ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика внеурочного курса «Музыка»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно
присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории
человечества. Используя интонационно - выразительные средства, она способна
порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие
художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий
уровень обобщенности, с другой — глубокая степень психологической
вовлеченности личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для
развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим
собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным
искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие
качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание,
содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве
универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и
принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей
других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является
средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века
и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов
прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и
задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии ритмы
являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю
систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание,
но и на более глубоком — подсознательном — уровне.
Музыка — временное искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в
развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки
развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных
связей и логики развития событий, обогащать индивидуальный опыт в
предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта,
способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом
музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и
нравственное развитие обучающегося, формирование всей системы ценностей.
Программа позволяет учителю реализовать в процессе преподавания музыки
современные подходы к формированию личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Коррекционно - развивающий потенциал внеурочного курса «Музыка»
обеспечивает преодоление обучающимися следующих специфических трудностей,
обусловленных слабовидением:
недостаточная
сформированность
произвольного
компонента
слухового внимания и слуховой памяти;
●
бедность и невыразительность речи;
●
скудная эмоциональность и ограниченность воображения;
●
быстрая утомляемость.
Преодоление указанных трудностей осуществляется на каждом уроке
учителем в процессе специально организованной коррекционной работы.
●
Цели изучения внеурочного курса «Музыка»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания
обучающегося, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер,
творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития человека,
уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми
критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной
культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным
содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и
коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия
(постижение мира через переживание, интонационно - смысловое обобщение,
содержательный анализ произведений, моделирование художественно творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по
следующим направлениям:
становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного
миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание
значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной
коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа
автокоммуникации;
формирование творческих способностей обучающегося, развитие
внутренней мотивации к интонационно - содержательной деятельности.
Важнейшими общеобразовательными задачами изучения курса «Музыка»
являются:
Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный
психологический опыт эмоционально - эстетического переживания.
Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности
развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и
бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на
человека.
Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального
искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей
других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного
многообразия.
Формирование целостного представления о комплексе выразительных
средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального
языка, характерных для различных музыкальных стилей.
Развитие
общих
и
специальных
музыкальных
способностей,
совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного
восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в
связи с прослушанным музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на
доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на
электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации,
композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных
продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка,
танец, двигательное моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально - театральная деятельность (концерты,
фестивали, представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и
музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов
народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в
истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.
Коррекционные задачи:
•
Развитие зрительного, зрительно - осязательного и слухового
восприятия.
•
Развитие произвольного внимания.
•
Развитие и коррекция слуховой памяти.
•
формирование навыков зрительного, зрительно - осязательного и
слухового анализа.
•
Формирование специальных приёмов обследования изучаемых
объектов (музыкальных инструментов).
•
Формирование, уточнение или коррекция представлений о предметах
и процессах окружающей действительности.
•
Развитие музыкальных способностей.
•
Обогащение активного и пассивного словаря.
•
Коррекция эмоционально - волевой сферы: формирование умения
выражать своё эмоциональное состояние с помощью музыкальных средств, умения
адекватно обстановке выражать свои чувства.
•
Развитие и коррекция средств невербальной коммуникации (жесты,
мимика, пантомимика).
•
Развитие дыхания и артикуляционного аппарата.
•
Развитие мелкой моторики, зрительно - моторной координации.
•
Преодоление внутренних психологических комплексов, обеспечение
им возможности самовыражения посредством искусства и культуры.
•
Развитие художественных способностей.
Программа внеурочного курса учитывает логику изучения предмета
«Музыка» в начальной и основной школе (1-8 классы), отражает специфику
духовного, нравственно - эстетического опыта человечества, содержательно
обобщает представления школьников о различных видах искусства в целом и
их роли в жизни человека и общества. Постижение искусства в основной
школе направлено на эмоционально - ценностное освоение мира и
происходящих в нем явлений, воплощённых в различных художественно образных формах творческой деятельности человека. Полученные за время
предыдущего обучения в школе знания о языке художественной
выразительности музыки, литературы, изобразительного искусства
дополняются сведениями о языке театра, экранных искусств. Появляется
понимание специфики и общности выразительных средств разных видов
искусства, расширяются представления о современных искусствах,
формируется целостная эстетическая картина мира, приходит осознание роли
искусства в жизни человека и общества. Учащиеся постигают многообразие
жанров искусства, учатся понимать роль традиций и новаторства в развитии
искусства разных народов, размышлять об образной природе и эмоциональном
воздействии искусства на человека. Активное самостоятельное освоение
школьниками образовательного пространства Интернета осуществляется в
процессе поиска информации о различных событиях культурной жизни в
стране и за рубежом. Эмоциональное восприятие духовного наследия, умение
оценить произведения искусства с позиции эстетических идеалов и
высказывать собственное мнение о сущности различных явлений культуры,
участие в каком-либо виде художественного творчества включают подростков
в процесс художественного познания и творческого освоения мира.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки».
Европейская музыка религиозной традиции. Русская музыка религиозной
традиции. Полифония в западной и русской духовной музыке. Эстетическое
содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные
произведения на канонические тексты.
Модуль № 4 «Европейская классическая музыка».
Искусство как отражение, с одной стороны – образа жизни, с другой – главных
ценностей, идеалов конкретной эпохи. Значение и роль композитора –
основоположника национальной классической музыки. Стили барокко,
классицизм, романтизм (круг основных образов, характерных интонаций,
жанров). Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов,
драматургических приёмов, музыкального языка. Многообразие стилей в
музыке 20 века. Современная музыка, её разнообразие и характерные
признаки.
Модуль № 5 «Русская классическая музыка».
Вокальная музыка, программные инструментальные произведения, крупные
театральные и симфонические произведения русских композиторов. Стиль как
отражение мироощущения композитора. Русская классическая музыкальная
школа. Романтизм в русской музыке. Многообразие стилей в музыке 20 века.
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России».
Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны.
Народные истоки композиторского творчества. Внутреннее родство
композиторского и народного творчества на интонационном уровне.
Современная жизнь фольклора.
Модуль № 3 «Музыка народов мира».
Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран.
Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора. Отражение
европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов.
Стили и жанры американской музыки. Смешение интонаций и ритмов
различного происхождения.
Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства».
Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и
характера музыки. Художественный образ в различных видах искусства,
специфика восприятия. Взаимодополнение выразительных средств разных
видов искусства. Музыка к драматическому спектаклю. Музыка в немом и
звуковом кино. Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла,
фильма-оперетты и другие.
Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления».
Джаз. Особенности джазового языка стиля. Особенности жанра. Мюзиклы 20
века. Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене.
Направления и стили молодёжной музыкальной культуры 20-21 веков.
Музыкальное творчество в условиях цифровой среды. Значение искусства в
духовном и интеллектуально - творческом развитии личности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА
«МУЗЫКА»
Личностные результаты
Личностные результаты освоения курса «Музыка» достигаются во
взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной
деятельности. Они отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание
Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов
республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к
освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов
России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую
музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной
культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны,
своего края.
Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в
лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в
своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения,
отражёнными в них; активное участие в музыкально -культурной жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов,
культурно - просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных
мероприятий.
Духовно - нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное
искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного
контекста, социально - исторических особенностей этики и эстетики;
придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной
деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам
искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность
прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества,
таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации
и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства,
роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной
средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как
искусства
интонируемого смысла;
овладение
основными способами
исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на
материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о
различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма
специальной терминологии.
Физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный
жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил
личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение
осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные интонационные средства для выражения своего
состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность
навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в
практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении
поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере
культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания: повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального
творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
●
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая
семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды;
●
стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых,
так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества,
овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;
●
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом,
воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи,
предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и
направления развития культуры и социума;
●
способность
осознавать
стрессовую
ситуацию,
оценивать
происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный
интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими
психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
Специальные личностные результаты:
●
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, её
временно - пространственной организации;
●
умение формировать эстетические чувства, впечатления от восприятия
предметов и явлений окружающего мира.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»:
Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
●
устанавливать
существенные
признаки
для
классификации
музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения
отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
●
сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков
произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;
●
обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей
музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
●
выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в
комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального
образа конкретного произведения, жанра, стиля;
●
выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного
музыкального звучания;
●
самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам
проведённого слухового наблюдения - исследования.
Базовые исследовательские действия:
●
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса,
«наблюдать» звучание музыки;
●
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
●
формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие
между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия,
исполнения музыки;
●
составлять алгоритм действий и использовать его для решения
учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;
●
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей музыкально - языковых единиц,
сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных
объектов между собой;
●
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
●
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
●
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными
записями;
●
использовать интонирование для запоминания звуковой информации,
музыкальных произведений;
●
выбирать,
анализировать,
интерпретировать,
обобщать
и
систематизировать информацию, представленную в аудио и видеоформатах,
текстах, таблицах, схемах;
●
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
●
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
●
различать тексты информационного и художественного содержания,
трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
●
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в
зависимости от коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие
специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Невербальная коммуникация:
●
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла,
стремиться понять эмоционально - образное содержание музыкального
высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла
музыкального произведения;
●
передавать в собственном исполнении музыки художественное
содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому
произведению;
●
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в
обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в
повседневном общении;
●
эффективно
использовать
интонационно
выразительные
возможности в ситуации публичного выступления;
●
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика,
жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно
включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
●
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения;
●
выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с
музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
●
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
●
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
●
публично представлять результаты учебной и творческой
деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
●
Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества,
соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать
ценность такого социально - психологического опыта, экстраполировать его на
другие сферы взаимодействия;
●
понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и
индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные
формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
●
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких
людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
●
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
●
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по
самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских
навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
●
планировать достижение целей через решение ряда последовательных
задач частного характера;
●
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
●
выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и
жизненных ситуациях;
●
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
●
делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
●
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
●
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её
изменения;
●
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
●
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку
приобретённому опыту;
●
использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного
управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать
состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и
т. д.
Эмоциональный интеллект:
●
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других
людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих
компетенций в данной сфере;
●
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально - опосредованного
общения;
●
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и
намерения другого человека, анализируя коммуникативно - интонационную
ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
●
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению,
эстетическим предпочтениям и вкусам;
●
признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки
фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов
деятельности;
●
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
●
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
Специальные метапредметные результаты:
●
использовать сохранные анализаторы в различных видах деятельности
(учебно - познавательной, ориентировочной, трудовой);
●
применять современные средства коммуникации и тифлотехнические
средства;
●
осуществлять пространственную и социально
- бытовую
ориентировку, обладать мобильностью;
●
применять приёмы отбора и систематизации материала на
определённую тему;
●
вести самостоятельный поиск информации;
●
преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в
результате чтения или аудирования;
●
принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого
этикета;
●
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
●
осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности
и в повседневной коммуникации;
●
оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового
оформления;
●
находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их;
●
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Предметные результаты
Понимать роль музыки в жизни человека;
Понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве
прошлого и настоящего;
Оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и
обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
Знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных
областях музыкального искусства;
Иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры
исполнения музыкальных произведений разных эпох;
Сопоставлять стилевые, интонационно - жанровые особенности музыкальных
произведений в процессе их слушания и исполнения;
Знать и уметь исполнять песни разных жанров (фольклор, классика,
современность), формировать свой песенный репертуар;
Ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве; понимать
значимость классического, народного музыкального искусства, музыки
религиозной традиции в их соотношении с массовой музыкальной культурой;
Иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового
значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях
музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;
Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности,
участвуя музыкально - эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера,
музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.), развивать
навыки проектной деятельности;
Совершенствовать умения и навыки самообразования.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
«МУЗЫКА»
ПЛАНИРОВАНИЕ
ВНЕУРОЧНОГО
КУРСА
9 класс Музыка как духовный опыт человечества.
№ Кол- Тема
во
часо
в
1. 24
2. 10
Художествен
на я картина
мира,
выявление её
духовносодержатель
ны х,
ценностных
смыслов,
заключённых
в
музыкальны
х образцах
17-19 веков.
Новое
видение
мира и
стилевое
многообрази
е
музыкально
й
Элементы воспитания
Электронные
образовательн
ые ресурсы
-Осознание российской
гражданской
идентичности в
поликультурном и
многоконфессиональном
обществе;
https://resh.edu.ru/subje
ct/6/
https://ok.ru/video/2523
031 4051
-Проявление интереса к
освоению музыкальных
традиций своего края,
музыкальной культуры
народов России;
-Интерес к изучению
истории отечественной
музыкальной культуры;
-Готовность воспринимать
музыкальное искусство с
учётом моральных и
духовных ценностей
этического и религиозного
контекста, социально исторических
особенностей этики и
эстетики;
http://www.youtube.co
m/wa
tch?v=BJ7azgWAVps
http://www.youtube.co
m/wa
tch?v=KHC0zn4PXL0
https://www.youtube.co
m/w
atch?v=afR22G_6JcQ
http://www.youtube.co
m/wa
tch?v=7hVSrRypUqk
http://www.youtube.co
m/wa
tch?v=M5JA8FLZ4F4
https://www.belcanto.ru
/
http://www.music.edusit
e.ru
-Осознание комплекса идей /
http://scho
и
olcollection.edu.ru/catalog
/rub r/7ed38401-26b811da- 8cd60800200c9a66/33/
культуры
20 века.
моделей поведения,
отражённых в лучших
произведениях мировой
музыкальной классики,
готовность поступать в
своей жизни в
соответствии с эталонами
нравственного
самоопределения,
отражёнными в них;
-Осознание важности
музыкального
искусства как средства
коммуникации и
самовыражения;
-Понимание ценности
отечественного и
мирового искусства,
роли этнических
культурных традиций и
народного творчества;
-Установка на
посильное активное
участие в практической
деятельности;
-Сформированность
навыков рефлексии;
-Ориентация в
деятельности на
современную систему
научных представлений об
основных
закономерностях развития
человека, природы и
общества, взаимосвязях
человека с
природной,
социальной,
культурной средой.
10 класс Специфика музыки и её место в ряду других видов
искусства.
№ Кол- Тема
во
часо
в
1. 5
2. 12
Музыка как
вид
искусства.
Многообраз
ие связей
музыки с
другими
видами
искусства.
Художестве
нн ый образ
в различных
видах
Элементы воспитания
Электронные
образовательн
ые ресурсы
-Восприимчивость к
различным видам
искусства, умение видеть
прекрасное в окружающей
действительности,
готовность
прислушиваться к природе,
людям, самому себе;
https://resh.edu.ru/subje
ct/6/
https://www.belcanto.ru
http://www.google.com/
url?
q=http%3A%2F%2Fw
ww.r
adostmoya.ru%2Fprojec
t%2
Fakademiya_zanimateln
yh_
iskusstv_muzyka%2F&
sa=
D&sntz=1&usg=AOvV
aw2
D2c8nHZ25R_y3uPNz
CSY P
-Осознание
ценности
творчества,
таланта;
-Стремление к
самовыражению в разных
видах искусства;
-Ориентация на
моральные ценности и
нормы в ситуациях
нравственного выбора;
-Знание достижений
http://www.music.edusit
e.ru
http://www.google.com/
url?
q=http%3A%2F%2Fsch
oolcollection.edu.ru%2Fcat
alog
искусства
(общность
тем,
специфика
выразительн
ых средств).
отечественных
музыкантов, их вклада в
мировую музыкальную
культуру;
-Стремление развивать и
сохранять музыкальную
культуру своей страны,
своего края;
-Сформированность
навыков рефлексии;
-Трудолюбие в учёбе,
настойчивость в
достижении
поставленных целей;
3. 17
Роль и
значение
музыки в
синтетическ
их видах
искусства.
-Интерес к
практическому
изучению профессий в
сфере культуры и
искусства;
-Эмоционально ценностное отношение к
окружающей среде,
необходимости
еёсохранения и
рационального
использования, участие в
экологических проектах
через различные формы
музыкального творчества;
-Овладение
музыкальным языком,
навыками познания
музыки как искусства
интонируемого смысла;
-Овладение основными
способами
исследовательской
деятельности на звуковом
материале самой музыки, а
также на материале
искусствоведческой,
%2Fsearch%2F%3Ftext
%3
D%26tg%3D%26contex
t%3
Dcurrent%26interface%
3Dt
eacher%26subject%255
B%
255D%3D35%26class%
255
B%255D%3D53%26ru
b_gu
id%255B%255D%3Dc9
8fe 2c1-58cc-47418674bb6ed213ef64&sa=D&s
ntz
=1&usg=AOvVaw1gHJ
Yop
ry_Hqe7BrwCgSG8
http://schoolcollection.edu.ru/catalog
/rub r/7ed38401-26b811da- 8cd60800200c9a66/33/
исторической,
публицистической
информации о различных
явлениях музыкального
искусства, использование
доступного объёма
специальной
терминологии;
- Активное участие в
музыкально - культурной
жизни образовательной
организации, родного края,
в том числе в качестве
участников творческих
конкурсов, фестивалей,
концертов, культурно просветительских акций.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс
Музыка как духовный опыт человечества.
№/не Кол- Тема
деля во
часо
в
1.
1
Художественная картина
мира, выявление её
духовно –
содержательных,
ценностных смыслов,
заключённых в
музыкальных образцах.
2.
1
Стиль как своеобразие,
присущее музыке
определённого
исторического периода,
национальной школы,
индивидуальному
творчеству
композитора: Восток - Запад.
3.
1
Русская духовная музыка в
синтезе
с
храмовым
искусством.
Духовные
концерты Д. С.
Бортнянского, М.
С. Березовского.
4.
1
Русская духовная музыка в
синтезе
Виды деятельности
-Определять по характерным
признакам принадлежность
музыкальных произведений к
соответствующему жанру и
стилю – музыка классическая,
народная, религиозная,
современная.
-Анализировать приёмы
взаимодействия и развития
одного или нескольких
образов в произведениях
разных стилей, форм и жанров.
-Анализировать и
обобщать жанрово стилистические
особенности
музыкальных
произведений.
-Размышлять о модификации
жанров в современной музыке.
с храмовым искусством.
Литургия П. И. Чайковского.
5.
1
«Всенощное бдение»
С. В. Рахманинов.
-Распознавать
художественный смысл
различных форм построения
музыки.
-Определять взаимодействие
музыки с другими видами
искусства на основе осознания
Барокко.
специфики языка каждого из
Музыка И. С. Баха, Г. Генделя. них (музыки, литературы,
Музыка И. С. Баха, Г. Генделя. изобразительного искусства,
архитектуры и др.).
Музыка А. Вивальди.
Западноевропейская музыка
эпохи
6.
1
7.
1
8.
1
9.
1
10.
1
11.
1
Образ матери в музыке, поэзии, -Проявлять эмоциональную
отзывчивость, личностное
изобразительном искусстве.
отношение к музыкальным
Западноевропейская
произведениям при их
музыкальная
восприятии, исполнении.
культура классицизма.
12.
1
Венская классическая школа.
Й. Гайдн.
13.
1
Западноевропейская
музыкальная
культура классицизма. В.
Моцарт, Л. Бетховен.
14.
1
Западноевропейская
музыкальная
культура романтизма.
15.
1
Западноевропейская
музыкальная культура
романтизма. Р. Шуман,
Ф. Шуберт.
16.
1
Западноевропейская
музыкальная культура
романтизма. Ф. Шопен,
Ф. Лист.
17.
1
-Исполнять песни и темы
инструментальных
произведений
отечественных и
зарубежных композиторов.
-Раскрывать образный строй
музыкальных произведений
на основе взаимодействия
различных видов искусства.
-Соотносить основные
образно - эмоциональные
сферы музыки,
специфические
особенности произведений
разных жанров.
-Обнаруживать общность
истоков народной и
профессиональной музыки.
Музыкальный романтизм. Мир -Называть имена
грёз,
выдающихся русских и
чувств, возвышенной
зарубежных композиторов,
духовности.
18.
1
Русская музыкальная
культура 19 века. Реализм.
М. И. Глинка,
А. Бородин.
19.
1
Русская музыкальная
культура 19 века. М.
Мусоргский,
П. Чайковский.
20.
1
Русская музыкальная
культура 19 века. Реализм.
Н. Римский Корсаков.
21.
1
Черты романтизма в
русской классической
музыке.
М. Мусоргский.
22.
1
Черты романтизма в русской
классической музыке. П.
Чайковский, М. Глинка, Н.
Римский
– Корсаков.
23.
1
Западноевропейская
музыкальная
культура. Импрессионизм.
24.
1
Музыкальный импрессионизм.
К. Дебюсси, М. Равель.
25.
1
Новое видение мира и
стилевое многообразие
русской музыкальной
культуры 20 века.
приводить примеры их
произведений.
-Сравнивать музыкальные
произведения разных
жанров и стилей.
-Наблюдать жизненные
явления и сопоставлять их с
особенностями
художественного
воплощения в
произведениях искусства.
-Расширять
импровизационные
возможности
исполнительской,
театрально - музыкальной
деятельности в процессе
изучения
«посланий» предков.
-Составлять различные
исполнительские трактовки
музыкальных произведений и
раскрывать образно смысловой строй произведения
в зависимости от стиля
исполнения.
26.
1
И. Стравинский, С. Прокофьев. -Осуществлять поиск
Русская музыкальная культура музыкально- образовательной
информации в Интернете.
20
века. Д. Шостакович, Г.
Свиридов.
27.
1
28.
1
29.
1
30.
1
-Самостоятельно работать с
обучающими
Русская музыкальная культура образовательными
20
программами,
века. Р. Щедрин, А. Хачатурян. электронными
образовательными
Новое видение мира и
ресурсами.
стилевое многообразие
русской музыкальной
-Защищать творческие
культуры 20 века. А. Шнитке. исследовательские
проекты (на уроках и во
Зарубежная музыка 20 века.
внеурочной
Симфоджаз. Дж. Гершвин.
деятельности).
Зарубежная музыка 20 века.
Экспрессионизм. А.
Шёнберг, А. Берг.
31.
1
Неофольклоризм.
Барток.
Б.
Фольклор и современность.
32.
1
Неоклассицизм. П. Хиндемит.
33.
1
Неопримитивизм. К. Орф.
34.
1
Исследовательский проект.
10 класс
Специфика музыки и её место в ряду других видов искусства.
№/ Кол Тема
неде - во
ля часо
в
1.
1
Музыка как вид искусства.
2.
1
Интонационно-образная,
жанровая,
стилевая основа музыки.
3.
1
Специфика музыки.
Интонация как носитель
смысла в музыке.
Виды деятельности
-Понимать универсальные
функции искусства как
межнациональной,
поликультурной
коммуникации.
-Приводить примеры
преобразующей силы
4.
1
Виды искусства.
Специфика каждого вида
искусства, классификация.
5.
1
Музыка в ряду других видов
искусства.
6.
1
Родство художественных
образов
разных искусств.
7.
1
Образы природы в музыке,
литературе, живописи.
8.
1
Образы природы в музыке,
литературе, живописи.
9.
1
Образы войны в музыке,
литературе, живописи.
10.
1
Образы войны в музыке,
литературе, живописи.
11.
1
Образ матери в музыке,
литературе,
живописи.
12.
1
Образ матери в музыке,
литературе,
музыки, её воздействия на
мысли, чувства, поступки,
поведение человека, его
эстетические идеалы,
художественный вкус,
влияния на жизнь людей.
-Использовать здоровье сберегающий потенциал
музыки в повседневной
жизни.
-Выявлять духовно нравственные смыслы
содержания
художественных образов.
-Раскрывать смысл
художественного образа
различных видов искусства как
выразителя эпохального,
национального,
индивидуального стиля.
-Расширять представления о
многообразии жизни,
различных трактовках одних и
тех же явлений в
художественных образах
различных
13.
1
живописи.
видов искусства.
Эпический образ в музыке,
-Анализировать и
обобщать многообразие
связей музыки,
литературы,
изобразительного
искусства.
литературе, живописи.
14.
1
Эпический образ в
музыке, литературе,
живописи.
15.
1
16.
1
17.
1
18.
1
Драматический образ в музыке, -Анализировать особенности
литературе, живописи.
воплощения образа средствами
Драматический образ в музыке, разных видов и жанров
искусства в историколитературе, живописи.
культурной ретроспективе.
Общность тем, специфика
-Передавать в собственном
выразительных средств
исполнении (пении, игре на
разных
инструментах, музыкальноискусств.
пластическом движении)
Роль и значение музыки в
различные музыкальные
синтетических видах искусств. образы.
19.
1
Роль музыки в театральных
жанрах:
в опере.
20.
1
Роль музыки в театральных
жанрах:
в оперетте.
21.
1
Роль музыки в театральных
жанрах:
в оперетте.
22.
1
Роль музыки в театральных
жанрах:
в мюзикле.
23.
1
Роль музыки в театральных
жанрах:
в мюзикле.
24.
1
Роль музыки в театральных
жанрах:
в балете.
25.
1
Роль музыки в театральных
жанрах:
в балете.
26.
1
Роль музыки в театральных
жанрах:
-Определять взаимодействие
музыки с другими видами
искусства на основе осознания
специфики языка каждого из
них (музыки, литературы,
изобразительного искусства,
театра, кино и др.).
-Использовать электронные
образовательные ресурсы,
обучающие программы,
видеозаписи исполнения
музыкальных произведений,
опер, балетов, мюзиклов,
музыкальных фильмов.
-Анализировать синтетический
характер кинообразов, роль
музыки в ритмизации действия,
характеристике персонажей,
драматургии фильма.
-Закреплять представления о
видах и жанрах синтетических
искусств: драматический
спектакль, музыкальный
в драматическом спектакле.
27.
1
Роль музыки в театральных
жанрах:
в драматическом спектакле.
28.
1
Музыка в театре и кино.
29.
1
Роль музыки, её функции в
немом
кино.
30.
1
Роль музыки, её функции в
звуковом кино.
31.
1
Роль музыки, её
функции на
телевидении.
32.
1
Роль музыки в музыкальном
фильме, основанном на
мюзикле.
33.
1
Роль музыки в музыкальном
фильме, основанном на
оперетте.
34.
1
Обобщение темы года.
Исследовательский проект.
спектакль (опера, балет,
оперетта, мюзикл),
художественный,
документальный,
анимационный фильмы,
телевизионные передачи (шоу,
конкурсы и т. п.).
-Защищать творческие
исследовательские
проекты (на уроках и во
внеурочной
деятельности).
26