбирать подарки. 9. Медицинская помощь: соблюдать правила хранения лекарств в домашней аптечке, применять лекарственные средства только по назначению врача; пользоваться градусником; оказывать первую помощь при ушибах, порезах, ожогах; вызывать врача; обращаться в поликлинику, к врачам разной специализации; ухаживать за средствами оптической коррекции зрения; выполнять комплексы гимнастики для глаз, с целью предупреждения или снятия зрительного переутомления; обращаться к услугам различных медицинских служб и учреждений. 10. Профессия и труд человека: знать основные области профессионально-трудовой деятельности человека, основные традиционные и современные профессии, функциональные обязанности их представителей; проявлять интерес к определенным сферам профессиональной деятельности и профессиям; аргументировать свои профессиональные предпочтения с учетом их доступности для слабовидящих. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА» Рекомендуется обеспечить организацию рабочего пространства кабинета социально-бытовой ориентировки с зонированием, соответствующим устройству жилых помещений (например, прихожая, гостиная, кухня / зона для приготовления пищи, учебная зона для проведения фронтальных теоретических занятий). Примерное материально-техническое обеспечение преподавания разделов коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» Раздел «Личная гигиена» Образцы средств по уходу за телом: - за зубами: коробки от зубных паст, тюбики из-под ополаскивателей для рта, различные модификации зубных щеток; - за волосами: тюбики от шампуней, бальзамов, ополаскивателей, расчески разных видов, ободки мягкие, заколки, зажимы, резинки для волос, зеркало большое и маленькие зеркала двусторонние с двукратным увеличением; - за руками и ногтями: мыло, мыльница, ножницы, различные пилочки для ногтей, щипчики, апельсиновые палочки, кремы для рук, коробки для обрезания ногтей; - за телом: мыло, различные мочалки, тюбики от гелей для душа, пены для ванны, кремов, дезодорантов, туалетной воды, духов, полотенце; - за глазами: футляры для очков, лупы. Раздел «Одежда» - средства для ухода за одеждой и обувью: утюг, гладильная доска, распылитель для воды, различные щетки для чистки одежды, коробки от стиральных порошков, тюбики от отбеливателей, флаконы от кондиционеров для белья, стиральный порошок, хозяйственное стирального порошка, белье, тазы; - детская одежда (с ярлычками по уходу); мыло, дозаторы для - образцы одежды, головных уборов; - образцы различных тканей с брайлевской и крупношрифтовой плоскопечатной и подписями; - этикетки от одежды различных видов; - застежки для одежды: пуговицы, молнии, крючки, липучки, кнопки, завязки; - лоскуты ткани, нитки, иголки, наперстки, пуговицы; - дидактическое пособие «Застежки одежды»; - образцы дидактических материалов для отработки алгоритмов обучения одеванию и раздеванию, а также уходу за одеждой. Раздел «Обувь» - образцы обуви; - различные щетки для чистки обуви, крема для обуви, воск для обуви; - тренажеры «Шнуровка обуви»; - образцы дидактических материалов для отработки алгоритмов обучения обуванию и разуванию, а также уходу за обувью. Раздел «Жилище» - инвентарь для уборки жилых помещений: швабры, веники, ведро, тряпки для пола, тряпки для протирания пыли, тюбики от средств по уходу за полом, мягкой обивкой, кафелем; - комнатные растения и инвентарь, необходимый для ухода за ними; - бытовые приборы: пылесос, увлажнитель воздуха, чайник и др.). Раздел «Питание» кухонная посуда: сковороды, кастрюли, тарелки, чашки, стаканы, заварочные чайники, разделочные доски, овощерезки и овощечистки различных модификаций; столовые принадлежности: ножи, ложки, вилки; инвентарь для уборки стола: тряпки для протирания стола, губки для мытья посуды, средства для мытья посуды, клеенка для стола, фартуки, косынки; необходимые продукты. Раздел «Предприятия торговли» - образцы денежных купюр и различных видов товаров, торговые чеки, ценники и т.д., - образцы дидактических материалов, знакомящих с различными видами объектов торговли. Раздел «Медицинская помощь»» - образцы лекарств, хранящихся в домашней аптечке, упаковки от лекарств, тюбики от мазей; - градусник; - средства оказания первой помощи при ушибах, ожогах, порезах (бинты, салфетки, резиновые жгуты, лекарственные средства). При реализации ориентировка» коррекционного рекомендуются следующие курса «Социально-бытовая тифлотехнические средства, приборы и устройства: дозаторы зубной пасты, шампуня и крема, мыла; специальные иглы и нитковдеватели; «Говорящий» определитель цвета; «Говорящая» рулетка; озвученный индикатор уровня жидкости; кухонные дозаторы масла, сыпучих (солонки и сахарницы – дозаторы), жидких и других продуктов; ножи-дозаторы; «Говорящие» кухонные и напольные весы; «Говорящий «термометр.