РП КК Ритмика 4.2

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа-интернат № 10, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

ПРИНЯТО
решением методического объединения
учителей начальных классов
Протокол №1 от 26.08.2024 г.

СОГЛАСОВАНО
с зам. директора по УВР
27.08. 2024 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РИТМИКА»
(для слабовидящих обучающихся 1-5 классов)

Екатеринбург

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................... 3
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
КОРРЕКЦИОННОГО
КУРСА
«РИТМИКА» ............................................................................................................ 3
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РИТМИКА» ............. 5
МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РИТМИКА» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ ..................................................................................................................... 6
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РИТМИКА» ................... 7
1 КЛАСС ......................................................................................................... 7
2 КЛАСС ......................................................................................................... 9
3 КЛАСС ....................................................................................................... 12
4 КЛАСС ....................................................................................................... 14
5 КЛАСС ....................................................................................................... 16
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО
КУРСА
«РИТМИКА»
НА
УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ .................................................................................................... 18
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .................................................................. 18
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ....................................................... 19
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .................................................................. 21
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РИТМИКА»
................................................................................................................................. 23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа коррекционного курса «Ритмика» для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные
слабовидящих

программы

обучающихся

начального

разработана

на

общего

образования

основе

Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 4.2 АООП
НОО

для

слабовидящих

обучающихся),

Федеральной

адаптированной

образовательной программы начального общего образования для слабовидящих
обучающихся (вариант 4.2 ФАОП НОО).
ОБЩАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

КОРРЕКЦИОННОГО

КУРСА

«РИТМИКА»
Коррекционный курс «Ритмика» является одним из обязательных
компонентов физического воспитания слабовидящих обучающихся. Курс
«Ритмика» представляет собой систему физических упражнений, основанных
на связи движений с музыкой.
Одной из особенностей психофизического развития слабовидящих
обучающихся выступает снижение двигательной активности, своеобразие
физического развития (нарушение координации, точности, плавности, объема
движений, зрительно-моторной координации и др.), в том числе трудности
формирования двигательных навыков. Для слабовидящих обучающихся
младшего

школьного

зрительными

возраста

характерны

пространственными

затруднения:

представлениями,

при

в

овладении
зрительной

ориентировке в микро и макропространстве, в словесном обозначении
пространственных отношений; в формировании представлений о форме,
величине, удаленности, пространственном местоположении предметов, глубине
пространства, формировании и опознании четких, точных, целостных,

детализированных, дифференцированных зрительных образов объектов; в
снижении качества дистантного восприятия окружающих предметов и людей,
правильном

и

качественном

выполнении

двигательных

действий

по

подражанию. Кроме того, у слабовидящих обучающихся наблюдаются
трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией
навыков на зрительной основе, осуществлением зрительного контроля над
выполняемыми действиями и движениями, что особенно ярко проявляется в
овладении двигательными умениями и навыками.
Занятия ритмикой направлены на
коррекцию

двигательных

нарушений,

развитие двигательной сферы,
совершенствование

основных

двигательных качеств и устранение недостатков физического развития
слабовидящих обучающихся. Ритмические занятия позволяют слабовидящим
обучающимся

осознать

значимость

ритмичных

движений,

как

для

жизнедеятельности человека, так и для своего дальнейшего развития. Человек,
обладающий чувством ритма, лучше понимает и усваивает ритмические
характеристики

движений,

которые

являются

важным

компонентом

координации движений и условием овладения многими видами двигательной
активности. Занятия ритмикой способствуют повышению работоспособности
организма, коррекции двигательных нарушений и недостатков физического
развития, формированию умения дифференцировать движения по степени
мышечных усилий во времени и пространстве, управлять темпом движений и
подчинять свои движения музыке, придают движениям целесообразность,
стройность и уверенность.
На занятиях ритмикой обучающиеся знакомятся с разнообразными
двигательными действиями. К основным видам деятельности на занятиях
ритмикой относятся: ритмическая ходьба с различными движениями рук и
туловища, проговаривание речевок, стихотворений и др.; ходьба в различном
темпе, общеразвивающие упражнения (с предметами и без них), выполняемые
под счет учителя; музыкально-ритмические и подвижные игры.

Ритмико-танцевальная деятельность сложна и многообразна. Состояние
здоровья слабовидящих обучающихся обуславливает выбор методов, форм и
видов музыкально-танцевальной деятельности, определяет необходимость
использования ритмических движений и игр в качестве корректирующих
средств. На коррекционных занятиях ритмикой обязательно используются
подгрупповая и индивидуальная формы работы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РИТМИКА»
Целью изучения коррекционного курса «Ритмика» является развитие у
слабовидящих обучающихся мотивации к здоровьесберегающему поведению и
здоровому

образу

жизни

посредством

освоения

основ

содержания

оздоровительных упражнений, танцевальных элементов; овладение умениями
сохранять и совершенствовать своё телесное «Я», снимать утомление,
вызванное

учебной

самосовершенствованию,

деятельностью;
развитию

содействие
физических,

самореализации

и

интеллектуальных

и

нравственных качеств личности.
Задачи обучения:


Формирование знаний об оздоровительных упражнениях, истории

танцев.


Расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее

освоенных элементов танца и овладение новыми движениями с повышенной
координационной сложностью.


Развитие и совершенствование музыкально-двигательных навыков

и умений (танцев), способствующих коррекции физических отклонений.


Формирование практических умений, необходимых в организации

и выполнении самостоятельных танцевальных движений.


Развитие навыков зрительного восприятия и зрительно-моторной

координации;


Развитие навыков зрительной пространственной ориентировки;



Развитие эмоционально-волевой сферы, когнитивных способностей,

коммуникативных навыков, самостоятельности.


Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к

миру музыки и движений.
МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РИТМИКА» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
На изучение коррекционного курса «Ритмика» в начальной школе
отводятся часы внеурочной деятельности учебного плана, входящие в
коррекционно-развивающую область. При реализации варианта 4.2 ФАОП
НОО коррекционный курс «Ритмика» изучается в 1-5 классах. Время,
отводимое на проведение одного коррекционного занятия, составляет 40 минут.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РИТМИКА»
1 КЛАСС
Теоретические сведения
Занятия ритмикой в жизни человека. Тело человека и его двигательные
возможности. Ритмические упражнения в жизнедеятельности человека, в том
числе в учебной деятельности обучающегося. Музыка и движение. Красота
движения и музыкально-ритмическая деятельность. Упражнения в музыкальноритмической деятельности. Танцевальные движения и танцы. Движение и речь.
Ритмика и зрение. Ритмика и слух.
Специальные ритмические упражнения.
Движения. Ритмичная ходьба с акцентами на определенный счет, с
хлопками, упражнениями с движениями рук и туловища, проговариванием
стихов, пословиц без музыкального сопровождения. Ритмичные движения на
счет (четный, нечетный) с паузой. Ритмичные хлопки в ладоши. Ходьба в
различном

темпе.

Ритмичное

изменение

положения

рук.

Ритмичные

координированные движения рук и ног.
Упражнения на связь движений с музыкой.
Движение. Характер движения. Движения под пение. Движение под
музыку. Движение в соответствии с частью музыкального произведения.
Ходьба с движениями рук на акцент в музыке. Ходьба с выполнением
поворотов, остановок на акцент в музыке. Ходьба в соответствии с характером
и ритмом музыки. Передача движением звучания музыки. Смена направления
движения с началом музыкальной фразы. Формирование пластичности
движений, умений управлять темпом движений. Преодоление трудностей
развития движений. Развитие выразительности движений и самовыражения.
Упражнения ритмической гимнастики.
Упражнения ритмической гимнастикой. Формирование ритмичности
движений.

Содержание

и

амплитуда

движения.

Общеразвивающие

и

специальные упражнения. Упражнения на зрительную пространственную
ориентировку и зрительно-моторную координацию.
Ритмико-гимнастические

упражнения

состоят

из

простых

гимнастических упражнений (для рук, ног, головы, плеч, туловища) для
выработки и исправления осанки, для развития координации движений под
музыку:
•

подъем на носки;

•

маятник (покачивание с ноги на ногу, перенос тяжести тела с одной

ноги на другую);
•

подъем ноги перед собой, поочередно;

•

полуприседание и полное приседание;

•

наклоны корпуса в стороны, вперед и назад;

•

наклоны, повороты головы;

•

круговые движения плечами;

•

движения кистей рук (кошка выпускает когти), вращение;

•

твердые и мягкие руки (мельница, снежинка, поглаживания);

•

ритмические хлопки и притопы;

•

выставление ноги на носок и пятку;

•

пружинки, мячик, паровозик;

•

изобразительные движения (колем дрова, боксируем и др.)

Подготовительные упражнения к танцам.
Упражнения для ступней ног. Вставание на полупальцы. Выставление
ноги на носок. Полуприседание. Выставление ноги на пятку, носок.
Преодоление

трудностей

развития

двигательных

действий.

Развитие

координации двигательных действий.
Элементы танцев.
Точность движения. Выставление ноги на пятку и носок. Шаг с притопом
на месте. Выставление ноги на пятку с полуприседом. Хороводный шаг.
Музыкально-двигательный образ. Преодоление трудностей развития движений,
развитие связи движений с музыкой.

Танцы.
Красота движения. Танец. Хоровод. Хлопки. Красивые, изящные
движения. Виды танцев. Весёлые, грустные мелодии. Народные мелодии.
Развитие двигательной активности, координации движений, умения управлять
темпом движения.
Музыкально-ритмические игры.
Музыкально-ритмические игры, игры по ориентировке в пространстве
(«Зайцы и медведь», «Золотые ворота», «Мыши и мышеловка». «Музыкальный
мяч» и др.).
Коммуникативные танцы-игры. Корригирующие игры. Упражнения-игры
на имитацию движений: качать куклу, зайцы на лужайке, ходьба медведя, лиса
крадется, мышка бежит, лягушка прыгает, лошадка скачет, паровозик стучит
колесами, муха жужжит, снежинки летят на землю.
2 КЛАСС
Ритмика (теоретические сведения).
Музыкальная речь. Построение (форма) музыкального произведения,
количество составляющих его частей, их характер. Теоретический материал,
включающий и раскрывающий основные понятия курса, что необходимо для
более успешного овладения слепыми обучающимися двигательной основой
изучаемых танцевально-ритмических упражнений, а также для повышения
заинтересованности музыкой в целом и приобщения данной категории детей к
занятиям ритмикой.
Специальные ритмические упражнения.
Ритмическая ходьба с хлопками в ладоши: на счет 1, 2 (на счет 1 с двумя
хлопками); на счет 1, 3 (на счет 3 с двумя хлопками);
Ходьба с проговариванием слов и хлопками.
Выполнение движений на нечетный счет, на четный – пауза.
Выполнение движений на четный счет, на нечетный – пауза.

Поочередное выполнение хлопков в ладоши обучающимися и педагогом.
Упражнения с движениями рук в процессе ритмической ходьбы.
Ритмическая ходьба как один из наиболее простых и доступных видов
движений, которая выполняется с акцентами на определенный счет, с
хлопками, упражнениями для рук и туловища, с музыкальным сопровождением
и без него, что позволяет развивать не только чувство ритма слепых
обучающих, но и положительно влиять на состояние дыхательной и сердечнососудистой систем организма.
Упражнения на связь движений с музыкой -.
Движение в соответствии с характером музыкального произведения.
Ходьба, бег в соответствии с характером и ритмом музыки.
Ходьба, бег с движениями рук на акцент в музыке.
Выполнение

движений

соответственно

части

музыкального

произведения.
Передача движением звучания музыки в различном регистре (звуки
высокие, низкие, средние).
Выполнение
использование

упражнений

определенного

этого

раздела

изначально

музыкального

предполагает

сопровождения,

которое

необходимо в процессе совершенствования или разучивания разнообразных
движений,

когда

происходит

формирование

технических

навыков

их

выполнения. Основными из них являются умения начинать двигаться с началом
музыки, придавая движению необходимую двигательную выразительность, а
также

заканчивать

движение

точно

с

окончанием

музыкального

сопровождения.
Упражнения ритмической гимнастики.
Общеразвивающие и специальные упражнения. Общеразвивающие и
специальные упражнения. Упражнения на зрительную пространственную
ориентировку и зрительно-моторную координацию.
Упражнения

с

предметами

(короткой

озвученными браслетами) и без предметов.

скакалкой,

погремушками,

Занятия

ритмической

возможностями организма

гимнастикой
слабовидящих

связаны

с

функциональными

обучающихся,

поэтому в их

содержание, преимущественно, включаются общеразвивающие упражнения и
специальные
нарушений

упражнения,
и

развитие

направленные
физических

на

коррекцию

качеств,

двигательных

развитие

навыков

пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации, а также
устранение недостатков физического развития в целом данной категории детей.
Подготовительные упражнения к танцам. Упражнения для ступни ног.
Вставание на полупальцы. Выставление ноги на носок. Позиция 1-я, 2-я, 3-я.
Основная задача этого раздела – дать слабовидящим обучающимся
необходимые двигательные навыки, применяемые при обучении танцам, а
также обратить их внимание на осознанное выполнение тех или иных
движений. Перед обучением танцевальному элементу предлагается выполнить
ряд определенных подготовительных упражнений, выбор которых зависит от
сложности изучаемого движения и уровня двигательной подготовленности
детей.
Элементы танцев.
Галоп. Шаг с притопом на месте.
Выполнение элементов танцев помогает слабовидящим обучающимся
овладеть ходьбой, бегом и другими видами движений как средствами
выражения простейших музыкально-двигательных зрительных образов.
Танцы.
Красота движения. Веселый танец. Круговой галоп. Пляски с притопами.
Использование танцев на занятиях по ритмике способствует развитию
эстетического вкуса слабовидящих обучающихся, стремления к красивым и
выразительным движениям, заинтересованности к танцевальной деятельности в
целом.
Музыкально-ритмические и речевые игры.
Подвижные игры.
Музыкально-ритмические игры.

Данный вид игр направлен на развитие чувства ритма, восприятия
музыки, речевой активности, умения взаимодействовать друг с другом, а также
на формирование волевых качеств слабовидящих обучающихся).
3 КЛАСС
Ритмика (теоретические сведения).
Музыкальная речь. Понятие о фразе и предложении в музыке. Характер
музыки. Темп движения и музыка. Знакомство с длительностями: восьмые,
четвертые, половинные и целые ноты. (Выполнение элементов танцев помогает
слабовидящим обучающимся овладеть ходьбой, бегом и другими видами
движений как средствами выражения простейших музыкально-двигательных
зрительных образов).
Специальные ритмические упражнения.
Ритмическая ходьба и бег в различном темпе (быстро, медленно,
умеренно).
Постепенное и быстрое изменение темпа ходьбы, бега (под счет и
хлопки) и выполнение общеразвивающих упражнений.
Выполнение построений и перестроений: расчет по порядку, расчет на 1й, 2-й, перестроение в колонну по два.
Упражнениями с движениями рук в процессе ритмической ходьбы.
Выполнение движений на счет 1, 2; на счет 3, 4 – пауза и наоборот.
Ходьба на счет 1, 2, 3 без хлопков, на счет 4 с хлопками.
(Ритмическая ходьба как один из наиболее простых и доступных видов
движений, которая выполняется с акцентами на определенный счет, с
хлопками, упражнениями для рук и туловища, с музыкальным сопровождением
и без него, что позволяет развивать не только чувство ритма слабовидящих
обучающихся, но и положительно влиять на состояние дыхательной и
сердечно-сосудистой систем организма).
Упражнения на связь движений с музыкой.

Ходьба, бег в соответствии с характером и ритмом музыки (энергично,
мягко, скачками, с паузами). Ходьба, бег с движениями рук на акцент в музыке.
Выполнение различных движений во время ходьбы и бега на аккорды в
различных регистрах. Смена направления движения с началом каждой
музыкальной фразы.
(Выполнение упражнений этого раздела изначально предполагает
использование

определенного

музыкального

сопровождения,

которое

необходимо в процессе совершенствования или разучивания разнообразных
движений,

когда

происходит

формирование

технических

навыков

их

выполнения. Основными из них являются умения начинать двигаться с началом
музыки, придавая движению необходимую двигательную выразительность, а
также

заканчивать

движение

точно

с

окончанием

музыкального

сопровождения).
Упражнения ритмической гимнастики.
Общеразвивающие
зрительную

и

специальные

пространственную

упражнения.

ориентировку

и

Упражнения

на

зрительно-моторную

координацию. Упражнения с предметами (короткой скакалкой, мешочками,
флажками, большим мячом, гимнастической палкой) и без предметов.
Занятия

ритмической

возможностями организма

гимнастикой
слабовидящих

связаны

с

функциональными

обучающихся,

поэтому в их

содержание преимущественно включаются общеразвивающие упражнения и
специальные

упражнения,

направленные

на

коррекцию

двигательных

нарушений и развитие физических качеств, навыков пространственной
ориентировки и зрительно-моторной координации, а также устранение
недостатков физического развития в целом данной категории обучающихся.
Подготовительные упражнения к танцам.
Упражнения для ступни ног. Вставание на полупальцы. Выставление
ноги на пятку и носок. Полуприседания в 1-й, 2-й, 3-й позициях. Выдвижение и
возвращение ноги из 3й позиции в сторону. Прыжки в 1-й позиции. Повторные
3 притопа. Парные и групповые движения, выполняемые под музыку.

Основная задача этого раздела – дать слабовидящим обучающимся
необходимые двигательные навыки, применяемые при обучении танцам, а
также обратить их внимание на осознанное выполнение тех или иных
движений. Перед обучением танцевальному элементу предлагается выполнить
ряд определенных подготовительных упражнений, выбор которых зависит от
сложности изучаемого движения и уровня двигательной подготовленности
детей.
Элементы танцев.
Выставление ноги на пятку с полуприседом. Хороводный шаг. Тройной
шаг. Движение в ритме галопа и польки по кругу.
Выполнение элементов танцев помогает слепым обучающимся овладеть
ходьбой, бегом и другими видами движений как средствами выражения
простейших музыкально-двигательных образов.
Танцы.
Красота движения. Хороводы. Парный танец. Веселый танец. Пляски с
притопами.
Использование танцев на занятиях по ритмике способствует развитию
эстетического вкуса слабовидящих обучающихся, стремления к красивым и
выразительным движениям, заинтересованности к танцевальной деятельности в
целом.
Музыкально-ритмические и речевые игры.
Подвижные игры. Музыкально-ритмические игры.
Данный вид игр направлен на развитие чувства ритма, восприятия
музыки, речевой активности, умения взаимодействовать друг с другом, а также
на формирование волевых качеств слепых обучающихся.
4 КЛАСС
Ритмика (теоретические сведения).

Характер музыки. Понятие о ритме движения и музыке. Ритмический
рисунок. Темп движения и музыка. Продолжение знакомства с длительностями:
восьмые, четвертые, половинные и целые ноты.
Специальные ритмические упражнения.
Ритмическая ходьба и бег в различном темпе (быстро, медленно,
умеренно). Выполнение построений и перестроений: расчет по порядку, расчет
на 1-й, 2-й, перестроение в колонну по два. Ходьба на месте с остановкой на
два счета. Ритмическая ходьба с акцентом на счет 1, на счет 2,3. Ходьба с
хлопками в ладоши на счет 1, 2 (на счет 1 с двумя хлопками). Упражнения с
движениями рук в процессе ритмической ходьбы с изменением задания.
Изменение положения рук (на пояс, за спину, вниз) с различными интервалами
(через 2, 4, 6, 8 счетов). Прохлопывание размеров 2/4, 3/4, 4/4, выполнение
хлопков на каждую четверть, на каждую первую четверть.
Упражнения на связь движений с музыкой.
Постепенное и резкое изменение темпа ходьбы, бега (под счет и хлопки)
и в процессе выполнения общеразвивающих упражнений. Ходьба, бег в
соответствии с характером и ритмом музыки (энергично, мягко, скачками, с
паузами). Передача ритмического рисунка музыкального произведения при
помощи движений рук или хлопков в процессе ходьбы. Ходьба, бег с
движениями рук на акцент в музыке. Выполнение различных движений во
время ходьбы и бега на аккорды в различных регистрах.
Упражнения ритмической гимнастики.
Общеразвивающие
пространственную

и

специальные

ориентировку

и

упражнения.

Упражнения

зрительно-моторную

на

координацию.

Упражнения с предметами (большим озвученным мячом, обручем, лентой) и
без предметов. Выполнение простых ассиметричных движений рук (одну руку
вперед, другую в сторону; одну руку в сторону, другую на пояс и др.). Наклоны
туловища вперед в сочетании с движениями рук. Наклоны назад, руки на пояс,
в стороны, к плечам.
Подготовительные упражнения к танцам.

Упражнения для ступней ног. Выполнение движений у станка по заданию
педагога. Вставание на полупальцы. Выставление ноги на пятку и носок.
Полуприседания в различных позициях. Выдвижение и возвращение ноги из 3й позиции вперед, в сторону, назад. Прыжки в 1-й, 2-й позициях. Повторные
три притопа. Парные и групповые движения, выполняемые под музыку.
Элементы танцев.
Повторение хороводного шага. Продолжение разучивания тройного шага.
Движение в ритме галопа и польки по кругу.
Танцы.
Хороводы. Пляски с притопами. Разучивание ритмического танца
«Макарена» и танца «Полька-топотушка». Разучивание танцев по выбору
педагога.
Музыкально-ритмические и речевые игры.
Подвижные игры. Музыкально-ритмические игры.
5 КЛАСС
Ритмика (теоретические сведения).
Повторение и закрепление теоретических сведений по ритмике.
Специальные ритмические упражнения.
Ритмическая ходьба и бег в различном темпе (быстро, медленно,
умеренно). Выполнение построений и перестроений: расчет по порядку, расчет
на 1-й, 2-й, перестроение в колонну по два. Ходьба на месте с остановкой на
два счета. Ритмическая ходьба с акцентом на счет 1, на счет 2,3. Ходьба с
хлопками в ладоши на счет 1, 2 (на счет 1 с двумя хлопками). Упражнения с
движениями рук в процессе ритмической ходьбы с изменением задания.
Изменение положения рук (на пояс, за спину, вниз) с различными интервалами
(через 2, 4, 6, 8 счетов). Прохлопывание размеров 2/4, 3/4, 4/4, выполнение
хлопков на каждую четверть, на каждую первую четверть.

Изучение содержания раздела на углубленном уровне в зависимости от
контингента обучающихся.
Упражнения на связь движений с музыкой.
Постепенное и резкое изменение темпа ходьбы, бега (под счет и хлопки)
и в процессе выполнения общеразвивающих упражнений. Ходьба, бег в
соответствии с характером и ритмом музыки (энергично, мягко, скачками, с
паузами). Передача ритмического рисунка музыкального произведения при
помощи движений рук или хлопков в процессе ходьбы. Ходьба, бег с
движениями рук на акцент в музыке. Выполнение различных движений во
время ходьбы и бега на аккорды в различных регистрах.
Изучение содержания раздела на углубленном уровне в зависимости от
контингента обучающихся.
Упражнения ритмической гимнастики.
Общеразвивающие
пространственную

и

специальные

ориентировку

и

упражнения.

Упражнения

зрительно-моторную

на

координацию.

Упражнения с предметами (большим озвученным мячом, обручем, лентой) и
без предметов. Выполнение простых ассиметричных движений рук (одну руку
вперед, другую в сторону; одну руку в сторону, другую на пояс и др.). Наклоны
туловища вперед в сочетании с движениями рук. Наклоны назад, руки на пояс,
в стороны, к плечам.
Изучение содержания раздела на углубленном уровне в зависимости от
контингента обучающихся.
Подготовительные упражнения к танцам.
Упражнения для ступней ног. Выполнение движений у станка по заданию
педагога. Вставание на полупальцы. Выставление ноги на пятку и носок.
Полуприседания в различных позициях. Выдвижение и возвращение ноги из 3й позиции вперед, в сторону, назад. Прыжки в 1-й, 2-й позициях. Повторные
три притопа. Парные и групповые движения, выполняемые под музыку.
Изучение содержания раздела на углубленном уровне в зависимости от
контингента обучающихся.

Элементы танцев.
Повторение хороводного шага. Продолжение разучивания тройного шага.
Движение в ритме галопа и польки по кругу.
Изучение содержания раздела на углубленном уровне в зависимости от
контингента обучающихся.
Танцы.
Хороводы. Пляски с притопами. Повторение танца «Полька-топотушка»
и ритмического танца «Макарена». Разучивание танцев «Гопак», «Полькахлопушка», «Полька-бабочка», иных танцев (по выбору педагога).
Музыкально-ритмические и речевые игры.
Подвижные игры. Музыкально-ритмические игры.
ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РИТМИКА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• понимание значения овладения навыками музыкально-ритмической
деятельности

для

самостоятельности,

мобильности

и

независимости;

потребность в двигательной активности и мобильности;
• способность к осмыслению и дифференциации картины мира;
• повышение активности и самостоятельности;
• сформированность позитивного эмоционально-ценностного отношения
к миру музыки и движений;
• сформированность самооценки с осознанием своих возможностей при
овладении навыками танцевальных движений;
•сформированность
способность
окружающего;

накапливать

эстетического
и

взгляда

переживать

на

окружающий

эстетические

впечатления

мир;
от

• развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе
знакомства с, народными и бальными танцами.
•

развитие

образного

мышления,

артистических

способностей,

творческого потенциала;
•

сформированность

умения

передавать

настроение

музыки

и

художественно-образное содержание через пластику движения;
• овладение навыками коммуникации и социального взаимодействия с
взрослыми и сверстниками через групповые и парные танцы репертуарного
плана;
• способность к самовыражению и передаче своего эмоционального
состояния через музыкально-ритмические движения;
• сформированность установки на поддержание здоровьесберегающего
поведения, здорового и безопасного образа жизни, охрану нарушенного зрения
и сохранных анализаторов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


установление

связи

между

целью

занятий

ритмической

деятельностью, мотивом и результатом выполнения ритмического упражнения;


двигательная самореализация слепого обучающегося;



восприятие "образа я" как субъекта музыкально-двигательной,

танцевальной деятельности;


приобщение к достижениям национальной, российской и мировой

танцевальной культуры и традициям, многообразию танцевального фольклора
России, образцам народного танца;


планирование

и

умение

придерживаться

заданной

последовательности движений, действий;


эстетические и смысловые ориентации, направленные на развитие

потребности в двигательном и творческом самовыражении;



развитие чувства ритма, связи движений с музыкой, координации

движений;


саморегуляция

как

способность

к

выполнению

движений,

двигательных действий;


аналитико-синтетические умения и навыки в дифференциации и

оценке содержания и характера двигательных действий, органов движения и их
функций;


установка на здоровьесберегающее поведение, ориентация на

выполнение правил здорового и безопасного образа жизни;


развитие мотивации к преодолению трудностей;



умение принимать и сохранять учебную задачу;



потребность в двигательной активности и самореализации;



активное

анализаторов

для

использование
формирования

нарушенного

зрения

компенсаторных

и

сохранных

способов

овладения

навыков

зрительной

специальными ритмическими упражнениями;


развитие

пространственного

мышления,

пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации как
основы

самостоятельного

и

результативного

выполнения

ритмических

движений;


умение различать способ и результат деятельности при выполнении

танцевальных движений;


умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми на

занятиях ритмической гимнастикой;


алгоритмизация

практических

действий

при

выполнении

танцевальных движений;


умение

взаимодействовать

овладении элементами танцев, танцами;

с

социальным

окружением

при



развитие умения выявлять выраженные в музыке настроения и

чувства и передавать свои чувства и эмоции с помощью ритмических движений
и элементов танцев, двигательного самовыражения;


умение

адекватно

воспринимать,

понимать

и

использовать

вербальные и невербальные средства общения на занятиях ритмикой;


умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в системе

координат «слабовидящий–зрячий», «слабовидящий-слабовидящий» в процессе
овладения ритмическими упражнениями.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Слабовидящие обучающиеся осознают значимость ритмичных движений
для жизнедеятельности человека и своего дальнейшего развития. У них будет
развиваться чувство ритма, музыкально-ритмическая память, двигательная
активность, координация движений, двигательные умения и навыки как
необходимые условия для уверенного владения своим телом. У них будет
формироваться понимание связи движений с музыкой.
Слабовидящие обучающиеся научатся дифференцировать движения по
степени

мышечных

усилий;

овладеют

специальными

ритмическими

упражнениями (ритмичная ходьба, упражнения с движениями рук и туловища,
с проговариванием стихов); упражнениями на связь движений с музыкой,
упражнениями ритмической гимнастики, направленными на коррекцию
двигательных нарушений, развитие двигательных качеств, пространственной
ориентировки, зрительно-моторной координации и устранение недостатков
физического развития.
Обучающиеся

овладеют

умением

выполнять

подготовительные

упражнения к танцам, элементы танцев, танцы. У них будут развиваться
выразительность и пластичность движений, мобильность. Они научатся
использовать
упражнений.

нарушенное

зрение

при

выполнении

различных

видов

Слабовидящий обучающийся научится:
1.

Ритмика

(теоретические

сведения):

осознавать

ритмическую

деятельность и её роль в жизни человека, понимать её значение для
собственного развития; дифференцировать и называть виды ритмической
деятельности и формы музыкально-ритмической деятельности, рассказывать о
содержании движений; понимать связь движения с заданным ритмом,
характером музыки, связь техники речи с характером движения; понимать роль
занятий ритмической деятельностью для развития музыкального слуха,
развития ориентировочных умений; соблюдать ограничения по зрению при
выполнении музыкально-ритмических упражнений, движений.
2. Специальные ритмические упражнения: реагировать на сигнальные
слова «движение», «темп», «ритм»; выполнять движения в соответствии с
освоенным видом ритмического упражнения; согласовывать темп движения с
проговариванием.
3. Упражнения на связь движений с музыкой: согласовывать характер,
темп, направление движения в соответствии с видом упражнений; понимать
характер, ритм музыки, песни и двигаться под музыку; выполнять новые виды
ходьбы, бега и других видов движений как средств выражения простейших
музыкально-двигательных образов.
4. Упражнения ритмической гимнастики: выполнять амплитуду движений
в соответствии с видом упражнения; выполнять ритмические гимнастические
движения без предмета; с предметом на счет, с хлопками и с проговариванием
стихов, пословиц, речёвок; правильно захватывать предмет для выполнения
определённого

упражнения

ритмической гимнастики; дифференцировать

движения кисти, пальцев руки для захвата и удерживания предмета при
выполнении упражнений под музыку, зрительному прослеживанию за
предметом; стремиться к выразительности и красоте движения; использовать
свои двигательные и зрительные возможности при выполнении упражнений
ритмической гимнастики.

5. Подготовительные упражнения к танцам: сознательно относиться к
выполнению движений; выполнять упражнения для ступней ног (вставание на
полупальцы, выставление ноги на пятку и носок); принимать положение
полуприседания; выполнять необходимые танцевальные движения; принимать
и удерживать правильную осанку; выполнять согласованные танцевальные
движениям с партнером.
6. Элементы танцев: выполнять различные виды ходьбы, бега под
музыку; дифференцировать виды танцевальных движений, обозначать их
словом; выполнять элементы танцевальных движений.
7. Танцы: принимать базовые исходные позиции и выполнять движения
изучаемого танца; выполнять танцевальные движения в общем ритме и темпе с
партнёрами; зрительно ориентироваться в пространстве зала и свободно
передвигаться в нем с изменением темпа музыки и направления движения
(«гопак», «полька», «хоровод»); самостоятельно выполнять движения под
музыку; соблюдать технику и культуру движений танца; слушать танцевальную
музыку, двигаться под музыку; выполнять коллективные танцевальные
движения.
8. Музыкально-ритмические и речевые игры: выполнять имитационные и
образно-игровые движения под музыку; принимать участие в музыкальноритмических

играх;

регулировать

силу,

высоту

голоса,

внятность

произношения в речевых играх; выполнять мимические и пантомимические
движения в играх; самовыражаться в музыкально-ритмических играх.
УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ

КОРРЕКЦИОННОГО

КУРСА

«РИТМИКА»
Занятия ритмикой проводятся в специально оборудованном кабинете
площадью не менее 50 кв. м. Пол кабинета должен быть с деревянным, ровным,
однотонным, умеренно скользящим покрытием. Освещение кабинета должно
составлять

не

менее

1000лк,

необходимо

обеспечить

равномерное

распределение освещения по всей площади пола кабинета, источники света
должны быть снабжены матовыми плафонами или рассеивателями света.
Оснащение кабинета обязательно включает хореографические (балетные)
станки и зеркала, выполненные с использованием технологий, обеспечивающих
высокую

ударопрочность.

звуковоспроизводящая

На

аппаратура

занятиях
с

ритмикой

динамиками,

используется

имеющими

широкий

частотный диапазон.
Занятия ритмикой проводятся с обязательным учетом индивидуальных
рекомендаций и ограничений к выполнению движений врача-офтальмолога
(для слепых с остаточным зрением), а также с учетом индивидуальных
психофизических возможностей обучающихся к усвоению и выполнению
движений.
При проведении занятий ритмикой необходимо использовать следующее
дидактическое обеспечение и специальный гимнастический инвентарь:


Образцы

музыкальных

инструментов:

духовые,

струнные,

клавишные, ударные, народные, коробчатые;


Образцы народных танцевальных костюмов;



Бубны и звуковые браслеты для ориентировки в пространстве;



Шарнирные куклы для изучения статических положений человека;



Модели поз человека;



Простые и озвученные мячи;



Скакалки,

гимнастические палки.

обручи,

мешочки,

разноцветные

флажки,

ленты,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».